Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
1.Макроэкономика.
1.Общая харак-ка основных МАЭ-х показателей.
2.Совок-ый спрос. Закон СС. Факторы, опред-щие СС.
3.Совок-ое предложение. Закон СП. Факторы, опред-щие СП.
4.Понятие МАЭ-го равновесия. Простейшие модели МАЭ-го рав-сия.
5.Классич-ая модель общего рав-сия.
6.Кейнси-ая модель общего рав-сия. Крест Кейнса.
7.Гос-во и его ф-ции. Гос сектор и гос собст-ть.
8.Инструменты гос эко пол-ки.
9.Эко цикл и его харак-ки.
10.Модели эко циклов.
11.Эко рост. Факторы эко роста. Гос регул-е эко роста.
12.Сущность и инструменты денежно-кред-ой пол-ки.
13.Концепции и модели инфляции. Антиинфляционная пол-ка гос-ва.
14.Фискальная пол-ка и ее роль в стабилизации эк-ки.
15.Гос бюджет, бюдж-ый дефицит и его гос долг. Концепции регул-я бюдж-го
деф-та.
16.Рав-сие в открытой эк-ке.
17.Валют-й курс. Фиксированные и гибкие вал-е курсы.
18.МАЭ-е рав-сие на тов-ом и ден-ом рынках. Модель IS – LM.
2.Микроэкономика.
1.Ценность и полезность эко блага. Место и ф-ции потребителя в рын-ой эк-
ке.
2.Индив-ый и рын-ый спрос.
3.Рын-ое рав-сие. Методы гос регул-я цен.
4.Эластич-ть спроса.
5.Взаимосвязанность эко благ.
6.Эко природа фирмы. Основные формы деловых пр\пр в рын-й эк-ке.
7.Сущность и эко значение прибыли. Эко и бух-ая прибыль: основные различия
и применения.
8.Монополия и моноп-ая власть.
9.Эко эфф-ть: понятие, критерии.
10.Эко конкуренция. Ценовая и нецен-я конк-я.
11.Совершенная и несовер-я конк-я: основные признаки и отличия.
12.Общ-ные издержки монопольной власти. Гос антимон-ая пол-ка.
13.Издержки пр-ва: виды, применение. Альтернативные издержки.
14.Максимизация прибыли – основная цель фирмы в рын-ых усл-ях.
15.Эко ресурсы и эко выбор. Кривая производ-ых возможностей. Цены ресурсов.
16.З\пл как цена труда. Номинальная и реальная з\пл.
17.Цена товара. Особен-ти ценообра-я различных моделях рынка.
18.Гос регул-е рынка труда. Компенсационные различия в уровнях оплаты
труда.
19.Спрос на инвестиции. Принцип дисконтирования. Инв-ции в челов-ий
капитал.
20.Общее рав-сие и эко благосос-е. Эфф-ть и справед-е распределение.
3.Экономическая безопасность.
1.Концепция нац безоп-ти России: нац интересы, приоритеты, харак-ка угроз.
2.Гос стратегия ЭБ РФ: эко интересы, эко приоритеты, внутр-е и внешние
угрозы.
3.Методы оценки ЭБ, критерии и индикаторы ЭБ страны.
4.ЭБ региона: осн-е полож-я концепции ЭБ региона, классиф-я регионов по
степени ЭБ.
5.ЭБ пр\пр РФ: факторы и источники угроз, схема обеспечения безоп-ти пр\пр.
6.Функцион-ые составляющие ЭБП: фин-ая, интеллектуально - кадровая, и
технико-технологическая.
7.Функци-ые составляющие ЭБП: пол-ко-правовая, инф-ная, силовая, эк-я.
8.ЭБ личности: эколог-я, продоволь-я, инф-я, труд-я.
4.Прогнозирование национальной экономики.
1.Сущность, задачи, ф-ции ПНЭ.
2.Классиф-я прогнозов.
3.Методы прогноз-я, их классиф-я.
4.Методы ПНЭ.
5.МАЭ-е модели НЭ.
6.Организац-ые формы прогноз-я эко и соц-х процессов.
7.Орг-ция разработки и утверждения прогнозов на разных уровнях упр-я.
8.Экспертные методы прогноз-я.
9.Сводные демограф-ие прогнозы и прогнозы труд. ресурсов.
10.Прогноз-е НТП.
11.Прогноз-е темпов разв-я НЭ.
12.Прогноз-е осн-ых пропорций разв-я НЭ.
13.Сводное прогноз-е процессов соц разв-я.
14.S прогнозов многоотраслевых комплексов.
5.Финансовое – банковское право.
1.Правовой статус Банка России (ЦБ).
2.П-й режим банк-й инф-ции и обесп-е банк-й тайны.
3.П-ое регул-е кред. отн-й.
4.П-ое рег-е валют. операций.
5.П-ая основа взаимодействия элементов банк-й S.
6.П-ое обеспеч-е бюдж-го процесса в РФ.
7.П-ые основы взаимод-я бюд-в разного уровня.
8.П-ое рег-е налог-х правоотн-й.
9.Юрид-я харак-ка страховых взносов во внебюдж-е гос соц-е фонды.
10.П-ая основа формир-я доходной части бюджета.
6.Трудовое право.
1.Труд-й колл-в и его органы как субъекты ТП.
2.Правовой статус безраб-го. Причины роста безработицы.
3.Пон-е труд-го договора(ТД). Его отличие от смежных граж-ко-прав-х
договоров. Содержание ТД.
4.Виды ТД-ров. Т-е Д-ра с сезонными и временными работ-ми.
5.Расторжение ТД-ра.
6.Понятие и виды времени отдыха. Ежегодные отпуска и их виды.
7.S оплаты труда. Гарантийные и компенсационные выплаты и доплаты.
8.Дисциплинарная ответст-ть раб-в. Виды дисц-ой ответ-и. Другие меры
правового возд-ия, применяемые к нарушителям труд-й дисц-ны.
9.Расслед-е и учет несчастных случаев, связанных с пр-вом.
10.Принципы рассмотрения труд-х споров(ТС). Подведомственность ТС. Порядок
рассмотрения индивид-х и коллек-х ТС.
7.Административное право.
1.Предмет, метод и ист-ки АП. S-тизация АП. Инкорп-я и кодиф-я – их роль и
значение.
2.Соотн-е АП со смежными отраслями рос-го П (гос-го, труд-го, фин-го, муниц-
го и тд.).
3.Админ-но-прав-е нормы(АПН). Стр.-ра АПН. Действие АПН во времени и в
простр-ве.
4.Адм-но-пр-е отн-я(АПО), их виды. Основания возник-я, примен-я и
прекращения АПО. Участ-ки (субъекты) АПО. Правоспособность и дееспос-ть
субъектов.
5.Органы гос управ-я, их виды. Принципы построения S органов исполн-ой
власти. През-т в сфере исполн-й власти и его полномочия. Прав-во РФ, его
полномочия. Органы испол-й власти суб-в РФ.
6.Органы местного самоуправ-я. Муниц-я служба.
7.Прав-е акты органов гос управ-я, их виды и действия.
8.Ответс-ть по АП: адм-ая, дисципл-ая и матер-ая ответс-ть.
9.АП и управ-е эк-й:
10.Упр-е промыш-тью;
11.Упр-е с\х;
12.Упр-е фин-ми и кредитом.
13.АП и упр-е адм-но-полит-й сферой: обороной, безопас-ью, внутр-ми делами,
иностр-ми делами и юстиции.
14.АП и законность в управ-ии. Законность, дисциплина и целесообразность в
управ-ии.
8.Предпринимательское право,МЧП.
1.Гос и муниц-е унитарные пр\пр: порядок создания, деят-ть, ликвидация.
2.Гос регул-е ценообразования.
3.Прав-е полож-е биржи и ее участ-ов.
4.Предпр-й договор: понятие, юр-ие свойства, содер-е. Публич дог-р. Предвар-
й дог-р.
5.Дог-ры о передаче иму-ва (купля - продажа, рента, аренда и др.).
6.Д-ры о выполнении работ (бытовой подряд, строит-й подряд, выполнение
научно – исслед-х, опытно – конструк-их и техноло-их работ).
7.Д-ры об оказании услуг (перевозка, коммерч-я концессия и др.).
8.Антимоноп-е регул-е предпр-й деят-ти.
9.Прав-е регул-е расчетных отн-ий в предпр-ве.
10.Несостоятельность (банкротство) предпр-лей.
11.Гос регул-е ВЭД предпр-лей (вал-е, тамож-е регул-е, квотирование и
лиценз-е).
9.Гражданское право.
1.ГП как отрасль П. Предмет и метод ГП. Принципы ГП.
2.Понятие, сод-е и виды гражд-ко-прав-х отн-й(ГПО). Суб-ты и объ-ты ГПО.
3.ЮЛ как прав-я форма предпр-й деят-ти. Возникн-е и прекращ-е деят-ти ЮЛ.
4.Виды ЮЛ, их классиф-я.
5.Правосубъ-ть гос-ва и муниц-х образований.
6.Понятие, сод-е и формы сделок. Условия действит-ти сделок и последствия
их несоблюд-я.
7.Понятие осущест-я Г-хП и испол-я обязанностей. Защита Г-хП.
8.Пон-е и сод-е П собст-ти субъ-в ГП. Защита П собст-ти: абсолютная и
относит-я защита.
9.Права собст-ти граждан. Понятие и основ-я наследования. Понятие, формы и
сод-е завещ-я.
10.Пон-е, виды и формы договора. Сод-е дог-а. Заключ-е, измен-е и расторж-е
дог-а. Основания и прав-е последствия заключ-я, изм-я и растор-я дог-а.
10.Управление госсобственностью.
1.Специфика ГС-тью.
2.Фед-ая собст-ть и собст-ть субъ-в РФ: порядок отнесения иму-ва к разным
уровням.
3.Участие РФ, субъ-в РФ и муниц-х образ-й в хозяйствующих субъ-х.
4.Пон-е и компетенция управ-х гос-ми пр\пр.
5.Особенности АО с гос участием.
6.Концепция управ-я пакетом акций в АО с долей ГС-ти.
11.Менеджмент.
1.Соц ответст-ть: модели и иерархия соц ответст-ти.
2.Управ-е чел-м и упр-е группой. Имидж менеджера.
3.Руков-во и власть.
4.Пон-я S и использ-е S-го подхода в управ-и.
1.1.ВНП-рын.ст-ть конечных тов-в и услуг произ-х в Э-ке за опр-й период
времени(год).
ВВП-измеряет ст-ть конечной продукции, произведенной на тер-й данной
страны за опр-й период независимо от того находится факторы произ-ва в соб-
ти граждан данной страны или принадлежат иностранцам.
Сущ-ет 3 способа измерения ВНП(ВВП):
При расчете ВНП по расходам стимулируются расходы всех Э-х агентов исп-щих
ВНП, дом.хоз-в, фирм, гос-ва, иностранцев.
ВНП=C+I+G+Xn,где
C-личные потреб.расходы
I-валовые инвестиции
G-гос.закупки тов-в и услуг
Xn-чистый экспорт
При подсчете ВНП произ-м методом суммируется ст-ть, добавленная на каждой
стадии произ-ва конечного продукта. Доб.ст-ть это разность между ст-тью
продукции произ-й фирмой и суммой уплаченной др.фирмам за приобретенное
сырье материалы и т.д. Этот метод позволяет учесть вклад различных фирм и
отраслей в создание ВНП. Для Э-ки в целом сумма доб.ст-ти д.б.=ст-ти
конечных тов-в и услуг.
При расчете ВНП по доходам сумируются все виды факторных дох-в, а также 2
конпонента не являющихся дох-ми: амортизационые отчисления и чистые
косвенные налоги на бизнес.
Чистые факторные дох-ды из-за рубежа = разности между дох-ми получеными
граж-ми данной страны за рубежом и дох-ми иностранцев полученными на терр-й
данной страны.
ЧНП=ВНП-амортизационые отчисления. Нац.дох-д-показатель представл-щий
суммарный дох-д всей страны.
Личный дох-д получается путем вычитания из нац.дохода взносов на соц.страх-
ие, нераспределенной прибыли корпорации, налогов на прибыль корпорации и
добавления суммы трасферных платежей.
Распологаемый лич.доход исчесляется уменьшением лич.дохода на сумму
подоходного налога с граж-н и некот-х платежей гос-ву.
Потребление- зависит от распологаемого дохода
Сбережения –опр-ся как доход за вычетом потребления.
Валовый нац.распологаемый доход получается путем сумирования ВНП и чистых
трансфертов из-за рубежа(исп-ся для конечного потребления и
нац.сбережения).
2.20.Общее равновесие означает соответствие (соглас-е развитие) всех сфер
эк.системы. в основе общего эк.равновесия лежит соответствие меджу спросом
и предложением товаров и услуг, причем соот-е между спросом и предлож-м не
только потреб-х благ, но и ср-в пр-ва, раб.силы… Выделяют след-е наиболее
важные предпосылки общего равновесия в эк-ке: равновесие подразум-т соотв-е
общ.целей и эк.возможностей (цели и приоритеты общ.развития меняются, изм-
ся и оптреб-ти в ресурсах, а, след-но, происх-т изм-я в пропорциях,
возникает необх-ть в обеспечении нового равновесного состояния);
эк.равновесие предполагает такое сост-е хоз-ва, когда исп-ся все эк.ресурсы
страны (конечно, должны сохр-ся резервы мощностей и норм-й ур-нь занятости,
но в равновесной эк-ке не должно быть ни изобилия простаивающих мощностей,
ни избыточной прод-и, ни чрезмерного перенапряж-я в прим-и ресурсов);
равновесие означает, что общая стр-ра пр-ва приведена в соотв-е со стр-ой
потребления; условием общего равновесия в эк-ке служит рын.равновесие,
равновесие спроса и предложения на всех осн.рынках.
2.19.Инвестиции – это влож-я в капитал, как ден-й, так и реальный. Они
осущ-ся в виде ден.ср-в, банк.вкладов, паев, акций…Планир-ые, реализ-е и
осущ-ые инвестиции прин-т форму кап.проектов. главной целью частной фирмы
явл-ся макс-я ее прибыли. Затраты, кот-е несет фирма во время реализ-и
инв.проекта, сводятся преймущ. к расходам на оплату товаров и услуг, необх-
х для проекта. В большинстве случаев при расчете проекта фирма исп-т цены,
кот-е она заплатит за необх-е для проекта товары и услуги, и те цены, кот-е
заплатят потребители за продукцию, получаемую от реализ-и проекта.
Дисконтирование явл-ся процессом, обратным начислению сложного % (процесс
роста осн.суммы вклада за счет накопления %). В эк-м и фин-м анализе
дисконтир-е – это приведение друг к другу потоков доходов/выгод и затрат
год за годом на основе ставки дисконта с целью получения текущей стоим-ти
будущих доходов/выгод и затрат.
2.14.Извлеч-е макс.прибыли явл-ся конеч.целью любой ком.деят-ти. Вместе с
тем ее достиж-е осущ-ся через опр-е и реализ-ю набора целевых установок
тактич-го и стратегич.порядка, таких как: увеличение объема продаж; достиж-
е более высоких темпов роста; увеличение доли рынка; увелич-е прибыли по
отн-ю к влож-му капиталу; увелич-е дохода на акцию компании; увелич-е
рын.стоим-ти акций; изм-е стр-ры капитала. Хар-р целевых усьановок П опр-ся
сост-ем эк-ки в целом, тенденциями развития конкрет.отрасли, к кот-й отн-ся
его деят-ть, а также стадией цикла жизни самого П. Минимизация убытков явл-
ся оборотной стороной конеч.цели деят-ти П, а именно макс-ии прибыли. Эти 2
понятия неразрывно связаны между собой. Будучи ориентировано на высокий
полож.рез-т, в краткосрочном плане П может переживать менее успешные
периоды своей деят-ти – фин.потери, возникновение кот-х напрямую связано с
рисками, сопровожд-ми предприн.деят-ть. Предприн.риск опр-ся как
вероятность возникновения у фирмы фин.потерь, к кот-м отн-ся как
недополучение прибыли по сравнению с прогнозированной величиной, так и
возник-е убытков.
2.18
Вследствие многообразия внутр.регуляторов рынка раб.силы, а также в силу
соц.важности его эф-го функц-я рынок труда нужд-ся в квалиф-м регул-ии.
Создание такой дейст-ой системы регулирования в сфере занятости явл-ся
одной из осн.соц.задач гос-ва. Можно выделить 4 осн.напр-я гос.рег.рынка
труда: программы по стимул-ю роста занятости и увеличению числа раб.мест;
программы, напр-е на подгот-ку и переподгот-ку раб.силы; программы содейст-
я найму раб.силы; программы соц.страх-я безраб-цы. Осн.особ-ми развития
системы оплаты труда в последние годы стали: повыш-е роли поврем-й ЗП;
широкое распр-е поощрит-х форм оплаты труда, внедрение гибких форм
вознаграждения. При этом базой для оценки вып-ой работы и начисления ЗП раб-
х явл-ся тарифная система. Для более полного учета кол-ва и кач-ва труда
исп-ся поощрит-е системы оплаты. Помимо непоср-й оплаты труда в
зап.компаниях широко распространены разнообр-е программы частного соц.страх-
я и доп-х доходов раб-ов.
2.13.Любая фирма, прежде чем начать пр-во, должна четко предст-ть, на
какую прибыль она может расчит-ть. Для этого она изучит спрос и опр-т, по
какой цене будет продав-ся продукция, и сравнит предполаг-е доходы с
издержками, кот-е предстоит понести. К явным отн-ся все издержки фирмы на
оплату исп-мых факторов пр-ва. Сумма всех явных издержек выст-т как себест-
ть прод-и, а разница между рын.ценой и себест-ю – как прибыль. Альтернат-ми
наз-ся издержки исп-я ресурсов, явл-ся собст-ю фирмы. Эти издержки не
входят в платежи фирмы др.орг-ям или лицам.учет не только явных, но и альт-
х издержек позволяет более точно оценить прибыль фирмы. Чистая эк.прибыль
опр-ся как разница между доходом от реализ-и прод-и и всеми (явными и альт-
ми) издержками. Бухг. (фин)прибыль предст-т собой разность между валовым
доходом (выручкой) фирмы и ее явными издержками. Эк.прибыль явл-ся разницей
между валовым доходом и всеми издержками фирмы. Нормальная прибыль – это
прибыль, равная альт-м издержкам, влож-м в дело владельцем фирмы. Издержки
фирмы, связ-е с возмещ-м произв-х факторов, размеры кот-х не зависят от
объема производимой продукции, наз-ся постоянными. К переменным относят
возмещение затратна выплату ЗП, начисл-й в завис-ти от выраб-ки, платежи за
исп-е сырье и материалы, топливо, электроэнергию… если пр-во прекратится,
то перем-е издержки сократ-ся почти до 0, в от время, как постоянные ост-ся
неизм-ми. В сумме пост-е и перем-е сост-т валовые (общие) издержки пр-ва.
Основу пост-х сост-т издержки, связ-е с исп-ем осн.фондов (оснюкапитала), а
перем-х – издержки, связ-е с исп-ем оборотных фондов (обор.капитала).
2.12.Для проведения АМП, контроля за прим-ем АМ з-ва создан АМ комитет и
его террит.органы, кот-е наделены рядом властных полномочий, в т.ч. давать
наруш-м предписания и прим-ть к ним разные виды санкций. АМ органы созданы
для проведения гос.политики по развитию тов.рынков и конкур-ии, огранич-ю
моноп-й деят-ти и пресеч-ю недобросовестной конкур-ии. Закон, опр-яя задачи
АМ органов, исходит из двух сторон их деят-ти – репрессивной и созид-ой. В
рамках респрес-х задач АМ органы осущ-т предварит-й и текущий контроль за
деят-ю П, органов гос.власти, их долж.лиц; привлек-т наруш-ей к отв-ти,
прим-я санкции по з-ну. К созид-м задачам отн-ся содействий формир-ю
рын.отн-й на основе развития конкур-ии и предприн-ва, развитию малого и
среднего предприн-ва. Кроме того, на АМ комитет возложена обяз-ть
составления и ведения гос.реестра П-монополистов, кот-й служит основой для
гос.контроля цен на товары и услуги, объемов пр-ва, кач-ва прод-ии… вкл-е в
гос.реестр имеет ряд отриц-х черт для П: введение текущего контроля за кач-
ом и пр-ом; гос.контроля за ценами. Осн.санкция возмещение потерпевшему П
убытков, прич-х моноп.деят-ю и нредобросовестной конкур-ей; крупные штрафы.
Кроме того, уст-на уг.отв-ть долж.лиц хоз.субъектов или органов предст. или
исп-ой власти уст-на за незак-е повыш-е цен или поддерж-е цен, соверш-х в
рез-те моноп-х действий.
2.11.Положит-й эф-т конкур-ии во многом зависит от тех усл-й, в кот-х она
дейст-т, от кол-ва соперников, степени открытости эк-ки и эк-й свободы. В
связи с этим различ-т конкур-ю соверш-ю и несоверш-ю. Соверш-я конкур-я
возникает при след-х усл-х: сущ-т множество мелких фирм, предлаг-х на рынке
однород-ю продукцию, при этом потреб-ю безразлично, у какой фирмы он
приобретает эту прод-ю; доля кажд-й фирмы в общ.объеме рын.предлож-я данной
прод-ии настолько мала, что любое ее реш-е о повыш-и или пониж-и цены не
отраз-ся на цене рын.равновесия; вступление новых фирм в отрасль не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|