Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
ввоз и пересылка в РФ и из нее вал.ценостей
осущ-е межд-х денеж-х переводов.
Классификация ВО м. осущ-ся как по критериям общим для всех
банк.операции(пасив.,актив.операции, операции по содей-ю платежам) так и
особым класификационым признакам свойственым только ВО:
ВО соверш-е на терр-й РФ;операции связаные с перечеслением вал.ценностей
границы РФ;ВО соверш-е рос.комер.банками за пределами РФ
ВО связаные с обслуживанием клиентуры и ВО соверш-е банкоми от своего
имени,за свой счет и в целях реализации своего соб-го интереса.
ВО связаные с обслуживанием клиентуры м. разделить на операции по
обслуживанию резидентов и нерезидентов РФ.
2.16.З\плата это цена выплачиваемая за исп-е труда. З\пл. зависти от
условий произ-ва и хар-ра его орг-й от рын.коньюктуру и от состояния эк-ки
в конкр-период времени. Различия в оплате труда зависит от кач-ва труда,
квалиф-й раб-ка, от стажа.
Номинальная з\пл это сумма денег полученая за час, день, неделю.
Реальная – кол-во тов-в и услуг кот-е м. приобрести за номинальную з\пл.
Реал-я з\пл это «покупательная способность» номинальной з\пл.
11.3.Рук-во – существеный компонент эф-го упр-я, эф-е лидеры не всегда яв-
ся одновременно и эф-ми управляющими. Упр-е м. опре-ть как умственый и физ-
й процесс кот-й приводит к тому что подчиненые выполняют предприсания или
официальные поручения и решают опр-е задачи.
Власть это возможность влиять на поведение др-х. Без власти нет
организации и нет порядка.
Формы власти:
-власть осн-я на принужд-и(испл-ль верит что влияющий имеет возмож-ть
наказ-ть т.о.кот-й помешает удол-ю какой-то насушной потреб-ти или вообще
м. сделать какие-то др.неприятности.
-власть осн-я на вознагрождение
-экспертная власть(испол-ль верит что влияющий обладает спец. знаниями кот-
е позволяют удолет-ть потребность.
-эталоная власть-власть примера.
-законая власть(испол-ль верит что влияющий имеет право отдавать
приказания и что его долг подчинятся им т.е.трад-я влась).
11.1.Дей-я орг-й предпринимаемые во благо общ-ва добровольно а не по
потребованию закона-это соц.отвественость.
1.11.Под эк-м ростом (ЭР) обычно пон-ют увели-е реального дохода в эк-ке
(ВНП, ВВП или НД), а также рост реального выпуска в расчете на душу нас-я.
Соотв-но, для измерения ЭР использ-ся показатели абсолютного прироста или
темпов прироста реального объема выпуска в целом или на душу нас-я.
ЭР наз-ся экстенсивным, если он осущест-ся за счет привлечения дополнит-х
ресурсов и не меняет среднюю производ-ти труда в общ-ве. Интенсивный рост
связан с применением более совершенных факторов пр-ва и технологии, т.е.
осущ-ся не за счет увел-я объемов затрат ресурсов, а за счет роста их
отдачи.
Фак-ры ЭР часто группируют в соответствии с типами ЭР. К экстен-м фак-м
относят рост затрат кап-ла, труда, к интен-м –технолог-й прогресс, экономию
на масштабах, рост образо-го и профес-го уровня раб-ов, повышение
мобильности и улучшение распред-я рес-ов, совершен-е упр-я пр-вом, соответ-
щее улучшение закон-ва тд., т.е. все, что позволяет качес-но усоверш-ть как
сами фак-ры пр-ва, так и процесс их исп-я. Иногда в виде самост-го фак-ра
ЭР выделяют совок спрос как главный катализатор процесса расширения пр-ва.
В кач-ве причин,0 сдерживающих ЭР, часто наз-ют ресурсные и эк-е огранич-
я, а также широкий спектр соц издержек, связанных с ростом пр-ва.
7.9.АП предст-т собой отрасль прав.сист., кот.призвана регул-ть особую
группу общ.отн-й, возник-х, развив-ся и прекращ-ся в сфере гос.упр.
Управ-е эк-й включает в себя:
-Промыш-ть –добывающая и перерабат-ая –всегда являясь ведушей и
определяющей сферой эк-х интересов гос-ва, ибо именно промыш-ый комплекс
призван обеспечивать самые разнообразные общ-е и индив-е потреб-ти в
соответс-ей продукции.
-С\х призвано обеспечивать потреб рынок продовольствием и сырьем для
промыш-го пр-ва. Как отрасль эк-ки оно включает пр-во с\х-ой прод-ции, ее
заготовку (закупку), переработку.
-Строит-я индустрия имеет важнейшее значение для успешного реш-я федер-х
программ производ-го, транспорт-го, жил-го и коммунального разв-я.
-Управ-е коммуникац-ми –это орган-я гос упр-я транспортно-дорожным
комплексом и связью. Конст РФ устанав-ет, что в ведении РФ нах-ся фед-й
транспорт, пути сообщения, связь. Соответ-но главную роль в упр-ии этими
объетами играют фед-е органы исполнит власти.
-В соотв-ии с Конст РФ земля и др прир-е ресурсы используются и охраняются
как основа жизни и деят-ти народов.
-Торговля –основной товаропроводящий канал, в наибольшей подверженный
воздействию перехода к рыноч-м отн-ям.
-К ведению РФ отн-ся фин-е и кред-е регул-е; ден-ая эмиссия; основы
ценовой пол-ки; фед-е банки; фед-е бюджет; фед-е налоги и сборы.
-Внешнеэк-е контакты РФ –важнейшее звено успешного реш-я внутригос-х
задач, связанных с реорганизацией кардинальных эк-х и иных реформ, в
последние годы в РФ.
4.9.Разработка демограф-х прогнозов-процесс сложный, многостадийный:
1)аналитич-я стадия-анализ демог-й ситуации в стране, оценка демограф-х
результатов развития общ-ва за истекший период и т.д. 2)целевая стадия-
обосновывается состав целей демог-го процесса 3)расчетная стадия-
обоснование системы прогнозных показателей: числен-ти насел-я, естест-го
прироста, стр-ры насел-я.
В составе факторов влияющих на характер демограф-го развития различают 2
группы: 1 группа образует факторы обьективные на хар-р дей-я кот-х S
гос.органов повлиять не может(традиции); 2 группу образуют факторы влияние
кот-х в большей или меньшей степени управляемо(прогрес в мед.науке).
В составе прогноз-х показателей наиболее значимы след-щие: числ-ть насел-я
страны по годам прогназ-го периода, темпы роста числен-ти, эк-й потенциал
насел-я, потреб-й потенциал насел-я, жизненый фонд насел-я и т.д.
Демограф-е прогнозы разраб-ся на различные периоды времени:
краткосрочные(1-10лет), среднесрочные(10-25), долгосрочные(25-50 лет),
сверхдолгосрочные(свыше 50 лет). Чем больше срок точность прогноза
снижается.
Варианты дем.прогнозов отражают важное влияние эк-х, соц-х, экол-х,
внешнеэк-х, внешнеполит-х, внутриполит-х, и др. факторов на демограф-ю
ситуацию в стране. Выделяют след.осн-е варианты дем.прогнозов: мин., мах.,
средний, наиболее вероятный. Их совок-ть отражает важные осн-е тенденции
дем.развития. Особую практ-ю значимость имеют мах.,мин.варианты, кот-е опр-
ют границы дем.развития. Наиболее вероятный прогноз яв-ся осн-м орентиром
для обоснования управленческих решений на фед. и регион.уровнях.
4.8.К экспертным м-дом П-я отн-ся:
-м-д колл-ой эксперт оценки
-м-д колл-ой генерации идей (м-д мозговой атаки)
-м-д Дельфи
1. Сущность м-да колл-ой эксперт оценки для разр-ки прогноза состоит в
определении согласованности мнений эксперта по перспект-м методам разв-я
объектов П-я, сформулир-х ранее отд-ми спец-ми, а также в оценке аспектов
разв-я объектов, кот не м.б. опред-на др методами. Суть м-да сост в след.:
1) Для орг-ции проведения экспертных оценок создаются рабочие группы, в ф-
ции кот-х входят проведение опроса, разр-ка матер-ов и анализ рез-тов кол-
ой эксперт-й оценки. Рабочие группы назначают экспертов, кот-е дают ответы
на поставл-е вопросы.
2) Перед тем как организовать опрос экспертов необх-мо уточнить осн напр-я
разв-я объетка, а также составить матрицу,
отражающую генер-ю цель, подцели, ср-во их достижения.
3) Разр-ся вопросы, кот-е будут предложены экспертам. Форма вопроса, как
прав., бывает предст-на в виде таблиц. Вопросы составл-ся по опред
структурно-иерархич схеме, т.е. от широких вопрсов к узким, от более
сложных к простым.
4) При проведении опроса экспер-в необх-мо обеспечить однозначность
понимания отд вопросов, а также нез-ть суждений экспертов.
5) Ведется обраб-ка материалов колл-вом экспертов, кот-е определяют
обобщенное мнение и степень согласованности индив-х оценок экспертов.
Окончат.оценка опред-ся либо как среднее суждение, либо как
ср.арифметич.вел-на оценок всех эксп-в.
2. М-д кол-ой генерации идей.Анализ эксп-ых м-дов показ-ет целесообр-ть
применение мозговой атаки для опр-я возможных вариантов развития. Его исп-е
позволяет получить продуктивные рез-ты за короткий период времени и вовлечь
всех экспертов в активный творческий процесс.
Выделяют след-щие эапы проведения мозг.атаки: 1)формир-е группы уч-в мозг-
й атаки 2)составление проблемной записки уч-ка мозг.атаки 3)генерация идей
4)систематизация идей высказаных на этапе генерации 5)разрушение S-ных идей-
подвергается критике 6)оценка крит-х замечаний и составление списка практич-
х примененых идей.В окончат-й список заносятся только те идеи кот-е не
опровергнуты крит-ми замечаниями.
3. М-д «дельфири»Разработан РЭНД-амер-я корпорация и служит для опр-я и
оценки вероятности наступлений событий. Он хар-ся 3 способами:
1)анонимность экспертов 2)исп-е рез-в предыдущего тура вопросов 3)стат-я
хар-ка групового ответа.
4.5.Эк-е-матем модели широко исп-ся при составлении эк-х прогнозов на МАЭ-
ком уровне. К таким моделям отн-ся однофакторные и многофокт-е модели эк
роста; структурные; межотрасл-е; отрасл-е; модели воспр-ва осн.фондов;
движения инвестиц.потоков; ур.жизни и тд.
П-е важнейших пар-ров эк роста на основе применения верификационно-
статистич.метода явл важнейшим напр-ем совершенств-я П-я НЭ.
Верификационно-статис-й подход основан на макс-но возможном исп-ии данных
динамич-х временных рядов и предполагает проверку их соответствия реальнвм
эк-м процессам и содержательности оцениваемых пар-ров.
В S МАЭ-ких моделей эк-го П-я применение этого м-да связано с исслед-ем
факторного, лагового, структур-го аспектов сбалансиров-ти НЭ и их синтеза
на основе принципа оптимальности.
Факторный аспект сбалансир-ти НЭ основыв-ся на взаимосвязи между объемом
выпуска, прод-ции и затратами факторов произв-ва. Он сводится к опред-ию
такой пропорции м-ду факторами пр-ва, кот-я позволит обеспечить заданный
выпуск объема прод-ции.
Немаловажным явл сопоставление динамики рез-тов эк роста и динамики ф-ров
пр-ва.
Лаговый аспект сбал-ти основан на распределении во времени затрат ф-ров пр-
ва и достиг-го при их взаимод-ии эффекта. Гл лаговые хар-ки связаны с воспр-
вом осн.фондов. м-д достиж-я лаговой сбал-ти основан на уравнениях с
сосредоточенным запаздыванием м-ду затратами и вызываемыми ими эффектом. М-
д связан с учетом завис-ти лаговых характ-к от темпов роста показателей,
опред-щих процесс воспр-ва осн.фондов.
Структурный аспект сбал-ти основыв-ся на пропорциях м-ду подразделениями
НЭ и взаимосвязях межотраслевых потоков прод-ции с эл-ми конесного
потребления. Структ-е межотрасл-е модели исп-ся для составления прогноза
отраслевой стр.-ры пр-ва, инвестиции, труд ресурсов.
Структ-я сбал-ть НЭ основывается пропорциях м-ду пр-вом и распред-ем прод-
ции.
4.2.Классификация прогнозов м строится в зав-ти от различ критериев и
признаков, целей, задач, объектов, методов орг-ции пронгозирования (П).
Наиболее важные группировочные признаки –это масштаб П-я; время
упреждения; хар-р объекта и ф-ции прогноза.
1) По масштабу П-я выд-ют:
-МАЭ-кие
-структурный (межотраслевой и межрегион-ный прогнозы)
-прогнозы разв-я комплексов (топливно-энергетич АПК, инвестиц-й, произв-ой
инфрастр-ры, сферы обслуж-я насел.)
-прогнозы отраслевые
-прогнозы отраслевые.
2) По времени, на кот сост-ся прогнозы:
-оперативны (до1мес.)
-краткосроч-е (от1 мес до 1г.)
-среднесроч-е (от1г до 5 лет)
-долгосроч-е (от 5л до 15-20л.)
-дальнесроч-е прогнозы (свыше).
Оперативный прогноз имеет период упреждения до 1 мес.
3) В зав-ти от хар-ра исслед-х объектов (связано с различ аспектами
воспроизв-го процесса):
Прогнозы:
-соц-но-эк-х предпосылок и последствий НТП
-динамики стр.-ры факторов разв-я НЭ
-воспр-во труд.ресурс., занятости
-эк-го исп-я прир.ресурсов, ур.жизни насел-я
-прогнозы финансов, доходов, цен, внешнеэк-х связей.
4) По функцион-му признаку (т.е. напр-е П-я):прогнозы:
-нормативный
-поисковый –основан на условном продолжении в будущее тенденций разв-я
исслед-го объекта в прошлом и настоящем. Поисковый отвлекается от условий,
способных изменить эти тенденции. Его задача выяснить как будет развив-ся
исследуемый объект при сохранении существ-щих тенденций.
Нормат.П-е разр-ся на базе заранее определ-х целей.
4.3.В наст. вр. насчит-ся около 150 различ методов П-я. На практике чаше
всего исп-ся 15-20 методов в кач-ве основных.
Метод –совок-ть приемов способов мышления, позволяющих на основе анализа
ретроспективных данных (тенденции прошлого), экзогенных (внешних) и
эндогенных (внутр.) связей объекта П-я, а также их измерений в рамках рассм-
х явл или процесса вывести суждения определ достоверности отн-но состояния
объекта в будущем.
Одним из наиб важных признаков классиф-ции методов П-я яв-ся: степень
формализации, кот-я достат-но полно охватывает прогнозные методы.
Второй классиф-ный признак –это общий принцип действия методов П-я.
Способ получения прогнозной инф-ции.
Все методы П-я в зав-ти от степени формализации делятся на 2гр.:
интуитивные и формализованные.
1) интуитивные делятся на:
-индивид-е (метод построения сценариев, интервью, психо-интеллект-я
генерация идей)
-коллект-е (метод комиссии, м-д коллект.генерации идей, м-д Дельфи,
матричный м-д).
2) к формализованным отн-ся:
1гр.методов отн-ся
-м-д П-ой экстраполяции
-м-д наименьших квадратов
-м-д экспоненциального сглаживания
-м-д скользящих средних
-м-д адаптивного сглаживания
2гр.методов отн-ся
-м-ды моделирования
-матричные
-сетевые
-имитационные м-ды.
4.13.П-ие соц разв-я подразделяется на:
1) П-ие уровня жизни нас-я;
2) П-ие разв-я соц сферы.
1) Целью соц пол-ки гос-ва становятся улучшение матер.положения и условия
жизни людей; обеспечение эффективной занятости нас-я; крнституц-х прав
граждан в области соц защиты, образования, охраны здоровья, культуры.
Обобщающим показателем соц разв-я яв-ся уровень жизни нас-я, отражающий
степень удовлет-я метир и духовных потребностей человека. В рамках соц П-я
выделяют 3гр. факторов, непосредственным образом влияющим на уровень жизни.
Первая гр охватывает матер-е условия поддержания жизнедеятельности людей.
Вторая гр связана с потребностями восстановления сил и постоянным
поддержанием необходимого уровня здоровья, что пред-ет разв-е
здравоохранения и мед обслуживания, создание условий для активного отдыха,
охрану окружающей среды.
Наконец, 3 гр включает совершенств-е и всесторонее разв-е соц, культ-го и
дух-го мира личности, потреб-й творчества, самоутверждения.
При П-ии уровня жизни рассчитывается комплекс натур-х и стоим-х показ-й.
Осн-ми из них яв-ся:
-коэф-ты рождаемости, смерт-ти, естеств-го прироста нас-я в целом и его
отд-х соц групп
-состояние здоровья и его изменение по нас-ю в целом и отд-м соц группам
(продолж-ть жизни, заболеваемость)
-занятость (уровень безработицы, квалифик-ая стр.-ра раб-х мест, продолж-
ть рабочей недели и т.п.)
-удовлет-е потреб-й в разв-ии личности (распред-е нас-я по уровню образ-я,
доля средств, расходуемых на образ-е и кльтуру в фонде потреб-я и гос
бюджете)
-состояние окружающей среды
-фонд потреб-я
-общий объем потреб-ых населением благ и услуг
-сбережения нас-я.
2) Существенная роль в реализации соц пол-ки принадлежит соц-но-
культурному комплексу, разв-ю образов-я, здравоохр-я, укреплению их
материально-технич-й базы, а также расширению жилищного тсроит-ва,
коммунального хоз-ва.
Разв-е образования прогнозируется по след-м осн-м направ-ям:
-Дошкольное образование
-общее обр-е
-начальное профессион-е об-е
-среднее профес-е об-е
-высшее об-е
-дополнит-е об-е
в П-ии разв-я культуры основной акцент поэтому делается на повышение
эффект-ти выделяемых фин-х ресурсов, созданией условий для частичного
самофин-ия учреж-й культуры, концентрации ср-в для поддержки объектов,
включенных в списки всемирного культурного и природного наследия и
отнесенных к особо ценным объектам культ-го наследия РФ.
Однако острота жилишной проблемы не снижается. Поэтому целью жил-й пол-ки
на новом этапе яв-ся обеспечение доступности улучшения жил-ых условий для
семей со скромным и средним достатком, сохранение басплатного
предоставления жилья малоимущим гражданам, военнослуж-м, сотруд-м органов
внутр.дел и членам их семей.
4.1.Общ-ная жизнь невозможна без предвидения будущего, т.е. без
прогнозирования (П) перспектив его развития.
Прогноз –научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в
будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществ-я. Процесс
разработки прогноза наз-ся П-ем. П-е имеет 2 различ плоскости
конкретизации:
Собственно-предсказательную (описательную) и др. сопряженную с ней,
относящуюся к категории управл-я, т.е. предсказат-ю.
Предсказание предполагает описание возм-х или желат-х перспектив,
состояний, решений проблем будушего;
Предуказание есть собственно реш-е этих проблем. Исп-е инф-ции о будущем в
целенаправ-ом действии.
В завис-ти от степени конкретизации и хар-ра возд-я на ход исследуемых
процессов различ. 3 формы предвидения: гипотеза, прогноз, план.
Гипотеза –хар-ет предвидение на уровне общей теории. На ур.теории дается
качеств-я хар-ка исследуемых явлений, процессов, выр-щие общие закон-ти
поведения объектов, процессов и тд.
Прогноз имеет значит-но большую определенность, т.к. основыв-ся не только
на качеств-х, но и колич-х пар-рах. Поэтому позволяет охар-вать будущее
состояние объекта, также и колич-но. Прогноз отлич-ся от гипотезы меньшей
степенью неопред-ти и большей достовер-тью.
План предст собой постановку точно определенной цели и предвидение конкр-х
детальных событий исследуемого объекта, в нем фиксируются пути и ср-ва
развития в соотв-ии с поставленными задачами; обосновываются принятые
управленч-ие решения.
Цель П-я: создание предпосылок для принятия и практического осущ-ния
управленч-х решений. Эти предпосылки включают:
-научный анализ тенденций разв-я НЭ;
-вариантное предвидение предстоящего разв-я НЭ;
-оценка возм-х последствий принимаемых решений.
Гл.функции П-я состоят:
-в научном анализе соц, эк-х, научно-техн-х процессов и тенденций в оценке
сложившихся ситуаций и выявление узловых проблем разв-я НЭ.
-в анализе мирового ур и напр-ний измен-я в соотв-щих областях.
-в оценке действий этих тенденций в будущем и предвидении новых эк-х
ситуаций, новых проблем, треб-х своего решения.
Эти ф-ции состоят в выявлении возложенных альтернатив разв-я в
перспективе, накопления достат-го материала для всестороннего обоснования
той или иной возм-ти разв-я и принятия оптим-х решений.
Аналитич-е ф-ции П-я состоят в определении закономерных тенденций разв-я
НЭ, в выявлении факторов, вызывающих изменение хар-ра тенденций, в
опреел.сроков их действия.
Реализация аналитич.ф-ций П-я предполагает постановку развернутой S исслед-
ний факторов и тенденций эк роста;
структурных сдвигов и изменение показ-лей эф-ти НЭ; оценку достигнутого
уровня развития S методов орг-ции управления
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|