Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
перерасп-я ср-в из одного фонда в др. не устраняет их целевую напр-ть в исп-
й. Так согл. Положению о Пенс.фонде РФ в кач-ве одного из источ-в форм-я ПФ
РФ указаны ср-ва Гос.Фонда занятости(ГФЗ). Однако исп-е этих ср-в ПФ
связано с формир-ем мероприятий имеющих непоср-ое отн-е к проблемам
занятости нас-я(н-р пособия).
Как и для всех платежей для СВ хар-н признак возвратности. Она выражается
в том что при наст-ий опр-х событий за счет СВ обесп-ся матер.поддержка гр-
н и уплач-ые СВ как бы возвращ-ся.
Вместе с те возвратность СВ неозначает их адекватности уплач. суммам.
Эквивалентность уплачив-х сумм и возвращ-х м.б. различной причем
соц.направленость ВбФ предопр-ет и возврат-ть их лишь по отн-ю к гр-м
независимо от конкр-х платильщиков. У СВ отсуствует «привязаность» к конкр-
м платильщикам.
5.8.НП\О это урегул-ые нормами НП общ-е отн-я возник-е по поводу взимания
налогов с ЮиФЛ и др.категории Нплат-ков. Осн. Содерж-ем НП\О яв-ся: обя-ть
Нплат-ка внести налоги в соот. с уст-ми ставками и сроками, а обя-ть компет-
х органов-обеспечить условие оплаты налогов. Закон опр-ет права и обя-ти
субьектов НП\О:
Нпла-ки обя-ны: уплачивать Н. своеврем-но и в полном обьеме; вести
бух.учет; сост-ть отчеты о фин-хоз. дея-ти обеспечивая их сохраность не
менее 5 лет; пред-ть Н.органам необх-е для исчесления и уплаты Н.док-ты,
сведения; вып-ть треб-я Н.органа об устранение выявл-х наруш-й закон-м о Н.
Н.органы обя-ны: обеспеч-ть поступ-я Н. в уст-ые сроки и в соот. с
предусми ставками; вести учет Н.плат-ов; сохранять комер.тайну, тайну
сведений о вкладах ФЛ. Для реализ-й возлож-х на них обя-й Н.органам и их
долж-м лицам предост-ны след.права: возбуждать хадотайства о запрешение
заниматься преприн-ой дея-ю; предьявлять иск в суд о ликвидации пр\пр, о
признание сделок недей-ми и выскании в доход гос-ва всего получ-го по таким
сделкам.
За нарушение Н.закон-ва прменяется отв-ть. Осн-ем прав.отв-ти яв-ся Пнаруш-
е кот. харак-ся всеми свойствами и признаками, присущими прав.явлению. Сущ-
ет S закон.актов уст-х отв-ть; НК, УК, ТК, закон «о ГНС» и тд.(санкции,
недоимки, штрафы, пени)
6.10.Принципы расмотрения труд.споров(ТС) это осн-е положения отражающие
суть норм данного института права опр-щего сущест-е харак-ые черты этого
порядка и направленость развития системы норм регул-щих этот порядок.
Принципами расмотрения ТС яв-ся:
1)демократизм порядка т.е. участия широких масс трудящихся в разряшение
споров 2)доступность,бесплатность и удобство обращения в юрисдикционые
органы с ТС 3)законость, гласность, обьективность и полнота иследования
доказательств по ТС 4)быстрота разрешения ТС 5)обеспечение реального
исполнения решения по ТС востанов-я нарушеных трудовых прав.
Подведомст-ть это опр-е по свойствам и содержанию ТС в каком первоночально
органе д.решаться спор. Все ТС по их подвед-ти тому или иному органу м.
разделить на след. группы: 1)расмат-е в общем порядке когда КТС яв-ся обя-й
первичной стадией после кот-й спор м. поступить на расмот-е суда 2)расмат-е
непоср-но судом 3)расмат-ые адм-й соместно с соот. профсоюзным органам
4)расмат-ые вышестояшим органом 5)колект-е ТС расмат-ые комисиями
посредником и труд.арбитражем.
Комисия по ТС(КТС) это орган труд.колектива избраный его общим собранием и
разрешающий исковые споры раб-в с адм-ей. Закон об инд-ых ТС приобразовал
КТС из паритетного органа в выборный орган труд.коллектива. КТС
организуется на всех пр\пр, учр-ях и орг-ях с числом работающих не менее 15
чел-к. Порядок расмотрения ТС в КТС демократичен. Спор рассматривается в
удобное не рабочее время и обязательно в присутствии раб-ка-заявителя.
Заочное рассмотрение спора допускается только по письменному завлению раб-
ка. КТС рассм-ет спор в присутствии представ-ля адм-ции, выслушивает их
мнение по существу спора. Решение КТС имеет обяз-ю силу. Протокол заседания
КТС д.б. подписан предс-лем и присутствующими членами КТС.
Коллективными ТС наз-ся разрешаемые юрисдикционными органами разногласия
труд.коллектива или профсоюза и адм-ции пр\пр, учр-я, орг-ии по вопросам
установления на пр\пр и тд. новых или изменении существующих соц-э-х
условий труда и быта, заключ-я колл-х договоров и иных соглашений, а также
об их исполнении и применении труд.законод-ва. Если требования адм-ции
удовлетворяет то разногласия погашаются и спора не возникает. Если же они
полностью или частично отклонены то м.возникнуть колл-ый ТС решаемый
примерительной комиссией. Когда же комиссия спор не разрешила или ее
решение не выполняется то спор разрешает труд.арбитраж.
Примерительная комиссия –это совместный паритеный орган спорящих сторон.
Она созд-ся в 3 дневный срок по инициативе одной из сторон из равногочисла
их предст-ей. Она д. рассмотреть треб-я в 5 дневный срок. Заседания
д.проводиться в полном составе выделенных предст-ей. Принятой на основе
переговоров между сторонами соглашения оформляются протоколом и имеет для
сторон обяз-ую силу. В случае не достижения соглашения по всем ил по части
треб-ий создается для их разрешения труд.арбитраж. В составе труд.арбитража
–народные депутаты, предст-ли профсоюзных орг-ций, органов по труду и соц
вопросов и др лица определенные соглашением сторон для каждого спора.
Труд.арбитраж д. принять решение в 7 дневный срок со дня его создания. Если
примерительная комиссия не урегулировали спор, то причины они д.в
письменной форме довести до сведения труд.колл-ва или профсоюза кот-е
вправе исп-ть для удовлетворения своих треб-ий все иные законные ср-ва
5.6.Б.процесс это регламентир-я законом дея-ть органов власти по состав-ю,
расм-ю, и испл-ю соот-х Б.. Содержание Б.процеса опр-ся гос.устр-ом и
Б.устр-ом страны, Б.правами соот-х органов власти. Б.процесс охватывает 4
стадии БД: 1)сост-е проекта Б. 2)расмот-е и утверж-е Б. 3)исполнение Б.
4)сост-е отчета об испол-е Б. и его утверж-е. Продолж-ть всех стадий
Б.процесса от начала до конца занимает период более 3-х лет. Срок дей-я
утверж-го Б. наз-ся Б. годом. Сост-е расмм-е утверж-е и испол-е Б-ов разных
уровней а ткже контроль за их испол-ем регул-ся Б.кодексом РФ, законами РФ,
законами субьектов РФ, решениями органов мест-го с\у, «Правилами о порядке
состояния и испл-я Б.»(издаваемые МинФином).
В соот. с Конст. Фед.собрание РФ, предст-ые органы субьектов, мест. Органы
с\у рассм-т и утверж-т Б-ты на предстоящий год и отчеты об их исполнение.
Сост-е проекта Б. и его испол-е яв-ся ф-ми испол-х органов . МинФин и его
фин-е органы проводят организ-ю методич-ю и практич-ю работу по состоя-ю и
испл-ю Б. ГНС осущ-т контроль за пополнением дох-й части Б. Такие же ф-ции
выполняет ГТК в отн-й тамож.политики.
5.7.По направ-ти бюдж.права(БП) РФ м. разделить на 3 осн.группы:
1)БП по отн-ю к фед-му бюджету(выражается в конкретном участие всех
субьекто РФ в осущ-й БП, принадлеж-х непоср-но РФ; такое участие обеспеч-ся
предст-ом субьектов РФ в фед-х предст-х и испол-х органов гос.власти;
участия субьектов в сост-и, расмот-й и утверж-й, исп-й фед.бюджета
способствует обеспечению сочетания интересов РФ и интересов ее субьектов).
2)БП по отн-ю к соб-му Б.(принадлежит субьектам в силу правов. Статуса
предопр-щего их Б. ст-ть; наличие права на Б. и предпологает др. права связ-
е с его формир-м, распр-м, исп-ем. Субьекты РФ имеют право на получение
закреп-х дох-в за своими Б., получение отчислений от регул-х источ-в дох-в;
закон-ом предусм-но,что не менее чем на 70% Б.субьектов д. форм-ся за счет
закреп-х а при недост-ти-за счет регул-х дох-в. В случае и порядке пред-х
закон-м РФ субьекты имеют право на получение дотации и субвенции из
фед.Б.при этом они несут отв-ть за получ-е ср-ва и их целевое исп-е.
Субьекты РФ само-но опр-т напр-е расх-в и обьем Б.ср-в по этим напр-ям; в
пределах предост-й компетенции предст-е и испол-е органы власти субьектов
само-но сост-т, расмат-т, утверж-т и испол-ют свои Б-ты).
3)БП по отн-ю к Б.нижест-го уровня (среди них следует назвать право
утверждать нормативы отчислений от регул-х дох-в в нижест.уровнем Б.; на
субьектах РФ лежит обя-ть обеспеч-я уст-го фед.закон-м уровня закреп-х дох-
в в мест.Б.-с этой целью в порядке предусм-м закон-м они поиз-т необх-е
расчеты и утв-ют соот-е нормативы фиксир-х долей дох-в закреп-х за
Б.нижест.уровня; в целях обесп-я необх-го ур-ня дох-й части субьекты м.
закр-ть за мест.Б. любые регул-е дох-ды на долговрем-ой основе и передовать
им свои закрепл-е доходы).
5.5.Отношения в БS осущ-ся на основе договора, в кот-м д.б. указаны %-ные
ставки по кредитам и вкладам (депозитам); стоим-ть Б услуг и сроки их
выполнения; имущ-я отв-ть сторон за нарушение, включая отв-ть за наруш-е
обязат-в по срокамплатежей, порядок расторжения д-ра др существ-е усл-я.
Кредитным орг-м запрешается заключать д-ра, кот-е ведут к монополизации
рынка Б услуг, а также к огранич-ю конкуренции в Б секторе.
Приобретение акций кредитных орг-ций, а также заключ-е соглашений, предусм-
щих контроль за деят-тью кред-х орг-ций не д противоречить а\м зак-ву.
Кред-е орг-ции на договорных началах м привлекать и размещать друг у друга
ср-ва в форме вкладов (депозитов), осущ-ть через создаваемые расчетные
центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга и совершать иные
операции м-ду собой, предусм-е лицензиями, выданными банком РФ. Кред-я орг-
ция ежемесячно сообщает в ЦБ об открытых его корресп-х счетах на терр-ии Рф
и за рубежом. Списание ср-в со счетов кред-х орг-ций произв-ся по ее
распоряжению либо с ее согласия за искл-м случаев, предусм-х зак-вом.
При недостатке ср-в для осущ-я кредитования клиентов и выполнение принятых
на себя обязат-в кред-е орг-ции м обратиться за получением кредитов в ЦБ на
определяемых им условиях.
Осн-й формой правового взаимод-я ЦБ и коммерч-х банков яв-ся корресп-кий
сет, открываемый в момент создания ком-го банка.
Порядок проведения операций по корресп-му счету регламент-ся «Положением
порядке проведения операций по оплате расч-х д-тов с корресп-х счетов
коммерч-х банков» от 18.02.94г с последними изменениями.
Ком-е банки-резиденты для осущ-я межбанковских расчетов в установл-м
порядке открывают друг у друга корресп-кие счета. Учет операций по этим
счетам отр-ся на балансовых счетах:
№30110 – корресп-е счета в рублях у ком-х банков-резидентов (пост-расчет).
№30109 – корресп-е счета в руб-х для ком-х банков-резидентов (лоро-счет).
Порядок расчетов м-ду комм-ми банками по открытым или друг у друга корресп-
м счетам опред-ся в договорах на открытие счета на основании Положения «о
безналичных расчетах РФ» утвержд-го ЦБ РФ 03.07.90г с послед-ми
дополнениями и изменениями к нему.
Кред-е орг-ции, имеющие лицензию на осуществление Б операций со ср-ми в
иностр-й валюте.
5.3.Кред-е это разновидность профессион-й предприн-й деят-ти, основной
источник формирования прибыли. В этом своем качестве Б кред-е рассматр-ся
как квалифицирующий признак банка и предпологает лиценз-е Банком России.
Основным законод-м актом яв-ся ГК РФ.
Б кред-е регул-ся также нормами спец-го Б законод-ва, в частности ст.28-
30, 33 ЗоБДД, а также ст.63, 65, 71-73 Закона о Центральном Банке РФ.
Подзаконное регул-е условно м разделить на 2 направления. Первое
составляют те нормат-е акты, кот-е подлежат применению до их спец-й отмены
Банком России. Правила кред-я матер-х запасов и произв-х затрат, кот-е
содержат осн.правила предоставления и погашения кредита, формы реализации
контроля банка за целевым кредитом, ответст-ть в сфере Б кред-я и др.
Второе направление подзаконного регул-я образуют нормативные акты През-та
РФ, Прав-ва РФ, Банка России, Минист-ва финансов РФ и Гос налог-й службы
РФ. Здесь следует назвать известные указы През-та РФ №1005 и №1006 от
23.05.94г., ряд нормат-х актов о резервах по выданным ссудам, о страх-ии Б
рисков и ответст-ти заемщиков и пр.
Локальными правовыми актами яв-ся: Правила кред-я банка, Положение о кред-
м комитете, должностные инструкции отд-х категорий раб-в банка, принимающих
решение о предоставлении кредита. Правовое значение этих актов состоит в
том, что до момента подписания договора они яв-ся рекомендациями для
заемщика, после –добровольно принятыми на себя обязательствами.
5.2.Под Б инф-ей м понимать совок-ть сведений, соотносимых со след-ми
параметрами БД:
-уставными док-ми и отчетностью банков за опред-ый период;
-руководством банка и его организационно-правовой формой;
-внешним обликом банка и его служащих;
-видами и формами Б-го обслуж-я, практикуемыми каждым конкретным банком;
-условиями возмездности по заключаемым банком договорам;
-своевременностью и полнотой выполнения банком своих обязательств как
кредитора;
-количеством и составом клиентов данного банка;
-операциями по счетам каждого клиента;
-наличием корреспонд-х связей банка;
-технич-й оснащеностью банка тд.
При правовой оценке Б инф-ии нужно учитывать, что она м иметь разные
правовые режимы в зависимости от содержания и назначения использ-я. Среди
правовых режимов различают: режим открытой инф-ции, режим служебной и
коммерч-й тайны и режим банковской тайны.
Открытость Б инф-ии означает обязанность банка публиковать определенный
круг сведений и сообщать их любому обратившемуся к банку лицу.
При осущ-нии Б операций кред-я орг-ция обязана по требованию Ф или ЮЛ
представить лицензию на осуществление Б операций, инф-ию о своей фин-вой
отчетности и аудиторские заключения за предыдущий год. За введение Ф или ЮЛ
в заблуждение путем непредставления инф-ии либо предст-я недостоверной или
неполной инф-ии кред-я орг-ция несет ответственость.
Б-я тайна –особый правовой режим, не сводимый ни к одному ранее известному
правовому режиму инф-ии. Б тайна не требует спец.оформления локальными
актами, а круг ее сведений определен законом и яв-ся одинаковым для всех
банков, их клиентов и корреспондентов. Круг лиц, имеющих право получать
сведения составляющие Б тайну, также устанавливается законом и
расширительному толкованию не подлежит. Никаким др лицам без согласия
клиента Б сведения передаваться не должны.
3.8.ЭБЛ хар-ся состоянием, при кот-м гарантир-ны условия защиты
жизн.важных интересов, обесп-ся система соц.развития и соц.защиты личности.
Предметом гос.деят-ти в обл-ти ЭБЛ явл-ся анализ и снтез факторов, возд-х
отриц-но на ЭБЛ, формир-е гос.эк.политики, устран-ей недостатки и полож-но
возд-й на ЭБЛ. Экол.БЛ зависит от ряда глоб-х причин: деградация почвы,
сокращ-е запасов пресной воды, радиакт-е загрязнение окр.среды… Для поддерж-
я ЭБ наряду с экон.регуляторами необх-мо прим-е адм.методов –
экол.стандартов, дающих гарантию ЭБЛ. Задача гос.органов по обесп-ю ЭБЛ
сост-т в создании и контроле з-ва по обесп-ю мин.ур-ня здоровья, устан-е
прав,гарантир-х формир-е здоровой окр.среды. Обесп-е Б в обл-ти
продовольствия зависит в основном от деят-ти с/х. Для сохранения ЭБЛ в отн-
и обесп-я нас-я продуктами питания следует опираться на необх-й и достат-й
ур-нь обесп-я нас-я продуктами питания в соотв-и с принятыми в мировой
практике. В развитых странах приняткоеэф-т самообеспеч-ти продов-м,
кот.расчит-ся как соотн-е между созд-й и потреб-й стоим-ю с/х продукции в
стране.
5.10.Состав доходов БS выраж-ся в различных платежах, уплоч-х Ю и ФЛ в той
или иной Б. Доходы, поступающие в Б разного ур-ня, м классиф-ть по соц-эк
признаку, порядку и условиям зачисления, по Ю формам.
По соц-эк признаку доходы БS делятся на доходы от хоз.деят-ти орг-ий,
доходы от ВЭД, доходы от акцизов, от оказания брок-х и иных посредн-х услуг
орг-ми, пошлинные доходы, доходы от Б-й и страх-й деят-ти, доходы от
приватиз-и, ресурсные платежи, доходы от гр-н.
По порядку и условиям зачисления доходы делятся на закрепл-е, регулир,
дотации и субвенции, собств-е и заемные.
Закрепленные –это такие доходы, на кот-е в полном V или твердо фиксир-м
размере (в%) на пост-й или долговрем-й основе зачисл-ся в соотв. Б.
Правовой основой вкл-ия в Б-ты закрепл-х доходов яв-ся налог-е и
бюдж.законод-во.
Регулир-е –это такие доходы, на кот-е пр-ся отчисления в нижест-е Б-ты на
основе реш-й вышест-х органов при утвержд-ии ими Б. Регул-е доходы это
ежегодно распределяемые Ю основ-ем зачисл-я регул-х доходов в каждый нижест-
й Б яв-ся правовой акт о Б вышест-го ур-ня. Согласно ст.9 закона РСФСР от
10.10.91г. закрепл-е доходы и отчис-я по регул-м доходным источникам сост-т
собственные источники Б доходов.
По Ю формам доходы БS делятся на налог-е и неналог-е. Согласно ст.13
закона «Об основах Б прав…» в Б субъектов зачисл-ся след. виды доходов:
налог на прибыль пр\пр или орг-й полностью или частично; подох.налог с ФЛ
полностью или частично; налоги и др платежи за польз-е недрами полн-ю или
частично; часть платежей за землю; 50% налога на имущ-во пр\пр; часть
доходов от приватиз-ии гос имущ-ва; доходы от займов и гос ден лоторей.
Каждый состав доходов и V по каждому конр-му Б уст-ся правовыми актами о
соотв Б на каждый год.
3.7.Политико-правовая составляющая (ППС). Ее сущность состои в эф-ом
всестор-м правовом обесп-ии деят-ти П, соблюд-и з-ва при оптим-и затрат
корп.ресурсов. ППС обесп-ся след.образом: анализ угроз негат-х возд-й по
ППС; оценка текущего ур-ня обесп-я ППБ П (ур-нь орг-ии работ по обесп-ю
ППБ, ресурсное обесп-е работ, кач-во работ по улучш-ю внеш.ППсреды, анализ
эф-ти работы задейст-х подразд-й…); планир-е комплекса мер по повышению ур-
ня ППС; разраб-ка планир-го комплекса мер и рекомендаций по ео реализ-и;
ресурсное планир-е, общее фин-хоз планир-е; реализ-я намеч-го плана.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|