МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Госэкзамены ответы

    Лазарус. Вредность или неблагоприятность стимула зависит от характера

    психологических структур. Вредность не обязательно в действительности.

    Значение стимула и отношение к нему определяются прошлым опытом. Характер и

    структура стрессовой реакции зависят от психологического защитного

    механизма, выступающего в качестве посредника.

    Петухов. Психологический стресс тоже стали различать: эмоциональный стресс

    (тот предел напряженности за которым эмоции мешают обычной деятельности) и

    операциональный (такой уровень напряженности, который оптимален и даже

    необходим для выполнения деятельности).

    Если с самого начала стресс был адаптационным механизмом, значит он в какой-

    то мере необходим.

    Закон оптимальной эмоциональной напряженности (оптимум мотивации). Закон

    силы – закон успешного научения от силы подкрепления, чем больше сила, тем

    больше успеха. Торндайк – сила подкрепления определяет успешность обучения.

    Закон Йеркса-Додсона. Соотношение сложности деятельности и уровня

    эмоциональной напряженности.

    17. Основные теоретические подходы к проблеме социализации личности.

    Социализация личности представляет собой процесс формирования

    личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком

    социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в

    собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему

    поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или

    группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми

    нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе

    плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи

    – это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от

    гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем

    обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали

    неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей,

    воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

    Выделяют следующие стадии социализации :

    1. Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения до

    подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт

    некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

    2. Стадия индивидуализации ( появляется желание выделить себя среди

    других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В

    подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «

    мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все

    еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

    Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво

    концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые

    свойства личности.

    3. Стадия интеграции ( появляется желание найти свое место в

    обществе , «вписаться» в общество). Интеграция проходит

    благополучно, если свойства человека принимаются группой,

    обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы :

    . Сохранение своей непохожести и появление агрессивных

    взаимодействий ( взаимоотношений ) с людьми и обществом.

    . Изменение себя, «стать как все».

    . Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

    4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости

    человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не

    только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет

    активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

    5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст

    как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство

    социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

    Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на

    основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая

    обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях

    личности ребенка на данной стадии его развития.

    Таблица 2.1

    |Период |Ведущая деятельность |Ведущая сторона |

    | | |Социализации |

    |1 |2 |3 |

    |Младенчество |Эмоциональное общение|А – освоение норм |

    |(0-1г.) – этап |со взрослыми |отношения между |

    |«доверия к миру» | |людьми |

    |1 |2 |3 |

    |2. Раннее детство |Предметная |Б – усвоение |

    |(1-3 г.) – этап |деятельность |общественно |

    |«самостоятель-ности» | |выработанных способов|

    | | |деятельности с |

    | | |предметами |

    |3. Дошкольное детство|Игра |А – освоение |

    |(3-6-7 лет) – этап | |социальных ролей, |

    |«выбора инициативы» | |взаимоотношений между|

    | | |людьми |

    |4. Младший школьный |Учебная деятельность |Б – освоение знаний, |

    |возраст (6-11 лет) – | |развитие |

    |этап «мастерства» | |интелектуально-познав|

    | | |ательной сферы |

    | | |личности |

    |5. Подростковый |Общение со |А – освоение норм |

    |(11-14 лет) |сверстниками |отношений между |

    | | |людьми |

    |6. Юношеский (14-18 |Учебно-профессиональн|Б – освоение |

    |лет) – этап |ая деятельность |профессиональных |

    |самоопределения «мир | |знаний, умений. |

    |и я» | | |

    |7. Поздняя юность |Трудовая |А,Б – освоение норм |

    |(18-25 лет) – этап |деятельность, |отношений между |

    |«человеческой |профессиональная |людьми и |

    |близости» |учеба |профессионально- |

    | | |трудовых умений |

    |8. Этап человеческой | | |

    |зрелости | | |

    Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он

    определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего

    развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.

    Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная

    известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и

    характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая

    идентичность» , которая формируется с первых дней жизни, ребенок

    ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает

    понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и

    «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».

    Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий

    развития личности.

    На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она

    кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка

    формируется базовое доверие к миру.

    2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и

    независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при

    выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к

    аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное

    неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность

    наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие

    «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для

    развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не

    будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже

    убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область

    овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости,

    инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для

    развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает

    отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические

    возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют

    ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на

    развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности,

    чувству вины. В младшем школьном возрасте ( 4-я стадия) ребенок уже

    исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает

    ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос

    культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он

    верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к

    появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в

    свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок

    как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с

    пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае,

    если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство

    неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В

    подростковом возрасте ( 5-я стадия) формируется центральная форма

    эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание,

    озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое

    профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые

    встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о

    самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие

    моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия,

    инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости,

    то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое

    «Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит

    диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих

    целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским ,

    иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги,

    чувство одиночества, опустошенности , появляется постоянное ожидание чего-

    то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не

    предпринимает , появляется страх перед личным общением и неспособность

    эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность,

    презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны

    окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.

    На 6-й стадии ( молодость) для человека актуальным становится поиск

    спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей

    социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою

    идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства,

    сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия

    идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется

    изоляция одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития

    личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны

    других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен.

    Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший,

    любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на

    кого излить свое «Я» ( нет любимой работы, семьи, детей), то человек

    опустошается, намечается застой, косность, психологический и

    физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно

    выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего

    развития , если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.

    После 50 лет ( 8-я стадия) происходит создание завершенной формы

    эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек

    переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о

    прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая

    судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою

    жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется

    мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия

    себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус

    к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. Стадии и положительные –

    отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис.3.

    |+ окончательная форма эгоидентичности |

    |Стадия 8 |

    |«принятие себя, жизни», мудрость |

    |старость |

    |- разочарование в жизни |

    |после 50 лет |

    |+ творчество, любимая работа, |

    |Стадия 7 |

    |воспитание детей, забота о детях, |

    |зрелость до |

    |удовлетворенность жизнью |

    |50 лет |

    |- опустошенность, застой, регрессия |

    |+ чувство близости, интимности, |

    |Стадия 6 |

    |единство с людьми, любовь |

    |молодость от |

    |- изоляция, одиночество |

    |20 до 25 лет |

    |+ цельная форма эгоидентичности, |

    |находит свое «Я», верность себе, |

    |Стадия 5 |

    |признание себя людьми |

    |юношеский от |

    |диффузия идентичности, тревога, |

    |11 до 20 лет |

    |одиночество, инфантилизм, не нашел |

    |свое «Я», непризнание людьми, |

    |«путаница ролей», враждебность |

    |+ уверенность в себе, компетентность |

    |Стадия 4 |

    |- неполноценность, неверие в свои силы |

    |школьный от 6 до 11 лет |

    |+ инициативность, целеустремленность, |

    |Стадия 3 |

    |активность, предприимчивость, |

    |дошкольный |

    |самостоятельность |

    |возраст - пассивность, подражание образцам, |

    |вина от 3 до 6 лет |

    |+ автономия, самостоятельность, |

    |Стадия 2 |

    |опрятность, воля |

    |ранний возраст |

    |сомнение, стыд, зависимость от |

    |от 1 до 3 лет |

    |других |

    |+ базальное доверие к миру, оптимизм, |

    |Стадия 1 |

    |стремление к жизни |

    |младенчество |

    |базальное недоверие к миру, пессимизм, |

    |стремление к смерти |

    Встает вопрос, почему стадии изображены по диагонали? Эриксон

    отвечает : «Чтобы показать, что то, как на 1-ой стадии, то так будет решено

    и на последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо

    сначала».

    18. Каковы способы определения мотивационного ядра выбора в системе

    межличностных отношений?

    19. Развитие личности: движущие силы, периодизация.

    Движущие силы и условия развития личности.

    Асмолов:

    Наследственность (Бах) и среда. 2-хфакторные теории: конвергенция

    факторов (Штерн) – личность – продукт соц среды и наследственных

    предиспозиций; конфронтация (Фрейд) – борьба между реальностью и

    удовольствиями (Сверх-Я и Оно); взаимодействие. Атрпоцентризм: человек –

    дуализм, изъятие человека из общества и природы.

    Шелдон (эндо, мезо, экто) – типология.

    Холл – теория рекапитуляции.

    Человек – знаковое сущ-во, культура - текст. Искусственный мир – мир языка.

    Гомеостатическая модель развития психики – стремление организма к

    равновесию (Фрейд, Пиаже). Понимание адаптации: преформизм (среда не

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.