Госэкзамены ответы
Лазарус. Вредность или неблагоприятность стимула зависит от характера
психологических структур. Вредность не обязательно в действительности.
Значение стимула и отношение к нему определяются прошлым опытом. Характер и
структура стрессовой реакции зависят от психологического защитного
механизма, выступающего в качестве посредника.
Петухов. Психологический стресс тоже стали различать: эмоциональный стресс
(тот предел напряженности за которым эмоции мешают обычной деятельности) и
операциональный (такой уровень напряженности, который оптимален и даже
необходим для выполнения деятельности).
Если с самого начала стресс был адаптационным механизмом, значит он в какой-
то мере необходим.
Закон оптимальной эмоциональной напряженности (оптимум мотивации). Закон
силы – закон успешного научения от силы подкрепления, чем больше сила, тем
больше успеха. Торндайк – сила подкрепления определяет успешность обучения.
Закон Йеркса-Додсона. Соотношение сложности деятельности и уровня
эмоциональной напряженности.
17. Основные теоретические подходы к проблеме социализации личности.
Социализация личности представляет собой процесс формирования
личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком
социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в
собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему
поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или
группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми
нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе
плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи
– это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от
гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем
обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали
неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей,
воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.
Выделяют следующие стадии социализации :
1. Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения до
подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт
некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации ( появляется желание выделить себя среди
других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В
подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «
мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все
еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво
концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые
свойства личности.
3. Стадия интеграции ( появляется желание найти свое место в
обществе , «вписаться» в общество). Интеграция проходит
благополучно, если свойства человека принимаются группой,
обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы :
. Сохранение своей непохожести и появление агрессивных
взаимодействий ( взаимоотношений ) с людьми и обществом.
. Изменение себя, «стать как все».
. Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости
человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не
только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет
активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст
как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство
социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на
основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая
обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях
личности ребенка на данной стадии его развития.
Таблица 2.1
|Период |Ведущая деятельность |Ведущая сторона |
| | |Социализации |
|1 |2 |3 |
|Младенчество |Эмоциональное общение|А – освоение норм |
|(0-1г.) – этап |со взрослыми |отношения между |
|«доверия к миру» | |людьми |
|1 |2 |3 |
|2. Раннее детство |Предметная |Б – усвоение |
|(1-3 г.) – этап |деятельность |общественно |
|«самостоятель-ности» | |выработанных способов|
| | |деятельности с |
| | |предметами |
|3. Дошкольное детство|Игра |А – освоение |
|(3-6-7 лет) – этап | |социальных ролей, |
|«выбора инициативы» | |взаимоотношений между|
| | |людьми |
|4. Младший школьный |Учебная деятельность |Б – освоение знаний, |
|возраст (6-11 лет) – | |развитие |
|этап «мастерства» | |интелектуально-познав|
| | |ательной сферы |
| | |личности |
|5. Подростковый |Общение со |А – освоение норм |
|(11-14 лет) |сверстниками |отношений между |
| | |людьми |
|6. Юношеский (14-18 |Учебно-профессиональн|Б – освоение |
|лет) – этап |ая деятельность |профессиональных |
|самоопределения «мир | |знаний, умений. |
|и я» | | |
|7. Поздняя юность |Трудовая |А,Б – освоение норм |
|(18-25 лет) – этап |деятельность, |отношений между |
|«человеческой |профессиональная |людьми и |
|близости» |учеба |профессионально- |
| | |трудовых умений |
|8. Этап человеческой | | |
|зрелости | | |
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он
определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего
развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.
Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная
известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и
характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая
идентичность» , которая формируется с первых дней жизни, ребенок
ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает
понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и
«эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».
Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий
развития личности.
На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она
кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка
формируется базовое доверие к миру.
2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и
независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при
выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к
аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное
неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность
наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие
«автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для
развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не
будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже
убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область
овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости,
инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для
развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает
отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические
возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют
ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на
развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности,
чувству вины. В младшем школьном возрасте ( 4-я стадия) ребенок уже
исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает
ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос
культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он
верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к
появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в
свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок
как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с
пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае,
если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство
неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В
подростковом возрасте ( 5-я стадия) формируется центральная форма
эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание,
озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое
профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые
встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о
самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие
моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия,
инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости,
то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое
«Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит
диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих
целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским ,
иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги,
чувство одиночества, опустошенности , появляется постоянное ожидание чего-
то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не
предпринимает , появляется страх перед личным общением и неспособность
эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность,
презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны
окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.
На 6-й стадии ( молодость) для человека актуальным становится поиск
спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей
социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою
идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства,
сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия
идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется
изоляция одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития
личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны
других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен.
Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший,
любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на
кого излить свое «Я» ( нет любимой работы, семьи, детей), то человек
опустошается, намечается застой, косность, психологический и
физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно
выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего
развития , если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.
После 50 лет ( 8-я стадия) происходит создание завершенной формы
эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек
переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о
прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая
судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою
жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется
мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия
себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус
к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. Стадии и положительные –
отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис.3.
|+ окончательная форма эгоидентичности |
|Стадия 8 |
|«принятие себя, жизни», мудрость |
|старость |
|- разочарование в жизни |
|после 50 лет |
|+ творчество, любимая работа, |
|Стадия 7 |
|воспитание детей, забота о детях, |
|зрелость до |
|удовлетворенность жизнью |
|50 лет |
|- опустошенность, застой, регрессия |
|+ чувство близости, интимности, |
|Стадия 6 |
|единство с людьми, любовь |
|молодость от |
|- изоляция, одиночество |
|20 до 25 лет |
|+ цельная форма эгоидентичности, |
|находит свое «Я», верность себе, |
|Стадия 5 |
|признание себя людьми |
|юношеский от |
|диффузия идентичности, тревога, |
|11 до 20 лет |
|одиночество, инфантилизм, не нашел |
|свое «Я», непризнание людьми, |
|«путаница ролей», враждебность |
|+ уверенность в себе, компетентность |
|Стадия 4 |
|- неполноценность, неверие в свои силы |
|школьный от 6 до 11 лет |
|+ инициативность, целеустремленность, |
|Стадия 3 |
|активность, предприимчивость, |
|дошкольный |
|самостоятельность |
|возраст - пассивность, подражание образцам, |
|вина от 3 до 6 лет |
|+ автономия, самостоятельность, |
|Стадия 2 |
|опрятность, воля |
|ранний возраст |
|сомнение, стыд, зависимость от |
|от 1 до 3 лет |
|других |
|+ базальное доверие к миру, оптимизм, |
|Стадия 1 |
|стремление к жизни |
|младенчество |
|базальное недоверие к миру, пессимизм, |
|стремление к смерти |
Встает вопрос, почему стадии изображены по диагонали? Эриксон
отвечает : «Чтобы показать, что то, как на 1-ой стадии, то так будет решено
и на последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо
сначала».
18. Каковы способы определения мотивационного ядра выбора в системе
межличностных отношений?
19. Развитие личности: движущие силы, периодизация.
Движущие силы и условия развития личности.
Асмолов:
Наследственность (Бах) и среда. 2-хфакторные теории: конвергенция
факторов (Штерн) – личность – продукт соц среды и наследственных
предиспозиций; конфронтация (Фрейд) – борьба между реальностью и
удовольствиями (Сверх-Я и Оно); взаимодействие. Атрпоцентризм: человек –
дуализм, изъятие человека из общества и природы.
Шелдон (эндо, мезо, экто) – типология.
Холл – теория рекапитуляции.
Человек – знаковое сущ-во, культура - текст. Искусственный мир – мир языка.
Гомеостатическая модель развития психики – стремление организма к
равновесию (Фрейд, Пиаже). Понимание адаптации: преформизм (среда не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|