Госэкзамены ответы
Акцептор действия – удовлетворению какой-либо потребности предшествует
формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От
него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения
потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.
Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-
либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от
результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты
положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия.
Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация –
поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.
Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоция – отражение мозгом человека и
животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и
вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на
основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. // Э = f
(П, (Ин – Ис), …) // ,где Э эмоция, ее степень , качество и знак; П – сила
и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности
удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта,
Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения
потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в
данный момент.
Эмоции зависят и от других факторов: 1. Индивидуальные особенности
субъекта; 2. Фактор времени (развитие аффекта); 3. Качественные особенности
потребностей. Но все эти факторы обуславливают вариации эмоций,
необходимыми и достаточными являются два: потребность и вероятность ее
удовлетворения. Информация – это та, которая нужна для удовлетворения
потребности – совокупность всех средств достижения цели (знания,
совершенство навыков, энергетические ресурсы, время и т.д.). Если Ин
больше, чем Ис – отрицательная эмоция и наоборот. В этой формуле заключены
отражательная и оценочная функции эмоций.
Переключающая функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность
вызывает большую эмоцию). Подкрепляющая функция эмоций (без вкусового
подкрепления (т.е. испытывания какого-то удовольствия) у крыс не выработали
инструментальный рефлекс у крыс (вводили пищу прямо в желудок), а нв морфин
выработали – вызывает очень быстрое эмоциональное состояние).
Компенсаторная (замещаюшая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная
избыточная мобилизация ресурсов (учащение сердцебиений, подъем кровяного
давления и т.д.). в ситуации прагматической неопределенности, когда
неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на
энергетические траты, чем в разгар деятельности остаться без достаточного
обеспечения кислородом и метаболическим сырьем. Вторая особенность –
реагирование по принципу доминанты – способность отвечать одной и той же
реакцией на самый широкий круг внешних стимулов (при рождении цыплята клюют
все, что попадается, а затем научаются). Эмоция сама по себе не несет в
себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется
путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации в памяти
энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.
При положительной эмоции компенсаторная функция – инициирование поведения
(положительная эмоция усиливает потребность достижения цели согласно
правилу П = Э/ (Ин – Ис). Стремление испытать положительную потребность –
поиск неудовлетворенной потребности и ситуации неопределенности. На основе
этого компенсируется недостаток неудовлетворенных потребностей, который мог
бы привести к остановке процесса самодвижения и саморазвития.
40. Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации
Эмоция – один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов внутренней жизни
человека (специфические субъективные переживания, ярко окрашивающие, то что
человек ощущает, воображает, мыслит). Эмоции выполняют функцию выражения
субъективных отношений к объективным явлениям. При выражении эмоций речь
будет идти о единстве психических и телесных процессов. Это проблема и для
физиолога и для психолога: проблема соотношения психических и телесных
составляющих эмоционального состояния. Еще Дарвин заметил связь между
эмоциями животного и человека (мимика и пантомимика), т.е. эмоция имеет
поведенческие отражения. У человека появляется выражение эмоций в речи
(речедвигательная активность). Эмоция способна оказывать большое влияние на
функциональное состояние различных психических механизмов.эмоция лежит в
основе форм реауирования: а) выразительные движения; б) эмоциональные
действия; в) высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях; г)
форма определенного отношения к окружающим.
Мимические выражения эмоций. Почему в эмоциональном состоянии специфически
изменяется напряжение различных лицевых мышц? Дарвин: мимическое выражения
образовалось из полезных действий (раньше имело приспособительное
значение). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами.
Отсюда следует, что определенные мимические реакции должны быть связаны с
определенными эмоциями. Но экспериментально это подтвердить не удалось.
Рисунки (фотографии) мимических реакций. Мнения людей по различным
мимическим реакциям разошлись (хотя большинство правильно отражало эмоцию).
Несмотря на расхождение в суждениях можно говорить о том, что испытуемые не
называя правильной эмоции, все же называли очень близкую эмоцию
(неожиданность – изумление). Мысль, что отдельные формы мимического
выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде
некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения. Шкала
Шлосберга: основные категории: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление;
3) страдание, страх; 4) решимость, гнев; 5) отвращение; 6) презрение. Шкала
имеет круговую форму, чем больше расстояние между отдельными позициями, тем
менее сходны соответствующие мимические выражения. Две координаты:
удовольствие-неудовольствие (1-4); приятие-неприятие (2,5-5,5). Середина
круга – нейтральность (0). Чем ближе к краю, тем интенсивней выражается
эмоция. Новая ось: сон-напряжение. Первая ось – знак эмоции; вторая ось –
готовность или закрытие рецепторов для принятия раздражения; третья ось –
степень возбуждения.
Исследование подлинных эмоций. Как получить истинную эмоцию: Лэндис –
жестокие эксперименты. На протяжении всего эксперимента человека
фотографировали. Не было выделено мимики типичной для какой-либо эмоции
(характерную для большинства людей). Но было установлено, что у каждого
испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических
реакций, повторяющихся в различных ситуациях. Тогда попросили изобразить
некоторые эмоции. Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала
общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц
тех же самых испытуемых. Когда они переживали подлинные эмоции. Таким
образом следует различать общепринятую мимику, как признанный способ
выражения эмоций и спонтанное проявление эмоций (произвольная и
непроизвольная мимика).Гудинаф: 10-летняя слепоглухая девочка – мимические
схемы всех видов по шкале Шлосберга (предположение о врожденности этих
схем).
Три фактора формирования мимического выражения: врожденные видотипичные
мимические схемы; приобретенные, заученные, социализированные способы
проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; индивидуальные
эксперессивные особенности.
Пантомимика, речь. Движения актера – уровень точности оценок, такой же как
и при определении эмоционального выражения лица. Речь – эмоциональное
состояние – возрастает сила голоса, изменяются высота и тембр. Врожденные и
приобретенные компоненты выражения эмоций голосом. Врожденные: изменение
силы голоса, дрожание голоса (возрастает усиление функциональных единиц,
актуализированных к действию – усиление активации мышц, участвующих в
голосовых реакциях). Пантомимика – сильный неожиданный звук – вздрагивание.
Межкультурные различия в выражении эмоций. Есть универсальные выражения
эмоций, а есть специфические. Слезы – универсальный признак печали.
Культурные нормы – когда, как, и как долго нужно плакать. Смех – радость и
удовольствие. Может – презрение. Китай – смех-гнев. Япония – улыбка – знак
уважения в любой ситуации. Смех как норма культуры чтобы скрыть
отрицательную эмоцию. Радость – причинение себе боли. Взаимозависимость
эмоций и их выражение.
Эмоция – своя внешняя организация реакций. При очень сильных эмоциях –
организация нарушается – сильные сокращения групп мышц, либо некоторые
мышцы отказываются действовать. Благодаря научению выражения эмоций
становится организованным, а вместе с тем и относительно однородным у всех
членов данной культуры. Выразительные движения – язык при помощи которого
люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, переживания.
Измерения.
Физиологические показатели (изменение вегетативной системы). Изменение
типового привычного реагирования (той или иной активности организма:
дыхание, сердцебиение, потоотделение и т.д.). любая активность либо
блокирована, либо изменена. КГР – ключевой признак эмоции (индикация
эмоций). – это признак не только эмоции, но это составляющая часть
ориентировочного рефлекса (т.е. она не специфична, мы не знаем какая эмоция
переживается). Эта реакция – ответ на жизненно важный стимул.
Наенко, Овчиннокова: мышечно-двигательные изменения в условиях напряжения:
эмоциональное напряжение – нарушение моторики, выраженной в общей мышечной
скованности, в треморе и нарушении координации движений. Увеличение электр.
Активности мышц, выраженные в амплитудных и частотных изменениях
потенциалов. Тремор пальцев рук.
Вегетативные показатели напряженности: частота сердечных сокращений
(увеличение), дыхание. Учащение дыхательных движений. Сопровождается
уменьшением глубины дыхания, а так же укорочение фазы выдоха относительно
вдоха. Кровяное давление – повышение. Рост этого показателя не только в
ситуации обнаружения и устрашения аварии, но и в период ожидания
критических событий, при возникновении чувства тревоги, .повышенного
внимания. КГР – показатель сенсорного и умственного возбуждения, внимание,
настороженность и высокая активность любого происхождения (увеличение числа
спонтанных колебаний и в падении сопротивления кожи). ЭЭГ – увеличение
амплитуды тета-ритма, увеличение высокочастотной активности.
Биохимические показатели эмоций. Резкие выбросы в кровь адреналина. Наенко,
Овчиннокова: выбросы с мочей аскорбиновой кислоты, увеличение лейкоцитов в
крови, колебания содержания эозинофилов в крови.
26. Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет.
I. Кризис новорождённости. Процесс рождения – тяжёлый переломный момент в
жизни ребёнка. Рождаясь, ребёнок физически отделяется от матери. Он
попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещённость, воздушная
среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания.
Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребёнку помогают
наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы.
Действие яркого света – глаза закрываются;
Шлепок по переносице – глаза закрываются;
Хлопок руками возле головы ребёнка – глаза закрываются;
Поворот головы ребёнка направо – подбородок поднимается, правая рука
вытягивается, левая сгибается;
Разведение локтей в стороны – руки быстро сгиьаются;
Нажатие пальцем на ладонь ребёнка – пальцы сжимаются и разжимаются;
Нажатие пальцем на подошву ребёнка – пальцы ног сжимаются;
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке –
большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются;
Укол булавкой подошвы – колено и стопа сгибаются;
Поднимаем лежащего ребёнка животом вниз – ребёнок пытается поднять голову,
вытягивает ноги.
У ребёнка появляется зрительное и слуховое сосредоточение (2-3 недели).
Примерно в 1 месяц ребёнок, увидев маму, останавливает взгляд на её лице,
вскидывает руки, быстро двигает ногами, издаёт громкие звуки и ачинает
улыбаться. Эта бурная реакция была названа «комплексом оживления».
II. Младенчество. Длится 1 год. Младенец интенсивно растёт, физически
развивается (поднимает подбородок; поднимает грудь; тянется за пердметом;
сидит с поддержкой; хватает рукой пердмет; сидит без поддержки; садиться
без посторонней помощи; стоит с поддержкой, ползает на животе; ползает,
опираясь на руки и ноги; стоит без поддержки; ходит, держась одной рукой).
Восприятие: - зрительное сосредоточение совершенствуется (форма, цвет,
сложность); - развивается пространственно восприятие (восприятие глубины),
слуховое.
Речь: формируется речевой слух; пассивный словарь (понимает но не
говорит); активный словарь (издаёт звуки, гуление); понимает 10-20 слов,
сам произносит одно или несколько слов сходных по звучанию со словами
взрослой речи.
Схватывание (4-5 месяцев). Наглядно-действенное мышление. Сенсомоторный
интеллект (Ж.Пиаже).
Память: первым появляется узнавание, после 8 месяцев появляется
воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет
сходного объекта.
Эмоциональное развитие (эмоц. общение); ведущая деятельность связана с
мамой (ситуация «мы»); потребность в новых впечатлениях.
III. Кризис 1 года. Период между младенчеством и ранним детством обычно
называют кризисом 1 года. Как и всякий кризис, он связан со всплеском
самостоятельности, проявлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у
ребёнка возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его
жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, чего он хочет.
Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный
период оно приобретает особую актуальность. Аффективные реакции проявляются
в разной степени, могут достигать значительной силы: некоторые дети
произвольно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего
появление сильных аффектов у ребёнка связано с определённым стилем
воспитания вы семье. Установление новых отношений с ребёнком,
предоставление ему некоторой самостоятельности, терпение и выдержка
взрослых смягчают кризис, помогают ребёнку избавиться от острых
эмоциональных реакций.
Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь,
называемая Выготстким автономной.
IV. Ранний возраст (от 1года до 3 лет)
Активно развиваются базовые В.П.Ф.
Речь: автономная речь довольно быстро трансформируется и исчезает, слово
приобретает для него предметное значение, появляются обобщения. Быстро
растёт пассивный словарь, интенсивно развивается и активная речь (к 3
годам, 1000-1500 слов).
Восприятие: развиваются мышление, память, внимание, но восприятие
доминирует. Слуховое и зрительное. Аффективная окрашенность восприятия.
Наблюдаемые пердметы действительно притягивают ребёнка, вызывая у него
яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к
сенсомоторному единству. Ребёнок видит вещь, она его привлекает, и
благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведние – достать
её, что-то сней сделать (Л.С.Выготский). второй аффект идёт на оценку
взрослого, т.е. ребёнок эмоционально реагирует на похвалу или накзание.
Непроизвольное внимание, непроизвольная памать.
Мышление наглядно-образное (репрезентативный интеллект Ж.Пиаже).
Внутренний план дейстий (я играю, я иду гулять), у него появляются личные
действия. Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, он видит в
предмете способ действия. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в
своих первоначальных формах всё же проявляется. Это так называемая
режиссёрская игра. Ребёнка легко отвлечь, его притягивает всё в разной
степени, мотивы не структурированы (эмоц. напяжённость). Яркие
эмоциональные реакции. Узнавание себя в зеркале, Сознание «Я сам»,
первичная самооценка «Я хороший». Разрушается совместная деятельность со
взрослым.
V. Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из
наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Это разрушение пересмотр старой
системы социальных отношений, кризис выделения своего «я», по Д.Б.
Эльконину. Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ним новые,
более глубокие отношения 9всплеск самостоятельности). Л.С Выготский
описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.
1. Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое
он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не
делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый
человек. Вообще негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования
одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другим достаточно
послушен. Главный момент действия – сделать наоборот. Ребёнок впервые
становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию.
Поведение ребёнка определяется не этим желанием, а отношением с другим,
взрослым человеком. Мотив поведение уже находится вне ситуации, данной
ребёнку.
2. Упрямство. Это реакция, который настаивает на чём-то не потому, что ему
этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|