МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Госэкзамены ответы

    образ - синтез (1) И (2) через процесс бессознат. умозаключения. Восприятие

    - выражение знаний о мире в чувственной форме.

    Брунер. Восприятие – процесс категоризации на основе прошлого опыта.

    Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию

    – установка. Категоризация - процесс отнесения единичных воспринимаемых

    объектов к общему классу (признаки отнесения - категории). 4 стадии

    процесса категоризации: 1) Первичная (докатегориальная) - выделяются

    признаки объекта, его хар-ки. 2) Поиск признаков - если выделенные на (1)

    признаки соответствуют какой-то категории, то категоризация происходит

    мгновенно; если признаки неопределенные, то идет поиск дополнительных

    признаков. 3) Подтверждающая проверка - поиск признаков, подтверждающих

    отнесение к категории. 4) Окончательное подтверждение - завершение процесса

    категоризации, образ имеет окончательное перцептивное значение

    Найссер. Осн. положения: 1) Любая познавательная деятельность должна

    рассматриваться в контексте естеств. целенапр. деятельности. 2) Восприятие

    должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек 3) Восприятие

    должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения. Осн.

    понятия : Когнитивная схема - средство описания и фиксации феноменологии,

    касающейся знаний человека о мире. Т.е., наши знания о мире представлены в

    виде когнитивных схем.

    Восприятие – конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации,

    делающий возможным для человека принятие этой информации, когда она

    оказывается доступной. Чтобы сделать информацию доступной, субъекту надо

    активно исследовать оптический поток. Эта активность направляется

    схемами. Результат исследования окружения – выделенная информация –

    модифицирует исходную схему, это и есть перцептивный цикл. (Объект

    (наличная информация)( модифицирует( схема (направляет( исследование(

    Понятие перц. цикла объясняет, как можно воспринимать значение нарду с

    формой и содержанием. Когда мы воспринимаем настроение, мы находимся в

    другом перцептивном цикле, чем при восприятии движения губ. Схема – одна

    из фаз активности – связывает субъекта с окружающей средой. Термин

    “восприятие” относится ко всему циклу, а не к отдельной его части. Схема

    – это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к

    воспринимающему

    Знания амодальны (получены из разных источников). Схемы упорядочены,

    структурированы. Схемы постоянно развиваются, дополняются, уточняются. Они

    задают направленность процесса восприятия (общий план сбора информации).

    Схемы участвуют и в интерпретации информации. Ф-ции схем: предвосхищение,

    ориентиров.-исслед. деятельность, интерпретация. 2 важных аспекта

    восприятия: 1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными

    схемами). 2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний

    чел-ка о мире).

    65. Восприятие пространства и движения. Признаки удаленности и глубины.

    Теории стабильности воспринимаемого мира. Иллюзии восприятия движения

    А. Восприятие пространства. Основной вопрос, на который отвечали теории

    восприятия - содержатся ли признаки пространственной организации

    (удаленность и глубина) в проксимальном стимуле или требуются какие-то

    дополнительные механизмы (напр., умозаключения) для восприятия

    пространства. Например, структурализм выдвигал идею суммации сетчаточных

    признаков и проксимального стимула для восприятия глубины и удаленности.

    Гибсон, напротив, считал, что все необходимые признаки уже заданы в

    стимульной информации. Признаки восприятия удаленности и глубины: I.

    зрительные - > статические (1. монокулярные и 2. биноаклярные); II.

    окуломоторные - трансформационные. 1. Монокулярные признаки: а) линейная

    перспектива (схождение прямых у горизонта, уменьшение размеров предметов и

    т.п.). Эксп-т: комната Эймса. Этот признак работает при знакомых формах. б)

    знакомый размер (позволяет судить о расстоянии до предмета). Эксп-т: с

    игральными картами в темной комнате. в) перекрытие (наиболее сильный

    признак) г) тень (как признак глубины). 2. Бинокулярные признаки: а)

    диспаратность (относительное смещение сетчаточного изображения любой точки

    пространства относительно точки фиксации). Эксп-т: со стереограммой с

    небольшим квадратом смещения внутри. Гороптер - теоретически: множество

    точек пространства, диспаратность которых равна нулю (находятся на таком же

    расстоянии от глаз, как и точка фиксации); эмпирически: зона, для точек

    которой есть некоторая диспаратность, но она не вызывает глубины. 3.

    Трансформационный признак: а) двигательный параллакс (при движении

    наблюдателя объекты, находящиеся дальше точки фиксации, движутся вместе с

    ним, ближе точки фиксации - ему навстречу). Эксп-т: вертикальная доска с

    точкой фиксации посередине, на доске движутся объекты с разными скоростями

    -> впечатление, что доска наклонена.

    II. Окуломоторные признаки: а) конвергенция (схождение глаз при фиксации

    взора); б) аккомодация (изменение кривизны хрусталика, которое

    сопровождается большим или меньшим напряжением мышц при фиксации на близком

    или далеком предмете).

    Теория Гибсона. По Гибсону, пространственные характеристики задаются

    инвариантами светового потока. Компоновка поверхностей, градиент плотности

    (закономерное изменение плотности телесных углов в оптическом строе

    благодаря текстуре поверхности).

    2. Теории восприятия движения. Теория признаков. Выделяются следующие

    основные признаки движения: а) смещение сетчаточного образа объекта; б)

    околомоторные признаки (информация о движении самого наблюдателя). Две

    системы: изображение-сетчатка; глаз-голова. Объяснение стабильности мира

    при движении наблюдателя через взаимодействие этих двух систем. + т.

    Гибсона

    Теории стабильности мира: 1) Афферентная теория Шеррингтона. Информация о

    движении изображения тормозится информацией о движении наблюдателя. 2)

    Эфферентная теория Гельмгольца. Информация от обеих систем сравнивается с

    эфферентными командами, поступающими к мышцам. 3) Теория Гибсона. Движение

    изображения по сетчатке не имеет значения для восприятия движения. Эксп.

    док-ва: а) можно вызвать движение изображения по сетчатке, а восприятия

    движения нет. б) движения по сетчатке нет (кинопленка), а восприятие

    движения есть Положит. тезис: Воспринимать движение позволяют инвариантные

    структуры светового потока. Пример: изображение каркасной сетки сжимается

    определенным образом - это воспринимается как поворот сетки. Восприятие

    стабильности видимого мира, по Гибсону, непосредственно - в световом потоке

    содержится информация, достаточная для того, чтобы отличать собственное

    движение от движения объектов. Причем эксперименты показывают, что

    зрительное восприятие собственного движения гораздо сильнее

    проприоцептивного.

    Иллюзии. 1) Феномен «летающей комнаты» (испытуемый воспринимает собственные

    перемещения, тогда как он неподвижен, а «летает» комната). Разновидность

    (1) - феномен качелей (неподвижные качели во вращающейся комнате). 2)

    Стробоскопическое движение (зажигание двух лампочек с определенным

    интервалом воспринимается как движение / фи-феномен). Инерция зрения

    представляет собой неспособность сетчатки отвечать на частые колебания

    яркости света и сигнализировать о них (напр. 24 кадра в сек.) 3)

    Автокинетическое движение (в темном помещении с одним точечным светящимся

    объектом при фиксации этой точки глазами она вскоре воспринимается как

    движущаяся. Возможные объяснения: а) непроизвольные микродвижения глаз

    вызывают такой эффект; б) усталость определенных групп глазных мышц

    вызывает неправильную «интерпретацию» центральных моторных команд; в) точка

    зрения гештальтистов: так как движение воспринимается относительно фона, а

    фона здесь нет, то имеем неопределенность по поводу наличия или отсутствия

    движения. Если человек воспринимает это как движение, то он начинает

    усиливать это движение глазами. 4) Индуцированное движение (движение фона

    воспринимается как движение фигуры). Разновидность - эффект «водопада»

    (движение черно-белых полос фона при фиксации точки, затем взгляд

    переводится на пустой фон -> восприятие движения). Объяснение: при фиксации

    происх. непроизвольные микродвиж-я глаз Совокупность смешения глаз и

    саккадических движ. наз. физиологич. нистагмом. Амплитуда этих движ.

    предельна мала. Скорее всего эти движ. не регистрируются центрально. Другая

    теория говорит, что не движения глаз, а корректир. сигналы, предотвращающие

    это движение, являются причиной иллюзорного блуждания света.

    66. Константность восприятия: виды, процедура измерения, теории

    Константность - это свойство перцептивного образа оставаться относительно

    неизменным при изменении условий восприятия. Виды К. – к. размера, формы,

    глубины, скорости, цвета.

    Константность формы. Лишь в одном случае изображение на сетчатке имеет ту

    же форму, что и сам объект, когда объект располагается в плоскости,

    перпендикулярной направлению взгляда. Но в повседневной жизни объекты

    располагаются под углом к направлению взгляда и все равно воспринимаются

    верно – это константность формы.Решающим в восприятии константности формы

    является регистрируемая информация о наклоне объекта. если такая инф.

    отсутствует, объект воспринимается неоднозначно. Помимо наклона, для к.ф.

    можно использовать различную удаленность его сторон, т.е. константность

    размера.

    Восприятие скорости. Чем ближе траектория движения, тем выше будет скорость

    смещения ретинального изображения. Поэтому дв-е далеко расположенных

    объектов кажется медленнее, чем в реальности. Воспринимаемая скорость

    близких объектов существенно не меняется. Т.о. существует константность

    воспринимаемой скорости. Альтернативное объяснение – воспринимаемая

    скорость зависит от феноменального расстояния, проходимого в единицу

    времени. Экспериментально это подтвердили, проверяя следующее объяснение

    восприятия скорости - Восприятие скорости определяется скоростью изменения

    положения объекта по отношению к своему непосредственному окружению.

    Эксперимент: удалены все объекты, кроме движущихся. В темноте предъявляются

    движущиеся круги, кот. движутся вниз на непрерывной ленте. Один круг –

    стандарт, находился рядом, другой – в 4 раза дальше. наблюдатель

    устанавливал скорость второго круга равной стандарту-. 2 глаза –

    незначительно превышал, 1 глаз (искусств. зрачок) – превышала в 4 раза,

    т.к. искусственный зрачок имеет свойство удалять информацию о расстоянии, и

    наблюдатель делает вывод на основе скорости смещения ретинального

    изображения. Восприятие скорости зависит и от размеров системы отсчета.

    Эксперимент: “ прямоугольника а и б. Б в 2 раза больше, чем а. к обоим с

    одинаковой скоростью движется круг. Кажется, что круг к прямоугольнику “б”

    движется в 2 раза медленнее. Этот эффект Браун назвал эффектом транспозиции

    скорости. Итак, на восприятие скорости влияют 2 параметра:1)характер

    окружения 2)адекватность информации о расстоянии.

    Константности нейтрального цвета. Разработан Кац. Два образца белого цвета

    предъявляются на белом фоне, но разделяются перегородкой так, чтобы цвет от

    лампы, помещенной сбоку, освещал фон по обе стороны от перегородки

    неоднородно. Одна из сторон принимается за стандарт. Испытуемый должен

    подобрать цвет на второйстороне, равный стандарту. Обычно вбирают серый

    цвет, который несколько темнее стандартного. Т. о. тенденция к

    константности налицо. Коэффициент константности. Тенденцию к константности

    можно выразить и количественно. 1)если наблюдатель подравнивает образцы на

    основе абсолютной интенсивности, выбирая коэффициент отражения

    сравниваемого объекта так, чтобы компенсировать разницу в освещении, то

    никакой тенденции к константности он не проявляет. 2) если же он

    подравнивает образцы, выбирая коэффициент отражения равным стандарту, они

    проявляет полную константность 3)Если при подравнивании он выбирает

    промежуточный вариант (так обычно и бывает), то коэффициент константности

    может быть выражен значением коэффициента отражения от 0 до 100 %. .

    Константность глубины. независимость видимой глубины между двумя точками от

    их абсолютной удаленности. Эксп. (Голлах и Цукерман)В стереоскопе

    создавались иллюзорные изменения увеличение или уменьшение вдвое –

    эгоцентрической удаленности. Достигалось это соотношением аккомодационной и

    конвергенционной удаленности. Изменение видимой глубин происходило в

    направлении константности, хотя полной константности глубины не было. В

    этом эксперименте полная константность могла отсутствовать по двум

    причинам: 1)посредством аккомодации и конвергенции глаза не всегда можно

    вызвать требуемое изменение воспринимаемой удаленности. 2)зрительная

    система, возможно, компенсирует уменьшение диспаратности с удаленностью по

    закону константности. К.Г. подразумевает, что при условии адекватного

    восприятия абсолютной удаленности видимая глубина между двумя точками

    должна быть пропорциональна диспаратности и произведению видимых

    удаленностей до этих точек.

    Константность видимой величины и видимой формы. Видимая величина

    определяется скорее дистальным стимулом (физ. величина о-та), чем

    проксимальным (величина сетчаточного изображения). Зрительная система тонко

    реагирует на 1% изменения видимой величины. А с др. стороны, при удалении

    объекта мы не замечаем уменьшения его видимой величины, хотя его угловая

    величина и уменьшается обратно пропорционально удаленности. Предположим,

    что зрительная система учитывает изменение абсолютной удаленности объекта и

    компенсирует уменьшение его ретиню изображением в удалением объекта. Опыты

    показывают, что уменьшение числа признаков абсолютной удаленности приводит

    к исчезновению константности объекта.

    Эксп-ты (дополнение). 1) Комната Эймса (константность восприятия знакомой

    формы). 2) Эксп-ты с кубами на младенцах (подтверждающие константность) 3)

    Закон Эммерта для наклонных проекций (проекция последовательного образа на

    наклонную плоскость имеет такой вид, как будто объект расположен в этой

    плоскости, что полностью подтверждает константность). Эти эксп-ты были с

    успехом проведены на животных и на 6-8 недельных детях. 4) Классические

    исследования константности величины: исследования Холдей, Боринга.

    Испытуемый находится на стыке 2 коридоров. В одном он видит объекты,

    расположенные на разном расстоянии, величину которых надо оценить. В другом

    – объекты разной величины, с которыми надо сравнивать. Условия

    предъявления: а) вне контекста, б) без предметов для сравнения, в) как

    обычно. Результаты: феномен константности. Формула Брунсвика-Таулесса для

    подсчета константности: K= ((V-P) / (R-P)) * 100 % , где R - реальная

    (объективная) , величина эталона, V - воспринимаемая величина (выбранный

    перем. стимул, P - проекционная величина (расчетная величина при

    отсутствии константности).

    32. Психология развития в младшем школьном возрасте.

    Кризис 7 лет. Этот переломный период может начаться в 7 лет, а может

    сместиться к 6 или 8 годам. Падает работоспособность. Он открывает для себя

    значение новой социальной позиции – позиции школьника (эта позиция меняет

    его самосознание, рождение социального Я). Изменение самосознания приводит

    к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится

    второстепенным. Всё что имеет отношение к учебной деятельности (в первую

    очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее

    важным. Происходят шлубокие изменения в плане переживаний, подготовленные

    всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В этот период

    проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний,

    появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребёнка,

    между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

    Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению

    внутренней жизни ребёнка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней

    жизни ребёнка связана с изменением структуры его поведения. Появляется

    смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то

    сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент,

    позволяющий более или менее адекватно оценить бедующий поступок с точки

    зрения его результатов и более отдалённых последствий. Благодаря этому

    механизму утрачивается детская непосредственность: ребёнок размышляет,

    прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания,

    пытается не показывать другим, что ему плохо.

    Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).

    Доминирует мышление (образное). Формируются научные понятия, к концу

    начинает развиваться теоретическое мышление. Смысловая память (прежде чем

    запомнить, нуждно понять). Развивается внимание.

    Личные план зависит от ведущей деятельности. Мотивация и самооценка зависят

    от результата действий. Отношение родителей и учителя определяет

    формирование мотивации и самооценки ребёнка.

    «хорошисты» -мотивация достижения успеха (стремление к качеству работы,

    результату; –лабильный уровень притязаний.

    «3-ки» -бедная мотивация; -низкая тревожность. Очень важно чувствовать себя

    компетентным.

    «отличники» - мотивация разнообразна; -престижная мотивация (сделать лучше

    , чем сосед). Она приносит массу негативных последствий. –завышенная

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.