Госэкзамены ответы
непосредственном возд. на рецепторы; элементарное сенсорное кач-во;
данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Т.о. это
редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован.
Атрибутами явл. качество, интенсивность, протяженность, длительность. Роль
в процессе восприятия: стимул возд. на рецепторы орг. чувсв ит., затем
возн. некот. стр. ощущения, к кот. добавл. образы памяти.
.
Виды образных явлений. А) Ощущение - элементарное сенсорное кач-во;
данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Это
редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован.
Б) Ф?????? - возникает при искусственном возбуждении участков зрительных
анализаторов неспециф. раздражителями или физ-хим. процессах. В)
Последовательный образы - зрит. ощущение, сохр. какое-то время после
прекращ. действия зрит. раздражителя. Различ. + и - . Первый окрашен также
как и раздражитель и бывает кратковременным. Второй сохран. дольше и
окрашен в дополн. цвета. При продолж. или интенсивном действ. раздражителя
можно набл. смены + и -. В) Проективные образы - возникают при
неструктурирован. стимуляции (человек устал или у него есть неудовлетв.
потребности). Г) Эйдетические образы - воспр. событий прошлого в деталях...
Классификации ощущений и рецепторов: 1) по типу модальности (зрит, обонят,
вкусов, вестиб. чувствительности и тд). 2)специф.(связ. и нес. стимулы,
вызыв. о. делятся на: проксимальные (распределение энергии у поверхности
орг. чувств) и дистальные (у поверх.н . воспр. действительн.) Второй
ипостасью о. - образы элемент. символов (как напр. при простейш. зрител.
впечатлен.- можно найти параметры для проксим. стимулов, кот. соотв. парам.
ощушений: интенс. зрит.: интенс. зрит. воспр. явл. интенс. света). Т.е.
образ этого стимула элементарен и его можно считать воплощением чистого о.
3) по эволюц. принципу: протолитические (не дают возможности точно
локализовать..., отражают
5. Развитие личности в зрелости.
Под зрелостью личности понимается, прежде всего, социальная зрелость,
выражаетися в том, насколько адекватно понимает человек своё место в
обществе, каким мировоззрением или философией руководствуется, каково его
отношение к общественным институтам (нормы морали, нормы права, законы,
социальные ценности), к своим обязанностям и своему долгу.
Социальная зрелость включает в себя зрелость: гражданскую, т.е. осознание
своего долга перед родиной, народом, обществом, ответственность за свой
труд; идейно-политическую; моральную – понимание, принятие и реализацию
норм морали, наличие развитой совести готовность действовать в соответствии
с установленными нормами отношений людей друг к другу, способность любить и
чувствовать ответственность в любви, в построении семьи и её будущего;
эстетическую – достаточно развитую способность воспринимать в тех или
других его проявлениях и формах: в быту, в искусстве, природе.
Социальная зрелость обуславливает и предполагает наличие психологической
зрелости. Не может быт полной психологической зрелости у социально незрелой
личности, характеризующейся инфантильностью суждений и действий,
непониманием требований общества и т.д. нельзя очень точно «привязать»
начало зрелости к определённому возрасту.
Полноценно азвитая зрелая личность характеризуется хорошо интегрированной,
цельной психологической организацией, единство которой обеспечивается
единством изменяющихся и развивающихся, но достаточно значительных
жизненных целей. Они наполняют смыслом жизнь человека и осознаются им не
просто как личностно значимые, но и как объективно значительные,
общественно важные.
Психологические черты зрелой личности:
- выраженное стремление к творчеству, проявление творческого начала в самых
разнообразных сферах жизни; тонкая восприимчивость к достаточно широкому
кругу явлений социальной жизни;
- хорошая интеллектуальная активность в смысле постановки жизненных
поблеем, готовности их вдумчиво понять и пытаться настойчиво решить;
- достаточная эмоциональная чувствительнотсь, которая носит изобразительный
характер, но широка по кругу вызывающих её явлений;
- мобильность способнотей, т.е. умение реализовать в соответствующих
действиях присущие чловеку потенции, которые он хотел бы раскрыть;
- рефлексия на свой духовный облик, служащая задачам самоорганизации. Цели
такой самоорганизации достаточно разнообразны и широки – тут и нравственное
самосовершенствование, и интеллектуальный рост, и эстетическое развитие и
т.д.
Развитие личности – это, прежде всего её социальное развитие. Социальное
развитие ведёт за собой психическое развитие. Личность развивается через
включение в системы общественных отношений.
6. Как дифференцировать конформное поведение индивида в группе и
самоопределение личности?
Самоопределние личности – сознательный акт выявления и утверждения
собственной позиции в проблемных ситуациях.
Конформность – тенденция человека изменять своё поведение под влиянием
других людей таким образом, чтобы оно соотвествовало мнениюокружающих,
стремление приспособить его к их требованиям. Конформность фиксируется там,
где имеется конфликт между собственным мнением индивида и мнением группы, к
которой он принадлежит, если преодоление этого конфликта осуществляется
путём согласия с имением группы.
В действитеьности существует три тепа поведения:
1) внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнение группы;
2) конформность – осознанное внешнее согласие при внутерннем расхождении;
3) коллективизм или коллективное самоорпеделения – относительное
единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с
оценками и задачами коллектива.
7. Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия.
Чувства, их психологическая характеристика (обзор по теориям
эмоций).
Рассмотрим, что понимают разные авторы под одним и тем же термином -
"чувство".
I. Вильгельм Вундт.
Этот товарищ, как и всякий структуралист, искал инварианты психического,
его извращения привели к выделению двух видов далее неразложимых
"психических элементов", сочетающихся в более сложные образования - это
ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы,
все, что человек отражает, сопровождается определенным чувством
(субъективные впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и
развивающихсяиз них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи
свойства качества и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарек
диспаратными и был этим очень горд. По качеству чувства выделялся длинный
ряд переходных форм, который был представлен трехмерным пространством
(удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка и возбуждение-
успокоение). Любое чувство может быть представлено точкой в этом
пространстве.
Аффект - форма течения чувств в этом самом пространстве, однако только
сильных чувств, слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика
- в каждый момент времени у человека имеется множество
чувств - точек в пространстве, и их положение постоянно меняется. Близкие
чувства об'единяются в более сложные, а те в свою очередь в процессе некой
суммации и дают цельное ситуативное чувство. Многие чувства человеком не
осознаются, однако профессионал может их распознать.
Принципы слияния чувств:
1) целое чувство может качественно отличаться от его составляющих.
2) некоторые составляющие одного сложного чувства могут господствовать над
другими.
3) общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием.
II. Эрнст Клапаред.
Чувства по оному - полезные "аффективные ньюансы", позволяющие определить
ценность вещей. Это установки, полезно ориентирующие поведение. Он говорит,
что для каждой эмоции существует свое чувство. Интеллектуальные чувства -
элементы мышления, не репрезентирующие предметного содержания. Всякое такое
чувство соответствует адаптивным реакциям и установкам. Чувства выражают
отношение ситуации к нашему благосостоянию (установку к ситуации). Таким
образом чувство - осознание установки.
III. С.Л.Рубинштейн.
У Рубенштейна чувство равно эмоции. Чувство рождается в деятельности и
обуславливает ее. Положительным или отрицательным будет чувство - зависит
от отношения результата деятельности к цели оной. Динамикачувств зависит от
динамики деятельности. Эмоция - единство аффективного и интеллектуального
начал, которая может как организовывать деятельность, так и
дезорганизовывать ее. Рубенштейн выделяет три уровня чувств:
1) органические (физические) чувства связаны прежде всего с органическими
потребностями.
2) предметные чувства - осознаное переживание отношения человека к миру,
включающие эстетические, моральные и интеллектуальные чувства.
3) мировоззренческие чувства - выражают стойкие мировоззренческие установки
личности.
Аффекты - бурные эмоциональные процессы взрывного характера. Страсти -
стойкие длительные чувства с явно выраженным волевым моментом.
IV. А.Н.Леонтьев
Под чувствами понимает результат специфического обобщения эмоций. Чувства
предметны, имеют социальное происхождения и образуют несколько уровней - от
чувств к об'екту до социальных чувств. Несовпадения эмоционального тона
об'екта и эмоциональной реакции на ситуацию и несовпадение эмоуий и чувств
ведет к амбивалентности.
V. МакДауголл
Различает чувства и эмоции. Первоначально существовало два вида чувств -
удовольствие/неудовольствие, но с развитием познания они усложнились.
Чувства возникают в зависимости от успешности/неуспешности осуществления
устремлений. Они возникают позже эмоций в процессе эволюции, не специфичны
относительно установок организма (одно и то же чувство может быть при
разных установках). Чувства не смешиваются, их сложность зависит от
развития познания.
Определение, функции и условия возникновения эмоций. Возможные основания
классификации эмоций
Внутренняя регуляция деятельности: эмоциональная и волевая. Они тесно
связаны между собой. Н. Я. Грот: взаимосвязь психических процессов.
Психический цикл – модель психического действия. Четыре стадии: 1)
объективное восприятие – ощущение. 2) субъективное восприятие –
чувствование. 3) субъективная деятельность – стремление. 4) объективная
деятельность – движение. ОВ = стимул. ОД = реакция. СВ = эмоция. СД = воля.
Эмоции обеспечивают принятие объекта, а воля готовность к действию.
Б. Спиноза. Любая вещь стремится прибывать в своем существовании
(развиваться). В стремлении быть заключается подлинная сущность вещи.
«Душа» – сознание, «тело» – организм. Душа стремится быть и сознает свое
стремление, имея ясные или смутные идеи. Стремление души быть - воля. Когда
стремление души и тела едины, то это – влечение. Если оно осознается, то
это - желание. Аффект – состояния тела и идеи этих состояний, которые
увеличивают или уменьшают способность тела к действию (и способность души к
мышлению). Аффект – пассивное состояние, через которое душа переходит к
большему или меньшему совершенству. Аффект – телесное непроизвольное
состояние, связанное с возможностью управлять собой. Выделение простых
аффектов: удовольствие, неудовольствие, желание. «Чувствуем влечение к чему-
то из-за того, что считаем добром то, к чему чувствуем влечение». Осознание
аффектов – возможность управления поведением.
Определение эмоций. Рубинштейн: эмоция – психическое отражение актуального
состояния потребностей. Эмоция – субъективный эквивалент потребности.
Леонтьев: мотив – предмет потребности и предмет деятельности. Функции
мотива: побуждение и образование смысла. Смысл – представленность в
сознании отношения мотива к цели. Эмоция – психическая представленность
смысла. Психоанализ: это ключ к познанию мотивов.
Различные аспекты изучения эмоций. (1) эмоциональное явление. Впервые
психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания.
Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты. В качестве
явления он рассматривает элементы сознания: объективные и субъективные.
Простое впечатление, связанное с объектом - объективный элемент. Любая
эмоция связана с определенным предметом – предметность. Эмоция всегда –
отношение к чему-то, это тесная связь с познавательной сферой. Субъективный
элемент – переживание, подчеркивает приспособительный характер эмоций.
Основная функция: синтез объективных элементов. Чистое ощущение – свойство
объекта. Чувства задают целостность ощущения, т.е. эмоция связана с
мотивом. Критерии различения чувств: удовольствие – неудовольствие,
возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Более сложные
эмоциональные явления – аффекты (процессы). Признак аффекта – продолжение
во времени. Качество аффекта: преемственность чувств, их
последовательность, обладающая целостностью. Аффект – форма течения чувств,
которые связаны с изменением в протекании представлений. Сартр: эмоция как
феномен. Феномен = описание + объяснение = «непосредственное понимание».
Феномен – то, что само себя объясняет. Человек существует в нескольких
мирах. В социальном поведении – в рациональном мире (возможность
умозаключать). Мир эмоций архаичен («магический мир»). «Пережить эмоцию –
внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия
сознания в иной способ существования». Эмоция – это феномен, ее
непосредственное переживание является конечным результатом. Если у человека
критерий эмоциональной оценки единственный, то он живет в мире магии.
Возможность анализа эмоций: отделение эмоциональной оценки от свойств
объекта.
2) эмоциональное состояние. Приспособительное значение эмоциональных
состояний. Их ситуативность. Их телесное выражение.
(3) эмоциональный процесс. Теория Джемса – Ланге. Наблюдение объекта –
телесные периферические изменения – их осознание – эмоция. Физиология: не
периферические, а центральные изменения. Это физиологический смысл эмоций.
Психологический смысл: Клапаред. Уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть
первичные оценки (чувства, которые следуют сразу же за наблюдением). Эмоция
может не возникать, а чувственная оценка необходима, она обеспечивает
приспособление к ситуации. Эмоция как конечный результат может разрушить
деятельность. Исследования: Шектен, 60е годы. Испытуемые участвовали в
испытании лекарства, которое как бы вызывает эмоцию (на самом деле – на 10-
15 минут повышают общую телесную активность). Нужно определить, какую
эмоцию вызывает препарат. В каждой группе помощник экспериментатора задает
образец для понимания телесных изменений.
Функции эмоций. 1) оценка. Эмоциональный критерий оценки – функция от
вероятности ожидаемого события. Функция образования аффективных следов, их
совокупность – аффективная память. Она накапливается. Предвосхищение
ожидаемого события часто его структурирует. Эмоциональное подкрепление:
собственная оценка текущих событий. Следообразование: собственная оценка
прошлых событий. Структурирование: предвосхищение будущих событий.
2) побуждение и организация. Функция мотивации. Эмоции мобилизуют организм
к действию – функции не специфической активации организма. Организация:
синтезирование впечатлений. Функция эвристики. Функция смыслообразования.
Эмоция организует или разрушает деятельность.
3) экспрессия – коммуникация невербального общения. Уровни выражения: а)
природный организм: эмоция как сигнал. Б) социальный индивид: эмоция как
знак. Шлосберг: шкала внешних выражений эмоций. В) личность: эмоция как
символ. Непосредственное понимание субъектом собственной личностной
проблемы. Юнг: чем сильнее эмоция, тем ближе она к архетипу. Это материал
для анализа.
Основание классификации. 1) отражаемый предмет. 2) функция. 3) уровень
развития.
(1) аффекты и эмоции. Если аффект переживается в самой ситуации, то эмоции
могут быть и вне ее. Примеры собственно эмоций: тревожность. Рубинштейн.
Три уровня эмоций: 1) «беспредметные» – состояние субъекта. 2) предметные –
большинство эмоций. 3) обобщенные эмоции, связанные с мышлением.
(2) выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации.
Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в
ней можно было действовать. Эмоции - Базовые потребности. Чувства -
Конкретные условия их удовлетворения. Критерий: первичная оценка ситуации.
Клапаред: чувства адаптивны, эмоции могут быть неадаптивными. Липер: эмоция
выполняет функцию мотива (побуждение). Мотивы: физиологические и
эмоциональные (отличаются по связи с познавательной сферой). Эмоциональные
процессы отделены от перцептивных, но сходны с ними по функции.
(3) Леонтьев. Три класса эмоциональных процессов: 1) аффекты. 2) собственно
эмоции. 3) чувства.
Теории эмоций в зарубежной психологии
Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна:
они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает
страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и
воспитывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под
влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения
(описание телесных, физиологических проявлений страстей). Источник страстей
– воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|