МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Госэкзамены ответы

    особенность. Первичные и вторичные страсти. Первичные: появляются в душе

    при соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость,

    печаль. Их назначение – сигнализировать душе, что полезно телу, а что

    вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при

    жизни. Значение страстей: обеспечение единства души и тела (приучают душу

    желать признаного природой полезным). Недостатки: но страсти не всегда

    правильно отражают пользу для тела, увеличивают значительность добра и зла,

    связанные с этими вещами, отсюда неадекватное рвение.

    Задача воспитания страстей: разум (адекватная оценка предметов) и воля

    (возможность отделить мысль о предмете от движения животных духов,

    возникших от этого предмета и связать их с другой мыслью о нем). Воля может

    не подчиниться страсти и не допустить движений, к которым страсть

    располагает тело.

    Спиноза. Панпсихизм. Душу имеет каждое явление. Два начала физическое и

    психическое сосуществуют (две грани одного и того же). В душе два вида

    образований: а) идеи – образы вещей (познавательные образы) – то что

    отражает внешнюю действительность; б) аффекты – состояния тела, которые

    увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию,

    благоприятствует ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идею этих

    состояний. Порядок активных и пассивных состояний нашего тела по своей

    природе совместен с порядком активных и пассивных состояний души. Три

    первичных аффекта: удовольствие (радость) – состояние через которое душа

    приходит к большему совершенству; неудовольствие (печаль) – состояние,

    через которое душа переходит к меньшему совершенству; желание – выражает

    нашу мотивацию, влечение с сознанием его. Из удовольствия следует желание

    сохранить это состояние. Из неудовольствия – избавиться. Аффекты относятся

    и к душе и к телу: удовольствие – приятность и веселость, неудовольствие –

    боль и меланхолия.

    Попытки описать конкретные аффекты: Любовь – удовольствие, сопровождаемое

    идеей внешней причины (ненависть – аналогично).Вокруг любви и ненависти

    разворачивается много других событий. Один из механизмов дальнейшего

    развития любви и ненависти – механизм сопереживания (другу приятно и мне

    приятно – вторичное переключение на того, кто доставляет удовольствие

    предмету нашей ненависти). Любовь и ненависть порождает желание (кто кого

    любит, тот стремится сделать ему добро). Если любовь не разделяется –

    порождается неудовольствие – ищутся его причины – если в другом, то

    ненависть. Эмоции возникают на основе ассоциаций – почтальон принес

    хорошее известие, более симпатичен, чем горькую весть. Так шаг за шагом

    раскрывает возникновение эмоций. Если причина удовольствия – Я –

    гордость. Стыд – антипатия к себе. Т.е. два механизма: причинная и

    ассоциативная. Человек бессилен в укрощении или ограничении аффектов –

    рабство. Аффект может быть уничтожен только противоположным и более сильным

    аффектом. Аффект, причина которого, перед нами в наличности, сильнее, чем

    если бы причина была воображаемой. Этот способ познания эмоций –

    описательный. Но попытка выделить динамику развития эмоций. Когнитивисты.

    1. Двухфакторная теория Шехтера. Эмоция определяется физиологическими

    (ВНС) и когнитивными компонентами, связанными между собой.

    Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный

    предает эмоциональную окраску (содержание), направленность.

    Экспериментальная проверка: 3 экспериментальные группы, одна контрольная.

    1й группе - вводился адреналин и сообщалось, что возможны побочные явления

    в виде учащения сердцебиения, жара и т.д. - это информированная группа. 2й

    группе - адреналин, но сообщалось, что никаких побочных эффектов не будет -

    неинформированная группа. 3й группе - адреналин + сообщались не

    соответствующие действительности подробности - это ложноинформированная

    группа. Контрольная группа получала физ.раствор без комментариев. После

    чего появлялся некий товарищ, который демонстрировал два разномодальных

    типа поведения - эйфорию и ярость. Результат. 2я и 3я группы заражались его

    состоянием, остальные - не давали никакой реакции.

    2. Когнитивная модель эмоций Арнольд. Оценка ситуации с точки зрения ее

    полезности или опасности. Перцепция -> оценка возможных последствий

    воспринимаемой ситуации для суб'екта -> оценка принимает форму

    эмоционального отношения, переживаемого как поведенческая тенденция к

    избеганию или стремлению -> само действие: стремление или избегание. Эту

    схему процесса когнитивной оценки ситуации уточнил и эксперементально

    обосновал Лазарус. Лазарус исследовал овладение стрессовыми или угрожающими

    ситуациями. Испытуемым демонстрировались фильмы неприятного содержания

    (кровавости

    или просто гадости). Наблюдались два типа реакций: 1) Отрицание: "Чего

    бояться - это же просто фильм" 2) Интеллектуальная реакция - установка на

    отстраненное наблюдение. В качестве индикатора эмоционального уровня

    испытуемых регистрировалось КГР. По сравнению с неподготовленной группой

    (их не предупредили, что гадость покажут), группа, у которой было время

    выработать определенную модель восприятия 1 или 2 - показала заметно

    более низкие нейровегетативные реакции (особенно 2). 3. Теория когнитивного

    диссонанса Фестингера. Когнитивный диссонанс - негативное состояние,

    которое возникает если по крайней мере два представления ("знания") не

    могут быть согласованы друг с другом. Эта самая невозможность согласования

    и порождает мотивацию к уничтожению или редукции возникшего диссонанса.

    Ассоционисты. (Ах) Детерминирующая тенденция – бессознательный принцип,

    который направляет сознательный процесс по заранее заданному руслу к

    решению задачи. И детерминирующая тенденция и сознательные процессы, ею

    направляемые, оказались непредставимы в терминах ощущений и образов. Для

    этих смутных ускользающих содержаний сознания Аху пришлось ввести термин

    «сознанность», а испытуемые научились описывать свое состояние в терминах

    ненаглядных переживаний сознания. Отношения между мотивами определяются

    складывающимися связями деятельности суб'екта, их опосредованиями, и

    поэтому являются релятивными. Смыслообразующие мотивы занимают более

    высокое положение даже если не обладают прямой аффектогенностью. Являясь

    ведущим в жизни личности, мотив для суб'екта оставался "за кадром" - и со

    стороны осознания и со стороны своей афектогенности.

    Вундт как и всякий структуралист, искал инварианты психического, его

    извращения привели к выделению двух видов далее неразложимых "психических

    элементов", сочетающихся в более сложные образования - это ощущения и

    чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы, все, что

    человек отражает, сопровождается определенным чувством (суб'ективные

    впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и развивающихся из

    них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи свойства качества

    и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарек диспаратными и был этим

    очень горд. По качеству чувства выделялся длинный ряд переходных форм,

    который был представлен трехмерным пространством (удовольствие-

    неудовольствие, напряжение- разрядка и возбуждение-успокоение). Любое

    чувство может быть представлено точкой в этом пространстве. Аффект - форма

    течения чувств в этом самом пространстве, однако только сильных чувств,

    слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика - в каждый

    момент времени у человека имеется множество чувств - точек в пространстве,

    и их положение постоянно меняется. Близкие чувства об'единяются в более

    сложные, а те в свою очередь в процессе некой суммации и дают цельное

    ситуативное чувство. Многие чувства человеком не осознаются, однако

    профессионал может их распознать. Принципы слияния чувств: 1) целое

    чувство может качественно отличаться от его составляющих. 2) некоторые

    составляющие одного сложного чувства могут господствовать над другими. 3)

    общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием.

    Вундт: тесная связь эмоций и воли. Эмоция – готовность действовать – начало

    воли.

    Психоанализ: эмоции – единственный материал, по которому мы можем судить о

    потребностях и мотивах. это ключ к познанию мотивов. Аффективный комплекс

    (психоанализ) – объединение в пределе любых деталий вызывающих аффект, т.е.

    чтобы аффект повторился достаточно упоминание любой детали. Фрейд: четыре

    источника тревоги (каждый раз речь идет о боязни что-то утратить). 1.

    боязнь утраты желанного объекта; 2. боязнь утраты позитивного отношения со

    стороны другого; 3. боязнь утраты себя (части себя); 4. боязнь утраты любви

    к себе.

    Теории эмоций в отечественной психологии

    Рубинштейн. Эмоции и потребности. Человек переживает то, что с ним

    происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что

    его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет

    сферу чувств и эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому,

    что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

    Признаки эмоций: 1. Эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к

    объекту; 2. Эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или

    отрицательным знаком (оба полюса не являются обязательно внеположенными,

    часто образуется сложное противоречие), по Вундту: напряжение и разрядка,

    возбуждение и подавленность.

    Исходный момент. Определяющий природу и функцию эмоций: в эмоциональных

    процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий,

    совершающимися в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом

    деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной

    стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих

    основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, - с

    другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия

    или противодействия.

    Двойственное отношение эмоции потребности: эмоция – конкретная психическая

    форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому,

    что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет

    доставляет нам удовлетворение или нет, и у нас рождается чувство по

    отношению к нему (активно-пассивное взаимоотношения потребности и предмета:

    потребность-эмоция-предмет или предмет-эмоция-потребность). Но человек

    существо полимотивированное и один и тот же предмет (ситуация) может быть

    снабжен разным эмоциональным отношением (амбивалентность). Отсюда чувства

    человека определяются не изолированной потребностью, а всей структурой

    личности.

    Эмоции и деятельность. С одной стороны, ход и исход человеческой

    деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой –

    чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность.

    Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею.

    Деятельность на удовлетворение потребности – эмоция (отношение цели и

    результата). Ход деятельности: предвидение критических точек – нарастание

    напряжения – минуя точку – разрядка. Внутренняя противоречивость

    деятельности – возбуждение. Гармоничный характер деятельности – успокоение.

    Различные виды эмоциональных переживаний: три уровня эмоциональной сферы.

    1 Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда

    относятся элементарные так называемые физические чувствования –

    удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими

    потребностями (окраска. Тон отдельного ощущения или выражение разлитого

    органического самочувствия организма (беспредметная тоска)). Выражение

    состояния организма. 2 Предметные чувства, соответствующие предметному

    восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания

    чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна

    классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные. 3

    Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного,

    трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые

    мировоззренческие установки личности.

    Отличительны от чувств, но родственные им аффекты и страсти.

    Аффект: стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного

    характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю

    разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности

    сознательной деятельности. Страсти – сильное, стоцкое, длительное чувство,

    которое пустив корни в человеке захватывает его и владеет им. Характерное:

    сила чувств, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов

    личности, и его устойчивость. Страсть всегда выражается в

    сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую

    цель. В страсти ярко выражен волевоц момент стремления; страсть

    представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в

    нем преобладают над чувствованиями.

    Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе

    всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!).

    это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка

    личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства

    (не знает причины ).

    Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции

    деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация,

    воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни.

    К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и

    чувства. Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные

    переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и

    висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически

    наступившую ситуациюи в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу

    события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта –

    аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по

    отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.

    Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга,

    Лурии (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)). Повторение

    афф. Ситуации – аффективный взрыв – терапевтические цела: канализация.

    Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем

    поведении. Отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают

    оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к

    своей деятельности и своим проявлениям в них. Идеаторный характер:

    способность предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не

    наступили, и возникают в связи с представлениями о прежитых или

    воображаемых ситуациях. Способность к обобщению и коммуникации: эмоц. Опыт

    шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).

    Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического

    обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором

    объекте. Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение

    устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на

    сложившуюся преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному

    человеку, до социальных чувств.

    Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко

    выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и

    переживаний человека.

    Эволюция эмоций. Эмоция охватывает весь организим. Роль приспособления

    животных к окружающим условиям. Интегральность эмоций – охватывают весь

    организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма,

    эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного

    воздействия на организм. Биологическая теория эмоций. В чем биологическая и

    физиологическая полезность эмоций. Жизнь=формирование потребностей + их

    удовлетворение. Это два состояния организма. Эмоциональные ощущения –

    своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных

    границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка

    каких-либо факторов жизни данного организма. Удовлетворение – положительная

    эмоция – подкрепляющий фактор. Каков механизм создания положительной

    эмоции. В основе представление о целостной физиологической архитектуре

    любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции.

    Признак положительной эмоциональной реакции – закрепляющее действие.

    Акцептор действия – удовлетворению какой-либо потребности предшествует

    формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От

    него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения

    потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.

    Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-

    либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от

    результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты

    положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия.

    Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация –

    поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.

    Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоция – отражение мозгом человека и

    животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.