Госэкзамены ответы
особенность. Первичные и вторичные страсти. Первичные: появляются в душе
при соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость,
печаль. Их назначение – сигнализировать душе, что полезно телу, а что
вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при
жизни. Значение страстей: обеспечение единства души и тела (приучают душу
желать признаного природой полезным). Недостатки: но страсти не всегда
правильно отражают пользу для тела, увеличивают значительность добра и зла,
связанные с этими вещами, отсюда неадекватное рвение.
Задача воспитания страстей: разум (адекватная оценка предметов) и воля
(возможность отделить мысль о предмете от движения животных духов,
возникших от этого предмета и связать их с другой мыслью о нем). Воля может
не подчиниться страсти и не допустить движений, к которым страсть
располагает тело.
Спиноза. Панпсихизм. Душу имеет каждое явление. Два начала физическое и
психическое сосуществуют (две грани одного и того же). В душе два вида
образований: а) идеи – образы вещей (познавательные образы) – то что
отражает внешнюю действительность; б) аффекты – состояния тела, которые
увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию,
благоприятствует ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идею этих
состояний. Порядок активных и пассивных состояний нашего тела по своей
природе совместен с порядком активных и пассивных состояний души. Три
первичных аффекта: удовольствие (радость) – состояние через которое душа
приходит к большему совершенству; неудовольствие (печаль) – состояние,
через которое душа переходит к меньшему совершенству; желание – выражает
нашу мотивацию, влечение с сознанием его. Из удовольствия следует желание
сохранить это состояние. Из неудовольствия – избавиться. Аффекты относятся
и к душе и к телу: удовольствие – приятность и веселость, неудовольствие –
боль и меланхолия.
Попытки описать конкретные аффекты: Любовь – удовольствие, сопровождаемое
идеей внешней причины (ненависть – аналогично).Вокруг любви и ненависти
разворачивается много других событий. Один из механизмов дальнейшего
развития любви и ненависти – механизм сопереживания (другу приятно и мне
приятно – вторичное переключение на того, кто доставляет удовольствие
предмету нашей ненависти). Любовь и ненависть порождает желание (кто кого
любит, тот стремится сделать ему добро). Если любовь не разделяется –
порождается неудовольствие – ищутся его причины – если в другом, то
ненависть. Эмоции возникают на основе ассоциаций – почтальон принес
хорошее известие, более симпатичен, чем горькую весть. Так шаг за шагом
раскрывает возникновение эмоций. Если причина удовольствия – Я –
гордость. Стыд – антипатия к себе. Т.е. два механизма: причинная и
ассоциативная. Человек бессилен в укрощении или ограничении аффектов –
рабство. Аффект может быть уничтожен только противоположным и более сильным
аффектом. Аффект, причина которого, перед нами в наличности, сильнее, чем
если бы причина была воображаемой. Этот способ познания эмоций –
описательный. Но попытка выделить динамику развития эмоций. Когнитивисты.
1. Двухфакторная теория Шехтера. Эмоция определяется физиологическими
(ВНС) и когнитивными компонентами, связанными между собой.
Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный
предает эмоциональную окраску (содержание), направленность.
Экспериментальная проверка: 3 экспериментальные группы, одна контрольная.
1й группе - вводился адреналин и сообщалось, что возможны побочные явления
в виде учащения сердцебиения, жара и т.д. - это информированная группа. 2й
группе - адреналин, но сообщалось, что никаких побочных эффектов не будет -
неинформированная группа. 3й группе - адреналин + сообщались не
соответствующие действительности подробности - это ложноинформированная
группа. Контрольная группа получала физ.раствор без комментариев. После
чего появлялся некий товарищ, который демонстрировал два разномодальных
типа поведения - эйфорию и ярость. Результат. 2я и 3я группы заражались его
состоянием, остальные - не давали никакой реакции.
2. Когнитивная модель эмоций Арнольд. Оценка ситуации с точки зрения ее
полезности или опасности. Перцепция -> оценка возможных последствий
воспринимаемой ситуации для суб'екта -> оценка принимает форму
эмоционального отношения, переживаемого как поведенческая тенденция к
избеганию или стремлению -> само действие: стремление или избегание. Эту
схему процесса когнитивной оценки ситуации уточнил и эксперементально
обосновал Лазарус. Лазарус исследовал овладение стрессовыми или угрожающими
ситуациями. Испытуемым демонстрировались фильмы неприятного содержания
(кровавости
или просто гадости). Наблюдались два типа реакций: 1) Отрицание: "Чего
бояться - это же просто фильм" 2) Интеллектуальная реакция - установка на
отстраненное наблюдение. В качестве индикатора эмоционального уровня
испытуемых регистрировалось КГР. По сравнению с неподготовленной группой
(их не предупредили, что гадость покажут), группа, у которой было время
выработать определенную модель восприятия 1 или 2 - показала заметно
более низкие нейровегетативные реакции (особенно 2). 3. Теория когнитивного
диссонанса Фестингера. Когнитивный диссонанс - негативное состояние,
которое возникает если по крайней мере два представления ("знания") не
могут быть согласованы друг с другом. Эта самая невозможность согласования
и порождает мотивацию к уничтожению или редукции возникшего диссонанса.
Ассоционисты. (Ах) Детерминирующая тенденция – бессознательный принцип,
который направляет сознательный процесс по заранее заданному руслу к
решению задачи. И детерминирующая тенденция и сознательные процессы, ею
направляемые, оказались непредставимы в терминах ощущений и образов. Для
этих смутных ускользающих содержаний сознания Аху пришлось ввести термин
«сознанность», а испытуемые научились описывать свое состояние в терминах
ненаглядных переживаний сознания. Отношения между мотивами определяются
складывающимися связями деятельности суб'екта, их опосредованиями, и
поэтому являются релятивными. Смыслообразующие мотивы занимают более
высокое положение даже если не обладают прямой аффектогенностью. Являясь
ведущим в жизни личности, мотив для суб'екта оставался "за кадром" - и со
стороны осознания и со стороны своей афектогенности.
Вундт как и всякий структуралист, искал инварианты психического, его
извращения привели к выделению двух видов далее неразложимых "психических
элементов", сочетающихся в более сложные образования - это ощущения и
чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы, все, что
человек отражает, сопровождается определенным чувством (суб'ективные
впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и развивающихся из
них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи свойства качества
и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарек диспаратными и был этим
очень горд. По качеству чувства выделялся длинный ряд переходных форм,
который был представлен трехмерным пространством (удовольствие-
неудовольствие, напряжение- разрядка и возбуждение-успокоение). Любое
чувство может быть представлено точкой в этом пространстве. Аффект - форма
течения чувств в этом самом пространстве, однако только сильных чувств,
слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика - в каждый
момент времени у человека имеется множество чувств - точек в пространстве,
и их положение постоянно меняется. Близкие чувства об'единяются в более
сложные, а те в свою очередь в процессе некой суммации и дают цельное
ситуативное чувство. Многие чувства человеком не осознаются, однако
профессионал может их распознать. Принципы слияния чувств: 1) целое
чувство может качественно отличаться от его составляющих. 2) некоторые
составляющие одного сложного чувства могут господствовать над другими. 3)
общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием.
Вундт: тесная связь эмоций и воли. Эмоция – готовность действовать – начало
воли.
Психоанализ: эмоции – единственный материал, по которому мы можем судить о
потребностях и мотивах. это ключ к познанию мотивов. Аффективный комплекс
(психоанализ) – объединение в пределе любых деталий вызывающих аффект, т.е.
чтобы аффект повторился достаточно упоминание любой детали. Фрейд: четыре
источника тревоги (каждый раз речь идет о боязни что-то утратить). 1.
боязнь утраты желанного объекта; 2. боязнь утраты позитивного отношения со
стороны другого; 3. боязнь утраты себя (части себя); 4. боязнь утраты любви
к себе.
Теории эмоций в отечественной психологии
Рубинштейн. Эмоции и потребности. Человек переживает то, что с ним
происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что
его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет
сферу чувств и эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому,
что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Признаки эмоций: 1. Эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к
объекту; 2. Эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или
отрицательным знаком (оба полюса не являются обязательно внеположенными,
часто образуется сложное противоречие), по Вундту: напряжение и разрядка,
возбуждение и подавленность.
Исходный момент. Определяющий природу и функцию эмоций: в эмоциональных
процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий,
совершающимися в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом
деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной
стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих
основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, - с
другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия
или противодействия.
Двойственное отношение эмоции потребности: эмоция – конкретная психическая
форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому,
что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет
доставляет нам удовлетворение или нет, и у нас рождается чувство по
отношению к нему (активно-пассивное взаимоотношения потребности и предмета:
потребность-эмоция-предмет или предмет-эмоция-потребность). Но человек
существо полимотивированное и один и тот же предмет (ситуация) может быть
снабжен разным эмоциональным отношением (амбивалентность). Отсюда чувства
человека определяются не изолированной потребностью, а всей структурой
личности.
Эмоции и деятельность. С одной стороны, ход и исход человеческой
деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой –
чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность.
Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею.
Деятельность на удовлетворение потребности – эмоция (отношение цели и
результата). Ход деятельности: предвидение критических точек – нарастание
напряжения – минуя точку – разрядка. Внутренняя противоречивость
деятельности – возбуждение. Гармоничный характер деятельности – успокоение.
Различные виды эмоциональных переживаний: три уровня эмоциональной сферы.
1 Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда
относятся элементарные так называемые физические чувствования –
удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими
потребностями (окраска. Тон отдельного ощущения или выражение разлитого
органического самочувствия организма (беспредметная тоска)). Выражение
состояния организма. 2 Предметные чувства, соответствующие предметному
восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания
чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна
классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные. 3
Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного,
трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые
мировоззренческие установки личности.
Отличительны от чувств, но родственные им аффекты и страсти.
Аффект: стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного
характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю
разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности
сознательной деятельности. Страсти – сильное, стоцкое, длительное чувство,
которое пустив корни в человеке захватывает его и владеет им. Характерное:
сила чувств, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов
личности, и его устойчивость. Страсть всегда выражается в
сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую
цель. В страсти ярко выражен волевоц момент стремления; страсть
представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в
нем преобладают над чувствованиями.
Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе
всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!).
это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка
личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства
(не знает причины ).
Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции
деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация,
воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни.
К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и
чувства. Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные
переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и
висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически
наступившую ситуациюи в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу
события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта –
аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по
отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.
Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга,
Лурии (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)). Повторение
афф. Ситуации – аффективный взрыв – терапевтические цела: канализация.
Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем
поведении. Отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают
оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к
своей деятельности и своим проявлениям в них. Идеаторный характер:
способность предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не
наступили, и возникают в связи с представлениями о прежитых или
воображаемых ситуациях. Способность к обобщению и коммуникации: эмоц. Опыт
шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).
Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического
обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором
объекте. Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение
устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на
сложившуюся преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному
человеку, до социальных чувств.
Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко
выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и
переживаний человека.
Эволюция эмоций. Эмоция охватывает весь организим. Роль приспособления
животных к окружающим условиям. Интегральность эмоций – охватывают весь
организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма,
эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного
воздействия на организм. Биологическая теория эмоций. В чем биологическая и
физиологическая полезность эмоций. Жизнь=формирование потребностей + их
удовлетворение. Это два состояния организма. Эмоциональные ощущения –
своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных
границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка
каких-либо факторов жизни данного организма. Удовлетворение – положительная
эмоция – подкрепляющий фактор. Каков механизм создания положительной
эмоции. В основе представление о целостной физиологической архитектуре
любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции.
Признак положительной эмоциональной реакции – закрепляющее действие.
Акцептор действия – удовлетворению какой-либо потребности предшествует
формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От
него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения
потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.
Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-
либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от
результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты
положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия.
Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация –
поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.
Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоция – отражение мозгом человека и
животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|