Шпаргалки по КПЗС
| | |
| | |
|33. Мажоритарная избирательная |36. Гос. Власть как институт |
|система относительного большинства. |конституц-го права. Пр-п разделения |
| |властей. |
|В основе мажоритарной системы лежит | |
|принцип большинства: избранным |Определение гос. Власть, в к-циях |
|является кандидат или несколько |чаще всего отсуствует, говорится |
|кандидатов, принадлежащих к одному и |просто о власти или о суверенитете |
|тому же списку партии, получившей в |народа. Основные законы |
|округе большинство голосов |устанавливают, что власть исходит от |
|избирателей по сравнению с другими |народа, принадлежит народу, народ |
|партиями. |осуществляет суверенитет. Это прежде |
|При мажоритарной системе |всего выражение целей гос. Политики. |
|относительного большинства кандидат, |В этих формулировках говориться о |
|чтобы быть избранным, должен получить|системе органов гос-ва и их |
|больше голосов, чем любой другой |взаимоотношениях, о методах деят-ти и|
|кандидат. По сравнению с системами |т.д. В своей совокупности они |
|квалифицированного и абсолютного |образуют институт гос-ной |
|большинства мажоритарная система |власти,занимающий одно из важнейших |
|относительного большинства имеет |мест в отрасли конституц-го права. |
|позитивные стороны: она исключает |Гос. Власть следует отличать от |
|дорогостоящий и обременительный |политической. Во многих странах |
|второй тур выборов, дает неплохие |существовала политическая но не гос. |
|результаты при двухпартийной системе,|Власть(кнр, мозамбика), только после |
|когда кандидатов двое. |определенных действий политическая |
|В страна англосаксонского права |переростает в гос. Власть. Тогда как |
|мажоритарная система относительного |гос. Власть всегда имеет различные |
|большинства применяется при любом |ветви, в том чосли политические. |
|участии избирителей, в других же |Обьем конституционного регулирования |
|странах при применении этой системы, |отношений, связанных с гос. Власть , |
|что бы выборы состоялись, требуется |в разных странах различен. В к-циях |
|определенный процент проголосовавших |стран тоталитарного социализма(кндр, |
|избирателей. |куба, китая) обычно содержится |
| |соц-ная характер-ка власти. В |
| |основных законах капиталистических и |
| |постсоциалистических гос-в, в |
| |современных к-циях развивающихся |
| |стран таких формулировок обычно нет. |
| |Обобщение конституционно правовых |
| |норм на мировом уровне говорит о том,|
| |что стр-ра конституционно-правового |
| |института гос. Власти складывается из|
| |различных норм, образующих его |
| |элементы. Это 1) положения об |
| |источнике гос. Власти и соц-ных |
| |носителя, субъектах(народ, трудовой |
| |народ) 2) положения о Характеристике |
| |гос. Власти. 3) положения о целях и |
| |принципиальных направлениях |
| |деятельности гос. Власти. 4) |
| |положения о структуре гос. Власти |
| |(разделения властей) 5) положения об |
| |органах, осуществляющих гос. |
| |Власть(прокуратуры по к-ции китая, по|
| |к-ции сша- 3 ветви) 6) положения о |
| |путях, формах и методах осуществления|
| |гос. власти (напр. Демократический |
| |централизм по к-ции кндр 1972) |
| |Принцип разделения властей - описать |
| |самостоятельно. Шпора тебе не учебник|
| |студент! |
| | |
|37. Место главы государства в |40. Парламент, порядок формирования,|
|системе гос. Органов. |структура, полномочия. |
| | |
|В разных странах глава государства |Парламент-это высший орган народного|
|в соответствии с их конституциями |представительства, выражающий |
|рассматривается либо как |суверенную волю народа, призванный |
|неотьемлемая составная часть |регулировать важнейшие общественные |
|парламента, т.е. законодательной |отношения главным образом путем |
|власти, поскольку без его подписи |принятия законов, осуществляющий |
|закон недействителен (монарх в |контроль за деятельностью органов |
|великобритании, президент в индии), |исполнительной власти и высших |
|либо как глава исполнительной власти|должностных лиц. Парламент также |
|и одновременно глава государства |формирует другие высшие органы |
|(Египет, США), либо как лицо, |государства, например в некоторых |
|являющееся только главой государства|странах избирает президента, |
|и не входящее в какую - либо ветвь |образует правительство, назначает |
|власти (Германия, Италия). |конституционный суд, ратифицирует |
|Он может быть символом |международные договоры, объявляет |
|государственности, как монарх в |амнистию и тд. |
|Японии, властным арбитрам по |Парламент обычно состоит из верхней |
|отношении к другим институтам |и нижней палаты. Члены нижней палаты|
|гос-ва, как президент франции, |парламента обычно называются |
|единственным властителем. |депутатами, народными |
|Глава государства бывает единоличным|представителями, члены верхней |
|и коллегиальным. В первом случае это|палаты-сенаторами. Депутаты нижней |
|монарх или президент, во втором - |палаты парламента избираются обычно |
|постоянно действующий орган |на 4-5 лет либо непосредственно |
|парламента, им избираемый. Глава |гражданами, либо путем |
|государства, независимо от его |многоступенчатых выборов. Часть |
|разовидности, имеет некоторые общие |членов парламента может избираться |
|для всех стран полномочия. В |путем косвенных выборов. В некоторых|
|отношении парламента это созыв его |странах резервируются места для |
|сессий, опубликование законов, право|сторонников определенных религий и |
|роспуска, иногда-право вето. |национальностей, а также для женщин.|
|Глава государства формирует |Верхняя палата формируется |
|правительство, обладает правом |различными способами: путем прямых и|
|увольнять министров и правит-во в |косвенных выборов, назначения, |
|отставку, назначать судей, заключать|занятия места по должности и др. |
|и ратифицировать международные |Прямые выборы сенаторов гражданами |
|соглашения, но осуществление этих |предусмотренны с сша, бразилии, |
|полномочий на практике зависит от |италии, японии и др. Путем косвенных|
|формы правления, от |выборов формируется сенат во |
|реальногоположения главы |франции. Несколько членов верхней |
|государствава в системе органов гос.|палаты могут назначатся главой |
|власти в стране. |государства. В ряде стран парламент |
| |состоит из одной |
| |палаты-уникомиральный, двухпалатный |
| |парламент-бикомиральный. Главная |
| |задача парламента-принятие законов. |
| | |
|38. Президент. Правовое и |41. Внутренняя организация |
|фактическое положение в республиках |парламента т его палат. |
|с различ. | |
| |В парламенте и его палатах |
|В системе высших органов власти |формируются различные органы. Одни |
|зарубежных стран глава государства |из них имеют определенную |
|занимает юридически первое место, |компетенцию в конституциях, другие |
|хотя его фактическая роль в |представляют собой всмомогательный |
|большинстве случаев отнюдь не |аппарат, призванный обслуживать |
|соответствует этому положению. Он |деятельность парламента. Также, |
|возглавляет всю государственную |парламент создает отдельные органы, |
|машину, обладает по букве |кот. Занимаются определннной сферой |
|конституции обширными полномочиями, |деятельности. Обладают |
|наделен такими качествами, как |самостоятельностью, но выполняют |
|безответственность, несменяемость, |поручения парламента, отчитываются |
|нетральность. Обычно глава |перед ним. Парламент может в любое |
|государства рассматривается как |время обновить состав этих органов, |
|носитель исполнительной власти и |сместить их членов или должностных |
|высший представитель государства в |лиц. Они иногда формируются на |
|сфере международных отношений. |определенный срок, что служит им |
|В странах с республиканской формой |определенной гарантией. Заседаниями |
|правления президент всегда |палат и однопалатного парламента |
|избирается, за исключением |руководит председатель (спикер в |
|государственного переворота. В |англосаксонских странах) либо |
|зависимости от вида республики можно|коллегиальный орган(президиум сессии|
|выделить 3 вида избрания президента:|в китае). Председателя парламента |
| |при двухпалатной структуре |
|Прямые выборы – Мексика, Бразилия, |парламента не бывает, есть лишь |
|Венесуэла, Панама, Перу, Колумбия) |председатели палат. Председатель |
|выборы проходят по мажоритарной |однопалатного парламента или палаты |
|системе. |должен быть политически нейтральным,|
|Косвенные выборы - США. Избиратели |беспристрастным. К внутренним |
|избирают коллегию выборщиков, |органам парламента относятся |
|которая затем избирает президента. |партийные фракции. Они объединяют |
|Многостепенные выборы – ( чаще всего|депутатов, которые принадлежат к |
|двухстепенные), где воля избирателя |одной партии. Для создания партийной|
|опосредствуется в парламенте. |фракции необходимо иметь |
|Полномочия и правовое – фактическое |определенное число депутатов от |
|положение президента зависит так же |данной партии, устанавливаемое |
|и от степени вмешания парламента вы |регламентами палат. Важную роль в |
|выборы президента, т.е. чем больше |парламенте и его палатах играют |
|парламент задействован в выборах, |постоянные комитеты или комиссии. |
|тем сильнее президент зависим от |Постоянные комиссии бывают |
|парламента. |отраслевые и, или |
|Глава государства – в некоторых |специализированные( по иностр. |
|странах назначает членов парламента,|Делам, по с\х, здравоохранению). |
|внешнеполитические функции, |Комиссии обсуждают информацию |
|назначает послов и пасланников, |министров по своей отрасли. Палаты в|
|обьявляет войну и заключает мир, |случае необходимости создают |
|право помилования, замена наказания,|временные комиссии-следственные, |
|награждения и т.д. |ревизорные, редакционные и др. Также|
| |парлпмент создает различные органы, |
| |которые не входят в его структуру, |
| |не являются веутренними органами |
| |палат, но помогают ему осуществлять |
| |его полномочия или действуют по его |
| |поручению. К их числу относятся |
| |ведоиства, осуществляющие контроль |
| |за бюджетной дисциплиной, за |
| |финансовой деят-тью. Аппарат |
| |парламента включает в себя три вида |
| |органов и лиц 1)вспомогательные |
| |службы парламента. 2)консультанты |
| |парламента. 3)личные помощники |
| |парламентариев. |
| | |
|39. Компетенция главы государства. |42. Правовое положение депутата |
| |парламента. |
|Глава гос-ва, независимо от его | |
|разновидности, имеет некоторые общие|В большинстве стран члены парламента|
|для всех стран полномочия. |являются профессиональными |
|Вотношении парламента это созыв его |парламентариями и получают за свою |
|сессий, опубликование законов, право|депутатскую деятельность солидное |
|роспуска, иногда право вето. Глава |вознаграждение из казны. В странах |
|гос-ва формирует правительство, |тоталитарного социализма депутат, |
|обладает правом увольнять министров |как правило, не является |
|и отправлять правительство в |профессиональным парламентарием, не |
|отставку, назначать судей, |должен оставлять свою основную |
|предоставлять гражданство и право |работу, хотя некоторые депутаты м.б.|
|убежища, заключать и ратифицировать |освобожденными. Депутат выполняет |
|международные соглашения, назначать |депутатские обязанности на |
|дипломатических представителей, |общественных началах, получая |
|награждать, помиловать осужденных. |ннебольшое вознаграждение, |
|Осуществление всего этого на |рассматриваемое как возмещение |
|практике зависит от формы правления,|депутатских расходов. В подавляющем |
|от реального положения главы гос-ва.|большинстве стран депутаты имеют так|
|Как должностное лицо глава гос-ва |называемый свободный мандат. Они |
|обязано сохранять единство гос-ва. |рассматриваются как представители |
|Как правило обладает правом |всего народа, а не только своего |
|законодательной инициативы, во |избирательного округа, и потому не |
|многих странах может обращаться к |обязаны выполнять наказы |
|парламенту с посланиями, которые |избирательного округа, не м.б. |
|заслушиваются на совместных |досрочно отозваны ими. Во многих |
|заседаниях палат и обычно не |странах члены парламента обладают |
|подлежат обсуждению. В них |депутатскими иммунитетами. Это |
|говориться о целях деят-ти гос-ных |означает, что депутат не может быть |
|органов напредстоящий год, о |подвергнут задержанию или аресту, |
|необходимом законодательстве, о |против него не м.б. возбуждено |
|срочных мерах, которые необходимо |уголовное дело без согласия палаты, |
|принять по важнейшим вопросам |членом кот. он является. Депутат |
|гос-ной жизни. Президент назначает |также обладает депутатским |
|многих высших, а иногда и не высших,|индемнотетом-неответственность за |
|должностных лиц, например судей. |свои выступления в парламенте и за |
|Президент издает нормативные акты, |действия, которые он поддерживал |
|отменяет акты органов исполнительной|своим голосованием, даже если эти |
|власти. Президент вправе объявить |действия будут затем принаны |
|чрезвычайное, военное положение. По |противоправными. Депутат вправе |
|конституции президент является |участвовать в работе парламента, его|
|главнокомандующим вооруженными |комиссий, других органов, свободно |
|силами, со всеми вытекающими |выступать и голосовать, обладает |
|последствиями. Назначает высший |правом запроса или вопроса к высшим |
|командный состав армии, присваивает |должностным лицам государства на |
|высшие воинские звания, отвечает за |заседании парламента или вне его. |
|безопасность гос-ва. Президент |Депутат обязан присутствовать на |
|является гарантом конституции, прав |сессиях парламента, участвовать в |
|и свобод граждан, принимает меры по |пленарных заседаниях. В подавляющем |
|охране гос-ва. |большинстве стран депутатам не |
| |разрешается состоять на гос. Службе,|
| |хотя разрешается иногда занимать |
| |министерские посты, например в |
| |некоторых англосаксонских странах, |
| |где деят-ть министра рассматривается|
| |не как административная, а как |
| |политическая. Парламентариям |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|