Шпаргалки по КПЗС
|определенный срок из числа граждан, |быть и отдельные автономные |
|обладающих необходимыми |государственные образования, а из |
|«квалификациями»(определенный |административно-территориальных |
|возраст, рождение в данной стране от|единиц — областей, провинций, |
|граждан этого государства, обладание|губерний, которые затем делятся на |
|полными гражданскими и политическими|районы, уезды, а последние — на |
|правами и др.). |общины, коммуны. Число звеньев |
|Президентская республика .В |административно-территориального |
|президентской республике президент, |деления может быть различным. В |
|как правило, избирается независимо |отдельных очень мелких государствах |
|от парламента. Президент назначает |(например, в Науру и Тувалу в |
|министров, как, например, в США или |Океании, население каждого из |
|Бразилии, и в этом случае отдельного|которых не достигает 10 тыс. |
|от президента правительства нет, |человек) вообще нет |
|существует кабинет президента, где |административно-территориального |
|министры имеют только совещательный |деления, в одних странах оно |
|голос, В некоторых президентских |двухзвенное (например, области и |
|республиках он может назначить также|общины в Болгарии), в других — |
|премьер-министра. В этом случае есть|четырехзвенное (регионы, |
|правительство во главе с премьером, |департаменты, районы, общины во |
|но фактическим руководителем |Франции). Наиболее распространено |
|правительства остается президент. |деление типа область — район — |
|Кроме того, ни премьер, ни министры |община. В федеративных государствах |
|политической ответственности перед |административно-территориальное |
|парламентом не несут, не могут быть |деление — это деление субъектов |
|уволены им в отставку. В |федерации, его устанавливают они |
|большинстве президентских республик |сами. Мелкие субъекты (штаты, |
|нет особой должности |провинции, земли и др.) имеют в |
|премьер-министра, им является |своем составе только один уровень |
|президент. Если же такая должность, |административно-территориальных |
|то это так называемый |единиц — общинный, но в крупных |
|административный премьер. Политику |субъектах бывает и два звена — |
|правительства определяет президент, |районное и общинное. Формы унитарных|
|под руководством которого проходят |государств. По степени централизации|
|заседания совета министров, где |принято различать централизованные, |
|решаются наиболее важные вопросы |децентрализованные и относительно |
|(менее важные вопросы решаются под |децентрализованные государства. В |
|,председательством административного|централизованном унитарном |
|премьера). В президентской |государстве во все звенья |
|республике осуществляется «жесткое» |административно-территориального |
|разделение властей: президент не |деления, включая общинное звено и |
|вправе досрочно распустить |иногда даже деревни, назначаются |
|парламент, но и парламент не вправе |«сверху» чиновники для управления |
|смещать министров путем вотума |ими или такие чиновники утверждаются|
|недоверия. Ответственность |вышестоящими органами из числа |
|правительства (министров) перед |кандидатур, предложенных местным |
|президентом — главный признак |собранием, местным представительным |
|президентской республики. Правда, |органом. в децентрализованном |
|парламент в такой республике имеет |унитарном государстве нет |
|определенные полномочия (нередко |назначенных на места (в |
|весьма значительные) по контролю над|административно-территориальные |
|управлением, но все-таки он не |единицы) представителей |
|вправе уволить в отставку не угодных|правительства, обладающих общей |
|ему министров. |компетенцией по управлению. На |
| |местах, в мелких |
| |административно-территориальных |
| |единицах, созываются сходы граждан, |
| |в более крупных избираются советы |
| |(Великобритания, штаты США, |
| |провинции Канады и др. |
| |Относительно децентрализованное |
| |унитарное государство |
| |характеризуется тем, что в высших |
| |звеньях |
| |административно-территориального |
| |деления (обычно кроме районного |
| |звена) есть два органа: назначенный |
| |сверху чиновник общей компетенции |
| |(комиссар, префект) — представитель |
| |государственной власти и избранный |
| |населением совет — орган местного |
| |самоуправления. |
| |24. Федерация: понятие и признаки. |
|21. Парламентская форма правления.|'Это сложное государство,составными |
| |частями федерации являются |
| |государства-члены или |
|Парламентарная республика. |государственные образования. Они |
|Парламентарная республика, особенно |называются по-разному: штаты (США, |
|в ее «чистом» виде, распространена |Индия и др.), земли (Австрия, |
|гораздо меньше, чем президентская. |Германия), провинции (Канада, |
|Это Австрия, Германия, Индия, |Пакистан и др.), кантоны |
|Ирландия, Италия. |(Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д. |
|В парламентарной республике |Обобщенно их называют обычно |
|президент обычно избирается таким |субъектами федерации. Большинство |
|образом, чтобы он не получал свой |федераций — крупные и средние |
|мандат непосредственно от народа |государства, в которых в |
|(граждан-избирателей) и не мог |совокупности проживает около трети |
|противопоставлять себя парламенту, |населения Земли. Среди них есть |
|депутаты которого избираются |мощные в экономическом отношении |
|непосредственно гражданами. |страны (Германия, США и др.), |
|Применяются различные способы |небольшие государства с высоким |
|непрямых выборов президента. Он |уровнем развития (Австрия, Бельгия и|
|избирается либо парламентом (Греция,|др.), но есть и отсталые |
|Ливан, Турция), либо особой |государства, где промышленность |
|коллегией. Способ выборов президента|развита крайне слабо (Нигерия). |
|не является, однако, решающим |Подавляющую часть территории |
|критерием отличий парламентарной |федеративных государств занимают |
|республики от президентской или |субъекты федерации. Субъекты |
|полупрезидентской. Главное состоит в|федерации часто имеют свои |
|порядке назначения правительства и |конституции (в США, Мексике — все |
|его политической ответственности. В |штаты). В отличие от автономии |
|парламентарной республике по тексту |субъекты федераций сами принимают |
|конституции, как и в республике |свои конституции, которые не |
|президентской, правительство |нуждаются в утверждении центральных |
|назначается президентом. Но в |органов. Субъекты федераций создают |
|отличие от президентской республики |свои парламенты. Эти парламенты |
|это формальный акт. Глава |могут быть и однопалатными, и |
|государства не является главой |двухпалатными. Субъекты федераций |
|правительства и не свободен в выборе|представлены во второй палате |
|премьер-министра, который потом |федерального парламента, которая |
|определяет состав правительства |считается специфическим органом |
|(кабинета) и вносит его на |выражения их интересов. Они имеют в |
|утверждение парламента. Президенту |этой палате или равное |
|приходится назначать лидером |представительство, независимо от |
|правительства лицо, которое |численности населения (по 2 сенатора|
|пользуется доверием парламента (его |от каждого штата США, по 3 — в |
|нижней палаты), иначе правительство |Бразилии), или неравное, которое |
|не будет утверждено парламентом. |зависит от численности населения, |
|В парламентарной республике |хотя и не пропорционально ему |
|президент по конституции нередко |(например, от 3 до 6 от каждой земли|
|наделяется широкими полномочиями, но|в Германии). Наряду с субъектами в |
|осуществлять их может лишь по |состав многих федеративных |
|предложению («совету») |государств входят территориальные |
|правительства. В такой республике он|образования, не являющиеся |
|не правит, но это не значит, что его|субъектами федерации. Это |
|роль в государстве незначительна. |федеральный округ — столица с |
|Некоторые вопросы государственного |прилегающими окрестностями (округ |
|значения президент решает |Колумбия со столицей Вашингтоном в |
|самостоятельно. В парламентарной |США федеральные территории |
|республике правительство несет, |(например, остров Гуам в США), |
|ответственность только перед |федеральные владения (обычно это |
|парламентом, но не перед |прибрежные острова, которые не |
|президентом. |населены или население которых имеет|
| |переменный состав — служба маяков, |
| |метеостанций и т.д.). Составные |
| |части федераций, не являющиеся |
| |субъектами, своих конституций не |
| |имеют. Размежевание предметов |
| |ведения федерации и ее субъектов. |
| |Первый способ состоит в том, что |
| |конституция устанавливает |
| |исключительную компетенцию |
| |федерации, а все остальные вопросы |
| |относит к ведению ее субъектов. |
| |Второй способ размежевания предметов|
| |ведения заключается в том, что |
| |устанавливается исключительная |
| |компетенция субъектов федерации, в |
| |которую федеральные органы не могут |
| |вмешиваться. При третьем способе |
| |конституции устанавливают две сферы |
| |компетенции: федерации и ее |
| |субъектов (Аргентина, Канада и др.).|
| |Четвертый способ размежевания |
| |предметов ведения состоит в том, что|
| |указываются три их сферы: |
| |компетенция федерации, ее субъектов |
| |и совместная компетенция федерации и|
| |субъектов. Сфера совместной |
| |компетенции часто называется в |
| |конституциях и теории совпадающей, |
| |конкурирующей компетенцией. |
| | |
|25. Автономия в зарубежных странах. |28. Фашизм: понятие, сущность, |
| |причины появления. |
|Атономия в конституционном праве | |
|означает предоставление какой-либо |Фашизм – как политический режим |
|части государства (например, |обладает рядом особенностей, |
|Аландским островам в Финляндии, |отличающих его от иных авторитарных |
|Крыму на Украине), нескольким |режимов. |
|частям'(двум округам, населенным |Фашизм не только целиком уничтожает |
|индейскими племенами в Никарагуа, |демократию, но и теоретически |
|двум округам, населенным в основном |обосновывает необходимость |
|гагаузами в Молдавии), всем |установления тоталитаризма. |
|однопорядковым единицам (например, |Вместо либерально-демократической |
|областям в Италии), наконец, всем |концепции индивидуализма фашизм |
|разнопорядковым |выдвигает концепцию нации, народа, |
|административно-территориальным |интересы которого всегда, везде и во|
|единицам (в Японии) внутреннего |всем превалируютт над интересами |
|самоуправления, самостоятельности в |отдельных личностей. |
|решении местных вопросов. Автономные|Фашизм просто уничтожает такие |
|образования иногда создаются законом|принципы – как народный суверенитет,|
|сверху (в Ираке), иногда |верховенство парламента, разделение |
|предварительно проводится референдум|властей, выборность, местное |
|в районах предполагаемой автономии, |самоуправление, гарантии прав |
|после чего издается соответствующий |личности, господство права. |
|закон (Филиппины). Виды автономии. |Установление |
|Три характеристики автономии: |открыто-террористического режима |
|персональная, корпоративная и |вместе с социальной демагогией, |
|территориальная. Персональная |фашизм выдвигает лозунги |
|автономия обычно создается, когда |«национального социализма», |
|какие-либо этнические группы, |обосновывает отсутствие |
|национальные меньшинства проживают |антагонистических классов в |
|разрозненно (например, в Австрии, в |обществе. Вводит понятие корпораций.|
|Венгрии) и создают свои объединения,|Каждая корпорация осуществляет |
|которые в основном занимаются |свойственную ей важнейшую функцию. |
|вопросами культуры, быта, но могут |При фашизме: возраждается кастовая |
|участвовать в политической жизни |система, при которой все граждане |
|путем представительства (с правом |распределяются по подчиненным |
|совещательного голоса) при некоторых|фашистскому государству корпорациям,|
|центральных органах государства. |а социалньная борьба и профсоюзная |
|Корпоративная автономия обычно |деятельность запрещаются и |
|связывается с существованием |объявляются государственным |
|лингвистических общностей, для |преступлением. |
|которых нередко резервируется |В настоящее время фашизм в его |
|определенная доля мест в |«классической форме» не существует |
|государственном аппарате, а |нигде, однако достаточно широкое |
|государственные служащие других |распространение получили различного |
|этнических групп, работающие в |рода тиранические режимы, при |
|данном районе, должны знать язык и |которых полностью уничтожаюются все |
|быт местного населения, живущего |институты демократии. |
|небольшими группами вперемежку с |В некоторых странах действуют |
|другими народностями (существует |неофашистские партии и организации, |
|экзамен по языку для государственных|ставящие своей задачей уничтожение |
|служащих). Территориальная автономия|демократии и замену её фашистским |
|обычно бывает |режимом. Фашистские партии и |
|национально-территориальной или |организации предпринимают попытки к |
|этнотерриториальной (первое название|объединению не только в |
|в литературе зарубежных стран почти |национальных, но и в международных |
|не применяется), но бывает и |масштабах. |
|основанной не на этнических | |
|признаках, а на учете особенностей | |
|культуры, традиций, быта населения | |
|данной территории. Территориальная | |
|(этнотерритори-альная) автономия | |
|образуется только в случае | |
|компактного расселения этнических | |
|групп или иных групп, отличающихся | |
|другими особенностями. В зависимости| |
|от объема полномочий существуют две | |
|формы национально-территориальной | |
|(этнотерриториальной) автономии: | |
|политическая (ее часто называют еще | |
|государственной, законодательной) и | |
|административная. Политическая | |
|автономия имеет некоторые признаки | |
|государственности. Она (ее органы) | |
|обладает правом законодательства по | |
|местным вопросам (перечень этих | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|