Шпаргалки по КПЗС
|заменяет Коран, в других же Коран |провозгласившие себя учредительным |
|считается актом, стоящим выше |собранием (в Шри-Ланке 1972г., |
|конституции; международно – правовые|Нидерландах 1983г.). Конституции |
|акты, например Европейская |нередко принимаются путем |
|конвенция о правах человека 1950г., |референдума – общегосударственным |
|Маастрихтский договор 1992г. о |голосованием избирателей (Франция |
|Европейском союзе, предусматривающий|1958г., Белоруссия 1996г.). В ряде |
|наряду с национальным гражданством |монархических государств происходило|
|единое европейское гражданство в |октроирование конституций: они |
|государствах-членах. В некоторых |даровались монархом своему народу |
|конституциях содержатся ссылки на |(Непал 1962г., Саудовская Аравия в |
|важнейшие международные акты, |1992г.). Изменение конституции. |
|например на Всеобщую декларацию прав|Лучшим средством, способным |
|человека 1948г., принятую ООН. |обеспечить необходимую стабильность |
| |конституционных норм, считается |
| |более сложный порядок внесения |
| |изменений в конституцию по сравнению|
| |с обычным законом. Поправки вносятся|
| |по решению парламента или на основе |
| |итогов референдума. Проект об |
| |изменении вносится только главой |
| |государства, правительством, |
| |определенной группой депутатов. |
| |Поправка должна быть принята |
| |квалифицированным большинством в |
| |каждой палате парламента. В |
| |большинстве случаев поправки к |
| |конституции не подлежат вето главы |
| |государства и должны быть |
| |опубликованы. Почти всегда в новую |
| |конституцию включаются нормы, |
| |запрещающие пересматривать некоторые|
| |положения (Португалия – право на |
| |демократическую оппозицию), в |
| |некоторых странах неизменными |
| |объявлены целые разделы (Греция, |
| |Румыния). |
| | |
|3.Конституционно-правовые отношения,|6. Характерные черты и особенности |
|субъекты КПЗС |конституций стран запада, принятых |
| |после 1945 года. |
|В результате юридических фактов на | |
|основе действия норм КП между |Характерные черты и особенности |
|различными сторонами возникают |конституций стран запада, принятых |
|конституционно- правовые отношения. |после 1945 года состоят в том, что |
|Их участники называются субъектами |они так или иначе несли на себе |
|КП. В КП не используется деление |отпечаток Второй Мировой Войны. |
|субъектов на физические и |Во первых конституции закрепляли |
|юридические лица. В наиболее |суверенность, т.е. независимость от |
|обобщенном виде в число субъектов |других стран, особенно это касалось |
|входит: социальные и национальные |стран, которые были подчинены |
|общности (народ, нации, классы); |фашистской германии, и другие |
|государство и его составные части |страны, которые испытывали давление |
|(например, субъекты федерации в |в период войны, и не имели полной |
|Германии или автономные образования |самостоятельности. |
|в Китае); основные органы |Во вторых закреплялись положения |
|государства (глава государства – |запрета фашистских партий и |
|император в Японии, президент в США,|фашистской пропаганды, отныне фашизм|
|парламент в Великобритании); |стал наказуемым. |
|общественные объединения и |В третих обьявлялся призыв к |
|коллективы граждан публичного |объединению, и осуществления мира на|
|характера, т.е. те, которые |земле. |
|участвуют в политике (партии, |Оговаривалось и то, что отныне |
|выдвигающие кандидатов на выборах в |вооруженные силы страны должны |
|органы государства, в Бразилии или |служить только обороне , а не как не|
|группы избирателей в Швейцарии, |в целях нападения. |
|обладающие правом народной |Страны полностью отказывались от |
|законодательной инициативой); органы|агрессии. |
|МСУ (советы графств в | |
|Великобритании, мэры городов во | |
|Франции); индивиды (граждане, | |
|иностранцы, лица без гражданства, | |
|лица с множественным гражданством – | |
|каждая из этих категорий населения | |
|обладает своим объемом | |
|конституционных прав. | |
| | |
| | |
| | |
|7. Понятие и механизм |10. Типология политической партии. |
|конституционного надзора и контроля. | |
| |При изучении конституционного права |
|Юридическое верховенство конституции |называют также несколько |
|предполагает контроль за ее |разновидностей партий, связанных |
|соблюдением. Существуют |главным образом с содержательными, |
|специализированные и |политологическими характеристиками: |
|неспециализированные органы, которые |1) консервативные партии, выступающие|
|обязаны не допускать применения |за сохранение прежних порядков, |
|законов и других актов, |против реформ (например, |
|противоречащих конституции. |Консервативная партия в |
|Специализированный конституционный |Великобритании); 2) клерикальные |
|контроль (надзор) – важнейший способ |(религиозные) партии |
|защиты конституции юридическими |(Христианско-демократический союз в |
|средствами. Органы конституционного |Германии, Мусульманская лига в |
|контроля. В социалистических странах |Пакистане и др.), которые требуют, |
|функции конституционного контроля |чтобы общественная жизнь и управление|
|возложены на парламент, в ряде других|государством сообразовывались с |
|стран некоторые функции К.К. |догматами религии; 3) либеральные |
|выполняет президент, как гарант |партии (Либеральная партия в |
|конституции. Особое значение имеет |Великобритании, Партия центра в |
|судебный и квазисудебный К.К. В |Швеции), выступающие за свободу |
|большинстве стран (Австралия, Индия, |экономической деятельности, |
|США) эту функцию выполняют общие |невмешательство государства в |
|суды, т.е. те суды, основная цель |общественную жизнь; 4) реформистские |
|которых рассмотрение уголовных и |партии, которые (особенно в |
|гражданских дел. В ряде стран функции|развивающихся странах) выступают под |
|К.К. выполняет конституционный суд |лозунгами национального социализма, |
|(Германия, Италия). Обычно он |за социальную справедливость при |
|формируется при участии разных ветвей|сохранении частной собственности |
|власти (законодательной – парламента,|(социал-демократические партии в |
|исполнительной – президента), а также|Европе, Индийский национальный |
|судейского корпуса (высшего совета |конгресс, Институционно-революционная|
|магистратуры). В Казахстане, Тунисе, |партия в Мексике, некоторые партии |
|Франции создаются конституционные |социалистического возрождения в |
|советы. Формируются без участия |арабских странах); 5) радикалистские |
|судебного корпуса. Обращаться в |партии, выступающие за коренное |
|органы К.К. высшие органы государства|переустройство общества с |
|и должностные лица, субъекты |применением, как правило, |
|федерации, автономные образования, |насильственных мер. С точки зрения |
|суды, граждане, если нарушены их |организационной структуры принято |
|конституционные права. Формы К.К. |различать партии кадровые, массовые и|
|К.К. называется предварительным, |партии-движения. Кадровые партии |
|когда уполномоченные на то органы |имеют фиксированное членство, прием в|
|дают свои заключения о соответствии |них связан с определенными условиями,|
|конституции тех или иных актов до |иногда даже требуется письменная |
|вступления их в силу – такой контроль|рекомендация от лиц, уже состоящих в |
|осуществляют конституционные советы. |данной партии. В массовых партиях, |
|При последующем К.К. спор о |как правило, нет фиксированного |
|конституционности того или иного акта|членства или оно недостаточно строго |
|рассматривается лишь после того, как |учитывается. Партии-движения — в |
|этот акт вступил в силу (Германия, |основном достояние прошлого. Они |
|США).Различают конкретный и |существовали в развивающихся странах |
|абстрактный К.К. Конкретный – решение|различной ориентации (Гвинея, Заир и |
|выносится по конкретному делу, |др.). Это была обычно единственная |
|абстрактный – не связано с таким |разрешенная партия, ее членами |
|делом. Бывает обязательный и |считалось большинство жителей страны.|
|факультативный К.К. Обязательному | |
|подлежат определенные виды законов, |В отдельных странах (Мексика, |
|например органические законы во |Шри-Ланка и др.) существует понятие |
|Франции до их подписания президентом |национальной, т.е. |
| |общегосударственной, партии, |
| |пользующейся особым влиянием в |
| |обществе: не все общегосударственные |
| |партии считаются национальными. |
| |Таковой признается партия, получившая|
| |на общегосударственных выборах |
| |установленный законом процент |
| |голосов. |
| | |
|8. Понятие политической партии, |11. Гражданство зарубежных стран, |
|конституционно-правовой статус |порядок его приобретения и утрата. |
|политической партии. | |
| |Правовое положение лица зависит |
|Политические партии, как правило, |прежде всего от его статуса: |
|выдвигают цель создания правительства|гражданин, иностранец (гражданин |
|или участия в нем, борются за |другого государства), лицо без |
|государственную власть главным |гражданства, лицо с множественным |
|образом на выборах, а иногда и |(частный случай -— с двойным) |
|другими способами. Политическая |гражданством. Особый статус могут |
|партия — это добровольная устойчивая |иметь также беженцы (не граждане |
|самоуправляющаяся организация |государства их пребывания), |
|определенной группировки общества, |вынужденные переселенцы (граждане), |
|созданная на основе общности |перемещенные лица и др. Отчасти их |
|убеждений и целей ее членов, |положение регулируется международным |
|действующая на основе принципов |правом, а в основном — внутренним |
|демократии и гласности, имеющая своей|законодательством отдельно взятой |
|главной задачей не извлечение прибыли|страны. Наиболее широкими правами |
|или удовлетворение профессиональных, |пользуются граждане данного |
|культурных и иных запросов своих |государства, Иностранцы, как правило,|
|членов, а участие в формировании и |не обладают многими политическими |
|выражении политической воли народа и |правами, хотя в отдельных странах, |
|в борьбе за государственную власть |например в Германии, они участвуют в |
|мирными, конституционными средствами.|выборах органов местного |
|Партии могут быть созданы только |самоуправления. Они обладают правом |
|гражданами данного государства. Для |собственности, могут получать, в том |
|создания партии созывается |числе бесплатно, муниципальное жилье,|
|учредительное собрание. Оно |имеют право на труд, но их доступ к |
|правомочно, если на нем присутствует |некоторым видам работ ограничен: в |
|установленное законом число граждан, |ряде стран иностранцы не могут быть |
|имеющих право быть членами партии. На|капитанами кораблей морского |
|учредительном собрании избирают |судоходства, командирами экипажей |
|председателя и секретаря, |воздушных судов. С другой стороны, |
|составляется учредительный протокол о|они не обязаны служить в армии страны|
|создании партии. На этом же или на |пребывания, не платят налоги |
|другом собрании принимаются устав |Положение лиц без гражданства во |
|партии, ее программный документ. |многом аналогично положению |
|Регистрация политических партий |иностранцев. Однако в отличие от |
|возлагается на разные органы |иностранцев они не пользуются |
|государства: министерство юстиции, |дипломатической защитой какого-либо |
|министерство внутренних дел (Франция,|государства, что усложняет ситуацию. |
|Бенин), городской суд столицы |Лица с ножественным, двойным |
|(Болгария). Для регистрации обычно |гражданством обладают правами и несут|
|требуется представить следующие |обязанности в соответствии с |
|документы: подписанное руководителями|законодательством всех тех |
|партии заявление, которое должно |государств, гражданами которых они |
|содержать название, цель, девиз, |являются. , Граждане и подданные. В |
|эмблему партии;учредительный протокол|конституционном праве зарубежных |
|о создании партии с указанием |стран употребляются два термина: |
|присутствующих, фамилий и некоторых |гражданство и подданство. Первый |
|персональных данных председателя и |характеризует принадлежность лица к |
|секретаря собрания; список |определенному государству, его |
|руководителей партии с указанием их |устойчивую правовую связь со своим |
|профессии, адресов, номеров |государством, которая порождает, с |
|телефонов, данных удостоверений |одной стороны, определенные права и |
|личности (серия, номер, дата); |обязанности лица по отношению к |
|несколько копий устава партии, |государству (например, право на |
|программного документа или документа |равный доступ к государственной |
|о целях партии. |службе и обязанность платить |
| |налоги),а другой — права и |
| |обязанности государства по отношению |
| |к гражданину. Граждане государства |
| |также бывают неодинаковы по своему |
| |положению. Различаются урожденные в |
| |данной стране и натурализованные |
| |граждане, т.е. принятые в гражданство|
| |в соответствии с установленной |
| |законом процедурой. Способы |
| |приобретения гражданства. Существуют |
| |два основных способа приобретения |
| |гражданства: по рождению — филиация |
| |(от латинского слова «филиус» — сын) |
| |и натурализация — прием в гражданство|
| |уполномоченными на то органами |
| |государства; обычно это делается от |
| |имени главы государства (президента, |
| |монарха). В свою очередь приобретение|
| |гражданства по рождению имеет два |
| |основания: право крови и право почвы.|
| |Натурализация возможна по закону |
| |(усыновление, в некоторых случаях |
| |вступление в брак), но обычно она |
| |осуществляется по заявлению. |
| |Заявление подается лицом в |
| |компетентные органы того государства,|
| |гражданство которого оно желает |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|