Шпаргалки по КПЗС
| |приобрести. Прием в гражданство |
| |возможен при соблюдении ряда условий:|
| |до этого необходимо несколько лет |
| |жить в стране, гражданство которой |
| |лицо желает получить (в Венгрии — 3 |
| |года, в Алжире — 7 лет, в Республике |
| |Чад — 15); знать язык этой страны, |
| |быть психически здоровым и не иметь |
| |некоторых болезнен (например, СПИДа);|
| |не быть зарегистрированным — в |
| |частности, в документах Интерпола — в|
| |качестве террориста; не принадлежать |
| |к партиям, выступающим за |
| |насильственное изменение |
| |конституционного строя; и т.д. Наряду|
| |с рассмотренными существуют и другие,|
| |менее распространенные способы |
| |приобретения гражданства. К их числу |
| |относятся: оптация (выбор гражданства|
| |той или иной страны в связи с |
| |переходом части территории от одного |
| |государства к другому или |
| |провозглашением части территории |
| |прежнего государства новым |
| |независимым государством, когда лицо |
| |может составить прежнее гражданство |
| |или выбрать новое, как это было, |
| |например, в Алжире после достижения |
| |им независимости в течение трех лет |
| |после 1962 г.); трансферт (переход |
| |территории сопровождается изменением |
| |гражданства без права выбора, что |
| |бывает редко, но имело место в |
| |некоторых государствах после второй |
| |мировой войны); регистрация (она |
| |предполагает упрощенный порядок |
| |приобретения гражданства, если |
| |родители данного лица были или |
| |являются гражданами страны); |
| |восстановление гражданства (для |
| |бывших граждан данного государства). |
| |Эти способы также представляют собой |
| |индивидуальные (например, оптация) |
| |или коллективные (трансферт) |
| |разновидности натурализации. Утрата |
| |гражданства. Возможны два способа |
| |утраты гражданства: выход из |
| |гражданства и лишение гражданства. |
| |Выход из гражданства осуществляется |
| |по инициативе лица, которое подает |
| |заявление об этом. '.Лишение |
| |гражданства осуществляется |
| |уполномоченными на то органами |
| |государства вопреки желанию лица. |
| |Экстрадиция (выдача лица от одного |
| |государства другому для следствия и |
| |суда) возможна в соответствии с |
| |международным договором или без него,|
| |но не допускается выдача лиц, |
| |обвиняемых в политических |
| |преступлениях. Обычно не выдаются |
| |собственные граждане за преступления |
| |портив другого государства или его |
| |граждан: таких лиц судит свой суд. |
| | |
|9. Партийные системы и их виды. |12.Сущность и характерные черты |
| |конституционных прав и свобод. |
|В большинстве стран конституции | |
|устанавливают многопартийность, |Конституционное обеспечение прав |
|запрещая нарушать принцип свободы |человека складывается из текста самой|
|образования политических партий. |конституции, системы |
|Многопартийная система с позиций |конституционно-применительных |
|конституционного права — это не |нормативных актов, а так же решений |
|только существование нескольких |судов. |
|партий в стране, но прежде всего |Главной гарантией прав и свобод |
|возможность чередования у власти |человека в демократическом |
|разных партий в результате выборов. |государстве является стройная, четко |
|В Великобритании, США, Австралии, |разработанная система |
|Венесуэле, Турции и некоторых других |конституционно-применительных |
|странах существует двухпартийная |нормативных актов. |
|система. Она может иметь фактический |В любом государстве правовое |
|характер, когда в стране существует |положение личности во многом |
|несколько партий, но у власти в |определяется экономической основой |
|течение многих десятилетий чередуются|соответствующего государства. |
|лишь две (например, Республиканская и|Все конституционные права и свободы |
|Демократическая в США, консерваторы и|принято делить на несколько групп: |
|лейбористы в Великобритании). |Социально-экономические права и |
|Однопартийная система тоже может |свободы, они определяют правовое |
|иметь и фактический, и юридический |положение личности в гражданском |
|характер. Фактическая однопартийность|обществе. Это право на владение и |
|существовала во многих странах |распоряжение частной собственностью, |
|тоталитарного социализма (хотя в |право на труд, некоторые |
|некоторых из них было по нескольку |предусматривают равную плату за |
|партий). При однопартийности создание|равный труд, право на забастовку, |
|других партий в этих странах не было |страхование по безработице, |
|запрещено законом, но на деле создать|пенсионные выплаты и пособий |
|их было невозможно: такие попытки |инвалидам, охрану женского и детского|
|рассматривались как |труда. |
|контрреволюционная деятельность и |Политические права и свободы, |
|влекли суровое уголовное наказание'. |гражданин государства наделяется как |
|Возможна «беспартийная, система». В |член политической общности. Они |
|ряде мусульманских стран (Катар, |определяют его положение в процессе |
|Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия |осуществления государственной власти.|
|и др.) все партии запрещены как |Важнейшее право- избирательная |
|разрушающие единство уммы — |правосубъектность гражданина, |
|мусульманской общины «правоверных», |состоящая из активного и пассивного |
|хотя фактически в некоторых из них |избирательного права, т.е. избирать и|
|действуют также подпольные |быть избранным. Свобода выражения |
|политические организации. |мнений, свобода слова, печати, право |
| |на получение информации, и её |
| |распространения, свобода союзов и |
| |т.д. |
| |Личные права. Право на жизнь, |
| |неприкосновенность, сопротивление |
| |насилию, право на свободу, |
| |неприкосновенность жилища, тайна |
| |переписки, свобода передвижения и |
| |выбора места жительства. |
| |Так же после 1945г начал |
| |формироваться государственно-правовой|
| |институт обязанностей граждан и |
| |приобретать юридическое значение. |
|13.Основные социально-экономические | |
|права и свободы. |16. Понятие форм государства. |
|Отношение к социально-экономическим |Многообразие форм современных |
|правам в различных странах |государств. |
|неодинаково. В государствах | |
|тоталитарного социализма им придается|Форма государства представляет собой |
|особое значение, и они находятся на |внутренне согласованную систему норм,|
|первом месте в главе конституций о |регулирующую в их единстве структуру |
|правах и обязанностях граждан. В |и взаимоотношения основных органов |
|постсоциалистических конституциях они|государства (главы государства, |
|оттеснены назад естественными правами|парламента, правительства), |
|человека. В конституциях |территориально-политическое |
|капиталистических стран, а также |устройство, главные методы |
|многих развивающихся стран они обычно|деятельности государственного |
|перечисляются вперемежку с другими |аппарата и формы его обратной связи с|
|правами. |населением. |
|К числу социально-экономических прав |Классификация форм государства. С |
|относится прежде всего право |позиции теорий разделения властей и |
|собственности и ее наследования. Речь|единства власти можно выделить |
|идет прежде всего о собственности, |поликратическую (многовластную) и |
|обеспечивающей жизненные потребности |моно-кратическую (единовластную) |
|человека. Ее обычно называют частной |формы государства. Промежуточное |
|собственностью. О праве собственности|положение между ними занимает |
|в том или ином объеме говорится |сегментарная государственная форма, |
|практически во всех конституциях |соединяющая черты этих двух форм. |
|(кроме временных основных законов). | |
|Во многих из них уже нет прежних |Поликратическая государственная форма|
|формулировок о священной и |характеризуется: разделением властей |
|неприкосновенной частной |между различными органами государства|
|собственности, вместо этого говорится|(парламент — законодательная власть, |
|о социальных функциях частной |глава государства и правительство — |
|собственности, о том, что она |исполнительная власть, независимые |
|обязывает собственника (Бразилия, |суды — судебная власть), отлаженными |
|ФРГ, Италия и др.). Согласно |способами взаимодействия ветвей |
|конституциям, собственность может |власти, системой их взаимных сдержек |
|быть изъята для государственных и |и противовесов, самоуправлением |
|общественных нужд в интересах |территориальных коллективов, |
|общества. В современных конституциях |демократическим государственным |
|все чаще говорится об |режимом, различными формами |
|интеллектуальной собственности, |партиципации населения. |
|связанной с творческим трудом |Монократическая государственная форма|
|(например, об авторских правах). Речь|характеризуется единовластием |
|идет о нематериальной собственности, |определенного органа или должностного|
|например на имя автора, на |лица. Полнота государственной власти |
|неприкосновенность произведения, |может принадлежать одному лицу |
|изобретения, на право извлекать |(например, фюреру, дуче — в свое |
|доходы из авторства и т.д. Право на |время в Германии, Италии, Испании, |
|предпринимательскую, деятельность. |Португалии, монарху — в некоторых |
|Это право заниматься любой |мусульманских странах. При такой |
|деятельностью, приносящей доход, если|государственной форме нет системы |
|такая деятельность не запрещена |сдержек и противовесов; |
|законом (может быть запрещено, |территориальные коллективы либо |
|например, производство ядов, оружия).|находятся под строгой опекой центра, |
|Для предпринимательской деятельности |либо местное самоуправление прямо |
|существует государственная |отвергается как институт. |
|регистрация, выдается свидетельство, |Сегментарная государственная форма |
|лицензия с указанием разрешенных |(сегмент — с латинского «отрезок») |
|видов деятельности. Право на труд и |характеризуется тем, что |
|свобода труда. Конституции стран |государственная организация как целое|
|тоталитарного социализма |складывается из разнородных отрезков,|
|ограничиваются положениями о праве на|но ее объединяет единая природа |
|труд (о свободе труда не говорится), |государственной власти, единство |
|под которым обычно понимается |государственной политики по |
|обеспечение государством |принципиальным вопросам, единые |
|гарантированной работой всех |принципы организации и деятельности. |
|трудоспособных и желающих трудиться. |Органы государственной власти |
|В капиталистических странах положение|формируются путем выборов. Выборы в |
|о праве на труд было включено в |парламент не имеют, однако, |
|конституции, как правило, после |принципиального значения, поскольку |
|второй мировой войны и сопровождалось|традиционно решающая доля власти |
|оговоркой о помощи со стороны |сосредоточена в руках президента. |
|государства безработным. Оно было | |
|дополнено положением о свободе труда,| |
|т.е. о праве заниматься любым видом | |
|труда по своему желанию, если эта | |
|форма работы не запрещена законом. | |
|Право на труд и свобода труда | |
|дополняются конституционными | |
|положениями о безопасных и здоровых | |
|условиях труда, о праве на свободный | |
|выбор профессии, на достойное | |
|вознаграждение (в социалистических | |
|конституциях обычно говорится об | |
|оплате труда в зависимости от его | |
|количества и качества, а иногда — от | |
|общественной значимости), о праве на | |
|справедливую оплату труда. Право на | |
|отдых. Оно означает предоставление | |
|одного или двух выходных дней в | |
|неделю, которые оплачиваются | |
|работодателем (иногда этих дней | |
|больше, если проводится вынужденное | |
|сокращение рабочего времени с целью | |
|повышения занятости), установление | |
|законом предельной продолжительности | |
|рабочей недели 40 часов (чего, | |
|однако, не существует во многих | |
|развивающихся странах), ежегодный | |
|оплачиваемый отпуск. Право на | |
|забастовку (стачку) — коллективное | |
|прекращение работы с выдвижением | |
|определенных требований к | |
|работодателю или государству. | |
|Забастовки должны осуществляться в | |
|рамках закона о разрешении трудовых | |
|конфликтов. | |
|Право на охрану здоровья Реальное | |
|осуществление права на охрану | |
|здоровья зависит от системы | |
|здравоохранения, существующей в | |
|данной стране. Конституции зарубежных| |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|