Шпаргалки по КПЗС
|полномочий указан в конституции, | |
|например в Италии, или определяется | |
|специальным законом: | |
|в Ираке — законом об Иракском | |
|Курдистане 1974 г.). Иногда ей | |
|принадлежит также право участия в | |
|решении некоторых | |
|общегосударственных вопросов, в том | |
|числе при переговорах о | |
|международных соглашениях, если они | |
|затрагивают вопросы автономных | |
|образований. Политическая автономия | |
|образует свой орган местной | |
|исполнительной власти. | |
|Административная автономия не | |
|обладает правом издавать свои | |
|местные законы, хотя ее | |
|представительные органы издают | |
|нормативные акты в пределах ее | |
|полномочий. | |
| | |
|26. Демократический политический |29. Понятие и принципы |
|режим: характерные черты и виды. |избирательного права. |
| | |
|Различаются три главные |Конституционное обеспечение прав |
|разновидности политического режима: |человека складывается из текста |
|демократический, авторитарный и |самой конституции, системы |
|тоталитарный. |конституционно-применительных |
|Различные разновидности |нормативных актов, а так же решений |
|демократического государственного |судов. |
|режима могут существовать в |Главной гарантией прав и свобод |
|капиталистическом обществе. На |человека в демократическом |
|практике до сих пор демократический |государстве является стройная, четко|
|режим был связан с условиями |разработанная система |
|свободной рыночной или социально |конституционно-применительных |
|ориентированной рыночной экономики. |нормативных актов. |
|С точки зрения конституционного |В любом государстве правовое |
|права демократический |положение личности во многом |
|государственный режим |определяется экономической основой |
|характеризуется следующими чертами: |соответствующего государства. |
|признание политических прав и свобод|Все конституционные права и свободы |
|в таком объеме, который обеспечивает|принято делить на несколько групп, |
|возможности самостоятельного и |одной из которых являются |
|активного участия граждан в |«политические права и свободы». |
|определении государственной политики|Именно в эту группу входит |
|и позволяет легально и на равных |избирательной право. |
|условиях действовать не только |Важнейшим политическим правом |
|партиям, отстаивающим |является избирательная |
|правительственную политику, но и |правосубъектность гражданина, |
|партиям оппозиционным, требующим |состоящая из активного и пассивного |
|проведения иной политики; |избирательного права, открывающая |
|политический плюрализм и переход |для граждан не только возможность |
|политического руководства от одной |учавствовать в формировании |
|партии к другой, а следовательно, |представительных учреждений, но и |
|формирование основных высших органов|проводить в них своих представителей|
|государства (парламента, главы |или самому быть избранным. |
|государства) путем всеобщих и |Правом избирать наделяется гражданин|
|свободных выборов гражданами; |достигший совершеннолетия (обычно 18|
|разделение властей; |лет), и обладающий другими х-ными |
|обязательное и реальное участие в |признаками которые позволяют ему |
|осуществлении государственной власти|голосовать. |
|общегосударственного |Для кандидатов тоже существуют и |
|представительного органа, причем |устанавливаются специальные критерии|
|только он имеет право издавать |отбора, такие как возраст, депутаты |
|законы, определять основы внешней и |с 21, верхней палаты с 30, |
|внутренней политики государства; |президентом с 35 или 40 лет. Так же |
|свобода пропаганды любой |он должен быть гражданином данной |
|политической идеологии. |страны, и проживать на ней (в |
| |последнее время) не менее |
| |орпеделенного количества времени ( |
| |напр: 7 лет). |
| | |
|27. Авторитарный политический режим.|30.Избирательный процесс. |
| | |
| |Выборы это важнейший инструмент |
|Авторитарный (властный) режим, как и|легитимности гос. власти. Выборы |
|демократический, может существовать |гос. органов бывают: всеобщими |
|в условиях различного общественного |(навсей территории гос-ва), и |
|строя. С позиций конституционного |региональными; |
|права авторитарный режим |Прямыми (граждане голосуют |
|характеризуется следующими чертами: |непосредственно за кандидатов), |
| |косвенными (выбираются выборщики, |
|1) политические права и свободы |кот. после избирают ) и |
|граждан признаются в ограниченном |многостепенными. Порядок выборов |
|объеме, который не обеспечивает |регулируется многочисленными |
|возможности самостоятельного участия|нормами, в совокупности |
|граждан (партиципации) в определении|составляющими институт |
|государственной политики, не |выборов-систему норм, регулирующих |
|предоставляет некоторым |процесс избрания кандидатов |
|оппозиционным партиям права |представительные органы и на |
|действовать легально. |выборные гос. должности. |
|2) переход политического руководства|Процесс избрания состоит из |
|от одной партии к другой и |определенных этапов. Первый этап это|
|формирование высших органов |назначение выборов. Дата может быть |
|государства по конституции должны |установлена конституцией. Следующий |
|происходить на основе выборов, но |этап, это создание избирательных |
|сам выбор партий избирателями, как |округов и избирательных участков, |
|мы видели, ограничен. Выборы |составление списков избирателей, |
|депутатов парламента происходят |формирование избирательных комиссий,|
|часто на основе этнических и |предвыборная огитация. Обычно о |
|религиозных пристрастий, выборы |возможных кандидатах известно |
|президентов подчинены |задолго до выборов, но официальное |
|харизматическому принципу или |выдвижение и регистрация кандидатов |
|организуются таким образом, что |начинается со дня, указанного в акте|
|президент становится, по существу, |о назначении выборов или в |
|бессрочным: |избирательном законе. |
|3) разре-шаются только некоторые |Следующий важный этап это |
|организации, государственные решения|голосование. Оно может быть очным, |
|принимаются большинством правящей |когда избиратель сам является в |
|партии без учета прав меньшинства, |избир.ком и заочным, когда его волю |
|которое подвергается «чистке» в |реализуют другие лица - голосовыание|
|парламенте, права политической |по доверенности. После проведения |
|оппозиции нарушены, ее издания |голосования происходит подсчет |
|подвергаются цензуре. |голосов и объявляется победитель. |
|4) принцип разделения властей может | |
|быть упомянут в конституции, но | |
|фактически он отвергается. Акты | |
|президента или правительства | |
|вторгаются в сферу законодательной | |
|власти и нередко имеют большее | |
|значение, чем закон. Судебная | |
|деятельность во многом находится под| |
|контролем исполнительной власти. | |
| | |
| | |
|31. Мажоритарные избирательные |34. Пропорц-ные избир-ные системы, |
|системы, понятие и виды. |виды, ограничения, пропорционализм. |
| | |
|Название этой системы происходит от |Пропорциональная избирательная |
|французкого слова мажорете, что |система может быть применена только в|
|означает большинство. В ее основе |многомандатных и общегосударственных |
|лежит принцип большинства: избранным |(национальных) избирательных округах.|
|является кандидат или несколько |Главное в пропорциональной системе – |
|кандидатов, принадлежащих одному |вычисление мзбирательной квоты. Это |
|списку партии, получившей в округе |число голосов, необходимое для |
|большинство голосов избирателей по |избрания хотя бы одного депутата из |
|сравнению с другими партиями. |того или иного списка кандидатов, |
|При мажоритарной системе различают |выдвинутых партией, избирательным |
|три видабольшинства: |объединением и тд. Чтобы распределить|
|квалифицированное, абсолютное и |голоса, нужно сначала вычислить |
|относительное. |избирательную квоту. Избирательная |
|В соответствии с этим существуют три |квота м.б. вычислина по разному. |
|главные разновидности мажоритарной |Самый простой способ вычисления |
|избирательной системы. При |квоты-определение естественной квоты.|
|мажоритарной системе |При этом способе общее количество |
|квалифицированного большинства закон |поданных по округу голосов делится на|
|устанавливает определенный процент |число депутатских мест по данному |
|голосов, который должен получить |округу. Точно также вычисляются квота|
|кандидат, чтобы быть избранным. Этот |и места по общегосударственному |
|процент обычно больше абсолютного |избирательномуокругу, только числа |
|большинства, т.е. больше 50% пюс один|будут гораздо крупнее. При |
|голос, но может быть иным. Процент |пропорциональной избирательной |
|голосов избираателей при системе |системе м.б. два тура. В этом случае |
|квалифицированного большинства может |ко второму туру допускается только |
|быть. установлен не от числа |партии, собравшие определенный |
|проголосовавших, а от числа всех |процент голосов. Расчет избирательной|
|зарегестрированных избирателей. |квоты для второго тура производится |
|При мажоритарной системе абсолютного |уже исходя из числа оставшихся |
|большинства для избрания необходимо |незамещенных мест. При |
|получить не менее 50% всех подонных |пропорциональной системе избиратель ,|
|голосов. Этот процент ниже, чем при |как предпологается голосует не за |
|системе квалифицированного |отдельную личность. Лидера партии или|
|большинства, но тоже достаточно |понравившихся ему кандидатов, а за |
|высок, а голоса тоже распределяются |программу партии. Голосуя, он |
|между разными кандидатами так, что |поддеривает политику той или иной |
|нередко ни один из них не получает |партии . При этом юридически он в |
|необходимых 50%. Поэтому при данной |равной мере голосует за весь список |
|системе также бывает второй тур. При |партии, не делая различий между |
|мажоритарной системе относительного |кандидатами, в него включенными. В |
|большинства кандидат, чтобы быть |некоторых странах при применении |
|избранным, должен получить больше |пропорциональной системы разрешается |
|голосов, чем любой другой кандидат. |предпочтительный вотум. Он позволяет |
| |избирателю поддерживать голосованием |
| |определенную партию и вместе с тем |
| |отдать предпочтение конкретной |
| |кандидатуре или кандидатурам из |
| |данного партийного списка. |
| |Заградительный барьер, введенный в |
| |интересах целесообразности, прежде |
| |всего для создания в парламенте |
| |крупных партийных фракций и как |
| |следствие для того чтобы |
| |правительство опиралось в парламенте |
| |на партийное большиество, а не на |
| |раздробленную совокупность партий. |
| |Заградительный пункт-установленный в |
| |законе минимальный процент голосов |
| |избирателей, который необходимо |
| |получить партии, чтобы иметь |
| |доступность к депутатским мандатам. |
| |Разновидностью пропорциональной |
| |системы является система |
| |единственного переходящего голоса. |
| |Избиратель имеет лишь один голос, но |
| |может его использовать не для |
| |голосования за партийный список, а |
| |только для преференциального |
| |голосования за одну из кандидатур |
| |любого партийного списка кандидатов. |
| | |
| | |
|32. Мажоритарная избиратнльная |35. Референдум в нов. Странах. |
|система абсолютного большинства. | |
| |Референдум - одно из важнейших |
|В основе мажоритарной системы лежит |средств прямой, непосредственной |
|принцип большинства: избранным |демократии. В принципе он имеет |
|является кандидат или несколько |преимущества перед предстаительной |
|кандидатов, принадлежащих к одному и |демократией, т.е. такой формой, при |
|тому же списку партии, получившей в |которой волю народа выражают и |
|округе большинство голосов |облекают в законы и иные акты |
|избирателей по сравнению с другими |избранные населением |
|партиями. |представители-депутаты парламента, |
|При мажоритарной системе абсолютного |члены МСУ. |
|(простого) большинства для избрания |Референдум дает возможность народу |
|необходимо получить не менее |выразить свою волю непосредственно, |
|50%(минимум 50% плюс один голос) всех|путем голосования. Иногда референдум |
|подонных голосов. Этот процент ниже, |проводится в обстановке давления на |
|чем при системе квалифицированного |психику избирателей (так неоднократно|
|большинства, но тоже достаточно |было во франции при де Голле), а в |
|высок, а голоса тоже распределяются |условиях авторитарных режимов в |
|между разными кандидатами так, что |обстановке насилия и угроз (в |
|нередко ни один из них не получает |пакестане). |
|необходимых 50%. |Проведение референдума требует полной|
|Поэтому при данной системе также |гласности, справедливой публикации |
|бывает второй тур в его двух |различных мнений, работы по |
|вариантах: на повторное голосование |разъяснению формулы референдума и его|
|выносится либо две кандидатуры, |последствий. Референдум не может |
|набравшие наибольшее количество |проводится в условиях чрезвычайного |
|голосов, либо все кандидатуры, |военного положения, не может дважды |
|получившие установленный законом |проводится по одному и тому же |
|процент голосов. |вопросу. |
|В обоих случаях избранным считается |Результаты референдума оформляются |
|кандидат, который получит |как итог подсчета голосов и |
|относительное большинство голосов по |определение результата. |
|сравнению с другими. | |
| | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|