Шпоры по комплексному гос экзамену 2007
|Особенности и виды дефицитарного развития |2.эмоциональная(6-11 мес) Подражание ярко выражено 3.сенсоматорная (10-14 мес)Процесс формирования| |
| |звуков и слов 4.проективная стадия(14мес-3 г)реб познает изменьчивость предметов по отношен к | |
|1.дети с нарушением слуха,2с нар зрения 3.нарушен |собственной Л-ти которая остается неизменной. Реб говорит о себе в 3лице. 5.период | |
|двигательной сферы 4.речевые нар-я. |противопоставления(3-4года)реб противопоставляет себя окружающим.Хочет привлечь к себе | |
| |внимание.Реб исчезает в диалоге с самим собой.Способность различать цвет,форму размеры,тактильные | |
|Дети с нарушением слуха. |особенности и запахи. | |
| | | |
|Виды нарушений:- врожденные(зарощение наружного |Младенчество:вед д-ть:эмоционально-Л-е общение со взрослым(матерью).Реб воздействует на взрослого.| |
|слухового аппарата);- приобретенные (атрофия слухового |Новобразование:первые шаги,слова. Кризис 1года: у реб возн потреб в актив-х формах повед и нет | |
|нерва); |возможности.Развитие кризиса связано: с самостоятельным прямохождением,развитие речи,первые акты | |
| |протеста со стороны аффектов и воли. | |
|- временные (кондуктивная тугоухость);постоянные | | |
|(глухота). |Раннее детство: (1-3 года). | |
| | | |
|2. Дети с нарушением зрения. |Вед д-ть:предметная д-ть,направлена на усвоение общественно-выработанных способов действия с | |
| |предметами. Новообразованиясамосознание,прямохождение,овладение речью, «я сам»,развитие предметной| |
|2.1. Виды нарушений: - врожденные (анофтальм слепота);-|д-ти) | |
|приобретенные (глаукома, миопия). | | |
| |Кризис 3 лет: негативный компонент:упрямство,страптивость(недовольство всем),своеволие,агрессия к | |
|2.2. Принимая за основу степень нарушения зрительной |окр,обесценивание Л-ти взрослого,) Реб строит границы своего «Я»,собственной активности. | |
|функции, детей со стойкими дефектами зрения делят на |«+»стороны кризиса:стремление к самостоятельности,желание чтобы взрослый оценил,гордость за свои | |
|слепых (полное отсутствие зрительных ощущений) и |достижения. | |
|слабовидящих (острота зрения на лучше видящем глазу при | | |
|использовании очков от 0,05 до 0,4). |№2,вопрос 19 | |
| | | |
|2.3. Симптомы слепоты:1-1,5 месяца - отсутствие |Особенности детей с различными вариантами нарушений интеллекта | |
|\"комплекса оживления\";5-7 месяцев - затруднения в | | |
|принятии вертикального положения, боязнь пространства;2 |Психическое недоразвитие. Умственно отсталые дети. | |
|года - появление специализированных манипуляций и | | |
|отдельных действий с предметами. |Олигофрения (греч. oligos - малый + греч. - ум, разум) - стойкое недоразвитие сложных форм | |
| |психической деятельности. | |
|3. Нарушения двигательной сферы. | | |
| |УО возникает вследствие поражения зародыша, либо поражения центральной нервной системы на | |
|Детский церебральный паралич - основное нарушение |различных этапах внутриутробного развития плода, либо в самом раннем периоде жизни ребенка. Носит | |
|двигательной сферы (ДЦП). |наследственный, врожденный или приобретенный характер. | |
| | | |
|Основные признаки ДЦП.Параличи отдельных групп |особенности: | |
|мышц.Расстройства координации. Гиперкинезы - | | |
|непроизвольные чрезмерные движения (головы, рук и т.д.).|- диффузный (тотальный) характер слабоумия, при котором страдают не отдельные способности и | |
| |навыки, а личность в целом; | |
|Формы ДЦП.Спастическая диплегия (болезнь Литтля). | | |
|Гиперкинетическая форма. Двойная гемиплегия. | * непрогредиентный (стабильный) характер интеллектуальной недостаточности, который, проявившись | |
|Атонически-астеническая форма. | в детстве, в дальнейшем не прогрессирует. | |
| | | |
|4. Речевые расстройства. |три степени: идиотия, имбецильность, дебильность. | |
| | | |
|Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений: |Идиотия (греч. ideotea - невежество) - наиболее тяжелая форма УО. Практически отсутствует речь, | |
| |психические реакции, не вырабатываются элементарные навыки. Снижение всех видов чувствительности. | |
|(по В.М.Астапову, 1994) |Движения некоординированы, наблюдаются стереотипные движения - маятникообразные раскачивания | |
| |головой или туловищем. Недееспособны в правовом отношении.Имбецильность (лат. imbecillus - слабый,| |
|нарушения фонационного оформления произносительной |немощный) - степень УО более легкая по сравнению с идиотией. Характеризуется недоразвитием и | |
|стороны речи: |дефектностью речи. Словарный запас беден. Наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, | |
| |моторики, эмоционально-волевой сферы. Возможно выработать навыки самообслуживания. | |
|- дисфония | | |
| |Дебильность (лат. debilis - неспособный) - легкая степень УО. Для решения экспертных вопросов | |
|- брадилалия |различает три степени дебильности: легкую, умеренно выраженную и глубокую (на грани с | |
| |имбецильностью). | |
|- тахилалия | | |
| |Реабилитация: развитие трудовой адаптации,от рождения -18лет. Мед,психологическая и соц помощь. | |
|- дислалия |Формирование значимых навыков самообслуживания.Работа с глиной,музык | |
| |воспитаниие,физкультурно-оздоровительный блок. Массаж | |
|- дизартрия | | |
| |Поврежденное психическое развитие. | |
|- заикание | | |
| |К поврежденному психическому развитию относится органическая деменция - приобретенное слабоумие | |
|нарушения структурно-семантического (внутреннего) плана |(лат. de - прекращение, mens - ум, разум). В отличие от олигофрении деменция возникает либо | |
|речи: |начинает грубо прогрессировать в возрасте 2-3 лет. Возможны и более поздние сроки появления | |
| |деменции. | |
|- алалия | | |
| |К приобретенному слабоумию приводят шизофрения, эпилепсия, а также органические заболевания, при | |
|- афазия |которых разрушается вещество головного мозга (сосудистые или воспалительные заболевания мозга, | |
| |тяжелые черепно-мозговые травмы). | |
|нарушения письменной речи: | | |
| |Различают в зависимости от динамики болезненного процесса: | |
|- дислексия | | |
| |- резидуальную органическую деменцию - нарушение интеллекта представляет собой остаточное явление | |
|- дисграфия |поражения мозга; | |
| | | |
|№2,вопрос 4 |- прогрессирующую деменцию - снижение интеллекта вызывает текущий органический процесс. | |
| | | |
|Общение как взаимодействие (интеракция). |Виды деменции многочисленны. | |
| | | |
|Интерактивная сторона общ. - характеристика компонентов |- алкогольная (возникает вследствие интоксикационной алкогольной энцефалопатии); | |
|общения кот. связ. с непоср. организацией их совместной | | |
|деят. , взаимодействием людей. В ходе этой совм. деят. |- апоплексическая (возникает в связи с острыми нарушениями мозгового кровообращения вследствие | |
|важно (кроме обмена инфо. ) организовать обмен |кровоизлияния или инфаркта головного мозга при церебральном атеросклерозе и гипертонической | |
|действиями, спланировать общую деятельность. Сущ. |болезни); | |
|несколько теор. описывающих структуру взаимодейств. Одна| | |
|из них - Щепаньского и связ. с описанием ступеней |- деменция боксеров (вследствие постоянных кровоизлияний в головной мозг и частых черепно-мозговых| |
|развития этого взаимод. Центральное понятие при описание|травм) и другие. | |
|соц. поведения у него - соц. связи. Она мож. б. | | |
|представлена как последовательное развитие: пространств.|№ 2,вопрос 6 | |
|контакта (псих. контакта(соц. контакта(взаимодействие ( | | |
|соц. отношения (взаимосопряж. системы). + транзактный |Проблема взаимосвязи обучения и развития в психологии | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|