Шпоры по комплексному гос экзамену 2007
|Это процесс, направленный на достижение цели. > Операции- являются составляющими | |
|действий, т.е. способами выполнения действия. |Мышление связано с языком и речью. В этом - отличие |
| |психики человека от психики животного. У животных мышление|
|Операции обусловлены условиями. > Цель - осознаваемый образ желаемого результата. |всегда наглядно - действенное. Только с появлением слова |
|Сдвиг мотива на цель (превращение |становится возможным отвлечь от познаваемого объекта какое|
| |- либо свойство и закрепить это понятие в слове. Мысль |
|цели в мотив) - механизм формирования новой деятельности. В психологии Леонтьев ввел |отражает в слове материальную оболочку. |
|понятие «ведущей деятельности» - та деятельность, с которой на данном этапе связано | |
|возникновение психических новообразований и в русле которых развиваются другие виды |Всякая мысль возникает и развивается в связи с речью. Чем |
|деятельности. |глубже продумана мысль, тем четче она выражается в слове и|
| |наоборот. |
| | |
| |Формируя размышления вслух, человек формулирует их и для |
| |себя. Благодаря этому становится возможным развернутое |
| |рассуждение (сопоставление мыслей, возникающих в процессе |
| |мышления). |
| | |
| |Выготский: в возрасте около двух лет речь начинает |
| |становится интеллектуализированной, а мышление - речевым. |
| |Ребенок начинает быстро расширять словарный запас и |
| |открывает для себя символическую функцию речи (за словом |
| |лежит обобщение) |
| | |
| |Пиаже: |
| | |
| |1. Сенсомоторный интеллект ( 0-1,5) - действия только во |
| |внешнем плане. |
| | |
| |2. Стадия конкретных операций ( 2-7) - наглядное мышление.|
| | |
| |3. Стадия формирования операций - логическая форма |
| |мышления. |
|-------------------------------------------------------------------------------------+----------------------------------------------------------|
| |№1,вопрос 21 |
| | |
| |Виды и функции речи. |
| | |
| |Речь является основным средством человеческого общения. |
| |Без нее человек не имеет возможности получать и передавать|
| |большое количество информации, особенно если она несет |
| |большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что |
| |невозможно передать с помощью органов чувств (правила, |
| |законы, абстрактные понятия и т.д.). Благодаря речи, |
| |человек не ограничивается только собственным опытом, но и |
| |обогащается опытом других людей. По своему значению речь |
| |имеет многофункциональный характер. Она является не только|
| |средством общения, но и средством мышления, носителем |
| |сознания, памяти, информации (письменные тексты), |
| |средством управления поведением других людей и регуляции |
| |собственного поведения человека. |
| | |
| |Речь - это совокупность произносимых или воспроизводимых |
| |звуков, имеющий тот же смысл и то же значение, что и |
|№2,вопрос 22 |соответствующая им система письменных знаков. Речь без |
| |освоения языка невозможна, в то время как язык может |
|Становление низших форм поведения психики. |существовать и развиваться относительно независимо от |
| |отдельного человека. Речью называют процесс практического |
|Как же начиналось и шло развитие психики и поведения у животных? |применения человеком языка в целях общения с др. людьми. В|
| |отличие от речи язык - это средство общения людей др. с |
|Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная|другом. Язык - это система условных обозначений |
|от простейших животных и кончая человеком, предложил А. Н. Леонтьев. Позднее она была|(символов), с помощью которых передаются сочетание звуков,|
|доработана и уточнена К. Э. .Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, |имеющих для людей определенный смысл и значение. |
|поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева — Фабри. | |
| |Виды речи: 1) устная - общение между людьми с помощью |
|Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится |произнесения в слух, с одной стороны, и восприятия на слух|
|на ряд стадий и уровней. Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и |- с другой (монологическая, диалогическая); 2) письменная |
|перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая — |- речь посредством письменных знаков; 3) внутренняя речь -|
|три уровня: низший, высший и наивысший. |не выполняющая функций общения, а лишь обслуживающая |
| |процесс мышления конкретного человека. |
|Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием | |
|двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе |Функции речи: 1) выражение - с помощью речи человек |
|эволюционного развития то, другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование |передаёт свои чувства, переживания, отношения; |
|движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организмa. Эта |выразительность, эмоциональность расширяет возможности |
|деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее |общения; 2) воздействия - способность человека с помощью |
|возможностей, создает условия для азвития новых видов деятельности и форм отражения. |речи побуждать людей к действию; 3) сообщение - состоит в |
|То и другое посредствуется совершенствованием психики. |обмене мыслями между людьми с помощью слов, фраз; 4) |
| |обозначения - способность человека с помощью речи давать |
|Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами |предметам и явлениям окружающей действительности присущие |
|чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с |только им названия. |
|выделением у животных специализированного органа(челюсти), осуществляющего сложные | |
|манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. |№3,вопрос2 |
| | |
|Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на отором находятся простейшие |Современные методы групповой психотерапии. |
|и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной „среде, характеризуется тем, что | |
|здесь в достаточно развитом ввиде представлена раздражимость — способность .живых |Морена (основатель психодрамы) в 1932 году ввел термин |
|организмов реагировать на биологически значимые воздейст-вия среды повышением уровня |«групповая психотерапия» - метод объединения людей в |
|своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как |обществе в новые группы на основе личностных предпочтений |
|способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к |и соцпометряческих оценок. |
|научению методом условных рефлексов еще отсутствует. двигательная активность животных| |
|еще не имеет поискового, целенаправленного характера. Следующий, высший уровень |Поведение руководителя направлено на интрапсихический |
|стадии элементарной сенсорной |инсайт. Групповая психотерапия - это не лабораторное |
| |решение проблем в группе. Неприемлемы физический и |
|психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей Двигательная |визуальный контакт между терапевтом и пациентом. Фрейд не |
|активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска |использовал терапию искусством (хотя считал, что |
|биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий. |бессознательное проявляется в символических образах). Юнг |
| |предлагал выражать свои мысли и фантазию в рисунках - |
|Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые |одним из средств изучения является бессознательное. |
|из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве |Рисунки и мечты - отражение подсознательных процессов. |
|инстинктов — наследственно закрепленных, структурно и функционально довольно жестких | |
|систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций. |> Группы, основанные на принципе Курта Левина - Т-группы |
| |(тренинговые группы) - 1946 г.. Участники группы получают |
|Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, |пользу от анализа собственных групповых переживании. |
|перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает |Основной принцип - «здесь и сейчас». Развитие |
|восприниматься в виде вещно оформленных, расчлененных на детали в восприятии, но |коммуникативных умений. |
|образно целостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с | |
|очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и |< Группы встреч (Роджерс - концепция открытой встречи - |
|отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы |интеграция сознания и тела). Признаки группы: 1) |
|при-способительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков. |самораскрытие: 2) внимание к чувствам; 3) осознание себя и|
| |своего физического «Я»; 4) ответственность и принцип |
|Весьма развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с|«здесь и теперь» - фокусируют внимание на сиюминутные |
|изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, |переживания, а не аппилируют к прошлому опыту. |
|целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной | |
|психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, | Гештальт терапия - в середине б0-х годов - групповая |
| |терапия. Перлз: члены группы наблюдают за поведением |
|Виды:-обоняние,-осязание,-вкус,-зрение,- |работающего пациента и лучше понимают себя и проблему. |
| |Есть классические и некласические формы терапии. Например,|
|Шеррингтон: |психодрама Морено обязательно основывалась на социометрии,|
| |а сейчас иногда принимает форму ролевой игры. |
|-экстероцептивные(дистантные ощ.,контактные,тактильные,осязательные.) |№3,вопрос2 |
| | |
|-интероцептивные(органические ощущения,ощ. боли). |Современные методы групповой психотерапии. |
| | |
|-проприоцептивные(равновесие,движение) |Морена (основатель психодрамы) в 1932 году ввел термин |
| |«групповая психотерапия» - метод объединения людей в |
|Генетическая классфик.ощ:Хедом |обществе в новые группы на основе личностных предпочтений |
| |и соцпометряческих оценок. |
|1)протопатическая(органические ощ.) | |
| |методы групповой психотерапии: |
|2)эпикритическая(более тонкая дифференциальная и рациональная чувствительность) | |
| |1. Дискуссионная психотерапия - нацелен на продуктивное |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|