Общая психология
оценки его удаленности.
Коэффициент конст-ти: мера компенсаторного изменения сетчаточного размера в
зависимости от удаленности.
КК=величина осуществленной компенсации/величина требуемой
КК=1 полная константность; КК=0 аконстантность
Законы перцептивного взаимодействия (S – видимая величина, D – видимая
удаленность, @ - угол зрения):
1) Закон Эммерта S=kD
2) Закон угла зрения S=k@ если D const. При редукции признаков – тенденция
к равноудаленности
3) D=k@-1 если S const.
2. константность формы – псевдоскоп (человеческое лицо константно)
6. Восприятие пространства и движения. Признаки удаленности и глубины.
Теории стабильности воспринимаемого мира. Иллюзии восприятия движения.
Восприятие пространства – функция от 2-х составляющих:
1) сетчаточный образ
2) признаки удаленности
- движения глаз
- изобразительные
- признаки параллакса (уклонение)
1. Монокулярное наблюдение (только сетчатка, мир неподвижен)
1) аккомодация – изменение кривизны хрусталика
2) изобразительные, зрительные признаки:
- линейная перспектива: близки объекты увеличиваются по размеру
- воздушная перспектива: изменение цветности
- градиент: изменение плотности текстуры
- равпределение света и тени: рельеф, глубина объекта
- прекрытия
Также двигательный параллакс и сетчаточный размер (для знакомых объектов).
В случае противоречия побеждают более сильные признаки.
2. Бинокулярное наблюдение (мир неподвижен)
1) конвергенция (сведение зрительных осей на определенной фиксирующей
точке): зная угол сведения можно определить расстояние
2) бинокулярный параллакс:
2 типа точек сетчатки:
- корреспондирующие: равно отстоят от центра обеих сетчаток
- диспаратные
Теоретический гороптер: геметрическое место точек пространства, которые
проецируются на корреспондирующие точки сетчаток при данном угле.
Диспаратность: разность углов попадания точки на сетчатки глаз – мера
диспаратности.
Диспаратность есть мера параллакса – объемность изображения. Стереограммы
Юлеша: смещение квадратика – глубина.
Эмпирический гороптер: сетчатки фиксируют не точку, а фронтальную
плоскость. Зона Панума: точки попадают на диспаратные точки сетчатки. В
гороптере нет пространственного впечатления: оно есть рядом с гороптером
в зоне Панума.
Двигательный параллакс: смещение изображения на сетчатке с связи с
движением наблюдателя (степень углового смещения – изменение степени
диспаратности). Не позволяет различить движение набл-я и движение объекта
– необходимо принятие решения.
3. Бинокулярное зрение (мир движется)
Х-р изменения точек пространства в связи с движением наблюдателя: быстро
смещаются в противоположную сторону. За точкой фиксации – медленное
движение в ту же сторону, что и наблюдатель.
Теории стабильности мира:
Восприятие движения зависит от 2 факторов:
1. изображение – сетчатка (движение изображения по сетчатке – движене
самого объекта)
2. глаз – голова (движение глаза по отношению к голове)
Эти 2 системы компенсируют др др – в зрительную кору поступают сразу 2
сообщения, взаимное торможение.
Шеррингтон: афферентная теория стабильности мира
2 сообщения от 2 систем поступают в ЦНС (центральный блок сличения). Мир
стабилен, т.к. есть постоянное сообщение о том, что глаз движется по
отношению к голове.
Гельмгольц: эфферентная теория стабильности мира
Командный блок управляет движениями глаз и сообщает об этом в ЦБ, туда же
поступает инфо от изображения-сетчатки.
Иллюзии движения:
1. Индуцированное движение – кажущееся движение неподвижного объекта (точка
внутри движ прямоуг-ка). Движение вызвано контекстом (фигура – фон).
Зависит от того, какая система отчета победит:
- прям-к движется в гориз плоскости – воспринимаем движение точки
- прям-к помещен в круг: круг движется вверх-вниз – точка движется по
диагонали (перцептивный конфликт)
2. Автокинетический эффект: движения зафиксированной точки в темноте
Гипотезы:
- точка неподвижна, глаз движется
- точка помещена вне системы отчета, потеря ею стабильности.
3. Стробоскопический эффект: фи-феномен по Вертгаймеру – полоска между
точками.
4. Эффект водопада: если долго смотреть на водопад, а потом перевести взор,
то кажется, что водопад идет в обратном направлении. Связан с утомлением
канала И-С – перестает реагировать на стимул, активизация рецепторов,
фиксирующих неподвижную часть. Иллюзия увеличения черной спирали на белом
фоне.
8. Основные резульлтаты исследований восприятия в условиях оптических
искажений. Исследование восприятия в школе «New Look».
Процесс построения предметности образа восприятия:
1) создание перцептивных конфликтов: превращение восприятия образа из
операции в действие. Стрэттон: инвертирующие очки. Адаптация начинается с
периферии: мир сначала теряет реальность, затем восстанавливает
предметность (животное не может адаптироваться – призмы на глазах кур).
Но при фиксации внимания – эффект неправильности. Эксп-т с зеркалом: свое
тело видится вынесенным вперед.
Статья Грегори:
Гельмгольц: для правильного восприятия необходимо перцептивное обучение!
Эксп-ты Хелда: важность активных движений животного для формирования
зрительного восприятия (котята росли в темноте – корзинки).
Гибсон: отклоняющие призмы, искажения сетчаточных изображений, которые
восстанавливаются по мере ношения призм. Сходный эффект структурного
последействия (линия кажется изогнутой в другую сторону). Предположение о
существовании у человека особого вида адаптации: изменение механизмов
зрительного восприятия пространства.
Колер: окрашивающие очки. После их снятия мир окрашивается наоборот!
Видимо, это рез-т процессов компенсации в мозге.
Смит: камера, монитор – испытуемый наблюдает за своей рукой при письме.
Инверсия вызывает расстройство письма. Временная отсрочка: еще большее
нарушение.
Логвиненко: инвертоскоп – разрушение видимого мира:
- потеря констанстности видимого положения предметов
- исчезновение константности формы
- нереальность предметов
Адаптация – в форме построения нового видимого мира. 3 стратегии
адаптации:
- игнорирование перевернутости зрит пространства
- разрыв с логикой предметного мира
- восстановление константности.
В ходе перцептивной адаптации возникает новое восприятие как некое
новообразовние не вместо прежнего, а наряду с ним: образование новых
нервных связей.
2) псевдоскопическое восприятие: псевдоскоп – смена знака диспаратности
(левая и правая сетчатки меняются местами). Линейная перспектива меняет
знак. Влияние сознания при оценке пространственных форм:
- объект неопределенной формы: у нас возникают различные объект-гипотезы
- объект с определенной формой:
- стакан с водой: при переворачивании – правило подобия (желе).
Необходимость соблюдения предметной нормы.
- жгуты на руке – уходят под кожу
- бумажный конус: превращается в воронку. Его тень начинает
восприниматься как чернильное пятно.
- маска лица: лицо не оборачивается (константность восприятия формы), но
кукольное – да.
- 2 объекта: один оборачивается (конус), другой – нет (игрушечный слоник).
Они одинаковой высоты, на них положен карандаш – перцептивный конфликт:
- карандаш удерживает предметную ситуацию
- конус оборачивается – карандаш делится пополам: семантико-
логическая регуляция внутри процесса порождения пространственного
образа.
Возможность создания искусственных органов чувств: феномен кожного зрения
(зрение без сетчатки) – Варньеро. Помещение на тело вибрационных датчиков с
телеизображением – постепенное различение форм объектов (ощущения
объективируются и выносятся вовне). Но трудно определить объем.
Брунер «новый взгляд»: потребности и ценности как организующие факторы
восприятия.
2 типа детерминант восприятия:
1. автохтонные – св-ва нс, законы перцептивной организации
2. поведенческие – научение, мотивации ценности
Море стимулов – индивид осуществляет отбор: перцептивная гипотеза. Она
складывается под влиянием потребности и фиксируется при подкреплении.
3 гипотезы:
1) чем выше социальная ценность объекта, тем выше действие поведенческих
детерминант
2) чем выше потребность индивида в объекте, тем выше действие повед д-т
3) неопределенность восприятия облегчает действие повед д-т
1. 30 детей, 10 лет - 2 группы – регулирование размера круга света ручкой:
- сопоставление с размерами монет различной ценности по памяти
- при предъявлении монет
В контрольной группе – картонные кружки вместо монет.
Рез-т:
- величина монет оценивается выше величины кружков.
- с увеличением достоинства монет растет отклонение величины
2. 2 группы: богатая и бедная: бедная сильнее пеероценивает величину монет.
3. У богатых детей: завышение больше при оценке по памяти, у бедных – по
предъявлению.
Гипотеза: у бедных ослаблена фантазия, подавлена деят-ть воображения; у
богатых неопределенность восприятия дает свободу воображению.
9. Определение мышления. Классификации видов мышления.
Дункер: мышление есть процесс постановки и решения творческих задач.
Леонтьев: мышление есть процесс отражения объективной реальности, в
результате которого происходит переход от явления к сущности. Мышление
человека имеет общественную природу.
Ассоцианизм: мышление есть сложная цепь ассоциаций, протекающих в сознании.
Но проблема целенаправленности – учение об апперцепции.
Вюрцбюргская школа:
- несводимость к простому ассоциированию
- подчиненность цели (детерминирующая тенденция)
- безобразность.
Но отрыв от чувственности и практики.
Гештальтпсихология: мышление как непосредственное усматривание искомого
решения, выражающееся изменением стр-ры проблемной ситуации в сознании сб.
Это автохтонный, самопорождающийся процесс.
Леви-Брюль: идея о качественных изменениях мышления в ходе исторического
развития.
Келер: изучение генетических корней мышления в животном мире –
интеллектуальное поведение обезьян (орудийный интеллект).
Выготский: мышление животных превращается в человеческое под влиянием
перекрещивания линии развития практических предметных действий и линии
развития голосовых реакций в трудовой деят-ти.
Валлон и Пиаже: словесно-логическое мышление развивается из практических
интеллектуальных операций путем интериоризации в условиях общения со
взрослыми и развития речи.
Выготский: развитие мышления в онтогенезе есть процесс усвоения р-ком
общественно-исторически выработанных действий и операций.
При взаимодействии с предметами труда возникновение действий, подчиненных
познавательной цели – закрепление с помощью языка в содержании сознания
общества. Редукция произносительной стороны речи – переход к внутренней
словесной мыслительной деят-ти. Разделение труда – отделение умственного
труда от физического. Мыслительная деят-ть имеет то же строение, что и
предметная.
Рубинштейн: процесс мышления – это прежде всего анализирование и
синтезирование того, что выделяется анализом; это затем абстракция и
обобщение, являющиеся производными от них. Анализ выделяет существенное,
вычленяет явление в чистом виде в существенных для него закономерностях. В
этом случае анализ переходит в абстракцию. Синтез – установление связи
между различными элементами. Это две стороны единого процесса. Основным
признаком ума вообще является умение выделить существенное.
3 типа классификаций:
1. Типологии: 2 противоположных типа по одному критерию
1) Образное и речевое – по наличию предпочитаемых средств (образ – знак)
2) Первобытное и современное – по типу ориентации в среде.
Люсьен Леви-Брюль: оба типа сосуществуют. Единица первобытного:
коллективное представление (синкретический образ). Свойства: мистичность
(нет деления между фактом и оценкой) и пра-логичность (эмпирический
критерий достоверности).
3) Реалистическое и аутистическое – по отношению субъекта к реальности.
Блейлер: принятие и неприятие суб реальности. Аутистическое есть и у
детей. По Пиаже: аутистическое первично, развитие мышления – от аутизма к
реализму (социализация). При патологии сильнее страдает реалистическое.
По Блейлеру первоначальным является реалистическое: обладая аутистическим
мышлением нельзя выжить, приспособиться к реальности. Но оно необходимо
при принятии решения в неопределенной ситуации, прогнозирование,
воображение, антиципация удовольствия. Преобладает у детей и при сильных
аффектах.
|Реалистическое |Аутистическое |
|Представление действительности |Представляет себе то, что |
| |соответствует аффекту |
|Цель- нахождение истины |Вытеснение неприятных представлений |
|Регулирование отношения к внешнему |Создание удовольствия |
|миру | |
4) интуитивное и аналитическое
2. Функциональные классификации
1) Теоретическое и практическое – по типу задач (Теплов). Практическое
связано с принятием решения.
2) Конкретное и абстрактное - по типу установки (Гольдштейн). В норме обе
установки постоянно взаимодействуют. Конкретная – предназначена для
данной ситуации, которая рассматривается как типовая. В неопределенной
ситуации – абстрактная. Необходима для понимания мира, позволяет
обобщать, планировать в уме, основа произвольности.
3) Творческое и критическое – по порождению и отбору идей (Осборн). Техника
мозгового штурма. Критическая установка не только завершает творческий
процесс, но и предшествует ему (взаимодействие):
Схема творческого процесса (Уоллес):
1. Анализ предыдущих сходных ситуаций, условий и требований задачи
2. Созревание – б/с работа, порождение гипотез
3. Озарение – нахождение принципа решения
4. Проверка истинности
3. Генетические классификации:
1) наглядно-действенное
2) наглядно-образное
3) словесно-логическое
2 критерия:
- форма представления объекта мышления
- способ оперирования с объектом (действие, образ, знак)
- по генезу
11. Язык и речь. Виды и функции речи. Значение слова как единица речевого
мышления. Стадии развития значений слов.
Выготский: выделение единицы, обладающей всеми св-вами целого (в отличие от
элемента). Единица речевого мышления – значение слова (в будущем –
понятие).
Речь: коммуникация и мышление.
Значение слова:
- Обобщение (признак мышления)
- Общение (первая функция речи)
Различные генетические корни мышления и речи:
Интеллект обезьян – в оптически актуальной ситуации, связан с употреблением
орудий. Речь – эмоциональное выражение, общение. Нет связи между этими
системами.
3 возможности:
1. Наложение мышления и речи – бихевиоризм
2. Разделение мышления и речи – вюрцбюргская школа: мысль не зависит от
речи, может быть выражена разными способами.
3. Наложение:
- доречевое мышление (животное, ребенок)
- речь без мышления (сигнальная)
- речевое мышление: мысль не выражается, а совершенствуется в слове.
Мышление и речь: качественно различные направления развития:
Мысль – от общего к частному
Речь – от частного к общему
Выводы: мышление и речь – частично пересекаются. Речевое мышление – этап в
развитии обоих процессов. Это мышление в понятиях – результат социального
развития.
Виды речи:
1. Знаковая и сигнальная.
2. Знаковая: внешняя и внутреняя
3. Внешняя: монолог и диалог
4. Монолог: устный и письменный
5. Эгоцентрическая речь – ранняя форма внутренней речи
Функции речи:
1. Коммуникативная
2. Экспрессивная (сигнальная)
Внешняя:
3. Индикативная (указание на объект)
4. Номинативная
5. Сигнификативная (приписывание значений)
6. Гностическая (хранение и передача знаний)
Внутренняя:
7. Планирование собственных действий
8. Регулирование
Психологическая структура понятия:
Конституирующий признак понятия – значение.
Имя относится к единичному объекту, понятие – к классу объектов. Понятие
состоит из существенных признаков. Понятие есть единство слова (знак) и
класса объектов.
Формирование понятия:
1. Много объектов – наложение (ассоциации)
2. Сначала абстрактное понятие, затем наполнение его конкр. объектами.
Речевое мышление:
1. внешний план (звук) и
2. внутренний план (семантика). Взаимосвязаны, но свои законы движения.
3. Еще глубже – план внутренней речи:
- абсолютаня предикативность
- фонетическое редуцирование
- преобладание смысла слов над значениями
Это диалог по своей психологической сущности. Значение социально, смысл
индивидуален. Смысл может существовать без слова. Смысл – совокупность
всех возможных психологических содержаний, связанных с ним. Смысл слова
есть резерв развития значения.
Особенности сементики внутренней речи:
1) агглютинация (асинтаксическое слипание слов)
2) идиоматичность: одно слово может выражать огромное смысловое содержание
|Внешняя речь |Внутренняя |
|Развернутость |Свернутость |
|Коммуникация |Саморегуляция |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|