Общая психология
Деятельность полимотивирована. Конфликт мотивов.
1) Выделение базовой мотивации – Мак-Дауголл
2) Ситуативная – Левин (квазипотребности)
3) По способу их удовлетворения: редукция или поддержание напряжения
Функции мотивов:
1) побуждение к деятельности (закон оптимума мотивации)
2) смыслообразующая: мотив наделяет смыслами наши действия
Развитие мотивов:
В ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности Д-М-П. Сдвиг
мотива на цель.
Внутренняя деятельность:
- имеет то же строение, что и внешняя
- образуется от внешней путем интериоризации
Функции: подготовка к внешней деят-ти, экономия усилий, избегание ошибок.
Все психические процессы – особые формы деят-ти.
20. Кольцевая регуляция и уровни построения движений.
Бернштейн – принцип активности. Объект изучения – естественные движения. До
него – рефлекторная дуга: стимул – процесс его центральной переработки –
двигательная реакция (мигание, коленный рефлекс). Но это не так для сложных
актов – нужна коррекция.
Предложен принцип сенсорных коррекций. Дополнительные факторы, влияющие на
ход движения:
1) реактивные силы
2) инерционные силы
3) внешние силы
4) исходное состояние мышцы
Необходима информация о состоянии двигательного аппарата и ходе движения –
сигналы обратной связи.
Схема рефлекторного кольца: моторный центр – команды в мышцу – от мышцы
сигналы обратной связи в сенсорный центр – перешифровка на моторные сигналы
коррекции – снова в мышцу.
Поздний вариант схемы: добавление центральных блоков: программа, задающий
прибор и прибор сличения.
Программа – сигнал на задающий прибор – прибор сличения («то что должно
быть»). Туда же сигнал от рецептора о состоянии рабочей точки («то что
есть»). Сравнение этих сигналов, на выходе из прибора сличения – дельта W,
сигнал рассогласования между требуемым и фактическим положением вещей. Он
идет на блок перешифровки -–сигнал коррекции через регулятор на эффектор –
изменение положения рабочей точки. Возможна экстренная перестройка программ
(прямо с рецептора сигнал на задающий прибор).
Теория уровней построения движений:
Сигналы обратной связи приходят в разные чувствительные центры головного
мозга и переключаются на моторные пути на разных уровнях.
Уровень А – самый низкий и филог древний, тонус мышц. Сигналы от
проприорецепторов о степени напряжения мышц
Уровень В – уровень синергий: сигналы от мышечно-суставных рецепторов о
взаимном положении частей тела.
Уровень С – уровень пространственного поля: сигналы от зрения, слуха о
внешнем пространстве.
Уровень D – уровень предметных действий, корковый. Принадлежит человеку:
орудийные действия, манипуляции с предметами. Это уже действия –
сообразуются с логикой предмета.
Уровень Е – интеллектуальных двигательных актов (речь, письмо).
1) в организации сложных движений участвуют сразу несколько уровней;
осознается ведущий
2) одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях. Ведущий
уровень определяется смыслом, задачей движения.
Механизм формирования навыка
1. Первоначальное знакомство с движением и овладение им
- выявление двигательного состава движения (как оно выглядит снаружи)
- прояснение внутренней картины движения; перешифровка афферентных сигналов
в эффекторные команды
- роспись коррекций по нижележащим уровням
2. Автоматизация движения
- увязка деят-ти всех низовых уровней (иерархия колец)
- рекрутирование готовых двигательных блоков
Выход движения из-под контроля сознания.
3. Окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации:
приобретение навыков стереотипизации, нахождение динамически устойчивой
траектории.
Принцип активности: постулирование определяющей роли внутренней программы в
актах жизнедеятельности.
Бихевиоризм: принцип реактивности.
3 плана:
1. Конкретно-физиологический: механизм кольцевого управления движением
(центральная программа!) Реакции – частный случай активности. Программа
выбирает даже действующие стимулы.
2. Общебиологический: жизнь есть реализация внутренних программ, организм
преодолевает среду
3. Философский: любая внутренняя программа имеет материальный код.
18. Развитие сознания. Присвоение общественно-исторического опыта в
онтогенезе
Филогенез: коллективный труд – разделение труда – появление действий
(освобождение от биологического смысла) – уяснение смысла – необх-ть
сознания. Развитие речи и языка – отделение идеи от предмета - система
значений – со-знание (совместность).
Общественные отношения (интерпсихические процессы): воздействие на другого
жестом, словом – воздействие на себя (интрапсихические процессы),
саморегуляция – развитие ВПФ
Онтогенез: превращение интерпсихологических процессов в
интрапсихологические – интериоризация. В онтогенезе 3 стадии
интериоризации: взрослый – ребенку; ребенок – взрослому; ребенок – себе.
Развитие ВПФ.
Эгоцентрическая речь: переход от внешней к внутренней (ф-ии саморегуляции,
планирования, контроля).
Филогенез: появление стимулов-средств (узелки на память) – ВПФ.
Онтогенез: рождение стредства-знака в процессе общения со взрослым и его
интериоризация. Эксперимент на запоминание слов Леонтьева: стимулы-объекты
и стимулы-средства – параллелограмм развития (интериоризация внешних
средств):
4) В дошкольном возрасте внешние ср-ва не повышают продуктивность
запоминания.
5) В младшем – значительно повышают
6) У старших детей – нет. Внутренние средства.
Натуральные функции подвергаются инволюции (угасанию) или гипертрофированию
(эйдетизм): там, где нет мышления – нет внутренней структуры.
Генетический закон развития ВПФ: внешнее опосредование является первичным
по отношению к внутреннему (всякая псих ф-я появляется в развитии чел-ка
дважды: в интерпсихической, а затем в интрапсихической форме).
Животные: наследование видовых черт, инстинктов.
«Видовой» опыт человека зафиксирован во внешней, материальной культуре
(экзотерическая форма) – необходимо усвоение этого опыта путем воспитания и
обучения (искусственное развите р-ка). Наследственные предпосылки у
человека:
- не жестко детерминируют поведение (инстинкты расшатаны)
- человеческий видовой опыт относительно молод – не мог зафиксироваться в
стр-рах мозга
- пластичность мозга
Качественная специфика человеческого онтогенеза – присвоение культурно-
исторического опыта. Процесс распредмечивания опыта в процессе его усвоения
индивидом. Для этого необходимы:
- наличие предметов культуры
- наличие учителя (взрослого)
- совместная деят-ть р-ка и взрослого (общая цель, общая система средств,
координация действий). Необходимы активность р-ка и активность общества.
Понятие Зона Ближайшего Развития: это то, что р-к может сделать сам и к
чему он способен при участии взрослого.
Присвоение – переход от совместной деят-ти к индивидуальной.
11. Деятельность и личность: строение и развитие личности.
Часть II
1. Представление о личности в общей и дифференциальной психологии. Понятие
личностных черт.
2 подхода к личности:
|Структурный (х-н для дифференциальной|Функциональный |
|псих-и) |(собственно-личностный) |
|Человек как обладатель свойств – |Человек как создатель свойств. |
|черты характера. |Свойство – артефакт, созданный с |
| |определенной целью), значит возможно |
| |его изменение. |
|Их причина – природа и среда. |Причина – личность. |
|Способ работы – диагностика и |Способ работы – психологическая |
|коррекция способов поведения. |помощь, консультирование. |
Основные разделы психологии личности:
1. Диагностика
2. Внутренняя регуляция деятельности: эмоции и воля
3. Строение личности (мотивационная сфера)
4. Развитие личности.
|Общая психология |Дифференциальная |
|Психологические особенности личности |Индивидные свойства во всем |
|в узком смысле |многообразии (возрастно-половые, |
| |индивидуально-типические) |
Диагностика черт - опросники: черта – поведение (вероятное) – самоотчет
испытуемого. Черта определяется посредством реакции или поступков в
определенных ситуациях (перечень ситуаций)
Проблемы:
1. Проекция представлений автора о том, каким должно быть то или иное
явление. Например: теория черт (харизматическая теория лидерства) – набор
черт, необходимых лидеру. Но несогласованность у разных авторов +
представление, что это черты самого экспериментатора, а не лидера.
2. Реконструкция: суждение о наличии черт (например, угодливое поведение и
угодливость + атрибуция в связи со статусом человека)
3. Опросник измеряет вероятность появления черты, но не ее интенсивность.
Ожидание: выраженные черты провоцируют высокую частоту проявления в
поведении. Но это относится только к социально желательному и личностно
принятому поведению. За кадром – неосознаваемое и социально неодобряемое.
4. Проблема перечня черт – как объять необъятное. Слипание черт –
генерализованные черты. Черта есть воспринятый гештальт!
Тестовый метод:
1) суррогатный
2) непригодный для глубокого анализа
3) субъективный
Однофакторные опросники – легко просчитываются испытуемым
Многофакторные – более совершенные. Фактор – глубинная черта в основе
поверхностных (Кеттел).
Ананьев:
1. Первичные индивидные свойства
- св-ва конституции
- нейродинамические (нервная деят-ть)
- функциональная геометрия больших полушарий
2. Вторичные индивидные свойства
- психофизиологические функции (восприятие, память, мышление)
- органические потребности
3. Собственно психологические (развиваются в онтогенезе – влияние социума)
- темперамент
- задатки
Генетически задаются некоторые пределы развития задатков и темперамента
(метод близнецов).
Личность выходит за пределы природной данности: то, ради чего человек
действует.
Индивид – то, как он действует. НПФ – ВПФ – Личность (это гиперфункция).
19 век – Вундт: экспериментальная психология – акцент на сходство,
создание обобщенных х-к человеческого поведения (стандартизация условий)
Фрэнсис Гальтон – система антропометрических измерений школьников,
разработка тестов сенсорного различения.
1905 г. Альфред Бине: 30 тестов по возрастанию трудности – способности к
суждению, пониманию и рассуждению.
1916 – шкала Стэнфорд-Бине IQ (отношение между умственным и фактическим
возрастом).
2. Способности: их измерение и развитие.
Теплов: это индивидуальное свойство субъекта, связанное с готовностью к
успешному освоению и осуществлению определенной деятельности (это средства
деят-ти и возможность ее осуществления).
Отличны от наличного уровня знаний и умений, но объясняют легкость их
приобретения.
Характеристики способностей:
1. Способность к изменению - переменная
2. Связь с успешностью осуществления деятельности
3. Это готовность к усвоению знаний, но не результат
Связаны с врожденными особенностями – задатками.
Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые определяют
возможность развития определенного органа при оптимальных условиях. Это
врожденные предпосылки формирования способностей.
Задатки – это возможности, они константны.
Способности – это проявления задатков в деятельности + они в этой деят-ти и
создаются (по Теплову).
Способность есть процесс. Деят-ть направляется мотивами – способности можно
изучать в связи с мотивацией.
Способности: общие и специальные (более связаны с задатками). Общие –
складываются из многих, способны к компенсации.
|Задатки |Способности |
|Врожденные |Формируются в процессе деятельности |
|Константны |Изменчивы |
|Возможность (анатомо-физиологическая)|Готовность, но не результат |
|Нельзя измерить |Измеряемы: критерий – успешность |
| |деят-ти |
|Данность |Процесс |
Измерение способностей – тесты: короткое испытание с целью установить
наличие и степень выраженности определенного свойства.
Легче – специальные, труднее – общее (как определить интеллект)
Тест Бине: задания на вербальные, логические, конструктивные способности.
Но: показатель интеллекта общий (может определяться развитием одной
способности, но это нельзя уточнить).
Представление об интеллекте как об общей врожденной способности.
Современное мнение: интеллектуальные тесты определяют наличный уровень
знаний и умений. На рез-ты тестов влияют: окр. Среда, темперамент.
Понятие умственный возраст – это набор заданий, которые в среднем успешно
решаются детьми определенного возраста.
1916 г – соотношение между умственным и хронологическим возрастом: УВ/В х
100% = IQ
Требования к тесту:
1. валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего
он предназначен
2. надежность – воспроизводимость рез-тов, степень их повторяемости
3. стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки рез-тов
Измерение творческих способностей – Гилфорд.
Качества креативности:
- оригинальность ассоциаций
- семантическая, смысловая гибкость
- фонтанирование новых идей
- образное мышление
5 видов действия (в рез-те факторного анализа):
1) восприятие и понимание материала
2) рабочая память
3) дивергентность (выделение в обычном оригинального
4) конвергентность (опознание объекта по качественно разным признакам)
5) эвалюация, подведение итога
Креативность – уровень деятельности: познавательная мотивация
Высокая креативность обычно коррелирует с высоким IQ + с уверенностью в
себе, чувством юмора, речевой беглостью, импульсивностью.
Отличия тестов на креативность от тестов на интеллект:
1. Отсутствие временного ограничения
2. Сложное строение (несколько способов решения для креативности)
3. Косвенная инструкция
Одаренность – индивидуальное сочетание способностей.
Развитие способностей:
1) Способность как проявление задатков: развитие связано с сензитивными
периодами (неравномерно): стадиальность как общий принцип психического
развития. Задатки созревают в определенном возрасте. Важно обучение!
2) Способность как преобразование других задатков – можно развивать при
высокой мотивации (квазиабсолютный слух): артефакт, получаемый в рез-те
преобразования нескольких натуральных ф-й.
3. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.
Т-т - это врожденное свойство организма. Х-р – прижизненное развитие
темперамента.
Т-т зависит от физиологических факторов – свойств нервной системы (ВНД):
скорость нервных процессов, яркость переживаний и выражения эмоций,
скорость переключения с одной деят-ти на другую
(скорость, интенсивность, переключаемость психических процессов!)
Темперамент не специфичен: связан с телесными особенностями и св-вами нс.
Гиппократ – идея о 4-х жидкостях в разных пропорциях
Гален – сопоставли псих сво-ва чел-ка с жидкостями. Попытка найти внешнюю
корреляцию псих. процессов.
Последствия теории:
1. Четверичная концепция темперамента
2. Значение гуморального и нейрогуморального факторов.
Возможно прижизненное изменение т-та – в рез-те эндокринологических
изменений, травм и т.д.
Свойства т-та:
1) это динамические х-ки псих деят-ти
2) носят формальный, а не содержательный х-р
3) высокая устойчивость
4) св-ва т-та проявляются на уровне энергетики поведения
5) глобальность св-в т-та – они проявляются в мотивах, эмоциях, перцепции,
интеллекте.
Типология по Павлову:
1. Выделение основных свойств нс (бинарный х-р)
1) сила – слабость
Сила – устойчивость нс к длит. воздействию раздражителя
(толерантность); способность к концентрации возбуждения;
помехоустойчивость
2) уравновешенность – неуравновешенность
Возможность к переходу от возбуждения к торможению в критической
ситуации
3) подвижность – инертность
Скорость образования усл.рефлексов, скорость перехода от возб к торм-
ю.
2. Построение общих типов нс
3. Соотнесение типов нс с типами т-та
Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник
Сильный, уравновешенный, инертный – флегматик
Сильный, неуравновешенный – холерик
Слабый – меланхолик
Проблемы:
1) выделение чистых типов: невозможно. Теплов предлагает термин синдром как
набор или комплекс свойств нс, которые связаны между собой и имеют единое
основание.
Небылицын: 3 компонента т-та + связь с анатомическими стр-рами:
1. Общая психическая активность индивида: вялость, инертность – подъем,
стремительность (ретикулярная формация)
2. Моторный компонент – быстрота, сила, резкость, ритм
3. Эмоциональность – впечатлительность, импульсивность, эмоциональная
лабильность, скорость смены переживаний (лобно-лимбическая кора)
2) соотнесение типов нс с типами т-та (поведением):
Современная т.з: тип поведения и тип ВНД не совпадают! Т-т формируется
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|