МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общая психология

    Деятельность полимотивирована. Конфликт мотивов.

    1) Выделение базовой мотивации – Мак-Дауголл

    2) Ситуативная – Левин (квазипотребности)

    3) По способу их удовлетворения: редукция или поддержание напряжения

    Функции мотивов:

    1) побуждение к деятельности (закон оптимума мотивации)

    2) смыслообразующая: мотив наделяет смыслами наши действия

    Развитие мотивов:

    В ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности Д-М-П. Сдвиг

    мотива на цель.

    Внутренняя деятельность:

    - имеет то же строение, что и внешняя

    - образуется от внешней путем интериоризации

    Функции: подготовка к внешней деят-ти, экономия усилий, избегание ошибок.

    Все психические процессы – особые формы деят-ти.

    20. Кольцевая регуляция и уровни построения движений.

    Бернштейн – принцип активности. Объект изучения – естественные движения. До

    него – рефлекторная дуга: стимул – процесс его центральной переработки –

    двигательная реакция (мигание, коленный рефлекс). Но это не так для сложных

    актов – нужна коррекция.

    Предложен принцип сенсорных коррекций. Дополнительные факторы, влияющие на

    ход движения:

    1) реактивные силы

    2) инерционные силы

    3) внешние силы

    4) исходное состояние мышцы

    Необходима информация о состоянии двигательного аппарата и ходе движения –

    сигналы обратной связи.

    Схема рефлекторного кольца: моторный центр – команды в мышцу – от мышцы

    сигналы обратной связи в сенсорный центр – перешифровка на моторные сигналы

    коррекции – снова в мышцу.

    Поздний вариант схемы: добавление центральных блоков: программа, задающий

    прибор и прибор сличения.

    Программа – сигнал на задающий прибор – прибор сличения («то что должно

    быть»). Туда же сигнал от рецептора о состоянии рабочей точки («то что

    есть»). Сравнение этих сигналов, на выходе из прибора сличения – дельта W,

    сигнал рассогласования между требуемым и фактическим положением вещей. Он

    идет на блок перешифровки -–сигнал коррекции через регулятор на эффектор –

    изменение положения рабочей точки. Возможна экстренная перестройка программ

    (прямо с рецептора сигнал на задающий прибор).

    Теория уровней построения движений:

    Сигналы обратной связи приходят в разные чувствительные центры головного

    мозга и переключаются на моторные пути на разных уровнях.

    Уровень А – самый низкий и филог древний, тонус мышц. Сигналы от

    проприорецепторов о степени напряжения мышц

    Уровень В – уровень синергий: сигналы от мышечно-суставных рецепторов о

    взаимном положении частей тела.

    Уровень С – уровень пространственного поля: сигналы от зрения, слуха о

    внешнем пространстве.

    Уровень D – уровень предметных действий, корковый. Принадлежит человеку:

    орудийные действия, манипуляции с предметами. Это уже действия –

    сообразуются с логикой предмета.

    Уровень Е – интеллектуальных двигательных актов (речь, письмо).

    1) в организации сложных движений участвуют сразу несколько уровней;

    осознается ведущий

    2) одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях. Ведущий

    уровень определяется смыслом, задачей движения.

    Механизм формирования навыка

    1. Первоначальное знакомство с движением и овладение им

    - выявление двигательного состава движения (как оно выглядит снаружи)

    - прояснение внутренней картины движения; перешифровка афферентных сигналов

    в эффекторные команды

    - роспись коррекций по нижележащим уровням

    2. Автоматизация движения

    - увязка деят-ти всех низовых уровней (иерархия колец)

    - рекрутирование готовых двигательных блоков

    Выход движения из-под контроля сознания.

    3. Окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации:

    приобретение навыков стереотипизации, нахождение динамически устойчивой

    траектории.

    Принцип активности: постулирование определяющей роли внутренней программы в

    актах жизнедеятельности.

    Бихевиоризм: принцип реактивности.

    3 плана:

    1. Конкретно-физиологический: механизм кольцевого управления движением

    (центральная программа!) Реакции – частный случай активности. Программа

    выбирает даже действующие стимулы.

    2. Общебиологический: жизнь есть реализация внутренних программ, организм

    преодолевает среду

    3. Философский: любая внутренняя программа имеет материальный код.

    18. Развитие сознания. Присвоение общественно-исторического опыта в

    онтогенезе

    Филогенез: коллективный труд – разделение труда – появление действий

    (освобождение от биологического смысла) – уяснение смысла – необх-ть

    сознания. Развитие речи и языка – отделение идеи от предмета - система

    значений – со-знание (совместность).

    Общественные отношения (интерпсихические процессы): воздействие на другого

    жестом, словом – воздействие на себя (интрапсихические процессы),

    саморегуляция – развитие ВПФ

    Онтогенез: превращение интерпсихологических процессов в

    интрапсихологические – интериоризация. В онтогенезе 3 стадии

    интериоризации: взрослый – ребенку; ребенок – взрослому; ребенок – себе.

    Развитие ВПФ.

    Эгоцентрическая речь: переход от внешней к внутренней (ф-ии саморегуляции,

    планирования, контроля).

    Филогенез: появление стимулов-средств (узелки на память) – ВПФ.

    Онтогенез: рождение стредства-знака в процессе общения со взрослым и его

    интериоризация. Эксперимент на запоминание слов Леонтьева: стимулы-объекты

    и стимулы-средства – параллелограмм развития (интериоризация внешних

    средств):

    4) В дошкольном возрасте внешние ср-ва не повышают продуктивность

    запоминания.

    5) В младшем – значительно повышают

    6) У старших детей – нет. Внутренние средства.

    Натуральные функции подвергаются инволюции (угасанию) или гипертрофированию

    (эйдетизм): там, где нет мышления – нет внутренней структуры.

    Генетический закон развития ВПФ: внешнее опосредование является первичным

    по отношению к внутреннему (всякая псих ф-я появляется в развитии чел-ка

    дважды: в интерпсихической, а затем в интрапсихической форме).

    Животные: наследование видовых черт, инстинктов.

    «Видовой» опыт человека зафиксирован во внешней, материальной культуре

    (экзотерическая форма) – необходимо усвоение этого опыта путем воспитания и

    обучения (искусственное развите р-ка). Наследственные предпосылки у

    человека:

    - не жестко детерминируют поведение (инстинкты расшатаны)

    - человеческий видовой опыт относительно молод – не мог зафиксироваться в

    стр-рах мозга

    - пластичность мозга

    Качественная специфика человеческого онтогенеза – присвоение культурно-

    исторического опыта. Процесс распредмечивания опыта в процессе его усвоения

    индивидом. Для этого необходимы:

    - наличие предметов культуры

    - наличие учителя (взрослого)

    - совместная деят-ть р-ка и взрослого (общая цель, общая система средств,

    координация действий). Необходимы активность р-ка и активность общества.

    Понятие Зона Ближайшего Развития: это то, что р-к может сделать сам и к

    чему он способен при участии взрослого.

    Присвоение – переход от совместной деят-ти к индивидуальной.

    11. Деятельность и личность: строение и развитие личности.

    Часть II

    1. Представление о личности в общей и дифференциальной психологии. Понятие

    личностных черт.

    2 подхода к личности:

    |Структурный (х-н для дифференциальной|Функциональный |

    |псих-и) |(собственно-личностный) |

    |Человек как обладатель свойств – |Человек как создатель свойств. |

    |черты характера. |Свойство – артефакт, созданный с |

    | |определенной целью), значит возможно |

    | |его изменение. |

    |Их причина – природа и среда. |Причина – личность. |

    |Способ работы – диагностика и |Способ работы – психологическая |

    |коррекция способов поведения. |помощь, консультирование. |

    Основные разделы психологии личности:

    1. Диагностика

    2. Внутренняя регуляция деятельности: эмоции и воля

    3. Строение личности (мотивационная сфера)

    4. Развитие личности.

    |Общая психология |Дифференциальная |

    |Психологические особенности личности |Индивидные свойства во всем |

    |в узком смысле |многообразии (возрастно-половые, |

    | |индивидуально-типические) |

    Диагностика черт - опросники: черта – поведение (вероятное) – самоотчет

    испытуемого. Черта определяется посредством реакции или поступков в

    определенных ситуациях (перечень ситуаций)

    Проблемы:

    1. Проекция представлений автора о том, каким должно быть то или иное

    явление. Например: теория черт (харизматическая теория лидерства) – набор

    черт, необходимых лидеру. Но несогласованность у разных авторов +

    представление, что это черты самого экспериментатора, а не лидера.

    2. Реконструкция: суждение о наличии черт (например, угодливое поведение и

    угодливость + атрибуция в связи со статусом человека)

    3. Опросник измеряет вероятность появления черты, но не ее интенсивность.

    Ожидание: выраженные черты провоцируют высокую частоту проявления в

    поведении. Но это относится только к социально желательному и личностно

    принятому поведению. За кадром – неосознаваемое и социально неодобряемое.

    4. Проблема перечня черт – как объять необъятное. Слипание черт –

    генерализованные черты. Черта есть воспринятый гештальт!

    Тестовый метод:

    1) суррогатный

    2) непригодный для глубокого анализа

    3) субъективный

    Однофакторные опросники – легко просчитываются испытуемым

    Многофакторные – более совершенные. Фактор – глубинная черта в основе

    поверхностных (Кеттел).

    Ананьев:

    1. Первичные индивидные свойства

    - св-ва конституции

    - нейродинамические (нервная деят-ть)

    - функциональная геометрия больших полушарий

    2. Вторичные индивидные свойства

    - психофизиологические функции (восприятие, память, мышление)

    - органические потребности

    3. Собственно психологические (развиваются в онтогенезе – влияние социума)

    - темперамент

    - задатки

    Генетически задаются некоторые пределы развития задатков и темперамента

    (метод близнецов).

    Личность выходит за пределы природной данности: то, ради чего человек

    действует.

    Индивид – то, как он действует. НПФ – ВПФ – Личность (это гиперфункция).

    19 век – Вундт: экспериментальная психология – акцент на сходство,

    создание обобщенных х-к человеческого поведения (стандартизация условий)

    Фрэнсис Гальтон – система антропометрических измерений школьников,

    разработка тестов сенсорного различения.

    1905 г. Альфред Бине: 30 тестов по возрастанию трудности – способности к

    суждению, пониманию и рассуждению.

    1916 – шкала Стэнфорд-Бине IQ (отношение между умственным и фактическим

    возрастом).

    2. Способности: их измерение и развитие.

    Теплов: это индивидуальное свойство субъекта, связанное с готовностью к

    успешному освоению и осуществлению определенной деятельности (это средства

    деят-ти и возможность ее осуществления).

    Отличны от наличного уровня знаний и умений, но объясняют легкость их

    приобретения.

    Характеристики способностей:

    1. Способность к изменению - переменная

    2. Связь с успешностью осуществления деятельности

    3. Это готовность к усвоению знаний, но не результат

    Связаны с врожденными особенностями – задатками.

    Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые определяют

    возможность развития определенного органа при оптимальных условиях. Это

    врожденные предпосылки формирования способностей.

    Задатки – это возможности, они константны.

    Способности – это проявления задатков в деятельности + они в этой деят-ти и

    создаются (по Теплову).

    Способность есть процесс. Деят-ть направляется мотивами – способности можно

    изучать в связи с мотивацией.

    Способности: общие и специальные (более связаны с задатками). Общие –

    складываются из многих, способны к компенсации.

    |Задатки |Способности |

    |Врожденные |Формируются в процессе деятельности |

    |Константны |Изменчивы |

    |Возможность (анатомо-физиологическая)|Готовность, но не результат |

    |Нельзя измерить |Измеряемы: критерий – успешность |

    | |деят-ти |

    |Данность |Процесс |

    Измерение способностей – тесты: короткое испытание с целью установить

    наличие и степень выраженности определенного свойства.

    Легче – специальные, труднее – общее (как определить интеллект)

    Тест Бине: задания на вербальные, логические, конструктивные способности.

    Но: показатель интеллекта общий (может определяться развитием одной

    способности, но это нельзя уточнить).

    Представление об интеллекте как об общей врожденной способности.

    Современное мнение: интеллектуальные тесты определяют наличный уровень

    знаний и умений. На рез-ты тестов влияют: окр. Среда, темперамент.

    Понятие умственный возраст – это набор заданий, которые в среднем успешно

    решаются детьми определенного возраста.

    1916 г – соотношение между умственным и хронологическим возрастом: УВ/В х

    100% = IQ

    Требования к тесту:

    1. валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего

    он предназначен

    2. надежность – воспроизводимость рез-тов, степень их повторяемости

    3. стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки рез-тов

    Измерение творческих способностей – Гилфорд.

    Качества креативности:

    - оригинальность ассоциаций

    - семантическая, смысловая гибкость

    - фонтанирование новых идей

    - образное мышление

    5 видов действия (в рез-те факторного анализа):

    1) восприятие и понимание материала

    2) рабочая память

    3) дивергентность (выделение в обычном оригинального

    4) конвергентность (опознание объекта по качественно разным признакам)

    5) эвалюация, подведение итога

    Креативность – уровень деятельности: познавательная мотивация

    Высокая креативность обычно коррелирует с высоким IQ + с уверенностью в

    себе, чувством юмора, речевой беглостью, импульсивностью.

    Отличия тестов на креативность от тестов на интеллект:

    1. Отсутствие временного ограничения

    2. Сложное строение (несколько способов решения для креативности)

    3. Косвенная инструкция

    Одаренность – индивидуальное сочетание способностей.

    Развитие способностей:

    1) Способность как проявление задатков: развитие связано с сензитивными

    периодами (неравномерно): стадиальность как общий принцип психического

    развития. Задатки созревают в определенном возрасте. Важно обучение!

    2) Способность как преобразование других задатков – можно развивать при

    высокой мотивации (квазиабсолютный слух): артефакт, получаемый в рез-те

    преобразования нескольких натуральных ф-й.

    3. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.

    Т-т - это врожденное свойство организма. Х-р – прижизненное развитие

    темперамента.

    Т-т зависит от физиологических факторов – свойств нервной системы (ВНД):

    скорость нервных процессов, яркость переживаний и выражения эмоций,

    скорость переключения с одной деят-ти на другую

    (скорость, интенсивность, переключаемость психических процессов!)

    Темперамент не специфичен: связан с телесными особенностями и св-вами нс.

    Гиппократ – идея о 4-х жидкостях в разных пропорциях

    Гален – сопоставли псих сво-ва чел-ка с жидкостями. Попытка найти внешнюю

    корреляцию псих. процессов.

    Последствия теории:

    1. Четверичная концепция темперамента

    2. Значение гуморального и нейрогуморального факторов.

    Возможно прижизненное изменение т-та – в рез-те эндокринологических

    изменений, травм и т.д.

    Свойства т-та:

    1) это динамические х-ки псих деят-ти

    2) носят формальный, а не содержательный х-р

    3) высокая устойчивость

    4) св-ва т-та проявляются на уровне энергетики поведения

    5) глобальность св-в т-та – они проявляются в мотивах, эмоциях, перцепции,

    интеллекте.

    Типология по Павлову:

    1. Выделение основных свойств нс (бинарный х-р)

    1) сила – слабость

    Сила – устойчивость нс к длит. воздействию раздражителя

    (толерантность); способность к концентрации возбуждения;

    помехоустойчивость

    2) уравновешенность – неуравновешенность

    Возможность к переходу от возбуждения к торможению в критической

    ситуации

    3) подвижность – инертность

    Скорость образования усл.рефлексов, скорость перехода от возб к торм-

    ю.

    2. Построение общих типов нс

    3. Соотнесение типов нс с типами т-та

    Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник

    Сильный, уравновешенный, инертный – флегматик

    Сильный, неуравновешенный – холерик

    Слабый – меланхолик

    Проблемы:

    1) выделение чистых типов: невозможно. Теплов предлагает термин синдром как

    набор или комплекс свойств нс, которые связаны между собой и имеют единое

    основание.

    Небылицын: 3 компонента т-та + связь с анатомическими стр-рами:

    1. Общая психическая активность индивида: вялость, инертность – подъем,

    стремительность (ретикулярная формация)

    2. Моторный компонент – быстрота, сила, резкость, ритм

    3. Эмоциональность – впечатлительность, импульсивность, эмоциональная

    лабильность, скорость смены переживаний (лобно-лимбическая кора)

    2) соотнесение типов нс с типами т-та (поведением):

    Современная т.з: тип поведения и тип ВНД не совпадают! Т-т формируется

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.