Общая психология
Опора на феноменологический метод (фиксация феномена): наравне с его
описанием дается и объяснение. Описать=объяснить, раскрыть внутреннюю
сущность.
Келер: понятие инсайт – понимание (на основе изучения мышления животных).
Стадии поведения:
1) хаотическое движение
2) стадия бездействия
3) инсайт – качественное изменение в поведении
Идея целостности для терапии, фигура и фон – Перлз.
8. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм.
Изучение сознания – только в самонаблюдении. Это субъективно и ненаучно.
Сознания как предмета науки не существует - нужно изучать поведение.
Джон Уотсон 1913 - объективный метод:
1) изучаемое явление дб наблюдаемо извне
2) оно должно быть воспроизводимым в одних и тех же условиях
3) желательно фиксировать с помощью прибора
Поведение – это совокупность элементарных двигательных реакций, возникающих
в ответ на воздействие определенного стимула: S-R - это единица анализа
поведения. Любой сложный поведенческий акт надо разложить на простые связи
(S – физическое событие, R – элементарное движение). Нет разницы между
человеком и животным. Нет внутренней активности субъекта – только реакция.
Ближайшие задачи:
- выявить и описать типы реакций
- исследовать процесс их образования
- изучить законы их комбинаций (образование сложного поведения)
Задачи психологии:
По стимулу предсказывать поведение и по реакции заключать о стимуле.
Итак, задачи классического бихевиоризма:
1. Изучение поведения
2. Управление поведением – научение
Типы реакций: врожденные и приобретенные. Основа для изучения – врожденные
безусловные реакции.
Первый вид научения – обусловленные реакции (классическое обусловливание по
Уотсону и Павлову): сочетание 2-х стимулов б/у (подкрепление) и
нейтрального (затем условного).
Закономерности классического обусловл-ивания:
1) прочность усл реакции зависит от интенсивности подкрепления и кол-ва
сочетаний
2) сначала генерализация, а затем дифференциация
3) при отсутствии подкрепления сначала угасание, затем возможно спонтанное
восстановление
4 стадии: выработка усл р-ии, угасание, спонтанное восстановление,
повторное угасание.
Сложные реакции – путем образования комплексов б/у реакций.
Опыт с маленьким Альбертом: усл р-ю нельзя снять, можно на ее месте создать
другую.
Инструментальное или оперантное обусловливание: если подкрепляется какое-
либо действие, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большим
постоянством - проблемный ящик (Торндайк, Скиннер)
Теория проб и ошибок – научение есть постепенное исчезновение ошибок.
Проба, приводящая к успешному результату, закрепляется в поведении (рычаг –
дверца).
Оперантное научение: положит и отриц подкрепление – повышение вероятности
соотв способа поведения; угасание и наказание – снижение вероятности соотв
способа поведения.
Когнитивное научение: Толмен
Промежуточная переменная S – V – R. Это внутренние условия поведения –
активность субъекта: цели, намерения, гипотезы, познавательные карты. О
наличии цели можно судить, если животное:
- обнаруживает поисковую активность
- при получении объекта прекращает активность
- при повторных пробах находит путь быстрее
Опыты с латентным научением: за 10 дней у крыс образуется когнитивная карта
лабиринта (представление о местности).
Мышление в бихевиоризме (прочитать!!)
Заслуги бихевиоризма:
1. материалистический дух
2. объективный метод – развитие инструментальных приемов исследования
3. расширение класса исследуемых объектов (дети, животные)
9. Бессознательное как предмет психологии. Психоанализ и теория установки.
Лейбниц: идея непрерывности психики, ее несводимости к сознанию – область
б/с: б/с и сознание состоят из одного содержания, границы между ними
проницаемы.
Гербарт: содержание психики – представления. Они борются между собой за
центр сознания. Слабые подвергаются вытеснению в б/с, а также слиянию,
ассимиляции, диссимиляции и компликации. Пороги сознания: фокус –
сознаваемое – б/с.
Гельмгольц – гипотеза б/с умозаключений.
Вундт – исключение б/с, так как его нельзя изучать путем интроспекции
(сведение всей психики к сознанию).
Неосознаваемые процессы:
1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий:
- неосознаваемые автоматизмы + навыки (иллюзии – окно Эймса)
- явления неосознаваемой установки: готовность организма или субъекта к
совершению определенного действия или к реагированию в определенном
направлении (Узнадзе)
- моторная
- перцептивная
- умственная (Лачинс)
Эксперименты с фиксированной установкой: 15 проб с разными шарами, 16-
я – одинаковые шары:
контрастные иллюзии установки (гиперкомпенсация) или ассимилятивные
иллюзии. То же под гипнозом – неосознаваемые.
Эксп-т с бумажными кружками и монетами: влияние смысловой уст-ки на
перцептивную.
Установка может усиливаться со временем (мешок Деда Мороза)
Уровневая концепция установки:
1.Смысловые – формируют стереотип
2. Целевые – построение привычек
3. Операциональные – поведенческие манеры, наименее осознаваемые.
- неосознаваемые сопровождения сознательных действий: сопряженная моторная
методика Лурии.
2. Неосознаваемые побудители сознательных действий
Фрейд: 4 этапа эволюции теории
1. Концепция травматического происхождения невроза 1881-87
2. Топографическая концепция психики – 1897-1923
3. Структурная концепция психики 1923-39
4. Постфрейдистская концепция (неофрейдизм) с 1939 г.
1. Идея диссоциации 2-х областей – сознание и б/с. Это характерно не только
для сна или гипноза, но и для нормы. Невротические симптомы – рез-т
неадекватного выражения б/с в сознании. За симптомом стоит заряд аффекта,
а за ним – реальное травматическое переживание. 3 формы проявления б/с
(артефакты): сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы.
Единица б/с – аффективный комплекс: аффект обобщает ситуацию,
распространяется на нее в целом (сцепляется со значимой деталью
ситуации). Комплекс состоит из 2 частей – явная и скрытая. Комплекс есть
отсутствие понимания ситуации. Психоанализ – это сознательный путь от
симптома к причине.
Лечение: восстановление в памяти пациента патогенного события и разрядка
аффекта – катарсис: подъем комплекса и его изживание путем вторичного
переживания. Метод - гипноз. Затем отказ от гипноза.
2. 3 сферы псих аппарата: б/с, сознательное и предсознательное. Б/с –
основа структуры психики, определитель поведения. Основная роль –
энергетическая. Б/с – совокупность влечений, резервуар энергии – угроза
сознанию, принцип удовольствия. Сознание – логика и принцип реальности.
Метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, ошибочных действий.
3. Я, Оно, Сверх-Я – топография второго порядка. Основной конфликт в б/с –
между Оно и Сверх-Я.
Терапия: воспроизведение забытых связей в форме трансферентного невроза,
интерпретации.
Разработка системы защитных механизмов.
Заслуги Фрейда:
- до Ф. б/с – эпифеномен, не имеющий своей функции. По Ф. роль б/с –
энергетическая + освобождение сознания от лишней работы. Б/с явления –
норма
- связал клинический материал с психологией
- качественная неоднородность психики; конфликтность
- х-р барьера между созн и б/с
- теория влечений
- теория инфантильной сексуальности
- защитные механизмы в развитии
- методы исследования (своб асс, асс эксп-т, сновидения)
- адаптивная функция психики
Юнг: коллективное б/с, личное б/с, сознание. Психика не только
индивидуальна. Содержание ЛБ – влечения, вытесненные из сознания.
Содержание ЛБ – архетипы. Центральный – Самость (одновременное переживание
собственной уникальности и единства с человечеством). Цель терапии –
индивидуация: установление контакта между Эго и самостью. Самоценность
религиозных переживаний. Ограничение пансексуализма. Либидо – это энергия
вообще. Личность: Я-Тень-Персона.
3.Надсознательные процессы
12. Критерии психики. Гипотеза о возникновении и развитии психики. (+13,
14, 15)
Критерии психики:
|Классические |Современные |
|Антропопсихизм (Декарт) – возможность|Структурный критерий: нейропсихизм – |
|дать отчет о своем состоянии - |наличие нервной системы |
|интроспекция | |
|Панпсихизм (Демокрит) – нет критерия |Функциональный критерий (Леонтьев) |
|психики, это эпифеномен, у него нет | |
|функции. | |
|Биопсихизм (Аристотель) | |
Северцов: психика есть фактор эволюции. В какой среде обитает организм,
каковы его жизненные задачи и нужна ли для их решения психика.
Гипотеза о происхождении чувствительности:
2 типа среды
|Гомогенная |Гетерогенная |
|Всегда есть контакт с жизненноважным |Необходим поиск контакта с |
|веществом. Нужно избегать вредного и |биотическим веществом. Для этого |
|находить полезное – нужна |необходимо отражать предметы, выделяя|
|раздражимость, способность отвечать |их отдельные признаки. |
|на внешние воздействия. | |
Первая форма психики – чувствительность, способность ощущать. Это частный
случай раздражимости.
Раздражимость – способность отражать что-то жизненно важное.
Чувствительность – способность отражать биологически нейтральные
(абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биотическими
свойствами и как бы указывают на них.
Психика выполняет сигнальную функцию.
3 части действия (Гальперин):
1. Ориентировочная – здесь уже нужна психика для подготовки движения
2. Исполнительная
3. Контрольная
Прогностическая функция психики – необходима для управления своим
поведением.
Более высокий вид чувствительности – дифференцированные ощущения.
Переход от раздражимости к чувств-ти – усложнение и сужение функций
органов, их специализация в качестве органов чувств.
Стадии развития психики:
| |Тип |Форма отражения |Форма поведения |
| |среды/содержание | | |
| |отражения | | |
|Элементарная |Предметная |Ощущение |Инстинкт (б/у |
|сенсорная (все |среда/отражение | |рефлекс), условные|
|беспозвоночные, |свойств (тесная | |рефлексы лабильны |
|простейшие, |связь с | | |
|инфузории, черви, |биотическими | | |
|ракообразные, |ф-рами) | | |
|рыбы) | | | |
|Перцептивная |Среда отношений |Чувственный образ |Навык |
|(высшие |между |и образная память |(усл.рефлекс), |
|позвоночные – |предметами/отражен| |операция |
|птицы, |ие предметов в | |(зависимость |
|млекопитающие) |целом (способность| |способа достижения|
| |к различению | |от условий) |
| |формы!) | | |
|Интеллект |Отношения между |Целостные |Интеллект |
|(антропоиды + |предметами |предметные |(мышление в |
|высшие | |ситуации; |действии): |
|млекопитающие) | |способность к |1) двухфазность 2)|
| | |переносу в другие |функц. |
| | |ситуации; |использование |
| | |функциональные |орудий 3) |
| | |понятия |инсайтное |
| | | |поведение |
1. Стадия элементарной сенсорной психики
Отражение отдельных свойств среды в силу их связи с жизненно важными
воздействиями. Инстинкт – жесткая последовательность элементарных движений,
каждое из которых возникает в ответ на воздействие определенного свойства
среды. Имеет врожденную основу, но достраивается при жизни – это некая
предрасположенность, которая дооопределяется в первые часы жизни
(импринтинг). Это квинтессенция видового опыта. В инстинкте жестко задан
результат, а не путь его достижения, это адаптивное, целенаправленное
поведение. В этологии – облигатное научение.
Генетически передается предрасположенность к инст. поведению, но содержание
инстинкта меняется.
Эксперимент с сомиком: сомик не различает приманку и перегородку – нет
операций. Но: обнаружено, что землеройки могут поступать также в сходной
ситуации. Возможен переход на более низкую модель отражения.
1) низший уровень - простейшие. Строение: ядро, пищеварит и выделит
вакуоли, протоплазматическая нить. Нет преследования пищи. Промежуточная
форма между допсих и псих (кинезы – ортокинез и плинекинез, клинотаксис,
термотаксис, тигмотаксис – прикосновение, реутотаксис – ориентация в
потоке воды). Нет активного поиска и избегания раздражителя, низкая
пластичность, низкие адаптивные возможности – сторожевая функция психики.
Низшая форма научения (неаассоциативное) – привыкание (вибрации для
инфузории). Надо отличать от утомления (у растений). Для проверки –
изменить х-р раздражителя. Слитность чуствительности и раздражимости.
Зачатки ассоциативного научения.
2) высший – кишечнополостные, высшие черви, брюхоногие моллюски (улитки).
Появление органов и тканей, нс. Симметричные органы чувств, нервная
система – четчатая, кольцевая, лестница + цефализация. Ф-ии нс:
координация работы органов, обеспечение поведения, быстрота реакции.
Развитое таксисное поведение (научение в Т-лабиринте – 120 проб). Тропизм
– особенность растения менять положение по отн к биотическим факторам
Таксис – направленность на абиотический фактор, не может осуществляться
без психики.
Активный поиск положительных раздражителей. Точная локализация объекта в
пространстве. Первые ассоциативные связи между биот и абиот факторам, но
медленно формируются и быстро разрушаются). У червей – ассоциативное
научение (сокращение при воздействии света), сохраняется несколько дней.
Агрессивное поведение, брачные игры, конструктивная деятельность.
2. Перцептивная стадия
1) низший уровень – членистоногие, насекомые, головоногие моллюски. Сложная
мускулатура и нс, фасеточное зрение Специализация органов чувств.
Ориентация на отдельные свойства среды, сложная локомоция, появления
манипулятивной активности. Различение форм (эксперимент со стрекозами).
Замечают изменение обстановки и проявляют к ним исследовательское
поведение. Появление мнемотаксисов – передвижение по индивидуально
выученным ориентирам (научение). Территориальное поведение, ритуалы,
бескорыстное любопытство. Групповое поведение (сигнальные действия),
научение – пищедобывание и избегание. 2 вида научения: облигатное
(видовое) и факультативное. Членистоногие: преобладание облигатного.
Подражание без научения – аллеломиметическое поведение. Выработка
ассоциативных связей (краб).
2) высший – птицы, рыбы, млекопитающие + все позвоночные (по Фабри).
Целостные образы – в пространстве и во сремени (экстраполяция, поиск
обходных путей). Манипулирование, общение, научение. Пластичность,
перенос навыка. Рыбы: семейно-групповой образ жизни. Способность к
подражанию и специальному научению (рыба нажимает рычаг головой в
скиннеровской камере). Различение геометрических форм, но трудность
переделки навыков, не решают задачу на экстраполяцию. Птицы: игра,
сложное исследовательское поведение.
Млекопитающие – иерархии, традиции, орудийная деят-ть. Тенденция к
увеличению детства.
Навык – это форма индивидуально изменчивого опыта, формируется при жизни.
Операция – составная часть навыка, конкретный способ поведения. Операции
– могут возникать только на перцептивной стадии, т.к. необходимо
различать предметы (цель и условия).
3. Стадия интеллекта (Фабри не выделяет)
1) наличие орудийного и двухфазного поведения
2) инсайт – проигрывание ситуации в воображении
Келер: интеллектуальный акт совершается внезапно (в отличие от навыка). 2
фазы: подготовка и реализация. Обходное движение: от приманки. Затем к
приманке.
Функциональное использование орудий, наличие ситуативных, функциональных
понятий (представление о достижении результата). Интеллект животных
всегда связан с конкретной ситуацией.
Но: неспособность к созданию орудий с помощью других орудий и их
хранению.
Длительный период детства, стадия социализации.
Критерии интеллектуального поведения по Фабри:
1. развитая манипулятивная активность – высшая орудийная деят-ть.
2. легкость переноса решения в несходные ситуации (интеллект основан на
прошлом опыте)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|