МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общая психология

    3. развитое наглядно-действенное мышление, т.е. переход от наблюдаемых к

    скрытым св-вам предметов

    4. способность усматривать пространственно-временные связи (но не

    причинно-следственные), изменения в ситуации, удержание внимания

    5. способность к научению – улучшение разультата.

    16. Характеристика и биологические предпосылки трудовой деятельности.

    Гипотеза о возникновении сознания.

    Эволюция животных носит приспособительный характер. Способность к

    изменениям – пластичность. Человек приспосабливается к любым условиям.

    |Наследственные приспособления |Ненаследственные |

    |Изменение строения|Изменение |Функциональные |Изменения |

    | |поведения |изменения строения|поведения животных|

    | |(рефлексы и | |разумного типа |

    | |инстинкты) | | |

    | | | | |

    Качественное отличие животного мира от человеческого: природа есть

    адаптация к изменяющимся условиям, труд есть преобразование природы. Труд:

    изготовление и употребление орудий и совместная деятельность (разделение

    трудовых функций)

    |Особенности трудовой |Филогенетические |Природные ограничения |

    |деят-ти |предпосылки | |

    |Совместная, орудийная |Групповое поведение, |Эти предпосылки не |

    | |иерархия, невербальные |взаимосвязаны. |

    | |ср-ва общения, |Наследственные программы|

    | |функциональное |поведения, ритуалы |

    | |использование орудий | |

    |Возникновение действий и|Учет |Нет учета социальных |

    |необходимость сознания |пространственно-временны|условий, ограниченность |

    | |х условий, двухфазность,|рамками наглядных |

    | |удлинение поисковой фазы|ситуаций |

    | |в поведенческом акте | |

    | |(приобретение опыта, | |

    | |накопление его впрок – | |

    | |крысы Толмена) | |

    |Наличие культуры |Изготовление орудий |Нет изготовления орудий |

    |(материальная + знаковая|животными, сигнальный |другими орудиями, нет |

    |речь) |язык |сохранения орудий + |

    | | |ограниченность языка |

    | | |биологическими |

    | | |потребностями |

    У животных деятельность направлена на предметы биологической потребности и

    связана с конкретной биологической ситуацией. У человека: действия.

    Культура – преобразованная и сохраненная природа.

    Знак дает возможность оперировать с предметом без прямого контакта с ним.

    Удвоение мира – возможность мышления. Знак – это средство и результат

    сохранения сознательного опыта.

    У животных – сигнальная речь. За сигналом стоит аффект, а за знаком –

    предмет.

    Особенности языка животных:

    - отсутствие семантической функции

    - генетическая фиксированность (закрытая система)

    Особенности психической деятельности животных:

    - вся активность определяется биологическими мотивами

    - вся деятельность ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций (нет

    планирования)

    - основой поведения являются наследственные, видовые программы

    - отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в

    материальной форме

    Гипотеза о происхождении сознания (Леонтьев):

    Сознание – отражение предметной действительности, в котором выделяются ее

    объективные устойчивые свойства независимо от наличных отношений к ней

    субъекта.

    Биологические предпосылки: развитие мозга, прямохождение, развитие кисти.

    1. Труд – процесс воздействия на природу. Это – изготовление орудий +

    Появление коллективного труда – разделение операций. Некоторые из них

    биологически бессмысленны (загонщик) – направлены на промежуточный

    результат. Этот результат становится для индивида самостоятельной целью,

    которая отделяется от мотива (биологического) – выделение действия

    (операции становятся действиями для индивида). Предпосылки:

    1) совместный характер деят-ти высших животных

    2) выделение 2-х фаз в деят-ти животного: подготовка и осуществление,

    которые могут отодвигаться др от др во времени. Но связь фаз

    определяется пространственными, вещными отношениями

    Действие – это процесс, предмет и мотив которого не совпадают. Необходимо

    понимание смысла действия!!

    Смысл действия – это понимание отношения мотива к цели.

    Связь мотива с предметом отражает не естественные, но объективно-

    общественные связи и отношения. Смысл приобретается только в условиях

    коллективной трудовой деят-ти.

    Необходимо, чтобы смысл действий был осознан человеком. Сознание смысла

    действия и совершается в форме отражения его предмета как сознательной

    цели.

    Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Идея

    вещи отделяется от самой вещи и может быть удержана в сознании (например,

    идея пищи).

    2. Изготовление и употребление орудий возможно только в связи с сознанием

    цели трудового действия.

    1) Орудие труда объективно отражает свойства предмета труда. Орудие есть

    носитель первой настоящей сознательной и разумной абстракции.

    2) Орудие есть общественный предмет – имеет определенный способ

    употребления, который общественно выработан и общественно закреплен. У

    животных операция не фиксируется в орудии – нет надобности в его

    хранении. Орудие животного – продолжение руки. У человека сама

    орудийная деят-ть создала специфические возможности его руки.

    Развитие мышления в процессе труда. Фаза подготовления становится

    самостоятельной деят-тью, которая затем становится внутренней,

    умственной.

    3. Развитие речи и языка – параллельно с развитием труда: возникновение

    потребности что-то сказать друг другу. Действия человека приобретают

    двоякую функцию: непосредственно производственную и функцию воздействия

    на других (общение). Жест – движение, отделенное от своего результата.

    Переход от жеста к звукам голоса – речь. Язык становится формой

    сознательного обобщения действительности. Сначала непосредственная связь

    с трудовой деят-ю. Затем – абстракция словесных значений от реального

    предмета – возможность существования значения в качестве мысли

    (идеально).

    Со-знание – совместное знание.

    Основные образующие человеческого сознания: смыслы и языковые значения.

    Выводы:

    1) возникновение сознания возможно лишь, когда отношение человека к

    природе становится опосредованным его трудовыми связями с другими

    людьми

    2) сознание возможно лишь в условиях активного воздействия на природу

    (трудовая деят-ть посредством орудий)

    3) сознание возможно лишь в условиях существования языка

    4) индивидуальное сознание возможно лишь в условиях существования

    сознания общественного.

    17. Основные образующие сознания.

    Основные образующие человеческого сознания: смыслы и языковые значения.

    Леонтьев: индивидуальное сознание как специфически человеческая форма

    субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как

    продукт тех отношений и опосредствований, которые возникают в ходе

    становления и развития общества.

    1) Первоначальное сознание сущ лишь в форме психического образа –

    деятельность остается практической, внешней.

    2) Позднее предметом сознания стан и деят-ть: осознаются действия других и

    себя, они коммуницируются (жестами или звуковой речью) – предпосылка

    порождения внутренних действий и операций.

    3) Разрушение первоначальной слитности сознания трудового коллектива и

    сознания образующих его индивидов.

    Психический образ с самого начала уже отнесен к внешней реальности, он

    вычерпывается из нее. Но для этого должна произойти трансформация предмета

    – он должен выступить как познаваемый субъектом, т.е. идеально.

    Трансформация эта происходит посредством функционирования языка. Язык несет

    в своих значениях (понятиях) то или другое предметное содержание, но

    освобожденное от своей вещественности.

    Многомерность сознания:

    1. Чувственная ткань – конкретные образы реальности. Они придают реальность

    сознательной картине мира, благодаря чувсвенному содержанию сознания мир

    выступает для суб как существующий не в сознании, а вне его сознания.

    Субъект способен дифференцировать восприятие реального мира и свое

    внутреннее феноменальное поле. Чувственная ткань образа мб представлена в

    сознании двояко: либо как то, в чем существует для сб предметное

    содержание, либо сама по себе (инвертирующие очки). Сразу после надевания

    очков – лишь чувственная ткань, лишенная предметного содержания.

    Перцептивная адаптация – процесс восстановления предметного содержания

    зрительного образа в его инвертированной чувственной ткани. Характерно

    только для человека – у обезьян не происходит.

    Глубокая природа чувственных образов состоит в их предметности, в том,

    что они порождаются в процессах деят-ти, практически связывающей ыи с

    внешним предметным миром.

    2. У человека образы приобретают свою означенность. За языковыми значениями

    скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в

    процессе кот люди изменяют и познают объективную реальность. В значениях

    представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма

    сущ-я предметного мира, его свойств, связей и отношений.

    Сознание обязано своим возникновением происходящему в труде выделению

    действий, познавательные рез-ты которых абстрагируются и идеализируются в

    форме языковых значений. Коммуницируясь, они становятся достоянием

    сознания индивидов. Остаются общими для всех пока сохраняется общность

    мотивов. Затем – раздвоение значений в сознании индивидов (с разделением

    труда и т.д.).

    Необходимо различать сознаваемое объективное значение и его значение для

    субъекта (т.е. личностный смысл). Значения субъективируются, но при этом

    не утрачивают своей объективности. Возвращение значений к чувственной

    предметности мира + приобретение ими пристрастности.

    3. Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания.

    Функционируя в системе индивидуального сознания, значения реализуют не

    самих себя, а движение воплощающего в них себя личностного смысла.

    Значения вообще не существуют иначе, как реализуя те или иные смыслы.

    Несовпадение личностных смыслов со занчениями – драматизм внутренней

    работы сознания. Внутренние переживания сигнализируют о личностном смысле

    событий.

    Сознание человека не аддитивно. Деятельность человека составляет

    субстанцию его сознания.

    19. Понятие высших психических функций: их строение и развитие.

    Передача опыта:

    |Животное |Человек |

    |Генетически |Генетически |

    |Морфологически (видовой опыт) |Морфологически |

    |Инстинкты |Инстинкты (плач, моргание) |

    |Прижизненный опыт |Прижизненный опыт |

    |Облигатное научение (видовой опыт) |Облигатное есть, но различие в |

    | |фиксации опыта: |

    |Факультативное (видотипично, но более| |

    |гибко) | |

    Фиксация опыта:

    У жив-ных - непосредственное участие в поведении.

    У человека – опосредованное (знаки, орудия, утилитарные предметы,

    искусство, мораль, знания)

    2 этажа психики:

    1) натуральные психические функции

    2) высшие (произвольная память, внимание, логическое мышление)

    3 логические части теории:

    1. Человек и природа (общефилософские предпосылки).

    1) человек начинает овладевать природой

    2) использование орудий

    2. Человек и его психика:

    1) овладение собственной психикой – произвольные формы деятельности (ВПФ).

    Связь с овладением природой.

    2) это происходит с помощью псих орудий – знаки, стимулы-средства (язык,

    нумерация, мнемические средства, письмо, искусство). У животных –

    натуральная мнемическая функция (палка – удар), зависит от актуальной

    ситуации. Знак (узелок на память) порождает новую структуру запоминания

    как псих процесса. Знак не имеет органической связи с ситуацией.

    Аналогичен орудию труда: служит для преодоления естественных ограничений

    псих. возможностей. Цель – управление чужим, а затем и своим поведением.

    3. Генетические аспекты

    Превращение интерпсихологических процессов в интрапсихологические –

    интериоризация. В онтогенезе 3 стадии интериоризации: взрослый – ребенку;

    ребенок – взрослому; ребенок – себе.

    |ВПФ |Низшие |

    |Произвольны |Импульсивны и полезависимы (зависят |

    | |от влияния потребностей и стимулов) |

    |Опосредствованы – знак позволяет |Непосредственны, адаптивный х-р |

    |прервать биологическую психику | |

    |Социальны – разделены между людьми. |Асоциальны |

    |Память не нужна одному человеку. | |

    |Системность – для построения одной | |

    |ВПФ нужны несколько натуральных. | |

    |Формирование одной ВПФ ведет за собой| |

    |изменения и в других. | |

    Качественная специфика человеческого онтогенеза – присвоение культурно-

    исторического опыта. Для этого необходимы:

    - наличие предметов культуры

    - наличие учителя

    - совместная деят-ть р-ка и взрослого (общая цель, общая система средств,

    координация действий)

    Понятие Зона Ближайшего Развития: это то, что р-к может сделат сам и к чему

    он способен при участии взрослого.

    Присвоение – переход от совместной деят-ти к индивидуальной.

    Эксперимент на запоминание слов Леонтьева: стимулы-объекты и стимулы-

    средства – параллелограмм развития (интериоризация внешних средств):

    1) В дошкольном возрасте внешние ср-ва не повышают продуктивность

    запоминания.

    2) В младшем – значительно повышают

    3) У старших детей – нет. Внутренние средства

    Натуральные функции подвергаются инволюции (угасанию) или гипертрофированию

    (эйдетизм): там, где нет мышления – нет внутренней структуры.

    Генетический закон развития ВПФ: внешнее опосредование является первичным

    по отношению к внутреннему (всякая псих ф-я появляется в развитии чел-ка

    дважды: в интерпсихической, а затем в интрапсихической форме).

    10. Деятельность как предмет психологии.

    Тезис: бытие, деятельность человека определяет сознание.

    Истоки: см. Леонтьев (теория отражения)

    Выступает как предмет исследования и как объяснительный принцип. Предмет

    психологии – психически управляемая деятельность. Психика не может

    рассматриваться вне деят-ти.

    Деят-ть – это единица жизни, опосредованной психическим отражением. Это

    система, имеющая свое строение.

    Особые виды деят-ти – действия – операции – психофизиологические функции.

    Действие – процесс, направленный на реализацию цели. Деят-ть несводима к

    сумме действий.

    1.Действие – это процесс, мотив и цель которого не совпадают. Цель –

    сознательный образ желаемого рез-та. Есть действие, есть сознание.

    2. Действие - это процесс, подчиненный представлению о результате.

    3. Цель, данная в определенных условиях, есть задача. Задача имеет об и суб

    стр-ру: объективно – требования и условия; субъективно – требование

    превращается в цель, условия в средства. 2 процесса в решении задач:

    целеобразования и поиска средств.

    Итак:

    1) действие включает акт сознания в виде постановки цели

    2) действие есть акт поведения: единство сознания и поведения

    3) принцип активности

    4) социальность: предметность и соц обусловленность чел деят-ти

    Операция – способ выполнения действия, зависит от условий. Практически не

    осознаются.

    1) операции возникают путем адаптации, прилаживания или автоматизации

    действий

    2) первые не осознаются, вторые на границе сознания

    3) подвижность границы, отделяющей слой действий от операций (укрупнение

    или дробление единиц деят-ти)

    Психофизиологические ф-ции – предпосылки, средства деят-ти, органический

    фундамент.

    Откуда берутся цели?

    Потребности – состояния объективной нужды организма в чем-либо (в

    онтогенезе познавательная, в контактах).

    Опредмечивание потребности – узнавание своего предмета – рождение мотива.

    Мотив – это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет

    деят-ть.

    Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, называется

    деятельностью.

    Мотивы – осознаваемые (цели) и неосознаваемые.

    Неосозн. проявляются в сознании в виде эмоций и личностных смыслов.

    Иерархия мотивов, главный – ведущий, второстепенные – мотивы-стимулы.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.