Общая психология
|Практический |Операциональный |
|Сенсомоторный |Дооперациональный |Конкретные |Формальные |
| |(наглядно-интуитивное) |операции |операции |
| |до 7-8 лет | | |
|До появления |Символическ|Интуитивные|7-12 лет |11-18 лет |
|речи |ие схемы | | | |
|0-2 года | |схемы | | |
|- |Синкрет |Комплекс |Потенциальные |Истинные понятия|
| | | |понятия |(научные) |
| | | |(житейские) | |
1. Сенсомоторный – от рождения до речи. Координация восприятия и моторики
(роль движения – см. ранее).
Тотальный эгоцентризм р-ка. Объекты не наделены постоянными качествами,
локализация связана с местом предшествующего успешного действия. К концу
периода – отделение своего я от вещей. Тенеденция к обратимости и
сохранению.
|Стадии развития |Содержание |Функция |Возможность |
| | | |развития |
|Первичные круговые|Наличие врожденных|Ассимиляция: |Необходимость |
|реакции |схем действия, их |отработка готовых |учета свойств |
|0-4 мес |распространение на|схем, расширение |новых объектов – |
| |новые объекты |области их |изменение схем |
| |(сосание) |применения |действия |
|Вторичные |Связь движения с |Пассивная |Возникновение |
|4-8 мес |перцептивной |аккомодация (учет |сенсомоторных |
| |активностью – |св-в без их |понятий |
| |сочетание |осознания, нет |Исследовательская |
| |сенсорики и |осознания |активность. |
| |моторики (дергание|причинно-следствен| |
| |погремушки). |ных связей). Схема| |
| |Разделение цели и |объекта | |
| |средства. |определяется через| |
| | |схему действия: с | |
| | |объектом можно | |
| | |действовать | |
| | |по-разному. | |
|Третичные |Исследовательские |Активная |Полное образное |
|8-18 мес |действия с |аккомодация |представление |
| |объектом |(осознание |объекта |
| |(бросание, |причинно-следствен| |
| |разламывание). |ных связей) – | |
| |Изменение действия|уподобление | |
| |– слежение за |движения объекту. | |
| |результатом. |Появление схемы | |
| | |объекта в рез-те | |
| | |действий с ним. | |
Появление операционального: возникновение речи – ЗНАК вместо образа.
|Сенсомоторный интеллект |Операциональный |
|Последовательно развернут во времени |Симультанное, целостное представление|
|Направленность на результат, успех |Возможность интереса к процессу, |
|действия |форме мышления |
|Хронотоп: происходит в реальном |Расширение хронотопа: взаимодействие |
|времени |с возможным опытом |
2. Дооперациональная стадия
На этой стадии появляется речь, но у р-ка еще нет понятий. Поэтому для него
слово еще не является знаком (произволен и конвенционален), но символом
(сходство с замещаемым предметом). Сначала возникают индивидуальные
символы, затем – усвоение знаков из социума. Первые схемы интеллекта –
символические.
Мышление еще находится в плену у восприятия: наглядность необходима ля
представления мира. Место логических операций – интуиция.
|Когнитивные схемы |Содержание |Функции |Возможность |
| | | |развития |
|Символические |Синкретическое |Ассимиляция |Разрушение |
|2-4 года |обобщение |сенсомоторных схем|синкрета |
| |(познавательный | | |
| |эгоцентризм, | | |
| |непроницаемость | | |
| |для опыта) | | |
|Интуитивные |Подражание |Пассивная |Подражание |
|4-7 лет |логическим |аккомодация |рассуждениям |
| |операциям | |взрослого, но без |
| |(трансдукция – от | |принятия его т.з. |
| |частного к | |(эгоцентрическая |
| |частному) | |речь – иллюзия |
| | | |понимания) |
|Операциональные |Сопоставление и |Активная |Децентрация |
| |координация разных|аккомодация | |
| |частных св-в | | |
Слово относится р-ком не к объекту, а ко всем ситуациям действия с этим
объектом + эмоц отношение, возм-ть действий с ним. Первые слова –
глобальные неупорядоченные обобщения (синкреты).
Аутизм ребенка. Далее – необходимость в общении – социализация, разрушение
синкрета.
3. Конкретные операции
Овладаение принципом сохранения (тесты Пиаже). Обратимость мышления:
возможность вновь вернуться к исходному расположению предметов за счет
обращения движений. Тесная связь с конкретными предметами.
Формирование операций:
- классификация
- сериация (упорядочивание по изменению свойства)
- мультипликация (одновременно 1 и 2)
|Конкретные операции |Формальные операции |
|Могут возникать спонтанно из |Только путем обучения. Конечный этап |
|повседневного опыта |социализации. |
|Зависит от материала |Независимость от материала – чистые |
| |операции 2-го порядка (логические) |
|Ограниченность реальной ситуацией |Расширение пространсва: |
| |гипотетико-дедуктивные рассуждения. |
| |Гипотеза о будущем, возможном опыте |
|Достоверны эмпирически |Достоверны логически |
4. Формальные операции
Полная обратимость мышления, логическое рассуждение, манипулирование не
предметами, а идеями. Размышление над операциями. Комбинаторика.
16. Определение памяти. Классификации видов памяти. Типы памяти.
Сохранение прошлого опыта, следов взаимодействия. Появляется в неживой
природе. Мнемофункция – генетически первичная форма психики.
Виды памяти:
1. Классическое деление (уровни, стадии развития) Жане:
- моторная (привычка Уотсон)
- аффективная (Рибо)
- образная (Аристотель)
- логическая (память-рассказ Жане)
В такой последоват-ти в онтогенезе и филогенезе. Образная есть у животных,
моторная и аф-я – даже у червей. Моторная – у простейших.
Но: моторная и эмоц слиты в онтогенезе + слитность с мышлением и
восприятием (для р-ка думать есть вспоминать).
Исследования патологии памяти:
- утрата впечатлений в обратном порядке по отн к запоминанию (Рибо)
- аффективные исчезают медленнее, чем интеллектуальные (эксп-т Корсакова)
- дольше всего сохр автоматизмы и навыки
Корсаков: забытое сохраняет след в б/с. Распад памяти – фрагментарный
процесс (не равен развитию).
Фрейд: мотивированное неосознаваемое забывание
2. Бергсон: привычка и воображение.
Различаются по мех-му запоминания (повторение через упражнения и
одномоментное запечатление). Это разные формы опыта. Привычка не связана
со временем, а память-образ – автобиографична.
3. Жане: реминисценция и рассказ. Память есть акт социальный (один чел-к в
ней не нуждается!) Память начинается с перессказа другому.
|Реминисценция |Рассказ |
|Длительность |Краткость |
|Несоотв-е новым обст-вам |Приспособление к обст-вам |
|Неизменность |Возможность изменений |
|Несоциальное поведение |Социальное |
|Бесполезность |Полезность |
|Полное восстановление при наличии |Неполное восстановление |
|одного из сопровождавших обст-в | |
4. Когнитивная псих-я: по способу хранения инфо – регистры:
- сенсорный (иконическая и эхоическая)
- кратковременная
- долговременная
Акт памяти – 3 фазы (Флорес):
1) фаза запоминания
- способ запечатления
- х-р материала
2) фаза сохранения
- активный х-р
- непрерывный
- с разной скоростью в разных системах
3) фаза реактивации усвоенного, воспроизведение
- активное
- непроизвольное (ассоциации)
- узнавание
3 категории мнемических процессов:
- процесс воспоминания (воспроизведение, сообщение о событиях)
- узнавание (идентификация объекта)
- повторное заучивание
Факторы забывания:
1. стирание временем
2. интерференция
3. мотивационное забывание – вытеснение
4. в связи с завершением действия – Левин
19. Основные методы, факты и закономерности классической психологии памяти.
Ассоцианизм – Эббингауз
Общий закон ассоциаций: воспроизведение пережитых содержаний при близости
элементов (по сходству, по контрасту, простр связанность, одновременность).
Память - образование и сохр ас-й и их воспроизведение. Э. изучает
чистую=речедвигательную память (независимую от смыслов!) – бессмысленные
слоги.
Особенности:
- изучение общей мнемической способности
- произвольное запоминание
- непосредственное
- нет учета активности субъекта
- вне взаимосвязи с мотивацей, интересом, деятельностью
Память зависит от 2 факторов:
1) временной режим
2) от материала
Рез-ты эксп-тов Эббингауза:
- значение повторений
- значение абсолютного места членов ряда (начало и конец) – эффект края.
Фуко: это рез-т 2 процессов торможения: прогрессивного и регрессивного.
- кривая забывания: с отрицательным ускорением (через 1 час – забыто 60%,
через 48 – 80%, через 144 часа – плато). Пьерон 1913 г. – выявление фазы
сразу после заучивания, в течение которой не наблюдается изменений в
сохранении заученного.
- значение принадлежности к одному целому + осмысленность (стихи)
- степень однородности материала: фон Росторф (цифры и слоги)
- распределение повторений: 30 повторений в один день и разделение на 3
дня. Большая эф-ть во втором случае. Йост: это связано с установлением
ассоциаций – во 2-м случае актуализируются старые. Закон Йоста: из 2
ассоциаций одинаковой силы, из кот одна более старая, при послед
повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.. Трэвис:
оптимальные перерывы (10 мин) и продолж-ть упражнений (2 в день)
- внимание и интерес (странно звучащие слоги)
- сон останавливает резкое забывание (нет интерференции)
- слишком сильная мотивация – ухудшение памяти
Исчезание ассоциации:
1) сначала неточность возрастает, затем неизменна (отнесение к категории)
2) ослабление ассоц связи (меньше в осмысленных вещах – стихи)
Интерференция: ретроактивная (последующий материал мешает сохранению).
Реминисценция – улучшение воспроизведения через 2-3 дня без доп упражнений
(феномен Бэлларда).
Методы исследования:
1. Метод заучивания Э. – чередование предъявлений и воспроизведений до
полного безошибочного воспроизведения (бессмысленные слоги, механическое
заучивание на основе повторения). Скорость заучивания – 2 показателя: кол-
во проб и время для полного заучивания.
2. Метод антиципации Э.: ряды материала, необх соблюсти порядок (время,
число проб, число прав ответов, число ошибок)
3. Метод парных ассоциаций
4. Метод узнавания Э.: расположение заучиваемого среди новых однородных эл-
тов. Труднее узнавать, чем больше новых стимулов и чем больше степень
сходства
5. Метод сбережения Э. Полная неспособность воспроизвести заученное не
может говорить о полном забывании. Надо применить метод повторного
заучивания, чтобы выявить сбережение упражнения. Вычисление абсолютного
сбережения: разница между числом проб в первом заучивании и при
повторном. Но важно относительное сбережение: отношение к числу проб в
первоначальном заучивании.
Бартлетт: описание сюжетной картины – изучение процесса селективности
памяти. Активное изменение х-ра изображения + активное дополнение –
конструктивный процесс. Влияние личностных установок.
- общее упрощение рассказа. Наиболее неустойчивы: расположение предметов,
цвета, сулчайные детали
- нормализация алогичных деталей.
20. Когнитивная психология памяти
Центральное понятие – переработка инфо
1) поэтапность переработки
2) ограниченная емкость всех систем
3) последовательное преобразование инфо в ходе переработки: различные формы
представления инфо в различных системах памяти
Основные когнитивные процессы:
1. Кодирование – введение в систему
- зрительное
- слуховое
- артикуляционное
- семантическое
2. Хранение
Емкость: пространственная и временная
3. Извлечение
3 осн. регистра памяти:
1) сенсорный регистр – непосредственный отпечаток: длит 0.1 – 0.5 сек
2) кратковременная – удерживает селективную инфо. Осн мех-м – повторение.
20 сек. Емкость7+-2 ед.
3) долговременная – неограниченная емкость, длит-ть хранения, сложная
система кодирования.
1. Сенсорный регистр
Сохранение данных органов чувств: иконическая 2 с, эхоическая 2-4 с.
Хранение без предварительной переработки – избыточная инфо (материал для
селекции).
Эксп-т Сперлинга: матрица из 12 эл-тов, воспроизводится 4-5. Если неполный
объем (частичный отчет), а по отдельным ячейкам – полное воспроизведение. С
временной задержкой – распад образа.
Извлечение: параллельное считывание.
Эффект приставки: ухудшает припоминание.
Эффект модальности: лучше запоминается слышимая инфо.
2. Кратковременная
В процессе введения зрительной инфо в КП, она переходит в акустическую
форму. Для ДП нужна единая форма кодирования: подготовка логической инфо в
словесной, акустической форме.
Структурирование инфо в КП: одновременность предъявления инфо и наличие
родства эл-тов.
Познер: ряды проб АА Аа Аб – надо сравнить буквы. Замеры времени реакции
(ВР). АА лучше – зрительное кодирование, Аа и Аб – добавление вербального.
Удлинение интервала до 2сек + первая буква исчезает с экрана: нет разницы в
ВР. Это доказывает хранение зрит инфо. Она хранится именно в КП
(пребъявление узорчатого поля в промежутке не стирало иконический след
буквы).
Повторение:
- обеспечивает удержание материала в КП
- способствует его переводу в ДП
1954 Петерсоны: запомнить 3 буквы и воспроизвести через 18 сек. В
промежутке – обратный счет тройками: не могли запомнить буквы (нет
повторения).
Забывание:
- интерференция – введение новых единиц. Левин: забывание легче, когда деят-
ть близка к замещаемой.
- стирание во времени
Оба взаимосвязаны. Эксп-т: предъявление ряда букв для запоминания, затем
сложная задача, проверка букв через 30 сек. Цель: избежать повторения и
интерференции. Отличное сохранение материала (т.к. нет интерференции). Но:
память становится хрупкой, и даже незначительная инт-я ее разрушает.
Стернберг: наборы стимулов, контрольный – есть/нет в списке. 2 стратегии
извлечения инфо: параллельное сканирование или последовательное. В
сенсорном регистре параллельное, а в КП последовательное (поиск-перебор).
Метод зонда: если зонд в начале ряда – плохое воспроизведение, в середине
50%, в конце 100%.
Эббингауз – эффект края.
Вопрос о семантическом кодировании в КП (связано с влиянием ДП):
Эксп-т Шуммана: список из 10 слов + 1 контрольное (то же или синоним).
Узнавание синонимов – семант.кодир-е.
Эксп-т Уикконса: лучше припоминаются семантически близкие слова.
Модель Аткинсона: 2 части КП
1) буфер повторения – нет семант кодир
2) рабочее пространство КП – смысловое структурирование (программируется
ДП)
3. Долговременная
Тульвинг:
1) семантическая память
- сетевые модели
- теоретико-множественные
- основанные на семантическом признаке
2) эпизодическая (кодирование контекстом, местом и временем)
1. Сетевые модели: сети понятий, связь – ассоциации. Основной метод:
проверка истинности утверждения (канарейка-птица и канарейка-рыба).
Значимо время реакции: феномен величины класса.
2. Каждый элемент входит в различные категории. Скорость определения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|