Общая психология
|сопутствующих висц измен-й | |
2. Анохин: биологическая теория эмоций
Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную суб
окраску.
С эволюцией эмоций приспособление животных к окр условиям становится более
совершенным, т.к эмоции охватывают весь организм (интегральность) –
являются сигналами полезного или вредного воздействия.
Например: чувство боли – ограничение движений – способствует выздоровлению.
2 стадии поведения живых существ:
1. формирование потребности
2. удовлетворение потребности – чувство удовольствия.
Положительная эмоция закрепляет полезный приспособительный эффект.
! Эмоция закрепляет правильность и полноту совершенного акта, его
соответствие исходной потребности!
В ЦНС формируется акцептор действия (центральный аппарат оценки будущего
действия) - он посылает эфферентное возбуждение органам – они выполняют
свою функцию – от рецепторов в головной мозг идут афферентные импульсы
(обратная афферентация).
Если обратная инфо точно совпадает с акцептором действия, то возникает
положительная эмоция. Если нет – беспокойство, поиск новой комбинации
эфферентного возбуждения.
3. Симонов: информационная теория эмоций
Эмоции – отражение мозгом актуальной потребности и вероятности ее
удовлетворения.
Э=f{П, (Ин – Ис)…} П – потребность, Ин – инфо о необх ср-вах, Ис – инфо об
имеющихся ср-вах.
Другие факторы:
1) индивидуальные особенности субъекта
2) фактор времени (аффект или настроение)
3) качественные особенности потребности
Главные факторы: потребность и возможность ее удовлетворения.
Информация: вся совокупность средств достижения цели – знания, навыки,
ресурсы организма, время и т.д. Низкая вероятность удовлетворения –
отрицательные эмоции, высокая – положительные.
Спор с Анохиным: эмоция есть не просто сигнал о полезных или вредных
воздействиях: необходимо сопоставление ценностей (отражательно-оценочная
функция). Например: боль и опасность для жизни – движение может
осуществляться несмотря на боль. Эмоции – универсальная мера ценностей!
Другие функции эмоций:
1) переключающая – переориентация на более достижимую цель
2) подкрепляющая (формир усл рефлекса)
3) компенсаторная (замещающая)
- гипермобилизация организма при возникновении напряжения (на всякий
случай)
- принцип доминанты (голод – все кажется пищей) – снижение критериев
принятия решения
Дарвин: выразительные движения.
Врожденный х-р (покраснение, усиление ритма сердца), но некоторые нуждаются
в практике (плач, смех) + подражание. Ранее все выполнялись произвольно с
определенной целью: произвольноть – привычка – наследственность.
Сходство выразительных движений – все расы произошли от одной древней
формы. Смех, страх, страдание – есть и у обезьян.
Подавление внешних проявлений – смягчение эмоций (ср. Джемс-Ланге).
9. Тревожность и фрустрация: определения и примеры исследований.
Тревога – предвосхищение опасности, склонность переживать по поводу
ожидаемого неблагоприятного хода событий. Неприятие мира, боязнь окружения.
Фрейд: 4 причины тревожности
- боязнь утраты любимого объекта
- боязнь утраты любви со стороны этого объекта
- боязнь утраты себя или части себя
- боязнь утраты любви к себе (печаль, меланхолия)
Перлз: необоснованное забегание вперед, отказ жить в актуальном опыте
Роджерс: это точка личностного роста – признак необходимости изменить себя
(несоответствие представления о себе и реального Я).
|Личностная: Т-диспозиция |Ситуативная: Т-состояние |
|Базовая черта личности |Стимульные причины |
|Глобально освещает всю психическую |Парциальность – связь с опред св-вами|
|жизнь |ситуации |
|Формируется в раннем детстве | |
|Труднопреодолима | |
|Ситуационно устойчива | |
|Выражается как состояние постоянного | |
|беспокойства | |
|Постоянная оценка ситуации как | |
|угрожающей - агрессивность | |
Хекхаузен: Измерение общей тревожности: опросники MMPI, MAS
Варьирование степени трудности задания – легкие лучше тревожные, трудные –
нетревож.
Но при изменении ситуации - применении метода занижения рез-та и сокращения
времени – различия еще резче проявляются. Реактивная гипотеза –
высокотревожные обладают лишь сильной предрасположенностью к тревожности,
они ведут себя как более тревожные лишь в напряженных и угрожающих
ситуациях.
Трудная задача не сама по себе усиливает тревожность, а в связи с возможной
неудачей – усиление ситуативной тревожности.
Опросник Спилберга «Состояние и свойство тревожности».
Корреляции между значениями Т-диспозиции и Т-состояния, но не является
жесткой: при восприятии боли или физической угрозы нет разницы в Т-
состоянии между тревожными и нетревожными. Также зависимость от того,
насколько данная ситуация воспринимается как содержащая угрозу, что зависит
от прошлого опыта.
|Высокотревожные |Низкотревожные |
|Задачи средней и низкой сложности |Трудные задания |
|Ориентированы на неуспех |Ориентация на успех |
|Плохо работают в условиях цейтнота и |Соревнование мотивирует |
|соревнования | |
|Высокие показатели сенсорной, эмоц |Низкие показатели |
|чувств-ти | |
|Истощаемость по отн к монотонии и |Устойчивость |
|стрессу | |
|Поддерживающая стратегия обучения |Критическая стратегия |
Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, которое возникает при
невозможности достичь поставленную цель. Ситуативна.
Левин – понятие динамического поля. Оно выходит из равновесия – вектор
желания.
Тамара Дембо – исследование реакций на фрустрацию (цветок).
Источник фрустрации – препятствие, барьер:
1) ситуативный – круг на полу (внутренний барьер)
2) внешний, социальный – принятие задачи, долг выполнить ее
4 группы реакций на фрустрацию:
1. агрессия – прямая, ситуативная или косвенная.
Сила агрессии зависит от интенсивности мотива, от достижимости объекта +
гентика
2. регрессия:
- эмоциональная (плач)
- инструментальная (повторение шаблонных способов поведения)
- познавательная – избегание логики, переход от понятий к комплексам
3. уход
- рационализация – попытка оправдать неуспех
- замещение (позитивная реакция) – попытка заменить исходную ситуацию
сходной по:
- содержанию
- степени субъективной трудности
- связанной с теми же людьми
4. фантазирование – попытка сделать внутренний барьер полупроницаемым
(отрицание реальности)
8. Общее представление о стрессе. Аффекты и их диагностика.
Стресс – приспособительный рефлекс организма (см. реферат- Селье). По Селье
- это чисто физиологическое (биохимическое) событие в ситуации неизбежной
опасности для жизни.
2 вида стресса:
1) физиологический
2) психологический
- эмоциональная напряженность – сверхмотивация (разрушает деят-ть)
- операциональный стресс – уровень оптимальной напряженность, необходимый
для поддержания деят-ти
В современном понимании 3 фазы:
1. Мобилизация
2. Дестабилизация (умеренное нарушение деят-ти)
3. Деструкция – разрушение псих. стр-р
Истощение по Селье включает 2 и 3.
Любое событие – стресс. Фрустрация – разновидность стресса.
Стресс может достигать стадии аффекта.
Аффекты – природные, реактивные эмоции
Это кратковременная яврковыраженная непроизвольная защитная реакция
организма в ситуации жизненной опасности. Натуральная психическая функция.
1) не поддается контролю, разрушает произвольность поведения
2) временный х-р
3) глобальность – отсутсвие поведенческой альтернативы (временное
помешательство)
Аффект – сложное состояние:
1. Поведенческий аспект
2. Субъективные проявления
3. Вегетативные реакции
Аффект бывает:
1. стимульно реактивен
2. самозапуск
Фазы аффекта:
1. Подготовительная
- сохранение сознания
- нарастание эмоц. напряжения
- падение критичности мышления
- концентрация воли на одном намерении
2. Взрыв – поведенческое отреагирование:
- уменьшение ясности сознания
- снижение произвольности поведения
- усиление намерения + отмирание альтернатив
- хаотическая смена представлений
- расщепление поведенческой картины аффекта (агрессия + аутоагрессия,
ступор, паника)
3. Исход
- истощение
- эмоциональное равнодушие
- сонливость
- амнезия (избирательна)
Признаки аффекта:
1. амнезия
- полная
- частичная
- смысловая инверсия
2. нетипичность поведения
3. аффектогенность ситуации (пусковой мех-м)
4. модус эмоционального реагирования субъекта
Диагностика следов аффекта:
Аффект оставляет обобщенный след (аккумулирование – аффективный взрыв).
След остается в памяти: тенденция к навязчивости + тенденция к торможению.
Диагностика:
1. через речь (ассоциативный эксп-т) – замеры времени тороможения. Но здесь
не учитывается периферическая деять-ть, моторная сфера + невозможность
наблюдать сам процесс.
2. через тело (метод сопряженных моторных реакций Лурии) – связь
произнесения слова с нажимом руки на рычаг – измерение времени реакции.
Преимущества:
- объективность
- работает при отказе давать ассоциацию
- обнаруживает попытки скрыть ассоциацию
- количественная оценка степени аффекта
|Аффект |Аффективность |
|Направленность на конкретный объект |Направленность на несколько объектов |
|Необычность |Типичность |
|Непреднамеренность |Преднамеренность |
|Амнезия |Сохранение памяти |
|Прием вины на себя |Обвинения других |
10. Определение воли. Произвольная и волевая регуляция деятельности.
Структура волевого процесса.
Вундт: первичные источнки воли – чувства и аффекты. Мгновенное прекращение
аффекта есть волевое действие. Воля – частный случай мотивации
(эмоциональный процесс).
Структура волевого процесса:
1. Объективная сторона – предметное представление (мотив – вид добычи)
2. Субъективная – элемент чувства (голод): побудительная причина воли
Если один мотив – простой волевой процесс, заканчивается импульсивным
действием
Если более – сложный волевой акт, стадия борьбы мотивов – произвольное
действие
Конечная стадия: чувство простого и обдуманного решения. Аффект слабеет в
интенсивности.
Джемс: проблема свободы воли
1. Если воли нет, но все поведение есть S – R
2. Если есть, но субъект сам определяет свое поведение – личностная
активность (духовное Я). Развите воли есть развитие произвольного
внимания.
2 класса актов:
1. автоматические (рефлекторные, первичные)
2. преднамеренные, осознаваемые (волевые)
Схема волевого акта: идея, представление цели – конкретизация в идею
движения – двигательный акт. Всякая идея имеет тенденцию автоматически
перетекать в действие.
Произвольное ослабление или усиление непосредственного импульса.
2 типа волевых актов:
- осуществление нежелаемого
- задержка желаемого
Типы решимости:
1) разумная – поиск привычного способа действовать
2) подчинение судьбе
3) результат случайности
4) пробуждение совести
5) чувство усилия
6) свобода воли
Современные представления о воле:
Психический процесс, формируемый при жизни и социально.
Выготский: воля есть ВПФ (социальность, произвольность). Воля производит
селекцию между мотивами – наличие альтернативы!
Волевая регуляция нужна:
1. Слабость непосредственного побуждения
2. Мотивационная конкуренция
3. Наличие препятствия
4. Наличие сильного поведенческого импульса, от которого надо воздержаться.
Иерархия поведения:
1) импульсивное, непроизвольное
2) произвольное (осознание предшествует действию)
- осознаваемое
- намеренное
3) волевое
- осознаваемое
- планомерное
- в ситуации альтернативы
Произвольное действие: у субъекта уже есть потребность действовать. Волевое
– если ее нет..
Рубинштейн: основные стадии волевого процесса:
1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
Побуждение – цель – желание, опредмеченное стремление – уверенность в
достижении - хотение
2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов
3. Решение
- может не выделяться в особую фазу
- констатация решения
- чувство усилия, принесение в жертву других мотивов
4. исполнение: волевое действие включает:
- отношения сб к объекту, к цели
- готовность
- намерение
- план действия
Волевое действие – сознательное целенаправленное действие, посредство
которого человек планово осуществляет стояющую перед ним цел, подчиняя свои
импульсы сознательносму контролю.
Главное: ясное осознание цели и настойчивость в достижении.
Волевые процессы имеют эмоциональный х-р + включают интеллектуальные
процессы
Механизмы воли:
1. Один из мотивов включается в более широкий мотивационный контекст
2. Изменение роли
3. Предвосхищение рез-тов своей деят-ти
4. Самопреодоление
5. Постановка самостоятельных заданий
6. Создание искусственной связи (подмету кухню и пойду гулять)
7. Подчинение рез-та более широкой цели
8. Фантазирование
Соотношение с б/с: воля как защитный механизм, необходима в ситуации
внутренних противоречий. Движение от непроизвольности к воле одновременно и
прогресс и регресс.
Соотношение когнитивного и эмоционального:
Вундт – эмоциональный
Рубинштейн – Эмоции + интеллект
Аристотель - разум
11 Потребности и мотивы. Классификации потребностей и мотивов. Влияние
мотивации на продуктивность деятельности.
Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, представлена
прямо или косвенно в виде эмоций, желаний. Ищет свой предмет – активность.
|До опредмечивания |После |
|Общая ненаправленная активность |Появление направленной активности – |
| |деятельности |
|Широкий спектр возможных благ |Резкое снижение благ |
|Фрустрация – негативное эмоциональное|Аффективное положительное закрепление|
|состояние | |
Потребность имеет объективную (необходимость во внешнем благе) и
субъективную (эмоция) сторону (Вундт)
Объем потребности – количество необходимых благ.
Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность («приводящий в
движение»): предмет потребности.
Потребность – Мотив – Деятельность
Функции мотива:
1. Побуждение к активности (оптимум мотивации)
2. Образование смыслов: мотив наделяет смыслом наши действия. Смысл
раскрывается в эмоциях.
Мотивы образуют иерархию – ядро личности.
Деление мотивов:
1. Выделение базовой мотивации:
Биологизаторские концепции (гомеостатический принцип). 3 класса базовых
потребностей:
- витальные
- познавательные
- в общении
1) базовые, первичные, врожденные
Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью,
предрасположенностью).
- избирательность восприятия
- эмоциональный импульс
- готовность к действию (единство познавательной, эмоциональной и
моторной сфер)
Критерии выделения инстинктов (любознательность, агрессивность,
родительский и т.д):
- спонтанность движений
- продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя)
- успокоение после достижения цели
- приготовление к новой ситуации
- эффект научения
2) производные
Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное
влечение)
Мюррей: первичные (организм) и вторичные (психогенные) нужды.
2. Выделение ситуативной мотивации:
Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только
при контакте со средой. Предметы обладают валентностью (требовательный х-
р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив.
1) мотивационное поле: субъект и его предметное окружение
2) квазипотребность – стремление к завершению начатого действия
3. Выделение потребностей по способу удовлетворения
1) редукция напряжения (стремление к гомеостазу) - Фрейд
2) поддержание напряжения (стремление к нарушению равновесия)
Маслоу: 7 уровней потребностей. Все они являются базовыми, обнаруживаются
не сразу.
- иерархическая организация
- актуализируются последовательно
- нижний этаж – витальные, наверху – социализированные.
1. физиологические нужды
2. потребность в безопасности
3. в принадлежности к социальному целому
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|