МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общая психология

    |сопутствующих висц измен-й | |

    2. Анохин: биологическая теория эмоций

    Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную суб

    окраску.

    С эволюцией эмоций приспособление животных к окр условиям становится более

    совершенным, т.к эмоции охватывают весь организм (интегральность) –

    являются сигналами полезного или вредного воздействия.

    Например: чувство боли – ограничение движений – способствует выздоровлению.

    2 стадии поведения живых существ:

    1. формирование потребности

    2. удовлетворение потребности – чувство удовольствия.

    Положительная эмоция закрепляет полезный приспособительный эффект.

    ! Эмоция закрепляет правильность и полноту совершенного акта, его

    соответствие исходной потребности!

    В ЦНС формируется акцептор действия (центральный аппарат оценки будущего

    действия) - он посылает эфферентное возбуждение органам – они выполняют

    свою функцию – от рецепторов в головной мозг идут афферентные импульсы

    (обратная афферентация).

    Если обратная инфо точно совпадает с акцептором действия, то возникает

    положительная эмоция. Если нет – беспокойство, поиск новой комбинации

    эфферентного возбуждения.

    3. Симонов: информационная теория эмоций

    Эмоции – отражение мозгом актуальной потребности и вероятности ее

    удовлетворения.

    Э=f{П, (Ин – Ис)…} П – потребность, Ин – инфо о необх ср-вах, Ис – инфо об

    имеющихся ср-вах.

    Другие факторы:

    1) индивидуальные особенности субъекта

    2) фактор времени (аффект или настроение)

    3) качественные особенности потребности

    Главные факторы: потребность и возможность ее удовлетворения.

    Информация: вся совокупность средств достижения цели – знания, навыки,

    ресурсы организма, время и т.д. Низкая вероятность удовлетворения –

    отрицательные эмоции, высокая – положительные.

    Спор с Анохиным: эмоция есть не просто сигнал о полезных или вредных

    воздействиях: необходимо сопоставление ценностей (отражательно-оценочная

    функция). Например: боль и опасность для жизни – движение может

    осуществляться несмотря на боль. Эмоции – универсальная мера ценностей!

    Другие функции эмоций:

    1) переключающая – переориентация на более достижимую цель

    2) подкрепляющая (формир усл рефлекса)

    3) компенсаторная (замещающая)

    - гипермобилизация организма при возникновении напряжения (на всякий

    случай)

    - принцип доминанты (голод – все кажется пищей) – снижение критериев

    принятия решения

    Дарвин: выразительные движения.

    Врожденный х-р (покраснение, усиление ритма сердца), но некоторые нуждаются

    в практике (плач, смех) + подражание. Ранее все выполнялись произвольно с

    определенной целью: произвольноть – привычка – наследственность.

    Сходство выразительных движений – все расы произошли от одной древней

    формы. Смех, страх, страдание – есть и у обезьян.

    Подавление внешних проявлений – смягчение эмоций (ср. Джемс-Ланге).

    9. Тревожность и фрустрация: определения и примеры исследований.

    Тревога – предвосхищение опасности, склонность переживать по поводу

    ожидаемого неблагоприятного хода событий. Неприятие мира, боязнь окружения.

    Фрейд: 4 причины тревожности

    - боязнь утраты любимого объекта

    - боязнь утраты любви со стороны этого объекта

    - боязнь утраты себя или части себя

    - боязнь утраты любви к себе (печаль, меланхолия)

    Перлз: необоснованное забегание вперед, отказ жить в актуальном опыте

    Роджерс: это точка личностного роста – признак необходимости изменить себя

    (несоответствие представления о себе и реального Я).

    |Личностная: Т-диспозиция |Ситуативная: Т-состояние |

    |Базовая черта личности |Стимульные причины |

    |Глобально освещает всю психическую |Парциальность – связь с опред св-вами|

    |жизнь |ситуации |

    |Формируется в раннем детстве | |

    |Труднопреодолима | |

    |Ситуационно устойчива | |

    |Выражается как состояние постоянного | |

    |беспокойства | |

    |Постоянная оценка ситуации как | |

    |угрожающей - агрессивность | |

    Хекхаузен: Измерение общей тревожности: опросники MMPI, MAS

    Варьирование степени трудности задания – легкие лучше тревожные, трудные –

    нетревож.

    Но при изменении ситуации - применении метода занижения рез-та и сокращения

    времени – различия еще резче проявляются. Реактивная гипотеза –

    высокотревожные обладают лишь сильной предрасположенностью к тревожности,

    они ведут себя как более тревожные лишь в напряженных и угрожающих

    ситуациях.

    Трудная задача не сама по себе усиливает тревожность, а в связи с возможной

    неудачей – усиление ситуативной тревожности.

    Опросник Спилберга «Состояние и свойство тревожности».

    Корреляции между значениями Т-диспозиции и Т-состояния, но не является

    жесткой: при восприятии боли или физической угрозы нет разницы в Т-

    состоянии между тревожными и нетревожными. Также зависимость от того,

    насколько данная ситуация воспринимается как содержащая угрозу, что зависит

    от прошлого опыта.

    |Высокотревожные |Низкотревожные |

    |Задачи средней и низкой сложности |Трудные задания |

    |Ориентированы на неуспех |Ориентация на успех |

    |Плохо работают в условиях цейтнота и |Соревнование мотивирует |

    |соревнования | |

    |Высокие показатели сенсорной, эмоц |Низкие показатели |

    |чувств-ти | |

    |Истощаемость по отн к монотонии и |Устойчивость |

    |стрессу | |

    |Поддерживающая стратегия обучения |Критическая стратегия |

    Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, которое возникает при

    невозможности достичь поставленную цель. Ситуативна.

    Левин – понятие динамического поля. Оно выходит из равновесия – вектор

    желания.

    Тамара Дембо – исследование реакций на фрустрацию (цветок).

    Источник фрустрации – препятствие, барьер:

    1) ситуативный – круг на полу (внутренний барьер)

    2) внешний, социальный – принятие задачи, долг выполнить ее

    4 группы реакций на фрустрацию:

    1. агрессия – прямая, ситуативная или косвенная.

    Сила агрессии зависит от интенсивности мотива, от достижимости объекта +

    гентика

    2. регрессия:

    - эмоциональная (плач)

    - инструментальная (повторение шаблонных способов поведения)

    - познавательная – избегание логики, переход от понятий к комплексам

    3. уход

    - рационализация – попытка оправдать неуспех

    - замещение (позитивная реакция) – попытка заменить исходную ситуацию

    сходной по:

    - содержанию

    - степени субъективной трудности

    - связанной с теми же людьми

    4. фантазирование – попытка сделать внутренний барьер полупроницаемым

    (отрицание реальности)

    8. Общее представление о стрессе. Аффекты и их диагностика.

    Стресс – приспособительный рефлекс организма (см. реферат- Селье). По Селье

    - это чисто физиологическое (биохимическое) событие в ситуации неизбежной

    опасности для жизни.

    2 вида стресса:

    1) физиологический

    2) психологический

    - эмоциональная напряженность – сверхмотивация (разрушает деят-ть)

    - операциональный стресс – уровень оптимальной напряженность, необходимый

    для поддержания деят-ти

    В современном понимании 3 фазы:

    1. Мобилизация

    2. Дестабилизация (умеренное нарушение деят-ти)

    3. Деструкция – разрушение псих. стр-р

    Истощение по Селье включает 2 и 3.

    Любое событие – стресс. Фрустрация – разновидность стресса.

    Стресс может достигать стадии аффекта.

    Аффекты – природные, реактивные эмоции

    Это кратковременная яврковыраженная непроизвольная защитная реакция

    организма в ситуации жизненной опасности. Натуральная психическая функция.

    1) не поддается контролю, разрушает произвольность поведения

    2) временный х-р

    3) глобальность – отсутсвие поведенческой альтернативы (временное

    помешательство)

    Аффект – сложное состояние:

    1. Поведенческий аспект

    2. Субъективные проявления

    3. Вегетативные реакции

    Аффект бывает:

    1. стимульно реактивен

    2. самозапуск

    Фазы аффекта:

    1. Подготовительная

    - сохранение сознания

    - нарастание эмоц. напряжения

    - падение критичности мышления

    - концентрация воли на одном намерении

    2. Взрыв – поведенческое отреагирование:

    - уменьшение ясности сознания

    - снижение произвольности поведения

    - усиление намерения + отмирание альтернатив

    - хаотическая смена представлений

    - расщепление поведенческой картины аффекта (агрессия + аутоагрессия,

    ступор, паника)

    3. Исход

    - истощение

    - эмоциональное равнодушие

    - сонливость

    - амнезия (избирательна)

    Признаки аффекта:

    1. амнезия

    - полная

    - частичная

    - смысловая инверсия

    2. нетипичность поведения

    3. аффектогенность ситуации (пусковой мех-м)

    4. модус эмоционального реагирования субъекта

    Диагностика следов аффекта:

    Аффект оставляет обобщенный след (аккумулирование – аффективный взрыв).

    След остается в памяти: тенденция к навязчивости + тенденция к торможению.

    Диагностика:

    1. через речь (ассоциативный эксп-т) – замеры времени тороможения. Но здесь

    не учитывается периферическая деять-ть, моторная сфера + невозможность

    наблюдать сам процесс.

    2. через тело (метод сопряженных моторных реакций Лурии) – связь

    произнесения слова с нажимом руки на рычаг – измерение времени реакции.

    Преимущества:

    - объективность

    - работает при отказе давать ассоциацию

    - обнаруживает попытки скрыть ассоциацию

    - количественная оценка степени аффекта

    |Аффект |Аффективность |

    |Направленность на конкретный объект |Направленность на несколько объектов |

    |Необычность |Типичность |

    |Непреднамеренность |Преднамеренность |

    |Амнезия |Сохранение памяти |

    |Прием вины на себя |Обвинения других |

    10. Определение воли. Произвольная и волевая регуляция деятельности.

    Структура волевого процесса.

    Вундт: первичные источнки воли – чувства и аффекты. Мгновенное прекращение

    аффекта есть волевое действие. Воля – частный случай мотивации

    (эмоциональный процесс).

    Структура волевого процесса:

    1. Объективная сторона – предметное представление (мотив – вид добычи)

    2. Субъективная – элемент чувства (голод): побудительная причина воли

    Если один мотив – простой волевой процесс, заканчивается импульсивным

    действием

    Если более – сложный волевой акт, стадия борьбы мотивов – произвольное

    действие

    Конечная стадия: чувство простого и обдуманного решения. Аффект слабеет в

    интенсивности.

    Джемс: проблема свободы воли

    1. Если воли нет, но все поведение есть S – R

    2. Если есть, но субъект сам определяет свое поведение – личностная

    активность (духовное Я). Развите воли есть развитие произвольного

    внимания.

    2 класса актов:

    1. автоматические (рефлекторные, первичные)

    2. преднамеренные, осознаваемые (волевые)

    Схема волевого акта: идея, представление цели – конкретизация в идею

    движения – двигательный акт. Всякая идея имеет тенденцию автоматически

    перетекать в действие.

    Произвольное ослабление или усиление непосредственного импульса.

    2 типа волевых актов:

    - осуществление нежелаемого

    - задержка желаемого

    Типы решимости:

    1) разумная – поиск привычного способа действовать

    2) подчинение судьбе

    3) результат случайности

    4) пробуждение совести

    5) чувство усилия

    6) свобода воли

    Современные представления о воле:

    Психический процесс, формируемый при жизни и социально.

    Выготский: воля есть ВПФ (социальность, произвольность). Воля производит

    селекцию между мотивами – наличие альтернативы!

    Волевая регуляция нужна:

    1. Слабость непосредственного побуждения

    2. Мотивационная конкуренция

    3. Наличие препятствия

    4. Наличие сильного поведенческого импульса, от которого надо воздержаться.

    Иерархия поведения:

    1) импульсивное, непроизвольное

    2) произвольное (осознание предшествует действию)

    - осознаваемое

    - намеренное

    3) волевое

    - осознаваемое

    - планомерное

    - в ситуации альтернативы

    Произвольное действие: у субъекта уже есть потребность действовать. Волевое

    – если ее нет..

    Рубинштейн: основные стадии волевого процесса:

    1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели

    Побуждение – цель – желание, опредмеченное стремление – уверенность в

    достижении - хотение

    2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов

    3. Решение

    - может не выделяться в особую фазу

    - констатация решения

    - чувство усилия, принесение в жертву других мотивов

    4. исполнение: волевое действие включает:

    - отношения сб к объекту, к цели

    - готовность

    - намерение

    - план действия

    Волевое действие – сознательное целенаправленное действие, посредство

    которого человек планово осуществляет стояющую перед ним цел, подчиняя свои

    импульсы сознательносму контролю.

    Главное: ясное осознание цели и настойчивость в достижении.

    Волевые процессы имеют эмоциональный х-р + включают интеллектуальные

    процессы

    Механизмы воли:

    1. Один из мотивов включается в более широкий мотивационный контекст

    2. Изменение роли

    3. Предвосхищение рез-тов своей деят-ти

    4. Самопреодоление

    5. Постановка самостоятельных заданий

    6. Создание искусственной связи (подмету кухню и пойду гулять)

    7. Подчинение рез-та более широкой цели

    8. Фантазирование

    Соотношение с б/с: воля как защитный механизм, необходима в ситуации

    внутренних противоречий. Движение от непроизвольности к воле одновременно и

    прогресс и регресс.

    Соотношение когнитивного и эмоционального:

    Вундт – эмоциональный

    Рубинштейн – Эмоции + интеллект

    Аристотель - разум

    11 Потребности и мотивы. Классификации потребностей и мотивов. Влияние

    мотивации на продуктивность деятельности.

    Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, представлена

    прямо или косвенно в виде эмоций, желаний. Ищет свой предмет – активность.

    |До опредмечивания |После |

    |Общая ненаправленная активность |Появление направленной активности – |

    | |деятельности |

    |Широкий спектр возможных благ |Резкое снижение благ |

    |Фрустрация – негативное эмоциональное|Аффективное положительное закрепление|

    |состояние | |

    Потребность имеет объективную (необходимость во внешнем благе) и

    субъективную (эмоция) сторону (Вундт)

    Объем потребности – количество необходимых благ.

    Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность («приводящий в

    движение»): предмет потребности.

    Потребность – Мотив – Деятельность

    Функции мотива:

    1. Побуждение к активности (оптимум мотивации)

    2. Образование смыслов: мотив наделяет смыслом наши действия. Смысл

    раскрывается в эмоциях.

    Мотивы образуют иерархию – ядро личности.

    Деление мотивов:

    1. Выделение базовой мотивации:

    Биологизаторские концепции (гомеостатический принцип). 3 класса базовых

    потребностей:

    - витальные

    - познавательные

    - в общении

    1) базовые, первичные, врожденные

    Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью,

    предрасположенностью).

    - избирательность восприятия

    - эмоциональный импульс

    - готовность к действию (единство познавательной, эмоциональной и

    моторной сфер)

    Критерии выделения инстинктов (любознательность, агрессивность,

    родительский и т.д):

    - спонтанность движений

    - продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя)

    - успокоение после достижения цели

    - приготовление к новой ситуации

    - эффект научения

    2) производные

    Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное

    влечение)

    Мюррей: первичные (организм) и вторичные (психогенные) нужды.

    2. Выделение ситуативной мотивации:

    Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только

    при контакте со средой. Предметы обладают валентностью (требовательный х-

    р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив.

    1) мотивационное поле: субъект и его предметное окружение

    2) квазипотребность – стремление к завершению начатого действия

    3. Выделение потребностей по способу удовлетворения

    1) редукция напряжения (стремление к гомеостазу) - Фрейд

    2) поддержание напряжения (стремление к нарушению равновесия)

    Маслоу: 7 уровней потребностей. Все они являются базовыми, обнаруживаются

    не сразу.

    - иерархическая организация

    - актуализируются последовательно

    - нижний этаж – витальные, наверху – социализированные.

    1. физиологические нужды

    2. потребность в безопасности

    3. в принадлежности к социальному целому

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.