Общая психология
4. в самоуважении
5. в познании себя
6. в гармонии с миром
7. самоактуализация
Виды мотивов и критерии классификации:
1. социальная оценка мотива:
- обязательные
- желаемые
- запретные
2. место в иерархии
- ведущий (смыслообразующий): образует не просто смысл, а личностный смысл
- подчиненный (мотив-стимул)
3. источник мотивации
- внешний (неспецифический – оплата труда)
- внутренний (предметно-специфический)
Хекхаузен:
- экстринсивная мотивация (внешняя): награда, наказание, отдаленная цель,
престиж
- интринсивная (внутренняя: поведение ради него самого): свобода от цели,
радость от активности
4. реальные и возможные мотивы (могут появляться в процессе)
5. отношение к сознанию
1) мотивы осознаются:
- верное осознание: мотив-цель
- неверное: мотивировка
2) мотивы не осознаются, но проявляются в эмоциях, желаниях
Влияние мотивации на деят-ть:
- активизирующее/тормозящее
- направляющее
- эмоциональная окраска
- временная динамика
- успешность деят-ти: оптимум мотивации
1908 Йеркс и Додсон: задача различения 2 яркостей, 3 уровня трудности
различения, 3 уровня мотивации (наказание животного током).
В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, при
легкой – сильной.
Патрик: кабина с 4 дверьми, надо быстро найти выход. При усилении
мотивации (гвозди, ток) – снижение эффективности решения.
13. Базовая мотивация. Стратегии ее выделения.
2 противоположные т.з:
1. Гомеостатические, биологизаторские (физическое существование субъекта –
базовые потребности для любого живого существа).
2. Антигомеостатические – Асмолов, Маслоу
1. Потребности: базовые и производные
3 класса базовых потребностей:
- витальные
- познавательные
- в общении
Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью,
предрасположенностью).
Инстинкт охватывает 3 процесса:
- селективное восприятие (познавательный)
- эмоциональный импульс (ядро инстинкта)
- активность (моторный компонент)
Критерии выделения инстинктов
- спонтанность движений
- продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя)
- успокоение после достижения цели
- приготовление к новой ситуации
- эффект научения
Виды инстинктов: неприятие, любознательность, агрессивность,
самоуничижение, продолжение рода, пищевой, страдные, приобретательство,
самоутверждение (12 шт)
Мюррей: выделяет единицу «индивид-среда». Организм и его окружение следует
рассматривать вместе – взаимное обусловливание.
Центральные понятия: потребность и давление (со стороны ситуации).
Взаимодействие между ними – тема. Потребности:
1) первичные (организм) и вторичные (психогенные)
2) позитивные (поиск) и негативные (избегание)
3) явные и латентные
Виды психогенных: достижение, аффилиация, агрессия, уважение, защита,
доминирование, секс и т.д.
Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное
влечение)
2. Маслоу – выделение метапотребностей (бытийные ценности). Иерархия
потребностей. Они тоже базовые, но направленность на развитие (см. вопрос
11).Противоречия являются условием развития личности.
Пути самоактуализации:
- полное и бескорыстное переживание
- процесс выбора
- предоставления Я возможности проявления
- взятие ответственности
- смелость
- актуализация своих возможностей
- высшие переживания
- отказ от защит
14. Ситуативная мотивация и ее исследования. Уровень притязаний и мотивация
достижения.
Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только
при контакте со средой.
1) мотивационное поле: субъект и его предметное окружение. Важен
актуальный опыт субъекта.
2) предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый
предмет есть потенциальный мотив.
3) квазипотребность – стремление к завершению начатого действия.
Возникают под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы,
которая стремится к разрядке – гомеостаз.
Опыты:
Овсянкина – если человека прервать, то 86% захочет вернуться к прерванному
действию.
Левин: (кафе, официант забывает заказ оплатившего посетителя)
Зейгарник: выполненное задание запоминается гораздо хуже, чем незаконченное
Биренбаум: эффект замещения – близкое по форме действие может разрядить
заряженную другим намерением систему.
Фаянс: изучение действенности намерений. Демонстрация детям
привлекательной, но недосягаемой игрушки. Регистрация: длительности
целенаправленного поведения и длит-ти фрустрации. Время тем больше, чем
ближе целевой объект. Вывод: возрастание валентности целевого действия с
уменьшением психологического расстояния.
Уровень притязаний:
Эксперименты Дембо: изменение поведения в зависимости от успеха/неудачи.
Хоппе: Я-уровень – это представление субъекта о себе как решающем данную
задачу; стремится к стабильности. УП – это сохранение Я-уровня в процессе
решения задач.
Для измерения важно учесть динамику.
1 этап: предшествующее достижение
2 этап: постановка цели. Целевое несоответствие: расстояние между
поставленной целью и предшествующим достижением.
3 этап: очередное достижение – успех/неудача
4 этап: реакция на успех/неудачу
Феномен: увеличение УП после успеха, уменьшение после неудачи
Индивидуальные различия в х-ре притязаний: личностные особенности
(честолюбие, смелость, осторожность, упорство, медлительность)
Теория результирующей валентности (Аткинсон):
1) значимость для субъекта успеха и неудачи
2) учет субъективной вероятности успеха или неудачи (прогноз результата)
+ необходим учет личностных переменных
3) мотив достижения – мотив избегания неудачи
2 тенденции:
|Стремление к успеху |Избегание неудачи |
|Адекватный УП |Заниженный УП |
|Нацеленность на решение задачи |Избегание участия в решении |
|Активная позиция |Пассивность |
|Реалистические цели средней сложности|Либо слишком сложные, либо слишком |
| |простые |
Обратная связь между 1 и 2: если успех был мало вероятен, то субъективная
ценность будет высокой.
Поведение в ситуации риска: суб в-ть успеха=суб в-ть неудачи. Здесь все
зависит от преобладающей мотивации:
1) м-я достижения – положительная результирующая тенденция, выбор задач
средней сложности
2) м-я избегания – задачи «на краях»
Варианты поведения в ситуации неуспеха:
- резкое повышение УП
- тыкание в одну точку
- снижение УП
- отказ от продолжения (защита, агрессия)
3 параметра УП: высота, устойчивость, адекватность
2 способа трактовки УП:
1. индикатор самооценки
2. репрезент мотивации достижения
Патологии: эпилепсия (ригидность, нет динамики); шизофрения – нет динамики,
психопатия – пилообразный профиль, неустойчивость
Методы: Хоппе, лабирины Юкнат, матрицы Равена, ТАТ (индуцирование
определенного мотивационного состояния с помощью предварительного теста,
затем ТАТ).
15. Конфликты: виды и способы их расзрешения. Защитные механизмы личности.
Когнитивный диссонанс.
Левин: конфликт – ситуация, в которой на индивида одновременно действуют
противоположно направленные силы равной величины. Типы ситуаций:
1. Между двумя положительными валентностями равной величины (буриданов
осел)
2. Равные отрицательные валентности (угроза наказания). Тенденция ухода:
- физический уход (бродяжничество)
- маскировка ухода (выбор более приятных заданий)
- обман
Взрослый должен поставит р-ку барьер: физический, социальный (запрет,
всевидящий бог), идеологический (апелляция к тщеславию, нормам группы)
3. Положительная и отрицательная валентности одновременно.
Когнитивный баланс – теория Хайдера: принциа хорошей формы. Все стремится к
балансу.
Левин: существуют спонтанные тенденции к выравниванию диспбаланса.
Когнитивный диссонанс – Фестингер 1957: представление человека о мире и
себе не терпит противоречий и стремится к соответствию.
Способы снятия диссонанса (неосознаваемый процесс):
1. Изменение поведения (бросить курить)
2. Изменение знания – понижение значимости (опасности нет - самоубеждение)
3. Селекция информации (отбрасывание страшных рассказов)
Особенности КД:
1) это негативное состояние
2) стремление его редуцировать
3) избегание событий, порождающих КД
4) интенсивность КД зависит от: значимости знаний и кол-ва знаний в
диссонансе
5) редукция и избегание зависят от интенсивности КД
6) редукция:
- добавление новых знаний (усиливающих одну из сторон или изменяющих
значимость эл-тов)
- изменение существующих элементов (снижение противоречия, понижение
значимости)
Редукция КД играет роль в:
1. конфликты после принятия решения
- более высокая оценка избранной альтернативы в случае высокого дис-са
- сожаление, попытка отменить решение
Эксп-ты Брема: оценка разложенных вещей, затем разрешение взять предмет и
вновь его оценить – переоценка взятого себе. Обратный феномен у людей с
заниженной самооценкой.
2. вынужденное совершение поступков – самооправдание
Эксп-т Мансона: оплата скучной работы 20$ или 1$. Соленое печенье и кол-
во воды: органическая потребность тоже попадает под волевую регуляцию.
Эксп-ты на групповое давление: неравные отрезки
3. специфический отбор информации – подбор позитивной инфо
4. несогласие с группой
5. неожиданные рез-ты действия – возможно даже изменение самооценки
Источники КД:
1) из логической непоследовательности
2) из несоответствия когнитивных эл-тов нормам (профессор кричит на
студента)
3) из несоответствия более широкой системе представлений
4) из несоответствия прошлому опыту
Защитные механизмы личности:
Фрейд: связаны с невозможностью прямой реализации инстинктивных влечений в
социуме. Это интериоризация внешних форм подавления. Мучительный, но
необходимый процесс.
Двоякая роль: защита психики от разрушения.
Гуманистическая псих-я: осознание защит и отказ от них.
1. Подавление – непонятый родительский запрет (наиболее патогенный) –
психосоматика. Эмоциональная тупость.
2. Отрицание – неприятие источника тревоги как реального события. Нарушение
логики.
3. Рационализация
4. Инверсия – замена источника угрозы противоположным
5. Проекция
6. Изоляция – отделение деталей от остальной сферы сознания
7. Регрессия
8. Сублимация – высвобождение энергии.
12. Развитие мотивационной сферы человека
Личность сущ-т только в развитии.
3 параметра развивающейся личности:
1. Широта связей с социальным миром (емкость + набор взаимосвязанных
мотивов)
2. Степень иерархизации мотивов (стр-ра мотивов как ядро личности)
3. Индивидуальный профиль мотивационной сферы.
Личность рождается дважды:
1) установление иерархии мотивов
2) осознание собственных мотивов (самосознание)
19. Проблема периодизации развития личности. Понятие социальной ситуации
развития.
Выготский - 2 группы теорий развития:
1. Механистические: развитие как процесс количественных изменений
2. Диалектические: качественное изменение структур сознания человека,
закономерное чередование колич изменений и кач перестройки сознания р-ка.
Сочетание изменений и стабильности в развитии – преемственность стадий
развития. Объект развития – ребенок, включенный в систему социальных
отношений.
3 возможности выделения стадий:
1. Природное развитие (формирование зубов)
2. Социальное развитие – Эльконин. 2 источника:
А) Выготский - социальная ситуация развития. Судим о стадии по тому, с
кем человек контактирует. Эта ситуация обеспечивает новообразование в
психике, в дальнейшем – изменение психики, изменение самой социальной
ситуации развития.
Б) Леонтьев – движущей силой развития является деят-ть р-ка. Понятие
ведущей деятельности. На каждом этапе есть своя ВД, внутри которой
появляются новые св-ва психики и возникают изменения в личностном росте +
развитие новых видов деят-ти. Р-к входит в 2 мира: мир людей (социальное
развитие) и мир вещей (культурное развитие). Эти 2 мира чередуются на
каждом этапе.
3. Собственно личностное – Эриксон. Основание для выделения стадий:
личностный выбор. Эпигенетическая концепция. Эпигенез (из эмбриологии) -
принцип пренатального развития: преемственность стадий, врожденный план
развития, поэтапность возникновения органов. Применительно к развитию
личности: личность есть целое, каждый этап имеет непреходящее значение.
Развитие личности – путь к развитию идентичности. 3 линии развития:
соматическое, социальное, развитие ЭГО (единство). Психо-социальный
кризис: в результате несогласованности линий развития. Кризис необходим
для перехода на новую стадию. Разрешение кризиса: позитивный
(формирование сильного кач-ва личности) и негативный (формир
патологического качества). Категория активности – кризис разрешается
личностью.
Выготский: целостность процесса развития. Каждый возраст обладает своей
неповторимой стр-рой. Ребенок включен в социум, общество задает некие формы
общения и взаимодействия (социальные ожидания). Важно отношение р-ка к
своему месту в обществе.
Место, которое занимает р-к в системе соц отношений – социальная ситуация
развития (уникальна на каждом этапе). Она целиком определяет формы и путь
приобретения р-ком новых свойств личности.
ССР – социальное бытие – изменение в сознании (поэтому новообразование
возникает в конце периода) – изменение самой личности – изменение всей
системы его отношений с миром и с собой – складывается новая ССР.
Учение о кризисах развития: решение задачи развития, которая состоит в
необходимость смены ССР.
Закономерность чередования стабильных и критических возрастов.
Особенности кризиса:
1. Особая динамическая стр-ра
2. Относиетльная трудновоспитуемость р-ка
3. Негативный х-р развития
4. Формирования псих новообразовний. 2 типа новообразований (в динамике):
центральное и частичные.
Эльконин: деятельность р-ка внутри 2 систем:
1. Ребенок – общественный предмет: усвоение способов действий
2. Ребенок – общественный взрослый: усвоение норм отношений
Это единый процесс формирования личности.
Различия в ведущей деятельности на разных этапах.
Гипотеза о периодичности процессов псих развития – закономерное чередование
периодов (спиралевидная): преимущественное развитие мотивационно-
потребностной сферы – формирование операционально-технических возможностей
– и т.д.
3 эпохи (раннее детство, детство, подростничество) по 2 периода, разделены
кризисами. Переход: при возникновении несоответствия между опер-техн возм-
тями р-ка и задачами мотивац-й деят-ти.
Большие кризисы: требуют перестройки отношений личность и общество.
Малые (1, 7, 15 лет): рождение личного сознания р-ка, перестройка отношения
к себе.
|Возраст |Круг общения |Ведущая |Исходы личностного |
| | |деятельность |выбора |
|Младенчество до 1 |Мать |Эмоциональное |Доверие/недоверие |
| | |общение | |
|Раннее детство 1-3|Родители |Предметно-манипул|Автономия/зависимость, |
| | |ятивная |стыд, сомнение |
|Дошкольное детство|Семья, |Сюжетно-ролевая |Инициатива/чувство вины|
|3-6 |сверстники |игра | |
|Младший школьный |Школа и |Учебная |Предприимчивость, |
|7-12 |соседи | |умелость/неполноценност|
| | | |ь |
|Подростковый |Сверстники и |Интимно-личностно|Формирование |
|11-15 (Эльконин) |учителя |е |идентичности/смешанная |
|12-20 (Эриксон) | | |идентичность: Кто Я? |
|Старший школьный |Друзья, |Учебно-профессион|Интимность/изоляция |
|15-16 (Эльконин) |коллеги |альная | |
|Ранняя зрелость | | | |
|20-26 (Эриксон) | | | |
|Зрелость (Эриксон)|Профессиональ|- |Генеративность/стагнаци|
| |ное | |я |
|26-60 |окружение, | | |
| |семья | | |
|Старость (Эриксон)|Близкие люди,|- |Целостность, единство |
| |все | |Я/одиночество, |
|Больше 60 |человечество | |дезинтеграця, отчаяние |
Часть III
1. Виды образных явлений. Определение ощущений и восприятия. Свойства
ощущений и образов восприятия. Классификации ощущений и рецепторов.
Образы:
1) перцептивные
2) неперцептивные
- постперцептивные (образы памяти)
- образы воображения
По степени обобщиения:
1) индивидуально-конкретный
2) обобщенный (визуальное понятие)
Функции образа:
1) Изображение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|