Детская психика
|10.|Д. |Палочка |Роза |Дуб |дудочка |Робин Гуд|Клоун |
| |Серёжа | | | | | | |
|11.|Ж. |Кольцо |Роза |Берёза|Пианино |Белоснежк|Клоун |
| |Наташа | | | | |а | |
|12.|И. |Камушек |Ромашка |Берёза|Скрипка |Большой |Обезьяна |
| |Руслан | | | | |медведь | |
|13.|М. Ринат|Дерево |Ландыш |Берёза|Гитара |Волк |Клоун |
|14.|М. Ксюша|Стол |Роза |Липа |Магнитофо|Елена |Обезьяна |
| | | | | |н |прекрасна| |
| | | | | | |я | |
|15.|О. |Кукла |Роза |Берёза|Дудочка |Джери |Фокусница|
| |Рината | | | | | | |
|16.|О. Костя|Стол |Цветок |Тополь|Пианино |Черт |Акробат |
|17.|О. Валя |Стол |Роза |Сосна |Пианино |Золушка |Клоун |
|18.|О. |Стол |Цветок |Берёза|Пианино |Волк |Фокусник |
| |Серёжа | | | | | | |
|19.|П. Тоня |Лентяйка |Лилия |Липа |Магнитофо|Золушка |Клоун |
| | | | | |н | | |
|20.|П. Слава|Камень |Ландыш |Дуб |Гитара |Джери |Клоун |
|21.|С. Витя |Магнитофон|Роза белая|Чёрная|Гитара |Джери |Клоун |
| | | | |рябина| | | |
|22.|С. Юля |Дверь |Тюльпан |тополь|Пианино |Доктор |С |
| | | | | | |Айболит –|животными|
| | | | | | |Гадкий |(дрессиро|
| | | | | | |утёнок |вщик) |
|23.|С. Катя |Кубик |Цветок |Берёза|Пианино |Колобок |Клоун |
|24.|У. Булат|Стол |Красный |Яблоня|Пианино |Репка |Жонглёр |
| | | |цветок | | | | |
|25.|Х. Таня |Камень |Роза |Дуб |Виолончел|Золушка |Гимнастка|
| | | | | |ь | | |
|26.|Х. Паша |Компьютер |Ромашка |Дуб |Дудка |Геркулес |Клоун |
|27.|Х. Аня |Карандаш |Гвоздичка |Берёзк|Пианино |Чиполлино|Слон |
| | | | |а | | | |
|28.|Ш. Саша |Компьютер |Гвоздика |Черёму|Гитара |Гулливер |Петрушка |
| | | | |ха | | | |
|29.|Ш. Нина |Сумка |Ромашка |Берёза|Скрипка |Белоснежк|Фокусник |
| | | | | | |а | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета.
Дети детского дома о себе (ретроспективная рефлексия, обращённость в
прошлое настоящее и будущее)
Как известно, самосознание ребенка с раннего возраста развивается в
плане постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем. Образы памяти и
воображения помогают ребенку соотносить свое «Я» во всех временных
интервалах. Чем младше ребенок, тем большее участие в формировании
жизненной перспективы детской личности должен принимать взрослый. С помощью
взрослого ребенок учится «вспоминать» период, «когда он был маленьким»,
начинает обращаться (опять же благодаря взрослому) к своему будущему:
«когда я вырасту большой». В норме, притязая на признание, ребенок
проецирует себя в будущем как сильную, многое умеющую и многое могущую
личность.
Способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и
будущим—важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся
личности.
При благоприятных условиях развитии самосознания, чем старше становится
ребенок, тем отчетливее у него понимание ответственности за себя в
настоящем и будущем. Однако здесь нет прямой корреляции с возрастом.
Развитие социально необходимой способности к рефлексии на перспективу
собственной жизни невозможно без содействия взрослого, заинтересованного в
формировании у ребенка личностного психологического времени, опосредующего
процесс жизнедеятельности, перспективы жизненного пути. Построение
субъективной картины жизненного пути в самосознании развивающейся личности
чрезвычайно важно. Эта картина может быть построена в случае развитой
способности к рефлексивной деятельности—аналитической способности к
соотнесению своего прошлого, настоящего и
будущего со своими возможностями, целями и ценностными ориентациями.
Высший уровень временного аспекта самосознания может быть развит к концу
подросткового или раннего юношеского возраста в условиях полноценных
отношений со значимым взрослым при развитом чувстве ответственности самого
подростка (или юноши).
В условиях депривации развивающейся личности в неблагополучной семье или в
детском учреждении интернатного типа чаще всего формируется личность без
ответственного отношения к собственному времени жизни. Эмоциональное
неблагополучие, тревога по поводу прошлого, настоящего и будущего у
воспитанников учреждений интернатного типа имеют типичную представленность
в их сознании.
С целью выяснения отношения детей-сирот к своему психологическому
времени была составлена и проведена анкета - (Моё представление о себе).
Результаты её проведения помещаются ниже.
Что хорошего у меня было в прошлом?
«Стряпал пирог»,- Сережа О., 12 лет.
«Не знаю»,- Валя О.,11лет; Яна В. 12 лет; Аня Х. 8лет.
«Детский парк», -Булат У., 8лет.
«Когда родители не пили», -Таймас Г., 13лет.
«Игрушки», -Рината О.,8 лет.
«Я ездил домой», -Артур Г.,12 лет.
«Да ничего», -Ринат М.,15 лет.
«Не помню», -Руслан И.,8 лет.
«Хорошо жил», - Саша Ш.,11 лет.
«Не знаю что писать», - Катя С.,10 лет.
«Когда я стрелял из ружья», - Слава П.,13 лет.
«У меня были оба брата дома, а не в тюрьме. Мы жили раньше хорошо и
дружно», -
Таня Х .,12 лет.
«Мы раньше хорошо жили», - Витя С.,12 лет.
«Детство», -Юля А.,14 лет.
«Нашла деньги. Попала в детский дом», - Наташа Ж.,11 лет.
«Жила хорошо», - Настя А.,12 лет.
«Ничего», - Тоня П.,12 лет; Денис А.,13 лет.
«Маму увидела, брата», -Ксюша М.,11 лет.
«Мама справила мой день рождения, было много друзей, мама подарила
куклу,
подруги принесли подарки. Затем ходили на горки», - Лена Б.,15 лет.
«Хорошо родился», - Сережа Д.,8 лет.
«Учился нормально», - Паша Х.,10 лет.
Мои приятные воспоминания.
«Ходил в магазин», - Серёжа О.,12 лет.
«В Новый год», - Валя О.,11 лет.
«Подарки», - Булат У.,8 лет.
«Хорошо», - Аня Х.,8 лет.
«Когда жил у бабушки», - Таймас Г.,13 лет.
«В гостях», - Рината О.,8 лет.
«Хочу поиметь компьютер», - АртурГ.,12 лет.
«Лагеря, игры», - Ринат М.,15 лет.
«Не могу сказать», - Руслан И.,8 лет.
«Мы с мамой пошли в магазин и купили игрушку», - Саша Ш.,11 лет.
«Не знаю что писать», - Катя С.,10 лет.
«Купаться», - Слава П.,13 лет.
«Был день рождения, мне дарили много подарков», - Таня Х.,12 лет.
«Как в деревне жили», - Витя С.,12 лет.
«Ездила в Анапу, в трудовой лагерь», - Юля А.,14 лет.
«Жила дома. Ездила в бассейн», - Наташа Ж.,11 лет.
«Забыла», - Люба Г.,12 лет.
«Хочу домой к сестре и папе», - Настя А.,12 лет.
«О хорошем», - Тоня П.,12 лет.
«Чтобы мы поехали в Челябинск в цирк», - Ксюша М.,11 лет.
«Хорошее», - Денис А.,13 лет.
«Как с Юлей гуляла», - Яна В.,12 лет.
«Как я ходила в садик», - Лена Б.,15 лет.
«Хорошо уметь писать», - Серёжа Д.,8 лет.
«Характер», - Паша Х.,10 лет.
Моё самое тяжёлое воспоминание о прошлом.
«Били камнем. Собака кусала», - Серёжа О.,12 лет.
«Не знаю», - Валя О., 11лет; Настя А., 12лет.
«Бьют», - Булат У.,8 лет.
«Так», - Аня Х.,8 лет.
«Когда мы были голодные», - Таймас Г.,13 лет.
«В доме», - Рината О.,8 лет.
«Я упал в яму, там была вода», - Артур Г.,12 лет.
«Бабушка и дедушка», - Ринат М.,15 лет.
«Когда каждый день ставили три укола», - Саша Ш.,11 лет.
«Не могу сказать», - Руслан И.,8 лет.
«Не знаю что писать», - Катя С.,10 лет.
«Когда я упал в канализационный люк», - Слава П.,13 лет.
«Когда папа развёлся с мамой изменилось многое», - Таня Х.,12 лет.
«Есть охота было», - Витя С.,12 лет.
«Лежала в больнице долго. Падала с качели», - Наташа Ж.,11 лет.
«Когда мне предлагали ложиться в больницу, а я не согласилась, и меня
усыпили и
увезли на скорой», - Люба Г.,12 лет.
«4 и 8 лет», - Тоня П., 12лет.
«В изоляторе лежала», - Ксюша М.,11 лет.
«Ничего», - ДенисА.,13 лет.
«Обижали», - Яна В.,12 лет.
«Нахождение в распределительном интернате в Челябинске», - Лена Б.,15
лет.
«Мама начала пить водку», - СерёжаД.,8 лет.
«Психовал», - Паша Х.,10 лет.
Чего я боюсь в будущем.
«Машина сбила», - Серёжа О.,12 лет.
«Курить стану», - Валя О., 11лет.
«Волка», - Булат У.,8 лет; Руслан И.,8 лет.
«Собаку», - Аня Х.,8 лет.
«Умереть», - ТаймасГ.,13 лет; Слава П.,13 лет; Витя С.,12 лет; Настя
А.,12лет;
Тоня П.,12лет; Яна В., 12лет.
«Огня», - Рината О.,8 лет.
«Директора», - Артур Г.,12 лет.
«Того, что могу погибнуть », - Ринат М.,15 лет.
«Что я буду без семьи», - Саша Ш.,11 лет.
«Не знаю что писать», - Катя С.,10 лет.
«Боюсь стать не знаю кем», - Таня Х.,12 лет.
«Смерти», - Юля А.,14 лет; Денис А., 13лет.
«Быть взрослой. Ходить ночью одна», - Наташа Ж.,11 лет.
«Трудно сказать», - Люба Г.,12 лет.
«Наркоманкой стать», - Ксюша М.,11 лет.
«Жить без мамы и сестёр», - Лена Б.,15 лет.
«Не хочу, чтобы Витю забрали», - Серёжа Д.,8 лет.
«Войны», - Паша Х.,10 лет.
Представленный материал ответов на вопросы, отражающие рефлексию на события
собственной жизни, является типичным для самосознания личности детей,
воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. В подавляющем числе
случаев мы убеждаемся с тяжёлом анамнезе: опрашиваемые указывают на
психические травмы, связанные со стрессовыми ситуациями семейных
конфликтов. Эти травмирующие факторы сохраняют свое воздействие в настоящем
и проецируются в будущее. У большинства обследуемых (независимо от
возраста) сохраняются тревога, неуверенность в своих собственных силах и в
своей ценности. В силу этих обстоятельств мы наблюдаем заниженную
самооценку и низкие (по сравнению со сверстниками из благополучной и
полноценной семьи) притязания на признание.
Для диагностики и коррекционной работы следует опираться на позитивный
багаж истории и перспектив личности: хорошие воспоминания, надежды и
радость сегодняшнего дня, ожидание счастливого будущего,—то звено
самосознания личности, которое поможет коррекционной работе с малым
ребенком, подростком или молодым человеком. Негативные прошлое и настоящее
должны быть сняты в процессе коррекционной работы как определяющие
дальнейшую жизнь доминанта и фатальная неизбежность.
Аналогичное анкетирование проводится в детских домах не впервые.
Подобный материал собрали В.С Мухина., С.А. Журавлёва., В.А. Земляков.,
Э.В. Погорелов., Л.И. Степченкова. (см.48)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Социальный статус родителей на май 1998г.
Анамнез детей.
Табл.8
|№ | | | Анамнез ребёнка |
|п/п|Ф.И.О. |Родители | |
| | | | | |
| | |Мать |Отец | |
| | | | | |
|1. |А. |Лишена|Не | Данных о рождении и развитии нет. |
| |Анастасия |родите|лишён |Психотравма в 3 года – укус собакой. |
| |(17.05.86 |льских|родите|Наследственная отягощённость: алкоголизм |
| |г.р.) |прав |льских|родителей. ДЗ: Пр оп ЦНС с ЗПР смешанного |
| | |03.10.|прав |генеза церебральный, психогенный варианты.|
| | |95 г. | |3 группа здоровья, физ. развитие ср. |
| | | | |гарм., физ-ра осн. |
|2. |А. Денис |Лишена|Форма |Данных о рождении и развитии нет. |
| |(31.05.84 |родите|№ 4. |Наследственная отягощённость: алкоголизм |
| |г.р.) |льских| |родителей. ДЗ: Пр оп ЦНС с ЗПР на уровне |
| | |прав | |дебильности. 3 группа здоровья, физ. |
| | |29.05.| |развитие ср. гарм., физ-ра осн. |
| | |98 г. | | |
|3. |А. Юлия |Лишена|Форма |Девочка от 7 беременности, 4 родов; вес |
| |(24.02.84г.|родите|№ 4. |3300 г, рост 51см; ИВ с 6 мес, ходит с 11 |
| |р.) |льских| |мес. Оценка – физ. развита. С 2 лет – |
| | |прав | |микросоматотип дисгармонич. Наследственная|
| | |14.01.| |отягощённость: рождена в тюрьме; |
| | |97 г. | |алкоголизм родителей. ДЗ: Олигофрения в |
| | | | |ст. лёгкой дебильности на рез - ор осн.,|
| | | | |неврозоподоб. см. 3 группа здоровья, физ.|
| | | | |развитие ср. гарм., физ-ра осн. |
|4. |Б. Елена |Лишена|Умер |Данных о рождении и развитии нет. |
| |(30.12.82г.|родите|06.08.|Наследственная отягощённость: Алкоголизм |
| |р.) |льских|88 г. |родителей. ДЗ: психически здорова, |
| | |прав | |неврозоподоб. см. 2 группа здоровья, физ.|
| | |03.10.| |развитие ср. гарм., физ-ра осн. |
| | |95 г. | | |
|5. |В. Яна |Умерла|Умер |Девочка от 3 преждевременных родов; Вес |
| |(13.05.86 | |в 1995|2450 г, рост 46 см; Группа здоровья 2 .ИВ|
| |г.р.) |в 1989|г. |с рождения. Множественные заболевания в |
| | |г. | |раннем возрасте. ДЗ: ЗПР, 3 группа |
| | | | |здоровья, физ. развитие ниже ср., физ-ра |
| | | | |осн. |
|6. |Г. Вадим |Лишена|Лишен |Мальчик рождён недоношенным. ИВ с 4 мес. С|
| |( 08.04.81 |родите|родите|первых дней жизни страдает гипотрофией, |
| |г.р.) |льских|льских|перенёс рахит 2 ст. С 1 года – отставание |
| | |прав |прав |психомоторной функции. Наследственная |
| | |20. |20.03.|отягощенность: алкоголизм родителей. ДЗ: |
| | |03.96г|96г. |Олигофрения в ст. лёгкой на рез-орг осн., |
| | |. | |физ недоразвитие 3 степени, 3 группа |
| | | | |здоровья, физ-ра осн. |
|7. |Г. Таймас |Лишена|Лишён |Мальчик родился доношенным. ИВ с самого |
| |(06.07.84 |родите|родите|рождения. Гипотрофия 2 ст., диатез; |
| |г.р.) |льских|льских|Множественные заболевания в раннем |
| | |прав |прав |возрасте. Наследственная отягощённость: |
| | |20.03.|20.03 |алкоголизм родителей, курение. ДЗ: Пр оп |
| | |96 г. |96 г. |ЦНС со слабоумием на уровне дебильности .,|
| | | | |3 группа здоровья, физ. развитие ниже |
| | | | |ср., физ-ра осн. |
|8. |Г. Артур |Лишена|Лишён |Мальчик родился недоношенный, вес 2600 |
| |(11.07.85 |родите|родите|г.,49 см.; в домашних условиях, ИВ с |
| |г. р.) |льских|льских|рождения. Гипотрофия 3 ст., рахит. |
| | |прав |прав |Множественные заболевания в раннем |
| | |20.03.|20.03.|возрасте. Наследственная отягощённость: |
| | |96 г. |96 г. |алкоголизм, курение. ДЗ: Олигофрения в ст |
| | | | |умеренно выраженной дебильности , 3 гр, |
| | | | |микросоматотип 2 ст разв гарм. |
|9. |Г. Любовь |Умерла|Умер |Девочка родилась доношенная, вес4000 г., |
| |(21.09.84.)| |28.02.|57 см., 9 беременность, 3 роды. |
| | |19.04.|95 г. |Наследственная отягощённость: алкоголизм. |
| | |96 г. | |В детстве-порок сердца бледного типа. ( |
| | | | |Снят-17.03.98 г.) ДЗ: Психически здорова ,|
| | | | |неврастено-истерический невроз. . 3 группа|
| | | | |здоровья, физ. развитие ниже ср. ., |
| | | | |физ-ра дополн. |
|10.|Д. Сергей |Лишена|Лишён |Мальчик родился доношенным, вес 3500 г. |
| |(21.01.90 |родите|родите|Наследственная отягощённость: алкоголизм. |
| |г.) |льских|льских|ИВ с двух месяцев.ДЗ: Проп ЦНС с ЗПР |
| | |прав |прав |психогенного происхождения, 3 группа |
| | |20.03.|21.11.|здоровья, физ. развитие ср. |
| | |96 г. |96 г. |гарм.,микросоматотип, физ-ра осн. |
|11.|Д. Евгений|Лишена|Лишён |Мальчик родился доношенным, вес 2300г., 4 |
| |(27.01.90.г|родите|родите|беременность, 3 роды, гипотрофия. |
| |.р.) |льских|льских|Наследственная отягощённость: алкоголизм. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|