МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Детская психика

    эти этапы склонны рассматривать как самостоятельные точки отсчета в

    развитии самосознания.

    Так, существует представление, согласно которому зарождение

    самосознания связано уже с внутриутробным развитием; важнейшую роль в этом

    играют тактильные контакты подготавливающие чувство ограниченности

    собственного тела (74). Хотя почти все авторы подчеркивают значение

    межперсональных отношений для развития самосознания, механизмы влияния

    взаимоотношения ребенка с взрослым и соответственно форма, в которой

    зарождается самосознание, и возраст его возникновения мыслятся различно.

    Авторы, рассматривающие развитие ребенка в психоаналитической традиции,

    понимают процесс зарождения самосознания как процесс субъективного

    отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими

    процессами, уменьшается у ребенка с появлением матери; соответственно

    ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от

    матери (47). По данным зарубежных авторов, при хорошем материнском уходе

    осознание ребенком своей отделенности от матери возникает к концу первого

    года жизни (28,47). Согласно последователям Ч. Кули и Дж. Мида, появление

    самосознания связано у ребенка с появлением у него способности встать на

    место другого, усвоить иную перспективу в восприятии и оценке собственных

    свойств (74). Согласно другой точке зрения, скорее происходит обратное:

    ребенок переносит знания, полученные относительно других, на самого себя—в

    этом процессе и зарождается или оформляется его самосознание(12).

    Возникновение самосознания связывается также с выражением в отчетливой

    форме эмоционального отношения (желаний, чувств) к окружающему. Такой точки

    зрения придерживался В. Н. Мясищев (56). Многие советские авторы

    подчеркивали также значение подросткового и юношеского возраста для

    развития самосознания, которое Э. Шпрангер считал главным новообразованием

    этого возраста (9,15,43,65,84). Появление сознательного «Я», возникновение

    рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственная

    самооценка, интимизация внутренней жизни — вот некоторые феноменальные

    проявления самосознания в этом возрасте (38). Этот период считается

    критическим, переломным или даже периодом собственно возникновения

    самосознания во всей его целостности. «Периодом возникновения сознательного

    «Я»,—пишет И. С. Кон—как бы постепенно ни формировались отдельные его

    компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст» (38,с.270).

    Итак, возникновение самосознания связывается с тактильными ощущениями,

    свойственными человеческому зародышу, с досознательным чувством

    собственного существования, с проходящим с первых недель жизни процессом

    дифференциации внешних и внутренних ощущений, с субъективным отделением

    ребенка от матери, наступающим к концу первого года жизни, с осознанием

    зарождающейся самостоятельности, обусловленной увеличением произвольности

    движений и возможностью речевого самовыражения, наступающей к двум-трем

    годам, с возможностью выразить свое эмоциональное отношение к окружающему,

    с переносом знаний, сформированных относительно другого человека, на себя

    самого, происходящим по мере развития социальной перцепции, интеллекта и

    сознания ребенка, с возникновением эмпатической способности к усвоению

    чужой точки зрения и оценок окружающих и, наконец, с возникающей

    интимизацией, рефлексией и нравственной самооценкой, возникающей в

    подростковом возрасте.

    Является ли истинной лишь одна какая-то точка зрения, или, может быть,

    речь идет о происхождении различных психических образований, или, наконец,

    выделенные формы самосознания и периоды их возникновения отражают этапы в

    его развитии? С тем, чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим еще раз

    упомянутые и некоторые другие феномены в контексте тех исследовательских

    парадигм, в которых они приобретают свою содержательную интерпретацию.

    Принципы анализа самосознания в психологии. Изучению развития

    самосознания ребенка в советской психологии уделяется большое внимание

    (см.3,4,77,79,83 и др.).

    Принцип развития в анализе самосознания состоит в признании положения о

    непрерывности изменения самосознания на протяжении всей жизни человека.

    Формирование самосознания в онтогенезе проходит определенные стадии,

    связанные с возрастными этапами психического и физического развития

    человека. Каждая стадия в развитии самосознания имеет специфический уровень

    и свойственное для данного уровня своеобразие возможностей познания себя,

    способности к самооценке и само регуляции деятельности и поведения.

    Онтогенетические уровни самосознания обусловливаются, прежде всего,

    развитием на данной возрастной стадии других психических функций — памяти,

    мышления, речи, произвольных действий, чувств и т. д., поскольку все акты

    самосознания формируются и осуществляются только на основе этих процессов и

    только через них. Иными словами, онтогенетические уровни самосознания

    детерминированы степенью развития сознания и психики в целом.

    Манипулирование ребенка с предметами внешнего мира, расширение сферы его

    действий и общения, усложнение взаимоотношений с взрослым совершенствует

    способы взаимосвязи ребенка с окружающим его миром. Именно деятельность

    самого ребенка, различные формы его активности в предметном освоении мира и

    общении выступают основными факторами развития у него самопознания вначале

    в смутных недифференцированных, а затем во все более адекватных,

    расчлененных формах.

    В настоящее время в советской психологии еще нет единого мнения о

    начальном моменте и критерии появления самосознания в онтогенезе. Согласно

    точке зрения Б. Г. Ананьева, самосознание возникает в период, когда ребенок

    начинает выделять себя в качестве субъекта своих действий. Однако границы

    данного периода весьма неопределенны, поэтому, по мнению Ананьева,

    окончательное решение этого вопроса на данном этапе исследования проблемы

    самосознания еще невозможно(4).

    Несколько последовательных моментов становления самосознания в

    онтогенезе намечает С. Л. Рубинштейн (65). Это овладение собственным телом,

    возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и

    самообслуживание. Так, ребенок становится самостоятельным субъектом

    различных действий, выделяет себя из окружения, у него формируются первые

    представления о своем Я. Среди психологов встречаются мнения (3), что

    появление самосознания относится к периоду формирования мышления и речи, в

    результате чего возникает возможность оценивать свои умения в различных

    видах деятельности. В психологической литературе встречается также

    предположение, что самосознание появляется только в подростковом возрасте.

    Однако ярко выраженные особенности самосознания подростка, появление

    осознанного стремления к самопознанию не дают основания отрывать этот

    генетический уровень самосознания от всех предшествующих ему уровней.

    Напротив, он может быть понят и объяснен в своих особенностях лишь на

    основе более ранних стадий развития самосознания.

    Отдельные признаки самосознания на начальных стадиях своего развития,

    конечно, еще не свидетельствуют о появлении самосознания в форме осознания

    личностью себя во всей совокупности физических и психологических качеств.

    Но эти признаки могут характеризовать онтогенетический уровень

    самосознания, соответствующий определенному возрастному этапу развития

    человека.

    Несовершенные формы самосознания появляются у ребенка уже в первые годы

    его жизни. Эти формы обусловлены определенной степенью взаимоотношений с

    внешним миром и соответствующими моментами физического и психического

    развития. Вначале выделяется физическое Я ребенка, в основе которого лежит

    отражение им его физических качеств и возможностей, особенностей своего

    тела.

    Плодотворные идеи о формировании физического Я человека были выдвинуты

    в трудах И. М. Сеченова (69). Он считал, что в основе всех актов

    самосознания вообще и направленных на осознание своего физического Я в

    частности лежит рефлекторная деятельность мозга, которая дает возможность

    создавать многообразные связи между отдельными ощущениями, идущими от наших

    органов чувств. Синтез ощущений, аккумулированных во внутренних органах

    чувств и органах чувств, находящихся на поверхности тела,— исходный момент

    в формировании представлений человека о своем теле. В связи с этим Сеченов

    подчеркивал тесную генетическую связь процессов предметного сознания и

    самосознания: «Человек беспрерывно получает впечатления от собственного

    тела. Одни из них воспринимаются обычными путями (собственный голос —

    слухом, формы тела — глазом и осязанием), а другие идут, так сказать,

    изнутри тела и являются в сознании в виде очень неопределенных темных

    чувствований. Ощущения последнего рода есть спутники процессов,

    совершающихся по всех главных анатомических системах тела (голод, жажда и

    пр.) и справедливо называются системными чувствами. У человека не может

    быть, собственно, никакого предметного ощущения, к которому не

    примешивалось бы системное чувство в той или другой форме... Первая

    половина чувствований имеет, как говорится, объективный характер, а вторая

    — чисто субъективный. Первой соответствуют предметы внешнего мира, второй —

    чувственные состояния собственного тела, самоощущения»(69,с.502-503). Таким

    образом, системные чувства, ощущения, идущие от внутренних органов,

    сопровождают каждое явление предметного сознания. Предметное сознание,

    создавая образ собственного тела, представления о своих физических

    состояниях и качествах, связывается с системными чувствами, которые создают

    своеобразный эмоциональный фон самочувствия, самоощущения.

    Два вида ощущений — системные чувства и предметные — находятся у

    ребенка, вначале в слитном состоянии, их выделение идет через анализ,

    расчленение первоначально ассоциированных ощущений объективного и

    субъективного характера, объединенных в целостном акте познания. Процесс

    отделения самочувствия от явлений предметного сознания также формируется на

    основе многочисленных сочетаний объективного и субъективного момента в

    любом психическом процессе.

    Детское самочувствие, утверждает Сеченов, дает основу для формирования

    более сложных форм самосознания. «Из детского самочувствия родится в зрелом

    возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к актам

    собственного сознания критически, т. е. отделять все свое внутреннее от

    всего происходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с

    внешним,— словом, изучать акт собственного сознания» (69,с.504).

    В связи с усложнением отношений ребенка с миром окружающих его людей и

    усложнением форм общения с ними происходит выделение духовного Я. При этом

    происходит восприятие человеком в себе своих представлений, чувств, мыслей,

    волевых процессов, их мотивов. «Человек начинает умственно отделять себя не

    только от процессов чувственного восприятия внешнего мира, но и от своих

    помыслов, хотений, действий. Возникает самоанализ, самооценка, одним

    словом, сознание себя деятелем, человеком воспринимающим и

    думающим»(82,с.221). В основе духовного Я заключены единство, целостность

    внутреннего бытия личности, преемственность отдельных этапов ее духовного

    развития. Особенности Я на разных этапах онтогенеза человека составляют

    специфическое содержание самосознания. В его состав входят как устойчивые,

    инвариантные, так и изменчивые, лабильные компоненты.

    Развитие и изменение Я совершается непрерывно вместе с физическим и

    духовным развитием личности. Я ребенка, Я взрослого человека, Я в старости

    имеют разные содержательные характеристики. Даже для одного и того же

    возрастного периода личности Я в зависимости от особенностей переживаний,

    от эмоционального фона всех состояний личности бывает неодинаковым.

    Изменчивость и лабильность Я вовсе не означает наличия у личности

    нескольких Я. Дело в том, что не все в структуре Я одинаково подвержено

    изменениям, больше всего меняется та его часть, которая не связана с

    сущностными особенностями личности. Но и последние в свою очередь в течение

    жизни личности находятся в состоянии постоянного уточнения, углубления,

    обогащения, вместе с тем они сохраняют известную тождественность, создающую

    индивидуальность личности, ее неповторимость.

    С развитием познавательной способности сознания ребенка, расширением

    сферы его деятельности самосознание приобретает новые свойства и

    существенно меняется в подростковом возрасте.

    Впервые к исследованию самосознания подростка в советской психологии с

    новых методологических позиций обратился Л. С. Выготский (14,15,17,23,25).

    Согласно Выготскому, самосознание — это социальное сознание, перенесенное

    вовнутрь, а память — та основа, которая сохраняет целостность самосознания,

    неразрывность и преемственность отдельных его состояний. При анализе

    самосознания подростка он реализует важнейший методологический принцип

    психологии — принцип развития. Самосознание подростка Выготский

    рассматривает, но только как феномен его личности и сознания, а как момент

    развития личности подростка, обоснованный биологически и социально

    подготовленный всей предшествующей его историей. В организации нервной

    системы заложены возможности самосознания, но для того чтобы эти

    возможности были реализованы, необходимы соответствующие психологические и

    социальные изменения.

    Выготский резко критикует точку зрения, согласно которой человек

    «познает» свой внутренний мир, отдельные духовные качества путем

    неожиданного, внезапного их открытия. Он утверждает, что «с естественной

    необходимостью вся психологическая жизнь подростка перестраивается так, что

    возникновение самосознания является только продуктом всего предшествующего

    процесса развития»(23). Образование самосознания — это определенная

    историческая стадия в развитии личности, неизбежно возникающая из

    предыдущих стадий. Процесс становления самосознания подростка он

    рассматривает также стадиально, как поэтапное развитие, где каждая

    предыдущая ступень подготавливает последующую.

    В самом общем виде развитие самосознания подростка выглядит так.

    Вначале это просто накопление представлений о самом себе. В связи с этим

    происходит все большое узнавание себя, все более обоснованное и все более

    связное. Затем, по мере обобщения этих представлений, происходит их

    интериоризация. Дальнейшая интеграция самосознания подростка приводят его к

    осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности,

    оригинальности, наконец, появляется способность суждения в отношении себя и

    самооценки своей личности.

    Процесс становления самосознания Выготский рассматривает в русле своей

    культурно-исторической концепции и с точки зрения положения об

    интериоризации внешних действий. Для психологии особенно ценно обоснование

    им социальной сущности самосознания и плодотворная попытка анализировать

    его как непрерывный процесс развития.

    Выготский много внимания уделял анализу отношений человека с самим

    co6oй (а не с миром внешних объектов). Рассматривая его представления о

    самосознании, необходимо отметить, что обычно самосознанием он называл

    определенный этап в развитии сознания человека, отделяя при этом

    самосознание как сторону, аспект сознания, для обозначения чего он

    использовал термины «рефлексия»(23, с.228), «самосознание» (употребляемый

    здесь в широком смысле), «интроспекция»(23, с.160).

    1. Рефлексия. Представляя самосознание аспектом сознания, Выготский

    подчеркивал значение рефлексивности как конституирующей характеристики

    сознания, указывая, что последнее возникает лишь с появлением самосознания.

    При рассмотрении в своих ранних работах механизмов сознания, Выготский

    сближал сознание и самосознание(25). Обращение к самосознанию как аспекту

    сознания позволило Выготскому рассмотреть развитие рефлексии в онтогенезе,

    то есть изучить предпосылки появления в подростковом возрасте самосознания

    как высшего этапа в развитии сознания.

    Такой предпосылкой выступает развитие процессов отделения себя от мира и

    мира от себя, разделения внешней и внутренней реальности. Выготский

    показывает, что выделение себя из окружающей действительности является

    обратной стороной развития процесса осознания внешнего мира(23, с.197).

    Важный момент в развитии рефлексии представляет появление вербального

    отражения собственных процессов и действий, выступающего, по Выготскому,

    основой для развития самосознания и высших волевых регулирующих механизмов

    (там же, с.160). Он указывал, что переход к словесной интроспекции

    повторяет в общих чертах аналогичное развитие восприятия внешнего мира —

    переход от «бессловесного и, следовательно, несмыслового восприятия» (21,

    с.219) к восприятию смысловому, словесному, предметному, т. е. обобщенному.

    Поэтому и переход к словесной интроспекции не означает ничего другого,

    кроме начинающегося обобщения внутренних форм активности. Заметим, что у

    Выготского четко прослеживается тенденция к сближению таких моментов, как

    означивание, осмысление и обобщение, что является (если использовать

    категориальный аппарат его последователя А. Н. Леонтьева) следствием

    слияния в предложенной Выготским единице сознания («значении») смысла и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.