Детская психика
[pic]: Корреляция между итоговым значением «Я-концепция» и одним из его
составляющих «Другие оценивают меня» статистически значимо отличается от
нуля.
Алгоритм расчёта аналогичен предыдущему. Все необходимые для вычисления
данные расположены в табл. 3.2 приложения.
В связи с наличием одинаковых рангов высчитываем значения поправок.
В данном случае в ряду А присутствует 6 групп одинаковых рангов,
следовательно
а = 2;3;2;2;2;2.
[pic]
В ряду В присутствует 5 групп одинаковых рангов, следовательно, b =
2;2;2;2;4.
[pic]
В данном случае:
[pic]
По специальной табл.(70) определяем критическое значение [pic], при N=27.
[pic] [pic]
[pic] [pic] [pic]отклоняется. Принимается [pic].
Ответ: [pic]отвергается. Принимается [pic]. Корреляция между итоговым
значением «Я-концепция» и одним из его составляющих «Другие оценивают меня»
статистически значима[pic]и является положительной.
Третья сравниваемая пара значений «Я-концепция» и «Рефлексивное Я»
Сформулируем гипотезы:
[pic]: Корреляция между итоговым значением «Я-концепция» и одним из его
составляющих «Рефлексивное Я» не отличается от нуля.
[pic]: Корреляция между итоговым значением «Я-концепция» и одним из его
составляющих «Рефлексивное Я» статистически значимо отличается от нуля.
Алгоритм расчёта аналогичен двум предыдущим. Все необходимые для
вычисления данные расположены в табл. 3.3. приложения.
В связи с наличием одинаковых рангов высчитываем значения поправок.
В данном случае в ряду А присутствует 6 групп одинаковых рангов,
следовательно
а = 2;3;2;2;2;2.
[pic]
В ряду В присутствует 6 групп одинаковых рангов, следовательно, b =
2;5;2;4;3;9.
[pic]
В данном случае:
[pic]
По специальной табл.(70) Определяем критическое значение [pic], при N=27.
[pic] [pic]
[pic] [pic] [pic]отклоняется. Принимается [pic].
Ответ: [pic]отвергается. Принимается [pic]. Корреляция между итоговым
значением «Я-концепция» и одним из его составляющих «Рефлексивное Я»
статистически значима[pic]и является положительной.
Последней сравниваемой парой на тесноту связи по [pic] Спирмена стали
показатели «Я-концепция» и «Самооценка».
Сформулируем гипотезы:
[pic]: Корреляция между итоговым значением «Я-концепция» и одним из его
составляющих «Самооценка» не отличается от нуля.
[pic]: Корреляция между итоговым значением «Я-концепция» и одним из его
составляющих «Самооценка» статистически значимо отличается от нуля.
Алгоритм решения аналогичен расположенным выше. Все необходимые для
вычисления данные расположены в табл. 3.4. приложения.
В связи с наличием одинаковых рангов высчитываем значения поправок.
В данном случае в ряду А присутствует 6 групп одинаковых рангов,
следовательно
а = 2;3;2;2;2;2.
[pic]
В ряду В присутствует 7 групп одинаковых рангов, следовательно b =
2;2;2;2;2;2;2.
[pic]
В данном случае:
[pic]
По специальной табл.(70) определяем критическое значение [pic], при N=27.
[pic] [pic]
[pic] [pic] [pic]отклоняется. Принимается [pic].
Ответ: [pic] отклоняется. Принимается [pic]. Корреляция между итоговым
значением «Я-концепция» и одним из его составляющих «Самооценка»
статистически значима[pic]и является положительной.
Итоговым выводом из расчёта коэффициента ранговой корреляции [pic]
Спирмена между показателем «Я-концепция» и его составляющими будет
следующее:
1. Во всех четырёх случаях сравнения математическая статистика подтвердила
значимость, тесноту (силу) и направление корреляционной связи между
двумя признаками.
2. - Сильная, или тесная связь выявлена при соотношении «Я-концепции» и
ожидаемой оценкой окружающих «Рефлексивное Я» [pic]
[pic]
-Высокая значимая корреляция, выявлена при соотношении «Я-
концепции» с «Я оцениваю других» и с «Другие оценивают меня» [pic]
[pic] (связь средняя при 0,50< [pic]< 0,69)
[pic]
- Значимая корреляция, выявлена при соотношении «Я-концепции» с
«Самооценкой» [pic]
[pic] (связь умеренная при 0,30< [pic]< 0,49)
Во всех вышеприведённых расчётах выборка детей детского дома школьного
возраста от 7 до 17 лет фигурировала как единое целое. На основании их мы
сделали выводы о закономерностях развития составляющих самосознания.
Однако для того, чтобы выявить особенности становления самосознания (в
его составляющих) пришлось провести дополнительные манипуляции с
эмпирическим материалом.
Исследуемая выборка была разделена:
1. по половому признаку;
2. по возрастному принципу;
3. по принципу семейного комплектования.
По каждому разделению по признакам были высчитаны [pic], четыре
составляющих самосознания и проведена их интеграция в показатель «Я-
концепция» по каждому признаку (см. табл.[pic]приложения1).
Завершающим этапом исследования стало сопоставление показателей «Я-
концепция» по каждому из признаков (половому, возрастному, семейному) со
сводным значением выборки.
Сопоставление показателей проводим по знакомому критерию [pic]Фридмана,
так как он позволяет установить, что величины показателей от условия к
условию изменяются.
Все данные сравниваемых величин приводятся в табл.4 приложения.
Проранжируем значения, полученные по четырём составляющим показателей
«Я-концепция» (половому, возрастному, семейному, сводному) каждым
испытуемым (см. табл.4 приложения1).
Сумма рангов по каждому испытуемому должна составлять – 10.
Определяем расчётную общую сумму рангов:
[pic]
Эмпирическая сумма составляет:
70,5+60,5+83+56=270 ,что совпадает с расчётной величиной.
Сформулируем гипотезы:
[pic]: Различия в величинах «Я-концепции» в зависимости от принципа
составления совокупности являются случайными.
[pic]: Различия в величинах «Я-концепции» в зависимости от принципа
составления совокупности не являются случайными.
Теперь нам нужно определить эмпирическое значение[pic]:
[pic]с = 4
n = 27
[pic]
Для [pic]
[pic] [pic] [pic]
[pic]
9,838 >9,567 Различия достоверны на уровне [pic].
[pic][pic] [pic]отклоняется. Принимается [pic].
Ответ: [pic]отклоняется. Принимается [pic]. Различия в величинах «Я-
концепции» в зависимости от принципа составления совокупности не случайны
(при [pic]).
На основании полученного результата можно сделать следующий вывод, что
принцип семейного комплектования (место постоянного проживания детей) и
принцип половой принадлежности несколько более значимы для детей-сирот, чем
возрастной принцип и общеколлективный (см.табл. 4 приложения)
Данный вывод подтверждается многочисленными фактами, зафиксированными
методом наблюдения.
На этом мы завершаем анализ данных, полученный формализованными
методами и переходим к анализу неформализованных методик. Отнесение в конец
по порядку описания совершенно не означает, что проективные методы вторичны
по смыслу. Именно эти методы несут в себе значительную долю информации,
неподдающейся формализации.
Анализ и интерпретация результатов по тесту «Автопортрет» (выборка 26
чел. из 34):
Анализ «сырых» эмпирических данных (см табл.5) свидетельствует о следующем:
1. Значительная часть ребят (62% от выборки) считают себя в настоящий
момент младше по возрасту, чем они есть на самом деле (12% считают себя
старше и 26% реально соотносят себя со своим психологическим временем).
Этот факт, сам по себе, свидетельствует об инфантильности воспитанников.
2. Наиболее значимым и комфортным состоянием большинство детей считает свое
прошлое (54% от выборки); для 12% - значимо настоящее и 34% возлагает
надежды на будущее.
3. Для некоторых ребят образ самого себя заряжен отрицательно, они не
принимают и не любят себя (В прошлом – 6 «не-я» из 26 «Я»(23%); в
настоящем – 8 «не-я» из 26 «Я»(31%); в будущем - 8«не-я» из 26 «Я»(31%)).
4. Трое ребят вообще отказались от рисования на заданную тему, мотивируя
отказ неумением. Исследователь предполагает, что дети в данном случае
использовали механизм психологической защиты – избегание, который в свою
очередь свидетельствует об определённых внутриличностных проблемах.
5. Образ Я у детей, воспитывающихся вне семьи, слабо дифференцирован. Об
этом свидетельствуют результаты по данной методике (см табл.5а). Этот
факт неоднократно отмечался и другими исследователями данной проблемы
(59;64).
Анализ и интерпретация результатов по методике исследования детского
самосознания «Поло-возрастная идентификация» Н.Л.Белопольской (выборка 29
чел. из 34):
Анализ «сырых» эмпирических данных (см табл.6) свидетельствует о следующем:
1. У детей-сирот воспитывающихся в условиях детского дома, довольно
адекватно сформирована оценка идентификации своего настоящего, прошлого и
будущего половозрастного статуса. 72% (3/4 выборки) опрошенных вполне
реально соотносят себя со своим жизненным путём.
2. При сопоставлении «Я-настоящего» с «Я-привлекательным» и «Я-
непривлекательным» получилось следующее:
Табл. II.
|№ |Образ |Привлекательный образ |Непривлекательный образ (%)|
| | |(%) | |
|№ 1 |Младенец |39 |3 |
|№ 2 |Дошкольник |3 |0 |
|№ 3 |Школьник |10 |12 |
|№ 4 |Юноша |41 |8 |
|№ 5 |Мужчина |7 |19 |
|№ 6 |Старик |0 |58 |
Примерно равное процентное содержание несут в себе образы «Я-
привлекательное-младенец» и «Я-привлекатальное-юноша» (39%и
41%соответственно). Данная тенденция говорит о том, что данные образы
наиболее значимы для воспитанников детского дома, нежели все другие.
Образ «Я-непривлекательное-старик» несёт в себе наиболее значимую
негативную окраску. Более половины опрошенных (58%) отвергли именно этот
образ. Объяснением этого является страх перед смертью.
3. Более половины опрошенных оценивает свой настоящий (паспортный) возраст
неадекватно: считают себя в настоящий момент младше по возрасту, чем они
есть на самом деле 62%; 27% считают себя старше и лишь 11% ребят реально
соотносят себя со своим психологическим временем. Обладая подобными
пропорциями, можно говорить о преобладании инфантильности над стремлением
к взрослению и чувством реальности у воспитанников.
Анализ и интерпретация результатов по методике «Проективный перечень»
(выборка 29 чел. из 34):
Анализ «сырых» эмпирических данных (см табл.7) свидетельствует о
необходимости в дополнительном табличном представлении данных:
Табл. III.
|Категория |Значения и количество |Процентное |
|интерпретации | |содержание |
| | |фактора |
|1.Неодушевлённ|Стол – 7чел. |25% |
|ый предмет | | |
| |Камень – 3 чел. |10% |
| |Нечто деревянное – 4 чел. |14% |
| |Бытовые приборы – 6 чел. |21% |
| |Игрушки – 3 чел. |10% |
| |Канцелярские принадлежности – 3 чел. |10% |
| |Оригинальные ответы (сумка, кольцо, дверь) –|10% |
| |3 чел. | |
|2.Травянистое |Цветок (в общем) – 4 чел.; красный цветок – |17% |
|растение |1 чел. | |
| |Роза – 11 чел.; роза белая – 1 чел.; цветок |45% |
| |розы – 1 чел. | |
| |Ландыш – 2 чел. |7% |
| |Ромашка – 4 чел. |14% |
| |Гвоздика – 2 чел. |7% |
| |Тюльпан, лилия – по 1 (2 чел.) |7% |
| |Оригинальный ответ – крапива – 1 чел. |3% |
|3.Дерево |Берёза – 12 чел. |42% |
| |липа – 3 чел. |10% |
| |дуб – 5 чел. |17% |
| |тополь – 2 чел. |7% |
| |Яблоня, чёрная рябина, клён, черёмуха - по1|17% |
| |(5 чел.) | |
| |Оригинальные ответы: стул, пальма – по 1 (2 |7% |
| |чел.) | |
|4.Музыкальный |Пианино – 10 чел. |35% |
|инструмент | | |
| |Гитара – 9 чел. |31% |
| |Скрипка – 2 чел. |7% |
| |Дудочка – 3 чел. |10% |
| |Магнитофон – 3 чел. |10% |
| |Оригинальные ответы: виолончель, барабан – |7% |
| |по 1 (2 чел.) | |
|5. Сказочный |Русские народные персонажи (Иванушка, |24% |
|персонаж |Большой медведь, Царевна-лебедь, Елена | |
| |прекрасная, Иван царевич, репка, колобок)– | |
| |по 1 (7чел.) | |
| |Авторские сказки (Западные и отечественные | |
| |авторы): | |
| |Золушка – 4 чел. | |
| |Белоснежка – 3 чел. | |
| |Русалка, Гулливер, Буратино, Чиполлино, | |
| |доктор Айболит, гадкий утёнок – по 1 (5чел.)| |
| | |14% |
| | |10% |
| | |17% |
| |Общемировые персонажи (герои мультфильмов и | |
| |кино): | |
| |Волк – 2 чел. | |
| |Джери – 4 чел. | |
| |Чёрт, заяц, Геркулес, Робин Гуд – по 1 (4 | |
| |чел.) | |
| | |7% |
| | |14% |
| | |14% |
|6. Амплуа |Клоун – 15 чел. |52% |
|артиста цирка | | |
| |Акробат – 2 чел. |7% |
| |Гимнастка – 3 чел. |10% |
| |Фокусник – 3 чел. |10% |
| |Обезьяна – 2 чел. |7% |
| |Дрессировщик, слон – по 1 (2 чел.) |7% |
| |Оригинальные ответы: петрушка, жонглёр – по |7% |
| |1 (2 чел.) | |
Из сгруппированных данных представленных в табл.III. мы видим, что в
проекциях детей на самого себя можно выделить несколько значений, которые
свойственны значительному числу ребят.
1. При представлении себя травянистым растением 97% детей ассоциируют
себя с цветами (из них 45% роз). Этот фактор свидетельствуют о
значимой потребности в уходе, внимании и заботе, которой детям-
сиротам не достаёт.
2. При представлении себя деревом основным персонажем проекций стала
берёза (42%). Этот фактор можно интерпретировать как национальный,
архетипический (общеизвестна любовь русского человека к березе).
3. При представлении себя музыкальным инструментом значительные баллы
получили – пианино (35%) и гитара (31%). Причем младшие по возрасту
предпочли фортепиано, а более старшие с гитарой. Вернее всего - это
свидетельство возрастных предпочтений.
4. При представлении себя сказочными персонажами значительной
дифференциации выявлено не было. Проявляется лишь тенденция засилья
западных образцов культуры по отношению к отечественным. По мнению
автора исследования, это плачевно.
5. При представлении себя артистом цирка проекции на образ клоуна
превысили половину выборки (52%).Это говорит о значимости
качественных положительных эмоций, которые несёт в себе образ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|