Права и свободы человека и гражданина
собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и
распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба
окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (ч. 1 и 2
ст. 36).
В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав
человека в сфере труда (ст. 37 Конституции).
Конституция 1993 года более четко сформулировала права человека в
сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на
закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно
распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно
обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным
собственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше,
единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
[78] развивает указанные положения Конституции РФ и в ст. 2 устанавливает,
что исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в
соответствии с #M12291 9004937Конституцией Российской Федерации#S основными
принципами правового регулирования трудовых отношений и иных
непосредственно связанных с ними отношений признаются свобода труда,
включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который
свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду,
выбирать профессию и род деятельности.
Однако это не означает устранения государства от обеспечения прав
граждан в сфере труда. Его роль здесь многогранна.
Государство:
1) запрещает принудительный труд;
2) закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни
было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда;
3) утверждает право на защиту от безработицы;
4) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с
использованием установленных федеральным законом способов их разрешения,
включая право на забастовку.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения
коллективных трудовых споров» [79], детально урегулировал формы и способы
реализации этого права. Государство своей политикой призвано создавать и
другие условия, способствующие экономическому развитию страны, наиболее
полной занятости населения, подготовке квалифицированных кадров работников
и управляющих.
Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью
соответствует положениям Международного пакта об экономических, социальных
и культурных правах.
С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37
Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов,
призванных создавать для реализации этого права необходимые условия.
Большую роль играет и деятельность самого человека, который должен
рационально и грамотно использовать время отдыха. Функции государства в
этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона
разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней,
оплачиваемого ежегодного отпуска.
Социальное развитие общества в значительной степени зависит от
статуса его первичной ячейки — семьи, защищенности материнства и детства. В
ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они
находятся под защитой государства.
Развернутая система материальных гарантий материнства и детства
предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень
различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с
беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью
и т.п.
Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей.
Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей,
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных
родителях.
К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.
1 ст. 39 Конституции). Содержанием данного права является прежде всего
гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные
пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий
и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование,
создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность,
которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).
Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: 1)
защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;
2) поощрение органами государственной власти и органами местного
самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществление
права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища
малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из
государственных» муниципальных и других жилищных фондов. Поощряется
кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система
ссуд на это, не облагаемых налогом.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции)
предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета,
страховых взносов и других поступлений.
В новых экономических условиях к делу охраны здоровья подключается
дополнительно и частная система здравоохранения, развитию которой
содействует государство. Однако отставание развития и финансирования всей
социальной сферы в настоящее время резко отразилось и на реализации права
граждан на охрану здоровья. Медицинские учреждения не в состоянии оказывать
должную помощь больным из-за отсутствия во многих случаях необходимого
оборудования, лекарств и других средств. Высокие цены на лекарства
ограничивают возможности многих больных ими пользоваться.
Учитывая практику прошлых лет, Конституция в ч. 3 ст. 41 особо
оговаривает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств,
создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой
ответственность в соответствии с федеральным законом.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную
информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью
или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции).
Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы,
потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те,
которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). В
соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды» «#M12291 9000344#Sокружающая среда - совокупность
компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а
также антропогенных объектов» [80]. Право на благоприятную окружающую
среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с
правами человека на жизнь, на охрану здоровья.
Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду
заключается прежде всего в законодательном установлении системы нормативов
ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъектами, деятельность
которых влияет на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства
является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование
предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее. Основной
нормативный правовой акт, регулирующий отношения в данной сфере, —
Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
К числу социально-экономических прав и свобод относится право на
образование (ст. 43 Конституции). Каждому гарантируется общедоступность и
бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования и начального профессионального образования, а также на
конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского профессионального образования в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах
государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня
гражданин получает впервые (п. 3 с. 5 Закона «Об образовании» в ред.
Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от
16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.) [81]).
Реализация этого права дает возможность получить общеобразовательную и
профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой
деятельности, для содержательной духовной жизни. В этом заинтересованы не
только сам человек, но и государство, общество в целом в связи с
потребностями развивающегося производства и других сфер в специалистах,
способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными
современными профессиями. Поэтому Конституция закрепила обязательность
основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны
обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).
Учащимся и студентам в соответствующих случаях предоставляются
государственные стипендии и различного рода льготы (отсрочка от призыва в
армию и др.).
Наряду с государственными развивается и система частных платных
образовательных учреждений различного рода. Они являются дополнением
государственной системы и призваны способствовать использованию различных
моделей обучения, учету потребностей обучающихся в получении желательного
им комплекса знаний. Поддерживая различные формы образования и
самообразования, государство устанавливает федеральные государственные
образовательные стандарты.
В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется свобода
литературного, художественного, научного, технического и других видов
творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование
учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для
граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью
ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и
общественных фондах, развитием и равномерным размещением культурно-
просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения и
радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек,
расширением культурного обмена с зарубежными государствами.
Важным условием обеспечения свободы научного, технического и
художественного творчества является снятие существовавших прежде
идеологических ограничений, затрагивающих не только науку, и прежде всего
общественную, но и искусство, художественные направления. Однако
положительное значение этого фактора снижается слабой поддержкой науки и
искусства государством, по-прежнему остаточным принципом финансирования
учреждений данного рода.
Глава 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
3.1. Понятие и виды механизмов защиты прав человека
Классическая правовая доктрина традиционно разделяла государство и
гражданское общество как фундаментально различные и непримиримые явления.
Государство символизирует публичное пространство, гражданское общество –
деполитизированное производство свободы, основу которого составляют
экономика свободного рынка и человек как единица социального измерения. В
практике современных цивилизованных стран классические границы между
государством и гражданским обществом «трансформируются во
взаимопроникающие, гибридные институты, которые не могут быть однозначно
определены как коллективные или общественные»[82]. Тем самым обеспечивается
взаимодействие, подвижное равновесие между государством и личностью.
Но зачастую это равновесие нарушается. И здесь в ход пускаются
средства защиты прав и свобод человека.
Понимание отношений человека и государства как правоотношений не
означает тотальной зарегламентированности. Для человека смысл этих
правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а
для государства — в обязанности оказать эту защиту. Одновременно человек и
государство «выясняют отношения» по поводу конституционных обязанностей
человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных
формах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязанности. Но за
пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством
прав человек остается свободным. Характерно, что миллионы сознательных
людей в демократических государствах за всю свою жизнь не имеют ни одного
столкновения с властью.
Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств
и методов своей защиты. К их числу относятся:
конституционно-судебный механизм (конституционные суды);
судебная защита (суды общей юрисдикции);
административные действия органов исполнительной власти;
законная самозащита человеком своих прав;
международно-правовой механизм.
На основании ч.4 ст.125 Конституции Российской Федерации и п.3 ч.1
ст.3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О
Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля 2001
г.) [83] гражданин, который считает, что его конституционные права и
свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в
конкретном деле, вправе обратиться с жалобой в Конституционный Суд и
просить проверить, конституционен ли закон. Под законом в данном случае
понимается любой закон, будь то федеральный, федеральный конституционный
либо закон субъекта Российской Федерации.
В случае признания закона или отдельных его частей неконституционными
они утрачивают силу и не могут применяться. Таким образом, судебную защиту
получает не только лицо, обратившееся с жалобой, но и другие граждане,
права которых оказались под угрозой. Что же касается конкретного дела, в
котором был применен закон, признанный неконституционным, то оно подлежит
пересмотру в обычном порядке.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. № 4-П
«По делу о проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371,
части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-
процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К.М.Кульнева,
В.С.Лалуева, Ю.В.Лукашова и И.П.Серебренникова» [84] содержится такое
положение: «Конституция Российской Федерации, формулируя право на судебную
защиту, не исключает, а, напротив, предполагает возможность исправления
судебных ошибок и после рассмотрения дела в той судебной инстанции, решение
которой отраслевым законодательством может признаваться окончательным в том
смысле, что согласно обычной процедуре оно не может быть изменено».
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации «в пределах
своих полномочий активно участвует в защите прав и свобод граждан, выступая
как судебный орган конституционного контроля» [85].
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав
и свобод и каждый вправе обратиться в межгосударственные органы по защите
прав и свобод человека. Конституционное право каждого на судебную защиту
означает, что любое лицо может подать жалобу о нарушении его прав и свобод
в соответствующий суд, а последний обязан ее принять, рассмотреть по
существу и вынести законное и обоснованное решение.
Судебная защита наиболее распространена среди разнообразных механизмов
и средств обеспечения прав и свобод человека. Ее значение подчеркивается не
только в Пакте о гражданских и политических правах, но и во Всеобщей
декларации прав человека, ст. 8 которой гласит, что «каждый человек имеет
право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными
судами в случаях нарушения его основных прав, предоставляемых ему
конституцией или законом»[86].
Надежным и эффективным инструментом реализации права на судебную
защиту стал Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». С принятием
его наблюдается постоянное увеличение поступления в суды дел о нарушении
прав и свобод граждан.
Активизации и повышению эффективности работы судов по разрешению жалоб
граждан способствовало и постановление Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 21 декабря 1993 г. № 10 «О рассмотрении жалоб на неправомерные
действия, нарушающие права и свободы граждан» (с изменениями от 25 октября
1996 г., 14 февраля, 25 мая 2000 г.) [87], в котором разъяснены многие
вопросы, возникшие в процессе применения закона.
#M12291 841500049Права#S и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и #M12291 841500796исполнительной
власти#S, #M12291 841500105местного самоуправления#S и обеспечиваются
правосудием (#M12293 5 9004937 1265885411 24262 2384949384 4 1679589799
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|