МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Права и свободы человека и гражданина

    собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и

    распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба

    окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (ч. 1 и 2

    ст. 36).

    В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав

    человека в сфере труда (ст. 37 Конституции).

    Конституция 1993 года более четко сформулировала права человека в

    сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на

    закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно

    распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно

    обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным

    собственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше,

    единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.

    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

    [78] развивает указанные положения Конституции РФ и в ст. 2 устанавливает,

    что исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в

    соответствии с #M12291 9004937Конституцией Российской Федерации#S основными

    принципами правового регулирования трудовых отношений и иных

    непосредственно связанных с ними отношений признаются свобода труда,

    включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который

    свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду,

    выбирать профессию и род деятельности.

    Однако это не означает устранения государства от обеспечения прав

    граждан в сфере труда. Его роль здесь многогранна.

    Государство:

    1) запрещает принудительный труд;

    2) закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям

    безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни

    было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом

    минимального размера оплаты труда;

    3) утверждает право на защиту от безработицы;

    4) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с

    использованием установленных федеральным законом способов их разрешения,

    включая право на забастовку.

    Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения

    коллективных трудовых споров» [79], детально урегулировал формы и способы

    реализации этого права. Государство своей политикой призвано создавать и

    другие условия, способствующие экономическому развитию страны, наиболее

    полной занятости населения, подготовке квалифицированных кадров работников

    и управляющих.

    Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью

    соответствует положениям Международного пакта об экономических, социальных

    и культурных правах.

    С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37

    Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов,

    призванных создавать для реализации этого права необходимые условия.

    Большую роль играет и деятельность самого человека, который должен

    рационально и грамотно использовать время отдыха. Функции государства в

    этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона

    разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней,

    оплачиваемого ежегодного отпуска.

    Социальное развитие общества в значительной степени зависит от

    статуса его первичной ячейки — семьи, защищенности материнства и детства. В

    ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они

    находятся под защитой государства.

    Развернутая система материальных гарантий материнства и детства

    предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень

    различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с

    беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью

    и т.п.

    Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей.

    Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей,

    Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных

    родителях.

    К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на

    социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери

    кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.

    1 ст. 39 Конституции). Содержанием данного права является прежде всего

    гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные

    пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий

    и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование,

    создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность,

    которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

    Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: 1)

    защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;

    2) поощрение органами государственной власти и органами местного

    самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществление

    права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища

    малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из

    государственных» муниципальных и других жилищных фондов. Поощряется

    кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система

    ссуд на это, не облагаемых налогом.

    Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции)

    предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных

    учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета,

    страховых взносов и других поступлений.

    В новых экономических условиях к делу охраны здоровья подключается

    дополнительно и частная система здравоохранения, развитию которой

    содействует государство. Однако отставание развития и финансирования всей

    социальной сферы в настоящее время резко отразилось и на реализации права

    граждан на охрану здоровья. Медицинские учреждения не в состоянии оказывать

    должную помощь больным из-за отсутствия во многих случаях необходимого

    оборудования, лекарств и других средств. Высокие цены на лекарства

    ограничивают возможности многих больных ими пользоваться.

    Учитывая практику прошлых лет, Конституция в ч. 3 ст. 41 особо

    оговаривает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств,

    создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой

    ответственность в соответствии с федеральным законом.

    Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную

    информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью

    или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции).

    Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы,

    потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те,

    которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). В

    соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об

    охране окружающей среды» «#M12291 9000344#Sокружающая среда - совокупность

    компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а

    также антропогенных объектов» [80]. Право на благоприятную окружающую

    среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с

    правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

    Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду

    заключается прежде всего в законодательном установлении системы нормативов

    ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъектами, деятельность

    которых влияет на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства

    является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование

    предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее. Основной

    нормативный правовой акт, регулирующий отношения в данной сфере, —

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

    К числу социально-экономических прав и свобод относится право на

    образование (ст. 43 Конституции). Каждому гарантируется общедоступность и

    бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего

    образования и начального профессионального образования, а также на

    конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего

    профессионального и послевузовского профессионального образования в

    государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах

    государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня

    гражданин получает впервые (п. 3 с. 5 Закона «Об образовании» в ред.

    Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и

    дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от

    16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.) [81]).

    Реализация этого права дает возможность получить общеобразовательную и

    профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой

    деятельности, для содержательной духовной жизни. В этом заинтересованы не

    только сам человек, но и государство, общество в целом в связи с

    потребностями развивающегося производства и других сфер в специалистах,

    способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными

    современными профессиями. Поэтому Конституция закрепила обязательность

    основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны

    обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).

    Учащимся и студентам в соответствующих случаях предоставляются

    государственные стипендии и различного рода льготы (отсрочка от призыва в

    армию и др.).

    Наряду с государственными развивается и система частных платных

    образовательных учреждений различного рода. Они являются дополнением

    государственной системы и призваны способствовать использованию различных

    моделей обучения, учету потребностей обучающихся в получении желательного

    им комплекса знаний. Поддерживая различные формы образования и

    самообразования, государство устанавливает федеральные государственные

    образовательные стандарты.

    В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется свобода

    литературного, художественного, научного, технического и других видов

    творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование

    учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

    Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для

    граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью

    ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и

    общественных фондах, развитием и равномерным размещением культурно-

    просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения и

    радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек,

    расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

    Важным условием обеспечения свободы научного, технического и

    художественного творчества является снятие существовавших прежде

    идеологических ограничений, затрагивающих не только науку, и прежде всего

    общественную, но и искусство, художественные направления. Однако

    положительное значение этого фактора снижается слабой поддержкой науки и

    искусства государством, по-прежнему остаточным принципом финансирования

    учреждений данного рода.

    Глава 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

    3.1. Понятие и виды механизмов защиты прав человека

    Классическая правовая доктрина традиционно разделяла государство и

    гражданское общество как фундаментально различные и непримиримые явления.

    Государство символизирует публичное пространство, гражданское общество –

    деполитизированное производство свободы, основу которого составляют

    экономика свободного рынка и человек как единица социального измерения. В

    практике современных цивилизованных стран классические границы между

    государством и гражданским обществом «трансформируются во

    взаимопроникающие, гибридные институты, которые не могут быть однозначно

    определены как коллективные или общественные»[82]. Тем самым обеспечивается

    взаимодействие, подвижное равновесие между государством и личностью.

    Но зачастую это равновесие нарушается. И здесь в ход пускаются

    средства защиты прав и свобод человека.

    Понимание отношений человека и государства как правоотношений не

    означает тотальной зарегламентированности. Для человека смысл этих

    правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а

    для государства — в обязанности оказать эту защиту. Одновременно человек и

    государство «выясняют отношения» по поводу конституционных обязанностей

    человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных

    формах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязанности. Но за

    пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством

    прав человек остается свободным. Характерно, что миллионы сознательных

    людей в демократических государствах за всю свою жизнь не имеют ни одного

    столкновения с властью.

    Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств

    и методов своей защиты. К их числу относятся:

    конституционно-судебный механизм (конституционные суды);

    судебная защита (суды общей юрисдикции);

    административные действия органов исполнительной власти;

    законная самозащита человеком своих прав;

    международно-правовой механизм.

    На основании ч.4 ст.125 Конституции Российской Федерации и п.3 ч.1

    ст.3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О

    Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля 2001

    г.) [83] гражданин, который считает, что его конституционные права и

    свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в

    конкретном деле, вправе обратиться с жалобой в Конституционный Суд и

    просить проверить, конституционен ли закон. Под законом в данном случае

    понимается любой закон, будь то федеральный, федеральный конституционный

    либо закон субъекта Российской Федерации.

    В случае признания закона или отдельных его частей неконституционными

    они утрачивают силу и не могут применяться. Таким образом, судебную защиту

    получает не только лицо, обратившееся с жалобой, но и другие граждане,

    права которых оказались под угрозой. Что же касается конкретного дела, в

    котором был применен закон, признанный неконституционным, то оно подлежит

    пересмотру в обычном порядке.

    В постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. № 4-П

    «По делу о проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371,

    части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-

    процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К.М.Кульнева,

    В.С.Лалуева, Ю.В.Лукашова и И.П.Серебренникова» [84] содержится такое

    положение: «Конституция Российской Федерации, формулируя право на судебную

    защиту, не исключает, а, напротив, предполагает возможность исправления

    судебных ошибок и после рассмотрения дела в той судебной инстанции, решение

    которой отраслевым законодательством может признаваться окончательным в том

    смысле, что согласно обычной процедуре оно не может быть изменено».

    Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации «в пределах

    своих полномочий активно участвует в защите прав и свобод граждан, выступая

    как судебный орган конституционного контроля» [85].

    Согласно Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав

    и свобод и каждый вправе обратиться в межгосударственные органы по защите

    прав и свобод человека. Конституционное право каждого на судебную защиту

    означает, что любое лицо может подать жалобу о нарушении его прав и свобод

    в соответствующий суд, а последний обязан ее принять, рассмотреть по

    существу и вынести законное и обоснованное решение.

    Судебная защита наиболее распространена среди разнообразных механизмов

    и средств обеспечения прав и свобод человека. Ее значение подчеркивается не

    только в Пакте о гражданских и политических правах, но и во Всеобщей

    декларации прав человека, ст. 8 которой гласит, что «каждый человек имеет

    право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными

    судами в случаях нарушения его основных прав, предоставляемых ему

    конституцией или законом»[86].

    Надежным и эффективным инструментом реализации права на судебную

    защиту стал Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании

    в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». С принятием

    его наблюдается постоянное увеличение поступления в суды дел о нарушении

    прав и свобод граждан.

    Активизации и повышению эффективности работы судов по разрешению жалоб

    граждан способствовало и постановление Пленума Верховного Суда Российской

    Федерации от 21 декабря 1993 г. № 10 «О рассмотрении жалоб на неправомерные

    действия, нарушающие права и свободы граждан» (с изменениями от 25 октября

    1996 г., 14 февраля, 25 мая 2000 г.) [87], в котором разъяснены многие

    вопросы, возникшие в процессе применения закона.

    #M12291 841500049Права#S и свободы человека и гражданина являются

    непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение

    законов, деятельность законодательной и #M12291 841500796исполнительной

    власти#S, #M12291 841500105местного самоуправления#S и обеспечиваются

    правосудием (#M12293 5 9004937 1265885411 24262 2384949384 4 1679589799

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.