Права и свободы человека и гражданина
Права и свободы человека и гражданина
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСТИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Права и свободы человека и гражданина
Дипломная работа
Студента группы 751 ГП
Ким Д.Н.
Научный руководитель: Заведующий кафедрой
государственного
кандидат юридических наук, и административного права:
профессор доктор юридических
наук, профессор
Шеховцов В.А. _____________ Князев С.Д. __________________
Декан государственно-правового
факультета ЮИ
ДВГУ
Шеховцов В.А. _________________
Владивосток
2002
План:
Стр.
Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина.
1.1. Понятие прав и свобод человека и гражданина………………………. 5
1.2. Права человека и права гражданина………………………………….. 17
1.3. Конституционное регулирование прав и свобод человека и
гражданина……………………………………………………………………………………... 25
Глава 2. Классификация прав и свобод………………………………………28
2.1. Личные (гражданские) права и свободы………………………........... 33
2.2. Политические права…………………………………………………… 43
2.3. Социально-экономические права…………………………………….. 53
Глава 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
3.1. Понятие и виды механизмов защиты прав человека………………... 63
3.2. Конституционные гарантии правосудия…………………………….. 76
Заключение…………………………………………………………………… 82 Список использованной
литературы……………………………………………… 84
Введение
Господство права, плюрализм и права человека суть нерасторжимые
слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к
правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для
объединения прав человека. «Отстаивая ценность человеческой личности,
государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент
политической стабильности, социального консенсуса и динамичного
развития»[1]. Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они
ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека
включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными
ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.
История показывает, что каждому поколению нужно вновь и вновь защищать
права человека, что человечеству еще незнакома ситуация, при которой не
требуется усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое
поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой
великой ценности, как свобода и права человека.
Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций,
а также каждого конкретного человека является защита прав и свободам
человека. Именно при демократическом строе можно наиболее полно
гарантировать права и свободы человека. Учитывая то, что «права и свободы
личности – это общее достижение человеческой цивилизации»[2], утверждение и
развитие демократии – «мощное оружие в руках народов в их борьбе за мир,
взаимопонимание и сотрудничество в целях развития и общественного прогресса
нашей цивилизации»[3].
С уходом идеологических противоречий времен «холодной войны»
разногласия в области прав человека во все большей мере «определяются
теперь, с одной стороны, различным уровнем развития социально-
экономического и политического развития общества, с другой – и это главное
– национальными интересами группы или отдельных государств»[4].
Тем не менее, должен существовать определенный минимум прав и свобод,
ниже которого опускаться не может ни государство, ни его органы и отдельные
личности. Но если с отдельной личностью дело обстоит проще – человек
привлекается к ответственности, самой суровой из которых является
уголовная, то сложнее обстоит дело с государством. Как и каким образом
привлечь государство к ответственности, если оно посягает на права и
свободы человека. В данной работе мы не будем затрагивать этот вопрос,
более того, ответа на него не существует. Скажем только, что решение
вопроса необходимо вести мирными средствами. Сегодняшняя же обстановка в
мире, в самом центре Европе показывает, что пока что даже жизнь человека
порой зависит от прихоти отдельных политиков.
Тем не менее, международным сообществом принимаются меры к
всестороннему обеспечению прав и соблюдению свобод человека.
В данной работе мы дадим понятие прав и свобод человека, рассмотрим
основные документы, в которых закреплены основы прав и свобод. Основное же
внимание в работе уделено изучению отдельных видов прав человека и
гражданина, а также механизмам реализации обеспечения и соблюдения прав и
свобод человека.
Естественно основное наше внимание мы уделим изучению действующего
законодательства. При написании работы использованы нормативные материалы,
как международные, так и российские. Также использованы работы российских и
зарубежных авторов, в которых в той или иной мере затрагиваются поднимаемые
нами вопросы.
Глава 1. Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина.
1.1. Понятие прав и свобод человека и гражданина
Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью
проблемы фактического положения личности в обществе и государстве.
«Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и
«правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны
юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая,
общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений
друг с другом и с государством» [5].
Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это
свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является
центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого
человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина
конституционного строя.
Право – система общеобязательных, установленных в законе норм,
принципов и нормативных установок, выражающих меру свободы и
ответственности в обществе выступающее регулятором общественных отношений.
Философской основой этого института является учение о свободе как о
естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди
начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но
потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о
содержании свободы и ее соотношении с государством.
Определим поэтому сначала, что есть такое свобода?
«Свободы (Freedoms) — права индивидов и народов, исконно от природы
присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их,
вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и
констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их»[6].
При всей своей многогранности и сложной детерминированности
современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко
выражено в следующих основных постулатах:
1) все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их
естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение
государства;
2) свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда
другому. Свобода человека, следовательно, не может быть-абсолютной, она
ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для
всех — основа свободы;
3) границы свободы могут быть определены только законом, который
есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон
демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;
4) часть дозволенного определяется через права человека.
Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои
возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;
5) ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать
общему благосостоянию в демократическом обществе [7].
Свободы пришли в международное право из государственного,
национального права и, закрепившись в нем, стали общеобязательным
международным стандартом. Начиная с Устава ООН (1945 г.) в международно-
правовых актах в области защиты прав человека утвердилась двуединая формула
«права человека и основные свободы». Всеобщая декларация прав человека
заявила, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми
свободами», закрепленными в ней (ст. 2).
Свободы индивида, как «естественные и неотчуждаемые права человека»,
стали развернуто закрепляться со времен американской и французской
революций XVIII в. Конституция США (Билль о правах) 1776 г., принятая в
штате Виргиния, к таким «неотъемлемым правам, от которых они (индивиды) не
могут отречься, вступая в общество, и которых они не могут лишить свое
потомство», отнесла такие свободы, как: право на жизнь, свобода приобретать
естественность и владеть ею, свобода «стремиться к достижению счастья» и
пользоваться им, свобода добиваться безопасности и пользоваться ею» (ст.
1)[8]. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. записала
следующие «естественные и неотчуждаемые права человека»: свобода,
собственность, безопасность и сопротивление гнету (п. 2). Тогда же был
сформулирован единственный предел свободам: «необходимость обеспечить за
другими членами общества пользование теми же правами» (п. 4)[9].
Со временем число признаваемых свобод индивидов расширялось. Стало
принятым подразделять их на личные (неприкосновенность личности, жилища,
тайна переписки, телефонных переговоров, свобода совести, убеждений, мысли
и др.) и политические (свобода слова, печати, собраний, митингов,
демонстраций и др.).
Свободы народов, как естественные и неотъемлемые права, в основном
стали признаваться значительно позже свобод индивидов. Однако уже
конституционные акты XVIII в. записали основную свободу народа — быть
хозяином своей судьбы, признав верховенство его суверенитета над любым
другим. Виргинская конституция провозгласила, что «всякая власть покоится в
народе и, следовательно, исходит от него» (ст. II). Декларация прав
человека и гражданина подтвердила, что «основа всякого суверенитета по
самому существу своему покоится в народе» (п. 3).
В международном праве свободы как индивидов, так и народов стали
признаваться практически одновременно — с принятием Устава ООН. «Право на
самоопределение народов (#M12291 820002089#S#M12291 820002134наций#S) - это
понятие (в большей мере науки #M12291 820001652конституционного#S, а не
международного права), - означающее право #M12291 820002089народов#S
(#M12291 820002134наций#S) определять форму своего государственного
существования, будь то в составе др. государства или в виде отдельного
государства»[10]. При этом, в отличие от свобод индивидов, такие свободы
народов, как право на самоопределение и свобода распоряжаться своими
естественными богатствами и ресурсами, не пришли в международное право из
сферы национального права, а непосредственно стали результатом
политического взаимодействия и международного правотворчества государств на
глобальном уровне.
Основными международно-правовыми источниками признания свобод
индивидов и народов являются Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека,
Международный пакт об экономических и социальных и культурных правах,
Международный пакт о гражданских и политических правах, а принцип всеобщего
уважения прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола,
языка и религии – один из основных принципов современного международного
права.
Свободы, таким образом, есть свободы индивида, который имеет личные и
политические свободы, и свободы народов, которые по содержанию можно также
определить как политические свободы.
Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно
связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного
человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему
усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего
философского принципа, который реализуется через весь комплекс
конституционно-правовых норм. Иное дело — свобода как субъективная
возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода
совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин «свобода» по существу
тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем,
что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не
учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права)
является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека
в общем, философском смысле этого слова.
Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав.
«Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и
особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются
неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее
взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами» [11].
«Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по
отношению к государству, его возможности и притязания в экономической,
социальной, политической и #M12291 820001772культурной#S сферах» [12].
Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе
вопрос о характере распределения социальных возможностей и обязанностей
между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной
реальности. Конкретизируется он в понимании соотношения социальной
действительности и ее правового выражения применительно к статусу личности.
В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два
основных подхода к природе и сущности прав человека.
Согласно первому подходу, права человека и гражданина — это его
естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их
признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой — связывающие
государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы,
обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех
вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему
добрым правителем или законодателем.
Второй подход — позитивистский — исходит из того, что права человека
производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид,
содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину.
Каждый из этих подходов отражает фактическое положение дел, но
страдает односторонностью (Туманов В.А.[13]). «Гуманный пафос школы
естественного права, отстаивавшей неотъемлемость прирожденных прав
человека, неизменно приходит в столкновение с реалиями общественной жизни.
Позитивистский подход принижает роль человека, утверждает примат
государства над личностью» [14]. Истина, как всегда, находится посередине.
Институт прав и свобод в его естественно-правовой трактовке обязывает
государственную власть признать и обеспечить конституционными и иными
юридическими, а также всеми другими гарантиями такие прирожденные права
человека, как права на жизнь, на достойный и достаточный уровень жизни, на
личную неприкосновенность, свободу, и др. Однако существуют и такие права,
которые получают реальное воплощение только благодаря государственной
власти, принимающей соответствующие законы, закрепляющие социальные,
духовные и материальные права.
К настоящему времени в международном #M12291 841500049праве#S
оформилась целая отрасли, посвященная правам человека - #M12291
841502229международное гуманитарное право#S. «Права человека в
международном праве (Human Rights) – совокупность прав, регулируемых
системой норм и принципов, направленной на обеспечение прав и свобод
индивида, групп индивидов и народов в государствах. Их формулирование,
закрепление и претворение в жизнь осуществляются путем заключения
международных договоров» [15].
Понятие прав человека появилось еще в эпоху буржуазных революций.
Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и
эффективное осуществление права человека является одним из основных
признаков #M12291 841502008гражданского общества#S и #M12291
841500242правового государства#S.
Предистория же прав человека имеет гораздо древнюю историю и связана с
самоопределением человека через принадлежность к роду. Первые разрозненные
суждения о правах человека восходят еще к временам античности. Суждения о
правах человека встречаются в трудах Платона и Аристотеля [16]. Источником
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|