МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Права и свободы человека и гражданина

    Права и свободы человека и гражданина

    МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСТИТЕТ

    ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

    Права и свободы человека и гражданина

    Дипломная работа

    Студента группы 751 ГП

    Ким Д.Н.

    Научный руководитель: Заведующий кафедрой

    государственного

    кандидат юридических наук, и административного права:

    профессор доктор юридических

    наук, профессор

    Шеховцов В.А. _____________ Князев С.Д. __________________

    Декан государственно-правового

    факультета ЮИ

    ДВГУ

    Шеховцов В.А. _________________

    Владивосток

    2002

    План:

    Стр.

    Введение………………………………………………………………………... 3

    Глава 1. Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина.

    1.1. Понятие прав и свобод человека и гражданина………………………. 5

    1.2. Права человека и права гражданина………………………………….. 17

    1.3. Конституционное регулирование прав и свобод человека и

    гражданина……………………………………………………………………………………... 25

    Глава 2. Классификация прав и свобод………………………………………28

    2.1. Личные (гражданские) права и свободы………………………........... 33

    2.2. Политические права…………………………………………………… 43

    2.3. Социально-экономические права…………………………………….. 53

    Глава 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

    3.1. Понятие и виды механизмов защиты прав человека………………... 63

    3.2. Конституционные гарантии правосудия…………………………….. 76

    Заключение…………………………………………………………………… 82 Список использованной

    литературы……………………………………………… 84

    Введение

    Господство права, плюрализм и права человека суть нерасторжимые

    слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к

    правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для

    объединения прав человека. «Отстаивая ценность человеческой личности,

    государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент

    политической стабильности, социального консенсуса и динамичного

    развития»[1]. Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они

    ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека

    включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными

    ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.

    История показывает, что каждому поколению нужно вновь и вновь защищать

    права человека, что человечеству еще незнакома ситуация, при которой не

    требуется усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое

    поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой

    великой ценности, как свобода и права человека.

    Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций,

    а также каждого конкретного человека является защита прав и свободам

    человека. Именно при демократическом строе можно наиболее полно

    гарантировать права и свободы человека. Учитывая то, что «права и свободы

    личности – это общее достижение человеческой цивилизации»[2], утверждение и

    развитие демократии – «мощное оружие в руках народов в их борьбе за мир,

    взаимопонимание и сотрудничество в целях развития и общественного прогресса

    нашей цивилизации»[3].

    С уходом идеологических противоречий времен «холодной войны»

    разногласия в области прав человека во все большей мере «определяются

    теперь, с одной стороны, различным уровнем развития социально-

    экономического и политического развития общества, с другой – и это главное

    – национальными интересами группы или отдельных государств»[4].

    Тем не менее, должен существовать определенный минимум прав и свобод,

    ниже которого опускаться не может ни государство, ни его органы и отдельные

    личности. Но если с отдельной личностью дело обстоит проще – человек

    привлекается к ответственности, самой суровой из которых является

    уголовная, то сложнее обстоит дело с государством. Как и каким образом

    привлечь государство к ответственности, если оно посягает на права и

    свободы человека. В данной работе мы не будем затрагивать этот вопрос,

    более того, ответа на него не существует. Скажем только, что решение

    вопроса необходимо вести мирными средствами. Сегодняшняя же обстановка в

    мире, в самом центре Европе показывает, что пока что даже жизнь человека

    порой зависит от прихоти отдельных политиков.

    Тем не менее, международным сообществом принимаются меры к

    всестороннему обеспечению прав и соблюдению свобод человека.

    В данной работе мы дадим понятие прав и свобод человека, рассмотрим

    основные документы, в которых закреплены основы прав и свобод. Основное же

    внимание в работе уделено изучению отдельных видов прав человека и

    гражданина, а также механизмам реализации обеспечения и соблюдения прав и

    свобод человека.

    Естественно основное наше внимание мы уделим изучению действующего

    законодательства. При написании работы использованы нормативные материалы,

    как международные, так и российские. Также использованы работы российских и

    зарубежных авторов, в которых в той или иной мере затрагиваются поднимаемые

    нами вопросы.

    Глава 1. Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина.

    1.1. Понятие прав и свобод человека и гражданина

    Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью

    проблемы фактического положения личности в обществе и государстве.

    «Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и

    «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны

    юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая,

    общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений

    друг с другом и с государством» [5].

    Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это

    свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является

    центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого

    человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина

    конституционного строя.

    Право – система общеобязательных, установленных в законе норм,

    принципов и нормативных установок, выражающих меру свободы и

    ответственности в обществе выступающее регулятором общественных отношений.

    Философской основой этого института является учение о свободе как о

    естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди

    начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но

    потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о

    содержании свободы и ее соотношении с государством.

    Определим поэтому сначала, что есть такое свобода?

    «Свободы (Freedoms) — права индивидов и народов, исконно от природы

    присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их,

    вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и

    констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их»[6].

    При всей своей многогранности и сложной детерминированности

    современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко

    выражено в следующих основных постулатах:

    1) все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их

    естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение

    государства;

    2) свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда

    другому. Свобода человека, следовательно, не может быть-абсолютной, она

    ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для

    всех — основа свободы;

    3) границы свободы могут быть определены только законом, который

    есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон

    демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;

    4) часть дозволенного определяется через права человека.

    Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои

    возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;

    5) ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать

    общему благосостоянию в демократическом обществе [7].

    Свободы пришли в международное право из государственного,

    национального права и, закрепившись в нем, стали общеобязательным

    международным стандартом. Начиная с Устава ООН (1945 г.) в международно-

    правовых актах в области защиты прав человека утвердилась двуединая формула

    «права человека и основные свободы». Всеобщая декларация прав человека

    заявила, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми

    свободами», закрепленными в ней (ст. 2).

    Свободы индивида, как «естественные и неотчуждаемые права человека»,

    стали развернуто закрепляться со времен американской и французской

    революций XVIII в. Конституция США (Билль о правах) 1776 г., принятая в

    штате Виргиния, к таким «неотъемлемым правам, от которых они (индивиды) не

    могут отречься, вступая в общество, и которых они не могут лишить свое

    потомство», отнесла такие свободы, как: право на жизнь, свобода приобретать

    естественность и владеть ею, свобода «стремиться к достижению счастья» и

    пользоваться им, свобода добиваться безопасности и пользоваться ею» (ст.

    1)[8]. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. записала

    следующие «естественные и неотчуждаемые права человека»: свобода,

    собственность, безопасность и сопротивление гнету (п. 2). Тогда же был

    сформулирован единственный предел свободам: «необходимость обеспечить за

    другими членами общества пользование теми же правами» (п. 4)[9].

    Со временем число признаваемых свобод индивидов расширялось. Стало

    принятым подразделять их на личные (неприкосновенность личности, жилища,

    тайна переписки, телефонных переговоров, свобода совести, убеждений, мысли

    и др.) и политические (свобода слова, печати, собраний, митингов,

    демонстраций и др.).

    Свободы народов, как естественные и неотъемлемые права, в основном

    стали признаваться значительно позже свобод индивидов. Однако уже

    конституционные акты XVIII в. записали основную свободу народа — быть

    хозяином своей судьбы, признав верховенство его суверенитета над любым

    другим. Виргинская конституция провозгласила, что «всякая власть покоится в

    народе и, следовательно, исходит от него» (ст. II). Декларация прав

    человека и гражданина подтвердила, что «основа всякого суверенитета по

    самому существу своему покоится в народе» (п. 3).

    В международном праве свободы как индивидов, так и народов стали

    признаваться практически одновременно — с принятием Устава ООН. «Право на

    самоопределение народов (#M12291 820002089#S#M12291 820002134наций#S) - это

    понятие (в большей мере науки #M12291 820001652конституционного#S, а не

    международного права), - означающее право #M12291 820002089народов#S

    (#M12291 820002134наций#S) определять форму своего государственного

    существования, будь то в составе др. государства или в виде отдельного

    государства»[10]. При этом, в отличие от свобод индивидов, такие свободы

    народов, как право на самоопределение и свобода распоряжаться своими

    естественными богатствами и ресурсами, не пришли в международное право из

    сферы национального права, а непосредственно стали результатом

    политического взаимодействия и международного правотворчества государств на

    глобальном уровне.

    Основными международно-правовыми источниками признания свобод

    индивидов и народов являются Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека,

    Международный пакт об экономических и социальных и культурных правах,

    Международный пакт о гражданских и политических правах, а принцип всеобщего

    уважения прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола,

    языка и религии – один из основных принципов современного международного

    права.

    Свободы, таким образом, есть свободы индивида, который имеет личные и

    политические свободы, и свободы народов, которые по содержанию можно также

    определить как политические свободы.

    Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно

    связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного

    человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему

    усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего

    философского принципа, который реализуется через весь комплекс

    конституционно-правовых норм. Иное дело — свобода как субъективная

    возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода

    совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин «свобода» по существу

    тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем,

    что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не

    учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права)

    является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека

    в общем, философском смысле этого слова.

    Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав.

    «Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и

    особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются

    неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее

    взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами» [11].

    «Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по

    отношению к государству, его возможности и притязания в экономической,

    социальной, политической и #M12291 820001772культурной#S сферах» [12].

    Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе

    вопрос о характере распределения социальных возможностей и обязанностей

    между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной

    реальности. Конкретизируется он в понимании соотношения социальной

    действительности и ее правового выражения применительно к статусу личности.

    В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два

    основных подхода к природе и сущности прав человека.

    Согласно первому подходу, права человека и гражданина — это его

    естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их

    признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой — связывающие

    государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы,

    обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех

    вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему

    добрым правителем или законодателем.

    Второй подход — позитивистский — исходит из того, что права человека

    производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид,

    содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину.

    Каждый из этих подходов отражает фактическое положение дел, но

    страдает односторонностью (Туманов В.А.[13]). «Гуманный пафос школы

    естественного права, отстаивавшей неотъемлемость прирожденных прав

    человека, неизменно приходит в столкновение с реалиями общественной жизни.

    Позитивистский подход принижает роль человека, утверждает примат

    государства над личностью» [14]. Истина, как всегда, находится посередине.

    Институт прав и свобод в его естественно-правовой трактовке обязывает

    государственную власть признать и обеспечить конституционными и иными

    юридическими, а также всеми другими гарантиями такие прирожденные права

    человека, как права на жизнь, на достойный и достаточный уровень жизни, на

    личную неприкосновенность, свободу, и др. Однако существуют и такие права,

    которые получают реальное воплощение только благодаря государственной

    власти, принимающей соответствующие законы, закрепляющие социальные,

    духовные и материальные права.

    К настоящему времени в международном #M12291 841500049праве#S

    оформилась целая отрасли, посвященная правам человека - #M12291

    841502229международное гуманитарное право#S. «Права человека в

    международном праве (Human Rights) – совокупность прав, регулируемых

    системой норм и принципов, направленной на обеспечение прав и свобод

    индивида, групп индивидов и народов в государствах. Их формулирование,

    закрепление и претворение в жизнь осуществляются путем заключения

    международных договоров» [15].

    Понятие прав человека появилось еще в эпоху буржуазных революций.

    Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и

    эффективное осуществление права человека является одним из основных

    признаков #M12291 841502008гражданского общества#S и #M12291

    841500242правового государства#S.

    Предистория же прав человека имеет гораздо древнюю историю и связана с

    самоопределением человека через принадлежность к роду. Первые разрозненные

    суждения о правах человека восходят еще к временам античности. Суждения о

    правах человека встречаются в трудах Платона и Аристотеля [16]. Источником

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.