МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Права и свободы человека и гражданина

    допуск в своей стране на общих условиях равенства к государственной

    службе), применяет термин «каждый гражданин». Стало быть, за различением

    терминов и понятий «человек» и «гражданин» следует различение в правовом

    статусе индивида.

    Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека,

    государство имеет право требовать от него поведения, которое

    соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому

    государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей,

    устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

    Государство как носитель политической власти располагает специальными

    механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своих обязанностей.

    Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение человека.

    Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость

    определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это

    может привести к отступлению от требовании норм. Государство в системе

    обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый

    вариант поведения. Часть обязанностей как элемент правового статуса

    распространяется на всех лиц, проживающих в государстве. Так, Конституция

    РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и

    сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к

    природным богатствам (ст. 58). Наряду с этим обязанность, закрепленная в

    ст. 59, четко формулирует, что защита Отечества является долгом и

    обязанностью гражданина Российской Федерации.

    Включение обязанностей в правовой статус индивида «не колеблет

    принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не

    подкрепленные обязанностями других, реализованы быть не могут» [32].

    Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей —

    это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и

    ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и

    ответственность выражают объективную необходимость определенных форм

    поведения, соответствующих интересам общества и других людей.

    Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения

    обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием

    прав и свобод, с целью защитить интересы общества и государства, права

    других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в ст. 29 Всеобщей

    декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед

    обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие

    личности».

    В связи с вопросом об обязанностях нередко возникает важная для прав

    человека проблема индивидуализма, его границ, с одной стороны, и

    коллективизма, солидарности — с другой, которые зачастую рассматривают как

    категории несовместимые, противостоящие друг другу.

    Известно, что права человека в период буржуазных революций были

    неотделимы от идеи индивидуализма, связанных в основном со свободой и

    автономией личности в экономической сфере. Это определялось требованиями

    класса буржуазии освободиться от феодальной опеки и свободно распоряжаться

    своими способностями в сфере производства. Сторонники индивидуализма (А.

    Смит, С. Милль, Б. Констан, Д. Локк), понимая, что неограниченная

    индивидуальная свобода неизбежно приведет к нарушению принципа равенства,

    тем не менее считали такую свободу приоритетной ценностью. В частности,

    свобода индивида, частного лица «первична по отношению к политическим

    структурам и их функционированию. Это решающее, по Миллю, обстоятельство

    ставит государство в зависимость от воли и умения людей создавать и

    налаживать нормальное (согласно достигнутым стандартам европейской

    цивилизации) человеческое общежитие» [33].

    По мере развития буржуазного общества стали обнаруживаться

    неблагоприятные социальные и моральные последствия безудержного

    индивидуализма — резкая поляризация общества, нарушение принципа равенства.

    Стало очевидно, что произошла переоценка принципа либерального

    индивидуализма и практически все свелось не к выявлению подлинной

    индивидуальности человека, а к свободе в распоряжении собственностью.

    Концепция либерального индивидуализма в правовой сфере нашла выражение

    в теории «негативных прав», т.е. прав на свободу от власти, «изъятия из-под

    ее воздействия и вмешательства духовных и материальных интересов личности.

    Права индивидуальной свободы стали известны под названием прав свободы».

    Индивидуализм стал девизом либерального общества. П.М. Коркунов писал,

    что «вся новая история представляет собой трагическую борьбу

    индивидуальности с общественным авторитетом». В своей лекции «Общественное

    значение права» Коркупов определяет: главное назначение права — оберегать

    все частное, индивидуальное, окружать индивида как предохранительной сеткою

    целой системой юридических норм [34], поскольку личность должна оградить

    себя от всевозрастающей солидарности и коллективизма.

    Крайний индивидуализм связан был с отрицанием обязанностей человека

    перед обществом, поскольку это выглядело посягательством на автономию

    личности. Дальнейшее развитие индивидуализма показало, что полная

    независимость человека от общества так же неблагоприятна, как и его полное

    подчинение коллективу. Начался поиск компромисса между индивидуализмом и

    принципом солидарности, который необходим для ра:шнтия общества без

    катаклизмов и потрясений. В конце XIX в. принцип индивидуализма был

    потеснен, произошло, но выражению Л. Дюги, «умаление индивидуалистической

    доктрины» [35].

    Это отнюдь не значит, что настало время «авторитарного коллективизма».

    Речь идет о другом: в современном обществе люди должны осознавать

    ответственность друг перед другом, вырабатывать чувство солидарности и

    взаимоподдержки. Проповедь крайнего индивидуализма неплодотворна для прав

    человека, она ориентирует на эгоистическое, анархическое своеволие и

    снимает значимость такой большой социальной проблемы, как обязанность и

    ответственность личности перед обществом.

    Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими

    людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по

    отношению к согражданам. Поэтому обязанность — столь же важный и

    необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны

    неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая

    зависимость создаст нравственное взаимодействие людей. Статья 1 Всеобщей

    декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и

    равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в

    отношении друг друга в духе братства».

    В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде

    всего — рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких

    контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно

    находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинам или

    временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение

    определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется

    каждым государством в силу его конституции и международного права.

    В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в

    международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека,

    употребляют слова «каждый имеет право...», «никто не может быть лишен...»,

    «все», «личность». Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда

    конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-

    то «гарантировать», «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о

    правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного

    государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право».

    Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового

    статуса, т.е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.

    Таким образом, правовой статус человека и гражданина, включающий

    права, свободы и обязанности, целенаправленно влияет на создание

    сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование

    нормальных отношений индивида, общества и государства.

    1.3. Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина

    Принцип уважения прав человека утвердился в качестве одного из #M12291

    841502511основных принципов международного права#S в 1945 г. с принятием

    #M12291 841500019Устава ООН#S. Первым универсальным международным #M12291

    841502272документом#S, посвященным правам человека, стала #M12291

    1900204Всеобщая декларация прав человека #S1948 г.[36] Однако эта

    декларация, как и др. #M12291 841501149резолюции#S #M12291

    841502242международных организаций#S по правам человека (например,

    Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и #M12291

    841502131дискриминации#S на основе религии или убеждений 1981 г.,

    Декларация о #M12291 841500049правах#S лиц, принадлежащих к национальным

    или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г.[37]) имеет

    лишь рекомендательный характер.

    Другая часть документов в #M12291 841502678области#S прав человека

    #M12291 841502251международные договоры#S, которые имеют обязывающий

    характер для их участников. В их числе #M12291 1901041Международная

    конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации #Sот 7 марта 1966

    г.[38], Международный пакт об экономических, социальных и культурных

    #M12291 841500049правах#S от 19 декабря 1966 г[39]., Конвенция против пыток

    и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения

    и наказания от 10 декабря 1984 г.[40] и другие договоры. Эти договоры

    закрепляют стандарты в #M12291 841502678области#S прав человека.

    Пакты о #M12291 841500049правах#S человека - одно из значительных

    достижений ООН в сфере сотрудничества по обеспечению прав человека. Это

    договоры, призванные создать универсальную международно-правовую базу для

    межгосударственного сотрудничества по вопросам, касающимся #M12291

    841500049прав#S человека. Пакты вступили в силу в 1976 году. Сохраняет

    свою актуальность вопрос о придании им возможно большей эффективности, что

    предполагает их универсализацию, то есть максимальное увеличение круга их

    участников. До сих пор в них участвуют даже не все постоянные члены #M12291

    841500387Совета#S Безопасности ООН (США не участвуют в Пакте об

    экономических, социальных и культурных #M12291 841500049правах#S, Китай в

    обоих).

    В нашей стране развитие #M12291 841500767института прав#S и свобод

    человека происходило весьма сложно. В дореволюционный период большая часть

    населения России было лишена основных политических #M12291 841500049прав#S.

    Только в 1906 г. состоялись первые #M12291 841501527выборы#S в #M12291

    841502568парламент#S страны, проводившиеся на куриальной, неравноправной

    основе. Для советского режима почти на всем протяжении его существование

    было характерно грубое попрание всех основных #M12291 841500049прав#S и

    свобод человека, официальная правовая доктрина категорически отрицала их

    естественный и неотчуждаемый характер.

    Закрепление широкого перечня социально-экономических, политических и

    #M12291 841501079личных прав#S в #M12291 841500960конституциях#S СССР 1936

    и 1977 гг. носило фиктивный, демагогический характер. Провозглашение многих

    #M12291 841500049прав#S и свобод сопровождалось такими оговорками, которые

    тут же сводили эти #M12291 841500049права#S и свободы на нет: так, #M12291

    841500214право на объединение#S в #M12291 841502696общественные

    организации#S граждане СССР имели не вообще, а строго «в соответствии с

    целями коммунистического строительства» (ст. 51 #M12291

    841500960Конституции#S СССР 1977 г.).

    В тоталитарном государстве отсутствовали институты и механизмы,

    которые могли бы заставить власти соблюдать даже самые куцые #M12291

    841500049права#S граждан. В то же время Советскому Союзу принадлежит

    определенная заслуга в «популяризации» социально-экономических #M12291

    841500049прав#S, многие из которых были восприняты по примеру СССР #M12291

    841500960конституциями#S демократических стран.

    Ситуация с правами человека в СССР стала меняться только в ходе

    перестройки с признанием необходимости #M12291 841501767формирования

    правового государства#S. Незадолго до распада СССР была принята Декларация

    #M12291 841500049прав#S человека и гражданина, а позднее российская

    Декларация #M12291 841500049прав#S и свобод человека и гражданина 1991 г.,

    инкорпорированная затем в текст #M12291 841500960Конституции#S РСФСР (РФ)

    1978 г.

    Окончательно международные стандарты прав человека в России

    утвердились с принятием #M12291 9004937Конституции РФ #S1993 г. #M12291

    9004937Конституция#S исходит из того, что «человек, его #M12291

    841500049права#S и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение

    и защита #M12291 841500049прав#S и свобод человека и гражданина - #M12291

    841502718обязанность#S государства» (ст. 2). Это положение является одной

    из #M12291 841502509основ конституционного строя#S России.

    Важной чертой действующей Конституции является «признание субъектом

    прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека, а не только

    коллективного субъекта, как прежде, в виде трудящегося и эксплуатируемого

    народа или просто народа впоследствии. Естественно, что коллективный

    субъект как таковой отрицаться не должен и не отрицается, если это

    признание не ведет к игнорированию индивидуальных прав и свобод каждого

    человека, признания его самоценности» [41].

    #M12291 841500049Правам#S и свободам человека и гражданина посвящена

    #M12293 6 9004937 1540216064 78 2384949384 4 1679589799 2645373932 4

    567846718Глава 2 Конституции РФ (#Sст.ст. 17-64). В соответствии со ст. 17

    «1. В Российской #M12291 841501740Федерации#S признаются и гарантируются

    #M12291 841500049права#S и свободы человека и гражданина согласно

    общепризнанным принципам и #M12291 841502657нормам международного

    права#S и в соответствии с настоящей #M12291 9004937Конституцией.

    #S2. Основные #M12291 841500049права#S и свободы человека

    неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

    3. Осуществление #M12291 841500049прав#S и свобод человека и

    гражданина не должно нарушать #M12291 841500049права#S и свободы других

    лиц».

    Таким образом, создатели #M12291 9004937Конституции РФ (#Sв отличие от

    #M12291 841500258авторов#S советских #M12291 9004937конституций) #Sисходили

    из #M12291 841502312естественно-правовой теории#S, согласно которой

    основными #M12291 841500049правами#S человека наделяет не государство, а

    сама природа.

    Глава 2. Классификация прав и свобод

    Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самым

    различным сторонам деятельности индивида. Одна из сущностных характеристик

    правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент - права,

    свободы и обязанности личности. «Современное понимание прогресса

    государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е.

    то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности,

    благоприятные материальные условия, возможность творческого

    самоутверждения, наличие прав — эти и другие составляющие «человеческого

    измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства»

    [42].

    Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой

    систему.

    Права человека прежде всего принято делить на абсолютные и

    относительные. Ограничение или временное приостановление первых не

    допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах.

    Абсолютными являются такие фундаментальные личные права человека как

    #M12291 841500207право на жизнь#S, #M12291 841500049право#S не подвергаться

    #M12291 841501988пыткам#S, насилию, другому жестокому, унижающему

    человеческое достоинство обращению или #M12291 841502453наказанию#S,

    #M12291 841500212право на неприкосновенность частной жизни, личную и

    семейную тайну, защиту своей чести и доброго#S #M12291 841500212имени#S,

    #M12291 841501216свободу совести#S, #M12291 841501201свободу

    вероисповедания#S, а также #M12291 841500049право#S на судебную защиту,

    #M12291 841500120правосудие#S и связанные с ними важнейшие #M12291

    841501971процессуальные права#S. Все остальные права человека являются

    относительными и могут быть ограничены или приостановлены на определенный

    срок в случае введения режимов чрезвычайного или #M12291 841501459военного

    положения#S.

    Общепризнанным является деление прав человека на личные (по

    международной терминологии - гражданские), политические, социальные,

    экономические, культурные, экологические. Причем этот список постепенно

    пополняется по мере исторического прогресса общества. Поэтому в науке

    принято делить #M12291 841500049права#S на т.н. «поколения».

    К #M12291 841500049правам#S «первого поколения» относятся личные и

    политические #M12291 841500049права#S. Они получили закрепление уже в

    первых буржуазно-демократических #M12291 841500960конституциях#S конца

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.