Права и свободы человека и гражданина
допуск в своей стране на общих условиях равенства к государственной
службе), применяет термин «каждый гражданин». Стало быть, за различением
терминов и понятий «человек» и «гражданин» следует различение в правовом
статусе индивида.
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека,
государство имеет право требовать от него поведения, которое
соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому
государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей,
устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.
Государство как носитель политической власти располагает специальными
механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своих обязанностей.
Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение человека.
Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость
определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это
может привести к отступлению от требовании норм. Государство в системе
обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый
вариант поведения. Часть обязанностей как элемент правового статуса
распространяется на всех лиц, проживающих в государстве. Так, Конституция
РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и
сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к
природным богатствам (ст. 58). Наряду с этим обязанность, закрепленная в
ст. 59, четко формулирует, что защита Отечества является долгом и
обязанностью гражданина Российской Федерации.
Включение обязанностей в правовой статус индивида «не колеблет
принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не
подкрепленные обязанностями других, реализованы быть не могут» [32].
Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей —
это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и
ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и
ответственность выражают объективную необходимость определенных форм
поведения, соответствующих интересам общества и других людей.
Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения
обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием
прав и свобод, с целью защитить интересы общества и государства, права
других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в ст. 29 Всеобщей
декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед
обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие
личности».
В связи с вопросом об обязанностях нередко возникает важная для прав
человека проблема индивидуализма, его границ, с одной стороны, и
коллективизма, солидарности — с другой, которые зачастую рассматривают как
категории несовместимые, противостоящие друг другу.
Известно, что права человека в период буржуазных революций были
неотделимы от идеи индивидуализма, связанных в основном со свободой и
автономией личности в экономической сфере. Это определялось требованиями
класса буржуазии освободиться от феодальной опеки и свободно распоряжаться
своими способностями в сфере производства. Сторонники индивидуализма (А.
Смит, С. Милль, Б. Констан, Д. Локк), понимая, что неограниченная
индивидуальная свобода неизбежно приведет к нарушению принципа равенства,
тем не менее считали такую свободу приоритетной ценностью. В частности,
свобода индивида, частного лица «первична по отношению к политическим
структурам и их функционированию. Это решающее, по Миллю, обстоятельство
ставит государство в зависимость от воли и умения людей создавать и
налаживать нормальное (согласно достигнутым стандартам европейской
цивилизации) человеческое общежитие» [33].
По мере развития буржуазного общества стали обнаруживаться
неблагоприятные социальные и моральные последствия безудержного
индивидуализма — резкая поляризация общества, нарушение принципа равенства.
Стало очевидно, что произошла переоценка принципа либерального
индивидуализма и практически все свелось не к выявлению подлинной
индивидуальности человека, а к свободе в распоряжении собственностью.
Концепция либерального индивидуализма в правовой сфере нашла выражение
в теории «негативных прав», т.е. прав на свободу от власти, «изъятия из-под
ее воздействия и вмешательства духовных и материальных интересов личности.
Права индивидуальной свободы стали известны под названием прав свободы».
Индивидуализм стал девизом либерального общества. П.М. Коркунов писал,
что «вся новая история представляет собой трагическую борьбу
индивидуальности с общественным авторитетом». В своей лекции «Общественное
значение права» Коркупов определяет: главное назначение права — оберегать
все частное, индивидуальное, окружать индивида как предохранительной сеткою
целой системой юридических норм [34], поскольку личность должна оградить
себя от всевозрастающей солидарности и коллективизма.
Крайний индивидуализм связан был с отрицанием обязанностей человека
перед обществом, поскольку это выглядело посягательством на автономию
личности. Дальнейшее развитие индивидуализма показало, что полная
независимость человека от общества так же неблагоприятна, как и его полное
подчинение коллективу. Начался поиск компромисса между индивидуализмом и
принципом солидарности, который необходим для ра:шнтия общества без
катаклизмов и потрясений. В конце XIX в. принцип индивидуализма был
потеснен, произошло, но выражению Л. Дюги, «умаление индивидуалистической
доктрины» [35].
Это отнюдь не значит, что настало время «авторитарного коллективизма».
Речь идет о другом: в современном обществе люди должны осознавать
ответственность друг перед другом, вырабатывать чувство солидарности и
взаимоподдержки. Проповедь крайнего индивидуализма неплодотворна для прав
человека, она ориентирует на эгоистическое, анархическое своеволие и
снимает значимость такой большой социальной проблемы, как обязанность и
ответственность личности перед обществом.
Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими
людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по
отношению к согражданам. Поэтому обязанность — столь же важный и
необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны
неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая
зависимость создаст нравственное взаимодействие людей. Статья 1 Всеобщей
декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и
равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в
отношении друг друга в духе братства».
В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде
всего — рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких
контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно
находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинам или
временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение
определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется
каждым государством в силу его конституции и международного права.
В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в
международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека,
употребляют слова «каждый имеет право...», «никто не может быть лишен...»,
«все», «личность». Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда
конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-
то «гарантировать», «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о
правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного
государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право».
Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового
статуса, т.е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.
Таким образом, правовой статус человека и гражданина, включающий
права, свободы и обязанности, целенаправленно влияет на создание
сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование
нормальных отношений индивида, общества и государства.
1.3. Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина
Принцип уважения прав человека утвердился в качестве одного из #M12291
841502511основных принципов международного права#S в 1945 г. с принятием
#M12291 841500019Устава ООН#S. Первым универсальным международным #M12291
841502272документом#S, посвященным правам человека, стала #M12291
1900204Всеобщая декларация прав человека #S1948 г.[36] Однако эта
декларация, как и др. #M12291 841501149резолюции#S #M12291
841502242международных организаций#S по правам человека (например,
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и #M12291
841502131дискриминации#S на основе религии или убеждений 1981 г.,
Декларация о #M12291 841500049правах#S лиц, принадлежащих к национальным
или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г.[37]) имеет
лишь рекомендательный характер.
Другая часть документов в #M12291 841502678области#S прав человека
#M12291 841502251международные договоры#S, которые имеют обязывающий
характер для их участников. В их числе #M12291 1901041Международная
конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации #Sот 7 марта 1966
г.[38], Международный пакт об экономических, социальных и культурных
#M12291 841500049правах#S от 19 декабря 1966 г[39]., Конвенция против пыток
и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения
и наказания от 10 декабря 1984 г.[40] и другие договоры. Эти договоры
закрепляют стандарты в #M12291 841502678области#S прав человека.
Пакты о #M12291 841500049правах#S человека - одно из значительных
достижений ООН в сфере сотрудничества по обеспечению прав человека. Это
договоры, призванные создать универсальную международно-правовую базу для
межгосударственного сотрудничества по вопросам, касающимся #M12291
841500049прав#S человека. Пакты вступили в силу в 1976 году. Сохраняет
свою актуальность вопрос о придании им возможно большей эффективности, что
предполагает их универсализацию, то есть максимальное увеличение круга их
участников. До сих пор в них участвуют даже не все постоянные члены #M12291
841500387Совета#S Безопасности ООН (США не участвуют в Пакте об
экономических, социальных и культурных #M12291 841500049правах#S, Китай в
обоих).
В нашей стране развитие #M12291 841500767института прав#S и свобод
человека происходило весьма сложно. В дореволюционный период большая часть
населения России было лишена основных политических #M12291 841500049прав#S.
Только в 1906 г. состоялись первые #M12291 841501527выборы#S в #M12291
841502568парламент#S страны, проводившиеся на куриальной, неравноправной
основе. Для советского режима почти на всем протяжении его существование
было характерно грубое попрание всех основных #M12291 841500049прав#S и
свобод человека, официальная правовая доктрина категорически отрицала их
естественный и неотчуждаемый характер.
Закрепление широкого перечня социально-экономических, политических и
#M12291 841501079личных прав#S в #M12291 841500960конституциях#S СССР 1936
и 1977 гг. носило фиктивный, демагогический характер. Провозглашение многих
#M12291 841500049прав#S и свобод сопровождалось такими оговорками, которые
тут же сводили эти #M12291 841500049права#S и свободы на нет: так, #M12291
841500214право на объединение#S в #M12291 841502696общественные
организации#S граждане СССР имели не вообще, а строго «в соответствии с
целями коммунистического строительства» (ст. 51 #M12291
841500960Конституции#S СССР 1977 г.).
В тоталитарном государстве отсутствовали институты и механизмы,
которые могли бы заставить власти соблюдать даже самые куцые #M12291
841500049права#S граждан. В то же время Советскому Союзу принадлежит
определенная заслуга в «популяризации» социально-экономических #M12291
841500049прав#S, многие из которых были восприняты по примеру СССР #M12291
841500960конституциями#S демократических стран.
Ситуация с правами человека в СССР стала меняться только в ходе
перестройки с признанием необходимости #M12291 841501767формирования
правового государства#S. Незадолго до распада СССР была принята Декларация
#M12291 841500049прав#S человека и гражданина, а позднее российская
Декларация #M12291 841500049прав#S и свобод человека и гражданина 1991 г.,
инкорпорированная затем в текст #M12291 841500960Конституции#S РСФСР (РФ)
1978 г.
Окончательно международные стандарты прав человека в России
утвердились с принятием #M12291 9004937Конституции РФ #S1993 г. #M12291
9004937Конституция#S исходит из того, что «человек, его #M12291
841500049права#S и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита #M12291 841500049прав#S и свобод человека и гражданина - #M12291
841502718обязанность#S государства» (ст. 2). Это положение является одной
из #M12291 841502509основ конституционного строя#S России.
Важной чертой действующей Конституции является «признание субъектом
прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека, а не только
коллективного субъекта, как прежде, в виде трудящегося и эксплуатируемого
народа или просто народа впоследствии. Естественно, что коллективный
субъект как таковой отрицаться не должен и не отрицается, если это
признание не ведет к игнорированию индивидуальных прав и свобод каждого
человека, признания его самоценности» [41].
#M12291 841500049Правам#S и свободам человека и гражданина посвящена
#M12293 6 9004937 1540216064 78 2384949384 4 1679589799 2645373932 4
567846718Глава 2 Конституции РФ (#Sст.ст. 17-64). В соответствии со ст. 17
«1. В Российской #M12291 841501740Федерации#S признаются и гарантируются
#M12291 841500049права#S и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и #M12291 841502657нормам международного
права#S и в соответствии с настоящей #M12291 9004937Конституцией.
#S2. Основные #M12291 841500049права#S и свободы человека
неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление #M12291 841500049прав#S и свобод человека и
гражданина не должно нарушать #M12291 841500049права#S и свободы других
лиц».
Таким образом, создатели #M12291 9004937Конституции РФ (#Sв отличие от
#M12291 841500258авторов#S советских #M12291 9004937конституций) #Sисходили
из #M12291 841502312естественно-правовой теории#S, согласно которой
основными #M12291 841500049правами#S человека наделяет не государство, а
сама природа.
Глава 2. Классификация прав и свобод
Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самым
различным сторонам деятельности индивида. Одна из сущностных характеристик
правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент - права,
свободы и обязанности личности. «Современное понимание прогресса
государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е.
то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности,
благоприятные материальные условия, возможность творческого
самоутверждения, наличие прав — эти и другие составляющие «человеческого
измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства»
[42].
Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой
систему.
Права человека прежде всего принято делить на абсолютные и
относительные. Ограничение или временное приостановление первых не
допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах.
Абсолютными являются такие фундаментальные личные права человека как
#M12291 841500207право на жизнь#S, #M12291 841500049право#S не подвергаться
#M12291 841501988пыткам#S, насилию, другому жестокому, унижающему
человеческое достоинство обращению или #M12291 841502453наказанию#S,
#M12291 841500212право на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту своей чести и доброго#S #M12291 841500212имени#S,
#M12291 841501216свободу совести#S, #M12291 841501201свободу
вероисповедания#S, а также #M12291 841500049право#S на судебную защиту,
#M12291 841500120правосудие#S и связанные с ними важнейшие #M12291
841501971процессуальные права#S. Все остальные права человека являются
относительными и могут быть ограничены или приостановлены на определенный
срок в случае введения режимов чрезвычайного или #M12291 841501459военного
положения#S.
Общепризнанным является деление прав человека на личные (по
международной терминологии - гражданские), политические, социальные,
экономические, культурные, экологические. Причем этот список постепенно
пополняется по мере исторического прогресса общества. Поэтому в науке
принято делить #M12291 841500049права#S на т.н. «поколения».
К #M12291 841500049правам#S «первого поколения» относятся личные и
политические #M12291 841500049права#S. Они получили закрепление уже в
первых буржуазно-демократических #M12291 841500960конституциях#S конца
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|