МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Права и свободы человека и гражданина

    1998 г., 2 апреля, 31 декабря 1999 г.) [53] устанавливает правовой статус

    закрытого административно-территориального образования, регулирует

    особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите

    граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.

    Конституция признает право каждого, кто законно находится на

    территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина

    Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27).

    Принятый в 1996 году Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ

    «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

    (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г.) [54] обеспечивает

    свободу граждан выезжать за пределы России и возвращаться в свою страну.

    Выезд, естественно, связан с согласием той страны, в которую намерен

    прибыть гражданин, и потому требуется въездная виза последней.

    Право гражданина России на выезд из своей страны может быть временно

    ограничено только в случаях, прямо оговоренных в Федеральном законе. Это

    ограничение может быть осуществлено, если гражданин:

    1) имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным

    сведениям, отнесенным к государственной тайне, и заключил трудовой договор

    (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд, при

    условии, что срок ограничения не должен превышать пять лет со дня

    последнего ознакомления лица с названными сведениями — до истечения срока

    ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в

    соответствии с настоящим Федеральным законом;

    2) призван на военную службу или направлен на альтернативную

    гражданскую службу — до окончания этих служб;

    3) задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качестве

    обвиняемого в совершении преступления — до вынесения решения по делу или

    вступления в законную силу приговора суда;

    4) осужден за совершение преступления — до отбытия наказания или

    освобождения от него;

    5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом,

    — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

    6) сообщил о себе заведомо ложные сведения — до решения вопроса в

    срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

    Основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд,

    являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт

    моряка.

    Федеральный закон определяет порядок въезда и выезда иностранных

    граждан и лиц без гражданства, а также порядок транзитного проезда

    указанных лиц через территорию Российской Федерации.

    К личным правам и свободам относится право определять и указывать

    национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).

    Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового

    значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает

    его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для

    него родной и близкой по языку и образу жизни.

    Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от

    национальности является конституционная норма о том, что никто не может

    быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности

    (ч. 1 ст. 26). В официальных анкетах не допускается вопрос о

    национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в

    анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию [55].

    В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской

    Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации

    от 8 июля 1997 г., к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено

    указание на национальность. При этом оговаривается запрещение вносить в

    паспорт сведения, не предусмотренные Положением.

    Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести,

    свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому

    гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право

    исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не

    исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные

    и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

    Основополагающей гарантией указанных свобод является светский характер

    государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя

    Российской Федерации (ст. 14 Конституции). Как отмечалось выше, никакая

    религия не может устанавливаться в качестве государственной или

    обязательной. Наличие в многонациональной России различных конфессий,

    религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой

    для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или

    атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними

    мотивами.

    В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе

    совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп. от 26 марта 2000 г.)

    [56] предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей

    каждому свободы совести. Закон дополнительно включил право менять

    религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от

    преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного

    объединения. Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с

    гражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица без

    гражданства, законно находящиеся на территории России. Установление

    преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости

    от отношения к религии не допускается. Наличие религиозных убеждений

    запрещено фиксировать в официальных анкетах.

    Закон предусматривает право граждан создавать религиозные группы и

    религиозные организации при условии, что их цели и действия не противоречат

    закону. Свободе выбора религиозных или атеистических воззрений содействует

    и светский характер образования в государственных и муниципальных учебных

    заведениях. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения

    человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в

    негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на

    дому или при религиозных объединениях.

    Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются

    свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать,

    производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29

    Конституции). Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его

    внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.

    Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть

    принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

    Мысль не свободна, если она не может быть высказана без

    неблагоприятных или опасных для человека последствий. Поэтому свобода мысли

    неразрывно связана со свободой слова. Свобода слова означает безусловное

    право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным

    достоянием. Это обеспечивается не только гарантиями самой свободы слова, но

    и правом свободно передавать, производить и распространять информацию,

    запретом цензуры.

    Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой

    информации» (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995

    г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г.) [57]

    предусматривает, что учредителем средств массовой информации может быть

    любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц,

    отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и

    душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными. Это право

    подлежит судебной защите.

    2.2. Политические права

    Политические права и свободы – важная категория субъективных прав и

    свобод гражданина. Их вполне можно рассматривать как «обеспеченную человеку

    законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и

    коллективно) в общественно-политической жизни государства и осуществлении

    государственной власти» [58]. Тем самым преодолевается отчуждение

    гражданина от государства.

    Политические права граждан являются непременным условием

    функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют

    органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми

    власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться.

    Представление о политических правах личности как об одном из

    основополагающих элементов общественной жизни восходит еще к Аристотелю,

    называющему человека «zoon politicon» - «политическое животное» [59]. В

    конституциях современных государств политические права, как правило, одно

    из центральных мест. Причем то обстоятельство, что это относится и ко

    многим недемократическим государствам, которые на деле постоянно ущемляют

    декларированные в их конституциях права лишь подтверждает факт их признания

    в качестве универсальной ценности.

    В собственном смысле слова «политические права отражают возможность

    участвовать в политической жизни и осуществлении государственной власти»

    [60]. Но по существу они значительно шире, чем зафиксированное в ст. 32

    Конституции РФ «право участвовать в управлении делами государства как

    непосредственно, так и через своих представителей». Их подкрепляет целый

    ряд других конституционных прав и свобод: ст. 29 (свобода мысли и слова);

    ч. 4 и 5 ст. 29 (право свободно искать, получать, передавать, производить и

    распространять информацию любым законным способом, а также свобода массовой

    информации); ст. 30 (право на объединение); ст. 31 (право собираться мирно

    без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и

    пикетирование); ст. 28 (свобода совести, свобода вероисповедания, включая

    право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или

    не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять

    религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними); ст. 33

    (право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные

    обращения в государственные органы и органы местного самоуправления).

    В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе

    неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические

    права и свободы (ст. 30 - 33 Конституции) связаны с обладанием гражданством

    государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права

    каждому, политические - гражданам.

    Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако,

    что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и

    свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина

    демократического государства. В силу такого их характера эти права и

    свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных

    государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство

    признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо

    закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.

    Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что

    носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской

    Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа

    конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через

    политические права и свободы каждого гражданина.

    Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Каждый

    гражданин как таковой участвует в осуществлении власти. В соответствии с

    Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно

    осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60).

    Эта норма прежде всего касается политических прав и свобод.

    Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы

    является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32

    Конституции). Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том

    числе государственной, участвовать в управлении общими делами —

    неотъемлемое демократическое начало в ее организации.

    Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому

    гражданину, а не политически организованной совокупности граждан,

    ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а

    осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции).

    Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как

    непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами

    являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права

    избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы

    местного самоуправления.

    Действующее законодательство о референдуме и выборах обеспечивает

    самые широкие гарантии реализации этих прав граждан. Референдум и выборы

    проводятся на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном

    голосовании.

    В соответствии с Федеральным конституционным законом от 10 октября

    1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [61], помимо

    Конституционного Собрания (в случае, предусмотренном ч. 3 п. 135

    Конституции) только гражданам принадлежит инициатива проведения

    референдума. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие

    в референдуме, могут образовать инициативную группу в количестве не менее

    100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении

    референдума. Должны быть собраны подписи не менее чем двух миллионов

    граждан, при условии, что на территории одного субъекта Российской

    Федерации или в совокупности за пределами территории России проживают не

    более 10 процентов из них.

    При проведении референдума, равно как и выборов, гражданам

    предоставлены все возможности для активного участия на всех стадиях их

    подготовки, в процессе голосования и подсчета голосов. При выборах

    обеспечиваются выдвижение кандидатов непосредственно избирателями,

    возможность самовыдвижения; свободное проведение предвыборной агитации,

    установленные законом формы участия в формировании избирательных комиссий,

    в подсчете голосов. Соответствующими правами пользуются граждане и при

    проведении референдума

    Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также

    путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней

    — своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о

    руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о

    его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей

    общества.

    Важной формой участия граждан в осуществлении власти на местах

    является местное самоуправление.

    Эффективность реализации названных политических прав связана с

    активностью, инициативой граждан, зависящих, в свою очередь, от уровня их

    политической и правовой культуры. Повышение этого уровня на современном

    этапе имеет первостепенное значение.

    Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной

    службе (ст. 32, ч. 4) в соответствии со своими способностями и

    профессиональной подготовкой.

    Согласно Федеральному закону от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах

    государственной службы Российской Федерации» (с изм. и доп. от 18 февраля

    1999 г., 7 ноября 2000 г.) [62], при поступлении на государственную службу

    (и при ее прохождении) не допускается установление каких бы то ни было

    прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола,

    расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного

    положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов

    Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

    общественным объединениям.

    Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их

    участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции). Это право

    осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных, народных и

    арбитражных заседателей.

    Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также

    направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы

    и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право - важное средство

    проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности

    их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан

    имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с

    населением, как источник информации, необходимой для решения текущих

    вопросов общественной жизни.

    Обращения граждан в зависимости от содержания облекаются в форму

    заявления, либо жалобы, либо предложения. Наибольшее распространение в

    практике получили заявления (с требованиями об удовлетворении каких-либо

    прав, предоставлении льгот, услуг и т.п.), а также жалобы (о нарушениях

    прав граждан с требованием их восстановления). Обращения по общественно

    значимым вопросам принято именовать предложениями (или петициями).

    В России пока не принят федеральный закон о порядке рассмотрения

    обращений граждан и действует акт бывшего Союза ССР — Указ Президиума ВС

    СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.