МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Права и свободы человека и гражданина

    XVIII в. #M12291 841500049Права#S «второго поколения» это социальные,

    экономические и, отчасти, #M12291 841500049права#S, появление которых

    вызвано упорной борьбой малоимущих слоев общества. Закрепление этих #M12291

    841500049прав#S в #M12291 841500960конституциях#S и #M12291

    841500600законах#S получило широкое распространение после волны

    революционных потрясений 1917-начала 1920-х годов. #M12291

    841500049Права#S «третьего поколения» заявили о себе в 1970-е годы. Эти

    #M12291 841500049права#S иногда называют «#M12291 841500049правами#S

    солидарности, поскольку они коллективны по своей сути, их появление вызвано

    глобальными угрозами человечеству: угрозой экологической катастрофы,

    разрушительных военных конфликтов, экономической деградации целых частей

    света» [43]. К #M12291 841500049правам#S «третьего поколения» относятся:

    #M12291 841500049право#S на развитие, #M12291 841500049право#S на мир,

    #M12291 841500049право#S на здоровую окружающую среду, #M12291

    841500049право#S на #M12291 841501440владение#S общим наследием

    человечества, #M12291 841500049права#S меньшинств.

    Наряду с индивидуальными правами (правами человека) существуют право

    народа, право нации, право общности, ассоциации, то есть коллективные

    права. Они не являются естественными правами, поскольку «формулируются и

    кристаллизуются по мере становления интересов той или иной общности или

    коллектива»[44]. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц,

    входящих в ту или иную общность или коллектив. Они имеют качественно иные

    свойства, определяемые целями и интересами коллективного образования.

    Однако как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна

    неизменно проходить проверку «человеческим измерениям» – правами индивида.

    Коллективные права никогда не должны игнорировать права человека,

    противоречить им либо подавлять их (исключением являются чрезвычайные

    ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации).

    Стоит ли удивляться тому, что, несмотря на широкое признание понятия

    прав человека в международном сообществе, само это понятие, бесспорно (по

    мнению С. Сенаре [45]) переживает кризис?

    Не следует рассматривать защиту индивидуума как покушение на права

    народа, так как через нее, напротив, защищается внутренняя динамика народа

    и, следовательно, его свободы. Права человека становятся, таким образом,

    неотделимы от прав народов, дополняющими их, превращаются в инструмент

    прямой демократии. Их отделение от прав народов оказывается ложным.

    Более того, некоторые наиболее традиционные права человека, такие, как

    право голоса или ассоциаций, изначально имеют коллективный характер, так

    как связаны с «полисом», с сообществом. И даже самое, казалось бы,

    индивидуальное из всех прав человека – право на жизнь, приобретает сегодня

    явный оттенок коллективного. Можно ли отрицать, что права на мир,

    сохранение окружающей среды или средства существования вытекают

    непосредственно из права на жизнь и тем не менее представляют собой

    коллективную проблему?

    Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека,

    значит, цели, объединяющие такую общность, антигуманны и противоправны. Это

    не следует трактовать как утверждение примата эгоистического интереса

    индивида над интересами общности. «Ценностный смысл выработанного

    тысячелетним опытом цивилизации набора универсальных прав человека состоит

    в том, что в них заложен потенциал тех естественных и непременных свойств,

    которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека и человечества

    в целом»[46]. Поэтому коллективные права не могут ранжироваться выше

    индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии, проверяться ими

    на «качество».

    Итак, права, как мы смогли определить, разделяются на права человека,

    которые в свою очередь разделяются на абсолютные (естественные) и

    относительные, и коллективные права.

    Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать

    в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость,

    создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе

    экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из

    общественной жизни, из жизни людей. Право – это обусловленная природой

    человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования

    общественных отношений.

    Человека имеет право, например, на передвижение, в то же время он

    свободен в выборе, переезжать ему в другое место или нет. Таким образом,

    право – это потребность в удовлетворении своих благ, а свобода - это иметь

    возможность в осуществлении этих благ. Именно поэтому одни правомочия

    называют правами, а другие правомочия.

    Наиболее распространенным классификационным признаком в науке

    конституционного права является содержание прав и свобод человека и

    гражданина. Именно по этому признаку все они делятся одними авторами на

    личные права и свободы; политические, социально-экономические права и

    свободы; другими — на личные права и свободы; политические; экономические;

    социально-культурные права и свободы человека и гражданина [47].

    Далее остановимся на характеристике основных прав и свобод человека и

    гражданина, выделенных по критерию содержания. Итак, в соответствии со

    сферами деятельности индивида можно определить структуру и характер прав,

    составляющих правовой статус. Такая структура вытекает из Всеобщей

    декларации прав человека, и особенно из международных пактов по правам

    человека, и включает: гражданские (личные) права, политические права,

    культурные права, социальные и экономические права.

    Политические, гражданские, трудовые, социальные, культурные и другие

    права человека – это «не дар государства, правительства, политической

    партии или ее лидера, а суверенный, не отчуждаемый атрибут каждого

    человека, каждой личности, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка,

    религии, вероисповедания, политических взглядов и убеждений, социального

    происхождения или имущественного положения; не народ существует для

    государства и правительства, а государство и правительство – для народа, не

    народ для конституции, а конституция для народа»[48].

    2.1. Личные (гражданские) права и свободы

    В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20 - 29) не

    только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и

    представлены в значительно более широкой степени, чем это было в

    предшествующих, советских конституциях.

    Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в

    следующем:

    1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и

    свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к

    гражданству государства, не вытекают из него;

    2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от

    рождения;

    3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни,

    свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права,

    связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

    Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20

    Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после

    принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание

    названного права в Конституции не раскрывается. Это - естественное право

    человека, защита которого «охватывает широкий комплекс активных действий

    всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека

    по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания,

    условий жизни» [49]. К такого рода факторам относятся прежде всего политика

    государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения

    социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с

    преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением

    оружия и пр.

    Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее

    медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.

    Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и

    восстановлением природной среды обитания человека.

    Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает

    все отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые

    различные нормы: об ответственности за преступления против жизни; о

    необходимой обороне; о правилах использования оружия; о порядке признания

    лица умершим; об условиях констатации смерти человека; о запрещении

    медицинскому персоналу осуществления эвтаназии (удовлетворения просьбы

    больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами) и

    многие другие.

    Однако до настоящего времени государство сохраняло за собой право при

    определенных условиях принудительно лишить человека жизни, подвергнув его

    смертной казни, хотя такое право противоречило международным обязательствам

    России.

    В силу чрезвычайности такой меры условия применения смертной казни

    оговариваются непосредственно в Конституции. В соответствии с ч. 2 ст. 20

    смертная казнь сохраняется временно. Впредь до ее отмены она может

    устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры;

    назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с

    предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием

    присяжных заседателей.

    Правозащитное движение рассматривает проблему смертной казни прежде

    всего с точки зрения защиты фундаментальных прав человека, ибо права

    человека - один из главных критериев демократизации жизни общества.

    Рассматриваемая проблема «неотделима от прав человека и несовместима с

    ними, ибо казнь всегда и везде попирает эти права и прежде всего - право на

    жизнь. С таких позиций отношение общества к этой варварской мере наказания

    является показателем его морального состояния, гуманизации и

    цивилизованности» [50].

    В действующем Уголовном кодексе РФ эта мера предусмотрена только

    применительно к единичным составам преступления (вместо 28 в прежнем УК).

    Значительно расширена практика помилования осужденных к смертной казни. Для

    приведения приговора в исполнение требуется целый ряд условий, в том числе

    Указ Президента об отказе в помиловании осужденного (включая и тех лиц,

    которые отказались от подачи ходатайства о помиловании).

    Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением от 2

    февраля 1999 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений

    статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления

    Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке

    введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и

    дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный

    кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных

    правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами

    ряда граждан» [51] по сути объявил в стране мораторий на вынесение смертных

    приговоров: до тех пор, пока в действующее законодательство не будут

    внесены изменения и дополнения, обеспечивающие на всей территории России

    реализацию права обвиняемого в преступлении, за совершение которого

    возможно назначение смертной казни, на рассмотрение его дела судом с

    участием присяжных заседателей.

    К личным правам человека относится право на охрану государством

    достоинства личности (ст. 21 Конституции). Уважение достоинства личности —

    неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть

    основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное

    поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.

    Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам,

    насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство

    обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия

    подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

    Уважение личности, ее достоинства должно включать в себя не только

    внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека,

    но и этику поведения работников государственных органов при общении с

    людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных

    для него жизненных ситуациях, особую .уважительность к лицам преклонного

    возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

    Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию

    свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных

    лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает,

    что эта конституционная норма еще очень слабо реализуется практически.

    Отсутствие уважения к достоинству человека является преградой на пути

    его самоутверждения как личности, выявления его творческих,

    интеллектуальных способностей.

    Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на

    неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки,

    телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22 - 25

    Конституции).

    Неприкосновенность личности (ст. 22) как личная свобода заключается в

    том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека

    распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой

    передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу

    и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения.

    Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим

    законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от

    неосновательного ареста, от нарушения прав человека при аресте.

    Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25) означает, что никто не

    имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в

    нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко

    регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то

    органов.

    Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное

    вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки,

    телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго

    определенных законом случаях в связи с расследованием уголовных дел и при

    наличии судебного решения могут быть наложен арест на корреспонденцию и

    произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.

    Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести

    и доброго имени (ст. 23). Причем законодательно установлен судебный порядок

    защиты, включая право на возмещение морального вреда.

    Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну

    проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и

    распространения информации о его частной жизни (ст. 24).

    Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с

    материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и

    свободы, если иное не предусмотрено законом.

    Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является

    включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения. В

    ч. 1 ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории

    Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место

    пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось

    конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.

    Так, существовавшая с 1932 года прописка и ее строго регламентируемые

    правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников,

    рынка жилья приводили к тому, что фактически человек не мог свободно решать

    вопрос о своем месте жительства.

    В настоящее время сделаны важные шаги к устранению правовых

    препятствий для реализации этого права. На основе конституционной нормы

    принят Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской

    Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в

    пределах Российской Федерации» [52]. Закон закрепил отмену прописки и ввел

    регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и

    жительства в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не

    может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод

    граждан, предусмотренных Конституцией.

    Однако для претворения в жизнь данного Закона пока отсутствуют

    необходимые условия. Его реализации препятствуют жилищные проблемы,

    социальная нестабильность в стране, неупорядоченность правового режима

    границ государства, крайне высокий уровень преступности и пр.

    Закон устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения

    и выбора места жительства, Они касаются местностей, в которых существует

    особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и

    административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия,

    территории, где введено чрезвычайное или военное положение, территории и

    населенные пункты, опасные для проживания в связи с инфекционными и

    массовыми неинфекционными заболеваниями и отравлениями людей). В частности,

    Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-

    территориальном образовании» (с изменениями от 28 ноября 1996 г., 31 июля

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.