МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Права и свободы человека и гражданина

    прав человека становятся традиции и обычаи, складывающееся на их основе так

    называемое обычное право (военная демократия, общинное самоуправление) как

    зачаточная форма права естественного.

    Неотъемлемые права гражданина античного полиса являются первой

    юридической формой прав человека, развитой римским правом. Средневековье

    ознаменовалось, с одной стороны, закреплением в национальном праве прав и

    свобод индивида (с момента, когда в 1215 г. английский король Иоан

    Безземельный под давлением своих баронов издал исторический рескрипт –

    Великую хартию Вольностей (Магна Карта) [17], а с другой – построением

    различных иерархий права (наиболее известной из них является томистская:

    вековечный закон (eexaeterna) – сакральное право (jus divitum) –

    естественное право (jus naturale) – людской закон (eex humama или jus

    huminum), который в свою очередь проявляется как гражданский закон (eex

    civilis) и право позитивное (jus positivum). «Она (Великая хартия

    Вольностей) считается прототипом позднейших кодификаций прав человека, хотя

    она, конечно, тоже была ограничена только людьми свободными»[18]. Хотя

    свобода была прежде всего и почти исключительно «принадлежностью его

    светлости», следует сказать, что к концу XIII в. уже существовало

    «противостояние между свободами всего общества и своеволием вельмож»[19].

    Идея прав человека кристаллизуется в результате философского

    обоснования самоценности человеческой личности ренессансными гуманистами.

    Важную роль сыграло также внесословное признание основных свобод, появление

    общих мировых судеб, опыт борьбы за независимость швейцарских кантонов,

    Нидерландской и Английской революций. Отчетливая формулировка 19-ти

    естественных законов предпринята Т. Гоббсом в «Левиафане» (1651 г.).

    Затем пришло время конституционных актов, последовавших в XVIII в. за

    американской и французской революциями. В этих актах за человеком

    признавались определенные свободы, то есть сферы, находящиеся вне

    регулирования и вмешательства государства. Наряду со «свободами» от

    вмешательства государства стали закрепляться и права, которые могли быть

    реализованы только через позитивную (законодательную и исполнительную)

    деятельность государства. Именно в эпоху буржуазных революций появляется и

    понятие прав человека.

    Однако права и основные свободы человека еще долго оставались в рамках

    национального права, то есть в сфере исключительного регулирования

    государством, в области его абсолютного суверенитета. Первые международные

    договоры, касающиеся прав человека, были связаны с признанием свободы

    религии (например, Вестфальские договоры 1648 г.) и отменой рабства.

    Рабство было осуждено уже на Венском конгрессе 1815 года, и во второй

    половине XIX в. был подписан ряд международных договоров об отмене рабства

    (например, Вашингтонский Договор 1862 года, Генеральный акт Брюссельской

    Конференции 1889 - 90 г. (Брюссельский Генеральный акт 1890 г.) и

    Декларация 1890 г., а также Берлинский Генеральный акт 1885 г.). Другой

    сферой международного сотрудничества стала разработка юридических норм о

    законах и обычаях войны. Эти нормы изложены в целом ряде документов, среди

    которых в первую очередь необходимо назвать Гаагские конвенции о мирном

    решении международных столкновений 1899 и 1907 годов [20]. Таким образом,

    уже в XIX веке международное право стало вторгаться в область

    государственного суверенитета, утвердился свой приоритет в установлении и

    обеспечении международных стандартов в защите прав и свобод человека и

    меньшинств.

    После первой мировой войны укрепилось мнение о том, что соблюдение

    прав человека требует международный гарантий и отдельным правительствам не

    под силу этого обеспечить. Хотя в мандате Лиги наций, первой универсальной

    межправительственной организации, созданной после первой мировой войны, не

    было упоминания о правах человека, Лига предпринимала попытки обеспечить

    защиту прав человека, используя международные средства. Однако сфера ее

    интересов была ограничена, прежде всего, установлением определенных

    гарантий защиты меньшинств в нескольких странах.

    Стандарты, определяющие условия труда промышленных рабочих, созданные

    в начале XX века, стали объектом международных соглашений, разработанных

    Международной организацией труда, учрежденной в 1919 году.

    Международная конвенция об отмене рабства, подписанная в Женеве 25

    сентября 1926 года[21], подвела итог многолетним усилиям, направленным на

    отмену рабства. Первые конвенции по защите беженцев были приняты в 1933 и

    1938 годах. Однако, несмотря на все эти события, «международное право о

    правах человека, как таковое, в период между двумя мировыми войнами так и

    не появилось»[22].

    Тоталитарные режимы, установившиеся в 20-30 годах, серьезно нарушали

    права человека в собственных странах. Во время второй мировой войны мир

    стал свидетелем массовых нарушений прав человека, игнорирования

    человеческой жизни и достоинства, попыток уничтожить целые группы населения

    по признаку их расовой или национальной принадлежности, а также религиозных

    убеждений. В результате стало очевидным, что возникла настоятельная

    необходимость в международных документах, которые кодифицировали и защищали

    бы права человека, поскольку уважение прав человека является одним из

    основных условий международного мира и прогресса. Кроме того, возникла

    острая необходимость создания механизма международной защиты прав человека

    на межугосударственном уровне. Это убеждение нашло соответствующее

    выражение и получило дальнейшее развитие в Уставе ООН, подписанном 26 июня

    1945 года. Устав гласит, что основная цель этой всемирной организации

    заключается в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и

    «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность

    человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин» [23]. Статья 1 Устава

    как одну из задач ООН определяет осуществление международного

    сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и

    основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии»[24],

    то есть официально утверждает принцип недискриминации.

    Положения Устава имеют силу позитивного международного права, так как

    сам Устав является межгосударственным договором, и, следовательно,

    документом, юридически имеющим обязательную силу.

    Все члены ООН должны выполнять в духе доброй воли обязательства по

    развитию уважения к правам человека и обеспечению реализации этих прав на

    практике в сотрудничестве с ООН и другими странами. В то же время, Устав не

    конкретизирует само понятие «права человека» и не устанавливает специальных

    механизмов по выполнению государствами – членами этих положений.

    Задача разработки Международного Билля прав человека, который

    определял бы права и свободы, о которых говорится в Уставе, была возложена

    на Комиссию по правам человека, созданную в 1945 году. Важный шаг в

    разработку Международного Билля прав человека был сделан 10 декабря 1948

    года, когда Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека

    как «общий стандарт, к достижению которого должны стремиться все страны и

    народы» [25]. Составной частью Билля также являются принятые в последствии

    (в 1966 году) два Международных Пакта – Пакт об экономических, социальных и

    культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах, а также

    Факультативный протокол к нему. О них мы будем говорить ниже.

    Всеобщая декларация прав человека – это первый международный документ,

    в котором изложен широкий, хотя и не полный, перечень основных прав

    человека. «По существу, декларация явилась первым международным актом,

    который признал, что права человека принадлежат ему от рождения и без них

    он не может реализовать себя как личность. И какое бы ни было по своему

    устройству государство, оно обязано уважать человеческие права, признавать

    их и обеспечивать»[26].

    Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека не является

    международным договором, весьма широкое распространение получило мнение,

    что она в силу обычая приобрела обязательную силу.

    А в п. 2 Воззвания Тегеранской конференции по правам человека,

    принятого 13 мая 1968 года на Международной конференции по правам человека,

    было заявлено, что «Всеобщая декларация прав человека отражает общую

    договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав

    каждого человека и является обязательством для членов международного

    сообщества»[27].

    На Второй всемирной конференции по правам человека (Вена, Австрия, 14

    – 25 июня 1993 года), 171 государство вновь подтвердили, что Всеобщая

    декларация прав человека «является общей нормой, к достижению которой

    должны стремиться народы всех стран», и что «долгом каждого государства,

    независимо от его политической, экономической и культурной систем, является

    содействие уважению прав человека, и основных свобод и защита этих прав»

    (Преамбула, пункт 8 Венской декларации и программы действий)[28].

    Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми

    обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все

    демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в

    заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е что за

    человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ

    по этому поводу говорится (ч 1 ст. 55): «Перечисление в Конституции

    Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как

    отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и

    гражданина». Ясно, что если бы эти «другие», да еще общепризнанные, права и

    свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в

    перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно

    толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение

    многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к

    категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня

    закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

    Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются

    «наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие

    естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту»

    [29].

    Итак, права человека носят естественный и #M12291

    820002183неотчуждаемый#S характер. Свободное и эффективное осуществление

    прав человека является одним из основных признаков #M12291

    820000863гражданского общества#S и правового государства.

    1.2. Права человека и права гражданина

    «Права человека» и «права гражданина» как две категории прав обычно

    упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно. Объем

    прав, входящих в единый правовой статус, в определенной мере зависит от

    того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина.

    Так, Конституция РФ разграничивает основные права и свободы человека и

    гражданина. Такой подход не является традиционным для нашего

    конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к

    его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получившего свои

    права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного.

    Определяя различия между человеком и гражданином, новая Конституция РФ

    восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые были утверждены в

    результате буржуазных революции и нашли свое воплощение в законодательных

    актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу, право

    на счастье, — Декларации независимости 1776 г., Билле о правах 1789 г.

    (США), Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция). Впервые

    такое разграничение ввела французская Декларация.

    В чем смысл этого разграничения, раздвоения человека? Оно

    непосредственно вытекает из различения гражданского общества и государства,

    преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с

    государством, расширяет сферу его самоопределения. «Человеку как таковому

    отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его

    индивидуальные интересы» [30]. Реализация таких интересов осуществляется в

    гражданском обществе, основанном па частной собственности, семье, неси

    сфере личной жизни, и опирается на естественные нрава человека,

    принадлежащие ему от рождения.

    Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано

    ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было

    вмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на основе прав

    человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности,

    обеспечения ее автономии и независимости от любого незаконного

    вмешательства.

    Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина

    — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. «Права

    человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо

    от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а

    права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом

    только в силу его принадлежности к государству (гражданство)» [31].

    Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает

    всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс

    всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому

    правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы

    прав и свобод.

    Права гражданина — своеобразное ограничение равенства между людьми,

    поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства.

    Они охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он

    рассчитывает не только па ограждение своих прав от незаконного

    вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации.

    Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством —

    института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).

    Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных

    делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в

    своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие

    гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация,

    допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием

    каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво

    связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные

    обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких

    обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

    Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по

    соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право

    частной собственности относится к категории прав человека, а право частной

    собственности на землю - только прав граждан) или в силу особенностей

    некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту

    и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

    Все статьи главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и

    гражданина» последовательно различают права и свободы по указанному

    принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет

    о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет

    право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использование таких

    формулировок подчеркивает признание указанных прав п свобод за любым

    человеком, находящимся па территории России, независимо от того, является

    ли он гражданином РФ, иностранцем пли лицом без гражданства.

    Наряду с этим в ст. 31, 32, 33, 36 сформулированы права, принадлежащие

    только гражданам РФ. Это преимущественно политические права — право

    собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами

    государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к

    государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на

    обращение. Однако ст. 36 закрепляет социально-экономическое право частной

    собственности на землю только за гражданами и их объединениями.

    В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане

    РФ — защита Отечества (ст. 59); возможность осуществления своих прав и

    обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ

    распространяется запрет высылки за пределы государства пли выдачи другому

    государству (ст. 61); возможность иметь гражданство иностранного

    государства — двойное гражданство (ст. 52).

    В этой связи следует обратить внимание на формулировки Международного

    пакта о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет право на

    свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «никто не может быть лишен

    свободы па том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо

    договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и

    трибуналами» и др. Личные права сформулированы применительно к человеку,

    который может быть, а может и не быть гражданином того пли иного

    государства. Однако ст. 5, закрепляющая политические права (право на

    участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.