поргалки По КПЗС. Готовы к распечатке. РАЗДЕЛ:Конституционное (государственное) право зарубежных стран.
| |нормативных актов, а так же |
| |решений судов. |
| | |
| |Главной гарантией прав и свобод|
| |человека в демократическом |
| |государстве является стройная, |
| |четко разработанная система |
| |конституционно-применительных |
| |нормативных актов. |
| | |
| |В любом государстве правовое |
| |положение личности во многом |
| |определяется экономической |
| |основой соответствующего |
| 9. Партийные системы и их виды. |государства. |
| | |
|В большинстве стран конституции устанавливают |Все конституционные права и |
|многопартийность, запрещая нарушать принцип |свободы принято делить на |
|свободы образования политических партий. |несколько групп: |
|Многопартийная система с позиций конституционного | |
|права — это не только существование нескольких | 1. Социально-экономические |
|партий в стране, но прежде всего возможность | права и свободы, они |
|чередования у власти разных партий в результате | определяют правовое |
|выборов. | положение личности в |
| | гражданском обществе. Это |
|В Великобритании, США, Австралии, Венесуэле, | право на владение и |
|Турции и некоторых других странах существует | распоряжение частной |
|двухпартийная система. Она может иметь фактический| собственностью, право на |
|характер, когда в стране существует несколько | труд, некоторые |
|партий, но у власти в течение многих десятилетий | предусматривают равную |
|чередуются лишь две (например, Республиканская и | плату за равный труд, право|
|Демократическая в США, консерваторы и лейбористы в| на забастовку, страхование |
|Великобритании). | по безработице, пенсионные |
| | выплаты и пособий |
|Однопартийная система тоже может иметь и | инвалидам, охрану женского |
|фактический, и юридический характер. Фактическая | и детского труда. |
|однопартийность существовала во многих странах | |
|тоталитарного социализма (хотя в некоторых из них | 2. Политические права и |
|было по нескольку партий). При однопартийности | свободы, гражданин |
|создание других партий в этих странах не было | государства наделяется как |
|запрещено законом, но на деле создать их было | член политической общности.|
|невозможно: такие попытки рассматривались как | Они определяют его |
|контрреволюционная деятельность и влекли суровое | положение в процессе |
|уголовное наказание'. | осуществления |
| | государственной власти. |
|Возможна «беспартийная, система». В ряде | Важнейшее право- |
|мусульманских стран (Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, | избирательная |
|Саудовская Аравия и др.) все партии запрещены как | правосубъектность |
|разрушающие единство уммы — мусульманской общины | гражданина, состоящая из |
|«правоверных», хотя фактически в некоторых из них | активного и пассивного |
|действуют также подпольные политические | избирательного права, т.е. |
|организации. | избирать и быть избранным. |
| | Свобода выражения мнений, |
| | свобода слова, печати, |
| | право на получение |
| | информации, и её |
| | распространения, свобода |
| | союзов и т.д. |
| | |
| | 3. Личные права. Право на |
| | жизнь, неприкосновенность, |
| | сопротивление насилию, |
| | право на свободу, |
| | неприкосновенность жилища, |
| | тайна переписки, свобода |
| | передвижения и выбора места|
| | жительства. |
| | |
| |Так же после 1945г начал |
| |формироваться |
| |государственно-правовой |
| |институт обязанностей граждан и|
| |приобретать юридическое |
| |значение. |
|--------------------------------------------------+-------------------------------|
| 13.Основные социально-экономические права и | |
| свободы. | |
| | |
|Отношение к социально-экономическим правам в | |
|различных странах неодинаково. В государствах | |
|тоталитарного социализма им придается особое | |
|значение, и они находятся на первом месте в главе | |
|конституций о правах и обязанностях граждан. В | |
|постсоциалистических конституциях они оттеснены | |
|назад естественными правами человека. В | |
|конституциях капиталистических стран, а также | 16. Понятие форм государства. |
|многих развивающихся стран они обычно | Многообразие форм современных |
|перечисляются вперемежку с другими правами. | государств. |
| | |
|К числу социально-экономических прав относится |Форма государства представляет |
|прежде всего право собственности и ее |собой внутренне согласованную |
|наследования. Речь идет прежде всего о |систему норм, регулирующую в их|
|собственности, обеспечивающей жизненные |единстве структуру и |
|потребности человека. Ее обычно называют частной |взаимоотношения основных |
|собственностью. О праве собственности в том или |органов государства (главы |
|ином объеме говорится практически во всех |государства, парламента, |
|конституциях (кроме временных основных законов). |правительства), |
|Во многих из них уже нет прежних формулировок о |территориально-политическое |
|священной и неприкосновенной частной |устройство, главные методы |
|собственности, вместо этого говорится о социальных|деятельности государственного |
|функциях частной собственности, о том, что она |аппарата и формы его обратной |
|обязывает собственника (Бразилия, ФРГ, Италия и |связи с населением. |
|др.). Согласно конституциям, собственность может | |
|быть изъята для государственных и общественных |Классификация форм государства.|
|нужд в интересах общества. В современных |С позиции теорий разделения |
|конституциях все чаще говорится об |властей и единства власти можно|
|интеллектуальной собственности, связанной с |выделить поликратическую |
|творческим трудом (например, об авторских правах).|(многовластную) и |
|Речь идет о нематериальной собственности, например|моно-кратическую |
|на имя автора, на неприкосновенность произведения,|(единовластную) формы |
|изобретения, на право извлекать доходы из |государства. Промежуточное |
|авторства и т.д. Право на предпринимательскую, |положение между ними занимает |
|деятельность. Это право заниматься любой |сегментарная государственная |
|деятельностью, приносящей доход, если такая |форма, соединяющая черты этих |
|деятельность не запрещена законом (может быть |двух форм. |
|запрещено, например, производство ядов, оружия). | |
|Для предпринимательской деятельности существует |Поликратическая государственная|
|государственная регистрация, выдается |форма характеризуется: |
|свидетельство, лицензия с указанием разрешенных |разделением властей между |
|видов деятельности. Право на труд и свобода труда.|различными органами государства|
|Конституции стран тоталитарного социализма |(парламент — законодательная |
|ограничиваются положениями о праве на труд (о |власть, глава государства и |
|свободе труда не говорится), под которым обычно |правительство — исполнительная |
|понимается обеспечение государством |власть, независимые суды — |
|гарантированной работой всех трудоспособных и |судебная власть), отлаженными |
|желающих трудиться. В капиталистических странах |способами взаимодействия ветвей|
|положение о праве на труд было включено в |власти, системой их взаимных |
|конституции, как правило, после второй мировой |сдержек и противовесов, |
|войны и сопровождалось оговоркой о помощи со |самоуправлением территориальных|
|стороны государства безработным. Оно было |коллективов, демократическим |
|дополнено положением о свободе труда, т.е. о праве|государственным режимом, |
|заниматься любым видом труда по своему желанию, |различными формами партиципации|
|если эта форма работы не запрещена законом. Право |населения. |
|на труд и свобода труда дополняются | |
|конституционными положениями о безопасных и |Монократическая государственная|
|здоровых условиях труда, о праве на свободный |форма характеризуется |
|выбор профессии, на достойное вознаграждение (в |единовластием определенного |
|социалистических конституциях обычно говорится об |органа или должностного лица. |
|оплате труда в зависимости от его количества и |Полнота государственной власти |
|качества, а иногда — от общественной значимости), |может принадлежать одному лицу |
|о праве на справедливую оплату труда. Право на |(например, фюреру, дуче — в |
|отдых. Оно означает предоставление одного или двух|свое время в Германии, Италии, |
|выходных дней в неделю, которые оплачиваются |Испании, Португалии, монарху — |
|работодателем (иногда этих дней больше, если |в некоторых мусульманских |
|проводится вынужденное сокращение рабочего времени|странах. При такой |
|с целью повышения занятости), установление законом|государственной форме нет |
|предельной продолжительности рабочей недели 40 |системы сдержек и противовесов;|
|часов (чего, однако, не существует во многих |территориальные коллективы либо|
|развивающихся странах), ежегодный оплачиваемый |находятся под строгой опекой |
|отпуск. Право на забастовку (стачку) — |центра, либо местное |
|коллективное прекращение работы с выдвижением |самоуправление прямо |
|определенных требований к работодателю или |отвергается как институт. |
|государству. Забастовки должны осуществляться в | |
|рамках закона о разрешении трудовых конфликтов. |Сегментарная государственная |
| |форма (сегмент — с латинского |
|Право на охрану здоровья Реальное осуществление |«отрезок») характеризуется тем,|
|права на охрану здоровья зависит от системы |что государственная организация|
|здравоохранения, существующей в данной стране. |как целое складывается из |
|Конституции зарубежных стран, принятые в последние|разнородных отрезков, но ее |
|годы, содержат положения о праве работников на |объединяет единая природа |
|участие в управлении предприятиями (обычно через |государственной власти, |
|своих делегатов). В странах тоталитарного |единство государственной |
|социализма применяется более широкая формулировка |политики по принципиальным |
|— право на участие трудящихся в управлении |вопросам, единые принципы |
|обществом и государством. Она в основном относится|организации и деятельности. |
|уже к политическим, а не к социально-экономическим|Органы государственной власти |
|правам. Право на образование и свобода |формируются путем выборов. |
|образования. Положение о праве на образование |Выборы в парламент не имеют, |
|обычно дополняется указанием на необходимость |однако, принципиального |
|определенной степени обязательного и бесплатного |значения, поскольку традиционно|
|образования, которое гарантируется созданием |решающая доля власти |
|государственных и муниципальных школ. Свобода |сосредоточена в руках |
|образования — это право учить детей и получать |президента. |
|образование взрослым любым способом: в | |
|государственных, муниципальных, церковных школах, | |
|самостоятельно, экстерном и т.д., но всегда | |
|предусматриваются экзамены. Право на жилище. | |
|Каждый вправе приобретать себе жилище в любом | |
|районе страны (исключение составляют военные | |
|городки, закрытые зоны), а малоимущим гражданам | |
|жилье за низкую цену или бесплатно предоставляют | |
|муниципалитеты из государственных | |
| | |
|или муниципальных жилищных фондов. | |
|--------------------------------------------------+-------------------------------|
| 14. Основные политические права и свободы | |
| | |
|Политические права связаны с участием в | |
|общественно-политической жизни, с формированием | |
|органов государства, с организованным давлением на| |
|государственную власть (например, путем | |
|политических демонстраций). К числу политических | |
|прав, давно получивших закрепление в конституциях,| 17. Понятие и классификация |
|относится свобода мысли, слова, печати. По | форм правления. |
|существу, все это, хотя и в разных конституционных| |
|формулировках, означает свободу выражения мнений |Форма правления — это |
|публично и по общественно значимым вопросам. |характеристика структуры и |
|Свобода выражения мнений означает отсутствие |взаимоотношений органов |
|цензуры — специальных государственных учреждений и|законодательной и |
|должностных лиц, которые вправе разрешать или не |исполнительной власти или |
|разрешать опубликование, передачу по электронным |других основных органов |
|средствам массовой информации, выход в свет |государства в тех странах, где |
|определенных материалов. Право свободу объединения|нет деления на законодательную,|
|в политические партии, профессиональные |исполнительную, судебную |
|организации, социально-экономические, культурные, |власть, а принята концепция |
|спортивные и иные общества. Конституции содержат |«республики советов». |
|обычно три положения о роли партий: устанавливают | |
|многопартийность, говорят о роли партий в |Две основные формы правления: |
|демократическом обществе (они содействуют |монархию и республику. Более |
|выражению политической воли народа путем |детальная классификация |
|голосования), устанавливают, что их организация и |создается в их рамках |
|методы деятельности должны соответствовать |(дуалистическая монархия, |
|принципам демократии и национальной независимости.|президентская республика и |
|Положение общественных объединений обычно |др.). |
|регулируется тремя видами законов: о политических | |
|партиях, о социально-экономических и иных |Вместе с тем в современных |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|