Российская молодежная политическая культура. Тенденции
алкоголизма и преступности. И подготовлено второе обращение схожего
содержания к депутатам, а также к главам администраций всех уровней
Волгоградской области. Вопросы борьбы с этими явлениями четко
поставлены перед главой городской администрации. Другая важная функция -
образовательная для молодых парламентариев, была не только
законодательным органом в области молодежной политики, но и хорошей
школой для будущих политиков. Разработан план семинарских занятий и
"круглых столов" по различным проблемам. Первый семинар с приглашением
крупных специалистов на тему "Основы парламентаризма в России" проведен.
Состоялась лекция по представительным органам местного самоуправления,
прошел также ряд "круглых столов" по самым актуальным проблемам
.Буквально на днях областная Дума приняла в первом чтении закон "О
государственной молодежной политике в Волгоградской области". До этого,
законопроект был рассмотрен Молодежным парламентом , и были внесены
в текст необходимые, поправки и дополнения. Поскольку организация еще
молодая, слабо с юридической базой помогает руководство Комитета по делам
молодежи [59]. И сейчас в парламенте готовятся несколько проектов (пока,
естественно, в рекомендательном плане) для обсуждения депутатами областной
думы в сфере социальной защиты учащихся профессионально-технических училищ
и, в дальнейшем, других слоев студенчества.
Молодежный парламент Алтайского края.
В декабре 1999 года в Тальменском районе Алтайского края прошли выборы в
Совет учащейся молодежи - в самый настоящий «молодежный парламент». Эта
организация будет представлять интересы молодых людей в органах местного
самоуправления. В совет вошли 26 школьников со всего района; владельцы
специальных депутатских удостоверений смогут присутствовать на собраниях и
сессиях местного Совета депутатов и будут обладать депутатской
неприкосновенностью. А также, что для сельской местности актуально, получат
право на бесплатный проезд по всему району.
Молодежный парламент должен стать школой для будущих политиков.
Нынешняя модель Молодежного парламента не пополнит у молодых людей багаж
знаний правовых и экономических вопросов, но однозначно обогатит их опыт
политической борьбы. Молодежные парламенты в России возникают как грибы
после дождя , это дань государственной молодежной политике , проводимой с
начала 2000 года «Центром». На сегодняшний день государство занимает
доминирующее положение , молодежные парламенты не исключение и развиваются
под жестоким патронажем государства , при участии центристского объединения
«Единство», министерства по делам молодежи спорту и туризму *******а. В
настоящее время, многие нюансы, связанные с деятельностью (или с
существованием) молодежных парламентов, остаются и, вероятно, будут
оставаться непонятыми широкой молодежной городской
общественностью. Депутаты и юристы отмечают несовершенство положения об
этой структуре, а также то, что создание такого органа не предусмотрено ни
конституцией, ни законодательством.
Также , государственная молодежная политика проявляется в виде деятельности
молодежных либеральных дискуссионных клубов.
В октябре и ноябре в *******е работали молодежные дискуссионные клубы
.Возможность поговорить ,поспорить на волнующие темы смогли учащиеся из
школ, техникумов, училищ . Заседания дискуссионных клубов также проходили и
в Вузах города. Организатором проведения клуба является Управление по
делам молодежной политики, физической культуры и спорта совместно с фондом
Фридриха Науманна. Каждая дискуссия состоит из двух частей .Сначала
самопредставление ,информация о ФФН, проекте либеральные клубы ФФН,
программы «Дискуссионное пространство студенчества и актива молодежи города
*******а», Власть и молодежь : взаимодействие или противостояние?
Интересует ли молодежь политическая или общественная деятельность? Карьера
молодого политика – ответственность или двойной стандарт ? И вторая часть
Молодежное собрание города *******а – возможно ли реальное участие молодежи
в управлении городом ?Обсуждение проекта программы «молодежь г. *******а
(2001-2003гг.)И подведение итогов : заполнение анкеты, итоговые выступления
экспертов, критика и анализ .
Молодежные дискуссионные клубы организованы уже во всех районах города и
почти во всех Вузах. На них определились делегаты в молодежное общественное
собрание при мере *******а. Дискуссии помогают выявить мнение молодых людей
и одновременно учат правильно вести спор , высказывать и отстаивать свою
точку зрения. Молодые люди смогли пообщаться с различными специалистами
,экспертами и представителями власти.
Можно сделать вывод , что пока только происходит декларирование
государством принципов политической культуры участия , культуры
гражданственности. Действия правящей элиты, в области молодежной
государственной политики, не сочетаются с реально доминирующей
подданнической политической культурой молодежи.
Определенная степень неудовлетворенности государственной молодежной
политикой объясняется неготовностью и нежеланием части молодежи
использовать предоставляемые им возможности.
На стадии формирования молодежной политики необходимо всесторонне изучать
ситуацию, исследовать глубину , остроту социальных проблем , наладить
мониторинг жизни молодежи .
Деятельность молодежного парламента выполняет функцию своеобразного
«трамплина» практически только для ограниченного количества участников .
Молодые парламентарии раскрывают потребности в понимании своей групповой
принадлежности и определении для себя способов участия в выражении и
отстаивании интересов; в понимании собственных возможностей при реализации
прав и свобод , в приспособлении к изменяющейся политической среде ; в
обретение специфических навыков и свойств , пусть пока и несовершенные
функции взаимодействия субъектов и институтов власти ; и что немаловажно
открывает для молодых парламентариев новые формы политической культуры.
Следует подчеркнуть , что создание такого органа не предусмотрено ни
конституцией, ни законодательством. Нынешняя модель Молодежного
парламента не пополнит у молодых людей багаж знаний правовых и
экономических вопросов, но однозначно обогатит их опыт политической борьбы.
Депутаты и юристы отмечают несовершенство положения об этой структуре, а
также то, что создание такого органа не предусмотрено ни конституцией, ни
законодательством.
Молодежный парламент должен стать школой для будущих политиков.
Молодежные парламенты в России возникают как грибы после дождя , это дань
государственной молодежной политике , проводимой с начала 2000 года
«Центром». На сегодняшний день государство занимает доминирующее положение
– в развитии и деятельности молодежных парламентов. В настоящее
время, многие нюансы, связанные с деятельностью (или с существованием)
молодежных парламентов, остаются и, вероятно, будут оставаться непонятыми
широкой молодежной городской общественностью.
Заключение
Существует широкий спектр понятий политической культуры –начиная от
американского политолога Г. Алмонда , рассматривавшего политическую
культуру в 50-х годах прошлого столетия как психологический феномен .
Притом что это направление позволяет количественно измерить политическую
культуру, в его методологических основаниях имеется ограничение связанное
с тем что поведение рассматривается в рамках «стимула - реакции». Это не
позволяет исследовать собственную активность человека , с точки зрения
воздействия внешней среды .
Интерпрететавистский подход , исходит из того , что политическая культура
представляет собой «мир значений» , смысловой аспект политики. Этот подход
сравнительно молодой и не связан с эмпирическими исследованиями.
Другие исследователи считают , что политическая культура — всего лишь
политический аспект общей культуры, не учитывая того что политическая
культура многоуровневое явление , и обычно выделяют политическую культуру
общества в целом и субкультуры, а третьи – что политическая культура- это
не что иное, как динамическая модель.
Политическая культура выполняет колоссальное количество функций –
интеграционная ,коммуникативная, регулятивная , ценностная, а также самая
важная функция политической культуры - политическая социализация личности
, к этому списку функций можно добавить функции идентификации , ориентации
, адаптации . Некоторые функции политической культуры в различных
исторических условиях имеют свойство частично замещаться другими
функциями .
Рассмотренные элементы политической культуры такие как когнитивный,
нормативно-оценочный, эмоционально-психологический , установочно-
поведенческий - взаимосвязаны. Более устойчивые элементы политической
культуры, составляют “ядро” политической культуры , менее важные –
"периферию" . Система политической культуры пронизывается и связывается
воедино информационными потоками.
Рассматривая современную российскую политическую культуру в динамике ,
можно сделать выводы ,что советская политическая культура — в ее зрелом
виде — воспроизвела дореволюционные политические установки и ценности, а
именно, слабость и неэффективность представительства, низкий уровень
политического участия, авторитаризм и бюрократизм, трансформировавшись эти
и другие свойства приобрела постсоветская политическая культура России .
Современное состояние политической культуры России не дает оснований
отнести ее к числу либерально демократических , скорее причислить ее можно
к разряду авторитарно – коллективистских политических культур . Государство
неизменно занимает в общественной жизни россиянина доминирующее положение.
Россия охотно признает ту власть , которая в той или иной степени носит
сакральный характер. Еще одна особенность: это персонифицированность
российской политики. Политическая культура в России крайне гетерогенна,
политические субкультуры с совершенно различными , если не диаметрально
противоположными ценностными ориентациями , отношения между которыми
складываются конфронтационно , а подчас и антагонистично
Состояния политической культуры молодежи, так же как и общества в
целом, в достаточно высокой степени фрагментировано. Отдельные группы
молодежи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем
включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-
политические течения современной России. Но все эти различия пока не носят
характер острого антагонизма и не приводят к сверхполитизированности.
Молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что она
практически лишена иллюзий о том, что кто-то может за них решить их
собственные проблемы. Она индивидуалистична и прагматична.
Отношение же к современной власти носит характер достаточно
нейтральный , и не связывается никаких ожиданий на позитивные перемены.
Таким образом, молодое поколение относится к политике и власти как
к некоторым данностям, которые не вызывают ни восторга, ни особо резких
отрицательных эмоций. Это прежде всего проявляется в отстраненности весьма
значительной части молодежи от политической жизни России. В какой то
степени , апатия молодежи обусловлена прежде всего тем, что осуществляемые
в России реформы больнее всего ударили именно по ней, и тем, что в стране
на протяжении последних лет отсутствует какая-либо осмысленная политика в
отношении молодежи как самостоятельной социально-демографической группы ,с
тем, что она, с одной стороны, не видит необходимости что-либо кардинально
менять в сложившимся укладе жизни, а с другой, не рассматривает
политическую деятельность в качестве значимой для себя, находя более
перспективные способы и формы самоутверждения и личной самореализации. В
результате, тотальное отчуждение молодежи от власти, способное в любой
момент перерасти в активное ее неприятие.
Сегодня российская система образования переживает кризис, который
является отражением системного кризиса общества, возникшего с распадом
прежнего режима, и сопровождается разрушением традиционных ценностей и
деструкцией личности.
Сфера образования, находится не только в социально-экономической и
социокультурной среде ,а также находится и в среде политической, в
динамичном идеологическом и политическом пространстве.
Сфера образования представляет собой технологически наиболее
работоспособный компонент широко понимаемой культуры, оказывающий
непосредственное влияние на формирование и преобразование индивидуального и
общественного менталитета - тех глубинных, корневых оснований личностного и
коллективного мировосприятия и мировоззрения, которые предопределяют
устойчивые мотивы жизнедеятельности, поступков и поведения людей, особенно
молодежи.
Система образования должна стремиться к идеологической и политической
избирательности и разборчивости, и в тех случаях, когда рассогласование
нравственных идеалов с конъюнктурными политическими доктринами становится
вполне очевидным, решительно брать сторону ценностей гуманистических,
соответствующих правам и свободам человека и гражданина.
Для переходного общества проблема формирования
гражданственной политической культуры в образовательном процессе состоит
прежде всего в демифологизации обыденного, унаследованного от тоталитарной
социализации представления о мире политики через адекватное
концептуальное и фактологическое знание, которое способно сделать
политический процесс более прозрачным для понимания. Степень ее решения
определяется тем, насколько теоретико-концептуальные построения системе
образования удается раскрыть в конкретном контексте национальной
политической традиции России, ее культурно-исторического опыта и
современной реальности.
Образование - та сфера переходного общества, воздействие на
которую наиболее продуктивно для того, чтобы вывести его из кризиса.
Интеллектуальные и материальные инвестиции в образование в этом аспекте
более выгодны, чем в любые другие сферы.
Одна из основных целей преподавания заключается в
максимальном совершенствовании способности студентов самостоятельно
анализировать и интерпретировать на основе полученного знания смысл и
динамику событий политической жизни. Значительное увеличение объема
знаний и навыков, которые должны быть усвоены за относительно короткий
период обучения, требуют радикальной интенсификации учебного процесса на
основе внедрения новых методологий и обучающих компьютерных технологий.
Долгосрочные перспективы образования связаны с глобальными
тенденциями развития высшей школы, которые сформировались под мощным
воздействием Internet и движения к "Глобальному Информационному Обществу".
В России усложняются и изменяются требования к
процессу политической социализации, который осуществляется в
системе среднего
и высшего образования .
Пока только происходит декларирование государством принципов
политической культуры участия , культуры гражданственности. Действия
правящей элиты, в области молодежной государственной политики, не
сочетаются с реально доминирующей подданнической политической культурой
молодежи, на сегодняшний день государство занимает доминирующее положение
– в развитии и деятельности молодежных парламентов.. Молодежные парламенты
в России возникают как грибы после дождя , это дань государственной
молодежной политике , проводимой с начала 2000 года «Центром».
Определенная степень неудовлетворенности государственной молодежной
политикой объясняется неготовностью и нежеланием части молодежи
использовать предоставляемые им возможности.
На стадии формирования молодежной политики необходимо всесторонне
изучать ситуацию, исследовать глубину , остроту социальных проблем ,
наладить мониторинг жизни молодежи .
Деятельность молодежного парламента выполняет функцию своеобразного
«трамплина» практически только для ограниченного количества участников .
Молодые парламентарии раскрывают потребности в понимании своей групповой
принадлежности и определении для себя способов участия в выражении и
отстаивании интересов; в понимании собственных возможностей при реализации
прав и свобод , в приспособлении к изменяющейся политической среде ; в
обретение специфических навыков и свойств , пусть пока и несовершенные
функции взаимодействия субъектов и институтов власти ; и что немаловажно
открывает для молодых парламентариев новые формы политической культуры.
Следует подчеркнуть , что создание такого органа не предусмотрено ни
конституцией, ни законодательством. Нынешняя модель Молодежного
парламента не пополнит у молодых людей багаж знаний правовых и
экономических вопросов, но однозначно обогатит их опыт политической борьбы.
Депутаты и юристы отмечают несовершенство положения об этой структуре, а
также то, что создание такого органа не предусмотрено ни конституцией, ни
законодательством. Молодежный парламент должен стать школой для
будущих политиков.
В настоящее время, многие нюансы, связанные с деятельностью (или с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|