МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Российская молодежная политическая культура. Тенденции

    культура была далека от желательной для репрессивной системы. Теоретическим

    основанием для подобных суждений стала теория модернизации. Высказывалось

    мнение, что под влиянием социально-экономического прогресса даже

    коммунистические системы постепенно демократизируются. Согласно этой

    теоретической традиции, после смерти Сталина российская политическая

    культура постепенно становилась либеральной . Следуя этой традиции, многие

    пост советские исследования также отмечают значительный «удельный вес»

    демократических ценностей в политическом сознании россиян .Некоторые

    советологи считают, что культурные трансформации в пост советской России

    являются результатом адаптации общества к новой политико-экономической

    среде. Действительно, принимая во внимание трудности переходного периода,

    поддержка россиянами идей реформирования заметно снизилась. Но если реформы

    будут проводиться с большим успехом, можно ожидать усиления демократических

    норм и ценностей. С этой точки зрения, пост советская политическая культура

    находится в стадии интенсивного формирования .

    Очевидно, каждая из исследовательских традиций заслуживает определенной

    доли доверия. Советская политическая культура в разные периоды и с точки

    зрения различных исследователей могла казаться и лояльной, и оппозиционной

    авторитарному режиму. Среди факторов, ответственных за политико-культурные

    трансформации, ученые отмечают особую роль политических институтов .

    Можно предположить, что нормы поведения, определявшие облик советской

    политической культуры, формировались под давлением внешних обстоятельств.

    «Внешние обстоятельства» были заданы политико-институциональным контекстом

    того периода. Можно ожидать, что политико-культурные ценности способны

    меняться, адаптируясь к изменяющимся условиям. Конечно, институты вряд ли

    могут трансформировать политическую культуру фундаментально, но они могут

    заставлять граждан приспосабливать их культурные нормы к требованиям

    системы. А если допустить, что демонстрируемая советскими гражданами

    лояльность режиму была лишь способом адаптации к существовавшим

    политическим условиям? При этом подлинные ценности людей могли быть далеки

    от ценностей авторитаризма.

    Теоретической основой такого подхода может стать теория рационального

    выбора, точнее, одна из ее версий, включающая в анализ культурные ценности.

    Это — «культурная рациональность» . В рамках этого подхода утверждается,

    что политическая культура — не альтернатива рациональному поведению, а сама

    — рациональная адаптация установок к требованиям институциональной среды.

    Вступая во взаимоотношения с властью, люди постепенно осваивают наиболее

    предпочтительные стратегии поведения [29]. Представляется, что концепция

    культурной рациональности охватывает не только комплексное содержание

    политической культуры данного общества, но и политическую культуру

    отдельных возрастных когорт, социализировавшихся в специфических политико-

    институциональных условиях. «Культурная рациональность» и станет тем

    подходом, который поможет прояснить сущность советской и пост советской

    политической культуры.

    Таким образом, культурная рациональность проявляется во взаимоотношениях

    граждан и политической системы. По мнению М. Вебера, любая власть стремится

    к поддержанию собственной легитимности, убеждая общество в том, что

    действующие политические институты имеют законное право на существование .

    В долгосрочном плане, задача легитимации системы не может быть решена, если

    системе не удалось стать эффективной, т.е. способной удовлетворять

    материальные потребности граждан . Правда, лояльность системе может

    поддерживаться репрессивными мерами. Однако угрозы репрессий не могут

    обеспечить политическую стабильность в течение длительного срока.

    Какие «стимулы» может предложить обществу эффективная политическая система?

    А. Панебианко отмечает, что существует два вида стимулов, используя которые

    лидеры политических организаций вербуют своих сторонников: коллективные и

    селективные [30]. Под коллективными стимулами подразумевается достижение

    идеологических целей организации, а под селективными – различные

    материальные «выплаты» (повышение статуса, социальное обеспечение,

    вспомогательные меры и т.д.). Преобладание какого-то одного типа стимулов —

    это теоретическое допущение; обычно потенциальный член организации

    стремится выиграть от их комбинации. Панебианко лишь теоретически

    разграничивает тех, для кого важнее селективные стимулы, и тех, для кого

    главный интерес сосредоточен на стимулах коллективных. Система стимулов

    реальных политических организаций должна включать и коллективные, и

    селективные стимулы. Их соотношение может со временем меняться. На

    начальном этапе формирования организации преобладают коллективные стимулы,

    а затем ведущую роль приобретают селективные.

    Внутриполитическая ситуация в России обусловлена экономическим кризисом ,

    конфликтом ветвей власти возникающим всякий раз при распределении властных

    полномочий , неоднозначностью в сфере конституционного законодательства,

    неопределенностью между Центром и регионами , ростом сепаратизма,

    распространением коррупции и преступности. [31]

    Как полагают многие исследователи , русская цивилизация является

    «дочерней» по отношению к византийской ; по крайней мере , можно считать

    что Византийская традиция стала одним из системообразующих факторов русской

    истории .Культурную , прежде всего ( и в том числе политико – культурную)

    преемственную связь России с Византией можно увидеть в унаследовании

    имперской государственной идеи. Во вторых , от Византии перешла функция

    буфера и посредника меду Востоком и Западом , с политико –культурными

    установками на терпимость и стремление к синтезу достижений Европы и Азии .

    В третьих , среди черт унаследованных от Восточной Римской Империи ,

    существует и своеобразный космополитизм ,или экуменизм , надэтнический ,

    наднациональный , характер власти и государственности , а также

    интернационалистский «подход к формированию политической и интеллектуальной

    элиты. А.Тойнби определяет эту особенность политической культуры

    «восточнохристинской цивилизации» как стремление к созданию и сочетанию

    универсального государства и универсальной церкви .

    Власть в России вне зависимости от смены режимов и наличия или отсутствия

    демократических процедур традиционно носит авторитарный характер .

    Политические представления россиян основываются на стихийном монархизме

    «вождизме», соответственно , политическая система всегда фактически

    строится на монархических и квазимонархических принципах Авторитарная

    политико –культурная «матрица» нашей страны приводит к тому , что развитие

    в России осуществляется в одном из следующих трех «режимов» .

    А) Застой ; Б) Катастрофическая эффективность; В) Катастрофическая

    неэффективность.

    Демократические права и свободы в России , как правило , не завоевывались

    обществом , а даровались милостью монарха [32] .

    Можно сказать что этатизм присущ общественной жизни России : государство

    доминирует , общество занимает подчиненное положение , что обуславливает

    неравноправные отношения между государством и гражданином . Отсюда : a)

    Огромная роль бюрократии ; б) Патернализм и клиентелизм ; в) Выключенность

    широких народных масс из повседневного политического процесса, а

    следовательно массовая политическая инертность ; г) Отсутсвие

    цивилизованных форм взаимоотношений между верхами и низами , правовой

    нигилизм , который приводит к вспышкам революционаризма и

    контрреволюционаризма и “сверху” и “снизу”.

    Для сознания граждан характерно сочетание комплексов верноподданного и

    революционера. Н.А.Бердяев , вероятно , одним из первых заметил

    парадоксальность политической культуры России , ее «антиномичность и

    жуткую противоречивость»[33]. Он указал на двойственность и иррационализм

    « русской души»- поразительный симбиоз анархизма и этатизма, готовности

    отдать жизнь за свободу и неслыханного сервилизма , шовинизма и

    интернализма , гуманизма и жестокости, аскетизма и гедонизма , «ангельской

    святости и «зверской низости». Бердяев объясняет это неразвитостью личного

    начала в российском обществе , а также стихийном коллективизме . Кроме

    того он высказал предположение о «женственной « природе русского народа ,

    при которой государство принимается как « мужское» начало , т. е. Как нечто

    внешнее , оформляющее , вводящее бесконтрольную народную стихию в

    определенные рамки . Главная функция первого лица – исполнение роли

    верховного арбитра , гаранта законности и порядка , и его власть

    объясняется не рациональными логическими доводами , а наличием харизмы и

    стремлением к некому идеологически мотивированному абсолютному идеалу,

    власть будет более легитимна, если она не зависит от внутриобщественных

    комбинаций , лишь бы она служила высшим целям стоящим над самим обществом

    Этатизм , гипертрофия государства и атрофия гражданского общества , полное

    подчинение первым второго обуславливают недостаток общественно

    интегрирующих основ , очень слабую способность народа к самоорганизации

    .Этатисткий характер политической культуры России приводит к тому , что в

    сознании граждан происходит смешение понятий патриотизма и смешение понятий

    патриотизма и лояльности режима , любовь к Родине смешивается с

    верноподданнической любовью к власти.

    Можно , говорить о обращенности политической культуры России в будущее при

    недостаточном внимании к прошлому , при отсутствия осознанного следования

    традициям , крайней переимчивости , чувствительности к новым веяниям .

    [34]Для политической культуры России характерно почти постоянное отсутствие

    базового консенсуса , национального согласия , нередко болезненный разлад

    между социальными группами .

    Если посмотреть на политическую историю России трех последних столетий

    нетрудно заметить постоянный конфликт субкультур – западнической и

    почвеннической радикальной и патриархально – консервативной, анархической

    и этатисткой, а в современных условиях –«демократической» и

    коммунопатриотической.[35] При этом для последних примерно полутора веков

    характерно существование активной, порой агрессивной и достаточно

    многочисленной контрэлиты , мобилизующей и аккумулирующей потенциал

    социального и политического протеста ,стремящейся свергнуть элиту и занять

    ее место.

    В общем, для политической культуры России характерно почти постоянное

    отсутствие базового консенсуса, национального согласия , «надлом

    этнического поля» [36] , нередко болезненный разлад между социальными

    группами . Различия субкультур подчас столь разительны , что может

    создаться впечатление ,будто в России сосуществуют отдельные нации , не

    объединенные почти ничем , кроме общности языка и территории. Происходит

    столкновение различных политических субкультур представители которых

    пользуются различными схемами политической аргументации , это ведет к

    естественному уходу с" легальной плоскости" в асоциальную среду проявления

    политико- субкультурных действий.

    Наблюдение этого «химерического»,по терминологии Гумилева ,симбиоза дало

    И.Р.Шафаревичу основание говорить о сосуществовании в России (и отнюдь не

    мирном) «большого» и «малого» народов со взаимоисключающими ценностными

    установками . (диссонанс между формально доминирующей вестернизированной

    культурой «образованного общества» (начиная с эпохи Петра 1) и традиционно-

    ориентированным «духом» страны).

    России присуща специфическая державная (наднациональная) идея «гуманного»

    империализма, претерпевающая в зависимости от смен режимов различные

    метаморфозы. В российском менталитете также преобладает государственная, а

    не национальная самоидентификация гражданина; национальный фактор

    маргинален ,а государство и большинство населения национально и религиозно

    толерантны ( в качестве доказательства этого тезиса можно указать на

    поразительную легкость, с которой русские вступают в межнациональные и

    даже межрассовые браки). В таких условиях имперское сознание парадоксальным

    образом сочетается с интернационализмом, а патриотизм, как правило, носит

    государственнический а не националистический характер. Ф.М. Достоевский

    отмечал коренящуюся в русском национальном характере своеобразную

    «экстравертность» нашей страны ,отсутствие у нее эгоистического подхода при

    формулировании своих внешне(политических ) приоритетов [37]. Русской

    национальной идее свойственен мессианизм , « альтруизм» на национальном

    уровне , чувство “избранного Богом народа с одной стороны и «проклятого»

    тем же Богом с другой стороны “ , “идеализм”(“нестяжательство”)

    В России произошел переход от тотального неприятия капитализма к его

    слепому копированию, что раньше подвергалось тотальной критике –

    принималось россиянами как абсолютные ценности . Не происходил процесс

    сопоставления ценностей хлынувших мощным потоком в Россию, с ценностями

    россиян , которые заблокировала советская система пропаганды .В

    посткоммунистической России многопартийность появляется на фоне кризиса

    этой системы в Европе [38] . Партийная постсоветская система в России

    создавалась на почве однопартийности, можно наблюдать илюзорность партийной

    жизни, поскольку реальное положение дел задают неформальные группы ,

    интересы которых далеки от интересов подавляющей части россиян, и это на

    фоне доминирующей позиции государства (“Кремль”). В России протопартийная

    система –это отличительная черта политической культуры россиян. Никакой

    принципиальной разницы между "партиями", "движениями" и "объединениями"

    фактически не существует, хотя считается, что есть некоторое различие между

    этими категориями организаций в отношении фиксированного или

    нефиксированного, индивидуального или коллективного членства. Подавляющее

    большинство российских партий и движений состоят из нескольких человек

    [39], фактически есть партии, состоящие из одного человека - вождя (хотя у

    него, обычно, есть список таких членов его партии, которые или давно забыли

    об этом эпизоде своей жизни, или даже никогда о нем не подозревали).

    По федеральным спискам в Государственную думу второго созыва прошло только

    четыре политических организации. Тем не менее, среди депутатов имеются

    члены более 40 партий и движений, которые попали в Думу либо как

    независимые кандидаты, либо в составе списков других партий.

    Сколько-нибудь реальную роль в политике играет примерно 10-12 партий, еще 5-

    6 имеют некоторое значение в качестве псевдонима какой-нибудь политической

    фигуры, имеющей самостоятельный политический вес. Впрочем, все партии даже

    крупные - за исключением КПРФ, Аграрной партии и, может быть, НДР -

    являются партиями вождистского типа и различаются избирателями по именам

    лидеров: "партия Явлинского", "партия Жириновского", "партия Гайдара",

    партия Хакамады", "партия Бориса Федорова", "партия Святослава Федорова" и

    т.д. [40]

    Не вызывает сомнения то, что в современной России имеется государственная

    идеология либерализма, впервые появившаяся в Англии.[41] Основной постулат:

    преобладание личных интересов над общественными (общество нужно постольку,

    поскольку оно помогает отдельному его члену). Основные ценности: свобода

    человека в решениях и действиях, самодостаточность человека, отсутствие

    реальных механизмов создания ответственности за свои поступки перед другими

    людьми. Однако либеральная идеология, как известно из истории, никогда не

    была распространена в России (кроме узких кругов прогрессивной буржуазии и

    интеллигенции в конце XIX- начале XX веков), так как противоречит

    традиционной русской культуре с ее общинными началами, преобладанием

    коллективистских чувств, отсутствием меркантильности. Именно поэтому, как

    мы видим сегодня, через 10 лет после начала внедрения в страну либеральной

    идеологии – она снова не нашла в России успеха, распространившись лишь в

    кругах прозападно ориентированной интеллигенции.

    Можно сделать вывод , рассматривая современную российскую политическую

    культуру в динамике , что советская политическая культура — в ее зрелом

    виде — воспроизвела дореволюционные политические установки и ценности, а

    именно, слабость и неэффективность представительства, низкий уровень

    политического участия, авторитаризм и бюрократизм, трансформировавшись эти

    и другие свойства приобрела постсоветская политическая культура России .

    Современное состояние политической культуры России не дает оснований

    отнести ее к числу либерально демократических , скорее причислить ее можно

    к разряду авторитарно – коллективистских политических культур . Государство

    неизменно занимает в общественной жизни россиянина доминирующее положение .

    На протяжении многих веков не государство естественным путем вырастало из

    гражданского общества , а общество развивалось под жестоким патронажем

    государства , которое всегда было мотором общественного развития . Россия

    охотно признает ту власть , которая в той или иной степени носит сакральный

    характер. Еще одна особенность: это персонифицированность российской

    политики. Политическая культура в России крайне гетерогенна, политические

    субкультуры с совершенно различными , если не диаметрально противоположными

    ценностными ориентациями , отношения между которыми складываются

    конфронтационно , а подчас и антагонистично .

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.