Российская молодежная политическая культура. Тенденции
культура была далека от желательной для репрессивной системы. Теоретическим
основанием для подобных суждений стала теория модернизации. Высказывалось
мнение, что под влиянием социально-экономического прогресса даже
коммунистические системы постепенно демократизируются. Согласно этой
теоретической традиции, после смерти Сталина российская политическая
культура постепенно становилась либеральной . Следуя этой традиции, многие
пост советские исследования также отмечают значительный «удельный вес»
демократических ценностей в политическом сознании россиян .Некоторые
советологи считают, что культурные трансформации в пост советской России
являются результатом адаптации общества к новой политико-экономической
среде. Действительно, принимая во внимание трудности переходного периода,
поддержка россиянами идей реформирования заметно снизилась. Но если реформы
будут проводиться с большим успехом, можно ожидать усиления демократических
норм и ценностей. С этой точки зрения, пост советская политическая культура
находится в стадии интенсивного формирования .
Очевидно, каждая из исследовательских традиций заслуживает определенной
доли доверия. Советская политическая культура в разные периоды и с точки
зрения различных исследователей могла казаться и лояльной, и оппозиционной
авторитарному режиму. Среди факторов, ответственных за политико-культурные
трансформации, ученые отмечают особую роль политических институтов .
Можно предположить, что нормы поведения, определявшие облик советской
политической культуры, формировались под давлением внешних обстоятельств.
«Внешние обстоятельства» были заданы политико-институциональным контекстом
того периода. Можно ожидать, что политико-культурные ценности способны
меняться, адаптируясь к изменяющимся условиям. Конечно, институты вряд ли
могут трансформировать политическую культуру фундаментально, но они могут
заставлять граждан приспосабливать их культурные нормы к требованиям
системы. А если допустить, что демонстрируемая советскими гражданами
лояльность режиму была лишь способом адаптации к существовавшим
политическим условиям? При этом подлинные ценности людей могли быть далеки
от ценностей авторитаризма.
Теоретической основой такого подхода может стать теория рационального
выбора, точнее, одна из ее версий, включающая в анализ культурные ценности.
Это — «культурная рациональность» . В рамках этого подхода утверждается,
что политическая культура — не альтернатива рациональному поведению, а сама
— рациональная адаптация установок к требованиям институциональной среды.
Вступая во взаимоотношения с властью, люди постепенно осваивают наиболее
предпочтительные стратегии поведения [29]. Представляется, что концепция
культурной рациональности охватывает не только комплексное содержание
политической культуры данного общества, но и политическую культуру
отдельных возрастных когорт, социализировавшихся в специфических политико-
институциональных условиях. «Культурная рациональность» и станет тем
подходом, который поможет прояснить сущность советской и пост советской
политической культуры.
Таким образом, культурная рациональность проявляется во взаимоотношениях
граждан и политической системы. По мнению М. Вебера, любая власть стремится
к поддержанию собственной легитимности, убеждая общество в том, что
действующие политические институты имеют законное право на существование .
В долгосрочном плане, задача легитимации системы не может быть решена, если
системе не удалось стать эффективной, т.е. способной удовлетворять
материальные потребности граждан . Правда, лояльность системе может
поддерживаться репрессивными мерами. Однако угрозы репрессий не могут
обеспечить политическую стабильность в течение длительного срока.
Какие «стимулы» может предложить обществу эффективная политическая система?
А. Панебианко отмечает, что существует два вида стимулов, используя которые
лидеры политических организаций вербуют своих сторонников: коллективные и
селективные [30]. Под коллективными стимулами подразумевается достижение
идеологических целей организации, а под селективными – различные
материальные «выплаты» (повышение статуса, социальное обеспечение,
вспомогательные меры и т.д.). Преобладание какого-то одного типа стимулов —
это теоретическое допущение; обычно потенциальный член организации
стремится выиграть от их комбинации. Панебианко лишь теоретически
разграничивает тех, для кого важнее селективные стимулы, и тех, для кого
главный интерес сосредоточен на стимулах коллективных. Система стимулов
реальных политических организаций должна включать и коллективные, и
селективные стимулы. Их соотношение может со временем меняться. На
начальном этапе формирования организации преобладают коллективные стимулы,
а затем ведущую роль приобретают селективные.
Внутриполитическая ситуация в России обусловлена экономическим кризисом ,
конфликтом ветвей власти возникающим всякий раз при распределении властных
полномочий , неоднозначностью в сфере конституционного законодательства,
неопределенностью между Центром и регионами , ростом сепаратизма,
распространением коррупции и преступности. [31]
Как полагают многие исследователи , русская цивилизация является
«дочерней» по отношению к византийской ; по крайней мере , можно считать
что Византийская традиция стала одним из системообразующих факторов русской
истории .Культурную , прежде всего ( и в том числе политико – культурную)
преемственную связь России с Византией можно увидеть в унаследовании
имперской государственной идеи. Во вторых , от Византии перешла функция
буфера и посредника меду Востоком и Западом , с политико –культурными
установками на терпимость и стремление к синтезу достижений Европы и Азии .
В третьих , среди черт унаследованных от Восточной Римской Империи ,
существует и своеобразный космополитизм ,или экуменизм , надэтнический ,
наднациональный , характер власти и государственности , а также
интернационалистский «подход к формированию политической и интеллектуальной
элиты. А.Тойнби определяет эту особенность политической культуры
«восточнохристинской цивилизации» как стремление к созданию и сочетанию
универсального государства и универсальной церкви .
Власть в России вне зависимости от смены режимов и наличия или отсутствия
демократических процедур традиционно носит авторитарный характер .
Политические представления россиян основываются на стихийном монархизме
«вождизме», соответственно , политическая система всегда фактически
строится на монархических и квазимонархических принципах Авторитарная
политико –культурная «матрица» нашей страны приводит к тому , что развитие
в России осуществляется в одном из следующих трех «режимов» .
А) Застой ; Б) Катастрофическая эффективность; В) Катастрофическая
неэффективность.
Демократические права и свободы в России , как правило , не завоевывались
обществом , а даровались милостью монарха [32] .
Можно сказать что этатизм присущ общественной жизни России : государство
доминирует , общество занимает подчиненное положение , что обуславливает
неравноправные отношения между государством и гражданином . Отсюда : a)
Огромная роль бюрократии ; б) Патернализм и клиентелизм ; в) Выключенность
широких народных масс из повседневного политического процесса, а
следовательно массовая политическая инертность ; г) Отсутсвие
цивилизованных форм взаимоотношений между верхами и низами , правовой
нигилизм , который приводит к вспышкам революционаризма и
контрреволюционаризма и “сверху” и “снизу”.
Для сознания граждан характерно сочетание комплексов верноподданного и
революционера. Н.А.Бердяев , вероятно , одним из первых заметил
парадоксальность политической культуры России , ее «антиномичность и
жуткую противоречивость»[33]. Он указал на двойственность и иррационализм
« русской души»- поразительный симбиоз анархизма и этатизма, готовности
отдать жизнь за свободу и неслыханного сервилизма , шовинизма и
интернализма , гуманизма и жестокости, аскетизма и гедонизма , «ангельской
святости и «зверской низости». Бердяев объясняет это неразвитостью личного
начала в российском обществе , а также стихийном коллективизме . Кроме
того он высказал предположение о «женственной « природе русского народа ,
при которой государство принимается как « мужское» начало , т. е. Как нечто
внешнее , оформляющее , вводящее бесконтрольную народную стихию в
определенные рамки . Главная функция первого лица – исполнение роли
верховного арбитра , гаранта законности и порядка , и его власть
объясняется не рациональными логическими доводами , а наличием харизмы и
стремлением к некому идеологически мотивированному абсолютному идеалу,
власть будет более легитимна, если она не зависит от внутриобщественных
комбинаций , лишь бы она служила высшим целям стоящим над самим обществом
Этатизм , гипертрофия государства и атрофия гражданского общества , полное
подчинение первым второго обуславливают недостаток общественно
интегрирующих основ , очень слабую способность народа к самоорганизации
.Этатисткий характер политической культуры России приводит к тому , что в
сознании граждан происходит смешение понятий патриотизма и смешение понятий
патриотизма и лояльности режима , любовь к Родине смешивается с
верноподданнической любовью к власти.
Можно , говорить о обращенности политической культуры России в будущее при
недостаточном внимании к прошлому , при отсутствия осознанного следования
традициям , крайней переимчивости , чувствительности к новым веяниям .
[34]Для политической культуры России характерно почти постоянное отсутствие
базового консенсуса , национального согласия , нередко болезненный разлад
между социальными группами .
Если посмотреть на политическую историю России трех последних столетий
нетрудно заметить постоянный конфликт субкультур – западнической и
почвеннической радикальной и патриархально – консервативной, анархической
и этатисткой, а в современных условиях –«демократической» и
коммунопатриотической.[35] При этом для последних примерно полутора веков
характерно существование активной, порой агрессивной и достаточно
многочисленной контрэлиты , мобилизующей и аккумулирующей потенциал
социального и политического протеста ,стремящейся свергнуть элиту и занять
ее место.
В общем, для политической культуры России характерно почти постоянное
отсутствие базового консенсуса, национального согласия , «надлом
этнического поля» [36] , нередко болезненный разлад между социальными
группами . Различия субкультур подчас столь разительны , что может
создаться впечатление ,будто в России сосуществуют отдельные нации , не
объединенные почти ничем , кроме общности языка и территории. Происходит
столкновение различных политических субкультур представители которых
пользуются различными схемами политической аргументации , это ведет к
естественному уходу с" легальной плоскости" в асоциальную среду проявления
политико- субкультурных действий.
Наблюдение этого «химерического»,по терминологии Гумилева ,симбиоза дало
И.Р.Шафаревичу основание говорить о сосуществовании в России (и отнюдь не
мирном) «большого» и «малого» народов со взаимоисключающими ценностными
установками . (диссонанс между формально доминирующей вестернизированной
культурой «образованного общества» (начиная с эпохи Петра 1) и традиционно-
ориентированным «духом» страны).
России присуща специфическая державная (наднациональная) идея «гуманного»
империализма, претерпевающая в зависимости от смен режимов различные
метаморфозы. В российском менталитете также преобладает государственная, а
не национальная самоидентификация гражданина; национальный фактор
маргинален ,а государство и большинство населения национально и религиозно
толерантны ( в качестве доказательства этого тезиса можно указать на
поразительную легкость, с которой русские вступают в межнациональные и
даже межрассовые браки). В таких условиях имперское сознание парадоксальным
образом сочетается с интернационализмом, а патриотизм, как правило, носит
государственнический а не националистический характер. Ф.М. Достоевский
отмечал коренящуюся в русском национальном характере своеобразную
«экстравертность» нашей страны ,отсутствие у нее эгоистического подхода при
формулировании своих внешне(политических ) приоритетов [37]. Русской
национальной идее свойственен мессианизм , « альтруизм» на национальном
уровне , чувство “избранного Богом народа с одной стороны и «проклятого»
тем же Богом с другой стороны “ , “идеализм”(“нестяжательство”)
В России произошел переход от тотального неприятия капитализма к его
слепому копированию, что раньше подвергалось тотальной критике –
принималось россиянами как абсолютные ценности . Не происходил процесс
сопоставления ценностей хлынувших мощным потоком в Россию, с ценностями
россиян , которые заблокировала советская система пропаганды .В
посткоммунистической России многопартийность появляется на фоне кризиса
этой системы в Европе [38] . Партийная постсоветская система в России
создавалась на почве однопартийности, можно наблюдать илюзорность партийной
жизни, поскольку реальное положение дел задают неформальные группы ,
интересы которых далеки от интересов подавляющей части россиян, и это на
фоне доминирующей позиции государства (“Кремль”). В России протопартийная
система –это отличительная черта политической культуры россиян. Никакой
принципиальной разницы между "партиями", "движениями" и "объединениями"
фактически не существует, хотя считается, что есть некоторое различие между
этими категориями организаций в отношении фиксированного или
нефиксированного, индивидуального или коллективного членства. Подавляющее
большинство российских партий и движений состоят из нескольких человек
[39], фактически есть партии, состоящие из одного человека - вождя (хотя у
него, обычно, есть список таких членов его партии, которые или давно забыли
об этом эпизоде своей жизни, или даже никогда о нем не подозревали).
По федеральным спискам в Государственную думу второго созыва прошло только
четыре политических организации. Тем не менее, среди депутатов имеются
члены более 40 партий и движений, которые попали в Думу либо как
независимые кандидаты, либо в составе списков других партий.
Сколько-нибудь реальную роль в политике играет примерно 10-12 партий, еще 5-
6 имеют некоторое значение в качестве псевдонима какой-нибудь политической
фигуры, имеющей самостоятельный политический вес. Впрочем, все партии даже
крупные - за исключением КПРФ, Аграрной партии и, может быть, НДР -
являются партиями вождистского типа и различаются избирателями по именам
лидеров: "партия Явлинского", "партия Жириновского", "партия Гайдара",
партия Хакамады", "партия Бориса Федорова", "партия Святослава Федорова" и
т.д. [40]
Не вызывает сомнения то, что в современной России имеется государственная
идеология либерализма, впервые появившаяся в Англии.[41] Основной постулат:
преобладание личных интересов над общественными (общество нужно постольку,
поскольку оно помогает отдельному его члену). Основные ценности: свобода
человека в решениях и действиях, самодостаточность человека, отсутствие
реальных механизмов создания ответственности за свои поступки перед другими
людьми. Однако либеральная идеология, как известно из истории, никогда не
была распространена в России (кроме узких кругов прогрессивной буржуазии и
интеллигенции в конце XIX- начале XX веков), так как противоречит
традиционной русской культуре с ее общинными началами, преобладанием
коллективистских чувств, отсутствием меркантильности. Именно поэтому, как
мы видим сегодня, через 10 лет после начала внедрения в страну либеральной
идеологии – она снова не нашла в России успеха, распространившись лишь в
кругах прозападно ориентированной интеллигенции.
Можно сделать вывод , рассматривая современную российскую политическую
культуру в динамике , что советская политическая культура — в ее зрелом
виде — воспроизвела дореволюционные политические установки и ценности, а
именно, слабость и неэффективность представительства, низкий уровень
политического участия, авторитаризм и бюрократизм, трансформировавшись эти
и другие свойства приобрела постсоветская политическая культура России .
Современное состояние политической культуры России не дает оснований
отнести ее к числу либерально демократических , скорее причислить ее можно
к разряду авторитарно – коллективистских политических культур . Государство
неизменно занимает в общественной жизни россиянина доминирующее положение .
На протяжении многих веков не государство естественным путем вырастало из
гражданского общества , а общество развивалось под жестоким патронажем
государства , которое всегда было мотором общественного развития . Россия
охотно признает ту власть , которая в той или иной степени носит сакральный
характер. Еще одна особенность: это персонифицированность российской
политики. Политическая культура в России крайне гетерогенна, политические
субкультуры с совершенно различными , если не диаметрально противоположными
ценностными ориентациями , отношения между которыми складываются
конфронтационно , а подчас и антагонистично .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|