Российская молодежная политическая культура. Тенденции
Российская молодежная политическая культура. Тенденции
Министерство образования Российской Федерации
Тенденции в развитии российской молодежной политической культуры
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Студента 5 курса
Научный руководитель
асс.
Консультант
2001
СОДЕРЖАНИЕ
Реферат…………………………………………………………………...……С…3
Введение…………………………………………………………...………….С….4
Глава 1 Теоретико - методологические основания анализа политической
культуры.
§ 1Понятие политической культуры ………………………………..….С….4
§ 2Функции политической культуры ………………………...………..С..…5
§ 3 Содержание политической культуры ……………………….…...С……9
§ 4 Классификация политической культуры……………...…….……С…..14
Глава 2
§ 1 Политическая культура России………………………………….….С..…18
§ 2 Особенности молодежной политической
культуры………..………………………………………………………….С…..29
§ 3 Образование –главная составляющая политической социализации
молодежи…………………………………………………………………...С.…..44
§ 4. Государственная молодежная политика –новый фактор политической
социализации молодежи . Государственная молодежная политика *******а на
примере других областей России .Молодежный парламент
…………………………………………………………………С…..48
Заключение………………………………………………….……………..С..…56
Список использованных источников…………………………………..С…...61
Приложения……………………………………………..………………….С …64
РЕФЕРАТ
Пояснительная записка содержит 69 страниц, 4 графика ,2 схемы
Использован 61 источник.
Ключевые слова: политическая культура молодежи, политическая социализация
, государственная молодежная политика, молодежный парламент.
Аннотация Какая из тенденций, живущих в недрах российской политической
культуры, окажется доминирующей? Этот вопрос сегодня не может не волновать.
Уже появились прогнозы возврата к авторитарному прошлому, основанные на
данных опросов, свидетельствующих о тяге населения к порядку. Ответить на
вопрос, каков характер молодежной постсоветской политической культуры,
непросто. Дело в том, что ее носители – молодое поколение российских
граждан – все еще вовлечены в процессы политической социализации.
Необходимо принять во внимание и то обстоятельство, что политико-культурные
установки молодежи могут изменяться по мере взросления.
В дипломной работе проработаны следующие вопросы
1.Теоретические основы анализа политической культуры
2. Современное состояние российской политической культуры через обращение
к ценностным составляющим.
3. Особенности молодежной политической культуры.
4. Одну из главных составляющих политической социализации молодежи –
образование , значение новых технологий в развитии образования.
5. Государственную молодежную политику в *******е на примере молодежного
парламента , степень влияния проводимой политики на молодежную политическую
культуру .
Положения выносимые на защиту
1. Происходит процесс существенного снижения влияния семьи на политическую
социализацию молодежи. При этом возрастает роль системы образования.
2. Всех структур политической социализации молодежи , вместе взятых, уже
становится недостаточно для формирования политической культуры «участия»,
для решения проблем общества при вступлении в него новых поколений.
Введение
Актуальность
Какая из тенденций, живущих в недрах российской молодежной политической
культуры, окажется доминирующей? Этот вопрос сегодня не может не волновать.
Уже появились прогнозы возврата к авторитарному прошлому, основанные на
данных опросов, свидетельствующих о тяге населения к порядку. Ответить на
вопрос, каков характер молодежной постсоветской политической культуры,
непросто. Дело в том, что ее носители – молодое поколение российских
граждан – все еще вовлечены в процессы политической социализации.
Необходимо принять во внимание и то обстоятельство, что политико-культурные
установки молодежи могут изменяться по мере взросления.
Научная цель исследования заключается в исследовании тенденций в развитии
российской молодежной политической культуры.
Задачи исследовательской работы :
1. Исследовать теоретические основы анализа политической культуры
2. Исследовать современное состояние российской политической культуры
через обращение к ценностным составляющим.
3. Исследовать особенности молодежной политической культуры.
4. Исследовать одну из главных составляющих политической социализации
молодежи – образование , значение новых технологий в развитии образования.
5. Исследовать государственную молодежную политику в *******е на примере
молодежного парламента , степень влияния проводимой политики на молодежную
политическую культуру .
Степень разработанности
Несомненный интерес представляют попытки Н.Крадина и Н.Ю. Замятиной
использовать необычные для традиционной политологии методы изучения власти
и политической культуры. Антропологический подход к исследованию
постсоветской политической культуры позволил Н.Крадину показать, что за
громкими декларациями о демократических трансформациях нередко скрываются
процессы возврата к механизмам традиционной власти.
Л. Арутюнян и Ю.Шевченко, позволяют познакомиться с новейшими
теоретическими подходами к понятию политической культуры. Если в первом
случае взят курс на исследование проблемы преемственности политических
ценностей и их генезиса, то во втором — акцент сделан на их
институциональном закреплении. Одновременно Ю. Шевченко показывает, что
политические институты являются самостоятельным ресурсом не только
сохранения политической традиции, но и ее изменения.
Работы авторов— О. Мельниковой, Т. Жуковской, А. Карцева, С. Быковой
интересны тем , что позволяют увидеть именно те глубинные ценностные пласты
российской политической культуры, которые подобно подводной части айсберга
уже не видны на поверхности, но во многом определяют направление движение
нашей власти и нашего общества.
О. Малинова в качестве объекта изучения выбрала дискурс современного
либерализма, вывод, к которому приходит автор, состоит в том, что
современные либералы, плохо поняты согражданами и живут в виртуальном
политическом пространстве.
А. Шатилов, описывающий преимущественно левую часть спектра российской
политической культуры, показывает ее отношения с властью во всей сложности
и неоднозначности, характерных для российской политической культуры не
только в 90-е годы ХХ века, но и в начале века. О.И. Карпухин анализируя
данные социологических опросов , отмечает что пути решения проблем молодежи
лежат не только в совершенствовании системы государственной молодежной
политики, сколько в решении фундаментальных вопросов развития российского
общества, то есть общество , по его мнению потеряло смысл и идею
собственного существования . Интересен анализ Н.Лайдинена, который
исследует, какой набор политических ценностей сложился в последние годы на
российской политической сцене.
В своей работе С. Нестерова, делает вывод , что за период с 1990-2001 в
молодежной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке
культурных ценностей предыдущих поколений, социокультурного опыта ;
ценностный и нормативный кризис.
Положения выносимые на защиту
1. Происходит процесс существенного снижения влияния семьи на политическую
социализацию молодежи. При этом возрастает роль системы образования.
2. Всех структур политической социализации молодежи , вместе взятых, уже
становится недостаточно для формирования политической культуры «участия»,
для решения проблем общества при вступлении в него новых поколений.
Глава 1
§ 1 Понятие политической культуры
Политическая культура — термин широко известный. Существует множество
трактовок как собственно термина «политическая культура», так и его
содержания.
Политическая культура — не механическая совокупность тех или иных
ценностей, установок, ориентаций, моделей поведения в отношении
политических объектов. Это — специфический способ и образ действия, что,
прежде всего, отражает суть понятия культуры вообще, и политической
культуры в частности.[1] Другими словами, политическая культура — это не
просто распространенные в обществе ценности, но и то, как эти ценности
«растворены» в тех или иных системообразующих структурах (т.е. как
действуют механизмы распространения и укоренения ценностей) и какое влияние
они оказывают на социально-политические процессы. При этом важно учитывать
воздействие и других элементов политической культуры, таких, например, как
установки, нормы и т. д. [2]
Некоторые исследователи склоняются к мнению , что концепция политической
культуры больше походит на энциклопедический справочник — в ней собраны
отрывочные, несистематизированные сведения из самых различных дисциплин и
теорий: политической психологии, теории национального характера, концепции
политической социализации, антропологии, этнографии, культурологии, истории
и т.п. Но аккумуляция знаний еще не означает новое знание. До сих пор
остается проблема: о каком уровне разработанности можно говорить
применительно к политической культуре — об уровне понятия, концепции или
теории. В науке представлены все три точки зрения. Существует также мнение,
что данное понятие пока не заняло свое место в системе категорий
политической науки [3].
В обобщенном виде предлагается понимать под политической культурой
определенный способ существования (или в терминах социологии Парсона —
способ действия) политической системы.[4] Таким образом, политическая
культура рассматривается как подсистема политической системы, и в то же
время — как ее окружающая среда.
В научной литературе отмечается, что политическая культура — некий синтез
культуры и политики. Смыслообразующая компонента составляет социокультурное
содержание политической культуры. Но это не единственная точка зрения, так
же как и нет однозначного понимания природы политического характера этого
синтеза. Некоторые исследователи утверждают, что политическая культура —
всего лишь политический аспект общей культуры, а отсюда и единые источники
формирования и культуры вообще, и ее политического вида в частности.
Политическая культура - противоречивая система, в которой в динамичном
отношении находятся прошлое, настоящее и прогнозируемое будущее. В этом
смысле можно говорить о своеобразии политической культуры любой нации вне
зависимости от определенного исторического континуума. Политическая
культура — единая смысловая схема, которая при заданных изначальных
условиях дает на «выходе» те или иные результаты. Таким образом,
политическая культура представляет собой динамическую модель, но эта
динамика в меньшей степени проявляется на уровне всей системы и в большей
мере — на уровне изменения значимости («удельного веса») отдельных
структурообразующих взаимосвязей и отношений между элементами и уровнями.
Формирование культуры – долговременный процесс, поэтому трудно ожидать от
норм и ценностей быстрой изменчивости. Политическая культура также
рассматривается как устойчивый феномен.[5]
Политико-культурные нормы, ценности и установки во многом определяют исход
политических процессов. Как отмечает С. Уэлч, распространены два основных
подхода: бихевиорализм и интерпретативизм (Ч. Тэйлор, Р. Такер, А. Мейер,
С. Уэлч и др.) [6] .Бихевиорализм предполагает использование в изучении
политики количественных методов, а также расширение предмета исследования
от анализа институтов до анализа неформального политического поведения.
Отличительная черта интерпретативистских подходов в исследовании
политической культуры состоит в поиске и анализе “смыслов” политической
жизни.[7] Таким образом, политическая культура предстает как смысловой
аспект политики. При этом методы исследования могут быть самыми
разнообразными: от необъятного описания и обобщения национальной истории до
анализа образцов массовой культуры [8]. Итак, методология может быть либо
бихевиоралистская, либо интерпретативистская, либо смешанная. Сравнительные
или социологические выводы могут быть сделаны в рамках
интерпретативистского подхода. Но чем сложнее представление о политической
культуре, тем труднее становится процесс сравнения. А в данном случае это
неизбежно, т.к. учитывается большой массив данных (исторических,
культурных, психологических, социальных).
Можно сделать вывод , что существует широкий спектр понятий политической
культуры –начиная от американского политолога Г. Алмонда ,
рассматривавшего политическую культуру в 50-х годах прошлого столетия как
психологический феномен . Притом , что это направление позволяет
количественно измерить политическую культуру, в его методологических
основаниях , имеется ограничение , связанное с тем , что поведение
рассматривается в рамках «стимула - реакции». Это не позволяет исследовать
собственную активность человека , с точки зрения воздействия внешней среды
.
Интерпрететавистский подход , исходит из того , что политическая культура
представляет собой «мир значений» , смысловой аспект политики. То есть
,исследование политической культуры состоит в поиске и анализе “смыслов”
политической жизни , и политическая культура предстает как смысловой аспект
политики. Этот подход сравнительно молодой и не связан с эмпирическими
исследованиями.
Другие исследователи считают , что политическая культура — всего лишь
политический аспект общей культуры, не учитывая того что политическая
культура многоуровневое явление , и обычно выделяют политическую культуру
общества в целом и субкультуры, а третьи – что политическая культура- это
не что иное, как динамическая модель.
§ 2 Функции политической культуры
Основная функция политической культуры обеспечивать генерализацию
ценностей, преемственность — тем самым гарантируя эволюционный ход развития
истории. Политическая культура является механизмом поддержания целостности
всей политической системы. И чем сложнее и многограннее политическая
культура, тем большими адаптационными ресурсами обладает политическая
система.
Рассмотрим и другие, немаловажные функции политической культуры.
Интегрирующая функция помогает людям в обществе осознавать себя как народ,
помнить свою историю, понимать свое место в мире, передавать из поколения в
поколение ценный политический опыт. В истории было много случаев, когда
политическая культура помогала целым народам выжить и сохранить свое
достоинство даже во времена тяжелейших испытании.
Коммуникaтивная функция помогает выражать интересы и воли , жизненные цели
народа цивилизованными способами, способствует проявлению законных
политических устремлений.
Регулятивная функция заключается в том чтобы взаимодействие различных,
часто противоречащих друг другу интересов не привело к катастрофе,
необходимы правила, признаваемые всеми политическими силами. Выработка этих
правил и контроль за их выполнением составляют суть регулятивной функции.
Значит, важнейшее действие политической культуры состоит в установлении и
укреплении конституционного строя.
Ценностная функция дает возможность выявить, осознать ту систему ценностей,
которая более всего отвечает его взглядам и интересам.
Одной из важнейших функций, которую выполняет политическая культура,
является осуществление ею политической социализации личности. Она связана с
вхождением человека в политику, с усвоением им господствующих в обществе
политических идей, ценностей, норм политического поведения. Политическая
социализация личности — длительный и к тому же достаточно сложный процесс.
Он складывается, с одной стороны, с усвоением новым поколением
основополагающих принципов существующей политической культуры, заложенных в
традициях страны, с другой стороны, с приобретением им в результате участия
в различных формах политической жизни знаний и опыта, обусловленных
конкретной действительностью.
Политическая социализация личности начинается с семьи, которая закладывает
основы знаний и представлений ребенка о политике, власти, государстве.
При этом характер и достоверность понимания различных политических
явлений и событий определяется уровнем политической культуры родителей и
господствующими в семье политическими взглядами, ориентирами. Далее
политическая социализация человека продолжается в школе и других учебных
заведениях. В это время происходит быстрое приобретение личностью новых
политических знаний благодаря ее приобщению к изучению обществоведческих
дисциплин. Постепенно у человека появляется потребность сопоставлять
знания, полученные на занятиях, из учебников, средств массовой информации с
реальной жизнью, таким образом, возникает критический подход к оценке
достоверности слова. Отсюда уже недалеко до того, чтобы человек смог
самостоятельно анализировать и систематизировать разного рода политические
явления.
Последующим этапом его приобщения к политической культуре, а,
следовательно, новым шагом по пути политической социализации может служить
участие в тех или иных политических партиях, организациях, политических
событиях, в ходе политического самообразования и других формах
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|