МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Российская молодежная политическая культура. Тенденции

    деятельности.

    В связи с меняющимися условиями жизни, изменениями ценностных ориентации

    человека политическая социализация не может быть односторонним процессом

    одного лишь приобретения и накопления личностью политических знаний и

    оценок. Наряду с этим процессом осуществляется другой процесс — отказ

    человека от всего того, что не соответствует сложившейся конкретной

    политической обстановке, его новому подходу к оценке различных политических

    явлений. Поскольку же приобретение и утрачивание личностью тех или иных

    аспектов политических оценок не ограничено во времени, постольку этот

    противоречивый процесс политической социализации личности происходит

    постоянно, оказывая влияние на реальные качества личности как субъекта

    политики.

    Главная задача политической социализации — формирование устойчивых

    ценностных воззрений, самостоятельного и ответственного субъекта политики

    на основе свободного выбора им политических ориентиров.

    Политическая культура выполняет и функцию поддержания прежней структуры

    власти, открывает для общества новые формы социальной и политической жизни,

    комбинирует прежнее и возможное политическое устройство.

    Можно сделать основные выводы , что политическая культура выполняет

    колоссальное количество функций – интеграционная ,коммуникативная,

    регулятивная , ценностная, а также самая важная функция политической

    культуры - политическая социализация личности , к этому списку функций

    можно добавить функции идентификации , ориентации , адаптации . Некоторые

    функции политической культуры в различных исторических условиях имеют

    свойство частично замещаться другими функциями .

    § 3 Содержание политической культуры

    Политическая культура имеет многокомпонентный характер. По крайней мере, в

    ее структуре можно выделить следующие элементы: когнитивный (англ.

    Соgnitivе — познавательный); нормативно-оценочный, эмоционально-

    психологический и установочно-поведенческий.

    Когнитивный элемент политической культуры составляют доминирующие в

    обществе или наиболее характерные для той или иной социальной группы

    типичные, укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни

    общества: о политической системе и ее отдельных институтах; о политическом

    режиме, механизме власти и управления; о принятии решений и их реализации;

    о носителях властных полномочий; о собственном месте в политической жизни,

    компетентности и эффективности участия в политической деятельности. Словом,

    в качестве когнитивного элемента политической культуры выступают устойчивые

    стереотипы политического сознания во всех его формах и проявлениях.

    Стереотипы политического сознания могут носить характер теоретических

    обобщений либо существовать в форме обыденных представлений. Во всех

    случаях источниками их формирования выступают как правдивая информация, так

    и непроверенные факты, слухи и дезинформация. Однако независимо от того,

    являются ли сложившиеся политические представления правдивыми или ложными,

    соответствующий носитель политической культуры руководствуется ими в своей

    деятельности как истинными. Устойчивые политические представления весьма

    существенным образом влияют на развитие политического процесса, они

    являются необходимой предпосылкой его определенности, последовательности и

    предсказуемости.

    Нормативно-оценочный элемент политической культуры образуют характерные для

    данного общества, определенной социальной группы, отдельного индивида

    политические ценности, нормы, цели, идеалы.[9] Нормативно-оценочный

    компонент политической культуры является своеобразным эталоном, по которому

    данный социальный субъект дает оценку существующим политическим отношениям,

    ходу политического процесса, выносит вердикт об их соответствии или

    несоответствии своим социально-политическим нормам, целям и идеалам.

    Содержание и направленность устойчивых ценностных ориентации обусловливают

    место политических явлений в жизни личности, группы, общества.

    Эмоционально-психологический компонент политической культуры составляют

    чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты в связи с их

    участием в политических процессах. К таким чувствам и переживаниям можно

    отнести, например, жажду социальной справедливости, нетерпимость к

    социальному и национальному угнетению, любовь к родине, ненависть к врагам,

    эмоциональный подъем по поводу политических побед или, напротив,

    мучительные переживания в связи с постигшим поражением. Эмоциональные

    чувства и психологические переживания составляют неотъемлемую сторону

    политического сознания и поведения. Сопровождая практически любые

    проявления социальной активности субъекта и направляя ее на достижение

    жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных

    элементов механизма регулирования политических отношений. Развитая

    политическая культура предполагает формирование у ее носителей устойчивых

    стереотипов в области эмоций, чувств и переживаний.

    Эмоционально-психологический компонент политической культуры включает в

    себя также и иррациональные факторы в сознании и поведении, которые

    представляют собой сложные и не поддающиеся простому причинно-следственному

    объяснению побудительные мотивы в действиях людей. Такие факторы

    проявляются в форме политических мифов, которые есть не что иное, как вера

    людей в то или иное «светлое», «прекрасное» будущее. Как и предубеждения,

    политические мифы есть, главным образом, продукт эмоциональной деятельности

    людей и опираются на общественные авторитеты. Но в отличие от предубеждений

    они характеризуются относительной долговечностью и продолжают существовать

    при определенных изменениях в политической обстановке.

    Установочно-поведенческий компонент политической культуры составляют

    политические установки и соответствующие стереотипы поведения, которые

    способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической

    реализации. Можно сказать: политическая установка — это отношение субъекта

    к политическим явлениям, политическое поведение — это тот или иной способ

    реагирования субъекта на происходящие события. Политическая установка и

    политическое поведение существуют в органическом единстве, их устойчивые

    стереотипы составляют непременный компонент политической культуры личности,

    социальной группы, нации или общества в целом.

    Все рассмотренные элементы политической культуры относительно

    самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя

    специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений,

    ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств,

    позиций и установок, преобладающих образцов поведения определяют содержание

    политической культуры, присущей данному социальному объекту общезначимых

    политических знаний, которые складываются из теоретических, т.е. научных

    знаний, и практических знаний, получаемых на основе текущей информации. Без

    теоретических знаний текущая информация не способна дать правдивую и

    глубокую картину политической жизни, политических процессов, событий. Но

    одни лишь теоретические знания без текущей информации мертвы. Текущая

    информация дает возможность правильно ориентироваться в переживаемой

    конкретной обстановке, принимать решения с учетом специфических задач

    времени, культуры политического мышления — умения правильно ориентироваться

    в обстановке, акцентировать внимание на главном в политической жизни,

    способности анализировать и систематизировать сведения, давать правильную

    оценку политическим событиям и принимать в соответствии с нею решение о

    своем отношении к ним и своем участии в них, культуры политических чувств —

    выдержке, хладнокровии, настойчивости, энергичности, сострадании, радости

    или наоборот — злобы, неприятия, жестокости, грубости, т.е. тех качеств,

    которые служат одним из главных механизмов регулирования политического

    поведения и деятельности людей, культуры политического поведения,

    деятельности, которые складываются под влиянием политических традиций в

    обществе, уровня политического сознания, культуры политического мышления и

    чувств. Таким образом, культура политического поведения и деятельности

    выступает как следствие, как конечный результат проявления политической

    культуры, обусловленный долговременными политическими порядками в обществе

    и особенностями воплощения в индивиде, социальной группе и т.д. всех других

    элементов ее структуры.

    В структуре ценностных отношений политической культуры можно выделить

    мировоззренческий, общекультурный аспект (например, отношение к насилию и

    свободе, к индивидуальным и коллективным ценностям, к мирскому или

    религиозному сознанию, признанию либо неприятию идеологий и т.д.) Уровень

    политической культуры, характеризующий отношение к государственной власти

    как публичному центру господства и подчинения (например, признание

    приоритета государства над личностью, либо наоборот — признание приоритета

    прав личности над правами государства; с этим связано и другое — отношение

    к пределам власти, к своим гражданским правам и обязанностям). Наконец,

    уровень политической культуры, раскрывающий отношение человека к разного

    рода политическим явлениям, к примеру, таким, как институциональные

    субъекты политики — государство, политические партии, движения, организации

    или социальные субъекты политики — личность, классы, группы, нации.

    Отношение, которое связано с оценкой и ролью каждого из названных субъектов

    в политической жизни общества.

    Политическая культура представляет собой непрерывно обогащающуюся

    совокупность элементов. Это — “матрица” с неограниченным числом ячеек,

    причем накапливаемая информация никогда не стирается, а только меняет свой

    код (т.е. в данный момент та или иная характеристика политической культуры

    может быть значимой, а в другое время — несущественной). В таком

    историческом аспекте можно говорить о трех уровнях: элементы “прошлого”,

    “недавнего прошлого” и “настоящего”. На эту схему накладывается и другая,

    включающая в себя два уровня: “ядро” (доминирующий уровень) и “периферия”

    (второстепенный).

    Здесь следует сразу оговориться, что в политическую культуру включены,

    прежде всего, те элементы, которые оказались наиболее устойчивыми,

    распространенными и долговременно функционирующими. Именно они и составляют

    так называемое “ядро” политической культуры. Эти характеристики проявляются

    и действуют как основной фон, на котором происходят социально-политические

    процессы. По мнению Б.Г. Капустина, этот “нижний” уровень определяется как

    средоточие многовекового цивилизационного опыта, совокупность

    “сверхисторических ценностей” [10]. Есть и не столь значимые элементы,

    проявляющиеся под воздействием сложившейся ситуации на определенном

    коротком временном отрезке, которые тем не менее тоже важны для понимания

    политической культуры в целом. Изучение политической культуры может

    проводится и по конкретной совокупности структурных элементов, объединенных

    в следующие уровни: мировоззренческий (идеологический), религиозный,

    символический. [11] Кроме того, конкретная политическая культура может

    содержать и довольно противоречивые элементы, характеризующие политическую

    культуру с позиций консерватизма — реформизма, стабильности — изменения и

    др.

    К. Дойч предлагает рассматривать политическую систему как сеть коммуникаций

    и информационных потоков [12]. Модель политической системы К. Дойча состоит

    из четырех блоков, каждый из которых связан с различными фазами прохождения

    информационно-коммуникативных потоков:

    получение и отбор информации;

    обработка и оценка информации;

    принятие решений

    осуществление решений с обратной связью.

    Политическая система принимает информацию через так называемые «рецепторы»

    (внешнеполитические — информационные службы и др., внутриполитические —

    центры изучения общественного мнения), где происходит селекция,

    систематизация и первичный анализ поступивших данных. На следующей фазе

    новая информация обрабатывается в рамках блока «памяти и ценностей», где

    сравнивается с уже имеющейся старой информацией и оценивается сквозь призму

    ценностей, норм и стереотипов. После чего правительство («центр принятия

    решений»), уже имея окончательное представление о том, насколько

    сложившаяся под воздействием информации новая политическая ситуация

    соответствует интересам и целям, принимает соответствующее решение по

    регулированию текущего состояния системы. И наконец, «эффекторы»

    (исполнительные органы и др.) на последней фазе реализуют решения,

    результаты которых в виде новой информации по «обратной связи» поступают к

    «рецепторам» и, таким образом, система вступает в новый цикл

    функционирования.

    Важность влияния информации на все социальные процессы неоспорима. Прежде

    всего, это относится к процессу взаимодействия культур, а значит, и

    взаимопроникновения ценностей, норм и др. В то же время информированность

    непосредственно связана с общим образовательным фоном. Каждый человек как

    один из важных субъектов (носителей) политической культуры приобретает

    способность не только восприятия, но и творческого переосмысления и

    смыслоопределения таких компонентов политической культуры, как ценности,

    нормы, традиции и т.д. Очевидно, что поведение определяется мотивами, а

    следовательно, потребностями, в формировании которых не последнюю роль

    играет информация и коммуникация. Следовательно, контроль за информацией, а

    проще говоря, цензура, есть средство сохранения ценностей, норм, традиций,

    т.е. политической культуры. Являясь и внутренним, и внешним, по отношению к

    политической культуре, полем, информация играет существенную роль в

    изменении ее содержания. Чем мощнее внешний поток информации, тем сильнее

    реакция на этот натиск. В данном случае политическая культура может

    характеризоваться высокой пропускной способностью либо высоким уровнем

    отсеивания и фильтрации информации.

    Сегодня уже с трудом верится в существование какого-нибудь технического

    препятствия для поступления информации извне (будь то внешняя среда по

    отношению ко всей социальной системе или по отношению к ее подсистемам). И

    именно культура первая реагирует на новые знания, либо органично впитывая

    их, либо отвергая. Но при «слабости» культуры и сильном внешнем давлении

    может произойти значительное изменение всей системы ценностей, что приводит

    к существенным социальным изменениям.

    Изучение механизмов распространения информации создает предпосылки для

    понимания политической культуры. От того, где находятся источники

    формирования и изменения политической культуры (в обществе или в

    государстве), зависят особенности ее функционирования.

    Можно сделать вывод что рассмотренные элементы политической культуры

    такие как когнитивный, нормативно-оценочный, эмоционально-психологический ,

    установочно-поведенческий – взаимосвязаны. Более устойчивые элементы

    политической культуры, составляют “ядро” политической культуры , менее

    важные – «периферию» . Система политической культуры пронизывается и

    связывается воедино информационными потоками.

    § 4 Классификация политической культуры

    Существуют различные способы классификации политических культур.

    В основе марксистского подхода к классификации политических культур

    находится то положение, что существующие в рамках одного и того же типа

    общества политические культуры имеют общие существенные черты.

    Соответственно этому выделяются типы политических культур

    рабовладельческого, феодального и буржуазного общества.

    Классификацию политических культур на основе данного подхода выполнил

    польский ученый Ежи Вятр [13]. По его мнению, рабовладельческому и

    феодальному обществу соответствует тип традиционной политической культуры,

    характеризующийся признанием священного характера власти и традиции в

    качестве регулятора политических отношений. В рамках данного типа

    политической культуры ученый выделяет племенную, теократическую и

    деспотическую ее разновидности, которые могут различным образом сочетаться

    друг с другом. В буржуазном обществе Вятр выделяет два основных типа

    политической культуры: демократический и автократический. Первый

    характеризуется высокой активностью граждан и их широкими политическими

    правами. Второй тип политической культуры в качестве идеала государства

    признает сильную и неконтролируемую власть, ограничивающую демократические

    права и свободы граждан [14].

    На Западе широкую известность получила типологизация политической культуры,

    которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Алмонд. Она

    основывается на результатах сравнительного анализа политических культур,

    существующих в различных странах, в зависимости от степени ориентации людей

    на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования

    политической системы. Исходным пунктом их подхода является конструирование

    трех «чистых» типов политической культуры и выведение из них смешанных

    типов политической культуры. Чистыми типами, по их определению, являются

    патриархальная, подданническая и активистская (гражданская) политические

    культуры.

    Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным

    общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.