МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Российская молодежная политическая культура. Тенденции

    § 2 Особенности молодежной политической культуры постсоветского периода

    В любом обществе наряду с политической культурой существуют различные

    политические субкультуры. Анализ политической культуры молодых людей

    предоставляет уникальную возможность изучения политико-культурных норм, в

    значительной степени сформировавшихся в новых политико-институциональных

    условиях.

    В литературе субкультура рассматривается, как совокупность политических

    ориентации, значительно отличающихся от ориентации, доминирующих в данном

    обществе. Речь идет об особенностях политических культур различных

    социально-демографических и профессиональных групп. Так, различают

    политическую субкультуру молодежи, женщин, интеллигенции, творческой элиты,

    служащих государственного аппарата, деревенскую, городскую, этническую

    субкультуру и т.д. Особенности каждой из подобных политических субкультур

    обусловлены различиями положения общественных групп в экономической и

    социальной структуре общества, а также этническими, расовыми, религиозными,

    образовательными, половозрастными и другими особенностями.

    Молодежи в обществе принадлежало и принадлежит ключевое место. Это -

    возрастная группа, которая со временем занимает ведущие позиции в экономике

    и политике, социальной и духовной сферах общества, а в XXI в. будет решать

    задачи, контуры которых сейчас трудно различимы. Значительное внимание

    молодым поколениям уделяют страны мира, государственные, общественные и

    частные структуры и институты, международные организации. В Основном

    документе Конференции ООН по окружающей среде и развитию отмечено:

    «Молодежь составляет почти 30% численности населения мира. Вовлечение

    современной молодежи в процесс принятия решений по вопросам окружающей

    среды и развития имеет в долгосрочном плане чрезвычайно важное значение для

    осуществления Повестки дня на XXI век»[42] .

    Среди молодежи сегодня отчетливо выделяются несколько возрастных групп.

    Младшая - это когорта 15-17-летних молодых людей, «чистая пост советская»

    генерация юношества.

    Средняя возрастная группа (18-24 года) - своего рода «переходный возраст»

    от юности к состоянию «молодых взрослых». Старшие в этой группе еще были

    пионерами и комсомольцами, они хорошо помнят свое советское детство, но

    неоднозначно к нему относятся, находятся в поре становления, обучения,

    выстраивания жизненного сценария.

    Старшая возрастная группа - 25-30-летние. Они уже принимают на себя удар

    последствий реформирования общества, и отражать его удается далеко не всем.

    Следует отметить, что в пределах групп существует определенный антагонизм и

    молодые люди с разницей в возрасте в 3 года часто говорят на разных языках

    (не только в переносном, но и в прямом смысле - их сленг и набор наиболее

    употребимой лексики могут заметно различаться).

    Молодежь трезво оценивает отношение власти и общества к себе как

    безразличное или откровенно потребительское. Может быть, поэтому

    современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди

    поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время.

    Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут

    выстоять и добиться успеха. Отсюда явно потребительское отношение к этим

    основополагающим ценностям

    Рыночные отношения расширили возможности личности, подорвали власть

    традиции и дали простор широкому спектру идей и ценностных ориентации,

    обеспечив свободу их выбора. Но тут же возникло не для всех преодолимое

    препятствие в осуществлении предоставляемых рынком возможностей. Их

    реализация напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов Это

    обстоятельство, как показывает анализ, еще не стало фактом сознания

    молодежи. Ведь большая их часть иждивенцы. Родители же зачастую становятся

    главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских

    амбиций своих чад. Именно на этой почве, как представляется, возникают

    сейчас межпоколенческие противоречия [43].

    За последние годы в результате непродуманной молодежной политики

    государства произошло отторжение молодого поколения от тех культурно-

    исторических ценностей, которыми жил и благодаря которым еще живет более

    старшее поколение.

    У молодежи уже нет той социально-нравственной настороженности к богатству

    вообще. Наметившиеся тенденции к социокультурному регрессу молодежи

    сегодня, к сожалению, не компенсируются государственными мерами по

    улучшению качества ее жизни. Отсутствие такового и приводит к кризису

    идентификации, когда человек, теряет осознание своего предназначения, в

    обществе. Отсутствие в молодежном сознании идеала зачастую замещается

    поклонением кумирам шоу-бизнеса или спорта - своеобразной «идологизацией»

    Это сопровождается фетишизацией сферы потребления престижных товаров и

    услуг.

    Из-за отсутствия у государства внятных и всеми поддерживаемых целей

    общественного развития, мобилизирующих ценностей и идеалов молодежь теряет

    ощущение Родины.

    Большая часть опрошенных предпочитает реализовать свою активность в

    неполитических организациях. Основная форма таких организаций - так

    называемые тусовки, формирующиеся на основе общих интересов: спортивных,

    музыкальных и т.д. У этой категории молодежи формируются установки не на

    творческую самореализацию, а на пассивное потребление (квазипотребление)

    образования, культуры и труда.

    Ценностные и идейные ориентации молодежи, конечно, в немалой степени

    производное от того системного кризиса, который существует в России.[44]

    Очевидно, что происходит разрушение человеческого потенциала в таких

    жизненно важных сферах общества, как промышленное производство и наука.

    Как утверждают некоторые авторы, сегодня пути решения проблем молодежи

    лежат в совершенствовании системы государственной молодежной политики, а

    также в решении фундаментальных вопросов развития российского общества

    [45]. Признаки деградации значительной части молодого поколения, только

    вступающего в жизнь, - тревожные симптомы свидетельствующие о наличии

    глубокой и системной социальной деградации как результата кризиса

    универсальных социальных ценностей, общезначимых идеалов, массового

    развития потребительских интересов.

    Демократический выбор студентов отчетливо проявляется и в ответах на вопрос

    о том, какой политический режим необходим для вывода страны из кризиса, для

    наведения порядка.

    Анализируя политические симпатии и антипатии студентов, следует в то же

    время обратить внимание, насколько известны партии и движения в

    студенческой среде. В период перед думскими выборами студенты во время

    опроса были готовы голосовать в первую очередь за «Яблоко» 26,0% и

    «Отечество» 15,4%. А также за НДР 7.7% и «Правое дело» 5,8%. При этом

    вполне очевидно лидерство «национал-демократических» организаций.

    Определенной поддержкой пользуются и «национал патриотические» силы: так.

    ЛДПР отдали предпочтение 7,7% респондентов, НРПР - 5,8%. Партии

    коммунистического спектра в сумме не набирают и 5%. РНЕ вообще не нашло

    поддержки у студентов. (График 1)

    График 1

    [pic]

    Впрочем, сами студенты не всегда корректно оценивают политическое

    направление выбранной ими партии. Так. Например, более 70% респондентов,

    «проголосовавших» за ЛДПР, считают ее партией демократической ориентации,

    причем более четверти относят ее к «западникам».

    В целом можно констатировать, что на выборах студенты в основном готовы

    поддержать партии и лидеров демократической ориентации, причем в большей

    степени «национал демократов». Определенной поддержкой пользуются «национал

    патриоты». Очень низкий рейтинг у «коммунистов» и фактически он отсутствует

    у «фашистов» [46].

    Следует сказать о факторах, которые оказывают влияние на формирование

    политических ориентаций студентов. Среди важнейших факторов, определяющих

    политические ориентации студентов, можно выделить прежде всего влияние СМИ.

    Опрос показал, что СМИ являются главным источником информации для

    студентов. Самый высокий рейтинг у телевидения - 94,3%, далее радио-58,1%,

    газеты и журналы - 45,7%. 9,5% студентов черпают информацию из

    «Интернета».(График 2)

    График 2

    [pic]

    При этом студенты отдают предпочтение демократически ориентированным СМИ.

    Программы «Новости» и «Время» ОРТ смотрят 60,0%, «Итоги» НТВ - 48,6%,

    «Вести» РTP - 23,8%. Оппозиционной программе «Парламентский час» (РТР),

    представляющей взгляды левой части политического спектра, уделяют внимание

    менее 5% опрошенных. (График 3)

    График 3

    [pic]

    Среди газет наибольшей популярностью пользуются «Аргументы и факты» 58,1% и

    «Комсомольская правда» 37,1%. Затем популярность заметно падает: рейтинг

    «Московского комсомольца»-21,0%, «Российской газеты» - 14,3%, «Известий» -

    9,5%, «Коммерсанта» - 8,6%, «Сегодня» - 5,7%. Практически вне поля зрения

    студентов остаются такие издания как «Правда», «Советская Россия»,

    «Завтра».(График 4)

    График 4

    [pic]

    Наряду с тем что подавляющему большинству студентов близки западные

    ценности, две трети студентов выступают за реформирование России - без

    потрясений и революций.

    В начале эпохи рыночных реформ и либеральной революции 1991-92 гг. и до

    середины 90-х годов можно было говорить о приоритете в студенческой среде

    либерально-демократических ценностей, которые в совокупности в значительной

    степени соответствуют выделенному нами идейно-политическому типу

    «демократов-западников». В последние годы молодежь, в том числе и

    студенческая, чаще отдает предпочтение «национально-демократическим» идеям

    и политикам .

    На первый взгляд, это вполне естественный процесс. Насколько осознают

    студенты весьма подвижную границу между национальными интересами и

    национализмом?. Вполне очевидно, что не исключена коррекция политических

    взглядов студентов в сторону национализма, даже в его крайних выражениях. В

    постсоветской России исчезла монополия единого и единственного

    политического союза молодежи. После поражения августовского «путча» 1991

    года волна демократической эйфории резко повысила социально-политическую

    активность общества, в том числе и молодежи. Достигнув максимума, эта

    активность стала спадать, что сопровождалось исчезновением многих

    молодежных объединений, значительным уменьшением численности оставшихся. В

    настоящее время в Министерстве юстиции зарегистрировано 92 молодежные

    организации.

    Сегодня среди российской молодежи нет жесткого политического размежевания,

    и аполитичность выступает существенной чертой, характеризующей молодое

    поколение. Разуверившись во всех властных структурах, большинство молодых

    людей индифферентно относится к любым формам социально-политической

    деятельности. Молодежь раздроблена не только по возрастным, но и по

    социальным группам, сильно отличающимся по своим интересам [47]. Так, на

    выборах в Государственную Думу ни один блок или партия, кроме «Яблока», не

    собрали даже 10% голосов молодых избирателей.

    Можно отметить лишь две активно действующие демократические либеральные

    молодежные организации: антифашистское молодежное действие (создано в

    сентябре 1994 года) и либеральный союз «Молодежная солидарность» (образован

    в ноябре 1995 года). Главной своей целью они ставят демилитаризацию

    общества, и в первую очередь, молодежи; активно поддерживают принятие

    закона об альтернативной службе.

    В результате новой ситуации, возникшей вследствие запрета политической

    деятельности в трудовых и учебных коллективах, политика переместилась из

    производственной и учебной сферы в сферу свободного времени молодежи, и

    поставила новые молодежные организации в состояние конкуренции с

    традиционными досуговыми структурами. В конкретных российских условиях эта

    конкуренция оказалась неравной. Молодежные структуры не сумели завоевать ни

    признания, ни авторитета у широких слоев подрастающего поколения. И если

    около половины молодых людей считают целесообразным существование в России

    молодежных организаций, то лишь 7-10% сами готовы вступить в них.

    Чаще всего, с точки зрения программной деятельности, молодежные союзы идут

    по пути ухода от политики в сторону выражения профессиональных интересов

    различных категорий молодого поколения. Среди наиболее крупных - Российская

    ассоциация профсоюзных студенческих организаций, объединяющая студентов 250

    вузов. Выявилась еще одна тенденция: стремление к объединению свойственно

    преимущественно учащейся (студенческой) молодежи и молодой интеллигенции.

    Работающие же в производстве молодые люди не проявляют даже слабой

    заинтересованности в создании собственных объединений.

    Как показывают данные социологических исследований, чем масштабнее

    социальные преобразования, тем сильнее тенденция к образованию неформальных

    молодежных группировок. В условиях политической нестабильности подобные

    объединения представляют значительную опасность, поскольку являются

    достаточно пластичным материалом и в любой момент могут стать инструментом

    в деятельности политических организаций радикальной и экстремистской

    ориентаций.

    Внимание к различным неформальным молодежным организациям явно

    преувеличено. Упускается из виду едва ли не большая часть современной

    молодежи, которая увлекается музыкой, «тусуется», но не это для нее

    выступает жизненной целью. Среди них - так называемые «яппи» и «неояппи» .

    Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей. Они ориентированы на

    обеспечение себе в будущем «нормальной жизни» (материального достатка) и на

    продвижение по социальной и служебной лестницам. Их интересы

    концентрируются в сфере образования как необходимой предпосылки достижения

    цели. При этом образование рассматривается не как способ самораскрытия, а

    как шанс успешного продвижения в жизни [48].

    Описанные выше тенденции не являются исчерпывающим описанием современной

    молодежной среды. Ценностные ориентации перечисленных неформальных

    группировок нельзя назвать ни всеобщими, ни ведущими. Однако они являются

    отражением проблем общества и дают пищу для размышлений о том, каковы будут

    ценностные ориентации россиян ХХI столетия.

    В эпоху отсутствия каких-либо идеалов, отсутствия моральных ценностей

    многие заинтересованные силы пытаются заманить молодежь под свои знамена.

    Особенно в предвыборный период перед политическими партиями и объединениями

    встает ряд вопросов: какая идея сможет привлечь молодежь? Какие ценностные

    ориентиры ей предложить? Сейчас, если молодой человек приходит в политику,

    то скорее всего он делает это из соображений карьеры. Настолько в сознании

    людей укрепилось мнение, что политика - это грязное дело, это сфера, где

    отмываются «большие деньги», что становясь участником какого-либо

    политического движения, молодые люди чаще всего тоже желают получать какие-

    то дивиденды, которые необязательно имеют форму материального блага, это

    могут быть просто «нужные» знакомства и связи. Даже в комсомольско-

    коммунистические времена находилось немало людей, которые вступали в партию

    не по идейным соображениям, а потому что это была важная ступень в процессе

    становления карьеры. Сегодняшние руководители в большинстве своем

    возглавляли комсомольские и партийные организации на местах, т.е. прошли

    эту кузницу руководящих кадров.

    Молодые люди с большей охотой вступают не в политические, а в общественные

    организации, которые могут защитить их законные интересы, помочь им в

    решении каких-то социальных проблем, организовать их досуг. Ярким примером

    тому могут являться профсоюзные студенческие организации, которые уже давно

    перешли рамки органа социальной защиты. Так, например, студенческий

    профсоюз не только занимается вопросами стипендиального обеспечения,

    решением проблем с общежитиями, предоставлением материальных пособий, но и

    организует спортивные соревнования, игры, факультетские вечера и многое

    другое. В области существует не мало молодежных общественных организаций,

    возникших на базе клубов по интересам, особенно спортивных.

    По данным исследования «Россия и выборы», подготовленного летом 1999 года

    Научно-исследовательским центром при Институте молодежи, демографическая

    структура российского электората по сравнению с прошлой предвыборной

    кампанией существенно изменилась: численность традиционно активной старшей

    возрастной группы, преимущественно ориентированной на КПРФ, сократилась на

    1,5 млн. человек. Число же молодежи, симпатизирующей демократическим

    рыночным реформам, возросло более чем на 1 млн. человек.

    Однако многовековая культура России сложилась так, что всесилие

    государства, его вмешательство в личную жизнь и контроль над жизнью

    общественной привели к тому, что еще и сегодня россиянин по существу,

    продолжает ощущать себя «винтиком», полагая, что от него «ничего не

    зависит». Это в свою очередь порождает недостаточную политико-правовую

    культуру человека, поддерживает представление о том, что права и свободы -

    это дар сверху.

    Выборы чаще всего омрачены нарушениями законодательства и фальсификациями,

    иногда невольно думаешь, что игнорирующая их молодежь в чем-то даже права.

    И может быть, ее пресловутая пассивность обусловлена не «пост советским

    культурным шоком», не отсутствием идеалов, а просто желанием играть по

    правилам.

    Впрочем, часто все эти правила и идеалы для них стараются написать другие.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.