Регионология 30 вопросов
дестабилизации" и ослабления Европы.
22.Международные отношения в Восточной Азии.
ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ (входят части Российской Федерации и Китая, Японию, КНДР и
Республику Корея).
Регион Восточной Азии — очень непростой регион, где перекрещиваются и
экономические и геополитические интересы ядерных держав — постоянных членов
СБ ООНВ, глобальных и региональных субъектов международных отношений. В
условиях биполярного мира международные отношения в Восточной Азии в
основном определялись соотношением сил в треугольнике США (плюс Япония на
территории которой военные базы) - Китай - СССР. Китай на разных этапах
выступал в различном качестве, то как ближайший союзник СССР, то как его
противник, то как стоящая в стороне независимая сила. Причем Китай всегда
придерживался подчеркнуто независимой политики. США основную задачу видели
в сдерживании влияния СССР и возможных притязаний Китая на свое влияние в
регионе и в мире. Сегодня ситуация изменилась, но Россия была и остается
азиатской державой, имеющей геополитические интересы в Восточной Азии как и
во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Здесь перед Россией открываются,
прежде всего, дополнительные ворота в Мировой океан и индустриально
развитый мир, новые рынки сырьевых и промышленных товаров.
Благоприятствующим для России фактором является то, что, не считая
территориального спора с Японией (Курильские острова), у нее нет в регионе
сколько-нибудь серьезных проблем. Восточная Азия уже стал одним из ведущих
центров мирового развития. Япония занимает лидирующую позицию среди
развитых стран всего мира, занимает достойные позиции и Южная Корея. Китай
поражает темпами экономического развития. Япония является последовательным
союзником США в этом регионе. Китай не смотря на идеологические и
политические разногласия с США пользуется большой финансовой поддержкой с
его стороны. После окончания холодной войны в глазах США и Запада в целом в
определенной степени снизилась роль Китая в качестве противовеса российской
мощи, все же они опасаются сближения России и Китая. Вьетнам и Северная
Корея потеряли свою былую значимость как союзники России, а Южная Корея —
как союзник США. Начали существенно изменяться отношения России с Южной
Кореей. Установились более тесных экономические связи. Международные
отношения укрепляются посредством международных организаций, \таких как
ООН, АТЭС (Форум Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества)— консультативный
орган правительств 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона, СЩА, Япония,
Южная Корея, КНР, Гонконг, Тайвань, Таиланд, и т.д. Россия тоже недавно
вступила,
Важное значение для этого региона имеет характер развития ситуации на
Корейском полуострове. На сегодня это, пожалуй, по крайней мере, внешне, -
самый конфликтный ареал региона, с учетом ядерной программы КНДР (она
должна быть свернута), которая использует ее для давления на партнеров по
переговорам и продовольственных доноров. КНДР — одна из немногих стран в
мире, которая остается на своих социалистических позициях, в трудной
экономической ситуации (не хватает даже продовольствия) и одновременно в
международной изоляции. Россия фактически полностью отошла от КНДР, потеряв
тем самым возможности не только определенного воздействия на ее политику,
но и лишившись части и так не столь заметного своего политического влияния
в регионе. Китай также в последнее время несколько отдалился от Северной
Кореи. Пхеньян стал полагаться больше на «абсолютные» средства обороны
(разработку ядерной программы ускорил работы в ракетной сфере). И как
результат это вызвало большую тревогу не только в Южной Корее, но и в
Китае, и в Японии. КНДР находится в международной изоляции. Единая Корея
могла бы сыграть важную роль в качестве элемента регионального баланса, но
противостояние двух корейских государств не прекратилось.
При всех существующих в японо-российских отношениях проблемах нельзя не
отметить ряд признаков смягчения Японией традиционно жесткой позиции по
вопросу о Курильских островах. Так, она расширила культурный обмен с
Москвой, смягчила свое противодействие участию России в региональных и
международных организациях. Одновременно Страна Восходящего Солнца изъявила
готовность реализовать совместно с Россией целый ряд двусторонних проектов
по разработке мер доверия в Восточно-азиатском регионе. Отношения Р и Я
завязаны на решении территориальной проблемы. Реальная попытка для
«разрубания узла» была предпринята, но подписание до 2000 г. мирного
договора не состоялось (после Второй мировой войны мирный договор Японии с
Р еще не подписан). В целом можно сказать, что Япония не хочет оставаться в
стороне от процесса достижения смягчения напряженности с Москвой.
Укрепляется военное сотрудничество США и Японии, в мае 1999 г. парламент
Японии одобрил пакет изменений в законодательство, который направлен на
укрепление этого сотрудничества, но это сотрудничество направлено не только
на обеспечение безопасности этих двух государств, но распространяется на
региональный и глобальный уровень (в зону японско-американского
сотрудничества попадают Корейский полуостров и Тайвань). Намерения США и
Японии расширить сферу деятельности своего военного альянса не могут не
вызывать негативное отношение России. Это вызывает и беспокойство
государств региона. С резким протестом выступает руководство Китая,
призывая Японию придерживаться ранее взятых обязательств по Тайваню. В
рассматриваемом контексте особо важное значение имеет нормализация
российско-китайских отношений.
В отношениях с Китаем у России сняты почти в полной мере проблемы
установления границ двух соседствующих государств как на восточном, так и
на западном участках (правда, не без компромиссных уступок с российской
стороны), кроме, пожалуй, двух самых проблемных участков, в том числе под
Хабаровском. Китайской стороне переданы некоторые территории Приморского
края, заключено соглашение о совместном использовании земель на ряде
островов. В последние годы резко нарастают незаконное проникновение,
проживание и деловая активность сотен тысяч китайцев на Дальнем Востоке
России(этому способствует формирование свободных экономических зон в
приграничных с Китаем областях Дальнего Востока). В настоящее время задача
России сделать Китай своим союзником, а не новым противником. Ведь речь
идет не просто о ближайшем соседе России на востоке, с которым наибольшая
протяженность сухопутных границ, а об одном из крупнейших государств
мира.). Стабильны и высоки темпы его экономического роста (прирост ВНП
порядка 6% в год), военно-экономического потенциала. Добрососедские
отношения и полноценные экономические связи необходимы и для России, и для
Китая. Возрождение ислама во многих государствах Центральной Азии
составляет головную боль как для России, так и для Китая Последний озабочен
тем, какое именно влияние такое развитие событий способно оказать на его
мусульманское население. Например, неблагоприятная ситуация в той или иной
центрально-азиатской стране при определенных условиях может стать
дестабилизирующим фактором для Синьцзянуйгурского автономного округа Китая,
где проживают около 1 млн. казахов, 375 тыс. киргизов и представители
других центрально-азиатских пародов. Провозглашенный во время встреч
руководителей государств на высшем уровне «стратегический союз» так и
остался лишь декларацией о намерениях. А они таковы, что политические
заявления и текущие связи России и Китая не дотягивают до широкомасштабного
сотрудничества. То, что национальные интересы России и Китая в главном
совпадают или параллельны - весьма спорно. Китай как и Россия претендуют на
лидерство не только в этом регионе, но и в мире (Китайская концепция
многополюсного мира). Но расширение и углубление российско-китайского
сотрудничества могут служить определенным противовесом сверхдержавным
претензиям США и возможным притязаниям Японии на статус политической и
военной супердержавы. В условиях экономического и военно-политического
соперничества между Китаем и Японией. Россия нужна каждой из сторон в
качестве балансира друг против друга. «Российская карта» как со стороны
Китая в его отношениях с США, Японией, Европой, так и со стороны этих
последних друг с другом и Китаем может приобрести все более растущую
актуальность и притягательность для каждого из названных сторон. В
последнее время наблюдается охлаждение отношений России и США после
косовского кризиса и угрозы введения экономических санкций из-за Чечни.
Перспективы, открывающиеся после введения санкций, естественным образом
ускорят сближение России с теми странами, которые так же, как и она, не
разделяют мнение Запада о возможности "гуманитарного" вмешательства во
внутренние дела, концепцию "ограниченного суверенитета". Об этом
свидетельствует и визит президента РФ Бориса Ельцина в Китай в конце
99г.Если Россия и Китай намерены выступить единой силой в обеспечении
безопасности и стабильности в мире, то сила немалая - два ядерных
государства, два постоянных члена СБ ООН, один из которых - крупнейшее
государство по территории, другой - по численности населения. К тому же
Китай уже неоднократно на официальном уровне поддерживал Россию. Хотя между
Китаем и Россией достаточно много скрытых и явных противоречий, в том числе
и по территориальному вопросу. Но события 99 года и визит Ельцина в декабре
лишь сблизили позиции двух стран. Москва и Пекин тандемом выступили против
агрессии НАТО на Балканах, поддержал российскую позицию по Чечне, и в
вопросе о Договоре по противоракетной обороне (который хочет пересмотреть
США — а Россия сопротивляется). Сегодня особенно важно в условиях жесткой
критики по Чечне, когда Европейский союз может ввести экономические санкции
против Москвы. Потому сближение России и Китая вполне естественно: возможно
осуществления идей о создании различных политических —"ось Минск - Москва -
Пекин" (идея Лукашенко) или "треугольник Россия - Индия – Китай (идея
Примакова). Но Западу и США это не выгодно.
Южная Корея несомненно претендует на региональное лидерство, хотя между ней
и Северной Кореей после окончания кровопролития на Корейском полуострове
все еще не заключен мирный договор, и поиск путей к нему, очевидно, займет
долгие годы. Слишком велики психологические и эмоциональные барьеры. В
Сеуле все еще действует закон о национальной безопасности, который
рассматривает Север как "террористическую организацию". Идут длительные
переговоры с участием США, Китая, КНДР и Южной Кореи и Несмотря на тупик, в
последнее время наметилось явное снижение напряженности между Севером и
Югом. Но в этой тонкой игре более конструктивно выглядит все-таки диалог
между Пхеньяном и Вашингтоном, в котором Пхеньян видит гарантию ненападения
американцев и возможность получить доступ к международной помощи и
кредитам. Недавно Вашингтон объявил о частичном ослаблении экономических
санкций против Северной Кореи в обмен на ее согласие не проводить испытания
новой баллистической ракеты большой дальности. Американским компаниям
разрешено вести с КНДР торговлю нестратегическими товарами и осуществлять
морские и авиационные грузоперевозки. Снят запрет на некоторые виды
финансовых операций, необходимых для торговли между двумя странами.
Координатор американской политики в отношении КНДР, бывший министр обороны
Уильям Перри, рекомендует даже восстановить дипотношения с Северной Кореей,
если та согласится присоединиться к международному режиму контроля за
ракетными технологиями. Сеул, понимая необходимость стратегического
взаимодействия с США, испытывает некоторую ревность из-за того, что
Вашингтон может продвинуться в диалоге с Пхеньяном дальше, чем Сеул.
Сотрудничество со странами Восточной Азии для России становится одной из
важнейших предпосылок решения стратегической задачи ускоренного
экономического развития российского Дальнего Востока. Курс на дальнейшую
нормализацию отношений с ведущими странами в этой части планеты будет
способствовать реальному участию России в процессе региональной
экономической интеграции. В случае успешного выполнения уже намеченных
программ и заключенных договоров российское Приморье может стать крупнейшим
торгово-промышленным и транспортно-транзитным центром перевалки товаров из
Восточной Азии в Западное полушарие, Западную Европу и Центральную Азию.
Такой курс представляется залогом сохранения территориальной целостности
страны на Дальнем Востоке. Для сохранения безопасности в этом регионе
важным является сохранение здесь достаточного российского военного
потенциала, в частности военно-морского. В целом страны Восточной Азии
заинтересованы в политическом и военном присутствии России, поскольку такое
присутствие позволяет поддерживать баланс сил в регионе.
23.Международные отношения в Южной Азии.
ЮЖНАЯ АЗИЯ, область в Азии, охватывающая п-ов Индостан с близлежащими
островами, Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка.
Иногда в состав Юж. Азии включают страны ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, Бруней,
Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд,
часто Филиппины
Регион Южной Азии — очень непростой регион, где перекрещиваются и
экономические и геополитические интересы глобальных и региональных
субъектов международных отношений: как признанных ядерных держав —
постоянных членов СБ ООНВ (США, Китай, Россия) так и непризнанных (Индия,
Пакистан). Индия — Пакистан —между этими странами идет давняя непримиримая
борьба за влияние в регионе, обостряемая большим количеством проживающих в
Индии мусульман. Международные отношения в Южной Азии всегда складывались
не только в зависимости от отношений самых крупных государств этого
региона, Индии и Пакистана, но и в зависимости от расстановки сил в мире. В
годы холодной войны Индия ориентировалась на СССР, Пакистан — на Запад.
Россия была и остается азиатской державой, имеющей геополитические интересы
в Южной Азии как и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Здесь перед
Россией открываются, прежде всего, новые рынки оружия, сырьевых и
промышленных товаров. После крушения двухполюсного мира Вьетнам, Северная
Корея, да и Индия в какой-то степени потеряли свою былую значимость как
союзники России, а Южная Корея и Пакистан — как союзник США. После раскола
Пакистана и образования исламского государства Бангладеш (индийские войска
способствовали в 71г его созданию) Индия стала самым сильным государством в
Южной Азии. СССР в те времена рассматривал это как свой успех в холодной
войне. Напряженность сегодня в этом регионе во многом обусловлена
противостоянием Индии и Пакистана из-за территориальных споров.(Территории
Джамму и Кашмира разделены государственной границей между Индией и
Пакистаном). Так, самолеты ВВС Индии в мае 1999 г. нанесли ракетные удары
по территории занятой боевиками проникшими со стороны Пакистана. Со стороны
Пакистана не один год не прекращаются артиллерийские обстрелы индийской
стороны, с целью вызвать Индию на ответные шаги. Этот конфликт Индии и
Пакистана — очаг возможной войны между странами, имеющими ядерным оружием.
В Индии удалось установить достаточно сравнительно стабильное
демократическое государство, этофедеративное государства с 25 штатами,
созданными по национально-территориальному принципу и многими внутренними
проблемами (рост населения, межнациональное, конфессиональное и
политическая напряженность). Но тем не менее в Индии не было вооруженных
переворотов. В Пакистане в очередной раз произошел военный переворот. В
результате возможно новое противостояние Пакистана и Индии. Несколько спала
напряженность в отношениях между Индией и Китаем, у которых сохранились
разногласия по поводу пограничных территорий. У Индии есть претензии к
Китаю из-за китайской военной помощи Пакистану. Индия утверждает, что ее
ядерное оружие и недавно проведенные его испытания — это средство
сдерживания военной угрозы со стороны Пакистана, обладающего таким же
оружием. Международное сообщество объявило экономические санкции против
Индии после испытаний, существуют ограничения в торговле с ней в области
высоких технологий, но не в обычной торговли. Индия претендует на признание
ее ядерной державой и на постоянное членство в СБ ООН
Во внешней политике Индия придерживается политики неприсоединения к военным
блокам, является членом ООН, МВФ, Всемирного банка. Индия традиционно
является активным партнером России в двусторонних отношениях. В плане
обеспечения российской военной и военно-политической безопасности в Азии
индийский фактор выступает, по крайней мере, в двух аспектах. Во-первых,
традиционно Индия является одним из наиболее значимых партнеров России в
сфере военно-технического сотрудничества, крупным потребителем российской
военной техники. Индия постоянно ощущает прессинг со стороны США. В этих
условиях, учитывая характер отношений с Пакистаном, делается упор на
наращивание обычных видов вооружений, хотя и здесь для Индии действует ряд
ограничителей, есть определенные трудности с закупками вооружений,
например, в США. Безусловно, действует и тот фактор, что Индия традиционно
рассматривается как союзник России в регионе, и почти 60% основных видов
вооружения в Индии - это «советские» образцы. Разрушение биполярного мира
сильно отразилось как на позициях самой Индии, так и на ее роли
формировании военно-политических структур. Безусловно, в период
противостояния двух лагерей ей придавалось более важное, нежели сейчас
значение как системообразующего звена в военно-политических процессах в
Южной Азии. Затем же Индия оказалась как бы отсеченной от главных ареалов
формирования новых центров силы в АТР, что частично снизило на какой-то
период высокую заинтересованность в ней других государств. С другой
стороны, то же самое прекращение соперничества способствовало появлению
военно-политического вакуума в регионе, что обострило соперничество на
субрегиональном, локальном уровне. У Индии стала в последнее время более
отчетливо проявляться ранее свойственная ей куда в меньшей степени функция
регионального центра силы. В этих условиях, если ставить задачей упрочение
и расширение военно-политических связей с Индией, Россия будет способна,
видимо, делегировать ей часть своих функций в регионе, а именно на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|