Регионология 30 вопросов
“цивилизационного подхода”, который разрабатывался еще А. Тойнби и в
последнее время вновь введен в научную полемику работами С. Хантингтона. С
этой точки зрения частная проблема конфликта между двумя странами
превращается в глобальную проблему противостояния между западной и
исламской цивилизациями. В этом отношении политическая игра США может
обернуться для них довольно плачевно в отдаленной перспективе, когда, по
словам Хантингтона, “возрождение религии создаст основу для идентификации и
сопричастности с общностью, выходящей за рамки национальных границ — для
объединения цивилизаций”, и США, возможно, придется столкнуться и с Ираном,
и с Пакистаном, и с созданным ими движением “Талибан”, короче, со всем
исламским миром.
4.Под контролем США не находятся только: Китай, индуистская Южная Азии и
мусульманский мир, каждый из которых включает в себя более миллиарда
населения. Государства недружественные США: Югославия Белоруссия, Ирак,
Иран, Ливия, Сирия и др.
5.К концу 99г отношения США и России осложнились разными подходами к
ращению проблем Югославии, Чечни, пересмотру Договора по ПРО. Клинтон
выразил сожаление, что Россия" эта великая страна" увязла в Чечне. Однако
ни о каких санкциях против Москвы не упомянул. Збигнев Бжезинский бывший
помощник президента по национальной безопасности требовал не только
морального осуждения Москвы, но и санкций - прессинга по всему
международному полю. "Победа в чеченской резне", как он выразился, приведет
к тому, что "в России власть захватят наихудшие элементы, такие, как
полковник Путин и другие полковники КГБ и армии. И Путин станет следующим
президентом России". Во-вторых, сказал Бжезинский, это приведет к
нестабильности не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье и в Средней
Азии, в результате чего "международное сообщество потеряет доступ к этим
регионам" и к нефтяным месторождениям в России. Другие представители
политической элиты, близкие к администрации считают, что именно
нерешенность чеченской ситуации может привести к развалу Российской
Федерации. А просчитать трагические последствия такого развала просто
невозможно, т.к. по их выражениям "многие чеченцы, говорящие, что они хотят
независимости, не очень-то приятные люди, они заняты интенсивным
наркобизнесом и являются исламскими фундаменталистами наихудшей
разновидности". Кроме того, угроза, а тем более санкции не повлияют на
Россию, но могут отрицательно повлиять на американо-российские отношения,
на проблемы ядерной безопасности, на будущее демократии в России.
21.Новая система международных отношений в Европе.
Если до конца 80-х гг. система международных отношений в Европе
складывалась исходя из той реальности, которая сложилась после второй
мировой войны —Европа была разделена на два экономически и идеологически
противоположных блока: Западную Европу (включающую в себя самые развитые
страны) и Восточную Европу. В последнем десятилетии 20 века произошло
крушение коммунистических режимов: объединение Германии (1990),
восстановление независимости прибалтийских государств, дезинтеграция
Советского Союза (1991), распад Югославии (1991), разделение Чехословакии
(1993), так появилось до девяти новых государств. Новая политическая
ситуация значительно изменила экономический и политический климат на
континенте и как следствие начала складываться новая система международных
отношений. Новая система международных отношений складывается в
соответствии с сегодняшней реальностью:
отсутствует разделение Европы на противостоящие блоки в идеологическом или
экономическом отношении. Все страны Европы относятся к странам с рыночной
или переходной экономикой, что исключает возможность возникновения
конфликтов по идеологическим соображениям и является предпосылкой для
последующей интеграции в единое экономическое пространство;
система международных отношений в Европе включает в себя отношения не
только между государствами, но и государств внутри союзов (экономических,
политических, военных и т.д.). История Европы - это история интеграции
западноевропейских стран в политическом, военном, экономическом и
культурном аспектах. Процесс интеграции сегодня продолжается на основе уже
существующих союзов, путем присоединения новых членов. ЕС включает 15
стран, единая валюта введена для 11 стран, единое экономическое
пространство — для 19 стран Европы.
Европа вступает в эпоху постиндустриального развития. Но она не однородна
как и весь мир. Можно условно разделить страны на три типа: первый —это
ведущие страны семерки, второй — развитые страны партнеры семерки (типа
Швеции, Дании и т.д.), и остальные страны среди которых государства с
переходной экономикой. Новая система международных отношений призвана
согласовывать интересы всех государств. Сегодняшние разногласия связаны с
процессами интеграции новых членов в существующие союзы (ЕС, НАТО и т.д.);
с попытками перераспределить финансовое бремя внутри ЕС; со стремлением
задержать проникновение глобальных кризисных явлений в Европу; связанные с
первым этапом введения «евро»
основные проблемы международных отношений Европы решаются как правило
мирным путем переговоров и консультаций двухсторонних, многосторонних с
привлечением посредников или внутри международных организаций.
Европа как и весь мир по-прежнему находиться в переходном состоянии, в
целом сохранятся существующие скрытые угрозы и региональные конфликты. США
через военный механизм НАТО стремиться их использовать для закрепления на
новых геополитических рубежах (Босния, Косово, может оказаться Закавказье).
США не хотят утратить военно-политическое влияние в Европе и стремятся
подвести все объединительные начинания под эгиду НАТО.
В основе системы международных отношений в Европе прежде всего лежат
международные организации:
Европейский союз— это политический, экономический, валютно-финансовый союз.
Главный аспект политического союза — проведение общей внешней политики,
совместное обеспечение безопасности в Европе. Углубляется интеграция в
политической области. Европарламент состоит из 518 человек, который
избирается общим прямым голосованием. Современная ситуация в Европе
характеризуется последовательным усилением Евросоюза (15 стран), 11 из
которых вошли в зону действия единой валюты — евро. ЕС — это единый рынок
товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Партнерство в этой организации
требует не только определенного уровня развития экономики, но и интеграции
в правовую систему и отказа от части суверенитета в пользу Брюсселя (там
органы управления ЕС). ЕС включает 15 самых развитых стран на континенте:
Франция, Италия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Греция Великобритания,
Ирландия, Дания Люксембург Испания, Португалия, Австрия, Швеция, Финляндия.
Существуют конечно разногласия у партнеров в вопросах аграрной,
промышленной, валютно-финансовой политики, которые решаются в рамках союза.
Процесс расширения ЕС, присоединения новых членов уже пошел. В конце 99г
принято решение о принятии в ЕС 6 новых членов - Кипра, Чехии, Польши,
Венгрии, Словении, Эстонии; о присвоении официального статуса кандидатов в
ЕС Болгарии, Латвии, Литвы, Мальты, Словакии, Румынии и Турции, (которую ЕС
многие годы критикует за нарушение прав курдов); о создании единой
европейской армии; об урегулировании вопроса по единым налоговым ставкам в
ЕС. В 2000 году начнутся конкретные переговоры со всей дюжиной стран на
предмет их членства, в результате количество членов может резко возрасти,
причем за счет государств с более слабой экономикой. В связи с этим ЕС
объявляет о существенных реформах, которыми намерены «модернизировать"
Европейский союз"; во-первых отменить принцип единогласия, во-вторых,
ограничить число комиссаров Комиссии ЕС (по сути общеевропейских министров)
квотой в 20 единиц. По существу, берется курс на диктат ведущих влиятельных
стран, которые просто-напросто будут подминать под себя и заставлять
следовать за собой младших партнеров. В итоге вырисовываются контуры нового
широкомасштабного по числу Евросоюза, который будет коалицией государств,
где примерно четыре будут главенствовать - Франция, Германия,
Великобритания, Италия, - а все остальные перейдут в разряд "идущих по
проложенному курсу". Россия подписала соглашение о партнерстве и
сотрудничестве с ЕС, приветствует стремлению стран восточной Европы и
постсоветского пространства в ЕС. Россия вступила в члены Совета Европы, ее
членами являются 40 государств. (Основан в 1949г.) Деятельность Совета
Европы сконцентрирована на следующих основных проблемах:
Правовое обеспечение прав человека;
Содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;
Поиск совместных решений социальных проблем;
Развитие политического партнёрства с новыми демократическими странами
Европы.
Комитет министров, который состоит из министров иностранных дел государств
– членов, и является высшим органом Советы Европы. На уровне министров он
собирается обычно 2 раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на
уровне постоянных представителей государств – членов Совета Европы. Штаб-
квартира организации находиться в Стамбуле. Коллективная стратегия ЕС по
отношению к России заключается в следующем, "стабильная и демократическая
Россия как неотъемлемая часть объединенной Европы свободной от новых
разделительных линий, - залог прочного мира на континенте. Проблемы всего
континента могут быть разрешены только путем еще более тесного
сотрудничества между Р и Европейским Союзом.
Военные союзы Европы Существуют в Европе множество военных блоков, союзов,
группировок: НАТО (Десять стран ЕС являются членами НАТО),
Западноевропейский союз, европейский корпус, франко-германская бригада,
франко-британская группа войск, германо- датско- польское и, естественно,
национальные регулярные армии. Военная структура НАТО состоит из военных
комитетов, постоянного военного комитета и международного военного штаба.
Штаб-квартира НАТО находится в г. Брюсселе. В настоящее время в НАТО входят
16 государств: США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды,
Люксембург, Португалия, Люксембург, Канада, Италия, Норвегия, Дания,
Исландия, Греция, Турция, Испания, Германия. Но Исландия не имеет
собственных военных сил и не входит в военную структуру НАТО, она имеет
лишь статус наблюдателя в Комитете военного планирования. Франция в 1966г.
также вышла из военной структуры НАТО. Но с каждым годом организация
планирует расширение, в частности, в перспективе планируется принятие ряда
государств Восточной Европы и некоторых республик бывшего СССР. В 1997г.
Польша, Венгрия, Чехия уже получили приглашение вступить в НАТО. Было
заключено в 1997г соглашения между НАТО и Россией об основных принципах
сотрудничества и безопасности, после косовского кризиса отношения
заморожены. Ранее существовало мнение, что процесс урегулирования и
примирения в Европе зиждется на системе европейской безопасности, залогом
которой является НАТО. Но отношение к НАТО не однозначно. Одни считают, что
он должен отмереть, другие — наоборот, считают, что для выживания
Североатлантического блока ему требуется придать новые функции. США
выступили с инициативой предоставления НАТО мандата ОБСЕ на операции по
поддержке мира в Европе и активизировали свои действия по расширению
географической сферы НАТО (сфера ее деятельности только территория членов
НАТО). В развитии концепции «гегемонизма» США пытаются подчинить НАТО все
военные организации Европы, имеющие отношение к европейской безопасности
(конечно, и ЗЕС). Франция видела в НАТО временный фактор стабильности в
Европе, считая, что скоро Североатлантический блок исчезнет и вместе с ним
снизится американское влияние в Европе. Великобритания, Германия, Италия и
Франция приняли недавно совместный документ о создании под эгидой Евросоюза
единых вооруженных сил. Предполагается, что в будущем единая европейская
армия сможет действовать на тех территориях, которые не входят в зону
ответственности НАТО. В современных условиях встает проблема создания
объединенной европейской армии. Необходимость иметь такой инструмент, что
со всей очевидностью продемонстрировали события на Балканах. Сначала в
Боснии, а затем и в Косово Европа оказалась не в состоянии самостоятельно
предотвращать кризисные ситуации. В одном случае пришлось обращаться за
посредничеством к США, в другом - опять же к ним и военной мощи НАТО. В
принципе было решено, что Европейский союз создаст нечто вроде сил быстрого
реагирования. Совет Западноевропейского союза, куда входят 13 стран уже
сейчас предвидятся серьезные организационные трудности и всевозможные
проблемы (финансовые). Некоторые считают, что в настоящее время
"политическое и военное влияние" Европейского союза на международные дела
значительно слабее, чем его "экономическое влияние" в мире. С 1 января по
31 июня 2000 года Португалия будет председательствовать в Европейском союзе
и уже сейчас проявляет особую активность в плане создания и усиления
"военной составляющей" союза. Что касается отношения Западной Европы к
России в новых политических условиях, то западноевропейской военно-
политическая интеграция не агрессивна, имеет оборонительный характер.
Россию приняли в Совет Европы, заключено соглашение о партнерстве с
Европейским союзом. Россия позитивно относится к расширению ЕС, но
отрицательно к расширению НАТО на восток (в страны Восточной Европы и
Балтии).
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Целями ОБСЕ
являются: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий
по обеспечению мира; признание неделимости европейской безопасности, а
также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между
государствами – членами; признание тесной взаимосвязанности мира и
безопасности в Европе. Главным органом ОБСЕ является Совещание глав
государств и правительств. Каждые 2 года оно собирается на сессии.
Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ.
ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинский
акт 1975г. ОБСЕ осуществляло посреднические миссии в местах конфликтов:
Югославия, Чечне, Абхазии, Приднестровья и других «горячих» точках Европы и
Азии. ОБСЕ принадлежит активная роль в деле предупреждения и урегулирования
международных конфликтов. ОБСЕ постепенно приходит к пониманию ошибочности
стратегии на Балканах и будет "работать" на предупреждение конфликтов, а не
на разжигание (как случилось в Косово). Однако, не исключено, что косовский
конфликт станет незаживающей раной на юге Европы на стыке цивилизаций, что
делает его особо опасным, в том числе и для стабильности в прилегающих
районах. В Боснии сохраняется шаткое, нестабильное - но равновесие.
В 1999г на саммите ОБСЕ подписана Хартия европейской безопасности. Россия
считает, что именно ОБСЕ должна принадлежать системообразующая роль. США и
их союзники хотели бы поставить в центр европейской безопасности НАТО. Они
отрицательно относятся к идеи центральной и координирующей роли ОБСЕ в
сфере европейской безопасности. США продвигают концепцию "трех корон". Ее
суть в том, что существующие на европейском пространстве организации должны
выполнять во многом схожие задачи, но каждая в своей области, где она имеет
преимущества: НАТО - в сфере безопасности; Европейский союз - в области
экономического сотрудничества; ОБСЕ - в том, что касается прав человека,
демократического развития и предотвращение конфликтов. При этом ведется
линия на усиление тенденции на вмешательство ОБСЕ во внутренние дела
государства. В результате саммита была подписана Хартия, которая
предусматривает:
признание за ОБСЕ статуса основной организации и инструмента по мирному
урегулированию споров и предотвращению конфликтов, регулированию кризисов и
постконфликтного восстановления;
признание основополагающего значения Устава ООН и общепризнанных норм
международного права, что естественно предполагает уважение суверенитета и
территориальной целостности государств, неприменение силы, невмешательство
во внутренние дела.
НАТО нигде не упоминается. ОБСЕ продолжает действовать на основе полного
консенсуса, как настаивала Россия, а не "консенсус минус один" как
предлагали США. Таким образом, не удалось воплотить концепцию
"гуманитарного вмешательства" во внутренние дела государств.
Россия и Белоруссия подписали в конце 99г Договора о создании Союзного
государства, и только приступают к созданию Союзного государства Это может
значительно изменить геополитическую расстановку сил, насколько живучим и
дееспособным будет новое государство покажет будущее. Совет министров
иностранных дел резко осудили действия и планы российских войск в Чечне и
выразили обеспокоенность судьбой остающихся в чеченской столице мирных
жителей. Европа уже готова ввести санкции. Масштабы этого противостояния,
возможно, будут не столь большими, как в случае с двумя недавними войнами
на Балканах (Босния и Косово. Перспективы, открывающиеся после введения
санкций, естественным образом ускорят сближение России с теми странами,
которые так же, как и она, не разделяют мнение Запада о возможности
"гуманитарного" вмешательства во внутренние дела, концепцию "ограниченного
суверенитета» (Китай, Иран). К тому же Китай уже неоднократно на
официальном уровне поддерживал Россию. Противостояние с Россией приведет к
одностороннему восстановлению со стороны США "холодной войны". Выбор США в
пользу "холодной войны" способны ускорить глобальные факторы, не имеющие
отношения к России. Так, ключевой стратегической угрозой для США является
перевод мировых долларовых активов в "евро". Противодействие ей - один из
основных мотивов американской политики. После завершения мирового
финансового кризиса США исчерпали возможность такого противодействия
финансовыми мерами. Агрессия против Югославии показывает, что, пользуясь
глобальным преимуществом в технологиях (в том числе в технологиях
формирования сознания), США начали действовать с помощью привычных военно-
политических инструментов. Таким образом, США могут быть заинтересованы в
возврате к "холодной войне" и в создании "управляемого кризиса" в
отношениях с Россией как элемента общей стратегии "глобальной управляемой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|