МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Договора ОСВ 1 и ОСВ2. Проблемы ратификации

    Договора ОСВ 1 и ОСВ2. Проблемы ратификации

    План работы:

    Введение………………………………………………………………………………………………… 2

    Глава 1. Мир накануне принятия важных решений…………………… 8

    Глава 2. Соглашение ОСВ–1 и Договор по ПРО……………………….16

    1. Концепция достаточности и новый подход к

    противоракетной обороне ……………………………………………………………… 16

    2. Визит Р. Никсона в Москву в мае 1972 года и подписание подготовленных к

    этому времени документов…………………………….26

    Глава 3. Договор ОСВ-2……………………………………………………………………32

    1. Концепция «избирательной» ядерной войны и встреча Л. И. Брежнева и Дж.

    Форда во Владивостоке (декабрь 1974г.)…….. 32

    2. Путь к ОСВ –2. Венские договорённости Брежнева с Дж. Картером (июнь

    1979 г.) и проблема ратификации…………………41

    Заключение……………………………………………………………………………………..55

    Список сокращений ………………………………………………………………………57

    Список литературы и источников……………………………………………..58

    Список сносок………………………………………………………………………………….61

    ВВЕДЕНИЕ.

    1. Актуализация проблемы.

    В этой работе я попытаюсь рассмотреть проблемы, возникшие при

    ратификации договоров ОСВ – 1 и ОСВ – 2, обобщить те результаты, которых

    достиг мир в результате их принятия. Актуальность темы состоит в том, что

    благодаря этим соглашениям мир мог оставаться в безопасности порядка 30

    лет. По крайней мере, мы были уверены в том, что количество ядерного оружия

    не достигнет той критической точки, после которой его количество приведет к

    катастрофе. Тем более, что к этому времени (рубежу 60х – 70х годов) была

    ликвидирована или почти ликвидирована ядерная монополия США. Договоры

    служили единственно возможной основой соглашения о сдерживании гонки

    вооружений и главной опорой политики предотвращения термоядерной войны. В

    настоящее время Договора нарушены и неизвестно к каким последствиям это

    приведет.

    На рубеже 60х-70х годов в мире сложился советско-американский паритет,

    и именно этим странам суждено было решать судьбу мира, от них зависело

    будущее. В тоже время политика Вашингтона предполагала постоянное

    стремление к военному преобладанию над всеми возможными противниками, что

    было и понятно. Каждая из сторон стремилась диктовать свои правила. На

    доктрине ядерного превосходства строилась американская внешняя политика в

    50-е годы. Превосходство над СССР делалось залогом ядерных гарантий США

    союзникам, центральной опорой руководящего американского положения в двух -

    и многосторонних военно-политических блоках, закрепляющих беспрецедентную

    экономическую, политическую и военную экспансию США за рубежом. И ещё, эта

    доктрина была средством усиления внутриполитического влияния наиболее

    агрессивного крыла правящего класса США, она использовалась в целях

    обогащения монополий, связанных с государственными военными заказами, стала

    непререкаемым руководством к действию для военно-промышленного комплекса.

    Проблема так же заключалась и в том, что выполнением военных заказов в США

    занималось множество частных компаний, разрабатывающих военные технологии.

    Естественно, что их владельцам было выгодно получать заказы от

    правительства и что они не захотят приостанавливать или сокращать

    разработку новейших наступательных вооружений. Таким образом, у них был

    стимул влиять на политику США, в том числе и по вопросу сокращения

    вооружений.

    Говоря о сложившимся военно-стратегическом паритете, необходимо

    выделить, что к нему относится: количество ядерных носителей (как крылаты,

    так и баллистических ракет, тяжелых бомбардировщиков, способных доставлять

    ядерные боеприпасы на соответствующую дальность), а так же численность

    ядерных боеголовок и их суммарную мощность. И главное, паритет

    подразумевает, что с учетом всех названных факторов качественные различия

    и структурные диспропорции в сумме примерно уравновешенны.

    2. Историография

    В ходе написания работы я использовал большое количество литературы,

    которая помогла мне сформировать взгляды на определенные позиции моей темы.

    Так вот, я хотел бы выделить те работы, которые, как мне кажется наиболее

    полно и четко говорят о том времени.

    Начну я с работ, в которых обобщён в самом общем виде опыт советской

    внешней политики периода международной разрядки. И в первую очередь здесь

    следует упомянуть труды А. А. Громыко, который не только в течение трёх

    десятков лет возглавлял Министерство иностранных дел СССР, но и оставил

    после себя целый ряд сугубо исторических монографий. В них много схожего по

    тематике и проблематике, обходится стороной процесс принятия решений,

    критика целиком и полностью сосредоточена на позициях американской стороны

    (что и не удивительно), но в целом довольно полно излагается и

    обосновывается основные направления внешней политики советского

    государства, в том числе и по интересующей нас проблеме[i].

    Более детальны и аналитичны работы доктора исторических наук А. Г.

    Арбатова, возглавлявшего тогда Институт США и Канады и являвшегося одним из

    членов «мозгового штаба» Брежнева по внешнеполитическим проблемам. В

    изданной им в 1980 году книге «Безопасность в ядерный век и политика

    Вашингтона» охватывается период 70х годов 20 века и подробно описаны как

    политические, так и технические аспекты которые возникли при подписании

    договоров ОСВ-1 и ОСВ-2[ii].

    В другой его работе, «Военно-стратегический паритет и политика США»,

    довольно полно рассказано о том, как сложилось военно-стратегическое

    равновесие между СССР и США и что оно означало для современной

    политической обстановки, ее перспективах. Проанализированы причины

    зигзагов во внешней политике Вашингтона в 70-80 годы, когда администрация

    Рейгана попыталась переломить ракетно-ядерный паритет, добиться

    превосходства над СССР. Очень хорошо рассмотрены типы вооружений США и их

    характеристика на то время, единственно чего не хватает, это обобщенных

    списков вооружения СССР, что несколько затрудняет их сравнение. И еще

    хотелось бы отметить, что данная книга в основном охватывает техническую

    сторону Договоров[iii].

    Ядерно-космический аспект отношений между СССР и США после заключения

    договоров ОСВ –1 и ОСВ - 2 исследуется и в коллективной монографии под

    редакцией того же Арбатова[iv].

    Истории советской военно-политической и военно-стратегической мысли (в

    том числе в интересующий меня период)посвящена солидная монография А. А.

    Кокошина[v]. Некоторые исторические аспекты «холодной войны»

    рассматриваются в книге О. Л. Степановой[vi]. Гораздо больше исследований

    посвящено тому, как возникали, развивались и воплощались в жизнь

    американские внешнеполитические и военно-стратегические концепции. В том

    числе в отношении Советского Союза[vii].

    Что же касается моей работы, то я бы хотел рассмотреть следующие

    вопросы:

    . Каким образом сформировался ракетный паритет

    . Какие новые технологии помогли в осознании опасности

    . Как влияло на подписание Договоров отсутствие преемственности в

    политике США

    . Какие шаги были сделаны для подписания Договоров

    . Каким образом удавалось сохранить стабильность в 70х годов

    . Кто все же выиграл от того, что Договора были подписаны.

    3. Обзор источников.

    Основными источниками по моей теме являются сами Договора. Небольшой

    их обзор, я думаю, поможет в их понимании и значении, которое они имели. И

    так, это: Договор по ПРО, Временное соглашение между СССР и США о

    некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных

    вооружений (ОСВ-1), Договор между СССР и США об ограничении стратегических

    наступательных вооружений (ОСВ-2), плюс масса различных протоколов и

    согласований, которые способствовали ратификации этих документов.

    Договор по ПРО полностью он называется: Договор между Союзом Советским

    Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении

    систем противоракетной обороны. Он был подписан 26 мая 1972 года в Москве,

    со стороны СССР Л. Брежневым, а со стороны США Р. Никсоном и включает в

    себя 16 статей. В этот же день был подписан еще один важный документ:

    Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области

    ограничения стратегических наступательных вооружений. Включает в себя 8

    статей и был пописан со стороны СССР Л. Брежневым, а со стороны США Р.

    Никсоном. И последний договор о котором я хотел бы сказать: Договор между

    СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений. Договор

    состоит из 19 статей и был подписан в Вене 18 июня 1979 года со стороны

    СССР Л. Брежневым, а со стороны США Д. Картером.

    Тексты самих Договоров, а также протоколов, согласований и меморандумов

    взяты мною из сборника документов «Борьба СССР против ядерной опасности,

    гонки вооружений, за разоружение. Документы и материалы.» Этот сборник

    составлен коллективом авторов, главный редактор А.А. Громыко. В ней

    наиболее полно отображены тексты документов, без каких либо комментариев к

    ним. Она представляет собой сборник документов и материалов по проблеме

    разоружения и гонки вооружений.

    Сами эти договора и соглашение следует рассматривать в контексте общего

    внешнеполитического курса СССР того периода, изложенного генеральным

    секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым на ХХIV и ХХV съездах Коммунистической

    партии Советского Союза. Потому материалы этих двух съездов также были

    использованы мною при работе над темой[viii]. То же самое можно сказать о

    других публичных выступлениях и высказываниях советского руководителя,

    собранных и изданных в нескольких томах к его 60-летию[ix].

    Важными источниками для решения поставленных в данной работе вопросов

    послужили воспоминания непосредственных участников разработки данных

    документов и переговоров по ним с американской стороной. И тут в первую

    очередь, казалось бы, следовало назвать статьи и речи министра иностранных

    дел А. А. Громыко[x], а также его мемуары[xi]. Но к сожалению, для

    раскрытия моей темы они оказались мало информативны. В этом плане

    значительно более содержательны и откровенны воспоминания его заместителя

    Г. М. Корниенко[xii].

    Но особенно ценными для меня оказались мемуары А. Ф. Добрынина –

    одного из старейших дипломатов послевоенного периода, занимающего

    уникальное место в истории нашей дипломатии вообще и советско-американских

    отношений особенно. Его книга «Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при

    шести президентах США» позволяет заглянуть за кулисы почти четверть

    векового отрезка дипломатической истории в сложнейшие периоды

    взаимоотношений двух сверхдержав. Автор является не «летописцем», а

    активным участником процесса формирования этих отношений, пользующийся

    авторитетом и влиянием в высших эшелонах власти в Москве и Вашингтоне. В

    его работе в основном описываются различные встречи происходившие на высшем

    уровне и его участие в них. Автор дает оценку происходящим в международной

    политике событиям. И хотя он целиком не разворачивает проблему Договоров,

    но у него есть масса мыслей по этому поводу.

    В своё время большой известностью и популярностью пользовались

    публистическо-аналитические статьи А.Е.Бовина. Но с точки зрения

    сегодняшнего дня в них интересуемые мною вопросы либо опущены, либо о них

    упоминается вскользь, с приведением лишь фактов, без каких либо

    заслуживающих сегодня внимания комментариев[xiii].

    Здесь я назвал далеко не полный список источников, которыми мне

    пришлось воспользовался. Многие другие будут упомянуты в основной части

    работы по мере ссылок на них.

    Основная часть.

    Глава 1 .Мир накануне принятия важных решений.

    Я не буду углубляться далеко в прошлое , то есть в начало ядерной эры,

    а начну с 50-х годов 20 века, когда накопленный ядерный потенциал всерьез

    угрожал массовой катастрофой.

    По указанию Д. Эйзенхауэра в конце 50-х годов под руководством генерала

    Ч. Хики были проведены исследования под кодом «2009» и разработан

    «Всеобъемлющий перечень стратегических целей»[xiv], выдвинул концепцию

    «оптимальной конфигурации» ядерных ударов по стратегическим силам, обычным

    войскам и городам СССР, Китая и другим социалистическим странам. В

    результате в августе 1960 года в Омахе (штат Небраска) при штабе

    Стратегического авиационного командования (САК) был образован объединенный

    штаб планирования стратегических целей, который к декабрю 1960 года

    выработал первый «Единый объединенный оперативный план» - СИОП – 1[xv]

    построенный по принципу массированного ядерного удара по «оптимальной

    конфигурации». Стратегические средства должны были применяться тотально,

    немедленно по получению сигнала тревоги, по всем целям, включенным в

    список, в том числе и по городам.

    Позже в 61 году на смену «массированному возмездию» пришла стратегия

    «гибкого реагирования». Помимо расширения и модернизации войск общего

    назначения считалось необходимым наращивание ядерного превосходства.

    Перемены в стратегическом балансе СССР – США на пороге 60-х пошатнули

    состоятельность американских гарантий в НАТО применить ядерное оружие в

    случайной войне на европейском континенте. Фактически наращивание

    вооружений достигло в 1961-67 годах беспрецедентных для мирного времени

    темпов и масштабов. Придя к власти в 61 году правительство Кеннеди

    унаследовало 12 межконтинентальных ракет первого поколения «Атлас». Две

    атомные подводные лодки «Дж. Вашингтон» и «Патрик Генри» вышли в море, неся

    на борту по 16 ракет «Поларис А-1». К концу 67 года американские военные

    силы выросли в 40 раз. Беспрецедентных темпов достигли темпы ракетного

    строительства в 63-64 годах: в среднем в этот период развертывалось по

    одной МБР ежедневно и спускалось на воду по одной подводной лодке

    ежемесячно. На вооружение поступили шесть эскадрилий усовершенствованных

    ракет Титан – 2 (10 Мт). В 66-67 годы на базах ВВС Уоррен и Гранд – Фокс

    были развернуты еще два крыла МБР и началось быстрое переоснащение части

    ракетных сил ракетами «Минетмен – 2». Последние 1000 баллистических ракет

    «Минетмен» были приведены в готовность на базе Гранд – Фокс и передана САК

    21 апреля 1967 года. Последняя 41-я атомная подводная лодка «Уил Роджерс» с

    ракетами «Поларис А-3» вышла в Атлантику. Ракетное строительство 60-х

    завершилось.[xvi]

    В развитии стратегических ядерных сил СССР 1959 год можно смело считать

    этапным. В этом году в западных районах страны развертывается массовое

    строительство ракетных комплексов с баллистическими ракетами средней

    дальности Р-12 и Р-5М, способных наносить ядерные удары по объектам,

    удаленным до 2000 км от места старта. При этом часть самолетов Ту-16

    переключили на решение других задач. Заканчивается постановка на боевое

    дежурство первого комплекса с межконтинентальными ракетами Р-7. Создается

    новый вид Вооруженных Сил - Ракетные войска стратегического назначения.

    Военно-морской флот получает первую дизельную подводную лодку океанской

    зоны проекта 629 с тремя баллистическими ракетами Р-13 на борту. Годом

    позже в боевой состав Северного флота вошла первая атомная подводная лодка

    проекта 658 с таким же числом ракет. В начале 1960 года советские

    стратегические ядерные силы располагали 150 тяжелыми бомбардировщиками,

    пятью подводными лодками с БРПЛ Р-13 и несколькими МБР Р-7. Одновременно

    создавалась группировка баллистических ракет средней дальности.[xvii]

    Хотя СССР и США приступили к развертыванию межконтинентальных ракет и

    баллистических ракет на подводных лодках практически одновременно, очень

    скоро первый отстал в этой гонке. Особенно это было заметно в области

    морских ядерных вооружений. По своим тактико-техническим данным советские

    подводные ракетоносцы проектов 629 и 658 значительно уступали американской

    лодке типа "Дж. Вашингтон". А ракеты Р-13, которые они несли на борту, в

    отличии от американских "Поларис-А1", могли быть запущены только из

    надводного положения, что заставляло субмарину всплывать перед пуском на

    поверхность. В результате она теряла скрытность и подвергалась угрозе быть

    легко уничтоженной.[xviii]

    С 1960 года в РВСН началось формирование ракетных дивизий, состоящих из

    ракетных полков. В каждом полку на вооружении имелся один ракетный

    комплекс. Переход на единую организационно-штатную структуру значительно

    улучшил управление ракетными войсками, но не устранил ряда недостатков в

    этом процессе. Для повышения боевой эффективности РВСН требовалось создать

    систему централизованного боевого управления восками и оружием.

    Советское военно-политическое руководство очень быстро убедилось в том,

    что стратегические ядерные силы США количественно и качественно превосходят

    СЯС СССР. Особенно четко это высветилось в период Карибского кризиса. В

    этих условиях руководством страны была поставлена задача, на несколько

    десятков лет определившая магистральный путь развития национальных СЯС,

    добиться ядерного паритета с Соединенными Штатами. Учитывая географические

    факторы, уровень развития военной техники, уязвимость носителей ядерного

    оружия от воздействия средств противника, приоритет был отдан РВСН. Именно

    межконтинентальные ракеты могли стать гарантом нанесения неотвратимого

    удара по Америке.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.