Дипломная работа: Инжиниринг бизнес-процессов ОАО "Хабаровскнефтепродукт"
В целом, распределение
функций сотрудников ОАО «Хабаровскнефтепродукт» соответствует типовой модели
бизнес-процессов. Однако, существуют и различия, которые могут оказать
существенное влияние на развитие проекта АСБР:
Маркетинговые функции.
В организации отсутствует
выделенный маркетинговый блок. В сущности, маркетингом занимаются те люди,
которые выполняют и коммерческие функции. Вероятно, в связи с этим в
организации отсутствует аналитическая информация по внешней и внутренней среде
(а точнее – она представляет собой множество неструктурированной информации,
бесполезной с точки зрения анализа). Предполагается, что аналитические функции
выполняет привлечённая извне экспертно-аналитическая группа, однако пока
результаты ее работы не могут быть использованы. Кроме этого, необходима
регулярная маркетинговая работа (что уже не является функцией
экспертно-аналитической группы, имеющей фиксированную «разовую» задачу
разработки маркетинговой стратегии).
Коммерческие функции.
Если охарактеризовать
кратко, то коммерческие функции распределены следующим образом: VIP-клиенты
(категория I) – топ-менеджмент компании; крупные/средние клиенты (категория II)
– начальники департаментов по реализации; остальные клиенты (категория III) –
менеджеры отдела реализации нефтепродуктов, отдела безналичных расчетов и
мобильная группа. При этом, мобильная группа выполняет роль пресейл
(front-office), а отдел безналичных расчетов – технические продажи (то есть,
отработку контрактов, роль back-office). В этой ситуации по клиентам категории
III (как минимум) отсутствует адресная работа (ведение клиентов) на этапе
отработки контрактов. В то же время, из опыта успешных проектов АСБР,
реализованных Компанией АйТи, именно работа account-менеджеров, за которыми
закреплены клиенты, обеспечила успешное продвижение услуг АСБР (особенно – на
первом этапе развития).
Организационное развитие.
В структуре организации
отсутствует выделенное подразделение, занимающееся организационным развитием.
Эти функции, главным образом, распределены по руководителям блоков. Как
следствие, отсутствует единая модель бизнес-процессов организации, с
привязанными к ней организационными ресурсами, регламентами процессов и
критериями их эффективности.
Информационное
обеспечение.
При развитии АСБР, с
ростом числа держателей карт, потребуется справочная служба, которая могла бы
обрабатывать простые, стандартные вопросы по работе АСБР, а также осуществлять
массовые рассылки информации клиентам. Смарт-карты являются достаточно новым
инструментом расчетов и у клиентов, вероятнее всего, мало опыта работы с ними.
Кроме того, возможность получения детальной информации о работе АСБР в Филиалах
может быть затруднена – из-за отсутствия там штатных специалистов отдела
безналичных расчетов. Оптимальным вариантом является информирование клиентов не
только по телефону, но и через интернет-сайт.
Техническое обеспечение.
Сложности технического
обеспечения связаны, в первую очередь, с недостаточным количеством
ИТ-специалистов в Филиалах организации. Так, по информации на август 2005 года,
в Филиалах Комсомольск-на-Амуре и Биробиджан работали по одному ИТ-специалисту,
выполняющие функции системных администраторов, что явно недостаточно для
поддержания функционирования специализированной системы. В остальных Филиалах
таких специалистов нет, соответственно, все вопросы технического обслуживания
терминальной сети либо должны решаться удаленно (с потерей оперативности), либо
местным техническим персоналом (техник, механик - с прохождением
соответствующего обучения).
Проведём общий SWOT-анализ положения ОАО
«Хабаровскнефтепродукт» на рынке услуг по розничной реализации нефтепродуктов с
расчётом по пластиковым смарт-картам:
Таблица 2
Сильные
стороны организации |
S1 |
Большая
сеть собственных АЗС и нефтебаз по всей территории края. |
S2 |
Отлаженные
бизнес-процессы приобретения нефтепродуктов, логистики и реализации с
использованием наличной и безналичной (талоны, ведомости) форм оплаты. |
S3 |
Наличие
выделенного ИТ-подразделения с достаточно квалифицированными специалистами. |
S4 |
Наличие
развитого аппарата административного управления. |
S5 |
Стабильность
и достаточно большие масштабы организации. |
Слабые
стороны организации |
W1 |
Отсутствие
бизнес-процессов, удовлетворяющих требованиям внедрения проекта АСБР. |
W2 |
Недостаток
квалифицированных технических специалистов в регионах. |
W3 |
Отсутствие
опыта работы с пластиковыми картами. |
W4 |
Слабо
развита структура Филиалов. |
W5 |
Недостаточное
понимание руководством организации специфических требований АСБР. |
Возможности
окружающей среды |
O1 |
Первыми
в регионе внедряют комплексную автоматизацию с использованием пластиковых
смарт-карт. |
O2 |
Наличие
всего одного серьёзного конкурента в регионе (Роснефть). |
O3 |
Наличие
устоявшихся связей с крупными корпоративными клиентами. |
O4 |
Наличие
административной и информационной поддержки центрального офиса и других
предприятий холдинга. |
O5 |
Наличие
системного интегратора, реализующего проект АСБР в комплексе. |
Угрозы
окружающей среды |
T1 |
Низкий
уровень доверия клиентов к таким новым средствам расчёта за покупки, как
пластиковые карты. Высокий консерватизм в этом отношении корпоративных
клиентов в регионе. |
T2 |
Наличие
у основного конкурента планов выпуска собственных пластиковых карт. |
T3 |
Сложность
коммуникаций, связанная с распределённостью объектов по большой территории и
природными условиями Хабаровского края. |
T4 |
Низкая
квалификация человеческих ресурсов в регионах – очень сложно найти
специалистов на местах. |
T5 |
Системный
интегратор после сдачи системы поддерживает на основании заключаемых в
дальнейшем договоров только работоспособность АСБР в техническом плане, не
оказывая услуг по эксплуатации. |
Итоговая стратегическая
матрица в данном случае будет иметь следующий вид:
Таблица 3
|
Сильные
стороны организации |
Слабые стороны
организации |
Возможности
окружающей среды |
Определение
ориентиров стратегического развития:
S1-O1(O2) –
Провести интенсивное внедрение АСБР во всех регионах, с целью максимально
широкого охвата клиентов обслуживанием по пластиковым смарт-картам.
S2(S4)-O3 – Организовать работу с
клиентами в направлении перехода на обслуживание по пластиковым картам.
S3-O5(O4) – Максимально привлекать ресурсы
Системного интегратора и холдинга для решения вопросов проекта.
|
Определение
ориентиров внутреннего развития:
W1(W3)-O5 - При содействии Системного
интегратора преобразовать бизнес-процессы для соответствия их требованиям
АСБР.
W2-O5(O4) –
Повысить уровень ИТ-сотрудников, провести мероприятия по их обучению в
необходимых областях (в том числе с участием Системного интегратора).
W4-O4 –
Провести оптимизацию структуры филиалов.
|
Угрозы
окружающей среды |
Выделение
потенциальных стратегических преимуществ:
S1-T1 –
Продемонстрировать имеющимся клиентам на практике достоинства обслуживания
средствами АСБР.
S1-T2 –
Форсировать темпы внедрения АСБР, развернуть рекламу преимуществ обслуживания
по пластиковым смарт-картам НК «АЛЬЯНС».
S3-T4(T5) – Провести обучение сотрудников
в регионах. Организовать выезд сотрудников Управления автоматизации в регионы
на период активного внедрения АСБР и первого этапа её эксплуатации.
S1(S4)-T3 – Произвести перенос части
функций по эксплуатации и обслуживанию АСБР в регионы.
|
Выделение
существенных ограничений стратегического развития:
W1-T5(T3) –
Необходимо провести реорганизацию бизнес-процессов до завершения основных
работ по внедрению АСБР.
W3-T2 –
Имеется очень ограниченное время на полномасштабный коммерческий запуск АСБР.
W2-T4 –
Достаточного количества квалифицированных сотрудников непосредственно в
регионах получить в короткий промежуток времени нереально.
|
С учётом данных,
приведённых в этом разделе, могут быть сделаны следующие общие выводы.
На момент реализации
третьего этапа проекта ОАО «Хабаровскнефтепродукт» представляет собой
организацию, занимающую большую долю рынка розничной продажи нефтепродуктов в
Хабаровском крае, имеющую большие масштабы и устоявшуюся структуру. Финансовые
показатели организации стабильны, количество клиентов достаточно велико. Проект
по внедрению комплексной системы автоматизации автозаправочного комплекса развивается
интенсивно и с хорошими результатами, система установлена уже более чем на
70-ти АЗС на территории Хабаровского края, в 5-ти региональных филиалах, и
развёрнута в полном объёме в центральном офисе ОАО «Хабаровскнефтепродукт».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|