Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв
Ярослава, брата своего, в сторужу, а сам стал на поле у Ростова. Мстислав
же посоветовался с новгородцами, и послали Добрыню Рагуиловича вперед себя
в сторужу; Добрыня же прежде всего перехватал сборщиков дани. Узнал же
Ярослав, стоя на Медведице в сторуже, что сборщики схвачены, и побежал в ту
же ночь, и прибежал к Олегу, и поведал ему, что идет Мстислав, а сторожи
схвачены, и пошел к Ростову. Мстислав же пришел на Волгу, и поведали ему,
что Олег повернул назад к Ростову, и пошел за ним Мстислав. Олег же пришел
к Суздалю и, услышав, что идет за ним Мстислав, повелел зажечь Суздаль
город, только остался двор монастырский Печерского монастыря и церковь
тамошняя святого Дмитрия, которую дал монастырю Ефрем вместе с селами. Олег
же побежал к Мурому, а Мстислав пришел в Суздаль и, сев там, стал посылать
к Олегу, прося мира: "Я младше тебя, посылай к отцу моему, а дружину,
которую захватил, вороти; а я тебе буду во всем послушен". Олег же послал к
нему, притворно прося мира; Мстислав же поверил обману и распустил дружину
по селам.
И настала Федорова неделя поста, и пришла Федорова суббота, и когда
Мстислав сидел за обедом, пришла ему весть, что Олег на Клязьме, подошел,
не сказавшись, близко. Мстислав, доверившись ему, не расставил сторожей, -
но Бог знает, как избавлять благочестивых своих от обмана! Олег же
расположился на Клязьме, думая, что, испугавшись его, Мстислав побежит. К
Мстиславу же собралась дружина в тот день и в другой, новгородцы, и
ростовцы, и белозерцы. Мстислав же стал перед городом, исполчив дружину, и
не двинулся ни Олег на Мстислава, ни Мстислав на Олега, и стояли друг
против друга 4 дня. И пришла к Мстиславу весть, что "послал тебе отец брата
Вячеслава с половцами".
И пришел Вячеслав в четверг после Федорова воскресенья, в пост. А в
пятницу пришел Олег, исполчившись, к городу, и Мстислав пошел против него с
новгородцами и ростовцами. И дал Мстислав стяг Владимиров половчанину,
именем Кунуй, и дал ему пехотинцев, и поставил его на правом крыле. И
Кунуй, заведя пехотинцев, развернул стяг Владимиров, и увидал Олег стяг
Владимиров, и испугался, и ужас напал на него и на воинов его. И пошли в
бой обе стороны, и пошел Олег против Мстислава, а Ярослав пошел против
Вячеслава. Мстислав же перешел через пожарище с новгородцами, и сошли с
коней новгородцы, и соступились на реке Кулокше, и была сеча крепкая, и
стал одолевать Мстислав. И увидел Олег, что двинулся стяг Владимиров, и
стал заходить в тыл ему, и, убоявшись, бежал Олег, и одолел Мстислав. Олег
же прибежал в Муром и затворил Ярослава в Муроме, а сам пошел в Рязань.
Мстислав же пришел к Мурому, и сотворил мир с муромцами, и взял своих
людей, ростовцев и суздальцев, и пошел к Рязани за Олегом. Олег же выбежал
из Рязани, а Мстислав, придя, заключил мир с рязанцами и взял людей своих,
которых заточил Олег. И послал к Олегу, говоря: "Не убегай никуда, но пошли
к братии своей с мольбою не лишать тебя Русской земли. И я пошлю к отцу
просить за тебя". И обещал Олег сделать так. Мстислав же, возвратившись в
Суздаль, пошел оттуда в Новгород, в свой город, по молитвам преподобного
епископа Никиты. Это было на исходе 6604 года, индикта 4-го наполовину.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ВЕЛЕСОВА КНИГА
Перевод: Бус Кресень(Александр Игоревич Асов)
Оглавление
Прославление великого Триглава
Глава 1. ИСХОД ИЗ СЕМИРЕЧЬЯ
Глава 2. РУСИЧИ В СИРИИ И ЕГИПТЕ
Глава 3. СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА
Глава 4. ВОЙНЫ С ГРЕКАМИ И РИМЛЯНАМИ
Глава 5. БОРЬБА С ГОТАМИ И ГУННАМИ
Глава 6. АВАРСКОЕ ИГО, ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И ПРИХОД ВАРЯГОВ
Прославление великого Триглава :
II 11а
"И вот начните,
во-первых - главу пред Триглавом склоните!"
- так мы начинали,
великую славу Ему воспевали,
Сварога - Деда богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог - старший бог Рода божьего
и Роду всему - вечно бьющий родник,
что летом протек от кроны,
зимою не замерзал,
живил той водою пьющих!
Живились и мы, срок пока не истек,
пока не отправились сами к Нему
ко райским блаженным лугам!
И Громовержцу - богу Перуну,
Богу битв и борьбы
говорили:
"Ты, оживяющий явленное,
не прекращай колеса вращать!
Ты, кто вел нас стезею правой
к битве и тризне великой!"
О те, что пали в бою,
те, которые шли, вечно живите вы
в войске Перуновом!
И Свентовиту мы славу рекли,
он ведь восстал богом Прави и Яви!
Песни поем мы Ему,
ведь Свентовит - это Свет.
Видели мы чрез Нем Белый Свет.
Вы посмотрите - Явь существует!
Нас Он от Нави уберегает -
Мы восхваляем Его!
Пляшущего мы воспевали,
к нашему Богу взывали мы,
ибо тот Бог - Землю нашу носил,
звезды держал,
Свет укреплял.
Славу творите во всем Свентовиту:
"Слава Богу нашему!"
Скорбите же сердцем нашим -
этим вы смели отречься
от злого деяния нашего,
и так притекли к добру.
Пусть обнимаются дети!
И творите:
"Все сотворенное
не может войти в расторгнутый ум!"
Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,
ибо тайна та велика есть:
как Сварог и Перун -
- есть в то же время и Свентовит.
Эти двое охватывают небо,
сражаются тут Чернобог с Белобогом
и Сваргу поддерживают,
чтоб не был повержен тот бог Свентовит.
За теми двумя - Велес, Хорс и Стрибог.
Затем - Вышень, Леля, Летеница.
II 11б
Затем Радогощ, Крышень и Коляда,
за ними - Удрзец, Сивый Яр и Дажьбог.
А вот Белояр, Ладо, также Купала,
и Сенич, и Житнич, и Венич,
и Зернич, Овсенич, и Просич,
и Студич, и Ледич, и Лютич.
За ними вслед Птичич, Зверинич, и Милич,
и Дождич, и Плодич, и Ягодинич,
и Пчелич, Ирестич, и Кленич,
Озернич, и Ветрич, Соломич,
и Грибич, и Лович, Бесидич,
и Снежич, и Странич, и Свендич,
и Радич, Свиетич, Корович,
и Красич, и Травич, и Стеблич.
За ними суть -
Родич, Масленич, и Живич,
и Ведич, и Листвич, и Цветич,
и Водич, и Звездич, и Громич,
и Семич, и Липич, и Рыбич,
Березич, Зеленич, и Горич,
и Страдич, и Спасич, Листвеврич,
и Мыслич, и Гостич, и Ратич,
и Стринич, и Чурич - Родич,
и тут Семаргл-Огнебог -
он чистый и яростный, быстро рожденный.
То суть - Триглавы всеобщие.
Сюда ты придешь,
и тут же служитель ворота откроет,
и пустит сюда -
в прекрасный сей Ирий.
Течет Ра-река там,
та, что разделяет небесную Сваргу и Явь.
И Числобог наши дни здесь считает.
Он творит свои числа богам,
быть дню Сварожьему, быть ли ночи.
И дни отсекает,
поскольку он - явский,
он сам в божьем дне.
В ночи ж никого нет,
лишь бог Дид-Дуб-Сноп наш.
Славься Перун - бог Огнекудрый!
Он посылает стрелы в врагов,
верных ведет по стезе.
Он же воинам - честь и суд,
праведен Он - златорун, милосерд!
II 7е
Как умрешь,
ко Сварожьим лугам отойдешь,
и слово Перуницы там обретешь:
"То никто иной - русский воин,
вовсе он не варяг, не грек,
он славянского славного рода,
он пришел сюда, воспевая
Матерь вашу,
Сва Матерь нашу, -
на твои луга,
о великий Сварог!"
И Сварог небесный промолвит:
"Ты ступай-ка, сын мой,
до красы той вечной!
Там увидишь ты деда и бабу.
О как будет им радостно, весело
вдруг увидеть тебя!
До сего дня лили слезы они,
а теперь они могут возрадоваться
о твоей вечной жизни
до конца веков!
Той красе ты еще не внимал,
ибо вои (вы?) Ясуни не знали(?).
Вы же все не такие, как греки,
вы имели славу иную
и дошли до нашего Ирия,
здесь цветы увидели чудные,
и деревья, а также луга.
Вы должны тут свивать снопы,
на полях сих трудиться в жатву,
и ячмень полоть,
и пшено собирать
в закрома Сварога небесного.
Ибо то богатство иное!
На земле вы были во прахе,
и в болезнях все, и в страданиях,
ныне ж будут мирные дни".
Мы стояли на месте своем,
и с врагами бились сурово,
и когда мы пали со славою,
то пошли сюда, как и те.
И вот Матерь Сва бьет крылами
по бокам своим с двух сторон,
как в огне вся сияя светом.
И все перья Ее - иные:
красные, синие, рыже-бурые,
желтые, и серебряные,
золотые, и белые.
И так же сияет, как Солнце-царь,
и идет Она близ ясуни,
и так же сияет седьмой красой,
завещанной от богов.
И Перун, увидев Ее, возгремит
громами в том небе ясном.
И вот это - наше счастье,
и мы должны
прилолжть все силы,
чтоб видеть,
как отсекают
жизнь старую нашу от новой,
так точно, как рассекают
дрова в домах огнищанских.
И Матерь Слава
крылами бьет.
Идем мы под наши стяги,
и это - стяги ясуни!
Глава 1. ИСХОД ИЗ СЕМИРЕЧЬЯ.
8/2 - 1. Прилет птицы, поющей о битвах и медоусобицах.
Вот прилетела к нам птица, и села на древо, и стала петь, и всякое перо ее
иное, и сияет цветами разными. И стало в ночи, как днем, и поет она песни о
битвах и междоусобицах. Вспомним о том, как сражались с врагами отцы наши,
которые ныне с неба синего смотрят на нас и хорошо улыбаются нам. И так мы
не одни, а с отцами нашими. И мыслили мы о помощи Перуновой, и увидели, как
скачет по небу всадник на белом коне. И поднимает Он меч до небес, и
рассекает облака, и гром гремит, и течет вода живая на нас. И мы пьем ее,
ибо все то, что от Сварога, - то к нам жизнью течет. И это мы будем пить,
ибо это - источник жизни божьей на земле. И тут корова Земун пошла в поля
синие и начала есть траву ту и давать молоко. И потекло то молоко по хлябям
небесным, и звездами засветилось над нами в ночи. И мы видим, как то молоко
сияет нам, и это путь правый, и по иному пути мы идти не должны. И было так
- потомок, чувствуя славу свою, держал в сердце своем Русь, которая есть и
пребудет землей нашей. И мы ее обороняли от врагов, и умирали за нее, как
день умирает без Солнца и как Солнце гаснет. И тогда становилось темно, и
приходил вечер, и вечер умирал, и наступала ночь. А в ночи Велес шел в
Сварге по молоку небесному, и шел в чертоги свои, и к заре приводил нас до
врат (Ирия). И там мы ожидали, чтобы начинать петь песни и славить Велеса
от века до века, и храм Его, который блестит огнями многими, и стояли мы
(пред Богом), как агнцы чистые. Велес учил праотцов наших землю пахать, и
злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и
чтить Его как Отца божьего.
Отцам нашим и матерям - слава! Так как они учили нас чтить богов наших и
водили за руку стезей правой. Так мы шли и не были нахлебниками, а были
русскими - славянами, которые богам славу поют и потому - суть славяне.
9а - 2. Легенда о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов.
В те времена был Богумир - муж Славы, и имел он троих дочерей и двух
сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена
отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий. И там
мать их, которую звали Славуня, им приготавливала все необходимое. И
сказала она Богумиру на седьмой день: "Мы должны выдать своих дочерей
замуж, чтобы увидеть внуков". Так сказала она, и запряг Богумир повозку и
поехал куда глаза глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался
ночевать у костра. И увидел он в вечерних сумерках, что к нему подъезжают
три мужа на конях. И сказали они: - Здрав будь! Что ищешь ты? И поведал им
Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами - в походе, дабы найти
себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.
Отсюда начало трем родам. И соединились они, и славны были. Отсюда идут
древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя - Древа, а
другая - Скрева, а третья - Полева. Сыновья же Богумира имели имена - Сева,
и младший - Рус. От них идут северяне и русы. Три же мужа были, все три -
Утренник, Полуденник и Вечерник. Создались роды те в Семиречье, где мы
обитали за морем в крае зеленом, когда были скотоводами. И было это за
тысячу триста лет до Германареха. И в те времена была борьба великая за
берега моря Готского, и там праотцы наши возводили курганы из белых камней,
под коими погребли мы бояр и вождей своих, павших в сече.
9б - 3. А до этого были отцы наши на берегах моря у Ра-реки.
Мы пришли из края зеленого к Готскому морю, и тут растоптали готов, которые
были преткновением на нашем пути. И так мы бились за эти земли и за жизнь
нашу. И так мы бились за эти земли и за жизнь нашу. А до этого были отцы
наши на берегах моря у Ра - реки (Волги). И с великими трудностями для нас
мы переправили своих людей и скот на сей берег, и пошли к Дону, и там готов
увидели на юге и Готское море. И увидели мы против себя вооруженных готов и
так были принуждены биться за жизнь и проживание свое, когда гунны шли по
стопам отцов наших и, нападая на них, людей били и забирали скот. И так род
славен ушел в земли, где солнце спит в ночи, и где много травы и тучных
лугов, и где реки от рыб полны, и где никто не умирает. Готы же были тогда
в крае зеленом и немного опередили отцов наших, идущих от Ра-реки. Ра -
река - великая, она отделяет нас от иных людей и течет в море Фасисте
(Каспийское). Тут муж рода Белояру перешел на ту сторону Ра - реки и
упредил там синьских купцов, идущих к фряженцам, поскольку гунны на острове
своем поджидали гостей - купцов и обирали их. И было это за полстолетия до
Алдореха. А еще раньше, в древности, род Белояров был сильным. И от гуннов
торговцы прятались за мужами Белояровыми и говорили, что дают серебро и два
коня золота, чтобы пройти и избежать угрозы гуннской, и так пройти мимо
готов, также суровых в битве, и дойти до Днепра. И кони у них бесчисленны,
и дважды берут они дань. Из-за того купцы, стекавшиеся к нам, вернулись в
Китай и не приходили уж никогда более.
3 22 - 4. Легенда о даровании Квасуре и Богумиру сурицы.
Также расскажем о том, как Квасура получил от богов тайну -как
приготавливать сурину. И мы должны на Радогоще около богов радоваться, и
плясать, и венки подбрасывать к небу, и петь, славу богам творя. Квасура
был мужем сильным и от богов вразумляемым. И тут Ладо, придя к нему,
повелела вылить мед в воду и осуривать его на солнце. И вот Солнце - Сурья
сотворило то, что он забродил и превратился в сурицу. И мы пьем ее во славу
божью. И было это в века докиевские, и муж тот был во сто крат весьма
выделен (богами), и передал он (тайну) отцу Богумиру (Благомиру), и тот
получил поучение от Сварожича, как творить квасуру, называемую сурыней. И
это (мы вспоминаем) на нашем Радогоще. И вот когда наступают дни Овсеня, мы
оканчиваем жатву и радуемся этому. И если иной не удержит своего естества в
этот раз и скажет безумное - то это от Чернобога. А другой получит радость
- и это от Белобога. И так мы должны искать друзей и врагов... Куя мечи
наши на силу вражью, мы получаем силу божескую, чтобы поразить врагов наших
с обеих сторон. И этот Богумир сурью сотворил, когда те предрекли ему
славу. И были они, и она (сурья) была, когда боги рекли хвалу... И вот
установили они роды для себя, и потому боги - причина родов, и так стали
иметь они родные те роды. И так Сварог - Отец, а прочие - суть сыны Его. И
мы должны были покоряться Ему, так же как покорялись Родителю, потому что
Он - Отец нашего рода. И этот род - воины от Кия до князей киевских.
5а - 5. Видели Орея, по облакам ходящего.
Вот жертва наша - это мед Сурья о девяти силищ, людьми на Солнце - Сурье
оставленный на три дня, затем сквозь шерсть процеженный. И это - есть и
будет нашей жертвой богам истинной, какую суть наши праотцы (давали). Ибо
мы происходим от Даждьбога, и стали славны, славя богов наших, и никогда не
просили и не молили их о благе своем. И вот боги говорят нам: "Ходите по
Руси и никогда к врагам!" Матерь Сва славу поет нам, чтобы мы воспевали
походы на врагов, и мы верили ей, так как эта слава (исходит) от птицы
вышней, по небу России летящей от нас. И вот князя нашего избрали, чтобы он
заботился о нас. Так как перейдет враг за границу нашу, если он ее не будет
оберегать, созывая рать. А какие мы сами - то Сноп знает, так как мы
молили, славу вознося, но никогда не просили Его, и никогда не требовали с
Него то, что необходимо нам для жизни. И вот смотрите на отца нашего Орея,
по облакам ходящего, восхищающегося силою кованья Перунова. И видел там
Орей, как Перун ковал мечи на врагов. И Он говорил ему во время кованья:
"Вот мы имеем стрелы и мечи на воинов тех. И не смейте их бояться, так как
повергнут они очи долу, и (число) воинов у них будет уменьшено до
количества пальцев на руках, так как к земле они согнутся, и станут
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|