Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв
зверями, как поросята измазанные грязью, и смрад свой понесут по следам
своим. И будут говорить о них, что они - смрадные поросята и свиньи!" Так
говоря, Перунько ковал мечи. И Орей об этом говорил, и то Орей поведал
отцам нашим. И такова была наша борьба за жизнь и бои витязей много веков
назад. А ныне поверили, будто все было не так.
3а - 6. Воспоем славу Сурье!
Мы молили Велеса, Отца нашего, чтобы Он пустил в небо коней Сурьи, чтобы
Сурья взошла над нами вращать вечные золотые колеса. Ибо она и есть наше
Солнце, освещающее дома наши, и пред ним бледен лик очагов в наших домах. И
сему богу Огнику Семарглу говорим мы: "Покажись и восстань на небесах и
свети аж до мерцающего рассвета!" Мы называем его именем Огнебоже и идем
трудиться. И так всякий день, сотворивши молитву и удовлетворивши тело
едой, идем в поля наши трудиться, как боги велят всякому мужу, которому
предназначено работать ради хлеба своего. Даждьбоговы внуки - любимцы
божеские, и, божий плуг в деснице держа, воспеваем мы славу Сурье, и думаем
об этом до вечера. И пять раз в день прославляем мы богов, и выпиваем
сурицу в знак благости и общности с богами, которые во Сварге также пьют за
наше счастье. Как воспоем славу Сурье, так золотой конь Сурьи вскочит на
небеса. А когда мы приходим домой, потрудившись, там огонь зажигаем и идем
ужинать. Говорим, что есть любовь божеская к нам, и затем мы отходим ко
сну, ибо день прошел и настала тьма. Так отдавали мы десятую часть отцам
нашим и сотую - властям. И так мы пребываем славными, ибо славим богов
наших, и молимся с телами, омытыми чистой водой.
2 10 - 7. После Богумира был Орей с сынами.
Богумиру же боги давали земные блага, и их мы не имели. И было у нас по-
иному. Старшего в роде мы избирали в князья, который в старое время
становился нашим вождем, нанятым в тот раз всеми. Те же князья были долгое
время, пока греки не пришли и не настал этому конец, и (ныне) мы должны
обеспечивать из (княжьего) рода потомков, чтобы они правили нами. А после
Богумира был Орей с сынами. А когда гунны затеяли великую войну за
образование своей великой земли, мы ушли оттуда на Русь. Ныне пришли иные
времена, и мы должны браться за гужи и тянуть вперед. И не будет о нас
сказано, что мы оставили наши земли и взяли иные, но скажут о нас, что мы
сильно бились за себя. Борусичи не оставили грекам земли свои и бились за
них. В те времена Ра - река (Волга) была границей с иными землями, и тогда
возжаждали враги наши идти на нас, и должны мы были бороться за внучат
наших, чтобы удержать степи наши и не отдать землю иным. Так же и мы должны
были делать. Чтобы не сжигать дубы и поля свои, а сеять на них и жать жниву
в полях, ибо имели мы степи травные и должны были водить скот, оберегая его
от врагов.
26 - 8. Орей приказал сыновьям своим быть впереди родов.
И был в те времена осевший огнищанин. И был он благ, и боги дали ему много
овец и скота, пасущегося в степях. И было (в степях) много травы, и боги
давали его скоту приплод и умножали его. И вот предстал пред его очами
странник и сказал ему, чтобы его сыны пошли в землю иную в край чудесный-
туда, где заходит Солнце, туда, где оно спит на золотом одре. И когда
прискачет туда всадник, он скажет Солнцу: "Иди, Солнце, в свои синие луга.
Ты должно подняться в колесницу свою и взойти с Зарей на Востоке". И так
сказав, скачет он в иные края. И вечер прискакивает вслед за ним. И этот
всадник говорит: "Солнце зашло за горы свои и покинуло свою золотую
колесницу. И ее ворожеи желают утаить". И тут приближается всадник,
скачущий в иные края. И так Заря идет, и несет искры свои, и одежды
Даждьбоговы трясет, и искры разлетаются до края небесного. Так он сказал. И
тогда двое сыновей пошли туда, куда заходит солнце, и видели они там много
чудес и злачные травы. И возвратились к отцу и сказали ему, как прекрасен
тот край. И многие племена и роды изъявили желание следовать по тропе той,
и пришли они все к тому осевшему (огнищанину). И тут приказал отец Орей
сыновьям своим - быть впереди всех родов. И не захотели они делиться на
этих и тех. И тогда князь единый повел своих людей на полдень - отец Орей
повел их в край морской. И была там сушь великая и пустыня. И пошли они в
горы, и там поселились на полвека, и собрали большую конницу, прежде чем
идти в края чужие. И в тех краях воины встали на их тропе, и они принудили
их сражаться и были разбиты. И тогда они пошли дальше, и увидели теплые
земли, и пренебрегли ими, так как многие чужие племена там сидели. И шли
они дальше. И так боги вели их как своих людей. И добрались они до горы
великой. И, повоевав там с врагами, двинулись далее. И с тех пор мы должны
были помнить об этом и тянулись за своими, и так же как отцы наши очищались
мольбой, омываясь, и , умываясь, мольбы творили о чистоте души своей и
тела, поскольку это умывание установил для нас Сварог, и Купалец указывал
нам на это. И мы не смели этим пренебрегать, и мыли свои тела, и умывали
дух свой в чистой воде живой. И шли мы трудиться, и всякий день мольбы
творили, и сурью пили, которую прежде брали. И ее пили пять раз в день и
хвалили богов наших радостно, потому что сурья - молоко наше и пропитание
наше, и корм, который идет от коровы к нам, и тем мы живем, и травы злачные
варим в молоке, и принимаем каждый свою часть. И тогда приходили мы к синей
реке, стремительной, как время, а время не вечно для нас, и там видели
пращуров своих и матерей, которые пашут в Сварге, и там стада свои пасут, и
снопы свивают, и жизнь имеют такую же как наша, только нет там гуннов, ни
эллинов, и княжит там Правь. И Правь эта истинная, так как Навь совлечена
ниже Яви. И это дано Свентовитом, и пребудет так во веки веков. И это
Заребог шел в этот край и говорил нашим пращурам, которые жили на этой
земле и страдали повсюду, где приходилось быть и где пережили много зла. И
здесь они не имеют зла, они видят зеленые травы. И внимают шелестам на воле
божьей, и это счастье для тех людей. И так мы должны будем увидеть степи
райские в небе синем. И эта синь идет от бога Сварога. И Велес идет там
править стадами, и ступает по золоту и живой воде, и никому там не надо
платить дань, и нет там рабов, и жертву приносят, которую неверные не
знают, - дают для моленья виноград, и мед, и зерно. И так провозглашали мы
славу богам, которые суть - отцы наши, а мы - сыны их. И будем достойны их
чистотой телес и душ наших, которые никогда не умрут. И не умирают они в
час смерти наших тел. И падшему в поле Перуница давала выпить воду живую. И
выпивший ее отправлялся к Сварге на белом коне. И там Перунько его встречал
и вел в благие свои чертоги. И там он будет пребывать в это время, и
достанет себе новое тело, и так станет жить, радуясь и творя молитвы за нас
ныне, и присно, и от века до века. Когда Сурья сияет, мы поем хвалу богам,
а также огненному Перуну, которого называем губителем - потятичем на
врагов. И провозглашаем великую славу отцам нашим и дедам, которые сейчас
во Сварге. Скажем так трижды и поведем стада свои на разнотравье. А если
надо вести скот в иные степи, идем, другую хвалу богам вознося. Славу поем
до полудня и возглашаем великую славу Хорсу златорунному, коловращающему
Сурью. Пьем ее до вечера, а вечером, если костры сложены - зажигаем их, и
славу вечернюю поем Даждьбогу нашему, которого называем прадедом нашим, и
идем мыться, чтобы быть чистыми, и, совершив омовение, отойдем ко сну - и
так мы будем объяты великим ничто.
1а - 9. Орей и Кисек. Заселение Голуни. Борьба с язами.
Это беспокойная совесть наша причиной тому, что мы своими словами обличаем
деяния. И так говорим во истину благое о роде нашем и не лжем! И ту истину
рассказываем о первом господине нашем - с него пошли князи избираемые и
сменяемые. Киська же тот шел, и вел родичей по степям со скотом своим на
полдень, и туда, где солнце сияет, прибыл. И придя к нему, отец Орей
сказал: "Мы оба имели детей, и мужей и жен. А старшие имели войны с
врагами. И так решали, чтобы племена соединяли овец своих и скот и
становились племенем единым. И это боги предлагают нам. Мы же видели
доблесть их с тех пор и во веки вечные". А когда подсчитывать стали
(голоса), одни - рекли иначе. И тогда отец Орей отвел стада свои и людей от
них. И увел их далеко и там сказал: "Здесь мы воздвигнем град. Отныне здесь
Голунь будет, которая прежде была голой степью и лесом". И Киська ушел
прочь. И также увел людей своих в иные места, чтобы не смешались они с
людьми отца Орея. И те предки наши, так сотворив, на землях тех осели. И
так Киська отошел со своими людьми и создал землю иную. И там поселились
они, и таким образом отделились и отмежевались, и решили быть чуждыми один
другому. Все они хлеб и соль имели и не перечили друг другу.
И был Киська так славен, и люди Орея славны, так как в ту пору слава текла
к ним и поля знали их мечи и стрелы.
1 16
И пришли язи в его край, и начали забирать скотину. И тогда Кисек напал на
них. Бился с ними сначала день, потом второй, и люди его бились. И грех
пришел в те места, и многие ели останки, и людей убивали. И так сказал отец
Орей: "Грешим мы с родичами своими, и потому от мертвых черно и мертвечину
едят, что мы сдерживаем себя". (?) И стало мерзко на сердце Ориевом, и
возопил он родичам: "Поддержите Кисека и людей его! Седлай те все коней!" И
тогда бросились все на язов и бились с ними до тех пор, пока не разбили их.
И тут начали ведать истину, что мы имели силу лишь когда были вместе -
тогда никто не мог одолеть нас. То же истинно, что нас не одолели обоих,
ибо мы - русские и себе славу получили от врагов, проклинающих нас. Они же,
видя житье наше, искушались взять братьев наших, и серебро с наших мечей, и
гончарные горшки, из которых их сыны ели бы. Но житье наше в степях до
конца нашего! Нам предрекали они иную жизнь, а сами - нужды в Свете не
имеют. И эти слова наши - суть истина, а их слова ложны, ибо они ложь
говорят и не внимают (истине).
7а
Кисек (обращался) к людям своим перед нападением, и они возненавидели
врагов, и пошли на них, и победили. И это мы имели знак того могущества,
которого не могла дать Явь врагам. Сами мы были слабыми - и так получили
большую силу, а враги не такую большую, ибо мы -русские, а враги - нет. И
там, где пролита кровь наша, - там и земля наша. И это враги знают. И так
они стремятся ( захватить землю). Но их старания к смерти приведут, как это
было в старину во времена отцов наших. Говорили мы эти слова наизусть, и ни
одно слово из тех слов не было утрачено. И говорили мы братьям нашим, что
сила божеская будет на вас, и вы окончательно победите врагов ваших,
которые хотят ваших земель. И тогда они уста свои наполнят, полакав жидкой
грязи, и не будут браниться. Будьте сынами своих богов, и сила их пребудет
на вас до конца! Не имели мы хлеба, чтобы насытить наше чрево, ибо он
сожжен огнем. И коровы наши страдали, так же как и мы, пока быстро мы не
охватили юг сталью и не стали сильнее врагов наших.
4г - 10. Кий, Пащек и Горовато отправляются в земли, где течет мед и
молоко.
И тот Орей старый отец сказал: "Идет из земли той, где наших братьев
убивают. А то они и старого отца забьют, как забивают коров и зверей. Они и
скотину нашу крадут, и детей убивают". Как только старый отец это изрек, мы
ушли в иные земли, в которых течет мед и молоко. И эти земли искали все три
сына Орея. И были это - Кий, Пащек и Горовато, от коих истекли три славных
племени. (...) сыновья были храбрыми, водили дружины, садились на коней и
ехали... И за ними шли дружины юношей, скот, коровы, повозки с запряженными
в них быками... овцы... дети, охраняемые старцами, а также больные люди.
Так шли на юг к морю и мечами разили врагов, шли до горы великой, до долины
с травами, где много злаков. И там освоился Кий, который начал обустраивать
Киев, ставший русским... вести... пренебрегли злом, и пошли туда, куда Орей
говорил... коровы есть... и кровь ваша просто... Русичи, не слушайте
врагов, которые говорят недоброе... отец Орей, идем...
7а - 11. Кий уселся в Киеве.
Так говорим мы, что имеем прекрасный венец нашей веры и не должны мы
принимать чужую. И тут князь наш говорил, что мы должны идти к ясуни
боярской, чтобы мы предохранили ее от вражеской победы. Рано или поздно
наступит время последнего, и пусть мы будем иметь силу нашу во степи Матери
Солнца. Она стережет (охраняет) нас и крылья распускает во все стороны, а
тела (наши) в середине, и голова ясуни на плечах в венце славном, она не
может ее лишиться в сече. Голова (Матери) Сва - ясунь, и уберегали ее до
этого дня. И когда чехи (пошли) к закату солнца с воинами своими и хорваты
забрали своих воинов, тогда некоторая часть чехов поселилась с русскими, а
также их земля не отделилась, и с ними образовалась Русколань.
Кий же уселся в Киеве. И мы ему подчинились, а с ним Русь собралась
воедино, а если будет с нами иная сила (?), то не пойдем на нее, потому что
она с Русью.
15б - 12. Вначале были там, где заходит Солнце. Отход к Днепру. Кий берет
Киев. Борьба с язами.
Вначале мы были там, где заходит Солнце, а оттуда пошли к Солнцу до Непры -
реки (к Днепру), и взял там Кий укрепленный град, в котором пребывали иные
славянские роды. И там мы поселились, огни зажигая Дубу и Снопу, которые и
есть Сварог - пращур наш. И в тот раз напал на нас новый, который в этой
сечи кровь пращуров наших пил. И рати свои устремил на них Кий, увидя
вражеских воинов. И воины Перуна бросились на них, и тратили силу до тех
пор, пока те не побежали, показывая свои зады. И вот племя язов напало на
нас, и сеча была великая, и похищено было все до последнего. И видя это,
наши воины говорили: "Боги наши прогонят врагов наших, ибо Вышень грядет на
смертных!" И говорил он нам: "Дети, огораживайте свои города от нападений,
чтобы были они суровыми и крепкими! И это Сварог посылает меня к вам...
чтобы сила небесная была с вами... также говорил вам... бережет..."
2б - 13. Орей шел перед нами... Кий умер, тридцать лет владев нами.
И вот отец Орей шел перед нами, а Кий вел русов, и Щек вел свои племена, а
Хорев своих хорват, и шли они из земель тех. И так было внушено богами,
когда отошли Хорев и Щек отсюда, чтобы мы сели в Карпатских горах. И там
были другие города, построенные иными, и нажили иные соплеменники богатство
великое. И вот враги напали на нас, и мы побежали к Киеву-граду и до
Голуни, и там поселились, огни свои возжигая до Сварги и жертвы творя в
благодарность богам и также себе. И тут Кий умер, тридцать лет владев нами.
А после него был Лебедян, его же называли Славер, и тот жил двадцать лет.
Потом был Верен из Великограда - также двадцать. Затем Сержень - десять. С
теми львами побеждали витязи врагов, несшихся лихими тысячами - тьмами на
сынов наших и грядущих на нас и на вас. И тут готы пришли в степи, зло
творя нам. И тогда доблесть получили праотцы наши, борясь за жизнь. И стали
славянами, ибо славили богов. И так мы -от богов внуки Сварога нашего и
Даждьбога. И тогда мы терпели зло, а прежде силу имели великую и защищались
от нашествия готов - врагов почти шесть лет. И тут ильмеры нас поддержали,
и мы побили вражеских витязей. И так десять царей взяли - тех, что были как
волки, принявшие львиную храбрость. Когда мы на них напали, те стали менять
овец и овощи, и клялись самим небом.
2а - 14. Предрешено было в старые времена, чтобы мы сплотились
Предрешено было в старые времена, чтобы мы сплотились с иными и создали
Русколань великую. Рождена была Русколань наша близ Голуни, где стало у нас
триста городов и сел - дубовых домов с очагами. Там и Перун наш, и земля
наша. И вот птица Матерь Сва поет о дне том. И мы со всеми ждали время
оное, когда завращаются Сварожьи колеса у нас. Это время после (песни)?
Матери Сва наступит. Говорили мы Матери Сва, когда терпели беды: "Хорошо
обороняй землю нашу!" Вендов, которые ушли на запад Солнца, и там перед
врагами землю пашут и шаткую веру имеют, всегда побеждают из-за иной веры.
Боровин же говорил, что он силен, и люди его верят словам тем. А иные
глупцы изумленные и не верили в это до тех пор, пока не прозрели. Венды!
Вернитесь на земли наши в степи древние! И поглядите на вспаханные поля,
которые были бедными до прихода нашего из Семиречья, пока от врагов - дасу
нами не были очищены. И птица Сва говорит, когда огонь и смерть несется к
нам, превращая Голунь в погорелище: "Боги, поливайте и дождем дождите! Ибо
та земля бедная, и разоренная, и конями затоптанная, так как язи забирают
сыновей ее, протекая на конях по земле". Это боги посылают в степи демонов
- дасу, из-за того что мы пренебрегаем богами. И мы должны были их
слушаться не так, как во времена антов. Те анты многих побеждали мечом, а
ныне погребены и лежат в домах ваших, которые чужды нам и которые строят по-
иному.
Глава 2. РУСИЧИ В СИРИИ И ЕГИПТЕ
15а - 1. Переселение в Сирию и Двуречье и отход к Карпатским горам.
Наречены скифами.
Принеся в жертву белых коней, ушли мы из Семиречья с гор Ирийских из
Загорья и шли век. И так как пришли в Двуречье, мы разбили там всех своей
конницей, и (затем) пошли в землю Сирии. И там остановились, а после шли
горами великими, и снегами, и притекли в степи со своими стадами. И там
скифами перво-наперво были наречены наши пращуры. Правь их охраняла от
Нави, ибо в великой борьбе она силы дает отражать врагов. И вот после этих
битв мы пришли к Карпатским горам, и там поставили над собой пять князей,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|