Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв
игорода и села (строили), и были теснимы многими врагами.
2 бв - 2. Русичи из-за войн уходят из Сурожа. Русичи в Сирии под
Навуходоносором-Набсуром. Поход в Египет.
Эта земля за Явью. Мы решили строить сто городов: Хорсунь и иные, затем
возведенные. Но Русколань раздирали смуты, творившиеся на юге, а борусы на
севере много претерпели. Потому что (враги) не хотели нашего породнения,
чтобы русские роды соединились. А в Русколани те же два рода оборонялись на
Суроже, и звали суренжане русов и борусов на битву и борьбу. И была эта...
(суровой)? Битва и борьба. И долгая вражда между родами раздирала Русь... И
вот праотцы наши были словно медведи с мечами. И так им в старые времена
говорили: делайте железо и берите коней, которые текут от богов к нам. И
так была Русколань сильной и твердой. И было это из-за Перуна,
поддерживавшего нас. Сколько раз мы извлекали меч и отражали врагов от
себя, ибо вожди Ориевых родов были сильны, как после питья солнечной сурьи.
Было это в старину. В это же время мы не имели единства. И были мы как овца
без Велеса... А он говорил нам, что мы должны ходить прямо, и никогда-
криво, но мы его не послушали. И напрасно мы не остерегались, и потому
(нас) праотцов забрали - и были угнаны русы Набсуром. И случилось это из-за
вражеских (нашествий), и напали на нас отсюда и до светлого моря, и пошли
мы клонить головы свои под вражеские бичи. И те сильные (враги) на Русь
напали с трех сторон. И наши люди пошли под Набсура - царя. А затем ушли в
солнечный Египет. И долго в те годы давали мы дань. Но прошли дни, и русы
убежали от Набсура! Ибо (мы) праотцы... ... не потекли за ним, а пошли к
краям нашим. И там мы сложили песни наши об Индре и Валу. И бились мы, как
львы... бились вместе с богами, и к своим богам наших отцов не принуждал
никто. Единственно к смеху то, что мы должны были платить подать - мыто, и
никогда не смели... если дань терпели. А князем был тогда Набсур, который
нас под себя взял. И мы отдавали ему своих юношей для войны, и тогда мы
претерпевали побои палками по половым органам, и чреслам, и щекам, и не
могли это стерпеть. Мы не могли так. И говорили, что это нам не по сердцу.
И было это в тот день, когда случилось великое землетрясение, и земля
вертелась, и многие возносились к Сварге. И тогда кони и волы метались и
ревели. И забрали мы свои стада, и бросились к северу, и спасли наши души.
И так, если мы будем хранимы богами, не утратим мы своих сынов, дочерей, а
также жен, и будем мы просто передавать им наследство. И не будем мы
сметены, потому что не пойдем впереди рати (Набсура). И дань будет наша. Мы
ходили, словно потомки псов, и могли быть горды, что не берегли себя.
И вот Магура поет песни свои о сече. И эта птица от Индры изошла, ибо Индра
был и пребудет навеки тем самым Индрой, который вместе с Перуном все брани
(начинает). И было так, и вещала она правду ярую до полуночи. И лучше нам
погибнуть, нежели быть под и жертвы приносить их богам!
25 - 3. Рассказ о борьбе с эллинами у Карани.
Были они у Карани, и это был маленький город на берегах морских русских. И
там был князь, который повелел бить эллинов и отогнать их от Руси. И он
снарядил рать и конницу, и пошел на них, и боролся с ними. А эллины плакали
о печали своей и просили, чтобы им платить дань. И собирали с них дань -
овец на заклание и вино. И тогда эллины, видя, что русичи много пьют,
решили на них наброситься и побороть их. И пришел волхв на заклание и брат
его Соловей. И они сказали русичам: "Не напивайтесь этими дарами!" Но
русичи их не послушали. И вот напились. И в тот день эллины набросились на
них и разбили их. И, погибель свою видя, русичи отошли в степи. И там
осели, и силы свои собрали, и пошли обратно на врагов, и победили их, ибо
боги нас поддержали, и руки наши укрепили, и мы одержали победу. И вот
бьются враги и так говорят, что они расстригут овец и сами будут тем краем
владеть, так как он прекрасный и они его не отдали. И вот мы Триглаву
молились великому и малому. И тот Триглав предостерегал нас, и быстро он
скакал на коне, врагов поражая. И мы увидели то, что боги берут верх над
врагами. И увидели, что убитые богами мертвы. И нам за ними следует убивать
и видеть много мертвых тел и то, как великая рать Перунова набросится на
них и их разобьет. И вот Сварожичи слева идут, и принесли они нашу победу в
своих руках роду славному, поддержавшему славу отцов. И до сего дня на поле
(не могут) противостоять враги могучему (Богу). И вот Желя жалуется над
врагами, и Горыня горюет о смерти, в которую повергаются они руками
божьими. И вот Карна плачет о тех мертвых, которые стояли на тропе божьей и
умерли. И поля эти заполнены мертвыми кощунниками и отсеченными головами, и
членами, отрезанными от тел. И все это лежит на траве, и смрад идет от
этого поля. И вороны летят сюда клевать останки мертвых тел и есть нежное
человечье мясо. И вот Сварог, который создал нас, сказал Орею: " Сотворены
вы из пальцев моих. И будут про вас говорить, что вы - сыны творца, и
будете как дети мои, и Даждьбог будет отцом вашим. И вы должны слушаться, и
он вам скажет, что вам иметь, и о том, что вам делать, и как говорить, и
что творить. И вы будете народом великим, и победите вы весь свет, и
растопчете роды иные, которые извлекают свои силы из камня, и творят чудеса
- повозки без коней, и делают разные чудеса без кудесников. И тогда всякий
из вас будет ходить словно кудесник, и пропитание для воинов будет
создаваться с помощью заклятий. Но воины станут рабами многословия, и от
многих тех словес вы лишитесь мужества, и станете рабами дани и золотых
монет, и за монеты захотите продаться врагам. И тогда вам боги скажут:
"Любите завет отца Орея! Он для вас - свет зеленый и жизнь! И любите друзей
своих, и будьте мирными между родами!" " И с тех пор было семьдесят князей
наших, таких как Мезислав, Боруслав, Комонебранец и Горислав. И тогда иных
избирали на вече, а других отлучали, если люди не хотели их. В то время
князи много трудились. И был тогда Кышек велик и мудр. И умер он, а после
него были иные, и каждый творил что-нибудь хорошее. И русичи это удержат в
памяти, потому что мы всегда их славим на каждой тризне. Трижды почитается
память их сыновьями, и никто не смеет об этом забыть, так как получит
проклятье божеское и человеческое и люди имя его охают навеки.
2-13 - 4. Исход русичей на восток.
И вот, умом и храбростью окрепнув, пошли мы к восходу Солнца, с обеих
сторон реки видя. И там осели, где Матерь Сва указала, и она обе стороны
крыльями отвоевала, и также забрала землю ту, и оборонила ее от дасу и
гуннов, а также к готам обратила стрелы и мечи отточенные...
82 - 5. Дошли до Днепра. Видели племена гуннов и языгов.
От морских берегов Готского моря шли мы до Днепра, и нигде не видели иных
бродяг, таких же как русские, а видели свободные племена гуннов и языгов. И
сами их увидели, которые с нами стали воевать и раздирали нас на части. От
утра до утра мы видели зло, которое творилось на Руси, и ждали, когда
придет добро. А оно не придет никогда, если мы силы свои не сплотим, и не
дойдет до нас одна мысль, которую глаголет нам глас праотцов. Внимайте ему
- и потому ничего другого не делайте! И тогда пойдем мы в степи наши
бороться за жизнь нашу, ибо мы - воины княжеские, а не скоты
бессловесные,которые не ведают (что творят).
Глава 3. СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА
I. Легенда о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов
9а
В те времена был Богумир - муж Славы, и имел он троих дочерей и двух
сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во вреиена
отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий. И там
мать их, которую звали Славуня, им приготавливала все необходимое. И
сказала она Богумиру на седьмой день: "Мы должны выдать своих дочерей
замуж, чтобы увидеть внуков". Так сказала она, и запряг Богумир повозку и
поехал куда глаза глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался
ночевать у костра. И увидел он в вечерних сумерках, что к нему подъезжают
три мужа на конях. И сказали они: -Здрав будь! Что ищешь ты? И поведал им
Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами - в походе, дабы найти
себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.
Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут
древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя - Древа, а
другая - Скрева, а третья - Полева. Сыновья же Богумира имели имена - Сева,
а младший - Рус. От них идут северяне и русы. Три же мужа были, все три-
Утренник, Полуденник и Вечерник.
II. Новгородские легенды о словенах.
а66 - 1. Скифы и словене. Основание Новгорода. Затем о вендах и сколотах.
Избрание сколотами вождя Кола (Колаксая).
И были князья Славен с братом его Скифом. И тогда узнали они о распре
великой на востоке и так сказали: "Идем в землю Ильмерскую!" И так решили,
чтобы старший сын остался у старца Ильмера. И пришли они на север, и там
Славен основал свой город. А брат его Скиф был у моря, и был он стар, и
имел сына своего Венда, а после него был внук, который был владельцем южных
степей. И крови много там лилось оттого, что была распря великая за посевы
и пашни по обе стороны от Дона и до гор русских, и до пастбищ Карпатских. И
там они начали рядить и выбрали Кола, и был он для них вождем, а также он
отпор врагам творил. И поразил он их, и отбился от них. И о том с родом
своим говорил, созвав единое вече, чтобы создалась земля наша. И после
стояла земля та пятьсот лет, а затем началась между русскими усобица, и
враждовали мы, и силу тратили, и имели между собой беспокойство и разлад. И
тогда пришли враги на отцов наших с юга и сразились с Киевской землей за
морское побережье и степи. После отошли на север и сговорились с фряжцами,
которые тоже пришли на помощь врагам. И в таком положении Скифия оказалась,
и сразилась с вражьей силою, и победила ее. И так были гунны попраны,
которые на Русь наступали, и были они в тот раз отбиты. И это был знак:
мол, если будем то и ныне творить, это же будем иметь.
66
Мы вернулись, чтобы хранить степные пастбища, так же как отцы наши и
праотцы, которые пастбища брали, имея свои степи. И они травы свои и цветы
умели хранить, кровь свою проливая. И так Голунь нашу мы оставили врагам. И
та Голунь кругом (валом) была (окружена), но враги притекли прямым путем. И
мы должны были наши грады кругами ставить (валами окружать?), также как и
отцы наши, которые в старину боролись за землю нашу. И всякий отрок - воин
припадал к земле и целовал ее, и там же умирал. И на степь нашу не шли
воины, потому что куда бы они не пошли - нигде не нашли бы укрытия. И это
мы говорили о том, как отцы наши боролись. И если мы были тогда повержены-
Перун приходил к нам. И он вел нас, и тогда сколько бы ни было праха на
земле - столько же воинов Сварожьих. ,то была помощь от рати, идущей от
облаков к земле. И это дед наш Даждьбог был впереди их. И как было тогда не
победить отцам нашим! А мы не понимали, мог ли быть он впереди? И так
возносили молитву богам нашим, чтобы они поспешили на помощь нам и дали
победу над врагами! Молились еще о земле нашей, которая попрана погаными
ногами вражескими. И так мы видели, как это было и как сколоты (?) потекли
на оных (врагов), и окунали их в грязь, и не позаботились о ранах
вражеских, пока не убили тех, которые на них нападали. О том мы поведали
вам!
2а - 2. Словене поселились среди ильмерцев, после того как Русь и Борусь
были разбиты.
Муж правый не тот, кто совершает омовения и хочет быть правым, а тот, у
кого слова и деяния совпадают. О том было сказано в древности, чтобы мы
всегда творили хорошее, также как деды наши. И мы вспахиваем полосы и будем
со временем весьма славными. Но Борусь и Русь были разбиты рукой вражеской,
и творились тогда злодеяния. И князь наш был немощен, и послал он сынов
своих на брань, и полегли они, сраженные врагом, ибо пренебрегли тем, что
решило вече. Не уважили (решение) и потому были разбиты, и потому у нас
взяли дань. И не так ли мы решаем ныне:" Князья - суть наши, и не следует
им ходить на полдень (на юг), чтобы добывать землю для нас и для наших
детей". А там (на юге) греки нападали на нас, как только Борусь от нас
отделилась. И была сеча великая, и много месяцев (она продолжалась). Сто
раз возрождалась Русь - и сто раз была разбита от полуночи до полудня (от
севера до юга). И так водили скот праотцы наши, и были отцом Ореем уведены
в край русский, потому что оставаясь претерпели бы многое. И кончились
ранения, и не стало холода, как только дошли до сего места и поселились
огнищанами на земле русской. И вот прошли две тьмы, а за этими двумя тьмами
пришли варяги и отобрали землю у хазар, на которых мы работали и кому
платили дань. И еще был народ ильмерский, имевший от ста до двухсот краев.
Народ же наш позднее пришел из русской земли и поселился среди ильмерцев. И
были они нам братьями, подобными нам. И даже если они от нас отличались,
все же охраняли нас от зла. И не раз собиралось вече. И то, что было
постановлено, то провозглашалось и принималось за истину. А что не было
принято, не должно было быть. Избирали мы князя от собрания и до собрания,
и так мы жили и им помогали, и было так. И много мы знали и делали в очагах
сосуды гончарные, взяв хорошей земли (глины), а также мы умели разводить
скот, как и отцы наши. И пришел на нас злой род. И...
2 2б
...мы были принуждены укрыться в лесах, и жили мы там охотниками и
рыболовами. И там мы могли уклониться от угрозы. Там мы переждали одну тьму
- и начали грады и огнищанские села ставить повсюду. После другой тьмы был
великий холод, и мы отправились на полдень, потому что там места злачные. И
там римляне забирали наш скот по цене, которая была нам угодна, и перед
нами они держали слово. И отправились мы к южному зеленотравью и имели
много скота.
15а - 3. Пошли к озеру Ильмень и основали Новгород.
После пошли к озеру Ильмень и там основали Новгород. И отныне мы здесь
пребываем. И тут Сварога - первого пращура молили среди рождающихся
родников и просили его, ибо он - источник хлеба нашего, - Сварога, который
сотворил свет. Он есть Бог Света, и Бог Прави, Яви и Нави. И вот имели мы
их воистину, и эта истина переборет силы темные и приведет к благу, так же
как вела праотцов.
III. О потомках Щека.
5а - 1. Об исходе чехов к полянам и ильмерцам.
Подробнее о начале нашем мы расскажем так. За тысячу пятьсот лет до Дира
прадеды наши дошли до Карпатской горы, и там они осели и жили спокойно,
потому что роды управлялись отцами родичей, и старшим в роде был Щеко из
иранцев. И Паркун нам благоволил, и тут мы стали чехами и так жили пятьсот
лет, а потом ушли от чехов на восход Солнца, и шли до Непры (Днепра). Река
же та течет к морю, и мы у нее уселись на севере - там, где (речка),
именуемая Припятью, втекает (в Днепр). И там мы поселились, и пятьсот лет
вечем управлялись, и были богами хранимы от многих, называемых языгами. И
было там много ильмерцев- оседлых огнищан. И так мы скот водили в степи и
там были хранимы богами. Может быть, это предвидел Орей - что мы будем
иметь много золота и будем жить богато.
2 56 - 2. Об исходе чехов к ляхам. Германарех пил вино за дружбу.
И вот языцы отошли на полдень и оставили нас одних. И так шли мы туда, куда
выводят скот и быков наших. И вещали тут птицы Сирины, во множестве
прилетая к нам. И галки, и вороны над едой летали, и было в степях много
еды, так как напало на нас племя костобоких. И открылись многие раны, и
пролилась кровь. Те внезапно отсекали головы врагам своим, и их ели вороны.
И так Стрибы свищут во степях, и бури гудят до полуночи. Небезопасна была
та сеча великая. Языцы и костобокие разили и со злобой отсекали и воровали
быков наших. И так продолжалась эта борьба двести лет.
И наши родичи тогда ушли к ляхам и там осели за сто лет до готов
Германареха. А те озлобились на нас, и тут была борьба великая, и готы были
потеснены и отогнаны к Донцу и Дону. И Германарех пил вино за дружбу с нами
после наших воевод. И так была утверждена новая жизнь.
IV. Легенды о тиверцах.
1 16 - 1. Легенда об отце тиверцев.
Велесову книгу сию посвящаем Богу нашему, который есть наше прибежище и
сила. В оны времена был муж, и был он благ и доблестен, и назвали его отцом
тиверцев. И тот муж жену и двоих дочерей имел, а также скотину, коров и
множество овец. И жили они во степях, где не было мужей для дочерей его. И
молил он богов о том, чтобы род его не пресекся. И Дажьбог услышал мольбу
ту и по мольбе дал ему измоленное, так как настало для того время. И вот
прошел Он между ними и начал ворожить. И наворожил ясну тучу. И тут бог
Велес принес отрока. И мы пошли к Богу нашему и стали Ему возносить хвалу:
"Будь благословен, вождь наш, и ныне и присно, и от века до века!" Изречено
это кудесниками. Они прочь уходили и назад возвратились.
1 56 - 2. Поход тиверцев в Сурож.
И дошли тиверцы до синя моря и Сурожа к вам - и вам сказали: "Как мы сами
помним, в старые времена сплотились анты, от язов (спасаясь). И также было
много крови пролито, и на ней Русь стоит, поскольку мы кровь- руду пролили,
и так на веки до конца и будет. От земли нашей (пошли) славянские племена и
роды. И мы славили богов, никогда не прося их, лишь славя их силу. А также
величали мы пращура нашего Сварога, который был, есть и пребудет вождем
нашим навеки и до конца".
2 7э - 3. О кравенцах: скифах, антах, русах, борусинах и сурожцах. А также
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|