Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв
Сначала мы звали под стяги вождей наших, которые еще не обабились, а были
воинами... Приходили эти воины на площади и говорили, что не будет по-иному
- и мы должны идти на греков, как постановило вече. И просили мы в Ясуни, и
Индра шел за нами, как шел за отцами нашими на ромеев в Трояновой земле. И
ничего не было бы, если б варяги вели наших воинов на Троянову землю, так
как мы и сами могли их вести. Тысячу лет мы отбивались от ромеев и готов. И
Сурью антскую, которая была с нами, мы никогда не забудем, и то как готы
соединились с гуннами против нас. И Гуларех напал с полночи, а гунны - с
полдня. И тут заплакала Русколань, Борусия, потому что гунны соединились
(сроились) с готами. Тут Русь поднялась своей силою и отразила гуннов,
сотворив Край Антов и Скуфь Киевскую. И до сего дня из-за сражений сердце
наше обливается кровью от утра и до вечера. И ходили мы, и роняли слезы о
судьбе нашей жизни. И не были мы немы в час тот, и ведали, что придет
время, когда мы должны будем идти на сечу с врагами - будь то греки либо
гунны. И только если нас охомутать? и охранять, тогда лишь не будет у нас
врагов, которые - мерзость перед очами нашими. Гуларех же заплатил за то, и
должны мы принудить Хорсунь заплатить за слезы дочерей наших уведенных и
сынов, взятых как дань. И плата же та - не серебром и не золотом, поскольку
следует отсекать их головы и "рубать их в щепу".
3 14 - 7. Пришел Германарех, внук Отореха. Войны с варягами и языгами.
И вот другой враг Германарех пришел на нас с севера. Он внучатый внук
Отореха. Новые враги с рогами на лбах на нас напали. А варяги говорят нам,
чтобы мы шли на них. Но мы не станем воевать на оба поля, ведь (и варяги, и
готы) - враги, и мы не можем разделить между ними - кто из них первый. И
вот языги пришли на нас с Танаиса (Дона) и Тмутаракани с сильною конницей и
бесчисленной ратью. И тьма за тьмой потекла и продолжала течь на нас. И не
имели мы иной помощи, кроме как от богов. Боги повелели нам - и
удесятерились силы, и потекли мы на них. Это Белобог повел наши рати и
конницу. И тут мы увидели бывших в лесах волшебников, пришедших к рати и
взявших мечи.
И видели мы кудесников, творящих великое чудо, как из перстов, поднятых к
небу, встают рати небесные. И текут они на врагов и ввергают их в могилу. И
тут мы видели птиц великих, летящих к нам. И бросается на врагов, бьет
крыльями Матерь Сва и кличет нам, чтобы мы шли за землю нашу, и бились за
очаги нашего племени, ибо мы - русичи. Собирайтесь и теките, братья наши, -
племя за племенем, род за родом! И боритесь с врагами на земле нашей, как и
надлежит нам и никогда иным. Здесь и умрите, но не поворачивайте назад! И
ничто вас не устрашит, и ничего с вами не станется, потому что вы в руках
Сварожьих. И он поведет вас во всякий день к схваткам и сражениям многим. И
каждый раз, когда приходил враг на нас, мы сами брали мечи и одерживали
победы. Было возвещено от Матери Сва, что будущее наше - славно. И мы
притекали к смерти, как к празднику. Было предсказано это нам в старые
времена, когда у нас были храмы свои в Карпатах, когда мы принимали купцов-
арабов и иных. И те гости почитали Радогощ, и мы брали в те дни пошлину и
собирали ее честно, потому что чтили богов. И нам было велено чтить их.
И мы имели на то указание в наше время, чтобы мы не принимали шаткую (веру)
и отцам нашим почести воздавали, а не просто от безделья приходили к
деревьям. И будут руки наши утруждены не от плуга, а от тяжелых мечей, так
как нам повелено идти к границам нашим и стеречь их от врагов. И вот дымы,
воздымаясь, текут к небу. И это означает скорбь великую для отцов, детей и
матерей наших. И это означает - пришло время борьбы. И мы не смеем говорить
о других делах, а только об этом. И вот пришли враги к Днепру, и забрали
землю нашу, и увели людей. И земля теперь под ними. Не угоняйте людей! А
если согласитесь на это, испробуете наши мечи. Отвадьте Рюрика от земель
наших, гоните его с глаз долой туда, откуда пришел. И вот границы наши
врагами сокрушены, и землю нашу попирает враг. И это обязанность наша
(защищать землю), и мы не желаем иной рати.
1 9б - 8. Воспоминание о приходе к Готскому морю. О Белояре, жившем за
полстолетия до Алдореха.
Готы же были тогда в крае зеленом и немного опередили отцов наших, идущих
от Ра - реки. Ра - река великая отделяет нас от иных людей и течет в море
Фасисте (Каспийское). Тут муж рода Белояру перешел на ту сторону Ра - реки
и упредил там синьских купцов, идущих к фряженцам, поскольку гунны на
острове своем поджидали гостей - купцов и обирали их. И было это за
полстолетия до Алдореха. А еще раньше этого был род Белояров сильным. И от
гуннов торговцы прятались за мужами Белояровыми и говорили, что дают
серебро и два коня золота, чтобы пройти и избежать угрозы гуннской, и так
пройти мимо готов, также суровых в битве, и дойти до Днепра. И кони у них
бесчисленны, и дважды они берут дань. И потому после купцы, стекавшиеся к
нам, вернулись в Китай и не пришли больше никогда.
Глава 6. АВАРСКОЕ ИГО, ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И ПРИХОД ВАРЯГОВ
1. Аварское иго.
1 4а О борьбе с готами, гуннами и обрами... Обры пришли и князя нашего
убили.
И вот грядет с силами многими Дажьбог на помощь людям своим. И не имеем мы
страха, поскольку издревле, как и сейчас, он печется о тех, о ком
заботился, когда хотел того. И как мы ожидали дня своего - того, о котором
имели (предвестие?).
И вот был Вороножец местом, где готы усилились. А Русь там билась, и в том
граде нас было мало. И так после битвы, сожегши его и прах, и пепел ветрами
развеявши во все стороны по полям, готы место сие оставили. Не
благословляйте ту землю русскую! Не озирайтесь на нее, но и не забывайте
ее! Там же кровь отцов наших лилась, и потому мы по праву приходили туда. И
от этого Воронежца слава течет по Руси, и ее Сварог имеет. Берите ее всеми
силами, возвратите ее со своими князьями, освободите блаженную русскую
землю! Ибо это прекрасные пашни, которые могут дать пропитание - ругу для
князей и огнищан - их слуг. (Сделаем так, чтобы) от нее имели те, кто
освободит ее в сече, ругу особую - еду и питье, которую будут давать от
своего времени и до смерти. И полегли они. И так многие сложили кости свои
на равнине, и мы получили урок также, как анты во времена Мезенмира. И мы,
славу поющие богам, так и называемся славянами, мы никогда не просили
ничего, лишь славу пели. И когда моление творили, омывали телеса наши и
рекли славу, а также...
1 4б
...пили сурью - напиток во славу (богов), пять раз в день огонь зажигали (в
святилищах) - жгли Дуб. И также Сноп величали и говорили хвалу ему, ибо мы
- Дажьбоговы внуки и не смели противиться славе своей. А несколько веков
тому назад мы были антами на русской равнине, а в древности были русами - и
ныне пребываем ими. ...вот на Волынь пришли и придя бились с врагами, так
как мы - храбрые. Та Волынь - (место) первейшего Рода. И тогда осерчали
вои, и анты Мезенмира одержали победу над готами, развеяли их на все
стороны. А за ними потекли гунны, жаждущие славных коров, и была борьба с
ними суровой. И тут готы соединились с гуннами, и с ними на отцов наших
напали, и были разбиты нами и уничтожены. Затем пришли обры и князя нашего
убили. И так сине море отошло от Руси. Боги русские не берут ни жертв
людских, ни животных, только плоды, овощи, цветы и зерна, молоко, питную
сурью, на травах забродившую, и мед, и никогда живую птицу, рыб. И это
варяги и эллины дают богам жертву иную и страшную - человеческую. Мы же не
желали делать это, так как мы сами - Дажьбоговы внуки и не стремились
красться по стопам чужеземцев.
2.Хазарский каганат.
2 4а
1. Боярин Скотень.
И был в степи боярин Скотень, живший своим трудом, и не попал он под власть
хазар. И потому что был он иранцем, он попросил помощь у иранцев. И они
прислали конницу и разбили (хазар). Рассказывают, что некоторые русичи
остались под хазарами, а некоторые добрались до града Киева и там
поселились. Те же русичи, кто не хотел ходить под хазарами, пошли к
Скотеню. И так Русь собралась на равнине. Иранцы издревле с нас не брали
дань, а также разрешали русским жить по-русски. А хазары русичей брали на
работы, взимали с нас дань, и брали и детей, и жен, и очень зло били, и
творили зло. И тут готы пришли и напали на Русь, а Скотен был рядом... И он
препоясался мечом, и пращуры наши выступили против них, и тогда иранская
конница потекла к ним и разбила готов. И были готы рассеяны и бежали с
поля, ибо кровь тут лилась русская, черемная. И землю ту мы забрали.
Растеклась Русь в готской земле, и мечами мы уничтожили всякого, и земли их
себе присвоили. И тут хазары напали на нас, утративших вече, и "пояли" нас.
И тут русичи ринулись в битву, как львы , говоря: "Мы пропали, если о нас
не позаботится Перун". И он помог нам. И готы были побеждены, а до них
первыми - хазары были низвержены в прах и рассеяны. И тут Русь затихла, но
говорили мы: это ли еще будет... Хазары же убежали до Волги, Дона и Донца.
И там срам они поимели, и повергли мечи свои в землю, и потекли куда глаза
глядят. И в тот раз готы переместились, и отошли на север, и там изгнали
язов, идя далее, ибо Русь устроилась на их земле, взятой и реками русской
крови политой.
Мы пришли, чтобы говорить, и сказали мы придя о милости божеской. И хвалим
мы Дажьбога нашего и Перуна за то, что они были с нами. И так впервые
воспели мы славу богам на той земле, которую нарекли затем Русколань. И на
той земле мы имели большие заботы, и была утверждена земля наша. И хазары
боялись подходить к земле той и никогда не нападали на Русколань, опасаясь,
что утвердятся готы.
1 4в
2. Хазары обратились к Скотеню, но он это отверг. О походе Криворога на
Сурож.
Русь же узрела землю ту. До этого времени пришли в Киев варяги с торговцами
и побили хазар. Хазары же обратились к Скотеню, чтобы он оказал им помощь.
Но Скотень это отверг и сказал, что вы сами себе поможете, а также то, что
им в Русколани нечего делать около нас.
Тогда вражья сила пришла на земли Воронежца. В древности Воронежец этот
много веков строился и был огражден от окрестных нападений. (И тогда)
варяжцы приходили к Воронежцу брать его, и так стала Русь отгороженной от
запада Солнца. И некоторые пошли к Сурье на юг отвоевывать Сурож - град...
у моря, где греки имели укрепленный град Сурож. Белояр Криворог был в то
время русским князем и белого голубя выпускал. Куда тот летит, туда идти. А
полетел он к грекам, и Криворог напал на них и разбил их. Тут греки, как
лисы, стали вертеть хвостом, давая Криворогу золотое руно и коней
серебряных. И тот Криворог остался в Сурожи. Греки же были в Голуни, а
Криворог (не?) догадался, что Русь открыта там. И тогда греки напустили на
нас воинов в железных бронях и побили нас. Много было пролито крови русичей
вниз на землю, и не было числа стенаниям русским. Ильмерцы говорили, что мы
- глупцы, они бы прибежали к нам на помощь... Так почтим же память тех,
которые полегли в землю русскую и удобрили ее и стали своими для наших
старцев - праотцов, тех, которые отдали силы свои Руси. На сечах с врагами
их кровь удобряла землю нашу. Они же суть те, которые с Перуном ковали на
наковальне мечи на врагов наших. Мы же им помолимся, и они нам помогут.
2 4б
3. Явился каган...
Многие воины с мечами шли с нами, и также они потрудились, и от того мы
стали вольными и грозными, как и пращуры наши. И Велес научил их землю
пахать, а также сеять зерно, ибо хотели наши пращуры стать огнищанами и
быть земледельцами. Говорим же это, как говорят в нашей земле, но не как
греки, жаждущие русской земли из корысти. Булгары начали... должны свой
скот водить в полях злачных. И должны были избирать старшего из рода в род,
и так было бы правильно. (Но) за десять веков забыли мы кто - свои, и
потому роды стали жить особыми племенами, так образовались поляне, а на
севере - древляне, они же все русичи из Русколани, которые разделились как
безумные. И из-за того пришла на Русь усобица. А в другое тысячелетие мы
подверглись разделению, и тогда убыло самостоятельности и пришлось
отрабатывать чужим дань; вначале - готам, которые крепко нас обдирали, а
затем хазарам, которые убивали. Явился каган, и он не радел о нас. Вначале
он пришел с купцами на Русь, и были они велеречивы, а потом стали злы и
стали русичей притеснять. И мы стали говорить: "Куда мы пойдем от них? Где
будем мы вольными? Мы сиры весьма, и рука божеская от нас отвратилась, ибо
тысячу двадцать лет не могли мы сотворить Русь, и потому к нам пришли
варяги и забрали у нас эти места." Мы сыновья великой Руси, которая
создавалась от севера, так как не было у нас иной возможности. Мы собрались
в лесах ильмерских, куда пришла небольшая часть людей из Киева, ибо в нем
уселись варяги, которые суть - хищники, повесившие Свентояров. И сделали
они это, чтобы увидели мы тело боярина Гордыни нашего, который поразил
готов вместе со Скотичем. И было это славное деяние после прихода
славянских людей на Русь после десяти столетий и трех лет, ибо, наглея и
грабя, они на нас напали. И было это, когда Свентояр, один из князей,
которого выбрали борусичи в Русколани, взял русколан, и (алан?), и борусов,
и вооружил их, и пошел на готов из Воронежца, и было их десять тысяч
отборных конных воинов и ни одного пешего. И так набросились на них, и была
сеча злой и краткой. И она становилась все суровей к вечеру, и готы были
поражены.
Приход варягов.
2 7г
1. После тысячи трехсот лет от Карпатского исхода Аскольд злой пришел к
нам.
И так вели мы роды, куда говорила птица. Греческая лиса хитростями
отвернула нас от трав наших, объяснив нам, что солнце нам вредит. Но и тут
количество (народа) у нас умножилось, а не уменьшилось. И вот после тысячи
трехсот лет от Карпатского исхода Аскольд злой пришел к нам. Тут согнулся
народ мой от ладони его, и сделал он так, что любой пошел под стяги наши.
Захвачены врагами мы можем быть на Руси, но Сварог - Бог наш, а не иные
боги, а без Сварога мы не имеем ничего, кроме смерти. А она не страшила
нас, коль мы на нее были обречены, ибо Сварог звал нас, и мы шли к нему. И
вот мы шли, ибо Матерь Сва пела песнь ратную, и должны мы были ее слушать,
чтобы не пришлось отдавать грекам наши травы и скот наш. А они нам каменья
дают грызть, потому что у нас зубы очень твердые и острые. Это нам говорят
сами враги, что мы страшно рычали по ночам на людей, которые суть греки. И
спрашивали нас народы: кто есть мы? И мы отвечали им, что мы - люди, не
имеющие края и правят нами греки и варяги. И что же мы поведаем детям
нашим, которые будут нам плевать в глаза - и будут правы? И вот дружина
собралась под наши стяги, и скажем мы всякому, что не должны мы есть,
будучи на поле брани, чтобы мы отбирали греческую еду, а не брали то, что
не съедим (с собой).
Ибо Матерь Сва поет над нами, и должны мы стягам нашим дать трепетать на
ветру, и коням нашим - скакать по степям. И подняли мы прах военный за
собой и дали врагам вдохнуть его. И в тот первый день сечи имели мы двести
убитых за Русь. Вечная им слава! И приходили к нам люди, но не имели мы
бояр, чтобы прийти...
2 7а
... и справить тризну славную по врагам. Налетим соколами на Хорсунь, чтобы
взять еду, и добро, и скот, но не будем греков полонить. Они же нас знают
как злых, но мы - добрые на Руси. И не будет с нами тот, кто, взяв чужое,
говорит, что делает добро. И не будем мы такими, как они, ведь нас ведет
наша Ясунь, и потому постараемся трудами нашими победить всех врагов до
единого. Словно соколы нападем на них и бросимся в битву, ибо Матерь Сва
поет во Сварге о подвигах ратных. Мы ушли от своего дома, и потекли мы на
врагов, и дали им отведать русского меча, (и увидели они) как секут ясуни.
Не говорите же, что мы не могли ничего иного делать, а только идти вперед.
Не должны мы это говорить, ибо не могли мы повернуть вспять перед Матерью
Сва. И быстро мы шли, а кто быстро идет, тот имеет славу, а кто идет
потише, на того вороны каркают и куры кличут. Но мы не быки, а русы чистые.
И это иным научение, они теперь будут знать, что Правь в союзе с нами, а
Нави мы не боялись, потому что Навь не имеет силы против нас. И потому мы
должны были стараться и молить богов о помощи в трудах ратных наших. И вот
Матерь Сва бьет крылами о подвигах ратных и о славе воинов, которые испили
воды живой от Перуницы в крутой сече. И эта Перуница прилетала к нам, и она
давала рог, полный воды жизни вечной, (любому) воину нашему, пораженному
мечом и потерявшему буйную голову. И так смерть мы не имели, но имели жизнь
вечную, и братья - вожди трудились для братьев.
2 8\1
2. Аскольд и Рюрик по Днепру ходят.
И вот мы покорились иным, потому что был голод и мы были сирыми и нищими.
Те же железо наточили, чтобы наши животы вспороть. От этого все и
произошло, и потому Аскольд и Рюрик по Днепру ходят и людей наших вызывают
на бой. Но так как мы Дира имели у себя, мы не хотели сами идти к ним. И
это будет нам уроком, чтобы мы осознали наши ошибки, чтобы все было иначе в
наше время. И вот Аскольд воинов своих посадил на ладьи и пошел грабить в
другие места. И стало так, и пошел он на греков, чтобы уничтожить города их
и приносить жертвы богам в их землях. Но нам не следует делать так, ибо
Аскольд не русич, а варяг, и хочет он попрать мощь русскую, но погибнет,
делая зло. И Рюрик не русич, потому что он, как лис, рыскал с хитростью в
степи и убивал купцов, которые ему доверялись. Мы на старые погребалища
ходили и там размышляли, где лежат наши пращуры под травой зеленой. И
теперь мы поняли, как быть и за кем идти.
3 14
3. Отвадьте Рюрика от земель наших!
Было возвещено от Матери Сва, что будущее наше - славно. И мы притекали к
смерти, как к празднику. Было предсказано это нам в старые времена, когда у
нас были храмы свои в Карпатах, когда мы принимали купцов - арабов и иных.
И те гости почитали Радогощ, и мы брали в те дни пошлину и собирали ее
честно, потому что чтили богов. И нам было повелено чтить их. И мы имели на
то указание в наше время, чтобы мы не принимали шаткую (веру) и отцам нашим
почести воздавали, а не просто от безделья приходили к деревьям. И будут
руки наши утруждены не от плуга, а от тяжелых мечей, так как нам повелено
идти к границам нашим и стеречь их от врагов. И вот дымы, воздымаясь, текут
к небу. И это означает скорбь великую для отцов, детей и матерей наших. И
это означает - пришло время борьбы. И мы не смеем говорить о других делах,
а только об этом. И вот пришли варяги к Днепру, и забрали землю нашу, и
увели людей. И земля теперь под ними. Не угоняйте людей! А если не
согласитесь на это, испробуете наши мечи. Отвадьте Рюрика от земель наших,
гоните его с глаз долой туда, откуда пришел. И вот границы наши врагами
сокрушены, и землю нашу попирает враг. И это обязанность наша (защищать
землю), и мы не желаем иной рати.
2-6е
4. Аскольд и Дир уселись как непрошеные князья. Греки хотят нас окрестить.
Время было весьма спокойное, дни же те были ясные, и сушь была у нас
суровая. И потому жатва та не уродилась, и мы ушли в иную землю и там
задержались. Русь была растоптана греками и римлянами, которые шли по
берегам морским до Сурожи. И там создали они сурожский край, ибо там был
град Сурож, подданный Киеву. И было это создание не добрым, а злым, потому
что из-за него начались битвы. И тут впервые варяги пришли на Русь. Аскольд
силою разгромил нашего князя и победил его. Аскольд, а после него - Дир
уселись у нас как непрошеные князья. И они начали княжить над нами и стали
вождями самого Огнебога, очаги хранящего. И потому отвратил он лик свой от
нас, что мы имели князя, крещенного греками. Аскольд - темный воин и так
сегодня греками просвещен, что никаких русов нет, а есть варвары. Но мы
могли это осмеять, так как были же кимры, также наши отцы, и они римлян
потрясали, а греков разметали, как испуганных поросят!
2-6э
Тот вождь предлагал каждому по его потребности.
Но тут наступала или засуха или иная беда. А этот Аскольд приносил жертвы
чужим богам, а не богам нашим, как было заведено отцами нашими - и не
должно быть по иному! А греки хотят нас окрестить, чтобы мы забыли богов
наших и так обратились к ним, чтобы стричь с нас дань, подобно пастырям,
стекающимся в Скифию. Не позволяйте волкам похищать агнцев, которые суть
дети Солнца!
Трава зеленая - это знак божеский. Мы должны собирать ее в сосуд для
осуривания, дабы на собраниях наших воспевать богов в мерцающем небе и отцу
нашему Дажьбогу жертву творить. А она в Ирии уже священна во сто крат.
Примечания:
Воронежец - по одной из версий, находился на территории современного
Шосткинского района Сумской области, где до сих пор сохранились
остатки древнего вала.
Германарех - король остготов из рода Амалов, основатель собственной
недолговечной захватнической империи (5-ый век) на территории
современной Южной Украины.
Голунь - название города и места в скифских степях. По наиболее
распространенной версии, Голунь - это так называемое "Бельское
Городище" на реке Ворскле - притоке Днепра, где проживало племя,
упоминаемое греческими авторами как "гелоны".
Карань - по одной из версий, поселение близ современного города Керчь.
Край Антов - согласно хронисту Иордану, "могущественнейшие из антов
живут близ лукоморья Понта от Днестра до Днепра" (то есть, близ
Черного моря).
Матерь Сва - по одной из версий перевода, на санскрите означет "Сама
Матерь", то есть, Великая Матерь.
Скуфь Киевская - земля Киевская.
Сурица - священный напиток, употребляемый в ритуальных целях и на
празднествах; по одной из версий, это название проиходит от
индоевропейского "сурья" - солнце.
Сурож - поселение тавров 4-го века до н.э.; с 3 века до н.э. -
греческий город Сугдея.
Семиречье - легендарная область, местонахождение которой до сих пор
однозначно не установлено: есть версия, что Семиречье находилось на
Южном Урале; есть версия, что в районе озера Балхаш; есть версии,
относящие Семиречье в район близкий к Алтаю, и даже в район
субтропиков на территории современной Индии.
Сварог - "дид божий" (дед богов), входит в Триглав Правь-Явь-Навь,
олицетворяя собой Законы Вселенной (Правь). Упоминаемые имена: Белояр,
Ладо, Купала, Синич, Житнич, Венич, Зернич, Овсенич, Просич, Сгудич,
Ледич, Лютич - как названия месяцев так и, одноврменно, имена богов,
приходящих в эти месяцы и покровительствующих соответствующим сезонным
явлениям природы.
Хорсунь - Херсонес, Херсон, Корсунь - древнегреческая колония на
территории Крыма.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Кириллица
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|