МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв

    берестяных грамот – это частные письма, посвященные различным делам

    повседневной жизни новгородцев. Значительная часть грамот либо адресована

    женщинам, либо написана ими самими, либо содержит упоминание о них. На

    основании этих грамот можно составить яркое представление о том, какое

    место и роль в жизни новгородского общества принадлежали женщине.

    Фигура женщины на фоне всей жизни древнего Новгорода XII – XIV вв. по

    берестяным грамотам выглядит очень значительно и объемно. Её участие

    заметно во всех сферах новгородской жизни: и на семейно-бытовом уровне, и

    во внесемейных отношениях в деловом “мужском мире”. И в каждой из этих сфер

    новгородка принимала активное участие, имела своё лицо, свои интересы.

    То, что женщина являлась юридически грамотным и ответственным перед

    законом лицом, подтверждает ряд грамот. Женщина могла обратиться за помощью

    к судебному исполнителю в том случае, если были нарушены её права в сфере

    семейных отношений, т. е. когда она терпела притеснения от кого-либо из

    членов семьи.

    Так, Гостята в грамоте № 9 расценивает действия своего мужа, который

    прогнал её, как явно противозаконные. Причём акцент делается Гостятой на

    тот факт, что муж присвоил её имущество (приданное). Т. о., Гостята

    предъявляет прежде всего материальные претензии к своему мужу относительно

    её имущества. Февронья же в грамоте № 415 потерпела моральный и физический

    ущерб от пасынка, избившего её. И она с юридической точки зрения тоже

    права, т. к. ряд статей “Русской Правды” определяют наказание различными

    штрафами за рукоприкладство и избиение (Зализняк, 1995).

    Но если мужчины-новгородцы первоначально старались решить все

    экономические и юридические конфликты между собой, не вынося дела на суд,

    то для женщины такой способ отстоять свою правоту, не прибегая к помощи

    суда, был практически не приемлем по причине субъективно- предвзятого

    отношения к ней. Поэтому оптимальным способом восстановить справедливость

    для неё было обращение к судебному разбирательству. Многие новгородки сами

    предлагали придать делу судебную огласку, дабы при свидетелях выяснить

    истинное положение дел: кто прав, кто виноват.

    Так, Анна, обвиненная в поручительстве за своего зятя и вынужденная

    заплатить вместо него штраф, с полным сознанием своей невиновности, требует

    от обвинителя Коснятина при свидетелях доказать её преступление (грамота №

    531). Но особенно задело женщину то, что Коснятин оскорбил нецензурными

    словами саму Анну и её дочь. Наказание же за оскорбление горожанки

    предусмотрено Церковным Уставом Ярослава (XV в.) в размере трёх гривен

    серебра (Зализняк, 1995).

    Нежка в грамоте № 644, добиваясь получения заказа у ювелира Завида,

    предполагает, что он считает её своей должницей. Нежка ничего не доказывает

    Завиду, но предлагает для выяснения истины прислать к ней судебного

    исполнителя, который бы расставил всё на свои места (Зализняк, 1995).

    Т. е., обращение за помощью к суду не только не пугало женщину, но

    было для неё самым эффективным способом доказать свою правоту.

    Но, естественно, не каждая женщина, даже обладая определенными

    правами, знала, как ими воспользоваться и видела в этом необходимость. Так,

    автору грамоты № 227 приходится уговаривать свою мать обратиться в суд,

    чтобы доказать своё законное право владения на какой-то участок земли.

    Наряду с юридической, можно говорить и об определенной экономической

    самостоятельности новгородской женщины. Обладая собственными финансами, она

    свободно ими распоряжалась: передавала по наследству, давала в долг,

    тратила на необходимые покупки и т.п. Примеров этого в берестяных грамотах

    достаточно: Ярошкова жена попала в список должников, задолжав кому-то 9

    векш (грамота № 228); Ефимья расплатилась с кем- то полтиной (грамота №

    328); жена Смолига уплатила штраф в 20 гривен за своего мужа (грамота №

    603) и т. д. (Зализняк, 1995).

    Но полная экономическая самостоятельность предусматривает источник

    денежного дохода. Значит женщина должна была заниматься какой-либо

    деятельностью, которая приносила бы ей этот доход и выходила бы за пределы

    её семейных и домашних функций и обязанностей.

    Как показывают берестяные грамоты, очень многие новгородки занимались

    каким-либо прибыльным делом. Одним из них была ростовщическая деятельность.

    Но, очевидно, женщине здесь доверяли меньше, чем ростовщику - мужчине и

    часто возводили незаконные обвинения, как в случае с Анной и её дочерью

    (грамота № 531). Более типичным занятием для женщины было ремесло,

    например, ткачихи или белильщицы полотна (Зализняк, 1995).

    В грамоте № 125 Мария, мать Гюргия, могла быть портнихой. Возможно,

    она шила дорогую одежду на заказ для чего и просит сына купить ей зеньдяни

    - дорогой шелковой ткани, привозимой из Бухары. Поэтому, посылая сыну

    деньги на ткань, она просит его очень тщательно произвести покупку

    (Зализняк, 1995).

    Но вовсе не каждая женщина искала средства к существованию, производя

    что-либо. Достаточно выгодным для женщины делом было оказание услуг свахи.

    Например, свахе Ярине (грамота № 731) мать жениха Янка обещает хорошее

    вознаграждение в случае успешного исхода дела: “…а где мне хлеб, там и

    тебе” (Зализняк, 1995).

    Женщина также могла владеть землей, доход с которой можно было

    получать разными способами: “кормясь” за счет урожая с нее, или сдавая

    землю в аренду, или продав часть земли. Землю эту женщина обычно получала

    по завещанию, а также сама могла завещать её кому- либо из детей.

    Наиболее важным для нас является то обстоятельство, что целый ряд

    грамот говорит о том, что именно женщина являлась владелицей земли, а не её

    супруг или сыновья, поэтому она и могла распоряжаться ей по своему

    усмотрению. От имени женщины составлялся договор о передаче или продаже

    земли, оригинал которого и хранился у неё.

    Разумеется, нельзя говорить, что главенствующее место в новгородской

    жизни принадлежало женщине. Но её роль была достаточно заметной и

    проявлялась во всех сферах городской жизни: семейной, правовой,

    экономической, а возможно, косвенно даже и в политической. И её участие в

    общественных процессах заставляло и мужскую половину общества учитывать её

    интересы, считаясь с её правами и требованиями.

    Исследование в области частной жизни древних новгородцев (и конкретно

    частной жизни женщин) нельзя считать законченным, так как возможности

    берестяных грамот, как исторического источника, ещё далеко не исчерпаны.

    Всё это позволяет говорить о перспективности дальнейшего изучения проблемы

    частной жизни новгородцев XII-XV вв. на основании берестяных грамот.

    § 2. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

    Обнаружив столь высокое распространение грамотности в Новгороде, мы не

    можем не заинтересоваться, как эта грамотность пробивала себе дорогу, как

    происходило обучение грамоте. Кое-какие сведения можно было почерпнуть из

    известных и раньше письменных источников.

    Летопись 1030 года сообщает, что князь Ярослав Мудрый, придя в

    Новгород, собрал от старост и поповых детей 300 учити книгам (Энциклопедия

    для детей, 1995). В житиях некоторых новгородских святых, написанных ещё в

    средние века, рассказывается о том, что они учились в школах, причём об

    этом говорится как о вещи, вполне обычной. Наконец, на знаменитом Стоглавом

    соборе в 1551 году прямо заявлено: Прежде сего учишица бывали в российском

    царствии на Москве и в Великом Новгороде и по иным градам (Энциклопедия для

    детей, 1995). Обилие берестяных грамот дало новую жизнь этим

    свидетельствам, показав, что обучение грамоте действительно было в

    Новгороде хорошо поставленным делом. Нужно было искать на самой бересте

    следы этого обучения.

    Первая такая грамота найдена ещё в 1952 году. Это небольшой обрывок.

    На нём неуверенным, неустановившимся почерком нацарапано начало азбуки.

    Потом писавший запутался и вместо нужных ему по порядку букв стал

    изображать какие-то их подобия.

    Самая значительная находка запечатлённых на бересте ученических

    упражнений была сделана в 1956 году. Опираясь на данные дендрохронологии

    эти грамоты попали в землю между 1224 и 1238 годами, около 760 лет тому

    назад.

    Первой нашли грамоту №199. Это не был специально подготовленный для

    письма лист бересты. Длинная надпись грамоты сделана на овальном донышке

    туеса, берестяного сосуда, который, отслужив срок, был отдан мальчику и

    использован им как писчий материал. Овальное донышко, сохранившее по краям

    следы прошивки, было укреплено перекрещивающимися широкими краями бересты.

    Вот эти-то полосы и заполнены записями.

    На первой полосе старательно выписана вся азбука от а до я, а затем

    следуют склады: ба, ва, га, да,... и так до ща, потом: бе, ве, ге, де... до

    ще. На второй полосе упражнение продолжено: би, ви, ги, ди... и доведено

    только до си. Дальше просто не хватило места. Иначе мы прочли бы и бо, во,

    го, до..., и бу, ву, гу, ду (Энциклопедия для детей, 1995).

    Способ учения грамоте по складам был хорошо известен по свидетельствам

    XVI - XVII веков, он существовал и у нас в XIX и даже в начале XX века. О

    нём часто рассказывали писатели, изображавшие первые шаги в овладении

    грамотой. Все знают, что буквы на Руси назывались а - аз , б - буки , в -

    веди , г - глаголь и так далее. Ребёнку было необычайно трудно осознать,

    что аз означает звук а, буки - звук б . И только заучивая слоговые

    сочетания: буки-аз - ба, веди-аз - ва, ребёнок приходил к умению читать и

    понимать написанное (Энциклопедия для детей, 1995).

    Мальчик, записывавший азбуку и склады в этой грамоте, просто

    упражнялся, ведь он уже умел читать и писать. В этом можно убедиться,

    перевернув это берестяное донышко. Там в прямоугольной рамке написано

    знакомым почерком: Поклон от Онфима к Даниле (Энциклопедия для детей,

    1995).

    Потом мальчик принялся рисовать, как рисуют все мальчишки, когда

    наскучит писать. Он изобразил страшного зверя с торчащими ушами, с

    высунутым языком, похожим на еловую ветку или на оперение стрелы, с

    закрученным в спираль хвостом. И чтобы замысел нашего художника не остался

    непонятным возможными ценителями, мальчик дал своему рисунку название: я

    звере - я зверь. Наверное, у взрослых художников остаётся что-то от

    неуверенности в себе мальчиков. Иначе зачем прекрасным мастерам, вырезавшим

    в XV веке великолепные матрицы для свинцовых государственных печатей

    Новгорода, рядом с изображением зверя писать: А се лютый зверь, а рядом с

    изображением орла - Орёл.

    Следующая грамота №200 почти целиком заполнена рисунком маленького

    художника, уже знакомого нам своей творческой манерой. Маленький художник

    мечтал о доблести и о подвигах. Он изобразил некое подобие лошади и

    всадника на ней, который копьём поражает брошенного под копыта лошади

    врага. Около фигуры всадника помещена пояснительная надпись: Онфиме

    (Энциклопедия для детей, 1995). Мальчик Онфиме нарисовал свой героический

    автопортрет. Таким он будет, когда вырастет мужественным победителем же,

    Онфим родился в героический век Ледового побоища, в эпоху великих побед

    Александра Невского. И на его долю наверняка с лихвой досталось схваток и

    подвигов, свиста стрел и стука мечей. Но, помечтав о будущем, он вспомнил

    настоящее и на свободном клочке бересты рядом с автопортретом написал А Б В

    Г Д Е Ж S З И I К (Энциклопедия для детей, 1995).

    Грамота №202. На ней изображены два человека. Их поднятые руки

    напоминают грабли. Число пальцев - зубцов на них - от трёх до восьми. Онфим

    ещё не умел считать. Рядом надпись: На Домире взятия доложзиве

    (Энциклопедия для детей, 1995). Ещё не умея считать, Онфим делает выписки

    из документов о взыскании домов. Прописями для него послужила деловая

    записка, самый распространённый в средневековом Новгороде вид берестяной

    грамоты. И в то же время в этой грамоте хорошо чувствуется, как Онфим набил

    руку в переписывании азбуки. В слово доложив он вставил ненужную букву з,

    получилось доложзив. Он так привык в своей азбуке писать з после ж, что

    рука сама сделала заученное движение.

    А вот одна из интереснейших грамот. И её текст написан почерком

    Онфима: Яко с нами бог, услышите до послу, яко же моличе твоё, на раба

    твоего бы(Энциклопедия для детей, 1995).

    На первый взгляд, здесь только бессмысленный порядок слов, подражающий

    церковным песнопениям. Первое впечатление такое, что Онфим заучил на слух

    какие-то молитвы, не понимая их содержания и смысла звучащих в них слов. И

    эту абракадабру перенёс на бересту. Однако возможно и другое толкование

    безграмотной надписи. Известно, что в старину обучение носило в основном

    церковный характер. Чтению учились по псалтырям и часослову. Может быть,

    перед нами один из диктантов, ещё один шаг Онфима в овладении грамотой уже

    усвоенных упражнений в письме по складам.

    Потом были ещё найдены берестяные листы с рисунками Онфима

    (Энциклопедия для детей, 1995).

    [pic]

    Итак, мы познакомились с мальчиком Онфимом. Сколько ему лет? Точно

    установить этого нельзя, но, вероятно, около шести - семи лет. Он ещё не

    умеет считать, и его не учили цифрам. Сам рисунок, пожалуй, указывает на

    тот же возраст. Эти наблюдения подтверждаются и некоторыми письменными

    свидетельствами в известных ранее источниках. В житиях святых, составленных

    в средние века, рассказ об обучении грамоте на седьмом году превратился

    даже в своего рода шаблон. Тот же возраст называют и рассказы о времени

    обучения царевичей. Алексей Михайлович получил в подарок от своего деда

    патриарха Филарета азбуку, когда ему было четыре года. В пять лет он уже

    бойко читал часослов. Когда Фёдору Алексеевичу было шесть лет, его учитель

    получил награду за успехи в обучении царевича, а Пётр I читал уже в четыре

    года. Это сведения XVII века. Но сохранились достоверное свидетельство

    более раннего времени об обучении в Новгороде в 1341 году грамоте Тверского

    княжича Михаила Александровича, которому тогда было около восьми лет.

    На этом Неревском раскопке спустя год в 1957 году были найдены первые

    ученические упражнения в цифровом письме. Нужно сказать, что цифры в

    древней Руси не отличались от обычных букв. Цифру 1 изображали буквой А,

    цифру 2 - буквой В, 3 - буквой Г и т. д. Чтобы отличить цифры от букв, их

    снабжали особыми значками, чёрточками над основным знаком, однако так

    делали не всегда. Некоторые буквы в качестве цифр не использовались,

    например Б, Ж, Ш, Щ, Ъ, Ь. И порядок цифр несколько отличался от порядка

    букв в азбуке. Поэтому, когда мы видим, например, такую запись: А В Г Д Е

    З, мы, из-за того, что пропущены буквы Б и Ж, знаем, что это цифры, а не

    начало азбуки (Южаков, 1896).

    В грамоте XIV века воспроизведена вся система существовавших тогда

    цифр. Сначала идут единицы, затем десятки, сотни, тысячи и, наконец,

    десятки тысяч вплоть до обведённой кружочком буквы Д. Так изображалось

    число 40000. Конец грамоты оборван (Южаков, 1896).

    Ещё одна берестяная грамота ценна тем, что воскрешая крохотный эпизод

    XIV века, перебрасывает мостик от обычаев и шуток школяров времени Ивана

    Калиты к обычаям и шуткам современников Гоголя. В 1952 году на Неревском

    раскопке была обнаружена грамота, вначале поставившая всех в тупик. В этой

    грамоте нацарапаны две строки, правые концы которых не сохранились. В

    первой строке следующий текст: нвжпсндмкзатсут.... Во второй не менее

    содержательная запись: ееяиаеуааахоеиа.... Что это? Шифр? Или бессмысленный

    набор букв? Не то и не другое.

    Напишем эти две строчки одну под другой, как они написаны в грамоте:

    Н В Ж П С Н Д М К З А Т С У Т

    Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А

    и прочитаем теперь по вертикали, сначала первую букву первой строки,

    потом первую букву второй строки, затем вторую букву первой строки и так до

    конца. Получится связная, хотя и оборванная фраза: Невежя писа, недуми

    каза, а хто се цита - Незнающий написал, недумающий показал, а кто это

    читает.... Хотя конца и нет, ясно, что того, кто это читает, обругали. Не

    правда ли, это напоминает известную школярскую шутку: Кто писал, не знаю, а

    я, дурак, читаю? Представляете себе ученика, который придумывал, как бы ему

    позамысловатее разыграть приятеля, сидящего рядом с ним на школьной скамье?

    (Южаков, 1896).

    Чтобы закончить рассказ о том, как средневековые новгородцы обучались

    грамоте, нужно разобраться ещё в одном интересном вопросе. Всем известно,

    как много бумаги требует обучение грамоте, как много каждый школьник пишет

    упражнений, выбрасывает испорченных листов. Почему же тогда среди

    берестяных грамот ученические упражнения встречаются сравнительно редко?

    Ответ на этот вопрос был получен при раскопках на Дмитриевской улице. Там в

    разное время и разных слоях земли нашли несколько дощечек, отчасти

    напоминающих крышку пенала. Одна из поверхностей таких дощечек, как

    правило, украшена различным орнаментом, а другая углублена и имеет бортик

    по краям, а по всему донышку образовавшейся таким образом выемки - насечку

    из штриховых линий. Каждая дощечка имеет на краях по три отверстия. Ей

    соответствовала такая же парная дощечка, при помощи дырочек они связывались

    друг с другом орнаментированными поверхностями наружу. На одной из

    найденных таких дощечек в первой половине XIV века вместо орнамента

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.