МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Расчетно-кассовое обслуживание предприятий коммерческими банками

    Передача наличных денег из кассы банка в операционную кас­су, расположенную вне кассового узла, оформляется расходным кассовым ордером и отражается в учете.

    Поступление и выдача наличных денег из операционных касс учитываются банком в отдельной ведомости и отражаются в от­четности о кассовых оборотах.



    3.4.Автоматизация-расчетно-кассовых банковских операций.


    Все автоматизированные банковские системы выросли из "Операционного дня банка". Другие модули, развивающие и расширяющие эти системы, строились уже на основе Опердня, поэтому в своем развитии пошли дальше. А про добрый старый Опердень часто просто забывают, пишутся некоторые добавки, ставятся заплатки. Проходит несколько лет - и он уже сильно уступает последним модулям. Но ведь, кроме всего прочего, расчетно-кассовое обслуживание выполняет одну из основных функций банка - ведение расчетов; а потом - это источник почти бесплатных ресурсов. Конечно, сейчас к Опердню должны быть предъявлены новые требования. Можно было бы назвать их современными требованиями, но без сомнения через некоторое время их надо будет пересмотреть. Но давайте посмотрим сегодняшний подход. Подходов может быть много, вот один из возможных. Поскольку система разрабатывалась заново, то можно было сделать много нового на основе накопленного практического опыта и теоретических исследований.

    Обслуживание клиентов

    На расчетно-кассовое обслуживание в банке можно посмотреть, по крайней мере, с двух сторон: со стороны конкретного банка и со стороны АБС, ориентированной на разные банки. Для конкретного банка - это просто технология его работы, со своими договорами, проводимыми операциями, используемыми документами и т.д. Со стороны АБС - это то же самое, но принципиально - она должна удовлетворять требованиям не одного конкретного банка, а (если идеально) любого. Кстати, исследование работы банков и банковских технологий показывает, что традиционные Опердни обеспечивают РКО далеко не полностью, много остается "за бортом". Давайте посмотрим, что нужно автоматизировать.

    Как правило, работа с клиентом банка начинается с оформления договора на расчетно- кассовое обслуживание. Эта процедура тут же приносит с собой определение огромного числа параметров. Все их перечислять смысла, конечно, нет, но основные перечислить стоит.

    Все параметры договора динамически меняются во времени, поэтому нужно отслеживать зависимость их от времени. тип договора (нацвалютный, моновалютный, мультивалютный), представители клиента, выбирается типовой макет договора. Типовой макет определяет перечень разрешенных валют, типов лицевых счетов, операций с лицевыми счетами, набор условий обслуживания и параметров конверсии по лицевым счетам и операциям. Лицевые счета клиенту открываются и обслуживаются в рамках установленных договором.

    При работе с клиентом предусмотрен полный цикл его обслуживания:

    ·        Выбор клиента.

    ·        Проверка состояния его счетов.

    ·        Выбор представителя клиента, проводящего операции от его имени.

    ·        Оформление расчетно-кассовых операций по лицевым счетам клиента. После оформления документ по наличным платежам направляется для исполнения на рабочее место кассира. Документ по внешним платежам направляется операционисту отдела коррсчетов для дооформления и операционисту по работе с выпиской для исполнения. После этапа оформления создаются плановые мемоордера и изменяются плановые остатки по счету, после этапа исполнения изменяются реальные остатки. При проведении операций проверяются ограничения (с использованием плановых остатков по счетам), заданные в условиях обслуживания счета, рассчитываются комиссии за операции. Операции оформляются как в одной валюте, так и с конверсией из валюты счета в валюту выплаты по стандартный или специальной схеме конверсии.

    ·        Подготовка выписки клиенту по состоянию счетов и операциям.

    В системе обеспечивается мультивалютное обслуживание клиентов по разным типам сделок и расчет эквивалента в национальной валюте по различным типам лицевых счетов. В зависимости от типа сделки (типа документа) для конверсии используется свой тип курса валюты (биржевой, для покупки и продажи наличной валюты и т.д.), откуда и выбирается конкретное значение для пересчета по паре валют участвующих в конверсии. По типу учета эквивалента в национальной валюте лицевые счета делятся на две группы: с учетом по сделкам (без пересчета при изменении курса валюты), с учетом по валютному остатку (с пересчетом при изменении курса валюты). Счета с учетом по сделкам (прихода, расхода, материальных активов и т.д.) ведутся как счета с реестром, где для каждой сделки при занесении в реестр записывается курс (стандартный или заданный оператором), а для сделки по списанию из реестра курс берется из документа породившего эту запись в реестр. Счета с учетом по валютному остатку могут ссылаться на различные типы курсов (биржевой, учета уставного фонда и т.д.), что позволяет выполнить все инструкции Центрального Банка.

    Мультивалютность.

    Все модули системы изначально мультивалютны. Договора могут быть: нац. валютные, моновалютные, мультивалютные; для мультивалютных во все валютах резервируютя номера счетов (их можно и не открывать) для этого клиента, другим клиентам их открывать нельзя.

    1. Ведение договоров. Бухгалтерская настройка системы.

    1. Описывать следующие условия обслуживания клиентских лицевых счетов.

    ·        Ограничения. Задаются ограничения на минимальный и максимальный остатки, движения по счету, обороты за календарный интервал. Ограничения могут конкретизироваться в зависимости от формы платежа (наличный или безналичный), символа, типа операции (документа).

    ·        Комиссии за операции. Задаются ставки комиссий за открытие и закрытие счета, безналичные и наличные поступления и списания. Комиссии могут конкретизироваться в зависимости от остатка на счете, адреса платежа, символа, типа операции.

    ·        Условия на овердрафт. Задаются ограничения на овердрафт по продолжительности и сумме и процентные ставки (штрафы) в зависимости от продолжительности и суммы.

    ·        Плата за обслуживание и процентные начисления. Задается периодичность начисления, условия и процентные ставки, настроечные атрибуты начисления. Ставки могут зависеть от остатков на лицевом счету, оборотов, количества движений, времени от открытия или первого движения по счету, дополнительных условий по счету. Процент может задаваться по отношению к базовой ставке (LIBOR, ГКО и т.п.), заранее описанной и вводимой через специальный модуль ведения базовых ставок.

    ·        Количественные характеристики условий обслуживания привязываются к задаваемому периоду времени, что позволяет их легко корректировать при изменении экономических условий.[39]

    2. Создавать из отдельных условий типовые наборы. Типовые наборы обеспечивают удобство при создании типовых макетов расчетно-кассового обслуживания клиентов. Они позволяют выбрать для разрешенных типов лицевых счетов сразу весь набор условий, а не формировать набор из отдельных условий.

    3. Описывать следующие параметры конверсии по клиентским лицевым счетам.

    ·        Счета конверсии.

    ·        Комиссии за конверсию. Счета и ставки комиссии в зависимости от конвертируемых валют и суммы обмена.

    ·        Таблицы курсов обмена валют. Задаются по отношению к национальной валюте или по всем парам рабочих валют. Курс может также зависить от суммы обмена.

    4. Создавать из отдельных параметров конверсии типовые схемы конверсии.

    5. Создавать типовые макеты договоров на расчетно-кассовое обслуживание клиентов. В типовом макете задается перечень разрешенных валют и типов лицевых счетов, указывается набор условий обслуживания для каждой пары (валюта - тип счета). Задается перечень разрешенных операций (категорий документов), указывается схема конверсии для каждой операции. Это позволяет при заключении договора на расчетно-кассовое обслуживание с конкретным клиентом выбрать макет договора и сразу предложить весь набор условий обслуживания и параметров конверсии по лицевым счетам и операциям.

    2. Технология.

    1. Описывать и создавать процедуры осуществляющие проверки заданных условий, генерацию сопутствующих документов и сообщений, пересчеты остатков и т.п. Процедуры вызываются для исполнения при переходе заданного типа документа в заданное состояние. Привязка осуществляется в модуле "Настройка документооборота, рабочих мест и прав доступа".

    2. Вести справочник шаблонов для генерации лицевых счетов и номеров банковских документов. Шаблоны задают правила для последовательной автоматической нумерации объектов (лицевых счетов, документов), их можно не использовать и задавать номера вручную. Для генерации номера лицевого счета шаблон настраиваются в зависимости от валюты, номера балансового счета и номера рабочего места. Для генерации номера документа шаблон настраивается в зависимости от типа документа и номера рабочего места.

    3. Описывать и создавать процедуры автоматического заполнения описательных полей документов (краткое содержание, номер) по содержательным полям документа (валюта, сумма, номер лицевого счета и т.п.).

    4. Задавать по открытым счетам условия автоматического списания избытка средст. Указывается сумма перевода, периодичность, адресат внутри или вовне банка. Можно также задавать условия автоматического подкрепления счета.

    5. Планировать поступление и списание наличности по лицевым счетам. Вести кассовые планы и заказы.

    6. Блокировать и разблокировать счета. Полностью запрещать или задавать ограничения на списание и зачисление денег в зависимости от формы платежа (наличный или безналичный), символа, типа операции (документа).

    7. Проводить заключительные начисления и списания и закрывать лицевые счета.

    По каждому из представителей клиента указывается его тип (ответсвенный представитель или просто представитель) и права: стандартные (т.е. ссылка на описание стандартных прав для данного типа представителя) или нестандартные (т.е. ссылка на описание прав данного конкретного представителя).

    Международные расчеты

    Ведение контрактов и расчетные операции - документарное и финансовое инкассо, переводы, расчеты аккредитивами. Сообщения и платежи в разных транспортных системах. Вексель. Условия ведения. Бухгалтерская настройка: ограничения, комиссии, овердрафты, плата за обслуживание, проценты, конверсии при операциях по лицевым счетам. Оптимизация обслуживания. Оптимизация начислений, платы за обслуживание, комиссий и ограничений. Транзитные расчеты, обслуживание не своих клиентов, клиентов филиалов. Реальное время. Совмещение банковского дня и календарного. По счетам ведётся по крайней мере два остатка (на самом деле их больше) - текущий и плановый. Плановый меняется при вводе в систему нового документа, текуший меняется при исполнении этого документа. Сальдовка актуальна на текущий момент времени. Front- and Back-Office. Front-Office - клиент стоит перед нами, мы обрабатываем все его операции, выдаём выписку. Back-Office - собираем все платёжки вместе и потом ввод по пачкам.

    Подсистема клиринга и обслуживания коррсчетов:

    ·        обеспечение клирингового обслуживания Лоро-корреспондентов;

    ·        выбор способа передачи и оформление макетов платежных документов для различных расчетных систем (SWIFT, TELEX, МФО, модемные макеты и т.п.);

    ·        ведение Ностро счетов (прием и ввод выписок);

    ·        прием и ввод поступивших документов от различных расчетных систем;

    ·        проведение транзитных платежей;

    ·        формирование и передача выписок по коррсчетам для Лоро корреспондентов.

    Обеспечивающие подсистемы:

    ·        взаимодействия с международными расчетными системами (SWIFT, TELEX и т.д.);

    ·        взаимодействия с внутренними расчетными системами (по модему с РКЦ, ЦОУ, МЦО, ГРКЦ и т.д.);

    ·        взаимодействия c международными информационными системами (REUTER и т.д.);

    ·        ввода информации со специальных устройств (сканера, факса и т.д.)

    ·        вывода информации на специальные устройства (сберкнижку, факс, модем и т.д.);

    ·        проверки доступа и авторизации ответственных исполнителей и клиентов (через отпечаток пальца, через магнитную карточку, по электронной подписи и т.п.).

    Система безопасности и доступа

    Бухучет

    Два слоя. Во-первых, в "Афине" предусмотрен слой бухгалтерского учета, который отражает изменения в состоянии документа обычными бухгалтерскими проводками. Взаимодействие документооборота со слоем учета настраивается в момент установки системы и может быть изменено в процессе ее эксплуатации. Стоит также отметить, что тщательное сопоставление достоинств и недостатков российских и западных банковских систем показало, что в ряде случаев корректный учет возможен только односторонними проводками, а не общепринятыми сейчас в России двухсторонними. Дополнение же проводок до двухсторонних может происходить в момент собственно исполнения документа при отражении его в реальном текущем балансе банка.

    Второй слой деловых процедур - это описание "жизненного цикла" документа, т.е. взаимосвязей документов по порождению. Документы одних типов могут порождать документы других типов с определёнными характеристиками (и это настраивается), и хотя каждый из порождаемых документов живет в "Афине" своей жизнью, система фиксирует их происхождение и отслеживает исполнение родительских и дочерних документов. Таковы, например, соотношения кредитного договора и срочных обязательств по нему, кассового ордера и мемориальных ордеров по начислению платы за кассовое обслуживание и т.д.

    Документы или проводки.

    Работа только с операциями (сделками, документами), учет настраивается на исполнение операций. По каждому документу есть возможности для настройки его маршрута и перечня порождаемых документов, мемоордеров, сообщений. Визирование. Платежные документы могут попадать на обработку через ввод оператором, через прием от подсистем (клиент-банк, частные вклады и т.п.), через прием как транзитного из другого банка (от операциониста обрабатывающего документы поступивших из других банков).

    Ведение лицевых счетов. Планы счетов

    По каждому лицевому счету хранится несколько типов остатков (как минимум реальный и плановодебетовый). При порождении документа изменяются плановые остатки на лицевых счетах, при исполнении документа изменяются реальные остатки на лицевых счетах. Лицевые счета, требующие расшифровки (невыясненные суммы, транзитные счета, счета продажи валютной выручки) оформляются как счета с реестром. Реестр это перечень всех документов, по поступлениям на лицевой счет, и привязанных к ним документов по списанию каждого из поступлений. Планов счетов - любое число. Один из них главный. По планам счетов получается только отчётность. Документооборот и бухгалтерские технологии (схемы проводок) от планов счетов не зависят.

    Кассовые операции.

    Необходимый функционал:

    1. Просмотреть очереди приходных и расходных документов, направленных в данную кассу, выбрать из очереди документ на обработку.
    2. Ввести сумму после пересчета для приходного ордера по инкассации выручки.
    3. Ввести разбиение суммы приходного и расходного ордера по купюрам.
    4. Акцептовать или отбраковать поступивший документ. Акцептованный документ переходит в состояние "исполнен", исполняются соответствующие мемоордера, и изменяются реальные остатки на счетах.
    5. Оформить документ по передаче наличности в другую кассу (или подотчетному лицу). По документу генерятся расходный и приходный ордера. Расходный ордер исполняется сразу, приходный в кассе принимающей деньги.
    6. Оформить документы по приему и сдаче наличности в/из хранилища ЦБ.
    7. Сформировать отчеты по работе кассы (одной или вместе с подчиненными кассами).

    Работа с картотеками.

    Картотеки ведутся по принципу счетов с реестрами. При занесении суммы в картотеку в реестр делается запись с первоначальной суммой, документы по списанию суммы ссылаются на запись о занесении и корректируют несписанную сумму. Альтернативой использованию картотек является покупка соответствующих подсистем (вместо картотек 9921 и 9941 - кредитной подсистемы т.д.) и использование их отчетных форм. Единственными картотеками, не поддерживаемыми подсистемами, являются требования неоплаченные в срок (9927 и 9929) и для них предусмотрен повышенный сервис и, в частности, связь с платежными требованиями и поручениями.

    Откаты назад. Выполнение операций сторнирования.

    Модуль позволяет исправлять ошибки в расчетах, вводя операции задним числом. Модуль очень ответственный и должен выполняться уполномоченным работником. При вводе документа запрашивается время исправления (должно быть меньше текущего) и сразу происходит исполнение документа (без передачи на другие рабочие места). Остатки корректируются на всем интервале от времени исправления до текущего времени.

    Сводные коэффициенты и балансы на любому набору филиалов. Настройка итоговых документов банка (показателей, коэффициентов, отчетных форм).


    Заключение.


    В настоящее время в системе расчетов банков с предприятиями реализуется комплекс мероприятий, который позволит в ближайшем будущем отказаться от использования в платежной системе бумажных носителей первичной информации и перейти к работе на принципах «безбумажной технологии» — с электронными документами. Хозяйственным субъектам РФ в будущем предстоит выполнить комплекс работ по созданию и внедрению отечественной нормативно-правовой базы методологии использования электронных документов при осуществлении расчетов, определить правила использования электронной подписи и ее криптозащиты, поставить задачу и обеспечить разработку надлежаще сертифицированных программных средств для ее решения, найти методы решения проблем надежной защиты электронных документов, законодательно определить меры ответственности за нарушение установленных правил и норм, а также и за несанкционированный доступ в банковские сети. Проведение расчетов в режиме реального времени потребует участия кредитных организаций, которым необходимо укреплять свое финансовое положение и повышать эффективность работы по размещению своих активов с тем, чтобы являться полноправными участниками платежной системы.[40]

    Однако прежние формы остаются доселе действенными и актуальными.

    Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов предполагает создание и использование целостных систем стандартизации и сертификации банковских технологий. В настоящее время разработаны концепции таких систем, которые являются основой для создания взаимосогласованной совокупности стандартов в данной сфере, так называемого стандартизованного профиля, а также для выработки методик сертификационных испытаний и аккредитации испытательных лабораторий и сертификационных центров. Создаваемый стандартизированный профиль будет гармонизирован с международными стандартами в банковской сфере. В настоящее время частично разработаны фрагменты стандартизированного профиля, регламентирующие функциональные части банковских автоматизированных систем, интерфейсы пользователей, технические средства, средства и методы защиты информации, средства и методы проектирования, программные средства, форматы электронных банковских сообщений.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.