Расчетно-кассовое обслуживание предприятий коммерческими банками
Платежное поручение представляет собой
поручение предприятия обслуживающей кредитной организации о перечислении
определенной суммы со своего счета. Плательщик представляет поручение на бланке
установленной формы.
При расчетах чеками владелец счета (чекодатель)
дает письменное распоряжение плательщику кредитной организации, выдавшей
расчетные чеки, уплатить определенную сумму денег, указанную в чеке,
получателю средств (чекодержателю).
Чеки используются как физическими, так и
юридическими лицами, являются платежным средством и могут применяться при
расчетах во всех случаях, предусмотренных Законами Российской Федерации. Не
допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Чек является ценной
бумагой и изготавливается по единому образцу. Бланки чеков являются бланками строгой
отчетности и приходуются по внебалансовому
счету «Бланки строгой отчетности».
Покрытием чека в кредитной организации
чекодателя могут быть:
средства, депонированные чекодателем на
отдельном счете 40903 «Расчетные чеки»;
средства на соответствующем счете чекодателя,
но не свыше суммы, гарантированной кредитной организацией по согласованию с
чекодателем при выдаче чеков.
Сумма гарантии банка, в пределах которой могут
быть оплачены чеки, учитывается в кредитной организации — гаранте на
внебалансовом счете «Гарантии, поручительства, выданные банком» и в кредитной
организации — исполнителе на внебалансовом
счете «Гарантии, полученные банком».
Для получения чеков юридическое лицо
представляет в банк заявление в одном экземпляре (в двух экземплярах — для
получения чеков, оплата которых гарантирована). При необходимости вместе с
заявлением о выдаче чеков представляется платежное поручение для депонирования
средств на отдельном лицевом счете чекодателя 40903 «Расчетные чеки». На этот
счет зачисляется сумма средств, депонируемая с соответствующего расчетного (текущего)
счета. Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение 10
дней, не считая день его выдачи.
Кредитные организации перед выдачей чеков
клиентам обязаны заполнить чеки, проставив на них:
• наименование
кредитной организации и ее местонахождение в верхней левой части чека, а в
случае выдачи чека ее филиалом — наименование филиала и его местонахождение в
верхней правой части чека;
• номер кредитной
организации в нижней части чека, в соответствующей секции целевого поля. В
случае если филиалу открыт корреспондентский субсчет в кредитной организации,
в чеке проставляется номер последней;
• номер лицевого
счета чекодателя в нижней части чека;
• наименование
чекодателя — юридического лица (или фамилия, имя, отчество физического лица),
номер его счета в нижней левой части чека;
* предельный размер суммы,
на которую может быть выписан чек (на оборотной стороне чека), цифрами и
прописью;
• печать ч подписи
должностных лиц кредитной организации.
Вместе с чеками клиенту выдается
идентификационная карточка (чековая карточка) в одном экземпляре. На лицевой стороне карточка содержит:
наименование кредитной организации и ее
местонахождение; название «чековая карточка № ____»; имя физического или юридического лица; подпись
чекодателя; паспортные данные чекодателя; номер счета
чекодателя.
На оборотной стороне карточки должна быть
надпись: «Гарантируем оплату чека, трассированного на нас при соблюдении следующих
условий: чек может быть выписан на сумму не более указанной на его оборотной
стороне и в чековой карточке; подпись чекодателя должна соответствовать образцу
подписи, предоставленной на чековой карточке; номер счета чекодателя,
указанный в чеке, должен соответствовать номеру, указанному на чековой
карточке; идентификация чекодателя осуществляется путем сравнения его паспортных
данных с данными, указанными в чековой карточке; чек должен быть оплачен в
полной сумме, на которую он выписан, без какой-либо комиссии»; а также должны
быть поставлены печать и подпись ответственного работника кредитной
организации.[26]
Кредитные организации (в случае, когда
плательщиками по чекам являются другие кредитные организации) сдают принятые
чеки в расчетно-кассовый центр при реестрах в четырех экземплярах. Первый и
второй экземпляры вместе с дебетовым авизо направляются в расчетно-кассовый
центр, обслуживающий кредитную организацию плательщика; третий — с чеком
остается в расчетно-кассовом центре, обслуживающем кредитную организацию
поставщика; четвертый экземпляр выдается как
расписка о приеме чеков кредитной организации поставщика.
Реестр включает реквизиты:
наименование кредитной организации плательщика
и ее номер; номер счета чекодателя; сумму чека; номер чека.
Списание средств кредитной организацией со
счета чекодателя производится на основании поступившего из расчетно-кассового
центра реестра чеков. Сами чеки остаются на
хранении в расчетно-кассовом центре. Их копии могут быть затребованы по мере
необходимости.[27]
Кредитная организация обязана под расписку
ознакомить лицо, получающее чеки, о порядке их заполнения, а также предупредить
чекодателя об ответственности за утраченные или похищенные чеки. Юридическое
лицо, принимающее чеки, обязано убедиться, что:
сумма чека не превышает предельной суммы,
обозначенной на его оборотной стороне и в чековой карточке;
номер счета чекодателя, проставленный в чеке,
соответствует обозначенному в чековой карточке;
паспортные данные чекодателя соответствуют
данным, указанным в чековой карточке;
подпись чекодателя, проставленная в чеке, и
подпись, проставленная в чековой карточке, идентичны.
На обороте чека, принятого за товары или
услуги, юридическое лицо проставляет оттиск своего штампа и подпись
ответственного (должностного) лица и сдает чек в кредитную организацию.
Расчетно-кассовые центры, принимающие чеки от
кредитных организаций, проверяют правильность их заполнения и производят
оплату чеков с последующим отдебетованием
расходов расчетно-кассовому центру, обслуживающему кредитную организацию плательщика.
Списание средств со счетов банка-плательщика производится немедленно на
основании получения при дебетовом авизо реестров чеков. При полном
использовании всех чеков юридическому лицу могут быть выданы чеки на сумму
неиспользованных депонированных средств. В случае отказа юридическое лицо
представляет поручение для перечисления неиспользованной суммы на тот счет, с
которого эти средства депонировались. В случае утери чеков юридическое лицо
представляет кредитной организации, выдавшей чеки, заявление с указанием
номеров использованных чеков.
Платежное требование-поручение
представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании
направленных в обслуживающую кредитную организацию плательщика расчетных и
отгрузочных документов, стоимость поставленной по договору продукции,
выполненных работ, оказанных услуг.
Платежные требования-поручения выписываются поставщиком на специальном бланке и
вместе с документами направляются в трех экземплярах в кредитную организацию покупателя,
который передает требование-поручение плательщику, а отгрузочные документы
оставляет в картотеке к счету плательщика (картотека 1, внебалансовый счет 90901 «Расчетные документы,
ожидающие акцепта для оплаты»).[28]
Плательщик обязан представить в свою кредитную
организацию или платежное требование-поручение (в течение трех дней со дня его
поступления), или отказ от его оплаты. Требование-поручение вместе с
приложенными отгрузочными документами и извещением об отказе в оплате
возвращаются непосредственно поставщику.
При оплате первый экземпляр
требования-поручения служит основанием для списания средств со счета
плательщика и после совершения операции помещается в документы дня кредитной
организации; второй — направляется кредитной организации, обслуживающей
поставщика; третий — вместе с отгрузочными документами
возвращается плательщику как расписка.
Поступившие в кредитную организацию плательщика
платежные требования-поручения оплачиваются покупателями только в порядке
предварительного акцепта. В связи с этим указанные расчетные документы
помещаются в картотеку к внебалансовому счету
«Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» (картотека 1) до момента
получения акцепта плательщика.
При отсутствии средств у плательщиков
акцептованные платежные требования-поручения помещаются в картотеку к внебалансовому
счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», кроме документов,
учтенных по внебалансовому счету 90903 «Расчетные документы клиентов, не
оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корсчетах
кредитной организации». Оплата должна производиться по мере поступления
средств .[29]
Аккредитив представляет собой условное денежное
обязательство кредитной организации, выдаваемое по
поручению клиента в пользу контрагента по договору, по которому открывшая аккредитив кредитная организация может произнести платеж или предоставить такие полномочия
другой кредитной организации при условии представления документов,
предусмотренных в аккредитиве, и при
выполнении условий аккредитива.
Открытие эмитентом гарантированных аккредитивов
осуществляется по договоренности с покупателем и в соответствии с условиями
корреспондентских отношений с другой кредитной организацией.
Для открытия аккредитива плательщик
представляет заявление, в котором указывается:
номер договора, по которому открывается
аккредитив; срок действия аккредитива (число и месяц закрытия аккредитива);
наименование поставщика;
наименование кредитной организации исполнителя;
место исполнения аккредитива;
полное и точное наименование документов, против
которых производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок
оформления (полный развернутый перечень может указываться в приложении к
заявлению); вид аккредитива;
цель открытия аккредитива, т.е. для отгрузки
каких товаров (оказания услуг) открывается аккредитив, срок отгрузки (оказание
услуг); сумма аккредитива; способ реализации аккредитива.
Заявление об открытии аккредитива
представляется в количестве экземпляров, необходимом для выполнения условий
аккредитива.
Для получения средств по аккредитиву поставщик,
отгрузив товары, представляет реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные
условиями аккредитива (подтверждающие выполнение) документы до истечения срока
аккредитива в обслуживающую кредитную
организацию. Если нарушается хотя бы одно из условий, выплаты по аккредитиву не
производятся. При выплате по аккредитиву исполнитель обязан проверить,
соблюдены ли поставщиком все условия аккредитива, а также правильно ли
оформлен реестр счетов, соответствуют ли подписи и печати поставщика заявленным
образцам. Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного
покупателя, то проверяется, есть ли акцептная надпись и соответствует ли
подпись уполномоченного представленному образцу.
Не принимаются к оплате реестры счетов, если в
них не указаны: дата отгрузки, номера товарно-транспортных документов, номера
почтовых квитанций при отправке товара через предприятия связи, номера или даты
приемо-сдаточных документов и вид транспорта,
которым отправлен груз при приеме товара представителем покупателя на месте у
поставщика.
Реестр счетов представляется
в трех экземплярах, из которых первый экземпляр
используется в качестве мемориального ордера, третий — в качестве расписки в
приеме, а второй — с приложением товарно-транспортных документов и отметкой
исполнителя отсылается эмитенту для вручения плательщику.
Выплата аккредитива наличными деньгами не
допускается. Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного
покупателя, то указанное лицо обязано представить исполнителю:
паспорт или другой заменяющий его документ;
образец своей подписи, если таковой в банке не имеется (заполняется в банке на карточке образцов подписей);
командировочное удостоверения или доверенность,
выданные организацией, открывшей аккредитив.
Закрытие аккредитива в кредитной организации
поставщика производится:
1) по истечении срока аккредитива. О закрытии аккредитива исполнитель
уведомляет эмитента;
2) по заявлению поставщика
об отказе дальнейшего использования аккредитива до истечения срока (на
основании его заявления). Эмитенту посылается уведомление исполняющей кредитной
организацией. Неиспользованная сумма перечисляется кредитной организации
плательщика на балансовых счет, с которого депонировались средства (расчетный
или ссудный);
3) по заявлению покупателя
об отзыве аккредитива полностью или частично. В день получения сообщения от
эмитента аккредитив закрывается или уменьшается, но не более суммы остатка на
счетах 90907 или 90908. О закрытии аккредитива посылается уведомление
эмитенту;
4) в кредитных
организациях списываются все записи по вне-балансовым счетам (90907 или 90908)
Выставленные аккредитивы; (91305) Гарантии, поручительства, полученные банком;
(91404) Гарантии, поручительства, выданные банком.
Схему документооборота при расчетах
аккредитивами см. в приложении 8.
Факторинг (англ. factoring
от factor — агент, посредник) — разновидность
расчетной операции.
Основой факторинговой операции является покупка
факторинговой фирмой счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию на условиях
немедленной оплаты (80% от стоимости счета-фактуры) и передача поставщиком
фирме права требования платежа с дебитора. Оставшаяся часть (20%)
выплачивается факторинговой фирмой (за вычетом процента за кредит и комиссии
за услуги) либо после получения платежа от дебитора, либо независимо от поступления
платежа от дебитора.
Оплата счетов поставщика осуществляется в
соответствии с обязательствами по договору с активного счета 47402 «Расчеты с
клиентами по факторинговым, форфейтинговым операциям» — по дебету. Суммы
возмещений плательщиками по факторинговым операциям учитываются по кредиту
пассивного балансового счета 47401 «Расчеты с
клиентами по факторинговым, форфейтинговым операциям».
В аналитическом учете ведутся лицевые счета
соответственно по поставщикам и по плательщикам. Документы по факторинговым
операциям, переданные поставщиком кредитной организации, учитываются на внебалансовом счете 90906 «Расчетные документы по
факторинговым, форфейтинговым операциям» в сумме их первоначального предъявления
плательщику. В расход списываются суммы полностью оплаченных плательщиками
документов. Частичные платежи отражаются на обороте расчетного документа.
Схема документооборота
при факторинговой операции:
1) Отгрузка продукции и отсылка счета-фактуры покупателю с указанием
срока платежа.
2) Поставщик
представляет копию счета-фактуры в факторинговую фирму.
3) Оплата
счета-фактуры (80% от суммы счета).
4) Покупатель
представляет в свой банк при наступлении срока поручение на оплату счета
поставщика.
5) Оплата счета и
перевод денег на счет факторинговой фирмы.
6) Окончательный расчет факторинговой фирмы с поставщиком.
Факторинговые операции ускоряют получения
платежей; гарантируют оплату счетов; снижают расходы по учету счетов-фактур у
поставщика, обеспечивают своевременность поступления платежей поставщикам при
финансовых затруднениях у покупателя; улучшают финансовые показатели у
поставщика.
Факторинговые операции осуществляются на основе
договоров. Обязательными реквизитами договора являются:[30]
наименование и
адрес каждого плательщика и условия продажи
ему продукции (реестр); сумма требований; сумма имеющегося ранее долга каждого плательщика и данные о проверке его счетов; перечень
покупателей; предельная сумма аванса; процентная ставка за кредит; процент
комиссионного сбора за услуги; предельные суммы по операциям факторинга; меры,
принимаемые для получения платежа с неаккуратного плательщика; право регресса;
предельный срок платежа для покупателя; порядок завершения факторской сделки;
условия расторжения договора; срок действия договора.
Правовые основы функционирования
денежной системы и организации расчетов в Российской Федерации
регламентируются Законом «О денежной системе Российской Федерации», принятым
25 сентября 1992 г. Функция организации денежного оборота возложена на
Центральный банк Российской Федерации. Правила проведения операций с наличными
деньгами на территории Российской Федерации определяются Центральным банком, решением
Совета директоров которого за № 40 от 22 сентября 1997 г. принят документ
«Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации».
Для более рационального оборота наличных денег,
сокращения трудовых и материальных затрат, связанных с обслуживанием оборота
наличных денег, основная масса платежей должна осуществляться в безналичном
порядке. Предприятия и организации всех форм собственности должны сдавать в банк
для зачисления на их расчетные (текущие) счета все
суммы, полученные ими наличными деньгами за
проданные товары, оказанные услуги и выполненные работы и др. Предприятиям и
организациям по согласованию с обслуживающими их банками устанавливается лимит кассовой
наличности, т.е. предельная сумма наличных денег, которая может храниться в
кассе предприятия.
Коммерческие банки осуществляют операции с
наличными деньгами по обслуживанию клиентов
только при наличии у них лицензии, выданной Центральным банком РФ (или его
территориальным управлением) на ведение кассовых операций, при этом банку
устанавливается лимит операционной кассы, размер которого зависит от объема
выполняемых банком операций. Для обеспечения рационального оборота наличных
денег в кассе банк на основе заявок клиентов составляет кассовый прогноз
поступлений и выплат наличными деньгами. При недостатке кассовой наличности
для обеспечения предстоящих выплат банк может получить наличные деньги в РКЦ
за счет средств на корреспондентском счете банка. Сверхлимитный остаток
операционной кассы подлежит сдаче в РКЦ для зачисления на корреспондентский
счет банка.
Большое значение придается правильной и четкой
организации кассовой работы в коммерческом банке, которая должна обеспечить и
сохранность ценностей, и своевременное обеспечение кассовой наличностью
обслуживаемых банком предприятий и организаций, и инкассацию денежной
наличности. При этом работы должны вестись с полным соблюдением кассовой
дисциплины.
Для приема и выдачи наличных денег и других
ценностей в коммерческом банке создается отдел кассовых операций, который
возглавляет заведующий кассой (старший кассир), осуществляющий руководство
отделом и контроль за работой кассового аппарата банка. Наряду с главным
бухгалтером и руководителем банка заведующий кассой несет ответственность за
правильную организацию кассовой работы, четкое кассовое обслуживание
предприятий и организаций, а также населения, своевременное отражение в учете
денег, поступивших в кассу или выданных из кассы, сохранность всех ценностей в
кассе банка.
В коммерческом банке создаются кассы приходные,
расходные, приходно-расходные, вечерние, кассы для выдачи чековых книжек,
пересчета денежной выручки. Виды и количество таких касс зависят от объема
операций и характера деятельности банка.[31]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|