Расчетно-кассовое обслуживание предприятий коммерческими банками
Аккредитив, открытый в банке поставщика,
закрывается по истечении срока, о чем уведомляет банк-эмитент. Если возникают
претензии к поставщику, то они рассматриваются участниками расчетной операции
без вмешательства банка.
Преимущество такой формы расчетов — в
отсутствии задержки оплаты продукции и услуг,
деньги заранее приготовлены, и получатель средств уверен, что сразу, даже в
день отгрузки, может получить полагавшиеся ему деньги.
Однако в расчетах непокрытыми аккредитивами
существуют некоторые особенности — в исполняющем банке оплата продукции
поставщику производится не за счет средств, забронированных заранее, а лишь в
случае, если между банком-исполнителем и банком-эмитентом установлены
корреспондентские отношения.
Расчеты платежными
требованиями-поручениями. В этой
современной форме расчетов поставщик предъявляет требование к покупателю
оплатить на основании направленных ему расчетных документов стоимость
поставленной продукции или выполненных работ.
Платежные требования-поручения выписываются на
бланках установленной формы и вместе с документами об отгрузке и счетами
направляются в банк покупателя. Банк передает документы плательщику, который
ставит на требовании-поручении свою печать на всех экземплярах и передает их в
банк. Банк, получив эти по существу акцептованные документы, списывает
средства со счета плательщика. После завершения операции документы помещаются
для хранения в "документы дня". Второй экземпляр документов
направляется банку, обслуживающему поставщика.
Срок представления плательщиком в банк
полученных от поставщика требований определяется сторонами в договоре. Если возникает
необходимость перевести деньги телеграфом, то на всех экземплярах
требования-поручения делается специальная отметка: "платеж перевести
телеграфом". Разумеется, платежное требование-поручение исполняется банком
плательщика лишь при наличии у него на счете денег. Если плательщик
отказывается полностью или частично от оплаты, то спор решается непосредственно
сторонами в порядке и в сроки, определенные договором. В договоре может быть
предусмотрена ответственность за несвоевременное представление в банк для
оплаты документов и поручений. Расчеты по требованиям-поручениям по существу
приближаются к расчетам, которые обеспечивают обязательный платеж при наличии
денег на счете покупателя.
Расчеты платежными требованиями. Платежные требования широко применяются
при акцептной форме расчетов, когда платежи совершаются
не сразу после отгрузки товара и выписки товарных документов. Отгрузив товар,
поставщик выписывает в соответствующем количестве экземпляров платежные
требования и сдает их на инкассо. Платеж за товар или услугу осуществляется в
учреждении банка, обслуживающем покупателя.
Платежное требование содержит все необходимые
реквизиты, позволяющие определить, какой товар отгружен, каковы его сортность,
цена, время отгрузки и ò.ä. Поставщик не сам направляет эти
документы плательщику, а поручает своему учреждению банка взыскать платеж.
Следовательно, составленные документы поставщик передает в свой банк с
поручением взыскать средства с плательщика. Это поручение и есть инкассо.
Банк, принимая документы на инкассо, берет на себя обязательство вовремя
переслать их в учреждение банка, обслуживающее покупателя, взыскать там с него
средства и перечислить на расчетный счет поставщика.
После проверки сдаваемые на инкассо документы
направляются в учреждение банка, обслуживающее покупателя. Поступающие деньги
банк покупателя зачисляет на счет банка поставщика.
Учреждение банка, обслуживающее покупателя,
получив присланные учреждением банка поставщика платежные требования, сообщает об этом покупателю, .который, ознакомившись с документами, дает 'согласие на платеж или отказывается от их акцепта.
Акцепт является тем
элементом, который дает возможность использовать безналичные расчеты как важный
инструмент контроля за деятельностью поставщика.
Покупатель акцептует счет только в том случае, если поставщик выполнит все
условия договора, т.е. поставит продукцию нужного качества, в заказанном объеме, по установленной цене и т. д. Если поставщик нарушит хотя бы одно из
договорных условий, то покупатель не даст
согласия на акцепт, следовательно, у поставщика не произойдет акт реализации.
Акцепт счета — это не только юридический, но и экономический акт,
контролирующий выполнение хозяйственного договора поставщиками.
При положительном акцепте требуется письменное
согласие на оплату документов (такая форма акцепта сейчас почти не
применяется). Отрицательный акцепт имеет довольно широкое распространение и
применяется в расчетах между хозяйственными организациями, предприятиями и учреждениями.
При данной форме акцепта покупатель в течение установленного срока может
заявить отказ от акцепта, и если он этого не сделал, то платежный документ
считается акцептованным и обязателен к платежу.
При предварительном акцепте платеж совершается
после получения согласия; при последующем акцепте сначала производится платеж,
после чего покупатель, в случае недобросовестности поставщика, может
предъявить контрпретензию по возврату списанных с его счета сумм. Срок для
последующего отказа от акцепта — три дня с момента получения банком платежного
требования. Он может быть продлен, если это предусмотрено в хозяйственном
договоре. В настоящее время применяется только предварительный акцепт.
Полный отказ от акцепта возможен в случае, если
товар не соответствует условиям договора; недоброкачественный;
нестандартный; не заказан; переадресован в пути другому покупателю.
При частичном отказе акцептуется часть суммы
счета. Это практикуется, если цены завышены против договорных; наряду с
заказанными отгружены незаказанные товары;
допущены арифметические ошибки и т.п.
Получив согласие на оплату (а при последующей
форме акцепта сразу после получения документов), учреждение банка оплачивает
документы и перечисляет средства в банк, где ведется расчетный счет
поставщика. Если расчетные документы должны оплачиваться с расчетного счета
покупателя, а денег там не оказалось, и если предприятие не имеет права на кредит,
то эти документы помещаются в специальную картотеку несвоевременно оплаченных
документов (картотека 2). Об этом
сообщается поставщику, и за каждый день просрочки платежа с покупателя
взыскиваются пени в претензионном порядке в
размере, предусмотренном в договоре.
Расчеты платежными требованиями могут
применяться, если они предусмотрены в договорах между поставщиками, покупателями
и их банками, за отгруженные материальные ценности, выполненные работы,
оказанные услуги и по другим претензиям, счета по которым не оплачены
плательщиками. Под договором между хозяйствующим органом и банком подразумевается
договор банковского счета, который должен быть заключен при его открытии.
Банки не вправе отказывать в приеме к исполнению платежных требований, даже
если эта форма расчетов не предусмотрена в договоре банковского счета.
В течение
срока ожидания акцепта документы находятся в картотеке 1. При отсутствии
средств у плательщиков акцептованные платежные документы помещаются в
картотеку 2, и их оплата производится по мере поступления средств в установленной
очередности.
При равномерных, постоянных
поставках товаров и оказании услуг можно рассчитываться в порядке плановых
платежей, т.е. по договоренности сторон. Сумма каждого планового платежа
устанавливается сторонами исходя из объема
поставок и периодичности платежей. На каждый плановый платеж представляется
платежное поручение.
В практике денежных расчетов используются инкассовые поручения. Инкассо — это
поручение банку взыскать деньги с плательщика. Такие поручения обычно
используются при принудительном взыскании средств. Взыскатели
представляют в банк инкассовое, поручение со ссылкой на дату и номер исполнительного
или приравненного к нему документа.
Поручения, основанные на приказах арбитража,
решениях суда или исполнительных надписях, учиненных нотариусами, предъявляются
при соответствующих подлинных исполнительных
документах или их дубликатах. В исполнительных документах должны содержаться:
полное и точное наименование взыскателя и
плательщика; размер взыскиваемой суммы; с какого счета плательщика сумма
подлежит списанию.
Инкассовые поручения с приложением
исполнительных документов, а также
распоряжения на списание средств со счетов одногородних
плательщиков представляются взыскателем на
инкассо-непосредственно учреждению банка, где
ведется счет плательщика, а по иногородним плательщикам — учреждению банка,
обслуживающему взыскателя.
При взыскании по исполнительным документам в
пользу отдельных граждан учреждение банка, в котором находится счет
плательщика, принимает исполнительные документы только через судебного
исполнителя, состоящего при суде, в районе деятельности которого находится
данное учреждение банка.
Очередность платежей. Для нормализации платежного оборота, сокращения неплатежей с 1994 г.
предусмотрен ряд дополнительных мер по нормализации расчетов и укреплению
платежной дисциплины в народном хозяйстве. Установлен временный порядок
использования средств, поступающих на счета предприятий и организаций в банках,
т.е. введена новая очередность платежей со счетов клиентов банка — юридических
лиц. Прежде всего предприятия имеют право использовать остаток денег на своих
счетах на неотложные нужды в размерах, не превышающих 5% среднедневных
поступлений за предшествующий квартал. В числе суммы на неотложные нужды может
быть и выплата заработной платы в размере до пятикратной минимальной месячной
оплаты труда с учетом фактической среднесписочной
численности работников в пределах заработанных средств.
По ходатайству клиента, когда деньги на
расчетный счет поступают не ежедневно, а периодически, банк вправе оставлять
на неотложные нужды средства на весь период сразу.
При полном отсутствии поступлений в течение
какого-либо периода клиент имеет право использовать неполученные средства на
неотложные нужды в следующем периоде. В то же время по заявлению
хозяйствующего органа неиспользованные средства за истекший период могут быть
оставлены для использования в последующем. Если заявления не поступило, то
деньги направляются на оплату документов из картотеки 2.
В первоочередном порядке производятся платежи в
бюджеты всех уровней, а также в Пенсионный и другие целевые внебюджетные
фонды. Остальные платежи совершаются в порядке наступления сроков платежей,
т.е. в календарной очередности поступления в банк платежных документов. Деньги,
выделяемые из бюджетов, перечисляются на отдельные бюджетные (текущие) счета
юридических лиц, с которых они расходуются строго по целевому назначению.
Расчетные, текущие счета открываются
юридическим лицам независимо от форм собственности, а также гражданам и физическим
лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью.
Для оформления открытия счетов всех видов в
кредитную организацию предоставляются следующие документы:
заявление на открытие счета;
документ о государственной регистрации в
исполнительном комитете Совета народных депутатов по месту нахождения юридического
лица (свидетельство о регистрации);
решение (распоряжение, постановление, приказ) о
создании, реорганизации или ликвидации юридического лица того органа, которому
предоставлено такое право действующим законодательством;[17]
копии Устава и учредительного договора или
договор аренды, в необходимых случаях документы на право пользования землей,
заверенные нотариально, прошнурованные и пронумерованные;
справки из налоговой инспекции, пенсионного
фонда о том, что юридическое лицо зарегистрировано в этих органах;
карточка с образцами подписей и оттиска (кроме
граждан) печати, заверенными нотариально.
Для открытия счетов нерезидентам Российской
Федерации дополнительно представляются выписки из торгового или банковского реестра и другие документы, определяющие
юридический статус нерезидента в соответствии с законодательством страны его местонахождения, копия разрешения национального иностранного банка. Все документы должны быть
переведены на русский язык, нотариально заверены и легализованы в посольстве
(консульстве) Российской Федерации за границей либо в посольстве (консульстве)
иностранного государства в Российской Федерации, Текущие счета открываются:
филиалам, представительствам, отделениям и
другим обособленным подразделениям юридических лиц;
учреждениям и организациям, состоящим на
государственном бюджете, руководители которых не являются самостоятельными
распорядителями кредитов, или на имя этих руководителей; общественным и
религиозным организациям. При открытии текущих счетов религиозным организациям
в учреждении банка представляется: заявление об открытии счета;
справка соответствующего уполномоченного Совета
по делам религии о регистрации;
карточка с образцами подписей и оттиска печати.
Ответственный работник бухгалтерии кредитной
организации проверяет правильность оформления и полноту представления
документов и передает их в юридический отдел для проверки законности и
достоверности представленных документов.
Счет открывается при наличии на заявлении
клиента разрешительной надписи Председателя Правления или его заместителя и
главного бухгалтера кредитной организации. За открытие и ведение счета
кредитная организация может взимать определенную плату. Клиент заполняет
заявление на взнос наличными и вносит требуемую сумму в кассу кредитной организации.
Документы по оформлению счета хранятся в юридическом отделе, в сейфе в порядке
возрастания номеров. Карточки с образцами подписей и оттиска печати хранятся в
специальной картотеке у операциониста. Клиенту кредитной организации
сообщается номер счета и операциониста, с которым будет работать клиент. Номера
счетов включают в себя: двадцать знаков счетов второго порядка; три знака кода
валюты; два знака отраслевой принадлежности; один знак код; четыре знака номера
отдельного лицевого расчетного или текущего счета и т.д.[18]
Счета второго порядка открываются в
соответствии с новым Планом счетов кредитных организаций в 4-м разделе и
строятся в зависимости от юридического статуса лица, открывающего счета:[19]
405 Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности
406 Счета предприятий, находящихся в государственной
(кроме
федеральной) собственности
407 Счета негосударственных предприятий
Прочие счета открываются в зависимости от типа
счета — «Т», «И» и «С»:
40801 Организации банков
40802 Физические лица —
предприниматели
40803 Физические
лица-предприниматели-нерезиденты
40804 Юридические
лица-нерезиденты — счета типа «Т»
40805 Юридические
лица-нерезиденты — счета типа «И» 408066
Юридические лица-нерезиденты — счета типа «С»
Существуют особенности открытия счетов
«Юридические лица—нерезиденты», включая рублевые счета типа «Т» и «И» «Физические
лица предприниматели-нерезиденты (кроме операций по вкладам)».
Рублевые счета типа «Т» открываются
нерезидентам для обслуживания их экспортно-импортных операций (кроме операций,
связанных с осуществлением экспорта из Российской Федерации товаров, в
отношении которых применяются нетарифные меры внешнеэкономического
регулирования), а также для целей содержания в Российской Федерации их
представительств, филиалов.[20]
Расчеты по экспортно-импортным операциям могут
осуществляться только со счетов типа «Т» нерезидентов, имеющих право
осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с их
учредительными документами, документами об их регистрации, разрешениями,
выданными российскими уполномоченными органами и другими документами,
определяющими их юридический статус.
Рублевые счета типа «Т» могут открываться на
основании договора банковского счета, заключенного с уполномоченным банком
Российской Федерации, на имя; предприятий, учреждений, организаций, имеющих на
территории Российской Федерации представительства, филиалы; банков и иных
кредитных организаций и учреждений, имеющих представительства на территории
Российской Федерации, исключительно для целей содержания этих
представительств; международных организаций, имеющих на территории Российской
Федерации представительства, (филиалы; иностранных дипломатических, торговых и иных официальных представительств.
Нерезиденты для осуществления инвестиционной деятельности в Российской Федерации
(в том числе сделок приватизации) открывают специальные рублевые счета типа «И»
в уполномоченных банках Российской Федерации на основании договора банковского
счета.
Все инвестиции и реинвестиции на территории Российской Федерации в рублях, а также
покупка иностранной валюты за рубли в связи с репатриацией доходов, полученных
в результате инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, должны осуществляться нерезидентами с рублевых
счетов типа «И».
Рублевые счета типа «И» могут открываться на
имя нерезидентов: предприятий, учреждений, организаций; банков и иных кредитных
организаций и учреждений; международных организаций; физических лиц.
Расчеты по счетам типа «И» по сделкам
приватизации могут осуществляться всеми нерезидентами, кроме юридических лиц-нерезидентов с российским участием, в уставном
капитале которых доля Российской Федерации, местных органов государственной
власти Российской Федерации, общественных организаций (объединений) —
резидентов, благотворительных и иных общественных фондов—резидентов превышает
25%.
Расчеты по счетам
типа «И» по сделкам, не связанным с приватизацией,
могут осуществляться всеми нерезидентами, кроме физических лиц-нерезидентов, не зарегистрированных для ведения
хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места
жительства. На имя одного нерезидента может
быть открыт только один рублевый счет типа «И» в Российской Федерации в одном
из уполномоченных банков.
Банки-нерезиденты
не могут осуществлять расчеты в рублях по операциям, связанным с иностранными
инвестициями в Российскую Федерацию (в том
числе связанным с приватизацией), через свои рублевые корреспондентские счета в
уполномоченных банках Российской Федерации как за счет и по поручению их клиентов-нерезидентов, так и за счет
собственных средств.
Рублевые счета физическим
лицам-предпринимателям-нерезидентам открываются уполномоченными банками для зачисления их личных доходов в
рублях и оплаты текущих рублевых расходов во
время проживания на территории Российской
Федерации. С указанных счетов не могут оплачиваться расходы, связанные с инвестиционными
операциями. Рублевые счета физических лиц—предпринимателей-нерезидентов могут
открываться и вестись только непосредственно в уполномоченных банках Российской
Федерации.
Открытый счет и все реквизиты по каждому
клиенту заносятся в журнал регистрации открытых счетов. Обязательными реквизитами
журнала являются: номер счета, наименование и адрес клиента, дата открытия
счета, примечание. Журнал является документом особой отчетности, он должен
быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и храниться у главного
бухгалтера или его заместителя в сейфе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|