1.Хроникальное
построение очерка (описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной
последовательности). 2.Построение, основанное на логике причинно-следственных
связей (очерк-исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении или
каком-либо отрезке жизни героя «во времени», а все повествование строится по
принципу не временной, а логической последовательности. В основе этих структур
лежит не логика изложения, как в первом случае, а логика исследования. 3.Так
называемая эссеистская, свободная форма построения, основанная на сложных
ассоциативных связях и образных обобщениях. Эта форма наиболее распространена в
практике газетного очерка. Она, как правило, совмещает в себе элементы обоих
предыдущих типов и характеризуется наибольшей полифоничностью, многогранностью,
многообразием употребляемых композиционных приемов и средствИтак, основные
компоненты поэтики худ-пуб. текста: образ автора, пространственно-временная
организация (сюжет и композиция, система персонажей, портрет, пейзаж, деталь),
ассоциативный фон (контекст и подтекст), интонационно речевой уровень.
20. Очерк:
определение жанра, история становления, основные разновидности
Очерк - это
небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Как и все
худ-публ. жанры, очерк относят к «авторской» или «писательской» журналистике,
подчеркивая тем самым его особый характер. Проявляется он прежде всего в повышенной
требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности
текстов, глубине авторского обобщения действительности. Журналистский очерк
отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. В очерке факты
преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его
восприятие и трактовка героем или автором. Факт всегда переосмысляется в образ.
Если в художественном произведении творец, создавая художественный образ,
полагается на художественный вымысел, то публицисты такую вольность допустить
не могут, так как в основе любого публицистического образа всегда лежат
документальные факты. И все же, как и в художественных произведениях, мир,
отраженный в публицистике, принципиально отличается от мира реального. Жизненные
впечатления в субъективном авторском восприятии претерпевают художественную
трансформацию. Особенность публицистического творчества в том и заключается,
что оно основано на единстве рационального и эмоционального восприятия, их
нерасчлененности.
Данная
целостность проистекает из особого способа отображения действительности. В
творческом процессе по созданию публицистического образа выделяются две стороны
познавательной деятельности: чувственное и рациональное отражение
действительности. Если в первом случае журналист оперирует наглядными образами,
которые возникают в результате непосредственного наблюдения, то во втором –
логическими понятиями и суждениями. Взаимосвязь этих двух познавательных начал
проистекает из задач, стоящих перед очеркистом. Познавая окружающий мир на
чувственном уровне, публицист может отразить только внешнюю сторону вещей, но
для проникновения в их суть этого недостаточно. Чтобы уловить внутренние
свойства, связи и отношения объектов, необходимы мыслительные формы отражения реальности,
которые позволили бы выйти за пределы непосредственных чувственных данных. К
таким формам можно отнести логические понятия, суждения, умозаключения и т.д.Из
всего ранее сказанного ясно, что в очерке большую роль играет авторское Я. Именно
авторское я, максимально приближенное к читателю, создает эффект подлинности,
достоверности изображения, ситуацию интимизации повествования. Интимизация –
это совокупность стилистических приемов, которыми автор входит в контакт со
своими читателями, делая их участниками своего сообщения. В газетной практике
используются многообразные формы авторского вторжения (введение микро-текстов).
Во-первых, автор может войти в непосредственный контакт со своими героями,
во-вторых, поделиться в ходе описания события собственными воспоминаниями,
в-третьих, выразить свои соображения по поводу поведения героев, в-четвертых,
выстроить версии и предположения, в-пятых, выразить собственные эмоции,
в-шестых, раскрыть перед читателем свою творческую лабораторию и т.д. Теоретики
выделяют несколько типов авторов: 1)автор-исследователь (его цель - изучить,
обсудить, прокомментировать, сделать выводы, дать оценку, обобщить);
2)автор-свидетель (информирует, описывает, рассказывает); 3)автор-лирический
герой (выражение своего Я, повышенное внимание к собственным эмоциям).
Сюжет и
композиция – это элементы, которые держат читателя в напряжении. Выделяют
несколько особенностей в построении композиции: мозаичность (портрет рисуется
мазками); веерность (в центре герой, к которому сходятся мысли); ступенчатость
(приводятся различные эпизоды из разных лет жизни героев). Основные типы
композиции: хроникальный, логический, эссеистский.Основные приемы
композиционного построения: монтаж, разработка мотива, сюжетное построение. Три
вида сюжетов:1.Простой - соответствующий естественному ходу события. 2.Пространственно
временной - это когда события могут происходить в одном и в том же
пространстве, но в разных временных измерениях. З.Сюжет произвольно меняется
соответственно ассоциативным настроениям героев или автора.
Основными
художественными элементами очерка принято считать:
1.Пейзаж. В
путевых очерках пейзаж необходим для географического обозначения места
действия; для обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с
природными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т.п.; для
динамичного описания сменяющихся картин путешествия; для запечатления различных
явлений природы и т.д. В портретных очерках пейзаж применяется: в качестве
контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его
природой; как средство в раскрытии человеческого характера; в качестве фона для
портрета героя; как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д. В
проблемных очерках пейзаж может выступать: в качестве художественного ср-ва в
постановке социально значимых проблем; для воссоздания социальной жизни людей и
т.д.
2. Деталь в
очерковом произведении является одним из средств художественной типизации.
Посредством удачно найденной детали можно передать характерные черты внешности
человека, его речи, манеры поведения и т.д.; выпукло и зримо описать
обстановку, место действия, какой-либо предмет, наконец, целое явление. Приемы
обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях
детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других – для
создания символического образа, в третьих – для ассоциативных связок, в
четвертых – для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих
проявлений.
3. Портрет в
публицистике зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера
героя. Он дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане он
стимулирует читательское воображение. Другая его функция – помочь через
выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его
эмоций и чувств
Основные виды
очерков: 1.Портретный. Предметом такого очерка выступает личность. Суть
публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории определенное
представление о герое выступления. Важна типизация героя. В очерке возможны два
способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в
вымышленном персонаже обозначаются признаки определенного типа социального
поведения, характера или явления. Во втором – в реальном, единичном персонаже
или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей или
событий. В очерке должен быть элемент движения. Описание – демонстрация
характера героя. Отображение существенных моментов жизни (драматичная,
неординарная). Политический портрет - жанр, в котором в основном отображается
психологический портрет, действия и имидж реальных личностей. Задача журналиста
в написании этого жанра - угадать за имиджем реальную личность и дать его
истинную психологическую характеристику, прогнозировать возможные действия этой
личности в будущем, предсказать общественную значимость и роль этой личности в
общественном развитии.
2.Путевой.
Представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными
людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия.
Сюжет в очерке авантюрный (приключенческий) либо отражает последовательность
событий (из всех событий автор выбирает наиболее показательные). Главное
условие - динамичная форма, которая позволить читателю почувствовать все
напряжение путешествия и сделает его тем самым «соучастником» журналистской
командировки, поиска. Журналистское Я реализуется в комментарии.3.Проблемный.
Предметом отображения является проблемная ситуация. Проблема выступает как
преграда, которую пытаются преодолеть конкретные люди с их достоинствами и
недостатками. Журналист должен осмыслить суть происходящего, для этого он
приводит всевозможные ассоциации, параллели, отступления от темы.
История
становления: древний путевой. Россия – 1759, Сумароков «Трудолюбивая пчела».
Начали появляться нравоописательные О. 1769 – Трутень Новикова. 1790 – Радищев
«Путеш-е из петербурга в москву». 1831 – «Современник», Герцен – письма из
Фр-ии и Италии, Пушкин, Некрасов – сб-к физиологич-х очерков + все натуральные
школы демократичные писатели пуб-ы писали для братьев: М.-Сибиряк, Успенский,
Тургенев, Некрасов, Чехов, Горький. Проявление Я – куприн. Стимулирует раз-е О
русско-турецкая война. «Вестник Евр» много мат-в на военную тему и.т.д. Портр-й
О Галич, Полевой, Тендряков. В 90-е мало место для О.
Пр. Журнал
«Банзай»: Александр Василевский. Творческие портреты (Дорога Ван Гога)
Журнал
«Компаньон magasin» Александр Стабровский. Исторический портрет. Юлия Баталина
(Путевые заметки), Анастасия Сечина (бывш. гл. ред. «Эха Перми» - сейчас Олег Руских).
Путевой очерк. Журнал «Огонек» Путевые зарисовки-эссе: Андрей Колесников.
Газета «Известия» Рубрика «Общество» Проблемные очерки: Юрий Снегирев.
Коммерсант»Полоса «Культура» Творческий портрет: Юлия Яковлева. Андрей Плахов.
«Пермские новости»
Портретные очерки:
Владимир Гладышев Марина Сизова. Звезда Портретные очерки: Сергей Журавлев.
(рубрика «Имя в науке» - портреты профессоров ПГУ)
21.
Идейно-тематическое своеобразие и организация сатирических художественно-публицистических
жанров
Фельетон – это
литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми
приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность,
юмор, ирония, насмешка. (Алкей, фельтоны на злобу дня – политические) Задача журналиста
– вызвать у читателя определенные чувства, мысли по отношению к отрицательным
общественным явлениям. Опасность – не впадать в преувеличение, сгущение красок.
Для фельетона
подходит только особый факт, а именно – содержащий в гипертрофированном виде
черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится. Причем это
должны быть черты, достойные осмеяния (нельзя, например, высмеивать трагические
события). Разумеется, фельетон может строиться не на одном факте, а на их
совокупности, что чаще всего и происходит. В этом случае типичное выступает как
определенная закономерность, связывающая ряд отдельных фактов. Типизация – это
отбор определенных общественно-значимых сторон жизненных явлений и их
подчеркивание в художественном изображении.
Журналист
создает собирательный образ, отражающий основные черты распространенных
отрицательных явлений, бытующих в нашем обществе. Для этого он использует
авторский домысел: воображаемые диалоги, эпизоды, которые отражают
возмутительные поступки героя, исходя из его качеств, и др.
Основу
фельетонного метода составляет комическое заострение – преувеличение или
преуменьшение черт, свойств и признаков изображаемого явления. В качестве этих
средств в фельетоне выступают гротеск, гипербола, пародирование,
окарикатурирование (преувеличивающее заострение) и литота (преуменьшающее
заострение). Подача автором реальных фактов через литературную аналогию –
уникальное выразительное средство типизации. Благодаря им выявляется содержание
комического парадокса – противоречие отрицательного факта общепринятому мнению
и здравому смыслу или противоречивость его формы, внешних признаков. Комизм
заключается в том, что силы, выражающие данное противоречие, своей
отрицательности не осознают: персонаж всегда претенциозен, предъявляя права на
роль, которую сыграть не в состоянии. Эту аномалию и высмеивает
публицист-сатирик, показывая всю несостоятельность объекта насмешки
Присутствие
автора в тексте становится для читателя ценным, когда описываемые события
оттеняются мудростью, окрашиваются своеобразием его взгляда. Модификация
фельетона – малые сатирические жанры: авторские колонки.
Типология
жанровых разновидностей фельетона: адресный и безадресный, сатирический и
юмористический.
Авторами
фельетонов явл НезавГ (Алкей, Архилох, тиртей, Антигон), Огонек (Письма
счастья, рубрики сейчас нет, Дима Быков + он же в Известиях, рубрика Мнения и
комментарии), в Известиях Бильжо (раньше писал) пермкие: Нектор Хроник (Хроники
города Уксунь) - Звезда, Петухов «Сказки деловых людей», Звезда – Василий
Бубнов, стихотв фельетоны – Харитон Моржов. Самые прикольные фельетоны Димули
Быкова. Он пишет их в стихотв форме. Его ф. всегда написаны по поводу
конкретного факта, т е явл адресными. Кроме того, явл сатирическими, а нередко
обличающая сила вырастает до памфлетности. Он берет конкрет факты и домысливает
возможное развитие событий, исп-я гротеск. Исп-т градацию: прием нагнетания
ситуаций.
Памфлет –
жанр публицистики, сориентированный на бескомпромиссное обличение чуждых автору
взглядов, действий и других факторов, характеризующих атмосферу общественного
бытия. Объект насмешки в памфлете – концепция, система взглядов идейного
оппонента. Этот жанр отличается убедительной иронией, едким сарказмом. Много
памфлетов публиковалось в советской прессе в годы ВОВ, в них журналисты подвергали
беспощадной критике фашизм и его главарей. Этим они возбуждали глубокую
ненависть к врагам (ж-л Крокодил).
П и Ф
достаточно редкое явление в российской прессе. Новая газета.
22.
Характеристика жанра эссе
Важнейшими
представителями явл Новая газета (Генис), Известия (Соколов-Митрич, Быков,
Бильжо(раньше писал). Он пишет в основном о нравственных проблемах общества, об
утрате ценностей и идеалов современным человеком, но не скучным, назидательным
тоном, а с позиции обычного человека, который сам постоянно сталкивается с
подобными трудностями. Отсюда возникает особый лиричный тон повествования, что
отражается и в выборе тем. Журналист рассказывает и о серьезных мировых
проблемах, анализируя мировой финансовый кризис, военные действия и теракты, и
о близких только ему темах - судьбе своего плюшевого мишки. При этом весь
широкий спектр тем анализируется в одном и том же русле: Бильжо обытовляет
любую ситуацию, смотрит на нее со стороны частного человека. Ключевая черта
материалов – обращение в совет прошлое. Журналист создает своеобразный
мыслеобраз, который совершенно точно передает его опыт общения с предметом.
Автор не просто описывает текущую ситуацию, а показывает опыт ее осмысления
предыдущими поколениями или связывает ее с фактами своей частной жизни. Он
выстраивает ассоциативный ряд. Прямая постановка темы отсутствует, в основе
текста лежит нагнетание ситуаций. В результате использования повторов,
диалогичности, доверительного тона повествования возникает легкость и простота
стиля, что характерно для эссе. Обращается к читателю на «ты».
Эссе в
рубрике Стиль жизни с Адой Горбачевой(в основе лежат собственные наблюдения,
лиричность, личный опыт переживания проблемы;) с Натальей Савицкой, Олегом
Никофоровым и т д.
Редко бывает,
чтобы произведение одного автора создало целый жанр, поступательно
развивающийся на протяжении веков. В том, что у эссе оказался индивидуальный
творец, Монтень, выразилось существенное свойство данного жанра, направленного
на самораскрытие и самоопределение индивидуальности. В основе эссе лежит
постижение хода развития мысли, анализ увиденного в жизни сквозь призму
ощущений автора. Жанроопределяющим элементом эссе является процесс познания
мира, отраженный в процессе самопознания личности.
Сущность эссе
- в динамичном чередовании и парадоксальном совмещении разных способов
миропостижения. Если какой-то из них: образный или понятийный, сюжетный или
аналитический, исповедальный или нравоописательный— начнет резко преобладать,
то эссе сразу разрушится как жанр, превратится в одну из своих составляющих: в
беллетристическое повествование или философское рассуждение, в интимный дневник
или исторический очерк. Эссе держится как целое именно энергией взаимных
переходов, мгновенных переключении из образного ряда в понятийный, из отвлеченного
— в бытовой. (например у Соколова-Митрича в Известиях, эссе «Несильно умные»,
образный: образ Запада противопоставляется образу России. «Запад – цивилизация
торжествующей посредственности». В России каждому хочется быть выдающимся и
видеть вокруг себя нестандартных людей. При этом он приводит реальные
факты(самые посредственные идеи лежат в основе известных проектов).
Отвлеченный: рассуждение о тупых и умных, подкрепляет бытовыми примерами из
личного опыта.
Эссе
соединяет бытийное и личностное: жизнь вокруг нас — это одновременно и наш
внутренний мир. И наоборот: спектр чувствований публициста — это отражение
чувствований, рождаемых внешним миром. Поэтому в центре эссе находится сам
субъект как центр мироздания. Человек в его отношениях с действительностью —
предметная основа текста. С помощью системы разнообразных ассоциаций —
логических, эмоциональных и др. — автор предлагает самоанализ личности,
познающей окружающий мир и самого себя. Так субъект исследования становится его
объектом. Откровенность в описании собственных переживаний, своего внутреннего
состояния — важнейшее качество эссеистского текста. Раздвигаются границы
повествования: конкретная узкая тема развертывается в широкий план параллелей и
аналогий, усложняя, обогащая тем самым контекст разговора автора с аудиторией.
Отсюда и свободная форма эссе, допускающая перетекание друг в друга элементов
репортажа, очерка, статьи, комментария, письма, дневника, новеллы. Отсюда и
возникновение образа повествователя, дистанционно близкого биографическому
автору. Если в фельетоне автор, принимая огонь на себя, демонстрируя свое «я»,
в то же время дает понять читателю, что «я» – это всего лишь маска, образ,
создаваемый для активизации работы мысли аудитории, то эссе – жанр, в котором
самораскрытие и самоопределение индивидуальности служит принципиальной основой
повествования.
Эссеистическое
стремление к целостности, к объединению и соположению разных культурных рядов,
возникло на месте той централизующей тенденции, которая раньше принадлежала
мифологическому сознанию. Синтетизм эссе — это возрождение на гуманистической и
личностной основе того синкретизма, который в древности опирался на
нерасчлененность первобытного коллектива и имел внеличностную, космическую или
теистическую ориентацию. Парадокс эссе в том, что оно своей рефлектирующей и
индивидуалистической природой противостоит мифу и всяческому мифологизму, но не
так, как обособившаяся часть противостоит целому, а как новообразованное целое
противостоит первоначальному.
Будучи по
видимости антимифологичной, отправляясь от индивидуальной рефлексии, эссеистика
по сути берет на себя в Новое время ту функцию объединения, консолидации разных
областей культуры, какую в древности исполняла мифология. Эта функциональная
общность эссе и мифа опирается на их глубокое структурное сходство, несущее,
конечно, и отпечаток огромных эпохальных различий. Одно из главных свойств
мифа, на которое указывают практически все исследователи, — совпадение в нем
общей идеи и чувственного образа. Эти же начала сопрягаются и в эссе, но уже
как самостоятельные, выделившиеся из первичного неразличимого тождества — идея
не персонифицируется в образе, а свободно сочетается с ним, как сентенция и
пример, факт и обобщение.